Волшебный мир театра в детском саду. Проект "Волшебный мир театра" (для детей старшего дошкольного возраста)
Татьяна Виноградова
Проект «Волшебный мир театра»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №16 «Былина»
Проект
«Волшебный мир театра »
Тема : «Взаимодействие родителей и ДОУ в воспитательно-образовательном процессе дошкольников через »
Тип проекта : практико-ориентированный
Участники проекта : дети, родители, педагоги ДОУ
По продолжительности : долгосрочный
Выполнила :
воспитатель Виноградова Т. А.
2. Пояснительная записка…. 3
3. Актуальность…4
4. Концептуальная часть…. 6
5. Список литературы …13
6. Приложение 1 …14
Пояснительная записка
Семья является мощным фактором развития ребенка. Детский сад - это первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное и образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте системы дошкольного образования «Семья рассматривается, как равноправный субъект образовательных отношений. Необходимо пересмотреть отношения ДО с родителям - они должны быть партнерами».
От совместного сотрудничества родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Актуальность
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
В. А. Сухомлинский
В современном обществе происходит разобщенность между двумя социальными институтами – ДОУ и семьей. Уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка, но нельзя отвергать значимость развития и воспитания дошкольника в детском саду. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства в развитии ребенка.
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с :
Нравственным воспитанием;
Развитием коммуникативных качеств личности (обучением, и невербальным видам общения) ;
Художественным образованием и воспитанием детей;
Формированием эстетического вкуса;
Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога) ;
Созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию ребенка.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. А совместная деятельность с родителями - пример для подражания в развитии личности ребенка.
Любое совместное мероприятия позволяет родителям :
Увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях
Апробировать разные подходы к своему ребенку
Приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей группы.
Концептуальная часть.
Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец восемнадцатого- начало девятнадцатого веков) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга дворянства. По свидетельству историков, искусствоведов, педагогов, в представлении участвовали все члены семьи.
Большой положительный опыт театральной педагогики , накопленный в разные годы двадцатого века (К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, П. М. Ершов. Н. И. Сац и др.) позволяет утверждать, что театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, совершенствует телесную пластичность, способствует гармонизации отношений в семье, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
К. С. Станиславский видел в театре большую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяющим в одно гармоничное целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов и декораторов». Он был убежден, что театр - лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.
Используя в работе с детьми различные виды театра , театрализованные игры мы основываемся на высказываниях русского психолога Л. С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении
Семейным театром ставятся не только спектакли, но и изготавливается декорация, сценические костюмы, атрибуты для игр, масок, кукол – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагогов
Для решения проблемы тесного сотрудничества с родителями, мы выбрали новые формы взаимодействия детского сада и семьи - семейный театр .
Семейный театр – неформальное объединение родителей, педагогов и детей для решения практических задач воспитания. Людей сплачивает увлеченность конкретными идеями, совместное творчество взрослых и детей.
Разработали проект «Волшебный мир театра » , рассчитанный на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет. Участниками долгосрочного проекта являются творческая группа педагогов, дети и их родители.
Проект «Волшебный мир театра » основан на принципах :
Содействия и сотрудничества детей и взрослых;
Поддержки инициативы детей («Не оценивать, а ценить ребенка» - А. Г. Асмолов);
Личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей, педагогов и детей;
Уважения, добровольности, партнерства.
Целью проекта является :
Содействие развитию конструктивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Оптимизация детско-родительских отношений.
Для реализации проекта поставлены следующие задачи :
1. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми через совместную театрализованную деятельность .
2. Вовлекать родителей и развивать интерес, мотивацию к совместной .
3. Создавать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, музыкальных способностей.
4. Развивать у детей воображение, фантазию, мышление, память.
5. Воспитывать нравственные качества у всех участников проекта - отзывчивость , внимание, взаимопомощь, взаимоуважение, ответственность, активность, инициативность.
Формы взаимодействия осуществлялись в двух направлениях :
1. Просвещение родителей.
2. Приобщение к совместной театрализованной деятельности .
Просвещение родителей :
Родительские собрания;
Дни открытых дверей;
Индивидуальные консультации;
Организация обратной связи «Почтовый ящик» через сайт детского сада;
Анкетирование (Приложение 1) ;
Наглядная информация в уголках родителей;
Приобщение к совместной театрализованной деятельности :
Оформление декорации для представлений;
Пошив костюмов;
Постановка спектаклей;
Совместные праздники и развлечения родителей с детьми;
Выставка разных видов театра , сделанные вместе с ребенком;
Фотоальбомы «Творческая семья» , «Домашний театр » ;
Оформление «Комнаты сказок» .
Коллективный выезд в театры города Бор и Нижнего Новгорода;
Совместный просмотр спектаклей на базе ДОУ профессиональных артистов гастрольных театров .
Ожидаемые результаты
Активная деятельность семейного театра «Волшебный мир театра » способствует :
Проявлению желания родителей сотрудничать с детским садом.
Созданию условий для формирования мотивации и интереса к совместной
деятельности взрослых и детей.
Повышению активности, инициативности, самостоятельности, творческости у детей, родителей и педагогов в процессе совместной деятельности.
Созданию условий для развития коммуникативных, творческих, музыкальных способностей, воображения, фантазии, мышления, памяти у детей
Воспитанию нравственных качеств у всех участников проекта - отзывчивости , внимания, взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности, активности, инициативности.
Система программных мероприятий
Основой деятельности нашего семейного тетра является добровольность.
В «Волшебный мир театра » вошли самые активные, увлеченные музыкой и культурой родители.
Сотрудничество началось с экскурсии по детскому саду, в ходе которой родители посетили все возрастные группы : растет ребенок – обогащается новым развивающее содержание. В процессе знакомства с условиями развивающей среды в группах, выявили ряд особенностей по развитию детей на каждом возрастном этапе. Наболевшие вопросы, проблемы вынесли на обсуждение. Родители высказывались по поводу интересных форм досугов, которые им известны по своим и другим семьям. Здесь же выявлялись родительские возможности организации таких досугов (профессиональные и личные) : кто что может организовать и провести. Пожелания родителей учитывались при планировании мероприятий. Родители делились своими семейными традициями. Некоторые из этих традиций нам показались очень интересными, и мы их позаимствовали применительно к нашему детскому саду.
В процессе сотрудничества через театральную деятельность создавали ситуацию успеха каждому в реализации себя.
Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители, что вызывает у детей восторг, и гордость, и желание быть похожим на взрослого, научиться выразительному исполнению ролей.
Разрабатывая сценарии мероприятий, мы часто используем приём включения родителей в игровую театрализованную ситуацию , смоделированную в рамках утренника. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых.
В младших группах проводим интегрированные занятия и праздники по театрализованной деятельности совместно с родителями. Используем разные виды театра в зависимости от поставленной цели. Дети учатся азам актёрства – сопереживанию своему персонажу, мимике, жестикуляции, интонации, кукловождению. Эта методика помогает ребёнку быстро и безболезненно адаптироваться к детскому саду.
Совместные творческие проекты позволили родителям побывать авторами текста, исполнителями ролей, почувствовать творческую атмосферу и раскрыть свои умения и талант. А главное помогли перевести родителей от «проживания рядом с детьми» к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости.
Планирование по реализации проекта «Волшебный мир театра »
Наименование мероприятия
Первый этап проекта «Волшебный мир театра » - подготовительный
Организованное собрание родителей групп.
Просветительская деятельность через презентации –
«Значение театра в жизни детей » ,
«Знакомство с историей театра » ,
«Первый театр на Бору » .
Консультации по организации домашних театров :
Знакомство с разными видами театров ;
- театрально -развивающая среда в домашних условиях;
Выбор творческой группы родителей в семейный театр «Волшебный мир театра » . Назначение ответственных за пошив костюмов, оформление декорации.
Второй этап проекта «Волшебный мир театра » - творческий
«Теремок» .
«Теремок» .
Подготовка и показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка» .
Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Заюшкина избушка» .
Подготовка и показ спектакля по сказке «Колобок» .
Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Колобок» .
Подготовка и показ спектакля «Путешествие по сказкам» .
Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сюжета «Путешествие по сказкам» .
Фотовыставка «Театр дома » , «Мы играем в театр » .
Творческий вечер «Угадай-ка» - кукольное представление по народным сказкам.
Третий этап проекта «Волшебный мир театра » - заключительный
Подготовка и показ спектакля на сюжет победителя в конкурсе.
Фотовыставка «Театр дома » , «Мы играем в театр » .
Оформление «Комнаты сказок» на базе ДОУ
Таким образом, подводя итог о проделанной работе можно сказать, что семейный театр – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях. Только живое общение обогащает жизнь детей. Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобрела опыт совместных переживаний, укрепились детско-взрослые и супружеские отношения; взрослые адекватно воспринимают, оценивают и понимают действия ребенка. Кроме того, воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший. Дети не только получали новую познавательную информацию, но и сами являлись активными участниками процесса.
Список литературы :
1. Додокина Н. В, Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду :
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. .
2. Лыкова И. А. Проектирование образовательной деятельности
«Художественно-эстетическое развитие» Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО.
2. Е. П. Арнаутова, В гостях у директора, беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей, Москва 2004г.
3. Л. Свирская, Работа с семьей : необязательные инструкции, Линка-Пресс, Москва, 2007г.
4. Н. Б. Крашенинникова, Социальное развитие дошкольников средствами музыки, Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006г.
Приложение 1.
Анкетирование родителей.
Работа по реализации проекта семейного театра «Волшебный мир театра » началась с анкетирования родителей, где были заданы ряд вопросов :
Знают ли родители, какими видами деятельности занимаются дети в детском саду;
Любимое занятие ребенка;
Совместные досуги;
Знают ли родители о том, с кем дружит их ребенок;
Как часто вместе с ребенком посещают театр , кино, цирк и т. д. ;
Любимые книги (сказки, рассказы, стихи) ребенка;
Семейные увлечения;
Семейные традиции;
Какие проблемы испытывают в воспитании и образовании своего ребенка;
Желание в активном сотрудничестве с ДОУ;
Хотели бы заниматься совместной театральной деятельностью ;
Что умеет делать ребенок самостоятельно;
Какие занятия нравятся ребенку тогда, когда он играет один, с родителями или другими детьми;
В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в жизни учреждения.
Коллектив объединения "Театр" Дома детского творчества с.Бураево РБ
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Данное мероприятие дает возможность взрослым - зрителям вновь окунуться в детство, а детям немного повзрослеть, погружаясь в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном им уровне, театр их сближает.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение Отдел образования муниципального района
Бураевский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества с.Бураево Бураевский район Республики Башкортостан
Мероприятие
на тему
« Волшебный мир театра »
Сахибгараева Ф.Ф.
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДТ с.Бураево
2015г.
Цель: Знакомство и привлечение детей к миру театра. Формирование интереса к театральной деятельности. Обратить внимание детей на то, что театр способен раскрыть новые качества человека и воспитать его хорошим, добрым и отзывчивым.
Задачи:
1.Обучающие :
Сформировать представление о театральном искусстве, познакомить с историей возникновения театра.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.
Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.
3. Воспитывающие:
Воспитывать у детей на примере импровизации положительные качества, необходимые для творчества.
Воспитать эмоционально – положительный взгляд на мир театрального искусства.
Ход мероприятия
Педагог - Здравствуйте, ребята, наши гости уважаемые!
Я рада всех вас видеть!
Игра.
Много, много, много вас друзья,
Узнаем мы, кто есть кто сейчас!
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей.
Сядут Оля и Кристина!
Пляшут Марийка и Марина!
Хохочут Ваня и Татьяна!
Чихают Джульетта и Егор!
Охают Андрей и Люда!
Улыбаются Амалия и Валентин!
Много, много, много вас!
Вы ребята просто класс!
Педагог Прекрасный сегодня день, поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.
Дети протягивая соседу руки, передают добрые ласковые слова, и выражения.
Педагог Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети: - ТЕАТР!
Педагог Ребята, вы были когда-нибудь в театре? Какой вы спектакль смотрели? Что вы видели там? А за занавес который скрывает артистов, вы бы хотели попасть?
Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир театра.
(ходьба змейкой по всей группе под песню «Маленькая страна»)
Педагог Осторожно впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что не боитесь идти по ней? Тогда вперёд! (имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек).
Теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.
Педагог -Наконец-то мы пришли. Давайте отдохнем,и если мы все вместе сейчас закроем глаза, то произойдет настоящее чудо!
Ребята, куда ведёт эта дверь?
Помните, чем открывал потайную дверь Буратино?
Ответы детей.
Педагог А чтобы открыть эту дверь нужно отгадать загадки.
Писатель пьесу написал,
В театр он ее отдал.
Получит роль свою актер,
Поставит пьесу … (режиссер)
Чтоб за живое зрителя задеть,
Приходится актеру даже петь,
Он в творчестве своем атлант,
В актере главное… (талант)
Звенит звонок,
окончен акт,
И начинается … (антракт)
Сыграть в нем все мечтают дети,
И знают все его на свете
Киножурнал любимый наш.
И он зовется … («Ералаш»)
Вот на спектакле целый класс,
Начнется действие сейчас.
Чтоб не мешал нам перезвон
Все отключили… (телефон)
Из картинок и начальных букв слов – отгадок на экране складывается слово «ТЕАТР» слайд – открытой двери в мир театра
Педагог Ну вот ребята, мы в Театре.
Ребята, что нам нужно приобрести, чтобы пойти в театр?
Ответы детей.
Где их можно купить?
Ответы детей.
На экране появляется касса.
Отправляемся в кассу за билетами.
Надевайте шапочки, и занимайте места у кассы.
Рассказчица: Театр открывается, к началу все готово
Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса
Собралась народу масса.
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой.
Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?
Ёж: Мне поближе, плохо вижу, вот…
Спасибо! Ну, пойду!
Рассказчица : Говорит овечка.
Овечка: Мне одно местечко! Вот мое…
Благодарю – доброе словечко.
Рассказчица : А вот и утка.
Утка : Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!
Рассказчица : И прокрякала утка
Утка : Доброе утро!
Рассказчица: Прискакал олень
Олень: Добрый день! Если только вам не лень,
Уважаемый кассир, я бы очень попросил
Мне, жене и дочке во втором рядочке
Дайте лучшие места. Вот мое
Пожалуйста!
Рассказчица: И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,
Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого…
Медведь : Касса, выдай мне билет!
Кассир : Ваше вежливое слово?
Медведь : У меня такого нет!
Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!
Медведь: МНЕ БИЛЕТ!
Кассир:
Нет! Нет!
Не стучите – мой ответ!
Не рычите – мой совет!
Рассказчица: Кассир медведю билет не дал.
Косолапый зарыдал.
Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.
(Медведь покупает билет.)
Педагог Занимайте свои места согласно номерам на билетах, как в театре.
/шум театра/.
Педагог: Что ж, вижу, что все готовы. Ребята вы уже много знаете о театре, а сегодня что- то услышите впервые.
Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник давным-давно примерно 2,5 тысячи лет назад, в Древней Греции. «Театр» - слово греческого происхождения, означающее «место для обозрения».
Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре были высокие зрительные места и сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы грустные и весёлые. (слайды)
Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Оденьте грустные маски. Повторите трагедия – грустная пьеса. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. (слайды) . одевайте весёлые маски. Давайте вместе скажем комедия вместе. Так как называется грустная пьеса? А весёлая пьеса как называется?
Поиграем в игру «Зеркальце» где вы изобразите и трагедию и комедию. Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тому, кто смотрит в зеркало, нужно сказать волшебные слова, а какие? Придумывайте.
Ответы детей.
Педагог Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.
Педагог : А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим знакомство с миром театра..
Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. (слайд). Ребята какие театра вы знаете в нашем городе?
Ответы детей.
Педагог : Заглянем во внутрь театра. Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена
А что такое сцена?
Ответы детей. /Площадка на которой выступают актёры. /
Педагог : Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают…. декорации. Что такое декорации?
Ответы детей.
Педагог : Конечно, декорации это они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А кого ещё не хватает в театре на сцене?
Выходите ко мне, билетики положите на свои стульчики, попробуете себя в роли актёра.
Педагог : Какими умениями должен обладать актер?
Дети. Хорошо и четко говорить, красиво двигаться,
Менять выражения лица.
Педагог : Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту. /изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками/. Начнём всё по порядку.
Педагог : 1.Хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.
А что для этого надо делать? Какие упражнения?
- Упражнение на дыхание
А теперь давайте сделаем сюрприз своим друзьям, надуем шарик. Надуваем его со звуком резко «С-с-с-с» Пошутите над другом, протяните руку, а горлышко отпустите, и шарик медленно сдувается «С-с-с-с-с». А теперь надуем маленький шарик со звуком «Сь-сь-сь-сь», и опять сдуваем его медленно «Сь-сь-сь-сь-сь».
Гимнастика или разминка для язычка.
История четвертая «Утро Язычка»
Утро Язычка начиналось рано. Надо было успеть переделать массу дел. Вставать не хотелось! Язычок зевал (соответственно), сладко потягивался (широко открыть рот и дотянуться языком до нёба). Прогнать остатки сна помогала зарядка. (Рот широко открыт, язык энергично поднимается и опускается под счет «раз-два» не менее 5 раз). Потом Язычок шел к умывальнику. Он чистил зубы изнутри и снаружи (провести несколько раз кончиком языка по внутренней и внешней поверхности зубов справа-налево и слева-направо), полоскал рот (прополоскать рот воздухом, перегоняя его из одной щеки в другую) и умывался (широким движением облизать губы, стараясь высунуть язык как можно больше) и вытирался полотенцем (облизать широким движением языка сверху – вниз верхнюю губку).
Потом Язычок проветривал свой домик и открывал все двери: сначала внутренние (зубы), а потом наружные (губы). Он высовывался наружу (соответствующее движение языка) и смотрел сначала налево, а потом – направо (соответственно). «Светит ли солнышко?». Язычок смотрел вверх (поднять язык вверх, к носу). «А луж нет?» Язычок смотрел вниз (соответственно). Если погода было хорошей, Язычок выходил на утреннюю пробежку. Он обегал свой дом, двигаясь сначала в одну сторону. Затем менял направление и бежал в другую. (Соответственно проделать языком круговые движения.Рот при этом раскрыт широко, движения языком с максимальной амплитудой.)
Завершив пробежку, Язычок делал несколько дыхательных упражнений (соответственно) и заходил в дом, закрыв за собой двери (Сомкнуть сначала зубы, а затем – губы.).
Ваш друг подарил вам яблоко. Кусаем яблоко и жуём закрытым ртом, теперь открытым ртом жуём звуки, пережёвываем. Жуём звук «а», «о», «у», «и», «э», «ы» Посмеялись открытым ртом звуком «А-а-а», тоненько посмеялись звуком «И-и-и», кругло посмеялись «О-о-о».
Проговорим скороговорку «Борис рассыпал Ларисин бисер». Проговорим – широко открыв рот. Проговорим,почти не открывая рта.
Скороговорки.
Давайте разделимся на три группы. Возьмите свои билетики они вам и помогут разделиться на группы. Вытягивайте себе скороговорку.
Проговорите её с разной эмоциональной окраской. Произнесли скороговорку: - гневно, со злобой; - с досадой; - с чувством вины; с чувством радости; задумчиво; мечтательно. Когда будете готовы покажите сигнал.
Педагог : 2.Красиво двигаться – это называется сценическое движение.
Упражнение на снятие мышечных зажимов
Представьте что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители.
Сейчас для вас будет звучать музыка. Вам надо передать её характер различными красивыми движениями. (во время выполнения упражнения воспитатель по ходу даёт оценку: как ты пластично двигаешься….)
Воспитатель: молодцы, вы были неотразимы.
3. Чтобы быть интересными зрителю – для этого что нужно делать актёру?
Менять выражения лица. А это называется мимика.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.
Проводится игра «Мимический кубик».
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».
Педагог : Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актеров. Подойдите сюда. Это – зрительный зал, зрители с нетерпением ждут представления. Здесь – сцена, на которой стоят декорации, Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы должны будете применить все полученные сегодня знания, и, конечно, добавить свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль.
Итак, начинаем представление. Не забывайте голосом передавать характер героя. (показали) Дети уходят переодеваться. Выходит ребенок и объявляет.
Тише, гости, вы сидите!
Нашу сказку не спугните!
Здесь бывают чудеса, где же прячется она?
Сказку мы сейчас расскажем, и расскажем и покажем.
«ФРУКТОВАЯ ИСТОРИЯ»
Педагог: все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры. Ваша дружба, старание помогли вам показать сказку.
Вам понравилось в волшебном мире театра?
Педагог: Давайте вспомним, что мы узнали нового о театре.
1. В какой стране появился первый театр (В древней Греции).
2. Как называются весёлые спектакли (комедии), грустные (трагедии)
3. Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).
Педагог : Давайте своё впечатление о театре выразим стихами.
«Волшебный мир – театр»
Ребёнок. Театра мир откроет нам свои кулисы,
Ребёнок. И мы увидим чудеса и сказки.
Ребёнок. Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Ребёнок. Легко меняются герои, маски.
Ребёнок. Волшебный мир игры и приключений,
Ребёнок. Любой малыш здесь хочет побывать.
Ребёнок. Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
Ребёнок. И всем свои таланты показать.
Ребёнок. Театр, словно чародей, волшебник,
Ребёнок. Своею палочкой волшебной проведя,
Ребёнок. И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Ребёнок. Сегодня вдруг играет короля.
Педагог: Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
Педагог: Ребята положите свой билетик в ящик со смайликом.
Я рада что вам всем понравилось.
Педагог: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»
Программа по организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
1. Пояснительная записка
Детство - это радость, игра, слияние с природой. Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Цель программы - развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.
Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности, игр-представлений (спектаклей) позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В театрализованных играх-представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Для того чтобы решать эти задачи, необходимо наличие в детском учреждении педагога, который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том числе и по театрализованной деятельности. Педагог детского театра должен помочь воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми (вплоть до участия в них в роли «актеров»). Его цель - не ограничиваться сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми-«актерами», а через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала.
Работа над спектаклем - анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочная работа над целостным спектаклем - проводится на специальных занятиях, не реже одного раза в неделю по 30-40 мин. Эти занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. Но такая работа не должна проходить в изоляции от той воспитательно-образовательной деятельности, которую осуществляют воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог по изодея-тельности.
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Они слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т. д.
На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек и пр.; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию спектакля, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
Дети играют в «театр». Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу. Они рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.
В театральной студии под руководством специалиста проводятся речевые упражнения, разыгрываются различные этюды с целью научиться передавать различные чувства. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой-постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол бибабо и пр.).
Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева): одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы бибабо на ширме; другие разыгрывают эту же пьесу в форме настольного театра; третьи - драматизируют.
В дни, когда намечена постановка, распределяются роли между всеми детьми группы: кто пойдет разносить пригласительные билеты для детей-зрителей (в приглашенную группу) и взрослым (сотрудникам учреждения), кто примет участие в оформлении выставки в фойе детского театра, повесит афишу, кто поможет подготовить артистическую комнату (костюмы, атрибутику) и т. д. - это в первую половину дня. После дневного сна игра-действие продолжается: теперь нужен контролер, экскурсовод, дежурный по залу, сцене, в кафе; артисты переодеваются в костюмерной... В назначенный час приходят гости (дети другой группы и взрослые). Спектакль начинается. Целесообразно задействовать в нем как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артистов, включить в действие взрослых.
Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) не должно быть больше двух-трех. Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театрализованных игр (настольные, стендовые, игры-драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлечения, как фрагмент праздничного концерта или утренника.
Что должен знать ребенок 5-7 лет о театре
Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы - декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи), действия придуманы драматургом и сыграны артистами.
Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, будущее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только
14 люди, но и животные, и птицы. Артисты - главные волшебники театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей.
Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постановщик танцев, хормейстер и др.
Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и внимательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфетки и пр.
Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомиться с содержанием (с программой), в фойе найти фотографии артистов, участвующих в спектакле.
В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра, наметить сюжет и разыграть его.
Знания о театральном искусстве, появление устойчивого интереса к нему, сценические навыки рождаются не вдруг. Только система в работе по принципу «от простого к сложному», начиная с младшего дошкольного возраста, а также использование всего комплекса средств и методов театрально-игровой деятельности помогут успешно решить поставленные задачи.
Задачи по театрально - игровой деятельности
Для детей 5-6 лет
Театральная азбука
Рассказать детям о том, что театр - особый волшебный мир. Главные волшебники в театре - артисты. Они с помощью особых средств могут рассказать нам о разных событиях, о переживаниях людей. Основные средства художественно выразительности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном - все мысли, чувства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.
В театре работает много людей. Кроме артистов, художники, композиторы, писатели (драматурги), гример и др.
Игры в кукольный театр
Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра картинок на руке.
Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над интонационной выразительностью речи.
Игры-драматизации
Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.
Игры-спектакли
Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе выразительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.
Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.
Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая детям такие варианты, как: спектакль на художественно-речевой основе, спектакль-опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе. Воспитывать стремление доставлять своей игрой радость окружающим.
Для детей 6-7 лет
Театральная азбука
Углублять знания детей о театре, как о виде искусства. Сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Ребенок должен знать, что в прекрасном мире театра все необычно. Артисты по-разному рассказывают о событиях, о переживаниях людей. Уточнить сведения об основных средствах выразительности. Уточнить представления детей об особенностях различных театров: опера, балет, драматический театр, народный балаганный театр, кукольный, детский.
Познакомить с театрами своего города (наиболее известными). Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в театрах (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример и т. д.).
Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля; в целом уточнить знания правил поведения во время посещения театра.
Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.
В фойе посмотреть фотовыставку к этому спектаклю (фотографии артистов и сцены из спектакля).
Определить любимый вид жанра, наметить любимые сюжеты и разыграть их (как оперу, балет, драматический спектакль или кукольный).
Стимулировать активность детей к организации самостоятельной театрализованной деятельности.
Игры в кукольный театр
Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (бибабо, на гапите, пальчиковый, марионетки, с «живой рукой», настольный, теневой и др.).
Познакомить с новыми типами театров: напольный (люди-куклы, конусный); тростевой.
Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем.
Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение с музыкальным сопровождением и без него).
Игры-драматизации
Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, сценки.
Игры-спектакли
Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа. В целом, развивать сценическое творчество.
Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг и пр.).
Ввести новый тип игр-спектаклей: спектакль пантомимы, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль на обрядовой основе, спектакль-балет или спектакль на хореографической основе.
Развивать умение детей выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.
Представленный ниже учебно-тематический план - это вариант целостного подхода к решению задач через все основные виды детской художественной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Хочется обратить внимание практиков, что предлагаемый репертуар к детским спектаклям ориентировочный и поэтому заменяемый. Но вся работа строится по данной схеме, исходя из поставленных задач.
Программные задачи
Театральная игра
Театральная игра -исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности , свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Культура и техника речи
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.
Основы театральной культуры
Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Общие программные задачи
Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
Снимать зажатость и скованность.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
Развивать музыкальный слух.
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
Развивать интерес к сценическому искусству.
Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
Учить сочинять этюды по сказкам.
Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
Развивать чувство ритма и координацию движений.
Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
Пополнять словарный запас.
Учить строить диалог.
Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
Знакомить с создателями спектакля.
Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
Воспитывать культуру поведения в театре.
2. Основное содержание
Структура учебного планирования
Виды детской деятельности | Задачи | Формы |
|
Сентябрь Организационный месяц. Подготовка предметно - развивающей среды. |
|||
Октябрь |
|||
Художественно-речевая деятельность | Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации, уточнять знания детей об особенностях, повадках животных | Чтение нового литературного произведения | Занятие со всеми детьми |
Театрально-игровая деятельность | Рассказать об особенностях этого вида искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра Знакомство с героями литературного произведения, с их характеристиками | Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра | Работа с малыми подгруппами детей |
Музыкальная деятельность | Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) через музыкальный образ | Слушание музыки к выбранному произведению | Занятие со всей группой |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество) | Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познакомить с внешним видом героев, событиями времени года, когда они происходят | Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для передачи различных чувств (см. книгу М. Чистяковой «Психогимнастика») | С малыми подгруппами и индивидуально |
Учить передавать особенности птиц, животных, особенности их окраски через практическую деятельность | Использовать иллюстрации, репродукции с картин близких содержанию сюжета. | Со всей группой детей |
|
Ноябрь |
|||
Развивать память детей. Учить пересказывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией | Разучивание текста к литературному произведению. | Подгруппами и индивидуально |
|
Театрально-игровая деятельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству) | Знакомить детей с элементами актерского мастерства - это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания героев, их чувства. Учить детей пересказывать сказку по ролям (отдельные эпизоды), в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица | Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации. Показать на своем примере различные образы. Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен | С подгруппами, используя все виды театрализованных игр для разыгрывания одной и той же сцены |
Музыкальная деятельность | Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа | Разучивание песен к литературному произведению | Со всей группой |
Творческая деятельность | Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом | Импровизационные танцы различных персонажей | С группами и индивидуально |
Изобразительная деятельность | Подготовить детей к умению рисовать по творческому замыслу, отражая свои впечатления от литературного произведения | Рисование различными материалами по сюжету или отдельных персонажей | Фронтально |
Декабрь |
|||
Художественно-речевая деятельность | Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста | Пересказывание детьми сюжета по ролям | Фронтальные в игровой форме |
Театрально-игровая деятельность (занятия по театральному искусству) | Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке | Работа над целостной постановкой спектакля | Фронтально и подгруппами |
Творческая деятельность | Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии | Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизированного характера | Подгруппами и индивидуально |
Музыкальная деятельность | Развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности | Продолжать учить песни, танцы, музыкальные игры к спектаклю | Со всей группой, подгруппами, индивидуально |
Изобразительная деятельность | Закреплять умение детей, рисовать различными материалами декоративные узоры | Изготовление афиши, пригласительных билетов. Совместно со взрослыми подготавливать декорацию к спектаклю, отдельные атрибуты, маски | Коллективная и индивидуальная работа |
Постановка музыкального спектакля по выбранному литературному произведению для детей детского сада и родителей. |
Аналогичная структура работы по театрализованной постановке следующего литературного произведения в период с января по май.
(Для детей с тяжелыми нарушениями речи)
I. Пояснительная записка
«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Искусство актера заключается в речи и в движении тела.
1.1. Введение
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки с участием детей играют важную роль в их развитии, приобщают детей к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, развивают речь.
Дети - дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир и словарный запас.
Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада: одной из самых важных для дошкольников является развитие речи, и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов тетра, тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности дошкольника.
1.2. Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, прежде всего, развитие личности ребёнка. Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы у ребёнка сформировались данные качества, необходимо способствовать развитию речи как средства общения. Очень важно совершенствовать диалогическую речь, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Формировать умение содержательно и выразительно драматизировать литературные произведения
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя», является театр и театрализованные игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, которая в ненавязчивой форме помогает развитию связной и грамматически правильной речи, является необходимым условием увлекательной деятельности, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности развитием воображения, фантазии. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Таким образом, можно сделать вывод , что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Актуальность работы мы видим в том, что театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Вместе с тем в детских садах развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
С этой целью нами была разработана вариативная программа под названием «Волшебный мир театра»
Театрализованная деятельность соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой развивающей силы в развитии речи. «Волшебный мир театра» является интегрированной, позволяющей объединить различные элементы коррекционно - развивающего процесса и процесса «проживания» различных ролей в жизни воспитанников, программой.
Участниками программы «Волшебный мир театра», являются воспитанники логопедической группы 5-7 летнего возраста.
1.3.Цели и задачи программы
Целью вариативной программы «Волшебный мир театра» является: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Познавательные:
- Познакомить детей с разнообразными видами театра: кукольный, теневой, пальчиковый и т.д.
2. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развивающие:
1. Приобщить детей к театрализованному творчеству, развить их речь.
2. Подготовить ребенка к дальнейшему восприятию сценической речи и сформировать интонационную выразительность такой речи.
3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
4. Развитие у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
5. Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) через организацию театрализованной деятельности.
6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Воспитательные:
- Создать благоприятные условия для развития интереса детей к театру.
- Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на исполняемые произведение.
- Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
1.4. Пути реализации целей и задач:
- Знакомство детей с театральной куклой и театральными играми;
- Знакомство с видами театров;
- Знакомство с основами актерского мастерства;
- Самостоятельная театрализованная деятельность.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
1. «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)»: воспитанники учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Художественно-эстетическое развитие»: воспитанники знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Социально-коммуникативное развитие»: у воспитанников развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Чтение художественной литературы»: воспитанники знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Познавательное развитие», воспитанники знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
6. «Социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание)»: воспитанники изготавливают атрибуты к играм-драматизациям, инсценировкам, театрализации.
7. Физическое развитие, здоровье: проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. артикуляционной гимнастики, динамических пауз.
«Волшебный мир театра»
2.1. Развитие ребенка в театральной деятельности
Для развития театральной деятельности в группе созданы следующие условия:
- имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный, перчаточный и другие.
- костюмы и маски для игр - драматизаций;
- ширма;
- набор декораций;
- аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы».
Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках. Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини спектакли в группе, танцевальные импровизации под музыку, побуждаем детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учим различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей. Рассказываем детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде.
В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения используем показ настольного, пальчикового и других театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.
2.2. Теоретическая и практическая значимость программы.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм деятельности, времени прохождения материала.
Теоретическая значимость программы определяется тем, что её результаты позволяют расширить и углубить представления о положительном влиянии театрализовано - игровой деятельности на развитие речи у детей дошкольного возраста
Практическая значимость программы заключается в том, что разработанный цикл занятий и методические рекомендации по развитию связной речи средствами театрализованой деятельности могут быть использованы в практической деятельности педагогов и специалистов для оптимизации процесса развития речи детей дошкольного возраста. Данная программа, может применяться в рамках образовательной программы по речевому развитию дошкольников, а также как дополнительная для использования в творческой деятельности.
Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
1 «Развивающая среда», 2 «Дети», 3 «Взрослые».
Первое направление - формирование развивающей среды:
Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
- ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
- Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
- Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
- Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр и др.).
Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).
Второе направление это работа с детьми:
Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы :
- Музыкально-ритмическая разминка: включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения, которые: развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); развивают воображение (способности к пластической импровизации).
- Дыхательно-речевая гимнастика: Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
- Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
- Игры, минута шалости, физическая минутка;
- Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:
Просмотр спектаклей и беседы по ним;
Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Отдельные упражнения по этике;
Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
Игры-драматизации.
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе и для показа на интерактивной доске)
Третье направление - взрослые:
Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:
- выставка театров разного вида;
- Организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
- Создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
- конкурс афиш, пригласительных билетов;
- совместное выступление детей и их родителей;
- выступление кукольного театра;
- мастер-классы, консультации, беседы.
2.4. Методы и приемы вариативной программы:
- Наглядные: показ, пример, взаимопомощь педагога; личный пример
- Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание. обсуждения;
- Практические: разучивание, повторение, самостоятельное исполнение ролей как в коллективе, так и индивидуально, инсценировка и драматизация
2.5. Формы работы:
Групповая
Программа разработана на старший дошкольный возраст. Театрализованные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной к школе групп без какого-либо отбора 1 раз в неделю по зо минут, что в год составляет 18 часов. Оптимальное количество детей на занятии – 12 человек.
Предполагается и индивидуальная работа, пятиминутка, в вечернее время, направленная на решение конкретных проблем и затруднений воспитанника.
Необходимый материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, этапа организованной деятельности. Этапы организованной деятельности постоянно повторяются, закрепляется т.к. у данной категории воспитанников наблюдается пассивный словарь, нарушение внимания, памяти, мышления, темпа и ритма.
Успех в достижении результатов будет зависеть от речевой подготовленности воспитанников и от волевых качеств: терпения, настойчивости, выдержки.
2.6. Ожидаемые результаты организованной деятельности программы «Волшебный мир театра»:
- Совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй,
- речь становится эмоционально насыщенной, выразительной.
- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
- Обогащение театрального уголка.
- Повышение культурного уровня дошкольников.
- приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи.
- полноценное развитие всех сторон речи детей: диалогической и монологической.
- эмоциональная и выразительная речь. - положительное отношение к театральным играм у 100%детей.
- развитие творческих способностей.
- умение детьми распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.