Нотная грамота учить в самом доступном виде. Нотная грамота для начинающих

Часть 1

Основы

    Изучаем нотный стан. Прежде чем переходить к изучению нотной записи, вам необходимо освоить одну из самых важных вещей, которую должен знать практически каждый, кто хочет читать нотную запись. Горизонтальные линии в нотной записи представляют собой нотный стан. Это самый первый элемент музыкальной нотации, и он является основной для всего, что мы будет изучать далее.

    • Нотный стан - это набор пяти параллельных линий и промежутков между ними. И у линий, и у промежутков между ними есть свои номера для удобства обращения. Счет ведется снизу (снование нотного стана) вверх (вершина нотного стана).
  1. Начнем со скрипичного ключа. Первое, что вы заметите, читая нотную запись - это скрипичный ключ. Этот знак выглядит как большой, причудливой рукописный символ в левой части нотного стана и показывает, в каком регистре нужно играть ноты. Этот ключ является отправной точкой для всех голосов и инструментов высокого регистра, и в наших примерах мы будем использовать именно его.

    • Скрипичный ключ, или ключ «соль», произошел от декоративной латинской буквы G. Чтобы не забыть, запомните, что линия в центре завитка ключа представляет собой ноту G. На нотном стане с этим ключом располагаются такие ноты:
    • Пять линий, снизу вверх, обозначают следующие ноты: E G B D F.
    • Четыре промежутка между линиями, снизу вверх, обозначают ноты: F A C E.
    • Если вам тяжело их запомнить, используйте для этого мнемонику. Для линий чаще всего используют мнемонику «Every Good Boy Does Fine» (англ. «у каждого хорошего мальчика все хорошо»), а ноты в промежутках и так составляют слово «FACE» (англ. «лицо»). Упражнения с онлайн-инструментом по распознаванию нот - это еще один отличный способ закрепить материал.
  2. Басовый ключ. Басовый ключ, или ключ «фа», используется для инструментов нижнего регистра, таких как бас-гитара, тромбон, клавиши левой руки пианино и прочих.

    • Название ключа берет свое начало от готской буквы F. Две точки на ключе располагаются над и под линейкой ноты «фа». На нотном стане с басовым ключом располагаются другие ноты, чем на скрипичном ключе:
    • Пять линий, снизу вверх, обозначают ноты: G B D F A. Мнемоника - Good Boys Don’t Fool Around (англ. «хорошие мальчики не валяют дурака»).
    • Расстояния между линиями, снизу вверх: A C E G. Мнемоника - All Cows Eat Grass (англ. «все коровы едят траву»).
  3. Элементы ноты. Каждый отдельный символ ноты включает в себя до трех элементов: головка, штиль и флажок.

    • Головка ноты . Это овал, который может быть пустым (белым) или закрашенным (черным). По сути, головка ноты показывает исполнителю, какую ноту играть.
    • Штиль . Вертикальная тонкая линия, которая соединяется с головкой ноты. Если штиль направлен вверх, то он стоит справа от головки. Если он направлен вниз - слева. Направление штиля никак не влияет на ноту, а служит лишь для удобства чтения нот и уменьшает загромождение знаков.
    • Общее правило для направления штиля звучит следующим образом: если нота стоит на средней линии или выше ее, то штиль направлен вверх; если нота стоит ниже средней линии - штиль направлен вниз.
    • Флажок . Имеет вид изогнутого штриха, присоединенного к концу штиля. Независимо от того, с какой стороны от головки стоит штиль, флажок всегда направлен вправо.
    • Объединенные в ноту флажок, штиль и головка сообщают музыканту о длительности ноты, которая измеряется в тактах или долях. Вы улавливаете ритм, когда слушаете музыку и топаете ногой.

    Часть 2

    Метр и ритм

    Часть 3

    Ритм
    1. Ловите ритм. Ритм, как метр и размер, играет ключевую роль в том, какие ощущения вызывает музыка. Однако в то время как метр определяет количество долей, ритм определяет их качество.

      • Проведем эксперимент. Стучите пальцами по столу равномерно в ритм 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скучно, не так ли? А теперь вот так: на счет 1 и 3 стучите сильнее, а на счет 2 и 4 - слабее. Совсем другие ощущения! Теперь поменяйте их местами: сильно - на 2 и 4, слабо - на 1 и 3.
      • Послушайте песню Риты Спекер «Don"t Leave Me» . Ритм слышно отлично: тихий бас-барабан на счет 1 и 3, громкий хлопок и тарелки на счет 2 и 4. Теперь вы будете гораздо лучше понимать, как устроена музыка. Это и называется чувством ритма!
    2. Представьте, что вы гуляете. Каждый шаг соответствует одному удару, которые в музыкальной нотации будут записываться четвертными нотами. А все потому, что в большинстве западной музыке один такт состоит из четырех долей. Нотная запись вашей прогулки будет такой:

      • Каждый шаг равен одной четвертной ноте. В нотной записи четвертные ноты представляются в виде закрашенных черных точек, прикрепленных к штилю без каких-либо флажков. Можете считать шаги: «1-2-3-4, 1-2-3-4» и так далее.
      • Если бы вы снизили скорость вдвое, чтобы каждый шаг стал равен двум долям, на 1 и на 3, то это были бы половинные ноты (длиной в пол такта). В нотной записи половинные ноты выглядят как четвертные ноты, но с одним отличием - они не полностью черные, а имеют белый центр.
      • Если вы снизите скорость еще на половину, делая шаг каждые четыре доли, на счет 1, то это будет целая нота (одна нота на такт). В нотной записи целые ноты выглядят как буквы «О» или пончики, по аналогии с половинными нотами без штилей.
    3. Пошевеливайтесь! Хватит уже медлить. Как вы заметили, замедляясь, мы убирали части ноты. Сначала мы сделали головку ноты пустой, затем убрали штиль. Давайте теперь посмотрим, как ускориться. Для этого мы будет добавлять ноте элементы.

      • Вернемся к нашей прогулке в нормальном темпе. Представьте, как вы идете по улице (для удобства отбивайте шаги ногой). Представьте, что только что подъехал ваш автобус, а вам до него еще целый квартал. Что делать? Бежать! Бегите к автобусу и помашите водителю.
      • Чтобы ускорить ноты, им нужно добавить флажок. Каждый флажок снижает длительность ноты наполовину. Например, восьмая нота (с одним флажком) по длительности равна половине четвертной, а шестнадцатая (с двумя флажками) - половине восьмой. Возвращаясь к ходьбе, это означает, что мы переходим от шага (четвертная нота) на бег (восьмая нота, в два раза быстрее ходьбы), а затем на спринт (шестнадцатая нота, в два раза быстрее обычного бега). Представьте, что каждая четвертная нота это шаг, и простучите пример выше.
    4. Свяжите ноты! Как видно из предыдущего примера, если на нотном стане слишком много нот, читать их становится труднее. Взгляд сбивается, и вы теряете ноту. Чтобы сгруппировать ноты для простоты в группы поменьше, нужно соединить их вязками.

      • Связки заменяют индивидуальные флажки толстыми линиями, соединяющими штили нот. Существует вполне логичная система соединения нот и, хотя в более сложных музыкальных произведениях соединения ног могут быть очень сложными, для наших целей достаточно соединять ноты в четвертные. Сравните картинку внизу и картинку вверху. Опять простучите ритм и обратите внимание, насколько связки облегчают чтение нотаций.
    5. Лиги и точки. Если флажок сокращает длительность ноты вдвое, то точка имеет похожую, но обратную функцию. За небольшим исключением, которое для нас сейчас не важно, точка всегда ставится справа от головки ноты. Точка увеличивает длительность ноты на половину от ее изначальной длительности.

      • Например, половинная нота с точкой равна сумме половинной и четвертной нот. Четвертная нота с точкой - сумме четвертной и восьмой ноты.
      • Лиги, как и точки, увеличивают длительность нот. Связанные ноты - это две ноты, головки которых соединены дуговой линией. В отличие от точек, которые являются абстрактными и добавляют длину в зависимости от начальной длины ноты, связующие лиги добавляют точную длину: длина первой ноты увеличивается ровно на длину второй ноты.
      • Например, один из случаев, когда вместо точки нужно использовать лигу, это когда длительность ноты не помещается в такт. В этом случае нужно просто добавить не вместившуюся длительность в следующий такт соответствующей нотой и связать обе ноты.
      • Отметим, что лига соединяет головки нот и обычно ставится с противоположной стороны от штилей.
    6. Передохнем. Кто-то скажет, что музыка - это просто набор нот, и будет прав только наполовину. Музыка - это последовательность нот и промежутков между ними. Эти промежутки называются паузами, и они действительно могут оживить музыку и придать ей эмоциональности. Давайте посмотрим, как записываются паузы.

      • Как и у нот, у пауз есть отдельные символы для каждой длительности. Целая пауза обозначается прямоугольником, свисающим с четвертой линии, а половинная пауза - прямоугольником, лежащим на третьей линии. Четвертная пауза - это волнистая вертикальная линия. Оставшиеся паузы представляют собой наклонную черту с флажком, количество которых зависит от длины паузы и равно количеству флажков соответствующей ноты. Флажки пауз всегда направлены влево.

    Часть 4

    Мелодия
    1. Вот мы и разобрались с основами: нотным станом, элементами ноты и основами записи длительностей нот и пауз. Проверьте еще раз, все ли вы поняли, после чего мы перейдем к более веселым вещам, а именно к чтению нот!

      Выучите до мажорный звукоряд. До мажорный звукоряд - основной звукоряд, использующийся в западной музыке. Большая часть других звукорядов, которые вы будете изучать, произошли от него. Как только вы вобьете ее в подкорки мозга, остальные звукоряды будут даваться легче.

      • Сначала мы покажем, как она выглядит, потом - что означает, после чего приступим к чтению нот. Вот как она выглядит на нотном стане. До мажорный звукоряд представлен на картинке выше.
      • Посмотрите на первую ноту, ноту C, которая расположена ниже линий нотного стана. В этом случае мы просто добавляем еще одну короткую линию специально для этой ноты (та самая линия, проходящая через головку ноты). Чем ниже нота, тем больше линий нужно добавить. Но пока не загружайте себе этим голову.
      • Звукоряд до мажор состоит из восьми нот. Эти ноты расположены на белых клавишах пианино.
      • Если под рукой у вас нет настоящего пианино, тогда воспользуйтесь виртуальным . На этом этапе очень важно начать понимать не только, как записываются ноты, но и как они звучат.
    2. Освойте Пение с листа (сольфеджио). Пусть вас не пугают эти слова - это просто пение нот до, ре, ми и так далее.

      • Осваивая пение нот с листа, вы разовьете навык чтения нот боковым зрением - навык, на доведение до идеала которого может потребоваться вся жизнь, и который будет очень полезен на начальных этапах. Давайте еще раз посмотрим на звукоряд до мажор, но теперь добавим названия нот. Звукоряд до мажор с названием нот представлен под «C Scale Solfege 1» на картинке выше.
      • Возможно, вы слышали песню «Do-Re-Mi» коллектива Rogers and Hammerstein. Если можете пропеть эту песню, то сделайте это сейчас, смотря на ноты звукоряда. Если вы ее забыли, можете послушать эту песню на YouTube .
      • А вот более сложный вариант - восходящий и нисходящий звукоряд до мажор с названиями нот, который представлен под «C Scale Solfege 11» на картинке выше.
      • Потренируйтесь несколько раз петь эту последовательность, пока вы ее не запомните. Сначала читайте медленно, одновременно смотря на каждую ноту и распевая ее. Затем вместо «до-ре-ми» пойте C-D-E. Наша цель - правильно брать ноты.
      • Запомните длительности нот: верхняя нота «до» в конце первой линии и нижняя нота «до» в конце второй линии - половинные ноты. Остальные ноты - четвертные. Если опять представить прогулку, четвертная нота соответствует одному шагу, а половинная нота равна двум шагам.

    Часть 5

    Диезы, бемоли, бекары и ключевые знаки
    1. Переходим к следующему шагу. Итак, мы рассмотрели основы ритма и мелодии, и у вас теперь есть базовое понимание того, что обозначают все эти точки и каракули. Хотя этих знаний достаточно, чтобы играть на детской дудочке, есть еще кое-что, что вам следует узнать. Самое важное из этого - это ключевые знаки.

      • Наверное, вы уже видели диезы и бемоли: диез выглядит как решетка (♯), а бемоль - как печатная латинская буква б (♭). Оба знака ставятся слева от головки ноты и указывают на то, что следующая нота должна играться на пол тона выше (диез) или на пол тона ниже (бемоль). Звукоряд до мажор, как мы уже знаем, состоит из белых клавиш пианино. Черные клавиши - это диезы и бемоли. Но так как в звукоряде до мажор нет ни диезов, ни бемолей, она записывается так:
    2. Тоны и полутоны. В западной музыкальной системе ноты находятся друг от друга на расстоянии тона или полутона. Если вы посмотрите на ноту C на пианино, то увидите, что между ней и следующей белой клавишей, нотой D, находится черная клавиша. Интервал между нотой С и D называется тоном. А интервал между нотой C и черной клавишей называется полутоном. Возможно, теперь вы задумались: «А как же называется черная клавиша?» Ответ: когда как.

      • Для удобства можете запомнить, что при восходящей последовательности звуков эта нота является диезом предыдущей ноты. При нисходящей последовательности эта нота - бемолем предыдущей ноты. Таким образом, если двигаться от C к D, то черная клавиша между ними будет диезом (♯).
      • В этом случае черная нота будет записана как C#. Если двигаться вниз, от ноты D к ноте C, и проходить по черной ноте между ними, то она будет записываться как бемоль (♭).
      • Подобные договоренности облегчают чтение нот. Если бы вам нужно было записать восходящую последовательность этих трех нот, но вместо C# вы записали бы D♭, то запись имела бы знак бекар (♮).
      • Обратите внимание на новый знак - бекар (♮). Где бы он ни находился, он отменяет все предыдущие диезы и бемоли. В этом примере вторая и третья ноты - ноты D: первая - D♭, а вторая - D, так как она на пол тона выше предыдущей D, поэтому, чтобы показать правильную ноту, ее пришлось «скорректировать». Чем больше диезов и бемолей разбросано по нотному стану, тем дольше музыканту придется в них разбираться перед игрой.
      • Зачастую те композиторы, что ставили знаки альтерации в предыдущих тактах, могут поставить «необязательные» бекары, чтобы музыканту было понятнее. Например, если в предыдущем такте использовалась тональность ре мажор с нотой A#, то в следующем такте возле ноты A может стоять бекар.
    3. Разбираемся с ключевыми знаками. К этому моменту мы рассмотрели звукоряд до мажор: восемь нот, все белые, начало с ноты C. Однако звукоряд можно начать с любой ноты. Если играть только белые клавиши, то это будет не мажорный звукоряд, а «ладовый звукоряд», рассмотрение которого не входит в цели этой статьи.

      • Начальная нота, или тоника, соответствует тональности. Наверно вы уже слышали, как кто-то говорит что-то вроде: «Эта песня в тональности до». Это означает, что главный звукоряд начинается с ноты C и включается в себя ноты C D E F G A B C. Ноты в мажорном звукоряде соотносятся друг с другом по-особенному. Взгляните на клавиши, изображенные выше.
      • Обратите внимание, что почти между всеми нотами интервал равен тону. А полутон только между нотами E-F и нотами B-C. У любого мажорного звукоряда такие же интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Если начать звукоряд с ноты G, то она будет выглядеть так:
      • Обратите внимание на F# на верхней линейке. Чтобы отношения между нотами были правильными, ноту F нужно поднять выше ноты G на полтона, а не на тон. Такой звукоряд легко читать, но что, если начать звукоряд с ноты C#? Она будет выглядеть так:
      • Теперь пошли сложности! Именно для того, чтобы убрать путаницу и упростить чтение нот, и были созданы ключевые знаки. В каждом мажорном звукоряде есть фиксированный набор диезов и бемолей, которые обозначаются в самом начале нотного стана. Взглянув опять на звукоряд соль мажор, мы увидим ноту F#. Вместо того чтобы ставить знак диеза рядом с нотой, мы ставим его в самое начало. В такой позиции знак диеза означает, что каждая нота F на стане должна играться как F#. Выглядит это вот так:
      • Этот звукоряд звучит и играется точно так же, как и предыдущий мажорный звукоряд без ключевого знака. Полный список ключевых знаков можно найти ниже.
  4. Обратите внимание на знаки акцента (>) над каждой четвертной нотой C. Опять простучите этот ритм, только в этот раз делайте акцент на каждой ноте со знаком акцента. Теперь вместо вертолета у вас должен получиться поезд. Лишь слегка изменив ударение, мы полностью изменили характер музыки!
  5. Играйте в пиано, фортиссимо или где-то между ними. Так же, как человек не всегда говорит с одной и той же громкостью - он то повышает, то понижает громкость голоса в зависимости от ситуации - так и громкость музыки постоянно меняется. Музыкант узнает, с какой громкостью нужно играть, благодаря знакам динамики, которые расставляет на нотном стане композитор.

    • Существуют десятки обозначений динамиков на нотном стане, но чаще всего вы будете встречать буквы f, m и p.
    • p значит piano, или «тихо».
    • f значит forte, или «громко».
    • m значит mezzo, или «умеренно». Это буква влияет на стоящую после нее, как в mf или mp , которые обозначают «умеренно громко» и «умеренно тихо».
    • Чем больше букв p или f стоят подряд, тем тише или громче нужно играть отрывок. Попробуйте пропеть ноты из примера выше (первая нота в примере - тоника или нота «до») с учетом динамики, и вы заметите разницу.
  6. Играйте все громче, и громче, и громче или тише, и тише, и тише. Еще один часто встречающийся символ динамики - крещендо, и его противоположность - декрещендо. Они визуально отражают постепенное изменение громкости, которые выглядят как вытянутые символы «<» и «>».

    • Крещендо постепенно усиливает звук, а декрещендо его понижает. Работая с этими двумя символами, вы должны заметить, что открытый конец представляет увеличение громкости, а закрытый конец - понижение громкости. Например, если музыка направляет вас постепенно перейти от forte к piano, вы увидите
    • Попрактикуйтесь в каком-нибудь тихом месте. Лучше всего начать с пианино, так как на нем легко практиковаться в начале. Если у вас нет пианино, попробуйте одно из виртуальных пианино в интернете. Разобравшись, вы можете перейти к обучению игры на других инструментах! Надеемся, это поможет.
    • Найдите ноты ваших любимых песен. Зайдите в ближайшую библиотеку или музыкальный магазин, там вы найдете сотни - если не тысячи - книг с нотами и аккордами ваших любимых песен. Читайте ноты, слушая музыку, и вы будете лучше понимать ее на интуитивном уровне.
    • Постарайтесь весело проводить время с музыкой, потому что будет довольно сложно научиться играть через силу.
    • Поработайте над сольфеджио. Даже если вам не достался хороший голос, это поможет вам натренировать слух и услышать ноты.
    • Постоянные и регулярные тренировки - вот залог успеха. Сделайте карточки или купите тетради для чтения нот, чтобы заложить прочный фундамент.
    • Вам будет полезно выучить как западные ноты, так и обычные ноты. Изучение западных нот поможет вам в долгосрочной перспективе, и их намного легче запомнить, чем обычные ноты.
    • На сайте imslp.org хранится большая коллекция партитур и записей исполнений музыкальных произведений. Сайт создан для того, чтобы люди могли выбрать одно из произведений какого-нибудь композитора, слушать его и одновременно читать ноты.
    • Сохраняйте терпение. Как и изучение иностранного языка, обучение чтению нот требует времени. Как и в любом другом деле, чем больше вы практикуетесь, тем легче оно вам будет даваться, и тем лучше у вас будет получаться.
    • Скользящая деталь на тромбоне играет диезные и бемольные ноты.

2.1. Связь упражнений с содержанием музыки.

Идейно - эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передаёт с помощью средств музыкальной выразительности мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел автора.

С первых занятий следует учить студентов понимать содержание музыки, вникать в ее сущность.

Помогают понять замысел музыки указания композитора в нотном тексте,

которые касаются исполнения всего произведения или его частей: "задушевно", "энергично", "с огнём", "весело" и др.

1. Ходьба на носках. Студенты должны выполнять под жизнерадостную музыку, с хорошей осанкой, четким шагом.

2. Под лирическую музыку идут бесшумно мягким шагом, слегка опустив голову и несколько расслабив мышцы рук и ног. Настроение должно быть спокойным и задумчивым. При сопоставлении движений, контрастных по характеру, яснее воспринимается различие в содержании музыки.

3. Прослушать несколько произведений и определить, какие из них подойдут для предложенных упражнений. Например, ходьбу строевым, походным, острым шагом, и др.

2.2. Связь упражнений с мелодией и регистром звучания музыки.

Мелодия означает пение, напев. Это основа музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора.

Мелодия - это одноголосое выражение музыкальной мысли. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм. Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная ме­лодию произведения, под которую выполняются упражнения, занимающие­ся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восста­новить (на основе сформировавшихся условно-рефлекторных связей между музыкой и движением) последовательность упражнений. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов.

У мелодии есть свои законы. Основной ее закон - волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы - нарастания и спады. Со­вокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Важнейшие виды мелодического рисунка:

1) восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким зву­кам;

2) нисходящее движение - переход к более низким звукам;

З) волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Мелодической вершиной называется самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом ее подъёме. Момент наивысшего положения в музыкальном произведении или его части называется кульминацией.

Для определения мелодии можно выполнить следующие задания: при звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки – в шеренгу, при звучании марша – в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие

мелодии и другие формы построения. Различное нап­равление мелодического рисунка можно передать следующим упражнением: под музыку В.Ребикова "Колыбельная" при движении мелодии вверх плавно поднять обе руки вверх, при движении мелодии вниз - плавно опустить. Передавая рисунок этой мелодии движениями, занимающиеся лучше воспринимают ее.

Регистры - это различия высоты звучания музыки. В каждом голо­се или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать определенный образ, контрастности в музыке .

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мы­шечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнять ходьбу на носках (С.Майкапар "Полька"), в среднем - ходьбу (Д.Кобалевский "Шарманка"), в низком - ходьбу выпадами ("Марш Черномора" из оперы Ф.Глинки "Руслан и Людмила").

2.3. Связь упражнений с ритмом музыки.

Ритм - одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Звуки записывают знаками, которые называются нотами. Нота представ­ляет собой кружок пустой или затушёванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружочкам прибавляются вертикальные палочки (шпили), хвосты и т.д. Ноты раз­мещаются на нотоносце, состоящем из пяти параллельных линий, пред­ставляющих вместе одну нотную строчку. Счет линиям ведется снизу вверх. В начале нотного стана ставится вертикальная черта, соеди­няющая все пять линий. Она называется начальной чертой. Ноты пишутся на линиях и между ними, т.е. в промежутках. Палочки (шпили) ставятся на нотном стане у кружочков нот: справа - вверх от второ­го промежутка и ниже; слева - вниз от третьей линии и выше. По длительности ноты бывают целые, половинные, четвертные, восьмые и т.д. Самая длинная нота - целая, остальные ноты её доли.

Длительность нот легко воспроизвести движениями: хлопками, уда­рами ноги, шагами, например: 1. Шагать на четыре счета четвертями, затем по четыре счета половинами. Обратить внимание занимающихся, что шаг стал в два раза медленнее. 2. Шагать четвертями, а хлопать восьмыми. В музыке чрезвычайно редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Почти всегда имеются две и больше различ­ных длительностей. Чередование звуков различной длительности обра­зует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рису­нок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки (вальс, полька и др.). В музыке эмоциональный характер ритма делает его важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя .

Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает му­зыкальную память, координацию движений, быстроту реакции.

2.4. Связь упражнений с размером музыки.

В каждой мелодии, как правило, ударные (акцентированные, силь­ные) доли через равные промежутки времени чередуются с более слабыми (не акцентированными) долями. Такая периодичность ударных и неударных звуков называется метром. Размером называется выражение долей метра определенной длительности.

Основных размера два: двухдольный (четный), в котором чередуются одна ударная доля и одна неударная; трехдольный (нечетный), в котором чередуются одна ударная и две неударные доли. Из сочетания простых размеров образуются сложные. Так в четырёх­дольном размере чередуются сильная доля, слабая, относительно силь­ная и слабая.

Размер обозначается в начале нотной записи музыкального про­изведения в виде двух цифр, выставляемых одна над другой (2/4 или 3/4). Верхняя (первая) цифра показывает количество долей в такте, а нижняя (вторая) - какой длительностью выражена доля в данном размере.

Тактом называется отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана. Эта черта назы­вается тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной до­лей для того, чтобы её выделить.

Часто музыкальные произведения начинаются не с сильной доли, т.е. не с начала, а с середины такта. Отрезок нотной записи до первой тактовой черты занимает в этих случаях меньшую длительность, чем целый такт. Такой неполный такт называется затактом. Его отличительный признак - отсутствие сильного ударения. В большинстве случаев произведения или отдельные их части, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

Музыкально-ритмические задания помогают занимающимся лучше понять размер музыкального произведения и четко выполнять упраж­нения в соответствии с долями такта.

В начале занимающиеся учатся определять размер по количеству равных долей такта:

1. Прослушать музыкальные примеры размерами 2/4, 3/4, 4/4 и хлопками отразить сильную долю такта.

2. Под музыку польки на сильную долю такта шаг вперед, на сла­бую - легкий хлопок.

3. Музыкальное сопровождение 3/4. На сильную долю такта пры­жок с левой ноги на правую, затем два шага вперед. На следующем такте прыжок с правой на левую.

4. Построиться в две шеренги на боковых линиях зала лицом к центру. Передавать мячи противоположенной шеренге ударом о пол на сильную долю такта. Размер музыкальных произведений менять через определенное количество повторений (8 - 16 тактов). Занимающиеся по слуху определяют смену размера музыкального сопровождения и из­меняют протяженность выполняемых движений.

5. На затакт поставить руки на пояс и выполнить ходьбу, акцен­тируя ногой сильную долю такта. После этого занимающиеся переходят к изучению движений (тактировки), принятых для обозначения различ­ных размеров.

Размер 4/4.

И.п. - руки вверх ладонями вперед

1 - руки вниз, кисти согнуть вперед ладонями к низу

2 - руки скрестно перед грудью

3 - руки в стороны

4 - руки вверх

В размере 3/4 пропускается скрестное движение рук, на размер 2/4 опускаются два средних движения.

Тактировку различных музыкальных размеров можно выполнять ша­гая на месте, в движении, приставным шагом, шагом вальса.

В дальнейшем при выполнении различных упражнений под музыку у учащихся закрепляется умение определять размер и показывать его тактировкой.

Будущим учителям физической культуры очень важно знать размер музыкальных произведений и примерное количество тактов, необходи­мых для сопровождения различных упражнений. Так, для выполнения разновидностей ходьбы подбирается маршевая музыка размером 4/4, 64 такта. Для бега - полька, галоп размером 2/4, 32 или 64 такта. Быстрые отрывистые движения удобно выполнять под музыку размером 2/4, а плавные, мягкие, медленные движения - 3/4.

Для проведения общеразвивающих упражнений достаточно 7-8 музыкальных фрагментов по 32 такта. Существует взаимосвязь между размером музыкальных произведений и подсчётом упражнений. Так, при выполнении упражнений под музыку размером 2/4, учитель ведёт подсчёт: "раз"-"два", "раз"-"два"; размером 3/4 - "раз"-"два"-"три", "раз"-"два"-"три"; если упражнение сопровождается музыкой четырёхдольнего размера, то подсчёт следующий: "раз"-"два"-"три"-"четыре" и т.д..

2.5. Связь упражнений с темпом музыки.

Характер музыки воспринимается, прежде всего, через её темп. Темпом называется скорость исполнения музыки. Оттенки музыкальных темпов очень разнообразны. Грустная музыка обычно связана со спо­койным темпом, весёлая с более быстрым. Тревожная музыка чаще бы­вает быстрой, торжественная –

медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается прежде всего через ее темп. Произвольно из­менять скорость музыкального произведения нельзя, так как это вле­чёт за собой изменение его содержания.

Основные названия темпов: адажио - медленно, андапте - умере­но, аллегро - быстро. Для овладения различными темпами занимающим­ся дают специальные задания. Прослушав музыкальное произведение, они определяют

и называют темп, смотрят в нотах запись темпа, а затем выполняют движения с

соответствующей скоростью, например:

1. Стоя в кругу и держась за руки, на медленный темп идти мягким шагом по кругу, при переходе музыки на быстрый темп, разделить круг на два малых круга и двигаться высоким бегом.

2. При медленном темпе идти парами, при быстром - оббегать друг друга.

3. Ходьба в темпе марша под музыку. Через 8 тактов прекратить му­зыкальное сопровождение. Занимающиеся продолжают ходьбу, сохраняя взятый темп. Через 8 тактов снова возобновить, музыкальное сопровождение, чтобы занимающиеся проверили правильность сохранения темпа. Характер предлагаемых отрывков желательно менять.

Необходимо помнить, что существует определенная зависимость между музыкальным темпом и амплитудой выполнения упражнений. Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела - рук, ног, головы, а также дви­жения кистями, предплечьями, стопой. Умеренный и медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей те­ла. Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.

Динамические оттенки - это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения. К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы звучания; постепенное замедление и ускорение темпа; плавность или отрывистость звучания мелодии. Перечисленные оттенки обычно обозначаются итальянскими терминами. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: форте - громко, пьяно – тихо. Примерные задания на связь упражнений с ди­намическими оттенками музыки:

1. При громком звучании музыки идти высоким шагом, при тихом -мягким.

2. При громком звучании музыки продвигаться скачками, при тихом -принять позу (статическое положение).

3. Резкое изменение силы звучания: тихое звучание - ходьба на нос­ках, громкое - прыжки на месте.

4. Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным рас­ширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания – повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.

5. При громком звучании музыки идти "змейкой", при тихом - идти по кругу.

6. При постепенном замедлении темпа музыки идти медленно, крадучись на носках, при ускорении темпа - передвигать­ся быстро, пружинно, перекатом с пятки на носок.

7. При плавном звучании музыки идти строем, при отрывистом -выполнить прыжки на двух ногах врассыпную, руки на поясе. После окончания музыки быстро встать в строй на свои места и приготовиться к повторному выполнению задания.

8. Музыкальная игра "Запев - припев" (см. описание С.60)

Мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.

Что такое нота

Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.

Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.

Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.

Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.

Звукоряд и нотный стан

Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.

Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.

Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).

На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:

Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:

Знаки альтерации

Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.

Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.

Ноты на грифе гитары

Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.

Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:

Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:

Длительность нот и пауз

Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.

На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:

Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:


На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:

А паузы соответственно вот так:

Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.

Заключение

В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.

Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой .

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время . Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм .

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется : чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек , которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях , однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом . Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом .

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).



Статьи по теме: