Преступление и наказание. Небольшой драматический театр

Спектакль - «Преступление и наказание»
Режиссёр - Вадим Сквирский
Театр - Театр-Студия Небольшой драматический театр под руководством Льва Эренбурга (Санкт-Петербург).

На девятом фестивале «Твой шанс» в Москве показали спектакль «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского театра-студии Небольшой драматический театр (НДТ) из Санкт-Петербурга. В программке к спектаклю написано, что спектакль создан на основе этюдного материала, подготовленного в процессе обучения актерским курсом Л.Б. Эренбурга (выпуск 2011 года, БИИЯМС). Сейчас спектакль уже включен в репертуар театра-студии НДТ. Основные роли в спектакле исполняют бывшие студенты курса, некоторые из которых приняты в труппу театра-студии НДТ, но две центральные, ключевые роли отданы ведущим (впрочем, в НДТ все ведущие артисты) актерам театра-студии НДТ. Роль Раскольникова Родиона Романовича исполняет Даниил Шигапов, а роль Порфирия Петровича исполняет Евгений Карпов.

Кто знаком с творчеством Льва Эренбурга и его театром знает, что у театра есть свой индивидуальный театральный стиль. Стиль жёсткий, пытливый, дотошный, въедливый, реалистический, подлинный, натуралистический. Если играть роль, то не играть, а проживать. Если драться, то драться по-честному, до синяков и крови. Если любить, то любить по-настоящему. Зритель не должен усомниться в искренности и честности. Практически все спектакли театра-студии НДТ играются этюдным методом, т.е. сквозное непрерывное действие отсутствует. Действие разворачивается и набирает обороты от одного этюда к другому. Кому-то это нравиться, у других наоборот, такой стиль вызывает отторжение и разочарование. Спектакли театра-студии НДТ лучше один раз увидеть, чем сто раз про них услышать, дабы иметь своё мнение. А смотреть в НДТ есть на что, уж поверьте.

После просмотра спектакля «Преступление и наказание» рождается такое ощущение, что актёр и режиссёр театра-студии НДТ В.Сквирский превзошел своего учителя. Но, увы, родившееся ощущение обманчиво. Дело всё в том, что в свою дебютную работу В.Сквирский вложил всего себя, что чрезвычайно похвально для дебюта. Надеюсь, что следующие спектакли в его постановке будут не хуже дебютного. Спектакль получился крепким, ясным, выстроенным, сыгранным и логически законченным.

Безусловно, понятно, что хотел сказать режиссёр своим спектаклем. Видно, что роман «Преступление и наказание» перечитан и проанализирован не один раз. Тут нет проходных сцен из романа. Даже сцена убийства старухи процентщицы отсутствует. У зрителя не возникнет вопрос: А зачем эта сцена? Режиссёр отобрал сознательно только те сцены, которые в конечно итоге выстаиваются в логическую цепочку спектакля.

Форма спектакля определена как «лекция для споспешествования как-нибудь всему человечеству». В мир героев романа Достоевского зрителей погружает лектор женщина, знающая и глубоко понимающая творчество не только Достоевского, но Л.Толстого. Вот эти её серьезные познания и помогают зрителям взглянуть на роман с другой стороны, т.е. уйти от замусоленных стереотипов школьной программы.

Спектакль, прежде всего, не о преступлении и наказании, а о свободе личности – в действительном и исходном её понимании. Об избавлении от тех идей и слов, которые мешают быть самим собой — человеком. Убейте в себе ложные стереотипы. Ещё спекатль о силе жизни. Раскольников шёл к этому избавлению весь спектакль, пытаясь уйти от сюжетной линии романа. Как он говорит: «как в книжке - не будет!». И освобождение произошло, но уже в финале спектакля на каторге. Раскольников спасает от смерти Сонечку, увидев в ней человека. Он поступает уже как человек, спасая её, отдав ей свою одежду. Сонечка, сладко засыпая, выздоравливает, лежа на боку. Кульминация лекции (спектакля) – это всеобщее освобождение и преклонение. Всех без исключения персонажей.

Журналист Ольга Комок, сходив в Александринский театр на "Преступление и наказание", констатирует, что спектакль - настоящее испытание для зрителя. Как минимум на время.

В Александринском театре и на одноименном фестивале состоялась если и не самая успешная, то наверняка самая громкая премьера года. Худрук Венгерского национального театра Аттила Виднянский поставил роман Достоевского "Преступление и наказание" как оперу. Да не какую–нибудь, а самую что ни на есть поствагнерианскую: пять с половиной часов эпического действа, многословные герои - не люди, а олицетворения всяких разных идей и морально–этических концепций, кипящие страсти отсылают не к быту, а сразу в вечность (или в хрестоматию по истории литературы). И, конечно, музыка: она–то и правит бал на сцене драматического театра, толкает вперед действие, захлестывает монологи персонажей звуковыми штормами, заставляет шевелиться вездесущий миманс в тюремных телогрейках.

Миманс этот еще и поет, как положено оперному хору. Живые голоса создают обаятельный контрапункт к основной фонограмме (которая представляет собой энциклопедию австро–немецкого экспрессионизма XX века с вкраплениями грегорианского хорала и общеизвестного барокко): что?то из русского церковного обихода, немножко площадного фольклора плюс вокальное переложение хита Эми Уайнхаус - это бонус для тех, кто решился остаться на второе отделение "концерта" после 2,5–часового акта.

Других бонусов во втором акте почти нет: в первые 2 часа публике уже предъявлены все ноу–хау оперы "Преступление и наказание". Черно–белый конструктивизм очень идет партитуре. Зловеще развеселый миманс перекатывает абстрактные фрагменты человеческих (человеческих ли?) жилищ при каждом повороте всем известного сюжета. Почтение к главному русскому роману явлено полнейшее, артисты произносят текст классика целыми страницами. Разве что ради ускорения процесса полифонически накладываются друг на друга: например, Мармеладов (Сергей Паршин) исповедуется в пьянстве, а параллельно матушка Раскольникова (Мария Кузнецова) зачитывает письмо сыну. Поначалу монологи богато иллюстрированы: Соня (прекрасная в артистической сдержанности Анна Блинова) изображает рассказ о своем падении посредством пластических экзерсисов. Зарубленные старухи, а позже и покойник–Мармеладов не покидают сцену, как оперные лейтмотивы не исчезают из партитуры. Сон Раскольникова об убиении лошади вообще превращается в буйный сценический апокалипсис, в том числе для слуха граждан, не привыкших к стадионному уровню децибел.

Все партии спектакля расписаны в точном соответствии с указаниями композитора, то есть писателя. Тощая помешанная Катерина Ивановна (Виктория Воробьева) мечется с детьми в костюмах зайчиков, Разумихин (Виктор Шуралев) - положительный хипстер в футболке с Гагариным, Лужин - карикатура на чиновника, Лебезятников (Иван Ефремов) - идеалист из тех, кто в 1991–м строил баррикады у Белого дома, Свидригайлов - блистательно–отвратительный, хореографически точный Дмитрий Лысенков - не выходит из предначертанной роли ни на секунду. Живым, самостоятельным героем не кажется даже сам Раскольников - Александр Поламишев играет душу, смятенную до состояния полной неопределенности. И только один актер (или персонаж?) отыгрывается на Достоевском по полной: Виталий Коваленко превратил следователя Порфирия Петровича в эдакого клоуна из фильма ужасов, многоликого змея–искусителя с истерическим хохотом и повадками пародийного светского льва. Тут уж не роль управляет артистом, а совсем наоборот.

Во втором акте этот змей переодевается в католическую рясу и с дьявольским напором нашептывает Раскольникову мысли уже душеспасительные - о пользе веры и покаяния. О том же - в лоб, долго, безо всяких ухищрений - вещает и Соня. После залихватского марша персонажей в честь всех злых и мертвых (с уморительным гигантским топором вместо знамени) режиссер как будто теряет интерес к заполнению сцены движением. Стены не катаются, хор растворяется в темноте. Наступает череда томительных соло. Каждый персонаж выговаривается до последнего вздоха, до последней ноты - чистое наказание для зрителя, опаздывающего на метро. И когда Свидригайлов, вдоволь наисповедавшись, полазив по стенам и покатавшись по полу, наконец, стреляется одновременно с сакраментальным раскольниковским "Я убил!", а свет на сцене гаснет, сил остается только на ответный вздох - "И слава богу".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

«Небольшой драматический театр» выпустил премьеру по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Постановка Вадима Сквирского основана на этюдном материале прошлогоднего выпуска Льва Эренбурга, основателя НДТ. Немудрено, что и в самом спектакле рука мастера чувствуется во всем, а новое «Преступление» легко входит в репертуарную обойму театра-студии Эренбурга.

На сцене — вечные строительные леса, как нельзя лучше отвечающие данной классиком характеристике летнего Петербурга: «всюду известка, леса, кирпич, пыль». Первой на фоне этих лесов появится лекторша, обделенная не только красотой, но и усредненностью здоровья. Ее пораженная талидомидной немощью коротенькая правая ручка судорожно сжимает томик Достоевского, в котором «синий чулок» искала, да не нашла истины и счастья. И оттого нынче она назначила себя главной обличительницей и развенчательницей классика.

— Миром правит не любовь и не Бог! — упрямо твердит она. — А эстетика!

И поначалу указанное на программке назначение спектакля-лекции о достоевщине «для споспешествования как-нибудь всему человечеству» кажется прямолинейным, даже издевательским. Откровение снисходит лишь к концу спектакля. Недаром говорится, что смехом к человеческой душе удается пробиться быстрее, чем назиданием, а зрители на премьере Сквирского подхохатывают постоянно. И немудрено: смешон даже беззубый смертник Мармеладов (Александр Белоусов), упившийся на глазах у публики до обрушения со второго этажа лесов.

Но главное — нет в спектакле привычных, а оттого уже плоских литературных образов, над которыми едва ли посмеешься во время чтения романа. Так, не показывают публике убийство старушки-процентщицы, лишь горе-лекторша одиноко сублимирует до падения от невидимого, но засвидетельствованного кровавой струйкой удара топора. И вот тут к зрителю начинает приходить понимание того, что все глобальные глупости на свете делаются с серьезным выражением лица. А противопоставление заумной лекторши и имбецилки Лизаветы, также убиенной Раскольниковым (обеих героинь играет Юлия Гришаева), преподносит зрителю, воображающему себя интеллектуалом, солидную оплеуху: глупость вообще счастливей ума, по крайней мере в любви.

А потому добра и глуповата мать Раскольникова (Татьяна Власова), ради которой даже Родион (Кирилл Кобзарев), несчастливо пытающийся поставить идею («вымысел» от слова «мыслить»!) выше жизни, забирается на венский стул и декламирует стихи, как в детстве подтягивая штанины до колен. И абсолютно, девственно глупа Сонечка Мармеладова (Анастасия Асеева), ни слова не понимающая в зауми Раскольникова, но именно этим трем женщинам достаются пуды любви и незримые крылья ангелов-хранителей.

Разбирая Достоевского «по уму», страхолюдина лекторша, которой не хватает в жизни позитива, скатываясь на эмоции и инстинкты, возопит: «Люди ищут в книгах ответы, а там один большой вопрос!». Но чтобы добиться ответа, надо вопрос верно сформулировать. НДТ это удалось, и зритель ответ получит.

На малой сцене театра «Балтийский дом» Александровский парк, 4

«Преступление и наказание» - лекция для споспешествования как-нибудь всему человечеству по мотивам романа Ф.М. Достоевского. Спектакль был создан силами молодой студии – выпускниками Л.Б. Эренбурга в БИИЯМС (выпуск 2011 года) во главе с педагогом, актером и режиссером Вадимом Сквирским.

Продолжительность спектакля - 3 ч.15мин. с одним антрактом.

«Преступление и наказание» - не вполне спектакль Небольшого драматического театра, хотя имеет все фирменные приметы его стиля. Это спектакль, который был создан силами молодой студии – выпускниками Л.Б. Эренбурга в БИИЯМС (выпуск 2011 года) во главе с педагогом, актером и режиссером Вадимом Сквирским (знакомым зрителям по ролям Солёного в «Трех сестрах», Луки в «На дне», Энрике – в «В Мадрид, в Мадрид!» и др.). Кроме новых молодых актеров в спектакле играют и старожилы НДТ – Евгений Карпов и Даниил Шигапов. Это болезненная, горькая, но вместе с тем - (как всегда в НДТ) ироничная и через слово смешная история о поиске ориентиров, нравственных, духовных, общечеловеческих; о заблуждениях и иллюзиях; о свободе и любви.

«Спектакль очень насыщенный, и по-настоящему смешной. За актерами наблюдаешь, не отрываясь, они чутко реагируют друг на друга, существуют единым ансамблем, молодые артисты не выглядят «студентами» рядом с опытными эренбурговцами. О каждой актерской работе следует писать отдельно, хочется разбирать каждую сцену, хочется описывать, фиксировать, любоваться актерами и решениями (…). Жанр спектакля обозначен как «лекция для споспешествования как-нибудь всему человечеству». И можно сказать, что, несмотря на иронию, задача эта выполняется. Удивительная лекция о бессилии слов и идей, о силе жизни, о «нелепом и смешном», по-моему, действительно убеждает, демонстрирует свой взгляд на Достоевского в лучших традициях театра Эренбурга, и «как-нибудь споспешествует», помогает - если не всему человечеству, то зрителю малой сцены Балтийского дома. Хочется записаться на весь курс лекций». Ольга Изюмова, Блог Петербургского театрального журнала

Дипломы и премии: Независимая театральная премия Петербурга «Бронзовый лев» в номинациях: Лучший спектакль малой формы – «Преступление и наказание», Лучшая мужская роль - Даниил Шигапов (Раскольников), Лучшая мужская роль второго плана - Евгений Карпов (Порфирий Петрович), март 2014; IX Международный молодёжный театральный форум «М.art.контакт», Специальный приз спектаклю «Преступление и наказание» - «Лучший молодёжный спектакль» (Могилёв, Беларусь, март 2014); IX Международный фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс» (Москва, май 2013). Гран-при спектаклю Вадима Сквирского «Преступление и наказание».

Спектакль для зрителей от 16 лет.

Ключевые слова: Преступление и наказание, 2018, афиша санкт петербург, театр Эренбурга, Небольшой драматический театр, Небольшой драм театр спб, стоимость, цена билета, заказать билеты, купить билеты, адрес, как доехать, касса, контакты, афиша Небольшой драматический театр, январь, февр



Статьи по теме: