Методическая разработка по музыке на тему: Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения

Кислякова Инга Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ханты–Мансийск ХМАО–Югра
Наименование материала: План–конспект открытого урока
Тема: "Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах"
Дата публикации: 30.10.2018
Раздел: дополнительное образование

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах П.

Чайковского «Болезнь куклы» и Д.Б. Кабалевского «Клоуны».

Преподаватель: Кислякова Инга Вениаминовна

Наименование

учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств» г. Ханты-Мансийск

Ученица: Ден Эллина (9 лет), 3 год обучения, специальность-фортепиано «Чтение нот с

Характеристика учащейся: ученица обладает хорошими музыкальными данными:

ритмической устойчивостью, длительной музыкальной памятью, хорошо

приспосабливаемым игровым аппаратом. Отличается внимательностью, хорошей

работоспособностью, усидчивостью и стремлением добиваться высоких результатов. На

занятиях активна, старается работать с отдачей, с желанием изучает новый музыкальный

материал.

Тема учебного занятия: Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах

«Болезнь куклы» и «Клоуны.

Тема образовательной программы : Работа над пьесами

Раздел

образовательной

программе: Осознание

учащимися

характера,

исполняемых

произведений.

Накопление

музыкально-слуховых,

технических

организационных

разучивании

произведения.

Изучение

различного

характера.

Степень сложности : средняя.

Регламент учебного занятия : 40 минут

Цель

урока: развитие

творческого

отношение

освоением

технических

Осознанное

применение

учеником

музыкальной

выразительности

создания

художественного

произведения.

Дальнейшее

формирование пианистических навыков.

Задачи урока:

Обучающие:

Актуализация знаний ученицы по теме «средства музыкальной выразительности»;

Поиск и анализ средств музыкальной выразительности в пьесах П. Чайковского «Болезнь

куклы», Д. Кабалевского «Клоуны»;

Продолжение формирования практических навыков(приемов

звукоизвлечения:legato,staccato;)

Отработка ритмической точности, темповой устойчивости, артикуляционной ясности

исполнения.

Педализация

Развивающие:

Развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения;

Метроритмического чувства, интеллекта памяти, внимания;

Расширение музыкального кругозора;

Воспитательные:

Воспитание настойчивости при преодолении трудностей, понимание необходимости

работы над техникой, осмысленности при работе над гаммами, упражнениями, этюдами.

Формирование художественного вкуса, знакомство с лучшими образцами детской музыки;

Стимулирование стремления ученика к публичным выступлениям.

Методы: аналитический, эмоционально-восприимчивый,

развивающий

логическое

ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания

Форма учебного занятия: комбинированное занятие, теоретическая и практическая

Форма организации урока: индивидуальный урок.

Регламент учебного занятия: 40 минут.

Виды деятельности на уроке:

Слушание и исполнение музыки;

Рассуждения о музыке;

Межпредметные связи: актуализация теоретических знаний слушание музыки, элементы

проектной деятельности учащегося.

Планируемый результат:

по окончании урока ученица должен проникнуться характером произведения, отработать

определённые пианистические навыки и закрепить их в домашних занятиях.

Структура урока:

I Организационный этап:

а) приветствие;

б) сообщение цели и хода работы на уроке.

II Основная часть урока:

а) Краткая информация о композиторе произведения.

б) Ознакомление с музыкальным произведением (показ, краткий музыкально-

теоретический анализ произведения: тональность, размер, темп, строение произведения,

ритмический рисунок)

в) Работа над деталями.

III Заключительный этап:

а) оценка;

б) домашнее задание.

Ознакомление с произведением.

Выбор произведения, ознакомление ученика с произведением (не только проигрывание,

но и беседа о его стиле, содержании, форме жанре, об авторе произведения и его эпохе),

прочтение произведения изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения,

творческое воплощение, публичное исполнение - таковы основные этапы, связанные с

изучением художественного произведения учащимся.

В начальный период обучения детей музыкальная мелодия должна отличаться простотою

– картины должны изображать эпизоды, в которых появлялось бы чувство доступное

детям, способное возбудить в них сочувствие.

конкретность, ясность и определенность художественных образов – качества в большей

мере присущие программной музыке.

Образности восприятия содержания юным учеником во многом способствует

программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки.

Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося с музыкальными

произведениями различных художественных стилей и национальных школ; это

способствует всестороннему развитию учащегося и его художественного вкуса; развития

так называемого «чувства стиля».

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

Форма произведения.

Простая двухчастная. Четкое деление пьесы на 2 части.

1-я часть состоит из 3-х предложений:

Первые 2 одинаковых предложения состоят из 4-х тактов, в которых происходит

своеобразная кульминация. Ведущая роль – в партии левой руки в восходящем движении

басовой линии. Завершение фразы – нисходящее движение баса.

В 3-м предложении (8 тактов) – ведущая роль в партии правой руки.

2-я часть состоит из 2-х предложений:

Первое предложение – это общая кульминация произведения: восходящее движение в

партии левой руки по полутонам. Это подтверждается и динамическими оттенками:

постепенно нарастающее cresc. – f – и постепенное dim.

Второе предложение – завершение (Coda) – бас ostinato на тонике. Утверждение устоя,

успокоение.

По своему складу пьеса полифонична: 2 самостоятельно развитых голоса (мелодии и баса)

Средства выражения.

Динамика – нарастающая при восходящем движении ведущего голоса

(кульминация фразы), угасающая – нисходящее движение (окончание фразы).

Мелодическая линия на слабую долю – слезы куклы. Слезы – легкие, прозрачные

капли. Здесь можно поработать над качеством звука. Движение мелодии

Так как в этом произведении прослеживается плавное, постепенное движение в партиях

левой и правой рук, то здесь можно говорить о линеарном развитии фраз (т.е.

горизонтали).

Очень важно учитывать линеарность развития в этом произведении, т.к. при таком

спокойном темпе (Moderato) мелодии на слабую долю могут возникнуть остановки в

каждом такте, что приведет к статичности исполнения.

Во избежание этого нужно проработать с учащимся над каждой партией отдельно:

Окрасить партии тембрально (л.р. – бархатно, мягко, плавно; пр.р. – точность

исполнения второй доли, ясность произнесения, возвышенность над остальными

Динамика: восходящее движение - cresc., нисходящее - dim. Все это сопутствует

выразительному исполнению пьесы.

исполнения, учитывая при этом линеарность развития фраз, т.е. услышать все голоса в

едином целом, поэтому целесообразно разобрать сначала отдельно партию правой и левой

руки. В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание. Все звуки

мелодии приходятся на слабую вторую долю. Партия левой руки насыщена

выдержанными басами, которые нередко учащиеся не додерживают и не слушают

образовавшиеся гармонии. Очень важно при этом обратить внимание на аппликатуру,

которая позволит выразительно на легато сыграть басовую линию. Успешная работа над

левой рукой в данном произведении создаёт предпосылки для успешного развития

полифонического мышления ребёнка.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение

мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и

аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. Исполнение пьесы должно

быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

Темп пьесы умеренный,

Moderato. Фразы состоят из 4-х, 8-и и 10-и (кульминация)

тактов, что также составляет достаточную сложность для мышления младшего школьника.

Данное произведение является и одним из первых, где учащийся знакомится с

запаздывающей

педализации

интонированием мелодии и сменами гармонии.

композитор

сочетание

педагогической

певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный

Кантиленные пьесы

лежат в основе педагогического репертуара пианиста на

протяжении всего периода обучения. Работа над кантиленными миниатюрами благотворно

сказывается

развитии

музыкальности,

художественно-исполнительской

инициативы

особенно

обладает

выраженной

эмоциональной

восприимчивостью.

Пьеса «Болезнь куклы» принесёт большую пользу учащемуся, разовьёт его творческую

фантазию и продвинет пианистическую технику.

Д. Кабалевский «Клоуны»

В творчестве Дмитрия Борисовича Кабалевского особую роль занимает музыка для детей.

Его первые песни – «Про Петю», «Первое мая», «Птичий дом», написанные ещё в 30-е

годы, звучат и поныне. Вскоре после войны появилась одна из самых популярных песен –

«Наш край». Позднее композитор положил её в основу своего Третьего концерта для

фортепиано, посвящённого юным музыкантам. Песни Кабалевского хорошо известны у

нас и за рубежом: «Счастье»,

Д.Б. Кабалевский сочинял почти во всех музыкальных жанрах. Он автор 4 симфоний, 5

опер, оперетты, инструментальных концертов, квартетов, кантат, вокальных циклов,

Реквиема на стихи Р. Рождественского, музыки к театральным постановкам и

кинофильмам, большого количества фортепианных пьес и песен. Его музыка проникнута

интонациями и ритмами, характерными для эпохи построения социализма. В ней

преобладают солнечные тона, ясная песенная мелодика, жизнерадостная энергия, задор,

юмор, оптимизм.

Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Д.Б. Кабалевского под названием "Клоуны" в

исполнении ученицы 3 класса Ден Эллины. В этой пьесе 3 части. Первая и третья части

похожи по звучанию. Композитор средствами музыкальной выразительности передает

разные образы. Звуками рассказывает о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого

клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже. Обращаем

внимание на быстрый темп, динамические оттенки музыки. (Звучит пьеса).

Говоря о характере произведения, необходимо через эмоции пробуждать интерес к

исполнению определённого штриха. Так, шаг за 6 шагом, от такта к такту, от фразы к

фразе и сложится образ жизнерадостных клоунов. Работая над нюансами и штрихами

каждой рукой отдельно, необходимо постоянно контролировать работу кисти при

исполнении «скачков» (партия левой руки), аппликатуру и цепкость кончиков пальцев.

Энергичное звучание левой руки, необходимое для изображения скачущих клоунов,

требует внимания. По мере ускорения исполнение штриха требуется большая сила

звучания. Поэтому необходимо совершать взмахивания либо верхней частью руки, либо

предплечьем. При этом смягчения делаются дополнительными движениями кисти. Важно

сразу уточнить аппликатуру в разучивании материала в партиях обеих рук, это поможет

быстрее и лучше усвоить поставленные задачи. Заканчивая работу над произведением или

отдельными фрагментами, мы ещё раз вспоминаем об образе и характере, настроении и

истории создания данной пьесы. Наш урок мы начинаем с ознакомления партии левой

руки, где предстоит освоить штрих «стаккато». Обязательно обратим внимание на

аппликатуру. Если зрительно ознакомиться с текстом, то мы увидим, что пьеса имеет 3-

хчастную форму, где в 1-й и 3-й части партия левой руки дублируется. Используя перенос

кисти, цепкими пальцами определимся в скачках, они нам напоминают прыжки клоунов.

Повторим несколько раз штрих «стаккато» на крышке инструмента и послушаем, как

упруго прыгают «ножки» артистов. А теперь перенесём это упражнение на инструмент и

послушаем, как звучат эти ноты. Если говорить о 2-й части, то здесь появляются аккорды.

Используя широкую ладонь, нам сразу будет удобно охватить все интервалы. Обрати

внимание, что в аккордах тоже используется штрих «стаккато», но уже будет исполняться

по-другому – более солидно, но цепкой и собранной кистью. А вот перед нами штрих

«тэнуто» - здесь вся позиция опирается на аккорд, как бы даёт «отдохнуть» клоуну, когда

другой продолжает быстрыми перебежками (16-е ноты) кружиться. А теперь поговорим о

партии правой руки. Это другой клоун, он более подвижен, и здесь необходимо

проследить за беглостью пальчиков – это наши 16-е ноты. Чтобы легче их понять, сочиним

небольшое стихотворение: Я скачу всё быстрей, Веселю я всех людей. Это нравится и мне,

и всем. Кувырок назад, кувырок вперёд, Кувырок ещё разок. Вот с этими весёлыми

словами цепкими пальцами несколько раз играем по мотивам, фразам. Здесь также

используется штрих «стаккато» - короткое, отрывистое, «задиристое». Необходимо, чтобы

рука была естественной, свободной при игре. Найдём удобное положение руки. Это

упражнение повторить 3-4 раза на инструменте в разных регистрах и тогда мы услышим,

как звучит один и тот же мотив, где это более насыщенно и уверенно. Чётко проговаривая

слоги, слова и целое предложение, пальчики как бы хотят сами танцевать. Ну, вот мы и

познакомились с новым танцевальным жанром. В качестве домашнего задания предлагаю

нарисовать своих клоунов и обязательно потренировать свои пальчики игрой в разных

темпах – от медленного к более оживлённому.

Перед исполнением пианистом любого музыкального произведения стоит одна из главных задач-это умение раскрыть кажущееся противоречие между механичностью звукоизвлечения и богатством звучания. Овладение звуком есть важнейшая задача среди других технических задач, которые должен разрешить пианист, ибо звук есть сама материя музыки.

МБУ ДО «Детская музыкальная школа п. Редкино»

Методическое сообщение

«Музыкальный звук как средство выразительности»

Подготовила: преподаватель и концертмейстер

Детской музыкальной школы п. Редкино Соловьева И.В.

Редкино, 2016

Введение

Музыка-искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. В звуке раскрываются смысл, поэтическое содержание музыки, ее закономерности и гармония. И, если музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ

Звук есть первое и важнейшее средство среди всех прочих средств, которыми должен обладать пианист. Работа над звуком является самой трудной, т.к. связана со слуховыми и душевными качествами ученика.

Овладение звуком есть важнейшая задача среди других технических задач, которые должен разрешить пианист, ибо звук есть сама материя музыки.

Перед исполнением пианистом любого музыкального произведения стоит одна из главных задач—это умение раскрыть кажущееся противоречие между механичностью звукоизвлечения и богатством звучания. Певучесть фортепианного звучания достигается особым приемом нажима клавиши. Суть состоит в том, чтобы не ударять и не толкать клавишу, а сперва почувствовать ее поверхность, затем, через палец, прочувствовать ее всем телом и только потом погрузиться в клавишу как бы «до дна». При способе звукоизвлечения рука должна быть освобождена от скованности, зажатости. Ладонь, при этом, находится над клавишами, пальцы желательно держать собранными вместе, а их кончики должны быть крепкими и цепкими. Основой умения «петь» на фортепиано является дыхание руки. В произведениях, особенно кантиленного склада, это ощущается сразу. Рука должна уметь играть не только отдельные интонации связно, но и целый ряд звуков как бы «на одном дыхании». Воспитание такой руки должно быть одной из первых задач в фортепианной педагогике. Пианист воспроизводит не только одну мелодию или голос, но и всю сложную гармоническую и полифоническую ткань произведения. Задача исполнителя-сделать эту ткань выпуклой, яркой, или, наоборот, матовой, погашенной.

Нейгауз разделяет ошибки педагогов и пианистов в отношении восприятия и воспроизведения звука на фортепиано на 2 направления: первое—это недооценка звука, второе—переоценка. Он пишет, что более распространенное первое направление, т.к. играющий не задумывается над динамическим богатством и звуковым разнообразием фортепиано. В основном внимание направлено на техническую сторону, т.е. слух пианиста недостаточно развит, исполнителю не хватает воображения.

Другая ошибка—переоценка звука бывает у тех исполнителей, которые уж слишком любуются звуком, смакуют его.

Также пианисты не понимают, что красота звука есть понятие не чувственное, а диалектическое. Наилучший звук тот, который наилучшим образом выражает данное содержание. Г. Г. Нейгауз пишет, что три четверти работы-это работа над звуком. В своей книге «Искусство фортепианной игры» он приводит последовательность работы над музыкальным произведением, который расположил в следующем порядке:

  1. Художественный образ (смысл, содержание).
  2. Звук во времени.
  3. Техника, как совокупность средств, нужных для разрешения художественной задачи.

Существуют простейшие положения при работе над звуком, которые пианист, как всякий грамотный человек, должен знать. Любое явление в нашем мире имеет начало и конец, это, безусловно, касается и фортепианного звука.

Обычные обозначения звука от двух «pp», изредка трех «p» или четырех «p» до f, ff, реже fff, еще реже ffff, совершенно не соответствуют той реальной динамической шкале, которую может воспроизвести фортепиано. Для исследования этой шкалы Нейгауз предлагает нам добиться первого рождения звука (ppppp…), которое следует после того, что еще не звук (это нуль, который получается в результате слишком медленного нажатия клавиши (молоточек поднимается, но не ударяет струну)), постепенно увеличивать силу удара и высоту поднятия руки, дойти до верхнего предела (ffffff…), после которого начнется уже не звук, а стук. Этот опыт важен тем, что он дает точное познание звуковых пределов фортепиано. «Еще не звук и уже не звук». Нейгауз советует играть мелодические пассажи (например, у Шопена) в сильно замедленном темпе. Таким образом, мы сможем рассмотреть прекрасную картину как бы через «увеличительное стекло», это поможет проникнуть в гармонию и точность отдельных мотивов произведения. Также можно взять ноту или несколько нот одновременно, с известной силой, и держать до тех пор, пока ухо совершенно не перестанет улавливать какое-либо колебание струны, т.е. слушать звук до его полного, оканчательного затухания. Только тот, кто ясно слышит протяженность фортепианного звука со всеми изменениями, во-первых, сможет услышать всю его красоту, во-вторых, сможет овладеть необходимым разнообразием звука, которое нужно для четкой и ясной передачи гармонии, и создания звуковой перспективы.

Всякая игра на фортепиано, поскольку целью ее является звукоизвлечение, есть работа над звуком.

В своей книге « Об искусстве фортепианной игры» Г.Г.Нейгауз приводит нам несколько советов при работе над звуком:

  1. Необходимой предпосылкой хорошего звука является полная свобода предплечья, кисти, и, в целом, руки от плеча до кончиков пальцев, которые должны быть всегда начеку.
  2. На самой первоначальной ступени пианистического развития Нейгауз предлагает нам упражнения, смысл которых заключается во взятии одной рукой двух или более нот, где каждый звук должен быть произнесен разными акцентами, динамикой и протяженностью.
  3. Если в полифонической музыке (Нейгауз пишет о том, что полифония—лучшее средство для достижения разнообразия звука) ученику неудается достаточно пластично произнести многослойную ткань, то полезно прибегнуть к методу «преувеличения».
  4. Одна из часто встречаемых ошибок при исполнении -это сближении мелодии и аккомпанемента, недостаточное разделение между первым и вторым планом. В этом случае преувеличение динамической дистанции между аккомпанементом и мелодией поможет многое уточнить и объяснить ученику.
  5. Когда написано в нотах crescendo, то нужно играть в этом месте piano, и наооборот, когда в нотах написано diminuendo—нужно играть forte. Точное воспроизведение и понимание постепенности динамических оттенков—существенное условие для создания правильного звукового образа.
  6. Также можно сыграть произведение очень тихо (сконцентрировано, внимательно), это поможет исправить, возникающие при концертном исполнении, неточности.
  7. Т.к. фортепиано не обладает бесконечной протяженностью звука, то нюансировка мелодической линии, пассажей, должна быть очень богата и гибка, чтобы ясно передать интонацию исполнения музыки.
  8. Очень важно, чтобы работа всего двигательного аппарата, находилась в полном согласии с требованиями слуха и звуковым замыслом.
  9. В произведениях, требующих употребления педали(то есть почти всегда), нельзя рассматривать вопросы звука в отрыве от вопросов педализации. Иногда полезно проигрывать произведение без педали, это дает возможность проследить точность, ясность каждого звука. Но еще важно учить произведение с педалью, т.к. при ее содействии можно добиться нужного звукового результата.
  10. Одной из труднейших для пианиста задачей является создание звуковой многоплановости. Ведь, если играющий слышит многоплановость фактуры, то он обязательно найдет средства для ее передачи. Очень полезно при аккордовой, или октавной игре учить каждый голос отдельно.

Любая работа, не только над звуком, должна проводиться через слуховое восприятие, ведь, только через слух можно добиться красочного, певучего звучания отдельных фраз и произведения в целом.

Заключение

В целом, работа над звуком, это совокупность множества приемов, методов, которые неотрывно связаны между собой и дают возможность пианистам правильно использовать инструмент фортепиано, как средство, для донесения зрителям музыкального замысла произведения.

Список литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. - М.,1978
  2. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.,1961. 3.Готсдинер А. Музыкальная психология. - М., 1993.
  3. 4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2005.

5.Корто А. О Фортепианном искусстве.- М., 1965.

  1. Маккиннон Л. Игра наизусть. - Л., 1967.
  2. Муцмахер В. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. - М., 1984.
  3. Петрушин В. Музыкальная психология. - М., 1997.
  4. Савшинский С. Пианист и его работа. - Л., 1961.
  5. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1985.

11 .Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.,1969.

  1. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М.,1984.
  2. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сб. ст. - М.,1973.

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. К средствам музыкальной выразительности относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения. Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер -спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа; бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

На музыкальных занятиях в детском саду мы говорим ребятам: музыка – «живая», в ней «бьётся сердце». Музыка умеет говорить, у неё своя, особенная речь, которую надо учиться понимать. Как всё живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зёрнышка, затем прорастает, развивается, приобретает определённую форму… А раз музыка живая, к ней надо относится, как к другу: уметь её услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. Способность понимать художественное произведение – не привилегия для избранных, особо одарённых. Её можно развить.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно - перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

Активное восприятие музыкального образа предполагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании ребёнка в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее круг образов, создаваемых ребёнком при помощи пластики и жеста, тем активнее он будет участвовать в выполнении творческих заданий, импровизировать и придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.

10. Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы).

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания

Систему музыкально-ритмического воспи­тания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмичес­кого воспитания работали многие музыканты, педагоги, психоло­ги, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреж­дений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александро­вой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую рос­том организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действи­тельности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобно­сти, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатывают­ся такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыха­тельные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музы­кального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными сред­ствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритми­ческий рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая вырази­тельность музыкального ритма, целостно воспринимает все му­зыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развити­ем и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чув­ства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкаль­ность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют раз­витию пространственных и временных ориентировок. Ребенок по­падает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реак­ции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это раз­вивает его внимание, творческую инициативу.

Следовательно, за­нятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравст­венному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

♦ обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкаль­ные способности;

♦ развивают познавательные способности;

♦ воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмически­ми движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущ­ность, т. е. движение не должно быть только движением под акком­панемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

♦ характеру музыки;

♦ средствам музыкальной выразительности;

♦ форме музыкального произведения.

Рассмотрим это более подробно.

Музыка, как известно, передает самые различные оттенки на­строения. Например, в следующих трех произведениях для ходь­бы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше»С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движе­ние, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.

Среди средств музыкальной выразительности особое значе­ние для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (гром­кость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои дви­жения. Метроритм определяет координацию тех или иных движе­ний с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акцен­ты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок му­зыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело ка­лина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музы­кального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная ме­лодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возра­ста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей зна­комят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительно­сти, формы музыкальных произведений, тем свободнее, вырази­тельнее выполняют движения.

Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатле­ний, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависи­мости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.

В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движе­ния, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реа­гировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять про­стейшие движения.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки.У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и рит­мично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмичес­кий рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмичес­кого бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания так и следующие специальные задачи

Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмичес­кого чувства и в связи с этим ритмичности движений;

Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музы­кальной выразительности, развитие пространственных и вре­менных ориентировок;

Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навы­кам через игры, пляски и упражнения;

Развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, кото­рые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

♦ основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

♦ гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

♦ танцевальные движения;

♦ имитационные движения, которые представляют собой сочета­ния основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой ак­тивности.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок с углублённой проработкой учебного материала.

Цель урока: Практическое изучение методов работы, которые используются для создания музыкального образа в пьесе С. С. Прокофьева “Дождь и радуга”.

Задачи урока:

  • обучающие: формирование и совершенствование профессиональных навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства;
  • развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости, чуткости к образному пониманию мира, развитие творческой и познавательной активности;
  • воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к занятиям, формирование художественно-эстетического вкуса.

Структура урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Мотивация урока. Постановка цели.
  3. Проверка выполнения домашнего задания.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Контроль и самоконтроль знаний.
  8. Подведение итогов занятия.
  9. Информация о домашнем задании.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, цели и задач урока. Основная часть. Освоение на практике методов работы, которые используются для создания музыкального образа в пьесе С. С. Прокофьева “Дождь и Радуга”.
    2.1 Прослушивание домашнего задания.
    2.2 Понятие “музыкальный образ”. Программная музыка.
    2.3 Музыкально-выразительные средства как основное условие создания музыкального образа.
    2.4 Основные методы работы над звуком.
  3. Подведение итогов занятия.
  4. Домашнее задание.
  5. Просмотр мультипликационного фильма “Прогулка”. Режиссёр И. Ковалевская. Музыка С. С. Прокофьева.

Преподаватель: В ходе предыдущих уроков мы работали над пьесой С. С. Прокофьева “Дождь и радуга”. Первый этап работы над произведением мы успешно прошли. Тебе, Настя, было дано домашнее задание: работа над текстом, игра наизусть. Давай послушаем результаты твоей домашней работы.

Ученица исполняет пьесу, над которой работала дома.

Преподаватель: Домашнее задание выполнено. Пьеса выучена наизусть. Качество работы можно оценить как хорошее. Для самостоятельной домашней работы было дано творческое задание: подобрать литературное произведение, созвучное, по твоему мнению, содержанию и настроению, которое присутствует в музыкальной пьесе “Дождь и радуга”.

Ученица: Да, я нашла с помощью мамы два стихотворения, которые, по моему мнению, по настроению соответствуют пьесе. Сейчас я их прочитаю.

Ф. И. Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнией струя,
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянии потонула
Вся смятенная земля.

И. Бунин

Нет солнца, но светлы пруды
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал,
И сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.
Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

Преподаватель: Знакомство с поэтическими сочинениями у тебя состоялось, а теперь давай сопоставим стихи с музыкальным содержанием пьесы. Что ты чувствуешь, когда читаешь стихотворения?

Ученица: Я чувствую свежесть и тепло. Закрываю глаза и представляю дождь, который шумит по листьям. Радость от появления солнца и радуги.

Преподаватель:

В музыкальном произведении так же, как и в романе, повести, сказке, картине, которую написал художник, есть своё содержание, оно отражает окружающий нас мир. Это происходит через музыкальные образы, которые созданы композитором. Музыкальный образ – это комплекс музыкально-выразительных средств, которые используются композитором в сочинении и направлены на то, чтобы вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций с явлениями действительности. Содержание пьесы раскрывается через чередование и взаимодействие между собой различных музыкальных образов. Музыкальный образ – это способ жизни произведения.

В зависимости от содержания в музыкальном произведении может быть один или несколько образов.

Как ты думаешь, сколько музыкальных образов в пьесе, изучаемой нами?

Ученица: Два образа, потому что в названии мы слышим дождь и видим радугу.

Преподаватель: Молодец! Действительно, пьеса содержит два музыкальных образа, которые заложены в самом названии “Дождь и радуга”. Такие пьесы называются программными. Заглавие, указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, может служить программой. Дождь обычно изображается ровным движением шестнадцатых или восьмушек. В миниатюре “Дождь и радуга” этого нет.

Ученица: Да, я играла пьесу “Летний дождик”. В ней дождик отличается от дождя в пьесе, которую мы учим.

Преподаватель: Зримо ощутимыми музыкальными средствами раскрываются картины природы и в пьесе “Дождик” В. Косенко.

Послушай, я сыграю тебе пьесу В. Косенко “Дождик” (показ преподавателя). Сравнив пьесы “Дождь и радуга” и “Дождик”, ты понимаешь теперь, Настя, как в музыке может быть изображено одно и то же природное явление. А теперь скажи мне, в пьесе, над которой мы работаем, есть такой дождик, как в пьесе В. Косенко “Дождик”?

Ученица: Нет, здесь дождь совсем другой.

Преподаватель: Сыграй мне, пожалуйста, начало пьесы (ученица играет первые две строчки). Слышишь разницу?

Преподаватель: Начинающие пьесу “капли дождя” – это, конечно, не точная звукоизобразительная зарисовка, но здесь есть ощущение летнего дождя, его свежесть, это поэтичное музыкальное отображение хорошо знакомой реальной картины. Во втором разделе пьесы композитор рисует радугу. В конце мы слышим дождь, который идёт под солнцем, грибной дождь.

Преподаватель: Давай повторим первый раздел (ученица играет). Обрати внимание на то, что рядом с интонациями, которые рисуют дождь, мы слышим интонации радуги. На уроках сольфеджио вы уже знакомились с понятием альтерация.

Ученица: Да, это повышение или понижение тона. Диезы и бемоли.

Преподаватель: Молодец, ты хорошо усвоила этот материал, но давай обратим внимание на созвучия со многими знаками, альтерированные созвучия. Сыграй, пожалуйста, эти аккорды (ученица играет) Старайся играть их, используя вес руки, опору на клавиатуру. “Положение пальцев должно быть чуть вытянутым, с клавишей соприкасается подушечка пальца”, – Е. Либерман. Постарайся услышать, насколько эти аккорды создают эмоциональное напряжение. Сыграй мне, пожалуйста, этот раздел пьесы, обратив внимание на мои рекомендации (ученица играет)

Преподаватель: А теперь давай попробуем оценить, насколько убедительно тебе удалось передать образ, о котором мы говорили.

Преподаватель: Ты сказала мне, что второй раздел – это радуга. Действительно, это чудо многоцветной радуги. Оно возникает в виде звучания до-мажорной нисходящей гаммы, привнося просветление и успокоение.

Преподаватель: Я приготовила на урок две художественные иллюстрации природного явления радуги: Б. Кузнецов “Радуга. Жасмин”, Н. Дубовской “Радуга”. Посмотрим внимательно и прочувствуем каждую из них. Цвет, горизонт, воздух, настроение, то, без чего исполнение пьесы будет невозможно. Словно дуга радуги, перекрывающая небосвод, в пьесе возникает широко раскидистая, типично прокофьевская мелодия. Г. Нейгауз говорил, что “звуковая перспектива столь же реальна в музыке для слуха, как в живописи для глаза”. В дальнейшем вновь слышатся альтерированные созвучия, но звучат они уже не столь напряжённо, как прежде. Постепенно колорит музыки всё более светлеет. Колорит – это сочетание красок. В колористической пьесе “Дождь и радуга” отразилось по-детски восторженное отношение Прокофьева к природе.

По свидетельству современников, Прокофьев был выдающимся пианистом, его манера игры была свободная и яркая, и при всём новаторском стиле его музыки игра отличалась невероятной нежностью.

Давай вспомним тему урока. Назови мне, пожалуйста, музыкально-выразительные средства, которые помогают раскрыть образ.

Ученица: Гармония и мелодия.

Преподаватель: Давай еще раз обратим внимание на гармонию. Гармония – это аккорды и их последовательность. Гармония – это многоголосная музыкальная краска,которую создают аккорды. Сыграй, пожалуйста, первую часть пьесы(ученица играет).

Комментарий преподавателя: Преподаватель во время исполнения обращает внимание на выразительные возможности гармонии, на необходимость вслушиваться в отдельные гармонии и их сочетания, необходимость стремиться понять их выразительный смысл. Отчётлива роль гармонии в создании состояния неустойчивости (диссонирующие созвучия) и покоя (их светлые разрешения). Диссонирующие созвучия могут звучать мягче или острее, но в данном случае мы с ученицей добиваемся менее резкого звучания.

Диагностика.

Преподаватель: Мы сейчас поговорили о значении и возможности гармонии, как одном из музыкально-выразительных средств. Скажи, пожалуйста, как ты поняла значение слова гармония.

Ученица: Гармония – это аккорды и их последовательность.

Преподаватель: По выражению великого русского пианиста и педагога Г. Нейгауза: “Музыка – это искусство звука”.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Сыграй, пожалуйста, середину пьесы (ученица играет среднюю часть пьесы).

Комментарий преподавателя: Мелодика Прокофьева – это широчайший регистровый диапазон. Прозрачный, звонкий звук предполагает ясность атаки и точность завершения каждого тона. Колорит звучания предполагает тончайшую акварельную звукопись. Возвращение к иллюстрациям и работе над второй частью продиктовано необходимостью работы над приёмами звукоизвлечения. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально – художественного замысла. В работе применяются практические приёмы и методы, помогающие развить мелодический слух и, соответственно, красочность звука у ученика.

Мелодический слух – это представление и слышание мелодии в целом и каждой ее ноты, каждого интервала в отдельности. Слышать мелодию нужно не только звуковысотно, но и выразительно динамически и ритмически. Работа над мелодическим слухом – это работа над интонацией. Интонация придаёт музыке объем, делает ее живой, дает ей окраску. Мелодический слух интенсивно формируется в процессе эмоционального переживания мелодии и затем воспроизведения услышанного. Чем глубже переживание мелодии, тем гибче и выразительнее будет ее рисунок.

Методы работы:

  1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка отдельно от сопровождения.
  2. Воспроизведение мелодии с аккомпанементом учеником и педагогом.
  3. Исполнение на фортепиано отдельно партии аккомпанемента с пропеванием мелодии “про себя”.
  4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения.

Преподаватель: Важной составляющей в работе над мелодией является работа над фразой. Показ преподавателем двух вариантов исполнения эпизода с целью развить умение слышать и избирать необходимое звучание для создания верного музыкального образа. (Преподаватель исполняет) Учащаяся активно слушает и делает правильный выбор. Такой метод работы активизирует восприятие ученика и помогает создать образ, к которому нужно стремиться.

При работе над фразировкой, которая является одним из средств выражения художественного образа музыкального произведения, мы с учащейся обсудили строение фраз, интонационные вершины и кульминационные точки, обратили внимание на дыхание в музыкальной фразе, определили моменты дыхания. “Живое дыхание играет в музыке первенствующую роль”, – А. Гольденвейзер.

Преподаватель: Атеперь, давай вспомним, что такое кантилена?

Ученица: Кантилена – это напевная широкая мелодия.

Преподаватель: Сыграй, пожалуйста, длинную мелодическую линию, которая начинает середину пьесы. Ученица играет.

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ по фортепиано

НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предмет_ Специальное фортепиано

Класс _4ый_________

Тип программы Дополнительная образовательная программа по предмету Специальное фортепиано

Тема занятия «Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом»

Структура занятия:

1. Актуализация знаний

2.Этап целеполагания

3. Этап планирования

4. Учебные действия по реализации плана

Схема средств музыкальной выразительности;

Музыкальный материал: П. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька», А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш»;

Иллюстрации: В. Васнецов «Баба Яга», К. Маковский «Дервиш»;

Литературные произведения: русские народные сказки, стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».

    Актуализация знаний.

Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);

Развитие внимания, памяти, познавательных процессов;

Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует беседу об особенностях музыки, как одного из видов искусств, о средствах музыкальной выразительности, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний уч-ся.

Проверяет пройденный материал: игра гамм, упражнений, пьес: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш».

Педагог обращает внимание на то, какие художественно- выразительные средства использованы в данных произведениях.

Даёт перспективу дальнейшей работы.

Просматривает схему средств музыкальной выразительности путем диалога с учителем, даёт им определение, анализирует, какими средствами выразительности музыка передаёт тот или иной образ.

Вспоминает аппликатуру гамм, показывает технические навыки владения мелкой и крупной техникой.

Вспоминает разучиваемые пьесы.

Учится концентрировать внимание.

    Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщенного типа.

Основные задачи педагога:

Формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы;

Овладение обобщенными способами приобретения новых знаний;

Формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Включает учащегося в определение темы и цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию: исполняет различные произведения (П. И. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька»), задает вопросы: «Что ты себе представляешь, когда слышишь эту музыку? Каким образом композитор передаёт тот или иной образ?» Подводит учащегося к постановке проблемы урока: «Какую роль играют средства музыкальной выразительности в передаче образа?»

Формулирует и проговаривает тему и цель урока.

Учится внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Рассматривает комплекс художественно-выразительных средств в произведениях: определяет лад, темп, динамику, штрихи и т.д., находит отличия в произведениях, приходит к проблеме, поставленной учителем.

    Этап планирования.

Основные задачи педагога.

Формирование навыка планирования творческой деятельности;

Обеспечение закрепление учащимся знаний и способов действий для самостоятельной работы;

Организация творческого сотрудничества;

Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над гаммами и пьесами: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков«Дервиш». Обращает внимание на то, в каком характере написаны произведения, какие художественно- выразительные средства использованы композиторами.

Предлагает учащемуся самостоятельно найти и применить способы работы над средствами музыкальной выразительности.

Даёт творческие задания: сочинить подтекстовку к произведениям, подобрать литературный и художественный материал, соответствующий образному строю произведений.

Показывает учителю готовность исполнять гаммы, произведения, обращает слуховое внимание на средства музыкальной выразительности, опираясь на имеющиеся знания.

Учится найти и применить способы работы над мелодией, аккомпанементом, штрихами, динамикой, темпом.

Осуществляет самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.

4 этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи педагога:

Формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение);

Формирование умения обосновывать действия учащегося во время игры;

Овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;

Формирование умения самостоятельно реализовать план.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Проверяет работу учащегося.

Организует обсуждение «Что изменилось в пьесах при изменении штрихов, темпа, динамики?»

Предлагает проанализировать работу учащегося, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Учится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Исполняет гаммы и пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой.

Анализирует изменение художественного образа при изменении средств музыкальной выразительности. Учится давать логическое обоснование изменениям.

Отвечает на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Использует разнообразные формы творческой деятельности: сочиняет подтекстовку,

находит произведения живописи и литературы, созвучные произведениям: к «Бабе Яге» картина В. Васнецова «Баба Яга», русские народные сказки; к «Дервишу» картина К. Маковского «Дервиш», стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».

Учится осознавать роль применяемых средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом.

5 этап. Рефлексия (итог занятия).

Основные задачи педагога:

- Формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке;

Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей;

Формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над закреплением темы.

Педагог проводит беседу с учащимся:

Чему мы научились?

Что больше всего понравилось делать?

Легко ли было?

Доволен ли собой учащийся?

Положительно оценивает деятельность учащегося

Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащегося.

Слушает, отвечает на вопросы, дополняет учителя, делает выводы и обобщения.

Проводит самоанализ своей деятельности на уроке, формулирует конечный результат своей работы, осуществляет самооценку, самопроверку.

Учится определять степень своего продвижения к цели.

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Осознаёт значимость применения полученных умений и навыков

Демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.



Статьи по теме: