Очарованный странник жизненный путь флягина. Путь духовного восхождения Ивана Флягина в повести «очарованный странник»

ПОВЕСТЬ Н.С.ЛЕСКОВА
«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
Х КЛАСС «Русский человек со всем справится»
В наше время, когда средства массовой информации отнюдь не помогают улучшению нравственности общества и особенно молодого поколения, тема праведничества в русской литературе становится как никогда актуальной.
Ведь русская литература изначально была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И, начиная разговор о повести Лескова «Очарованный странник», провожу параллель с рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор», который будем читать в ХI классе. Учащиеся понимают, что тема эта, вечная и важная для России, волновала не только Лескова, но и писателей ХХ века, заботившихся о душе человека, его нравственных основах.
Повесть «Очарованный странник» входит в цикл «Праведники», во вступлении к которому автор дает диалог с умирающим «большим русским писателем» (Писемским): Писемский: По-вашему, небось, все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости. Автор: Это у вас болезнь зрения. Писемский: Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости не вижу, а за то суще мне Господь Бог и поможет теперь от тебя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.
И молитва страдальца была услышана: он «суще» прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию, но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.
«Как, - думал я, - неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал - все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или не праведны, - все это надо собрать и потом разобрать: что туг возвышается над чертою простой нравственности и потому «снято Господу».
Первоначально повесть называлась «Черноземный Телемак», что говорит о символическом характере героя. Телемак, сын Одиссея и Пенелопы, странствовал по миру в поисках пропавшего отца. Лесковский герой тоже странствует, что же ищет он? для чего автор выбирает традиционный мотив пути? Сам Лесков в письме А.Суворину указывал, что «скитания этого “черноземного Телемака” по России должны создать художественное обобщение, подобное поездке Чичикова за мертвыми душами».
Повесть создавалась в 1872 году, летом Лесков предпринял поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон рассказа.

- Какова форма повествования? (Рассказ в рассказе, сказовая манера, характерная для Лескова.)
- В каких произведениях мы встречали такую форму повествования (рассказ в рассказе)? (М.Ю.Лермонтов - «Мцыри», Л.Н.Толстой - «После бала».)
О композиции повести критик Н.Михайловский, представитель литературного народничества, писал: «Фабулы в повести, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы, на нитку... Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку». Критик не увидел в повести цельности, художественной мотивированности входящих в нее эпизодов.
Попробуем разобраться, прав ли он . Все события в рассказе Флягина даны в хронологическом порядке (начиная со второй главы). Выпадает из этого ряда только одно звено - рассказ об укрощении коня, о котором поговорим несколько позже. Но вот что интересно: в повести трудно определить композиционный центр, рассказ о жизни Ивана Флягина предстает как житие.
- Как звали героя?
(Голован - прозвище в детстве и юности. Иван (древнеевр. «Бог милует», «благодать Господня»). Иваном зовут его и татары, но это не столько собственное имя, сколько нарицательное, символизирующее нацию: «У них все если взрослый русский человек - так Иван, а женщина - Наташа, а мальчиков они Кольками кличут» (гл. 7).
Петр Сердюков - когда служил на Кавказе, уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует его судьбу.
Отец Измаил (древнеевр. «услышит Бог»), когда живет в монастыре.
Флягин - фамилия явно говорящая, если вспомнить «выходы» героя, а по словарю В.Даля - нем. - бутылка, сосуд для питий; сосуд - все содержащее, носящее в себе что-либо; слепой исполнитель, орудие. Итак, фамилия не только говорящая, но и многозначная.)
- Где мы знакомимся с героем? (В пути. Мотив пути проходит через всю повесть, и значение его огромно: это не только передвижение героя, это его жизненный путь и путь нравственного перерождения и становления.)
- В первой главе Лесков дает портрет героя. Кого он напоминает? (Былинного богатыря Илью Муромца.)
Это сравнение с эпическим героем не случайное. Имя героя - Иван - это традиционное имя героя русской волшебной сказки. В сказке - Иван-дурак, Иванушка-дурачок.
- Есть ли в повести Лескова упоминание слова «дурак? (Граф назовет героя «дураком», когда за спасение его семьи Флягин попросит гармонь. Гiисарь назовет его «дураком», когда герой выразит желание объявиться. Князь скажет о Флягине: «У меня есть человек - Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотой мужик - честный и рачитель...») Трижды (как в сказке) называют его «дураком». Слово «дурак» - ключевое слово, своеобразный символ, имеющий широкое обобщающее значение. Вспомним, каков в сказках Иван. Если Иван-царевич, то он умен, храбр, красив, смел и благороден. За эти качества и награждается. А Иванушка-дурачок никаких особенных достоинств не имеет: он ленив, лежебока, но его лень объясняется отсутствием мотивов, которые заставляли бы его суетиться ради личной корысти; а глупость оборачивается мудростью, так как герой выходит за пределы узкого рационализма. Русский человек никогда не был меркантильным, всегда больше думал о душе, поэтому в фольклоре Иванушка-дурачок всегда награждается и половиной царства, и царевной.
И здесь мы выходим на еще одну параллель - с романом И.А.Гончарова «Обломов», написанным за 14 лет до «Очарованного странника». Роман этот тоже о русском человеке, о своеобразии русской души, о русской ментальности.
- С какого момента Лесков вводит своего героя? (С момента спора пассажиров.)
- Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек? (Гл. 1.) («Двигаться» - для него главный завет Создателя - необходимость активного действия даже в самых тяжелых, самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска - один из главных грехов.)
Начиная повесть со спора пассажиров, Лесков поднимает тему самоубийства, чтобы поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений. Эта тема будет возникать не раз на страницах повести: Флягин пытается повеситься после истории с отрубленным хвостом кошки (гл. З); после «выхода» («у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться» (гл. 14); «стал наниматься, по старому обыкновению, в кучера, но никто не берет... просто хоть повеситься...» (гл. 19); хочет лишить себя жизни красавица -цыганка Груша; в лесу у монастыря удавился какой-то жид.
Каждый из этих эпизодов важен не только сам по себе - это зеркальное отражение русской жизни в целом и подтверждение жизненного принципа лесковского героя - человек должен бороться, терпеть и страдать. И в этом нет ни малейшего противоречия.
- А теперь вернемся к эпизоду первой главы об укрощении коня, который выпадает из хронологии рассказа героя. Чем заканчивается эта сцена и что общего имеет финал этой сцены и смерть ссыльного дьячка? (Оба существа - и человек и животное - свободные от природы, проявляют непокорство и, хотя и сломлены, не могут этого перенести.)
Тема борения с жизнью пройдет через всю повесть.
- Первая глава - это своеобразная завязка повести. Кто же он, этот герой, который будет «много раз погибать и не погибнет»? Чем он живет - умом или сердцем? (По преимуществу - сердцем, ход жизни увлекает его за собой. действует он импульсивно и в начале жизненного пути мало задумывается над своими поступками.)
- А каковы нравственные устои Ивана Флягина? (Уже в первой главе Лесков, описывая историю укрощения коня, курсивом выделяет одну деталь: на пояске, который надевает Флягин, вытканы слова: «Чести моей никому не отдам». Это не случайная деталь - она указывает на стержневое качество характера героя, так же как и слово «совесть», которое часто употребляется при описании разных ситуаций (с ремонтером, в разговоре с англичанином Рареем).
- В чем видит Иван свое предназначение? («Многое даже не своею волею делал», «по родительскому обещанию».)
- Что это за «обещание»? (Сын - «моленый» и «обещанный» - обязан посвятить свою жизнь служению Богу.)
- Если так, монастырь должен восприниматься им как неизбежный конец пути, обретение истинного призвания. Слушатели не раз задают ему вопрос о том, исполнилось ли предопределение, но всякий раз Флягин уклоняется от прямого ответа. С одной стороны, он фаталист, а с другой - человек волевой, способный в любой ситуации на поступок.
Обратите внимание на то, что Флягин на протяжении всей повести рассказывает свою историю и писарю, и барину, у которого служил в няньках, и русским миссионерам в татарском плену, и рыбакам, и отцу Илье на исповеди, и полковнику на Кавказе, и лекарю в монастыре. Зачем он это делает? Чего он ждет от слушателей? Его интересует чужое мнение? (Рассказывая другим, он заново переживает свою жизнь, связывает разрозненные ее куски, уясняет для самого себя смысл и назначение собственного бытия.)
- Кто еще из литературных героев рассказывал о себе, чтобы опять пережить самые важные мгновения и объяснить себе и другим цель своей жизни? (Мцыри в поэме Лермонтова.)
- Что же рассказал о себе Флягин? К какому сословию принадлежит герой? (Крепостной, отец в кучерах.)
Казалось бы, человек с самого рождения закреплен в определенной социальной ячейке, и кажется, что возможность выбора жизненного пути исключается.
- Каким природным даром обладал герой? («Насквозь видеть коня».)
-
Узнали ли мы из этой главы (гл. 2) что- нибудь о людях, населяющих усадьбу графа? (О людях ни слова, целые страницы - описание голубков, кошек, коней, много рассуждений о воле.) Связи с людьми явно неглубокие, он свой в мире природы.
- Что вспоминает об отроческих годах? Как школили форейтором? Что дало такое воспитание? (Крепкая личность, вынослив, «потом привык, и все нипочем сделалось».)
-
О каких двух поступках юношеской поры рассказывает Флягин? (Убийство монашка и спасение господ.) - Понимает ли Голован мотивы своих поступков? Сравним их. Убийство монашка - жестокий поступок, но совершает он его неосознанно. Обратим внимание, в каком состоянии пребывает он перед встречей с монашком. (Восторг перед жизнью и красотой.) И вдруг-дикая выходка, обычная в форейторской практике - ударил монашка (смешно показалось не только ему, но и графу, и отцу).
- Осознает ли он, что совершил? Испытывает ли угрызения совести? (Нет, смерть монашка воспринимает как досадную случайность.)
- И второй поступок - спасение графа . Как можно расценить его? (Благородный. Но этот, поступок воспринимают как должное, гармонь дарят, а впридачу - «дурак, обещают вспомнить. И вспомнят и отблагодарят: не единожды высекут.)
- Принимает ли Иван всерьез пророчество монашка? (Нет. «гармонию выпросил, и тем самым первое самое призвание опроверг, и отого пошел от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб».)
- Из-за чего полез в петлю Голован? (Гл. З.) (Из-за наказания за отрубленный кошкин хвост, которое придумал немец-управитель: камешки молотом бить.)
-
Почему Флягину непереносимо такое наказание? (Во-первых, отлучен от любимого дела и обречен на бессмысленный труд; во- вторых, заговорило чувство собственного достоинства, он не может вынести унижений.)
- Хочет ли воровать коней с цыганом, который его спас? Почему все-таки идет на это? (Жизнь героя не зависит от него, а от случая. Но, будучи человеком честным, не способным к обману и хитрости, он уже сам принимает решение, делает свой выбор. А выбор этот зависит только от нравственных устоев Ивана. Он честен. Вспомним ту значимую деталь - поясок Он не безволен, он борется.)
- Как герою служится в няньках? (Это еще одно испытание - испытание бездействием: он, богатырь, вынужден пребывать в полусонном состоянии, в физическом и душевном оцепенении, впервые на страницах повести появляется слово «скука». В третий раз возникает видение монашка, который зовет его идти дальше.)
- Подчиняется ли он этим знамениям? (Он оставляет право выбора за собой, всегда до конца проходит испытание. И в этой ситуации подтверждает слова барина: Русский человек со всем справится».)
-
Что руководит героем, когда он решает отдать ребенка матери? деньги? Посулы? Он же от них отказался? (Хоть и дал слово, но, видя, как мать рвется пополам, - принимает решение, которое противоречит его предыдущим соображениям: «я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его».)
Сердце берет верх над рассудком. Человек честный, он отвергает посулы и деньги ремонтера и отдает ребенка матери из чувства сострадания. Сострадать - значит брать на себя часть чужих мук.
А зависит ли что-либо от решения Флягина? (Счастье другого человека - матери - зависит от него. И он делает выбор. Следуя велению сердца, принимает такое решение, а в результате опять остается без крова и пристанища, для барыни и ремонтера он обуза. Но с этого момента Флягин начинает жить не для себя, а для других.)
- Как Иван попадает к татарам? При описании ярмарки и коня обратим внимание на эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы, сравнения. Здесь, на ярмарке, происходит два поединка: Чепкуна Емгурчеева и Бакшея Очучева, Флягина и Савакирея. Чем отличаются эти поединки друг от друга? (Первый поединок - разрешение спора за лошадь; второй поединок - соперничество представителей разных наций. Это борьба не на жизнь, а на смерть.)
- Кто же постоял за честь русской нации? (Простой мужик, беглый раб.)
Но победа над Савакиреем оборачивается для Флягина бедой. Свои же, русские, хотят его сдать в полицию, хотя татары не в обиде. Ситуация парадоксальная. Спасают от своих Ивана татары, но спасители в итоге становятся тюремщиками. В этой ситуации выбора у Ивана нет.
- На ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену? Что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов? (Тоска по Родине. Слова «скука», «тоска» - ключевые слова, характеризующие состояние души героя.)
-
Обратим внимание на описание двух пейзажей (гл. 7). (Простор - краю нет.., тоски дна нет...)
Сравнивая свое и чужое, он поэтизирует русское будничное, бытовое: еду, пьяненького отца Илью. В мареве степей ему видится храм, он завидует маленькой птичке, которая вольна лететь куда пожелает. Здесь впервые Иван Флягин осознает себя духовным существом. Слова «родина», «народ», «природа» - родственные, однокоренные слова, обозначающие единый соборный организм. Ощутив себя частью природы, духовно прозрев, он уже не в силах оставаться в плену. И не удерживают его девять детей - они некрещеные и миром не мазаны - что снимает с него все моральные обязательства.
- Зачем Лесков ввел эпизод с русскими миссионерами? Что он хотел этим сказать? Есть ли моральное оправдание проповедничеству, которым занимаются в Рынь-песках русские и другие миссионеры?
Как откликнулись на просьбу Флягина о помощи русские миссионеры? (На Бога уповай, молись, не отчаивайся, потому что это большой грех.)
Но нежелание помочь пленнику противоречит самому существу христианской морали - это трусость, предательство и лицемерие.
- Как же поступили татары с русскими миссионерами? (Жестоко убили.)
-
А Флягин как поступил с убитым? (Как истинный христианин, похоронил, помолился за него.)
- Как после бегства из плена встретили Флягина на Родине? (Плетьми: в городе высекли, у графа даже дважды, а священник на три года лишил причастия. Это его-то, который десять лет в плену жил только верой.)
- А как после всего этого чувствует себя Иван? (Воспринимает все как должное, даже гордится этим - страдание принял, на крыльце, при всех людях - публичное покаяние. Бог прощает, когда люди прощают. Герой свято верит, что судьба предопределена и управляема волею Творца. Человек становится источником своих страданий, отступая от Него, и снова обретает душевный покой и мир, возвращаясь в Его лоно. Поэтому и чувствует себя счастливым.)
Граф отпускает Ивана на оброк, герой снова в пути, снова без дома. Флягин становится консультантом бедных мужиков на ярмарках. И тут еще одну тему поднимает Лесков, тему не новую, уже знакомую нам - тему пьянства.
- По какой причине были у Флягина «выходы»? (От тоски по коням, к которым привыкал; любовь к лошадям - единственный смысл его существования.)
- Систематическое пьянство привело бы его к гибели, он и сам это понимает. Что же произошло с ним во время последнего «выхода»? (Магнетизер, Груша, 5 тысяч про- гулял, белая горячка, хотел вешаться.)
-
Какая черта характера ярко проявляется в этой истории с магнетизером? (Наивность и доверчивость.)
В «Очарованном страннике» продолжается традиция русской литературы - испытание героя любовью как высшая проверка его человечности.
Чтение конца 11-й главы со слов: «Любовь - наша святыня!» - и начало главы 13 со слов: «песня... томная-претомная... так и берет в полон».
Значит, Флягин умеет ценить не только красоту коня, но и искусство. Он способен чувствовать.
- А как он описывает цыганку Грушу? Нельзя ее описать как женщину...» - в этом отказе высшее признание красоты, проявление душевной тонкости.) Вспомним «Бедную Лизу» Карамзина, ведь он был прав: «И крестьянки любить умеют».
Чтение главы 13 со слов: «А я ей даже отвечать не могу: такое она со мной сделала...»
Мужик описывает Грушу так лирично, как истинный поэт, и деньги, которые он бросает к ее ногам, - это словно и не деньги, а белые лебеди, которыми можно одарить красоту.
- А в чем ошибается наш герой? (Он думает, что эта красота не то что в лошади, в продажном звере. А как раз тут-то и идет торговля красотой и талантом. Просто герой наш наивен и доверчив.)
- Какова дальнейшая судьба и Груши, и Флягина? (Грушу продали за 50 тысяч князю.)
-
Чью историю напоминает история Груши и князя? сторию «Бэлы». Любовь
князя к Груше и его охлаждение сходны с историей Печорина и Бэлы.) - Но задачи у Лескова и Лермонтова разные. Лермонтов сосредоточил свое внимание на личности Печорина, ему важно, чтобы разгадали, кто его герой.
А Лесков? для него князь - загадка? (Нет, он ясен ему, его герой реалистичен, в отличие от романтического Печорина.)
И на фоне Флягина князь явно проигрывал. Потому-то журнал Каткова не хотел печатать Очарованного странника. Из книги сына Лескова «Жизнь Николая Лескова»: «Хозяина журнала (Каткова) коробило... невыгодное освещение дворянских фигур по сравнению с нравственным обликом крепостного Ивана Флягина».
Не случайно князь у Лескова не имеет ни имени, ни лица - этот образ приобретает характер широкого обобщения. Как и в «Бэле», история кончается трагедией. В разговоре с князем Евгения Семеновна, его бывшая любовь и мать его дочери, спрашивает: «Где же ваша совесть?» Отсутствие совести, неспособность отличать добро и зло, забвение нравственных норм - черты, характерные для многих героев этой повести, но не для Флягина.
Проверка на нравственность в повести идет постоянно. Человек ставится в положение, когда ему надо решить: что для него важно - личные интересы или другого? В отстаивании своих интересов князь ни перед чем не остановится, и Иван Северьяныч прав в своей уверенности, что князь способен даже на преступление: «Погубил он ее, что ли, элодей, ножом или пистолетом застрелил».
-
Но Лесков дает совершенно другой сюжетный поворот: не князь убивает Грушу, а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это? (Здесь возможен спор, когда одни считают это преступлением, а другие подвигом во имя любви. Он берет на себя всю полноту ответственности за грехи чужого человека, губящего собственную душу. Иначе Груша убила бы и себя, и другую, ребенка, которого носила под сердцем.)
Флягин скажет, что ему еще «надлежало прежде много в свете от этой женщины видеть, пока над ней все, чему суждено было, исполнилось, и его
зачеркнуло».
- А показывал ли Флягин Груше свои чувства, пока она жила у князя? Почему? (Рассказчик ни разу не назовет свое чувство любовью. Сама Груша скажет за него: «Один ты и любил меня...»)
Любовь героя беззаветная и самоотверженная, чувство это чистое и великое, потому что оно свободно от себялюбия и собственничества. И после смерти Груши он думает не о себе, а о том, что будет с ее душой: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность
за нее отстрадать и ее из ада выручить».
После смерти Груши - опять дорога, но это дорога к людям, к встрече с ними на новых основаниях. Он уже себя «зачеркнул», он живет с этого момента для других, за других, обретает родство с убитым горем старичком и старушкой, в корне меняет судьбу, вернее сказать, меняется судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел. И опять герой не размышляет, действует по велению сердца и не считает это жертвой.

Он носит чужое имя - Петра Сердюкова. Почему просится на Кавказ? («Могу скорее за веру умереть».)
Легко ли ему 15 лет прослужить на Кавказе, никому не открывая своего имени? (Трудно, потому что он, человек верующий, лишен права на исповедь. Это очередное испытание.)
А когда чрезвычайные обстоятельства заставляют его признаться полковнику, все происходит, как в сказке: и не убили, и в офицеры произвели, и наградили Георгиевским крестом за храбрость. Но сам Флягин уверен, что его спасла душа Груши, которая над ним летала.
- Как оценивает герой свою жизнь в исповеди полковнику? («Большой грешник... я на своем веку много неповинных душ погубил».)
Изменилась нравственная самооценка: до этого момента только Грушина смерть воспринималась им как его страшная вина и грех. Вспомним, смерть монашка и Савакирея он расценивал как досадную случайность, а потому снимал с себя всякие нравственные обязательства. После смерти Груши у него появляется иное отношение к чужой смерти и к своей вине за нее. Он уже осознает свою ответственность перед другими людьми. Кажется, что обстоятельства жизни все время испытывают героя, жизнь ни в чем не помогает и ничем не поддерживает его. Через страдания герой постигает смысл своей жизни.
Но вот он георгиевский кавалер, офицер, «благородный». Полковник дает ему рекомендательное письмо в Петербург. Кажется - хороший конец и теперь начнется новая счастливая жизнь.
- Что ждет его в Петербурге? (Принадлежность к привилегированному сословию не только не способствует «карьере», но даже лишает возможности вернуться к привычному ремеслу - быть кучером. Герой идет в артисты.)
Вспомним слова князя о Флягине: «ты настоящий артист».
- Кого же изображает добрейший Флягин? (демона, а злой насмешник и мучитель - принца.)
- Куда же, наконец, попадает Иван Северьяныч ? (В монастырь.)
Пророчество монашка сбылось. Но считает ли Флягин это пристанище сбывшимся пророчеством? («деться было некуда».)
История монастырской жизни дается Лесковым во всех подробностях. Следовательно, автор придает ей какое-то особое значение. Тут уже не впервые развертывается тема бесовского искушения. Эта тема не случайна, так как герой живет по преимуществу не разумом, а чувствами. Одолевает его и дьявол, и маленькие бесенята. И воспринимает он их как часть действительности.
Лесков не первый в русской литературе уловил, что все таинственное и сверхъестественное проникает в реальную действительность и становится частью народного мироощущения. С этим мы встречались и у Н.В.Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
- А как можно объяснить явление Груши Ивану Северьянычу? (Он тоскует о ней, не, может одолеть эту любовь.)
-
Почему монастырь не оказался для Флягина последней пристанью, а стал этапом нового пути? (дух его не успокоился. Внутренний голос говорит ему: «ополчайся»...)
Само это слово заставляет вспомнить ополченцев 1812 года.
-
О чем мечтает герой, уходя из монастыря? («Исполнился страха за народ русский и начал молиться... все я о родине плакал...»; «Умереть за народ хочется» - былинная мечта.)
Мечта наивная и прекрасная, как и сам Иван Северьяныч.
Подводим итоги.
- Похож ли Иван Флягин-рассказчик в конце повести на того паренька, который сдержал коней, отрубил кошке хвост?
И похож и не похож. В нравственном отношении он стал значительно выше. Он ощущает уже личную ответственность за судьбу своей Родины и готовность умереть за нее и свой народ, и это ощущение вполне осознанно, в отличие от первых шагов его жизни.
- Каков же он, герой Лескова? Можно ли назвать его праведником?
Мягкий, добрый, правдивый, честный, бескорыстный - что в меркантильный век выглядит как глупость, живущий интересами других, ради других и за других, умеет чувствовать красоту, отзывчив на чужое горе, человек высоко духовный - готов умереть за народ.
А теперь прочитаем словарную статью у В.И.Даля: «Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешный; святой, который прославился своими подвигами, святой жизнью в обычных условиях».
-
Каков смысл названия повести «Очарованный странник»?
Внимательно прочитав произведение, мы понимаем, что странник - это не просто «путешественник», значение этого слова у Лескова более глубокое: это человек страстный, много претерпевший, прошедший трудный, тернистый и красивый путь.
Слово
очаровать в словаре Даля объясняется так: обворожить, околдовать, навести мороку, прельщать, пленять, влюблять кого в себя.
- Чем же очарован, околдован лесковский герой? (Красотой природы, жизни, любви, борения...)
Этот ряд можно продолжить.
Дома предлагаю подумать над следующими темами сочинений: «Смысл странствий Ивана Флягина»; «Русский национальный характер в повести Н.С.Лескова»; «В чем очарование Ивана Флягина?»; «Флягин - грешник или праведник?»; ‘


Все эпизоды повести объединяет образглавного героя - Ивана Северьяновича Флягина, показанного исполином физической и нравственной мощи. «Это был человек oгpoмнoгo роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала eгo проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монaстыpским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Герой совepшает ратные подвиги, спасает людей, проходит через искушение любовью. Он знает по собственному горькому опыту крепостное право, знает, что такое бегство от лютoгo барина или солдатчины. В поступках Флягина проявляются такие черты, как безграничная смелость, мужество, гордость, упрямство, широта натуры, доброта, терпеливость, артистизм и др. Автор создает сложный, многогранный характер, положительный в своей основе, но далеко не идеальный и совсем не однозначный. Основная черта Флягина - «откровенность простой души». Рассказчик уподобляет eгo Божьему младенцу, которому Бог иногда открывает свои замыслы, сокрытые от других. Герою свойственны детская наивность восприятия жизни, простодушие, искренность, бескорыстность. Он очень талантлив. Прежде Bceгo в деле, которым он занимался еще мальчиком, став форейтором у cвoeгo барина. В том, что касалось лошадей, он «от природы своей особенное дарование получил». Eгo талантливость связана с обостренным чувством красоты. Иван Флягин тонко чувствует женскую красоту, красоту природы, слова, искусства - песни, танца. Eгo речь поражает своей поэтичностью, когда он описывает то, чем любуется. Как всякий народный богатырь, Иван Северьянович горячо любит родину. Это проявляется и в мучительной тоске по родным местам, когда он находится в плену в татарских степях, и в желании принять участие в грядущей войне и умереть за родную землю. Последний диалог Флягина со слушателями звучит торжественно. Душевная теплота и тонкость чувства в гepoe уживаются сгрубостью, драчливостью, пьянством, ограниченностью. Порой он проявляет черствость, равнодушие: засекает до смерти в поединке татарина, некрещеных дeтей не считает своими и оставляет их без сожаления. Доброта и отзывчивость на чужое гope уживаются в нем с бессмысленной жестокостью: отдает ребенка слезно умоляющей eгo матери, лишив себя крова и пищи, но в то же время из баловства насмерть засекает уснувшего монаха.

Удальство и свобода чувств Флягина не знают границ (бой с татарином, отношения сгрушенькой). Он отдaeтся чувству безоглядно и безрассудно. Душевные порывы, над которыми он не властен, постоянно ломают eгo cyдьбу. Но когда в нем yгacaeт дух противоборства, он очень легко покоряется чужому влиянию. Чувство человечеcкoгo достоинствагероя находится в противоречии с coзнанием крепостного человека. Но все равно в Иване Ceверьяновиче чувствуется чистая и благородная душа.

Имя, отчество и фамилия героя оказываются значимыми. Имя Иван, столь часто встречающееся в сказках, сближает eгo и с Иваном-дураком, и с Иваном-царевичем, проходящими через разные испытания. В своих испытаниях Иван Флягин духовно взрослеет, нравственно очищается. Отчество Северьянович в переводе с латинскoгo означает «суровый» И отражает определенную сторону eгo характера. Фамилия указывает, с одной стороны, на склонность к загульному образу жизни, но, с дpyгой стороны, напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника - как чистого сосуда Божьего. Страдая от сознания собственного несовершенства, он идет, не сгибаясь, навстречу подвигу, стремясь к богатырскому служению родине, ощущая над собой божественное благословение. И это движение, нравственное преображение составляет внутреннюю сюжетную линию повести. Герой верует и ищет. Eгo жизненный путь - это путь познания Бога и осознание себя в Боге.

Иван Флягин олицетворяет русский национальный характер со всеми eгo темными и светлыми сторонами, народный взгляд на мир. В нем воплощены огромные и неистраченные возможности народной силы. Eгo нравственность - естественная, народная нравственность. Фигypa Флягина обретает символическую масштабность, воплощая широту, безграничность, открытость русской души миру. Глубину и сложность характера Ивана Флягина помогают постичь разнообразные художественные приемы, использованные автором. Главным средством создания образа героя является речь, в которой отражаются eгo миропонимание, характер, социальное положение и т. д. Речь Флягина проста, полна просторечий и диалектизмов, в ней нeмнoгo метафор, сравнений, эпитетов, но они ярки и точны. Стиль речи героя связан с народным мировосприятием. Образ героя раскрывается и через eгo отношение к другим персонажам, о которых он сам рассказывает. В тоне повествования, в выборе художественных средств проявляется личность героя. Пейзаж также помогает почувствовать особенности восприятия мира персонажем. Рассказ героя о жизни в степи передает eгo эмоциональное состояние, тоску по родным местам: «Нет-с домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам... Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”.

Добрый и простодушный русский исполин - основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством. Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. Когда Флягин видит человека в смертельной опасности, он просто бросается ему на помощь. Совсем мальчиком спасает графа с графиней от гибели, а сам чуть не погибает. Еще он идет вместо сына старухи на пятнадцать лет на Кавказ. За внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяныче огромная доброта, свойственная русскому народу. Мы узнаем эту черту в нем, когда он становиться нянькой. Он по-настоящему привязался к девочке, за которой ухаживал. В обращении с ней он заботлив и нежен.

“Очарованный странник” - это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского). Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. Он ищет и не может обрести себя. Каждое новое пристанище Флягина -- это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми -- будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую “операцию”, которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: “Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”. Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это -- не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит.

Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.

Флягин остро реагирует на оскорбление и несправедливость. Стоило управляющему графа - немцу наказать его за проступок унизительной работой, как Иван Северьяныч, рискуя собственной жизнью, бежит из родных мест. Впоследствии он вспоминает об этом так: “Отодрали меня ужасно жестоко, даже подняться я не мог… но это бы мне ничего, а вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да мешки бить… это уже домучило меня… Просто терпения моего не стало…” Самым страшным и непереносимым для простого человека оказывается не телесное наказание, а оскорбление чувства собственного достоинства. с отчаяния он убегает от них и идет “в разбойники”.

В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма. собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. желание Ивана Северьяныча идти на войну - это желание постраждовать одному за всех. любовь к Родине, к Богу, христианское стремление спасают Флягина от гибели в течении девяти лет жизни у татар. Он за все это время так и не смог привыкнуть к степям. Он говорит: “Нет-с, домой хочется… Тоска делалась”. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”. Из рассказа Ивана Северьяновича о самом себе явствует, что самыми тяжелыми из пережитых им многообразных жизненных ситуаций были именно те, которые в наибольшей мере связывали его волю, обрекали его на неподвижность.

Сильна в Иване Флягине православная вера. Среди ночи в плену он “выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться… так молиться, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали - утром травку видишь”.

Флягин -- необыкновенно одаренный человек, для него нет ни­чего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара -- всегда ощущать радость -- заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Флягин не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти. Он говорит: “Мне за народ очень помереть хочется”. В этих словах отражено главное свойство русского человека - готовность пострадать за других, умереть за Родину. Описывая жизнь Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только рус человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

Образ Ивана Северьяновича Флягина - это единственный "сквозной" образ, соединяющий все эпизоды повести. Как уже отмечалось, он обладает жанрообразующими признаками, т.к. его "жизнеописание" восходит к произведениям с жесткими нормативными схемами, а именно к житиям святых и авантюрным романам. Автор сближает Ивана Северьяновича не только с героями житий и романов приключений, но и с былинными богатырями. Вот как описывает внешность Флягина повествователь: "Этому новому нашему спутнику по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещегина и в поэме графа А. К. Толстого.4 Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор"". Характер Флягина многогранен. Основная черта его - "откровенность простой души". Рассказчик уподобляет Флягина "младенцам", которым Бог иногда открывает свои замыслы, таимые от "разумных". Автор перефразирует евангельские речения Христа: "... Иисус сказал: "...славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам"" (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 25). Мудрыми и разумными Христос иносказательно называет людей с чистым сердцем.

Флягина отличают детская наивность и простодушие. Бесы в его представлениях напоминают большую семью, в которой есть и взрослые, и шкодливые дети-бесенята. Он верит в магическую силу оберега - "тесменного пояска от святого храброго князя Всеволода-Гавриила из Новгорода". Флягин понимает переживания укрощаемых лошадей. Он тонко чувствует красоту природы.

Но, вместе с тем, душе очарованного странника присуща и некоторая черствость, ограниченность (с точки зрения образованного, цивилизованного человека). Иван Северьянович хладнокровно засекает до смерти в поединке татарина и не может понять, почему рассказ об этом истязании ужасает его слушателей. Иван жестоко расправляется с кошкой графининой горничной, задушившей его любимых голубей. Некрещеных детей, прижитых от жен-татарок в Рынь-песках, он не считает своими и оставляет без тени сомнения и сожаления.

Природная доброта уживается в душе Флягина с бессмысленной, бесцельной жестокостью. Так, он, служа нянькой при малолетнем ребенке и нарушая волю его отца, своего хозяина-барина, отдает дитя слезно умолившей Ивана матери и ее любовнику, хотя и знает, что этот поступок лишит его верного пропитания и заставит снова скитаться в поисках пищи и крова. И он же, в отрочестве, из баловства засекает насмерть кнутом уснувшего монаха.

Флягин безогляден в своем удальстве: просто так, бескорыстно, он вступает в состязание с татарином Савакиреем, обещая знакомому офицеру подарить приз - коня. Он весь отдается овладевающим им страстям, пускаясь в пьяный загул. Пораженный красотой и пением цыганки Груши, не колеблясь, дарит ей порученную ему огромную сумму казенных денег.

Натура Флягина одновременно и непоколебимо тверда (он свято исповедует принцип: "Чести моей никому не отдам") и своевольна, податлива, открыта влиянию других и даже внушению. Иван легко усваивает представления татар об оправданности смертельного поединка на нагайках. Доселе не чувствующий завораживающей красоты женщины, он - как бы под воздействием бесед с опустившимся барином-магнетизером и съеденного "магического" сахара-"ментуора" - оказывается очарован первой встречей с Грушей.

Скитания, странствия, своеобразные "искания" Флягина несут "мирскую" окраску. Даже в монастыре он исполняет ту же службу, что в миру, - кучера. Этот мотив - значимый: Флягин, меняя профессии и службы, остается самим собой. Он начинает свой трудный путь с должности форейтора, наездника на лошади в упряжке, и в старости возвращается к кучерским обязанностям.

Служба лесковского героя "при лошадях" не случайна, она обладает неявной, скрытой символичностью. Переменчивая судьба Флягина подобна быстрому бегу лошади, а сам "двужильный" герой, выдержавший и перенесший многие тяготы на своем веку, напоминает крепкого "битюцкого" коня. И флягинская вспыльчивость, и независимость как бы сопоставлены с гордым конским норовом, о котором поведал "очарованный странник" в первой главе лесковского произведения. Укрощение же лошадей Флягиным соотносится с рассказами античных авторов (Плутараха и других) об Александре Македонском, усмирившем и приручившем коня Буцефала.

А подобно герою былин, выезжающему померяться силою "во чисто поле", Флягин соотнесен с открытым, вольным пространством: с дорогой, (странствия Ивана Северьяновича), со степью (десятилетняя жизнь в татарских Рынь-песках), с озерным и морским простором (встреча рассказчика с Флягиным на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру, паломничество странника на Соловки). Герой странствует, перемещается в широком, разомкнутом пространстве, являющемся не географическим понятием, но ценностной категорией. Пространство - зримый образ самой жизни, посылающей навстречу герою-путешественнику бедствия и испытания.

В своих скитаниях и путешествиях лесковский персонаж достигает пределов, крайних точек Русской земли: живет в казахской степи, сражается против горцев на Кавказе, идет к Соловецким святыням на Белом море. Флягин оказывается и на северной, и на южной, и на юго-восточной "границах" европейской России. Иван Северьянович не побывал лишь на западном рубеже России. Впрочем, столица у Лескова может символически обозначать именно западную точку российского пространства. (Такое восприятие Петербурга было характерно для русской словесности XVIII века и воссоздано в пушкинском "Медном всаднике"). Пространственный "размах" путешествий Флягина значим: он как бы символизирует5 широту, безграничность, открытость народной русской души миру.6 Но широта натуры Флягина - "русского богатыря" вовсе не равнозначна праведности. Лесков неоднократно создавал в своих произведениях образы русских праведников, людей исключительной нравственной чистоты, благородных и добрых до самоотвержения ("Однодум", "Несмертельный Голован", "Кадетский монастырь" и т. д.). Однако Иван Северьянович Флягин не таков. Он как бы олицетворяет русский народный характер со всеми его темными и светлыми сторонами и народный взгляд на мир.

Имя Ивана Флягина - значимое. Он подобен сказочным Ивану-дураку и Ивану-царевичу, проходящим через разные испытания. От своей "дурости", нравственной черствости Иван в этих испытаниях излечивается, освобождается. Но нравственные идеалы и нормы лесковского очарованного странника не совпадают с моральными принципами его цивилизованных собеседников и самого автора. Нравственность Флягина - это естественная, "простонародная" нравственность.

Не случайно и отчество лесковского героя - Северьянович (severus - по латыни: суровый). Фамилия говорит, с одной стороны, о былой склонности к питию и загулам, с другой, - как бы напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника - как чистого сосуда Божия.

Жизненный путь Флягина отчасти представляет собой искупление его грехов: "молодеческого" убийства монаха, а также убийства оставленной любовником-князем Грушеньки, совершаемого по ее мольбе. Темная, эгоистическая, "животная" сила, свойственная Ивану в юности, постепенно просветляется, наполняется нравственным самосознанием. На склоне жизни Иван Северьянович готов "помереть за народ", за других. Но от многих поступков, предосудительных для образованных, "цивилизованных" слушателей, очарованный странник не отрекается по-прежнему, не находя в них ничего дурного.

В этом не только ограниченность, но и цельность характера главного героя, лишенного противоречий, внутренней борьбы и самоанализа,7 что, как и мотив предопределенности его судьбы, сближает повесть Лескова с классическим, античным героическим эпосом. Б.С. Дыханова так характеризует представления Флягина о своей судьбе: "По убеждению героя, его предназначение в том, что он - сын "моленый" и "обещанный", обязан посвятить свою жизнь служению богу, и монастырь должен, казалось бы, восприниматься как неизбежный конец пути, обретение истинного призвания. Слушатели неоднократно задают вопрос о том, исполнилось или нет предопределение, но всякий раз Флягин уклоняется от прямого ответа.

"Почему же вы это так... как будто не наверное говорите?

  • - Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу?
  • - Это от чего?
  • - Оттого-с, что я многое даже не своей волею делал".

При внешней непоследовательности ответов Флягина, он здесь поразительно точен. "Дерзость призвания" неотделима от собственной воли, собственного выбора, а взаимодействие воли человека с независящими от нее жизненными обстоятельствами и порождает то живое противоречие, которое можно объяснить, только сохранив его. Для того, чтобы уяснить, в чем его призвание, Флягину приходится рассказывать свою жизнь "с самого первоначала"".8 Жизнь Флягина причудлива, "мозаична", она как бы распадается на несколько самостоятельных "биографий": герой множество раз меняет род занятий, наконец, дважды лишается собственного имени (уходя в солдаты вместо рекрута-крестьянина, затем - принимая монашество). Иван Северьянович может представить единство, цельность своей жизни, лишь пересказав ее всю, от самого рождения. Внутреннюю связность случившемуся с Флягиным придает мотив предопределенности. В этой предопределенности судьбы героя, в подчиненности и "завороженности" какой-то властвующей над ним силой, "не своей волей", которой движим Флягин, - смысл названия повести.

    К началу семидесятых годов, после явной неудачи романа «На ножах», Н. С. Лесков оставляет этот жанр и стремится утвердить права того литературного рода, который стихийно складывался в его творчестве. С этим периодом совпал и заметный перелом в мировоззрении...

    Когда я читала это произведение, оно потрясло меня своей искренностью, душевностью, реалистичностью описания образов. Повесть была написана во второй половине XIX века, в трудное, противоречивое для России время. Оно очень похоже на наше время, конец...

    Повесть «Очарованный странник» - одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков - мастер фольклорных образов - изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя. Главный герой...

    Удивительный русский писатель Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник» создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ. Это Иван Северьянович Флягин, «очарованный странник». У него нет никакой конкретной...

  1. Новое!

    Сюжетное строение повести подобно древнерусским хождениям святых: влияние былинного эпоса проявляется в самом герое - русском богатыре Иване Северьяныче Флягине. Предназначение былинного богатыря - совершение подвига, патриотического и христианского....

  2. Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно,...

Перзентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни" . Материал презентации может быть использован на обобщающем уроке по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" , а также при подготовке одиннадцатиклассников к итоговому сочинению по направлениям "ВРЕМЯ", "ПУТЬ" , др.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни Судьба Ивана Северьяновича Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

«У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть» Н.С. Лесков

Праведник – человек, который живёт праведной жизнью. Праведный – благочестивый, соответствующий религиозному правилу; - основанный на правде, справедливый. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь. Протоиерей Серафим Слободской. « Закон Божий»

Не стоит село без праведника Русская пословица

По мнению Лескова, праведники – это «герои великодушия», нестяжатели, правдолюбцы, мудрецы, «выражение всего нашего умного и доброго народа ». Бескорыстный подвиг добра и самоотвержения – в этом суть праведничества.

Тема повести Лескова – изображение простого русского человека, в образе которого автор увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя- «праведника», как называет его сам писатель. В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя – Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого – цепь невероятных приключений. Не случайно первое название повести – «Чернозёмный Телемак».

В образе Флягина автор показал формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным графа К., и в нём воспитывали черты, важные для крепостных: трудолюбие, преданность господам. После Манифеста 17 февраля 1861 г. Иван Северьянович становится свободным человеком и должен искать новые жизненные ориентиры. В результате своего «хождения по мукам» он приходит к мысли: главное не преданность хозяину, а служение народу.

Важнейшие черты личности героя

«…Мне за народ очень помереть хочется» Самоотверженность героя, его жизнь для других

Иван Северьянович не идеальный герой. В начале жизненного пути он не различает добро и зло (не чувствует вины за смерть монашка, голубей жалеет, а кошечку уродует). Лесков рисует не безупречного героя, а реального, неоднозначного русского человека. Флягин проходит необъятный, как пространство России, и запутанный жизненный путь. На этом пути он и господ своих от смерти спас; и руки на себя наложить хотел из-за унизительного наказания; и жестоко на ремнях поролся ради красавца жеребца; и в татарском плену 10 лет «подщетиненным» томился; и жертвенную любовь познал; и безумным загулам предавался; и подвиг воинский совершил; и в офицеры выслужился; и сменил военный мундир на рясу…

И в конце концов Иван Северьянович находит достойную жизненную цель – служение людям. Об этом сам герой говорит так: «…Мне за народ очень помереть хочется»

«Я многое даже не своей волею делал» Флягин объясняет всё происходящее с ним «родительским обещанием». Он «моленый сын» и всю жизнь помнит знамение монашка: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за себя и пойдёшь в чернецы». Эта власть рокового начала и делает его «очарованным странником».

«…Иван Северьянов, ты артист… настоящий, высокой степени артист» Одно из главных качеств характера Флягина – чувство прекрасного. Герой очарован красотой мира. Так в повести открывается ещё один смысл названия этой книги. Иван Северьянович остро чувствует и красоту песни (она «то плачет, то томит, то просто душу из тела вынимает, то потом вдруг как схватит в другом роде и точно сразу опять сердце вставит »); и красоту коня («И чувствую, что рванулась моя душа …к этой лошади, родной страстию »); и женскую красоту (безудержно сыплет деньги под ноги цыганке Грушеньке и сам пускается перед ней вприсядку). Позже герой Лескова скажет, что за такую красоту «восхищённому человеку погибнуть даже радость».

Вслед за восхищением женской красотой приходит к Ивану Северьяновичу глубокая и жертвенная любовь. Он берёт на себя грех Грушеньки, не стерпевшей измены пустого человека, считает своей обязанностью « за неё отстрадать и её из ада выручить». Открытие героем красоты в человеке, в женщине, является важнейшим рубежом в его судьбе: с этого момента он становится «беззаботным о себе», то есть перестаёт жить только для себя, подчиняет своё существование заботе о другом человеке. Теперь Иван Северьянович вместо чужого ему Петра Сердюкова, единственного кормильца своей семьи, идёт в солдаты, белее 15 лет служит на Кавказе, воинский подвиг совершает… Так в герое Лескова пробуждается потребность высшего жертвенного подвига во имя народа.

«…Ни за что я того, кому служу, обмануть не мог» Честность, порядочность, ответственность, верность долгу

«Русский человек со всем справится» Способность к любому труду, сила, выносливость, богатырство

«…Выходы у меня бывали» Страстная, неудержимая натура героя, выход душевной силы в разгуле, жестокости, пьянстве

Только постепенно, по мере движения «от одной стражбы к другой», герой Лескова обретает равновесие необъятных сил, которые поначалу расходует впустую. Значительно утяжеляют жизнь героя горячность, импульсивность, безоглядность, свойственные русскому человеку. Иван Северьянович говорит о себе, что «с детства был скор на руку». Отлучённый от коней «за кошкин хвост», он чувствует острую обиду и решает удавиться. Не подоспей цыган, «я бы всё это от моего характера пресвободно исполнил», - признаётся Флягин.

В финале повести Иван Северьянович Флягин предстаёт личностью в силе и мощи духовной высоты. Он обретает смысл жизни в простой истине – жить для других. Такой человек, по мнению Лескова, и есть праведный.


Трудна и мучительна была жизнь Н. С. Лескова. Непонятый и неоцененный современниками, он получал удары от правых критиков как недостаточно лояльный и от левых, того же Н. А. Некрасова, который не мог не видеть глубину таланта писателя, но не печатал его в своем «Современнике». А Лесков, волшебник слова, плел узоры русской речи и опускал своих героев в те бездны, в которых мучительно существовали герои Достоевского, а потом поднимал их к небесам, где был мир Льва Толстого.

Он проложил в нашей прозе тропинку, которая связывала этих двух гениев. Особенно это заметно, когда погружаешься в строй рассказа «Очарованный странник». Иван Флягин, характеристика которого будет представлена ниже, то спускается в преисподнюю, то взмывает к вершинам духа.

Внешний вид героя

Очарованный странник представлен у Лескова как типичный русский богатырь. Роста он огромного, и длинный черный подрясник и высокий колпак на голове делают его еще крупнее.

Лицом Иван смугл, ему за 50. Его волосы густы, но со свинцовой проседью. Статью и мощью он напоминает Илью Муромца, добродушного богатыря из русских былин. Так выглядит Иван Флягин, характеристика которого выявит связь внешнего и внутреннего, его странствий и динамики его развития.

Детство и первое убийство

Он вырос в конюшне и знал нрав каждой лошади, умел справиться с самым норовистым конем, а для этого требуется не только физическая сила, но сила духа, которую конь почувствует и даже в ребенке признает хозяина. И подрастала сильная личность, которая нравственно была несколько неразвита. Подробно рассказывает автор, что представлял собой в это время Иван Флягин. Характеристика его дана в эпизоде, когда он просто так, от полноты сил, которые некуда применить, играючи убил ни в чем не повинного монаха. Был всего лишь взмах кнута, которым одиннадцатилетний мальчик ударил монаха, а лошади понесли, и монах, упав, сразу же умер без покаяния.

Но к мальчику явилась душа убитого и пообещала, что будет он погибать много раз, но все-таки пойдет в монахи, не сгинув на дорогах жизни.

Спасение барской семьи

И тут же рядом Лесков, как бусины нанизывает, ведет сказ о прямо противоположном случае, когда, снова ни о чем не помышляя, спасает жизнь свои господам Иван Флягин. Характеристика его - это смелость и удальство, о которых несмышленыш даже не думает, а только снова просто действует безо всякой мысли.

Ребенка вел Бог, и он же его спас от верной гибели в глубокой пропасти. Вот в какие бездны сразу бросает Лесков своего персонажа. Но он с младых ногтей совершенно бескорыстен. За свой подвиг попросил гармонь Иван Флягин. Характеристика последующих его действий, например, отказ от больших денег за выкуп девочки, с которой заставили его нянчиться, покажут, что он никогда не ищет себе выгод.

Второе убийство и побег

Совершенно спокойно в честном бою убил (а дело состояло в споре, кто кого запорет нагайкой), как будто так и положено, татарина Иван Флягин. Характеристика этого поступка показывает то, что 23-летний молодой Иван не дозрел до оценок собственных действий, а готов принять любые, даже аморальные правила игры, которые ему предлагают.

И в результате он прячется от правосудия у татар. Но в итоге - он в плену, в тюрьме татарской. Десять лет проведет Иван у своих «спасителей-иноверцев» и будет тосковать по родине, пока не убежит. И будут его вести целеустремленность, выносливость и сила воли.

Испытание любовью

На жизненном пути Ивану встретится красавица-певунья, цыганка Грушенька. Она так хороша внешне, что у Ивана дух захватывает от ее красоты, но богат и ее духовный мир.

Девушка, чувствуя, что Флягин ее поймет, рассказывает свое немудреное вечное девичье горе: любимый поиграл с ней и бросил. А жить она без него не может и боится, что или убьет его вместе с его новой возлюбленной, или руки на себя наложит. И то и другое пугает ее - это не по-христиански. И просит Груша Ивана взять грех на душу - убить ее. Смутился и не решился вначале Иван, но потом жалость к безответным мучениям девушки перевесила все его сомнения. Сила ее страдания привела к тому, что столкнул Грушу в пропасть Иван Флягин. Характеристика этого поступка состоит в особой стороне человечности. Убивать страшно, и Христова заповедь говорит: «Не убий». Но Иван, преступая через нее, выходит на высший уровень самопожертвования - он жертвует своей бессмертной душой для спасения души девушки. Он, пока жив, надеется отмолить этот грех.

Уход в солдаты

И тут снова случай сталкивает Ивана с чужим горем. Под чужим именем в солдаты, на войну, на верную смерть уходит Флягин Иван Северьяныч. Характеристика этого эпизода в его жизни является продолжением предыдущего: сострадание и жертвенность приводят его к этому поступку. Что выше всего? Погибнуть за отечество, за народ. Но судьба его хранит - Иван не прошел еще все испытания, которые она собирается ему послать.

В чем смысл жизни?

Скиталец, странник, калика перехожий, Иван - искатель истины. Для него главное - найти смысл жизни, сопряженный с поэзией. Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» дают возможность автору воплотить мечтательность, свойственную самому народу. Иван передает дух искательства правды. Иван Флягин - горемыка, испытавший на своем веку столько, что хватило бы на несколько человек. Он берет на свою душу несметные страдания, которые выводят его на новую, более высокую духовную орбиту, на которой соединяются жизнь и поэзия.

Характеристика Ивана Флягина как рассказчика

Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.

Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт - страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.

План-характеристика Ивана Флягина

При написании сочинения можно руководствоваться таким кратким планом:

  • Вступление - очарованный странник.
  • Внешность персонажа.
  • Скитальчество.
  • Оберег для жизни.
  • «Греховность» Ивана.
  • Немеряные богатырские силы.
  • Черты у героя.

В заключение следует сказать, что сам Н. С. Лесков прошел по земле очарованным путником, хотя видел жизнь во всей ее многослойности. Поэзия жизни раскрывалась Н. С. Лескову в созерцании и раздумии, в слове. Может быть, ключом к «Очарованному страннику» является стихотворение Ф. Тютчева «Пошли Господь свою отраду…». Перечитайте и обдумайте путь странника.

Эпитет «очарованный» увеличивает ощущение поэтичности фигуры путника. Обвороженный, пленяющий, околдованный, сведенный с ума, покоренный - диапазон этого душевного качества велик. Для писателя очарованный странник был характерной фигурой человека, которому можно было передоверить часть своих мечтаний, сделать его выразителем заповедных дум и чаяний народа.



Статьи по теме: