Специальность: дошкольное образование. Тонкости профессии

Иллюстрация — Анна Лукьянова.

Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Где можно получить профессию Воспитатель дошкольного образования?

В современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование. Среднее профессиональное образование можно получить в педагогическом колледже. Либо необходимо пройти соответствующее обучение в педагогическом институте или университете на факультете дошкольной педагогики и психологии. Получить образование в учебных заведениях можно по дневной или заочной форме обучения на базе неполного среднего и среднего образования. Кроме этого, обучение возможно на бюджетной и платной основе.

В любом дошкольном учреждении будут рады не только специалисту с дипломом о среднем или высшем профессиональном образовании, но и специалисту, имеющему дополнительную специализацию . Например, инструктор по физической культуре, логопед, специалист по изобразительной деятельности и другие.

Каковы обязанности у воспитателя?

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:

  • трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
  • должностная инструкция;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность» , которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

  • Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Специальность дошкольное образование становится все более популярной за счет того, что на бирже труда в данный момент достаточно вакансий для педагогов дошкольных учреждений, воспитателей и нянь, которые прошли специальный учебный курс и обладают навыками работами с детьми младшего возраста. Профессия воспитателя основана на гуманном отношении к детям, аккуратности и терпении, именно поэтому будущий специалист, выбравший данную профессию должен понимать всю возлагаемую на него ответственность и обладать соответствующими навыками и знаниями.

Специальность дошкольное образование - что сдавать

Экзамены, необходимые для поступления: русский, математика, биология.

Проходной балл зависит от наименования учебного заведения, с минимальными порогами вы можете ознакомиться при подаче документов.

Код специальности - 44.02.01

Специальность дошкольное образование - форма и срок обучения

Большинство ССУЗов принимают студентов на специальность "дошкольное образование" как на базе 9, так и после окончания 11 классов.

Срок обучения на базе 9 классов - 3 года 10 месяцев (очная), 5 лет 4 месяца (заочная и вечерняя формы обучения).

Срок обучения на базе 11 классов - 2 года 10 месяцев (очная), 3 года 10 месяцев (заочная и вечерняя формы обучения).

Характеристика специальности дошкольное образование

После окончания ССУЗа студент, выбравший данную специализацию, сможет самостоятельно

  • осуществлять планирование самых разных видов деятельности для развития детей в течении всего дня,
  • организовывать игровой досуг и проводить спортивные мероприятия для дошкольников,
  • организовывать самостоятельную продуктивную деятельность своих подопечных (простейшие уроки рисования, выполнение подделок из глины и бумаги для развития мелкой моторики и памяти),
  • придумывать и проводить праздничные мероприятия и развлечения,
  • осуществлять контроль за детьми,
  • оценивать сам процесс обучения
  • подводить соответствующие итоги своей работы в виде составления подробных докладов.

Молодой специалист будет оповещать родителей об успехах, привлекать их к организационной деятельности, при этом координируя работу всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, вовлеченных в работу с группой, заниматься разработкой материалов для каждой группы с учетом особенностей возраста воспитанников таким образом, чтобы во время пребывания их в стенах учреждения, каждый подопечный был занят определенным видом деятельности.

Практика по специальности дошкольное образование

Все студенты, выбравшие данную специальность, проходят обязательную практику. Практика состоит из двух этапов: профильная практика (на основе выбранной специальности) и преддипломная. Данные мероприятия чаще всего проходят в специализированных дошкольных образовательных учреждениях.

Итоговая аттестация обучающихся включает в себя написание дипломной работы и ее защиту, а так же государственный экзамен (по решению ССУЗа ).

Специальность дошкольное образование - кем и где работать

По окончанию учебного курса всем студентам профиля дошкольное образование выдается диплом, с помощью которого можно вполне беспрепятственно устроиться воспитателем, методистом в любое дошкольное учреждение.

Не стоит полагать, что воспитатель — это такой же педагог, как . В отличие от учительской, данная профессия предполагает работу с детьми на ранней, фундаментальной стадии их развития.

Сотрудники детских садов имеют дело с малышами, которые не знают об окружающем мире практически ничего. От этих специалистов зависит, насколько любознательным, активным и общительным станет каждый подопечный ребенок в дальнейшем.

Следует обратить внимание еще на одно отличие: воспитатель, в отличие от преподавателя, выполняет множество обязанностей бытового толка — ему нужно кормить ребят, укладывать их на дневной отдых, одевать на прогулку, развлекать познавательными забавами.

Способы получения профессии

Обычно сотрудников учреждений дошкольного образования подготавливают в учебных заведениях среднего звена — то есть, в техникумах . Поступают в такие учреждения преимущественно после окончания девятого, а не одиннадцатого класса.

Курс учебы включает в себя не только базовые гуманитарные и собственно педагогические, но и творческие дисциплины. Быть студентом подобного техникума очень интересно. В нем на занятиях и поют, и пляшут, и лепят, и рисуют.

Многие девушки (воспитатель — это на 99% женская профессия) поступают в такие техникумы заочно , предварительно получив должность нянечки.

Конкретные вакансии, которые предлагаются воспитателям, смотрите . Читая объявления, обратите внимание на предлагаемую зарплату. Устроит ли вас она?

Особенности работы в детском саду

Воспитатели обычно трудятся на группе в паре — то есть, попеременно по особому графику. Та воспитательница, которой выпадает рабочий день, с утра встречает родителей с ребятами, отмечает пришедших. Далее день расписывается в соответствии с действующей в детском саду программой.

То, что раньше называлось занятиями, сейчас почти не практикуется. Ребятам дают необходимые базовые знания преимущественно через различные игры и проекты.

В определенные дни недели группа ходит в физкультурный или музыкальный зал. Обязательны завтрак, обед и полдник, ежедневный сон, прогулка. Часто помимо прогулки организуется какое-либо мероприятие на выходе (коллективный визит в зоопарк, музей, на выставку и др.).

Многие педагоги дополнительного образования дополнительно берут себе часы работы на кружке — допустим, по народной культуре, экологии или изодеятельности.

Воспитателю обычно приходится выступать в роли автора сценариев для утренников, ведущего и аниматора.

Неотъемлемым компонентом педагогической деятельности считается взаимодействие с родителями — проведение семейных конкурсов, просветительских и отчетных собраний.

Педагог детского сада тратит много времени на подготовку к занятиям. Ему не нужно проверять тетради, но необходимо корпеть над изготовлением наглядных материалов и постоянным повышением квалификации.

Летом работники дошкольных учреждений в корне меняют род деятельности — как минимум на месяц они становятся мастерами-отделочниками и приводят в порядок помещения своих групп, ремонтируют прогулочную зону.

Воспитатель детского сада - воспитывает детей дошкольного возраста. Профессия подходит отвественным и активным людям, которые любят детей. Воспитатель может работать в муниципальных, ведомственных или частных детских садах. Образование может быть средним профессиональным, но для повышения квалификации нужно окончить Существуют для воспитателей детского сада. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Воспитатель занимается воспитательной работой: проводит занятия, игры и в целом организует пребывание детей в детском саду.
Дошкольных воспитателей чаще всего называют воспитательницами.

Мужчины дошкольными воспитателями обычно не работают, а если такое и случается, то это непременно становится сенсацией, о чем обязательно пишут местные газеты и даже снимают сюжеты для теленовостей.

В детский сад ходят дети в возрасте с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст делится на три периода:

  1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

Каждый возраст требует особого подхода, воспитательных и обучающих методик. Но в целом можно сказать, что игра для любого детсадника - главное дело. Поэтому воспитатели в своей работе используют много игровых приёмов. Даже в обучающих занятиях используются дидактические игры - они лучше удерживают внимание детей и помогают им усваивать материал незаметно для самих себя.

В программу детского сада входит занятия по развитию речи детей, по математике, музыке, физкультуре. Также детей знакомят с произведениями детских писателей, учат рисовать лепить, прививают им начальные трудовые навыки. Большое внимание уделяется знакомству с природой, окружающим миром.

И конечно, важное место занимает нравственное воспитание и социализация ребёнка: в детском саду он учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получает навыки жизни в обществе. Воспитатель - руководитель всех этих процессов, и очень многое зависит от его личности и умений.

Важно! Воспитатель отвечает не только за качество педагогической работы, но и за жизнь и здоровье детей.

Обычно воспитательница ведёт одну группу детей, начиная с младшего возраста до самого их выпуска из детского сада. Воспитатели группы работают в паре, сменяя друг друга по графику: кто-то работает с утра, кто-то - во второй половине дня, и наоборот. Методическую помощь воспитателям оказывают методисты - педагоги с высшим образованием.

Рабочее место

Муниципальные, ведомственные, частные детские сады.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 13000—45000 ₽

Москва 25000—70000 ₽

Важные качества

Хорошему воспитателю присущи любовь к детям, жизнерадостность, отсутствие раздражительности, высокое чувство ответственности, чувство справедливости, высокий уровень культуры, организаторские способности, активность.

Знания и умения

Воспитатель должен владеть педагогическими методиками, навыками организации воспитательного процесса.
Также обязательны правильная речь, хорошие манеры.

Специальности: дошкольная педагогика (дошкольное воспитание), воспитательная работа с подростками, коррекционная педагогика

Примечание. В связи со сложившейся в России острой потребностью в педагогических кадрах системы воспитания и опеки детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и приютах работает немало педагогов, не имеющих специального педагогического образования.

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)

Средне-специальное (педагог дошкольного воспитания, воспитатель детского учреждения, учитель-педагог) – педагогические училища и колледжи, а также музыкальные училища и музыкально-педагогические колледжи

Высшее педагогическое (педагог дошкольного воспитания, педагог-методист, специалист коррекционной педагогики, специалист подростковой педагогики, психолог, психолог-педагог, преподаватель) – педагогические институты, университеты, институты культуры и искусств, музыкально-педагогические институты.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии

Выявлять педагогические способности в абитуриентах педагогических учебных заведений до сих пор не принято. Однако желательно понять, действительно ли вы любите маленьких, нередко беспокойных, капризных, а порой и просто «вредных» детишек. Ведь для того чтобы работа приносила удовлетворение, претенденту необходимо обладать способностями к неформальному лидерству в детском коллективе. Особенно это касается работы воспитателя в детском доме, когда нужно быть предельно терпеливым и тактичным, а мягкость умело сочетать с требовательностью и настойчивостью и при этом уметь ещё и проникаться интересами детей, включая склонных к девиантному, разрушительному поведению.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, музыка, рукоделие, изобразительное искусство, история, биология, физкультура, ОБЖ, психология*, танцы*, вокал* или хор*.

Характер и содержание работы по данной профессии:

  1. В системе дошкольного воспитании. Работа с дошкольниками в детском учреждении, либо в семье, способной оплачивать труд индивидуального воспитателя своего ребёнка: контроль за детьми, приглядывание за ними (обеспечение безопасности детей), занятия с детьми по плану дошкольного воспитательного учреждения (рисование, аппликации, лепка, подвижные игры, зарядка, подготовка праздничных концертов группы, помощь музыкальному работнику в подготовке детей к выступлению, чтение сказок, разучивание стихов), прогулки с детьми, периодически культпоходы за пределы дошкольного учреждения.
  2. В системе воспитания и опеки детей, оставшихся без попечения родителей. Работа в детском доме с детьми разного возраста: выполнение роли опекуна, наставника по жизни, несение ответственности за здоровье и жизнь воспитанников, организация их на общественные мероприятия, индивидуальная работа с целью погашения возникающих конфликтов – как между детьми, так и между детьми и работниками учреждения; помощь детям в подготовке уроков, занятия с ними по учебным планам учреждения, контроль выполнения детьми правил гигиены и поведения во время посещения столовой, уборки территории, культпоходов.

Очевидные плюсы

Благородная, интересная, творческая работа с «цветами жизни», сопровождаемая массой положительных эмоций и новых впечатлений; благодарности от детей, в том числе и бывших воспитанников, от их родителей. Разнообразный по характеру рабочий день, возможность питаться в течение рабочей смены вместе с детьми практически за счет работодателя, работа в тёплом уютном помещении, без каких-либо авралов и напрягов.

Воспитатель в детском доме – также благородная профессия, особенно важная для тех, кто жаждет помогать детям и молодёжи обретать себя и друзей, понять, что в жизни есть много хорошего и что есть люди, которые любят и «ничьих» детей.

«Подводные камни», её очевидные минусы

Постоянная вероятность того, что кто-то из детишек что-нибудь вытворит, состояние постоянного беспокойства за здоровье воспитанников или ожидание претензий, часто не обоснованных, со стороны родителей и (или) администрации учреждения (работодателей), необходимость писать пространные отчёты о проделанной работе, постоянно доказывая чиновникам из системы образования, что ты работаешь профессионально и по предписанному сверху. Нередко приходится работать с очень капризными, а то и агрессивными детьми, что требует особого такта и терпения. Сделать карьеру по этой профессии очень и очень сложно (разве только попробовать пойти в педагогическую науку), а труд воспитателя обществом ещё долго не будет оцениваться по достоинству, зарплата воспитателя всё время отстаёт от средней по стране и в образовании.

В детском доме – психологически чрезвычайно трудная работа, приводящая порой к нервным срывам, которые, увы, зарплатой не компенсируются: она далека от достойной, при этом ответственность остаётся всегда высокой. На работу могут вызывать внезапно, поэтому семейная жизнь у педагога детского дома всегда неорганизованная.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, сердечно-сосудистые заболевания – риск от умеренного до высокого

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве: 10 000 – 25 000 (чаще 16 000)

В крупных областных центрах: 7 000 – 15 000 (чаще 9000)

В глубинке России: 5000 – 10 000 (чаще 6000)

Честно говоря, профессию воспитателя следовало бы разместить в главе «Педагог». Но, во-первых, педагог – слово в русском языке не совсем своё. Оно пришло к нам из греческого языка. Во-вторых, педагогом считается и учитель начальной школы, и преподаватель-предметник в средней школе, и воспитатель детского сада. Нередко педагогами называют и преподавателей колледжа.

А в этой главе речь-то идёт именно о воспитателе. То есть о человеке, который не преподаёт учащимся какой-то учебный предмет, а занимается именно воспитанием. Кого? Обобщённо можно сказать «воспитанников». Тех, кого воспитатель воспитывает. А вот в зависимости от возраста и рода занятий воспитанников воспитатель специализируется либо на воспитании детей дошкольного возраста, которых родители приводят в детские ясли или сад, либо на воспитании воспитанников детского дома, либо на работе с отбывающими наказание подростками или взрослыми людьми.

Есть ещё и воспитатели в школах-интернатах, в общеобразовательных школах продлённого дня.

Разумеется, характер работы у каждого из этих воспитателей имеет свою, отличную от других специфику.

Самый известный всем нам тип воспитателя – это воспитатель, работающий в детском саду или яслях.

Казалось бы, специфика его работы очевидна настолько, что и написать-то про неё кроме каких-то банальных фраз нечего. На самом деле воспитатель детского сада – это вовсе не специалист по утиранию детских носов и чтению примитивных сказок малышне. И, кстати, это профессия достойна не только женщин. Может быть, вам выпало удовольствие посмотреть старый советский фильм-комедию «Усатый нянь»? Разные зрители воспринимают этот чудесный фильм по-разному. Но лично мне он показался воплощением образа идеального воспитателя. Увы, таких воспитателей, образ которого показан в этом фильме, в реальных детских садах, скорее всего, не было и нет.

Может быть, кто-нибудь из прочитавших эту книгу мальчиков однажды вдруг загорится выбором в пользу не совсем мужской профессии и внесёт в профессию воспитателя дошкольников свежую струю. То, что малышня очень любит мужчин, отлично показано и в старой доброй комедии «Джентльмены удачи». Дело не только в том, что блистательно исполнившего роль заведующего детским садом Евгения Леонова нельзя не полюбить, особенно детишкам. Многие воспитатели вспоминают, что их подопечные малыши всегда с особым любопытством смотрят буквально на любого мужчину, зашедшего в группу, будь то слесарь или просто папа одного из ребят.

Причём, как признаются воспитатели, на появление в группе посторонних женщин (особенно ранее никому из ребят не известных) дети с таким интересом не реагируют. Если же говорить о врачах, то мужчина в белом халате, даже «страшный» зубной врач, вызывает у детей гораздо меньше напряжения, чем врач женского пола. Это относится и к мальчикам, и к девочкам. Наверное, секрет кроется в глубоком прошлом, когда мужчины в обществе доминировали и их возвращение с охоты чаще всего обозначало конец голоду. А может вся разгадка именно в том, что дошкольники вообще мужчин видят редко. Папы с работы обычно приходят поздно, а уходят, как правило, когда ребенок ещё спит. В выходные дни, если добрый папа находит время для общения со своим малышом, для ребёнка это большое счастье. Ну а в дошкольных учреждениях, включая и клиники, мужчина в России – традиционная редкость. И если кому-то из мальчиков в голову вдруг взбредёт идея приобрести специальность воспитателя дошкольников, ему не стоит этой идеи сразу же пугаться. Во многих странах, кстати, малышню воспитывают мужчины. Хотя учёные до сих пор спорят, с какого возраста воспитание ребенка мужчиной идёт на пользу. Мы спорить об этом не будем. Пусть каждый выбирает сам. Просто для мальчиков сейчас, возможно, в России в этой профессии ещё не время проявить себя.

Во-первых, зарплата даже директора детского сада вряд ли какого мужчину сегодня устроит. В частных детских садах – дело другое. Но их пока ещё очень мало. И учредители таких детских садов при подборе директора предпочтение пока отдают женщинам.

Предположим, юноша захочет поступить в педагогический колледж или институт на дошкольное отделение. Ему сразу же придётся преодолевать психологическое сопротивление со стороны разных людей, начиная от родителей и друзей и кончая сотрудниками приёмной комиссии учебного заведения. Запретить юношам получать такие специальности по Закону нельзя, но высказывать своё личное недоумение могут все желающие. На самом деле такое моральное давление юноше выдержать очень трудно. Разве что юношу-инвалида в таком случае «общество поймёт».

Но ближе к делу. Наверняка все знают, чем занимается воспитатель с детьми в своё рабочее время. А вот какие отчёты ему приходится сдавать начальству, мало кто знает. Между тем, требования к работе с детьми государственные органы управления образованием у нас предъявляют весьма и весьма высокие. Помню, я как-то разговорился с одной знакомой воспитательницей, которая хотела получить более высокий разряд. Так вот ей пришлось исписать гору бумаги, обосновывая свои претензии на большую зарплату. В эти обоснования входят и описания методик, которые претендент на следующий разряд применяет на занятиях с детьми, и отчёты о проделанной работе (какие развивающие игры проводили, что с детьми вылепили, нарисовали, какие успехи наиболее заметны и т.п.).

Короче, защищалась она не меньше полгода. А до того, как подать заявление на переаттестацию, по правилам необходимо отработать по уже присвоенному разряду минимум год. Но даже если воспитатель не жаждет повышения разряда, он всё равно ежемесячно сдаёт разные отчёты о проделанной работе с детьми по их воспитанию, развитию двигательных, речевых, мыслительных и прочих навыков.

Что должен уметь воспитатель? Конечно же, прежде всего, грамотно строить отношения с детьми и их родителями. Говоря проще, воспитатель не может себе позволить иметь любимчиков. Иначе он потеряет доверие со стороны других детей (не удивляйтесь, малыши тоже требуют доверия, даже животные его требуют, и человек обязан заслужить его), и тогда работа превратится в сплошное недоразумение. Если на первоклассника ещё как-то можно воздействовать: оценками в журнал, записочками родителям, наказаниями типа «поставлю в угол» и тому подобными глупыми мерами, — то с дошкольниками (особенно в младших и средних группах) такие номера не проходят.

Надо чётко себе представлять, что такое коллективный рёв группы, стихийно восставшей против «тирании» неграмотного педагога. В современном детском саду (государственном – о частном я в таком срезе и речи не веду) даже безудержные рыдание одного капризули заставят вас краснеть и бледнеть как перед родителями, так и перед администрацией сада. А мнение родителей о воспитателе всегда очень много значило.

Помню, мне как-то рассказала моя мама об инциденте, имевшем место с воспитательницей группы, которую когда-то, в трехлетнем возрасте, посещал я. Так вот там эту воспитательницу, вчерашнюю десятиклассницу, родители буквально грудью загородили от произвола чиновницы РОНО. Стремясь освободить вакансию для своей протеже, чиновница задумала уволить нашу Риту-Маргариту (так мы её почему-то звали). Дескать, у неё не было специального образования. Тогда, в 60-е годы прошлого века, с мнением родителей, кстати, начальство считалось в гораздо меньшей степени, чем сейчас. Тем не менее, специально созданная по требованию родителей комиссия постановила нашу Риту-Маргариту на работе оставить, отослав заочно учиться по рекомендации РОНО. Что же так привлекло родителей к этой девушке? Оказывается, большая любовь к ней со стороны её подопечных. Заметьте: не одного-двух особо избранных, а всех двадцати пяти малышей! Каждый ведь, возвращаясь домой, в захлёб рассказывал, во что и с каким удовольствие они с Маргаритой играли. А девочки, думаю, ещё и восхищались, какая Рита добрая, весёлая, красивая, как с ней интересно и хорошо.

И противоположный пример. Я сам до сих пор помню, как не хотел идти в садик, когда знал, что сегодня смена Галины Евгеньевны. К Тамаре Павловне, к Нине Николаевне шёл спокойно, к Любови Ивановне – вообще бегом. К Галине Евгеньевне и ещё одной, имя которой даже и не запоминал, — ни в какую. У Галины Евгеньевны были особо избранные любимчики – капризных, каковым был тогда я, она просто терпеть не могла. В результате полгруппы с ней уживались хорошо, а полгруппы в её смену только ныли и просились домой. Вторую же из этого ряда мы запомнили только как сторожиху, нудным тоном читающую вслух сказки и беспрестанно делающую грубые замечания типа «закрой рот», «вынь руку из штанов», «Лиля, не целуйся с Димой», «ах ты, бесстыдница» и т.д. и т.п. в таком дурацком ключе.

Так вот это главное требование к претенденту на воспитателя – быть с детьми взрослым, но таким, которого легко принимают дети. Причём все дети в группе, даже самые неуживчивые и эгоистичные. Не сумеете заинтересовать их собственной персоной так, чтобы они спозаранку бегом бежали в детский сад (а не плакали, не желая просыпаться, как это обычно происходит с маленькими детишками) – ваша работа с малышнёй превратится в каторгу. Или же вам всё время придётся «воевать» с недовольными родителями, и в конце концов вас всё равно вынудят уволиться. В частный же детский сад такого горе-воспитателя вообще не возьмут.

Итак, надеюсь, вы поняли, что главное в этой профессии – ваша личная гибкость и обаяние. А разные методики – написать сценарий утренника, провести занятие по лепке или аппликации и тому подобные – это всё детали вашего профессионального статуса. В конце концов, выучить все эти рекомендации можно и самостоятельно, не обучаясь в педучилище или пединституте. Но вот способности и настоящую (а не придуманную вами) тягу к такой работе с малышами никакая академия в вас не вложит.

Кстати, эти способности довольно легко проверить. Нужно всего-то посидеть несколько часов с вашим маленьким племянником или соседским малышом. Если уже через полчаса он вас «допечёт», появится повод задуматься.

Но будем надеяться, что всё у вас, дорогие вы наши будущие педагоги дошкольного учреждения, получится. И избранная вами работа станет делом вашей жизни.

Воспитатель в детском доме

Об этой профессии стоит сказать особо, хотя и коротко. В принципе, воспитатель-педагог в детском доме – тот же воспитатель, что и в детском саду. Только у него на попечении, во-первых, дети разного возраста – и малыши, и подростки. А во-вторых, все они в детском доме живут постоянно. И далеко не все воспитанники детского дома – круглые сироты. Многие имеют родителей, лишённых родительских прав. Кадровые работники детских домов говорят, что часто дети продолжают любить таких совершенно никчёмных родителей. И это накладывает на работу с детдомовцами свой специфический отпечаток.

Вообще в детском доме работать воспитателем постоянно и долго могут только люди особой душевной организации. Их обычно две категории. Первая – те, кто не может не помогать ребятам, оставшимся без родительской любви. Это очень сложно. Тем более что среди детдомовцев встречаются откровенные хулиганы или человеконенавистники. Справиться с ними среднему человеку, даже большому профессионалу в области педагогических методик, порой бывает невозможно. Здесь весь фокус в том, что дети с девиантным поведением, с одной стороны, не признают обычной человеческой мягкости в отношениях (мягкость они принимают за слабость), а с другой – терпеть не могут людей подобных себе, то есть наглых, злых, чёрствых. Увы, но такие люди относятся ко второй категории воспитателей, обитающих ныне во многих детских домах. Им-то уж на детскую боль наплевать по полной программе. И нередко случается, что агрессивные подростки, захватывая среди детдомовцев неформальную власть, подстраивают злым, равнодушным к чужой судьбе воспитателям очень неприятные ловушки, вынуждают даже этих чуждых детдому людей уволиться.

Кажется парадоксальным, почему агрессивные дети не уживаются с подобными себе. На самом деле всё здесь логично. Как говорится, два медведя в одной берлоге не переночуют. Двух лидеров в бандитских группировках обычно не бывает. В детском доме же подобного склада воспитанник пытается строить модель своей территории. Поэтому если в детском коллективе создаётся атмосфера нетерпимости к хулигану и обидчику (или, в редчайших случаях, на территории детдома создаётся своего рода маленький конгломерат неформальных лидеров, умеющих давать сдачи), ребёнок с девиантным поведением и выраженными чертами агрессивного лидера всё время норовит из детского дома сбежать. И дольше всех такие задерживаются в домах, где в основном собрались неконфликтные, мягкие по натуре, то есть нормальные ребятишки. Среди таких легче верховодить. Поняли, насколько наблюдательным и гибким должен быть педагог в детском доме?

Но главное – любить детей не декоративно (ой, какие они глазастенькие, а мордочки-то какие очаровательные), а по-взрослому .

Разумеется, профессию воспитателя в детском доме вчерашние школьники, за редчайшим исключением, сознательно обычно не выбирают. Туда попадают, как правило, либо случайно (например, поработал там во время студенческой практики, увлёкся, познакомился с хорошими людьми, прикипел душой к детишкам – решил остаться), либо уже в достаточно зрелом возрасте, сделав вполне сознательный выбор.

Встречаются среди воспитателей детдомовцев и бывшие воспитанники.. Воспитатели из этой категории такой выбор делают чаще всего, как говорится, по зову сердца. Привыкли к детдому настолько, что полностью оставить его уже не могут.

Учебных заведений, в которых готовили бы специально педагогов для работы именно в детских домах, не существует. Есть педагогические училища (колледжи) и вузы. В них обычно получают базовую специальность педагога. Но на третьем курсе можно взять специализацию для работы с детьми-сиротами и детьми с девиантным поведением. Отлично подходит для такой работы и специальность психолога. Но главное в этой специальности всё-таки не наличие профильного образования. Главное – это ваша совершенно не объяснимая с точки зрения рационально мыслящего обывателя тяга помочь мальчишкам и девчонкам с надломленной душой.

Они ведь, по сути, подранки. Если вы искренне мечтаете ужиться с такими детьми и подарить им немного радости своим присутствием рядом с ними, тогда идите. Но испытать свои чувства можно и раньше. Обратитесь в любой детских дом, расположенный не очень далеко от вашего места жительства. Предложите свою помощь в работе с ребятами. Например, провести в детдоме какой-нибудь утренник, встречу, чаепитие, просто поиграть с мальчишками в дворовый футбол. На худой конец, помочь сотрудникам детского дома как обычная рабсила. А на месте прислушайтесь к своим чувствам, пообщайтесь с педагогами, с директором. И если уж укрепитесь в своём выборе, дай вам Бог удачи.



Статьи по теме: