Театр и дети: волшебная сила искусства. Чем отличается древнегреческий театр от современного

Античный театр является театральным искусством Древней Греции, Древнего Рима и ряда других стран Ближнего Востока, у которых культура развивалась под мощным греческим влиянием . Это период, который начался в IV веке до н. э. и завершился в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

Почти целое тысячелетие охватывает история античного театра (с VI в. до н. э. по IV-V вв. н. э.).
В этот период завязалось европейское театральное искусство в том виде, в каком оно живёт в наше время: возникла драматургия, начали формироваться основные принципы актёрского искусства, появились стационарные театральные сооружения, сценическая техника, и были получены основы в оформлении театра и спектаклей.

Театральные представления зарождались ещё в глубокой древности, во время сборов земледельцев и охотников на игрища, праздники, где устраивались обрядовые действа.

История античного театра

В Древней Греции на родине театра принято было во время праздничных шумных процессий в честь бога виноделия Диониса разыгрывать сценки из его жизни. Они повествовали о том, как Дионис принес грекам виноградную лозу, как он боролся с врагами, как погиб и воскресши одержал победу над своими врагами.
В театральных действах изображали прибытие Диониса на корабле, который позже римлянами был прозван корабельной повозкой (каррус навалис), отсюда пошло название “карнавал”. Вокруг Диониса всегда изображалась толпа его спутников в виде ряженных в маски и козлиные шкуры.

Сама маска имела символический смысл, это “личина”, считавшаяся символом театра. Ну и естественно, что там, где игра есть и правила игры этой игры, они также формировались поэтапно. Одним из первых важных правил было разделение на актеров и зрителей.

Грекам стало понятно, что у театрального действа появилась важная общественная роль — собирать вокруг себя людей, объединять их в едином чувстве. Театр мог сообщать этим людям что-то очень важное, общезначимое и делал это сразу всем.

Много времени прошло, прежде, чем театр стал самостоятельным и отделился от обряда и религиозных культов. Стали появляться театральные здания и представления в них организовывали специально. Под открытым небом древние театры занимали огромные площади и вмещали много людей.

К примеру, театр Диониса в Афинах мог вместить около 17 тысяч человек. И в наше время сохранились еще античные театры, где по сей день устраивают представления (примером служит театр греческого города Эпидавре). Все народы мира с древних времён имеют в своей истории праздники, которые связаны с ежегодными циклами возрождения и замирания природы, со сбором урожая. Такие праздники и стали основой драмы и театра Греции и Рима.

театр Диониса

В Греции такие праздники посвящались богу Дионису, где хор ряженых и запевала, не только исполняли песни, но и вели диалог . Это и был своего рода драматический первоэлемент, который с веками приобрел литературную обработку. А где диалог – там и действие, и активная мимика.

Построенный изначально на принципах импровизации, диалог со временем стал все более фиксированным. Уже в Риме во время празднования урожая пели фесценнины , которые являлись насмешливыми песенками, где уже обострялась борьба между плебеями и патрициями. Стали появляться более резкие и социальные темы.
На праздниках не обходилось без танцев, следовательно, античный театр нес также и высокую пластическую миссию. Развивалась культура жеста и движения. Театр Древней Греции был учреждением общественным, которое содержало государство. За обучение хора и его содержание платили почтенные и состоятельные граждане, а профессии актера и драматурга были в почете.

Актёрами имели право быть только мужчины, им же доставались и женские роли. Эту традицию чтили в разных культурах и странах, ведь таким был театр времён Шекспира, японский, а также китайский театр. Актер в античном театре мог в течение акта играть несколько ролей, владел искусством танца и пения, а также хорошо читал.

Сцена античного театра

Больше всего отвечает духу античной культуры аттическая трагедия , которая должна своему появлению именно греческой земле. В греческой трагедии впервые появилась эстетическая категория под названием катарсис , выражающая облагораживание людей и очищение. Занимая особое место в жизни греков, театр являлся общественной трибуной, где распространялись новые мысли, и передавалась воспитательная роль.
Безусловно, что сюжеты греческих трагедий драли происхождение из знакомых с детства грекам мифов, но это не значило, что спектакли не были животрепещущими и не затрагивали острых вопросов.

Сцена античного театра

Ведь драматурги в уста мифологических героев старались вкладывать слова, которые касаются самых актуальных проблем той современности. По этой причине драматическая поэзия (абсолютно все комедии и трагедии в Греции писали стихами), смогла отнести на второй план остальные литературные жанры, причем на целый век.

Трагедия — в дословном переводе – “песнь козлов”, возникла из дифирамба, хоровой песни, распевавшейся сатирами, которые были одеты в козлиные шкуры и изображали веселых спутников греческого бога виноделия Диониса.
В Афинах того времени проходил ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, где разыгрывали сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог так и возникла драма — театральное
действо.

Греческий театр во многом отличается от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре .

Орхестра

Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра, круглая площадка, на которой выступал хор. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном . Орхестру замыкала скена — первоначально палатка, в которой переодевались актеры, а потом — двухъярусное каменное ссоружение. Вдоль нее шло возвышение — проскений , на котором и играли актеры.

В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Поэтому актёр менял маску не только тогда, когда по ходу действия являлся перед зрителями в новой роли, но и тогда, когда показывал зрителям смену душевных состояний одного и того же персонажа.

Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе
(котурны), делавшую актера выше ростом, а образ, создаваемый им монументальнее. Движения благодаря котурнам отличались плавностью, величавостью. В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Античная культура была культурой устного, а не письменного слова. Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды. Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз.

Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов — Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии).

Сюжеты комедий

Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности. Театр римлян восходит к праздникам сбора урожая, а профессиональных актеров называли гистрионы (от этрусского слова «истер» — актер).

Постоянные театральные сооружения в строить в Риме начали во второй половине I века до н.э в греческих колониях. В отличие от греков, римляне низводили сценические представления почти до балагана и стали создавать новые виды театральных зрелищ. Архитектура римского театра отличалась от греческой архитектуры тем, что римляне строили театры не на склонах гор, а на равнинах, в виде гигантских каменных, обычно мраморных зданий. Орхестра обладала формой полукруга, и в ней были определены места для сенаторов.

Неглубокая сцена богато украшалась колоннами, статуями и архитектурными деталями. Развалины амфитеатра Флавиев — римского Колизея — самого крупного амфитеатра Рима сохранились до наших дней. Получил он свое название от стоявшего некогда поблизости колосса — статуи императора Нерона и был построен на месте дворца Нерона. Пятьдесят тысяч зрителей вмещал Колизей, который имел высоту 57 метров, делился на 4 яруса амфитеатра, имел 80 рядов зрительских мест и 64 входа. Строительство Колизея было начато Веспасианом Флавием в 72 г. н.э а открыт он был Титом в 80-м году. Архитектор, построивший Колизей, неизвестен, некоторые отождествляли его с архитектором Рабирием, построившим дворец Диоклетиана, а другие - с зодчим Гваденцием. В Риме очень высокого уровня достигло мастерство актёров.

Особым уважением и любовью публики пользовались трагический актёр Эзоп и его современник комический актёр Росций (I век до н. э.). Архитектура великолепных театральных зданий, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, были вдохновением для художников возрождения. Театр античного мира является неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Считается родиной многих видов искусств, в том числе и театрального, возникшего на рубеже 4-5 веков до н.э. Само слово «театр» имеет именно греческое происхождение и переводится дословно как «зрелище». Время зарождения принято называть классической эпохой, воспринимаемой как некий эталон и образец. Сам древнегреческий театр возник не на пустом месте. На протяжении многих сотен лет одним из важнейших событий в культурной жизни страны было празднество в честь бога Диониса. В основе его лежали культовые обряды и символические игры, связанные с возрождением природы после долгой зимы. В столице Греции с конца 4 века до н.э. ежегодно, в определенный день начала весны ставились комедии, трагедии и драмы, посвященные этому событию. Подобные театрализованные представления со временем стали проводиться не только в Афинах, но и в других частях страны, немного позднее они были признаны обязательной частью любого государственного праздника. Выбором постановок занимались городские власти, ими же назначались судьи, которые оценивали работу «актеров». Победители получали поощрительные призы. Так, театр стал неотъемлемой частью любого празднества.

Первый древнегреческий театр носил имя Диониса и располагался под открытым небом на одном из склонов Акрополя. Возводилось данное сооружение только на время постановки спектаклей и вмещало в себя довольное большое число зрителей. Все зрительные ложи, а также сцена его были сделаны из деревянных досок. Нахождение в подобном сооружении было весьма небезопасно. Так, до наших дней дошли сведения о том, что во время проведения семидесятой олимпиады (499 г. до н.э.) деревянные сиденья зрителей практически полностью обрушились вниз. После данной трагедии было принято решение начать строительство добротного каменного театра.

В 4 веке до н.э. был возведен второй древнегреческий театр, облик его неоднократно менялся на протяжении многих лет существования. Каменный представлял собой прекрасный пример греческого архитектурного искусства и служил образцом для всех остальных, появившихся в последующем театров. По некоторым сведениям, диаметр его сцены (орхестры) составлял не менее 27 метров. Сначала все зрительные места располагались непосредственно вокруг сцены, на которой происходило театральное действо. Однако желающих присутствовать на спектаклях было настолько много, что пришлось выносить отдельные места далеко за пределы его стен. В итоге некоторым зрителям приходилось лицезреть спектакли, сидя на достаточно большом расстоянии от самой сцены.

Античний театр очень отличался от современного не только постановками, но и внутренним убранством. Так, актеры его выступали на подмостках, сооруженных на уровне рядов зрителей. Лишь несколькими веками позднее сцену стали делать приподнятой. Занавеса в древнем театре также не было. Первые зрительные ряды обычно отводились влиятельным людям, представителям власти и их приближенным. Обычным людям приходилось занимать не самые лучшие места на достаточно большом расстоянии от орхестры.

Театр в Древней Греции находился под полным покровительством государства. Организацией всех представлений занимались высшие должностные лица - архонты. Расходы на его содержание, а также на обучение актеров, хористов и т.п. ложились на плечи обеспеченных граждан городов, которых стали называть хорегами. и драматурга в Древней Греции считались весьма почетными. Многие актеры театров на рубеже 4-5 веков до н.э. занимали высшие должностные чины, занимались политикой.

Следует сказать, что женщин к игре в не допускали. Их роли всегда исполнялись мужчинами. Актер должен был не только хорошо читать текст, но также уметь танцевать и петь. Основу внешнего вида героя древнегреческой пьесы составляла маска, которая надевалась на лицо играющего на сцене, а также парик. Именно маска передавала все его основные эмоции и переживания, позволяла зрителю отличить положительного героя от отрицательного и т.п.

Древнегреческий театр положил начало развитию европейского театрального искусства в целом. Даже в современном театре до сих пор соблюдаются его основные принципы, как в архитектуре, так и в игре актеров. Он дал миру драматический диалог, участие живого актера, без которых невозможно существование самого театрального искусства как такового.

История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику.

Теперь театр, несомненно, нечто большее, чем шествие поющих мужчин в козлиных шкурах по городу. Он стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения. История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. Ее мы и поведаем читателю в нашей статье. Много интересных фактов вы также найдете в представленном материале. Итак, начнем.

Начало

В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.

А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.

Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% - при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.

В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.

Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире "фонограммы". Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.


Некоторые термины античного театра

Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:

  • Орхестра – часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
  • Скена – место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.
  • Проскений – колоннада перед скеной.
  • Параскений – боковые каменные пристройки.
  • Эстрада – возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.
  • Эккиклема – передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.
  • Котурны – обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.


Драма

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами. Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса. В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Возникновение отечественных театральных традиций

Историю театра в России разбивают на этапы:

  • Начальный («игрищный»).
  • Средний.
  • Зрелый.

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.


Средний этап

Следующий этап истории русского театра – промежуточный между игрищным и зрелым. На данной фазе возникает придворный и школьный театры. В то время правил царь Алексей Михайлович, актерами придворного театра были иностранцы, школьного – учащиеся. После смерти Алексея Михайловича деятельность придворного театра приостановилась до прихода к власти Петра I. Он относился к «зрелищам» положительно, но, помимо развлекательной, он стал наделен еще и пропагандистской функцией. В 1702 году появился театр для широких масс – публичный. Его здание называлось «Комедиальной храминой», там давались представления немецкой труппой. Народ этот театр не принял. Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.


Зрелый этап в истории театрального искусства

Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.

Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли.

Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы. Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.


А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.


Самый знаменитый театр Москвы

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.

Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, приняв на себя бомбу. Здание снова реконструировали. До 1987 года постройка подвергалась только небольшому косметическому ремонту. Сейчас Большой театр – это здание с новой сценой, где можно использовать современные эффекты. В то же время, оно сохранило дух классической архитектуры, свою «фирменную» акустику, что дает ему право считаться одним из лучших театров в мире. Вот такая история у Большого театра.

И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».

История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.

Во всех театральных залах и художественных постановках, во всех актерских труппах и сценических традициях можно увидеть древнегреческие корни: основы драматургии, правила актерской игры, принципы оформления спектаклей, добавление музыкального ряда, использование специализированного технического сопровождения и даже сами стационарные театральные сооружения - все это зародилось в прекрасной Элладе.


Древние жители Греции соединили ораторское искусство с литературой, добавили лицедейства и дополнили традиционной народной песней, получив завораживающее действо, которое переняли все мировые культуры. Но, имея столько общего, разница между театром Древней Греции и современным сценическим искусством огромная.

Театральный сезон

Древнегреческие театры устраивали театрализованные представления, как часть религиозного культа в честь бога плодородия Диониса, который в современной культуре более известен как бог виноделия. Празднования проходили несколько раз в год и приурочивались к важным сельско-хозяйственным циклам.

В основе первых сюжетов лежали легенды, истории которых освещали жизнь бога Диониса; позже в репертуаре стали появляться другие мифологические темы и герои. С развитием театрального искусства менялся и характер авторских пьес, большей популярностью стали пользоваться различный житейские темы «на злобу дня». Успех спектакля зачастую определялся отношением драматурга к простому народу, достоверностью и справедливостью событий художественного текста к простым смертным.


В театр разрешалось приходить всем . Состоятельные граждане греческих полисов приходили в театр всей семьей в сопровождении домашних рабов. Театральные дни объявлялись обязательными выходными для всех. Неимущим слоям населения раздавались «зрелищные монеты», дающие право на бесплатное посещение спектаклей.

Обычно театральный сезон длился три дня . Представления в соревновательной форме предлагали на суд зрителя творческие работы трех лучших авторов-чтецов, которых заранее отбирала специальная комиссия. Каждый драматург демонстрировал по три трагедии и одну сатирическую драму (комедию). Все произведения подавались в стихотворной форме с участием хора. Пьесы никогда не повторялись.

Место действия

Театральные сооружения располагались под открытым небом у подножия природной возвышенности . Зрительские места прорубались ступенчатыми рядами до самой вершины горы. Один театр вмещал несколько тысяч человек одновременно. В основании холма конструировалась сцена, на которой во время диониских празднеств располагался хор, актеры и небольшая палатка с реквизитом.


Многие зрители шли на театральный марафон тщательно подготовленными, запасаясь провизией и мягкими подушками. Пьесы читались без перерыва с самого утра и до захода солнца. Зрители были вольны прийти и уйти в любое время. Обсуждать, происходящее на сцене, публика могла вслух, не стесняясь в выражениях.

Действующие лица

Первоначально автор пьесы был и ее исполнителем. Чтецы в сопровождении хора исполняли драматические произведения. Со временем, драматурга заменили актером. Постепенно число исполнителей увеличилось до трех человек. Для возвышения чтецов из толпы певцов, главных артистов ставили на высокую обувь. Профессиональных артистов не существовало, попробовать себя в роли мог любой житель греческого демократического полиса. Главным выразительным приемом были голосовые и речевые таланты главного героя. Во главу угла ставились особенности акустического восприятия.

Многотысячный зал не имел возможности оценить актерскую игру, поэтому для передачи эмоций, настроения и образа персонажей применялись большие, ярко окрашенные маски. Для каждой роли готовили несколько видов масок, чтобы зритель с дальних рядов мог узнать о смене настроения актера. Все роли исполняли мужчины. Женские образы представляли актеры в женских платьях и в соответствующих масках.

Со временем добавлялись новые театральные приемы, активно развивалась культура жестов и хореографических движений. Человек, претендующий на роль, проходил специальные испытания, в которых показывал свои вокальные и танцевальные возможности.


Проводились режиссерские эксперименты с применением различной сценической техники. К примеру, машина, позволяющая приподнять актера над сценой, стала популярным древнегреческим спецэффектом.
Занавес

По окончании драматических состязаний специальная комиссия выбирала победителя. Многие авторы становились победителями из года в год - их лучшие произведения можно увидеть и на современных театральных сценах.

Зрители тоже активно вмешивались в судейство. Удачным спектаклям долго аплодировали, а неудачный могли забросать камнями не дожидаясь финальной сцены. Театральные постановки часто включали в сюжет длинные воспитательные монологи, рассчитанные на широкого зрителя.

Театр считался общественным заведением, расходы по которому государство охотно делило с богатыми гражданами. Содержание хора, а также материальная помощь лучшим авторам и актерам считалась почетной обязанностью. Состоявшиеся драматурги и популярные актеры пользовались большим уважением и часто избирались на высшие государственные должности.



Статьи по теме: