Основные танцевальные движения менуэта. Становление танца в широких народных массах

Этот термин был заимствован из французского языка "menuet ",что в переводе означает "бальный танец ". Менуэт наполнен изящными позами,маленькими шагами,реверансами и поклонами.Получил название из за мелких движений - "па".
В далеком средневековье считался народным.Отличался задором и непосредственностью и носил совершенно другое название "Branle de Poitou a Mener ".

Уже в 17 веке весьма полюбился высокородным господам и дамам и поменял название.Теперь он носил имя "Amener " от слова "a mener",что в переводе с французского означает "вести ".
Такой сменой названия убивалось сразу два зайца,во первых подчеркивалось главенство первой пары,поскольку первым всегда был король,а во вторых было скрыто неблагородное происхождение этого танца.
Чуть позже отказались и от этого имени.Поскольку в этом танце было множество мелких "па",то вместо "Amene" стали произносить "Менуэт " - "Pas Menu",что в переводе означало "маленький шаг ".

Самым популярным танцем "Менуэт " становится во времена Людовика 14 .Именно при его правлении были заново переписаны правила бальных церемоний.
Ведь в то варварское время,касаться дамы в танце считалось верхом неприличия.
В "Менуэте " же кавалер касается кончиков пальцев своей дамы и это считается нормой.

С течением времени этот легкий танец распространился по всей Европе.Более того,что бы сделать движения танцующих гораздо элегантнее в королевской академии во Франции занялись его усовершенствованием.Уже в 18 веке танец настолько изменился и стал гораздо сложнее,что не все кавалеры могли правильно вести свою даму.Движения стали жеманнее,вычурнее и быстрее.Был весьма популярен среди французской знати.Про него стали говорить,что "Менуэт - король танцев и танец королей ".

Популярный и всеми любимый танец "Менуэт " почил в бозе,когда наступила великая и ужасная французская революция.Любители танцев либо убежали за границу,либо расстались со своей головой в буквальном смысле.
Танцевать "Менуэт " стало даже опасно,за это могли донести и отправить за решетку.

Второе рождение этот танец получил в балете.


Множество великих композиторов отдали должное этому танцу - Глазунов, Дебюсси, Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Глюк, Моцарт, Бетовен, Гендель, Бах.
Кто то ввел инструментальную суиту,кто то вставил элементы мелодии танца в свои балеты,а кто то в оперную увертюру.
Впервые,кто применил "Менуэт " в своем произведении стал великий композитор Йозеф Гайдн.

Не оставил столь популярный в прошлом танец и Ги Де Мопассан.

Отрывок из рассказа:
"Объясни мне старый танцовщик,что же такое Менуэт?
Он оживился.
Менуэт,господин,это танец королей и король танцев.
Однако с тех самых пор,как не стало королей,исчез и Менуэт"

Что танцевали дворяне на балах?

  • Одним из самых популярных танцев был Полонез .Наибольшую популярность имел при Екатерине 2.Танцевали все без исключения.При Полонезе дамы встречают кавалеров.
  • Вальс занимал второе по популярности место.В России стал моден лишь в 19 веке.
  • Мазурка танцевалась в середине бала.В России о ней узнали в 1810 году.Танцуют мазурку четырьмя парами.При этом танце можно было разговаривать.
  • Котильон стал известен в России в 19 веке.Это такая необычная танец-игра.
  • Гавот появился в 16 веке.Уже в 17 веке стал исполняться при дворе.Излишне жеманный и грациозный.
  • Кадриль появилась в конце 18 века.Однако уже в конце 19 века утратила свое значение.
  • Полька очень модный французский танец.В Россию ее завез известный танцовщик Н. Гольц.

Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.


Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню (pas menus ). Произошёл от медленного вальса (так называемый menuet de la chaîne) - танца провинции Пуату . Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.

Исторический обзор

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной , клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же "титула"), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах , Гендель), иногда - даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно -симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре , то второй нередко пишется в одноимённом миноре . Второй менуэт чаще всего назывался трио .

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна , у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. [

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas - маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.

Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем - несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора - король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта - в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Человечество танцует с незапамятных времен. Непременным атрибутом любого празднества в древности были танцы с простыми, незатейливыми движениями. У некоторых народов они даже становились частью религиозного культа.

По прошествии веков усложнилась социальная жизнь общества, а с ней и культура танца. Теперь незамысловатые хороводы слыли уделом простого народа, в то время как аристократия все больше начинала ценить сложный этикет придворных балов.

Что такое менуэт?

Это придворный танец, корнями уходящий в народный фольклор. История его теряется в глубине веков. Известно, что французские крестьяне провинции Пуату танцевали его задолго до того, как молодой Людовик XIV ввел моду на менуэт при своем дворе.

Случилось это на одном из балов, когда король, весьма любивший участвовать в разных театрализованных постановках, выступил в роли крестьянина из Пуату. Тогда-то он впервые исполнил медленный танец - бранль - под мелодию народной песни. Чуть позже этот танец назвали "менуэт", то есть "маленький", имея ввиду мелкие шаги, придававшие танцу необыкновенное изящество и грациозность.

Франция к XVII веку уже завоевала репутацию законодательницы моды, в том числе и в сфере танцев. Придворные балеты в правление Людовика XIV приобретают едва ли не политическое значение. Поэтому стоило новому танцу стать популярным в Париже, как вскоре его танцевали на придворных балах по всей Европе. В царствование Петра Великого французский менуэт пришел и в Россию.

Галантный танец

Нельзя сказать, что, появившись в середине XVII века, уже как танец аристократии, менуэт никогда не изменялся. Напротив. Вначале его танцевала всего лишь одна пара, в то время как остальным присутствующим на придворном балу отводилась роль зрителей.

Танцующая пара медленно двигалась нарочито маленькими шагами, выполняя в основном церемонные реверансы и торжественные поклоны. Когда одна пара заканчивала танец, ее сменяла другая. Такая форма исполнения просуществовала до конца XVII века. Затем изменился не только характер танца.

Менуэт теперь стали исполнять в несколько ускоренном темпе, в нем появились новые, более сложные и вычурные "па", а сам танец впитал в себя дух галантного XVIII века, с его тягой к кокетству и жеманности. Но, кроме того, он стал включать и большее число одновременно танцующих пар.

От успеха до забвения

Менуэт - танец, техникой которого было нелегко овладеть. Поэтому, как только он вошел в моду, учителя танцев стали предлагать свои услуги французским придворным. Первым из них был Франсуа Робер Марсель, работавший в Парижской опере и бывший членом Королевской Академии танца.

Торжественная манера исполнения со строго выдержанными позами требовала от танцующих соблюдения плавного рисунка закругленных линий. Овладение этим искусством приобрело большое значение в среде европейской аристократии начала XVIII века. Говорили даже, что тот, кто хорошо умеет танцевать менуэт, и все остальное делает хорошо.

В годы Французской революции менуэт - танец аристократии - утратил свое значение. Ему на смену пришли более простые в исполнении. Тем не менее нельзя сказать, что менуэт был полностью забыт. Он продолжал оставаться бальным танцем и в XIX в., хотя многие современники уже считали его пережитком приторно-церемонных нравов прошлого столетия.

Менуэт в музыке

Но менуэт - это не только танец. Второе значение этого слова относится к музыкальному произведению, собственно, к музыке, написанной для танца. Позже, в XIX веке, художественно обработанные менуэты становятся частью отдельных музыкальных произведений, например опер.

Старинный менуэт состоял из двух частей. Первая писалась двухголосно, вторая - в той же тональности либо тональностью ниже - трехголосно. После второй части следовало повторение первой.

Нередко менуэт заканчивался короткой кодой - заключительным повторением его главной темы. Первые менуэты исполняли на клавесинах, затем к ним прибавились струнные инструменты и флейта.

Композиторы, писавшие менуэты

Музыку к ранним менуэтам писал Люлли Ж. Б. - придворный композитор Людовика XIV. Он сочинял оперы и балеты, в которых любил участвовать сам король, куда вводил и менуэт. Это было классическое музыкальное произведение из двух частей. В такой же манере писали Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо.

По мере усложнения формы, менуэт становится музыкальным произведением из трех частей. Примером тому служат сюиты Себастьяна Баха и Георга Генделя. Когда же в европейском искусстве на смену барокко пришла эпоха классицизма, итальянские композиторы стали заканчивать менуэтом оперные увертюры.

Любил это музыкальное произведение и Вольфганг Моцарт, причем он не только сочинял музыку, но и умел превосходно танцевать сложный танец. Один из самых известных его менуэтов написан для оперы «Дон Жуан». В исполнении оркестра он звучит необычайно торжественно.

Гайдн Йозеф - другой австрийский композитор XVIII в. - тоже любил сочинять менуэты. Подобно Моцарту, третью часть своих симфоний, а иногда и сонаты, он писал в форме менуэта.

Когда проходит мода

Менуэт как бальный танец и отдельное инструментальное произведение оставался популярным сравнительно долго. В творческом наследии М. Глинки, Л. Бетховена, А. Глазунова, К. Дебюсси, А. Рубинштейна и других композиторов XIX века он встречается достаточно часто.

Но все меняется. Галантный танец давно стал частью прошлого. Однако нельзя сказать, что сегодня он забыт совершенно, ведь менуэт - это не только танец. Его форма присутствует в современном балете и музыкальных произведениях.



Статьи по теме: