Чем знаменит большой театр. Большой театр: история

Изначально, Большой театр был казенным и вместе с Малым составлял московскую труппу императорских театров. Он считался частным театром губернского прокурора Петра Урусова, князя. Императрица Екатерина II 28 марта 1776 года подписала ему В«привилегиюВ» на содержание балов, спектаклей, маскарадов и прочих мероприятий сроком на десять лет. Ныне, именно эта дата считается основанием московского Большого театра.

Состав артистов в то время был самым разнообразным: от местных крепостных, до приглашенных звезд соседних государств. Открытие театра состоялось 30 декабря 1780 года. Первое свое название, он получил в честь места построения, вход выходил прямо на улицу Петровка. Название Петровский театр крепко прикрепилось за ним. Однако, осенью 1805 года случился пожар, в огне которого здание Петровского театра полностью сгорело.

В 1819 году по результатам конкурса был выбран проект Андрея Михайлова, являющего профессором Академии художеств. Но после признания этого проекта слишком дорогостоящим, московский губернатор Дмитрий Голицын выбрал архитектора Осипа Бове и приказал ему исправить вариант Михайлова. Бове выполнил свою работу великолепно, и помимо уменьшения стоимости, значительно улучшил и сам проект. По работе Голицына, в июле 1820 года началось строительство здания театра, которое должно было стать центром городской композиции площади, а также примыкающих улиц.

Открытие нового Петровского театра состоялось 6 января 1825 года. Размерами он значительно превышал старый, вследствие чего и получил название Большой Петровский театр. Величина была и вправду впечатляющей. Он превзошел даже петербургский каменный театр по монументальному величию, соразмерности пропорций, гармонии архитектурных форм и богатства внутреннего убранства. В таком виде здание просуществовало лишь тридцать лет, и в 1853 году его постигла участь предшественника: театр вспыхнул огнем и горел трое суток. На очередную реконструкцию получил право профессор Петербургской Академии художеств Альберт Кавос, который был главным архитектором императорских театров.

Работа по восстановлению Большого театра продвигалась стремительно, и уже в августе 1856 года здание распахнуло двери для публики. Такая скорость была вызвана коронацией императора Александра II. Главное внимание архитектора было уделено сценической част и зрительному залу. Это послужило тому, что Большой театр во второй половине XIX века считался одним и лучших мировых театров, благодаря своим акустическим свойствам. Однако Императорский Большой театр простоял до 28 февраля 1917 года. 13 марта был открыт Государственный Большой театр.

Революция 1917 года принесла с собой изгнание занавесей императорского театра. Лишь в 1920 году художник Федоровский выполнил раздвижной занавес, состоящий из окрашенного бронзой холста. Именно этот холст и стал основным занавесом театра до 1935 года, пока не выполнили заказ на занавес с вытканными революционными датами В«1871, 1905, 1917В». С 1955 года в театре провисел В«золотойВ» советский занавес, вновь выполненный Федоровским. На занавесе была выполнена советская символика.

По окончанию Октябрьской революции здание и само существование Большого театра стало под угрозой. Не один год был потрачен на то, чтобы победивший пролетариат навсегда оставил идею закрытия театра. Первым шагом стало присвоение в 1919 году театру звания Академический, но даже это не давало ему гарантий, что сноса не будет. Но уже в 1922 году правительство большевиков решило, что закрытие такой культурной памятки отрицательно скажется на всей российской истории.

В апреле 1941 года Большой театр закрылся на проведение планового ремонта, а через два месяца началась Великая Отечественная Война. Большинство артистов ушло на фронт, но оставшиеся продолжали играть спектакли.

22 октября 1941 года, ровно в 4 часа дня на здание Большого театра упала бомба. Пострадала значительная часть строения. Однако, не смотря на суровое время и сильный холод, зимой начались восстановительные работы. Осень 1943 года принесла с собой открытие Большого и возобновление его работы с постановки оперы М. Глинки В«Жизнь за царяВ». С тех пор, косметический ремонт театра проводился, практически, ежегодно.

Большой репетиционный зал был открыт в 1960 году, расположившись под самой крышей. Празднование 200-летия театра в 1975 году прошло в отреставрированных зрительном и Бетховенском залах. Но главными проблемами Большого театра до сих пор оставались нехватка зрительных мест и неустойчивость фундамента. Эти проблемы были решены в 1987 оду, когда постановлением Правительства России было принято решение срочно реконструировать здание. Однако первые работы начались лишь спустя восемь лет, а еще через семь было построено здание Новой сцены. Проработал театр до 2005 года и вновь закрылся на реставрацию.

Сегодня новая механическая сцена позволяет по максимуму использовать световые, визуальные и звуковые эффекты. Благодаря ремонту, в Большом театре появился подземный концертный зал, который располагается под Театральной площадью. Эта работа стала по истине значимой в жизни театра. Были собраны специалисты высочайшего уровня, чей труд можно по достоинству оценить, лишь посетив Большой театр.

Уникальный проект реконструкции Большого театра позволил современной публике буквально прикоснуться к истории. Ведь сегодня, купив билеты в Большой театр , зритель будет наслаждаться прекрасными музыкальными спектаклями и тщательно воссозданными интерьерами XIX века. Безусловно, еще одним замечательным архитектурным решением стало строительство подземного концертно-репетиционного зала, оснащенного самым современным подземно-опускным механическим оборудованием. Такие конструкции зарекомендовали себя безупречной работой в различных театрах мира – Венской опере, театре В«ОлимпияВ» в Испании, Копенгагенской опере, В«Комише операВ» в Берлине. Особое внимание было уделено акустике зала, которая отвечает самым высоким требованиям международных акустических норм. Располагается подземный концертный зал под Театральной площадью.

История

Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов - до приглашенных из-за границы звезд.

В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме, которые также поставляли кадры в новую труппу.

Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название - Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Л. Парадизом на музыку Й. Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.

Петровский театр, возведенный в рекордные сроки - меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства. К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону, и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.

Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета, Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей - ранее весьма высокое - о качестве его антрепренерской деятельности изменилось радикально. В 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета.

В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 г., когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

Уже в 1805 г. возник проект создать в Москве театральную дирекцию «по образу и подобию» петербургской. В 1806 г. он был реализован - и московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой Дирекции императорских театров.

В 1806 г. школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 г. оно стало хореографическим).

Осенью 1805 г. здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах. А с 1808 г. - на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси. Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара - во время Отечественной войны 1812 г.

В 1819 г. был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.

В июле 1820 г. началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой - Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.

В 1822–23 гг. московские театры были выделены из общей Дирекции императорских театров и переданы в ведение московского генерал-губернатора, получившего полномочия назначать московских директоров императорских театров.

«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
М. Лермонтов, юношеское сочинение «Панорама Москвы»

6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра - куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах (М. Дмитриева), с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет «Сандрильона» поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Ф.В. Гюллень-Сор на музыку ее мужа Ф. Сора. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, предводительствуемые Гением России, роль которого исполнял двадцатипятилетний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог. Подчеркивая важность момента и снисходя к переживаниям страждущих, триумфальное представление целиком повторили на следующий день.

Новый театр, превзошедший величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр, отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, - и получался прекрасный «танцпол».

В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора А. Верстовского. Годы, когда он был «у власти» (1842–59), получили наименование «эпохи Верстовского».

И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов - и Верстовского, и Глинки (в 1842г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. - оперы «Руслан и Людмила»).

Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации... Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож.

Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 г. была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 г. оно уже распахнуло свои двери для публики. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов - в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи - маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, - как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».
Альберт Кавос

Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз - музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи - с палитрой и кистью в руках.

Парадный подъемно-опускной занавес был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. Из трех эскизов был выбран тот, что изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 г. его заменили новым - «Видом на Москву с Воробьевых гор» (выполненного П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова), использовавшимся в начале и в конце спектакля. А для антрактов был выполнен еще один занавес - «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина (единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века).

После революции 1917 г. занавесы императорского театра отправили в изгнание. В 1920 г. театральный художник Ф. Федоровский, работая над постановкой оперы «Лоэнгрин», выполнил раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, который стал использоваться затем в качестве основного. В 1935 г. по эскизу Ф. Федоровского был выполнен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты - «1871, 1905, 1917». В 1955 г. на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес Ф.Федоровского - с вытканной государственной символикой СССР.

Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод. Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила идею закрыть Большой театр и погубить его здание. В 1919 г. она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос о его закрытии.

Однако в 1922 г. правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем которых был назначен архитектор И. Рерберг. Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста. На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное название - «Иван Сусанин».

Косметический ремонт в театре проводился ежегодно. Регулярно предпринимались и более масштабные работы. Но по-прежнему катастрофически не хватало репетиционных помещений.

В 1960 г. в здании театра был сооружен и открыт большой репетиционный зал - под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала.

В 1975 г. к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако главные проблемы - неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра - решены не были.

Наконец в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал. Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено.

29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания, то есть новаторской, экспериментальной.

В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом отдельная глава летописи Большого театра.

Продолжение следует...

Распечатать

Большой театр: история создания

Датой рождения театра считается 1776 год. Именно в этот день князь Петр Урусов получил разрешение от Екатерины Второй на проведение балов и маскарадов, а также различных спектаклей и иных мероприятий. Поначалу количество артистов не превышало и пятидесяти человек. История здания Большого театра в Москве особенно интересна. В то время труппа не располагала пространством для выступлений, и все представления проходили в доме Воронцовых. Тогда зрители впервые увидели оперную постановку “Перерождение”. Позже началось строительство самого здания, а поскольку фасад строения был направлен на Петровскую улицу, то и название театр получил соответствующее - Петровский. Архитектором стал Х. Розберг. Преимущественно здесь показывались музыкальные представления - неудивительно, что со временем театр стали называть Оперным домом.

Большой театр: история первого пожара

1805 - роковой год для Большого театра. В это время случился пожар, который полностью разрушил творение Х. Розберга. Театральной труппе пришлось искать приют в других культурных заведениях. Тогда их выступления проходили в доме Апраксина, Пашкова, в новом Арбатском театре.

Начало XIX века

Новый проект здания был разработан А. Михайловым, а его реализацией занялся О. Бове. В скором времени на месте пожара появилось новое здание, которое превосходило предыдущую постройку своими масштабами и величественностью. По своим размерам оно уступало лишь театру “La Scala” в Милане.

Второй пожар

В 1853 году снова вспыхнул пожар, причины возникновения которого до сих пор неизвестны. Пламя огня за короткое время уничтожило практически все здание. Театру был нанесен колоссальный урон. Спустя два года на этом месте уже начали строительство нового культурного учреждения под руководством А. Кавоса. В процессе создания знаменитых статуй и занавеса принимал участие знаменитый скульптор П. Клодт и профессиональный живописец Козрое-Дузи из Венеции.

Середина XIX столетия - первая половина XX века

Этот время характеризуется творческим подъемом. В Большом театре все большую популярность приобретает музыкальное искусство. Главными вокалистами становятся такие известные оперные певцы, как Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов. Реперутар театр преображается, появляются новые интересные произведения.

Великая Отечественная война

Работа Большого театра была приостановлена. Часть коллектива была переправлена в Самару. Те, кто остался в столице, продолжили давать выступления. Представления зачастую прерывались из-за бомбардировок: зрители прятались в защитных сооружениях. Во время войны один из снарядов разрушил фасадную часть театра. Годом спустя она было уже отреставрирована.

Времена СССР

В это время количество спектаклей на сцене Большого театра увеличилось в несколько раз. В здании был построен новый зал для репетиций, который расположился на самом верху. На тот момент было много недочетов в конструкции здания - необходимо было реанимировать фундамент и решить проблему с количеством зрительных мест в зале. Было принято решение о реставрации Большого и возведении Новой сцены. Приступить к исполнению поставленной задачи удалось лишь в 1993 году. В 2005 театр закрыли на реконструкцию.

В настоящее время ГАБТ располагает тремя вместительными залами, каждый из которых соответствует современным тенденциям. Благодаря проведенному ремонту в стенах театра установили новые визуальные и акустические конструкции, выполненные по новейшим технологиям. Размеры сцен поражают своей масштабностью и монументальностью.

Большой театр - крупнейший в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Историю театра принято вести с марта 1776 г., когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который - по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) - был назван Петровским. Однако театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Именно Медокс построил Большой Петровский театр. Петровский театр Медокса простоял 25 лет - в 1805 году здание сгорело. В 1821 году началось строительство очередного здания театра по проекту О. Бове и ректора петербургской Академии А. Михайлова. 11 марта 1853 театр сгорел; пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. За три года театр был восстановлен под руководством архитектора А. К. Кавоса. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года.

Пятиярусный зал Большого театра славится великолепной акустикой и вмещает в себя до 2150 человек. Зал украшен золоченой лепниной и красным бархатом, что придает ему особую пышность и торжественность.

Важную роль в истории Большого театра сыграли оперные и балетные постановки на музыку Петра Чайковского, среди которых - "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Лебединое озеро", "Спящая красавица". С Большим театром связаны имена прославленных деятелей искусства - Антона Рубинштейна, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина, Галины Улановой, Майи Плисецкой и многих других.

Оркестр Большого театра принадлежит к числу лучших симфонических оркестров мира. Сегодня в его репертуаре - балетные и оперные постановки в исполнении блистательных мастеров искусства.

Где находится Большой театр, интересует многих любителей искусства. Ведь это один из крупнейших театров России, один из самых значительных театров оперы и балета в мире. Сразу стоит отметить, что комплекс зданий, которые относятся к Большому театру, находится в самом центре Москвы на Театральной площади.

Значение Большого театра

Узнать, где находится Большой театр, стремятся все, кто желает попасть на постановку. Ведь за время его существования с 1776 года, когда он был основан, тут было поставлено более 800 спектаклей. В разные периоды репертуар был максимально пестрым - ставились и оперы отечественных и итальянских композиторов, и танцевальные картины народного быта, и классические спектакли на мифологические сюжеты.

В наши дни в репертуаре по-прежнему остается большое количество классических постановок - это балетные и оперные премьеры, которые ежегодно устраивают в Большом театре. Но коллектив не прочь и экспериментировать. Например, ставятся принципиально новые балетные произведения. Так, в 2003 году вышел "Светлый ручей", а в 2005 году "Болт" по мотивам произведений Шостаковича.

Репертуар театра

К работе привлекают всемирно известных режиссеров, причем не только театральных, но и снимающих кино. Это Александр Сокуров, Темур Чхеидзе, Эймунтас Някрошюс.

Ведется тщательная и скрупулезная работа по возвращению к оригинальным партитурам, авторским редакциям произведений. Современные постановщики освобождают их от пометок и напластований, появившихся в более поздние годы. Например, так готовилась постановка "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского, а также "Руслана и Людмилы" Михаила Глинки.

При это некоторые постановки вызывают явное неодобрение публики и критиков, не все опыты и эксперименты проходят на ура. Так, скандал сопутствовал появлению на сцене оперы Леонида Десятникова под названием "Дети Розенталя". Во многом это произошло из-за неоднозначного отношения к фигуре автора либретто - известного русского писателя Владимира Сорокина.

Резко критиковала Большой театра легендарная певица Галина Вишневская после выхода обновленного спектакля "Евгений Онегин" по одноименному произведению Александра Пушкина. Она даже отказалась отмечать свой юбилей на сцене театра, где идут такие постановки.

Но все же большинство работ вызывает неизменный восторг, поэтому многим важно узнать, где находится Большой театр.

Как добраться до театра на метро

Есть несколько вариантов, чтобы прибыть на премьеру. В этой статье подробно описано, где находится Большой театр в Москве. Он находится по адресу: Театральная площадь, дом 1.

Чтобы попасть в него, вы можете воспользоваться столичным метрополитеном. Для этого нужно доехать до станции "Театральная" и направиться по указателям "Выход к Большому театру".

Зная, где находится Большой театра, на метро вы без труда до него доберетесь. Тем более, что есть еще один вариант маршрута. Можно выйти на станции "Охотный ряд". В этом случае вам потребуется направиться в сторону выхода к Театральной площади.

Теперь, когда вы знаете, где находится Большой театр в Москве, адрес этого учреждения культуры, вы без труда его найдете, как только выйдете на поверхность из метро.

Как доехать на машине

Если личный транспорт вы предпочитаете общественному, то вам важно внимательно изучить, где находится Большой театр.

Ехать на собственном автомобиле можно тремя разными способами. Например, по улице Моховой. Добравшись до этой улицы, езжайте прямо, никуда не сворачивая. Так вы окажетесь, в конце концов, на Театральной площади, где и располагается цель вашей поездки - московский Большой театр.

Второй вариант - выбрать направление по улице Тверской. Ехать предстоит в сторону центра города. В этом случае с Тверской вы попадете на улицу Театральный проезд, она вас и приведет непосредственно к Большому театру.

И, наконец, последний вариант. Ехать по улице Петровка. Только не стоит забывать, что на ней организовано одностороннее движение. В конце улицы вы попадете прямо к Большому театру.

Режим работы Большого театра

Режим работы Большого театра строго соотносится со временем, в которое выходят постановки. Поэтому для зрителей, в первую очередь, имеет значение время работы касс. Важно знать, в какое время имеет смысл отправляться за билетами.

Работает несколько касс, в которых всегда можно приобрести билеты на премьерные и текущие постановки. Во-первых, это кассы в административном здании. Она находится слева от выхода из метро со станции "Охотный ряд" или "Театральная". Время работы этой кассы с 11 часов утра до 20.00. Выходных нет, но ежедневно с 15 до 16 часов в кассах перерыв.

Также постоянно работает касса, расположенная в здании Новой сцены, о нем мы еще расскажем подробнее. Она также работает без выходных с 11 утра до 20.00. Вот только перерыв здесь в другой время - с 14 до 15 часов.

Касса в здании Исторической сцены Большого театра открывается ежедневно в 11 часов утра, а закрывается только в 20.00. Касса работает без выходных, перерыв с 16 до 18 часов.

Есть также постоянно работающая касса в здании ГУМа. Она расположена на первом этаже первой линии. Работает ежедневно без выходных с 11 утра до 20.00.

Особенности работы касс

Важно никогда не забывать, что в первый день, когда объявляется предварительная продажа билетов, как правило, это случается по субботам, кассы, расположенные в здании дирекции открываются в 10 часов утра.

Внимание! В дни, когда в Большом театре организованы утренние спектакли, кассы в зданиях Новой и Исторической сцен открываются для посетителей в 10 часов утра. Есть еще одно правило, о котором важно помнить. За один час до начала спектакля кассы начинают продавать билеты только на предстоящее представление. Купить билет на другой спектакль придется в другое время.

Здание Новой сцены

Новая сцена Большого театра была торжественно открыта в 2002 году. Здесь также проходят оперные и балетные постановки. Где находится Новая сцена Большого театра? Адрес этого учреждения культуры вы найдете в этой статье.

Чтобы попасть на представление на этой площадке, вам предстоит отправиться на улицу Большую Дмитровку, дом 4, строение 2. Принципиальной разницы, как добираться до Новой сцены нет. Можно воспользоваться теми же автомобильными маршрутами и советами по передвижению на метро. Все дело в том, что Новая сцена находится в непосредственной близости от основного здания. Она расположена через Щепкинский проезд, тоже выходит на Театральную площадь. Прямо перед ней находится здание Российского академического молодежного театра, которое, как и сам БТ, непосредственно выходит на Театральную площадь.

Теперь вы знаете, где находится Новая сцена Большого театра.

История Новой сцены

Узнать, где находится Новая сцена Большого театра, стало важно относительно недавно. Ведь она открылась только в 2002 году.

Строительство здания началось в 1995-м. Здание появилось на месте исторических многоквартирных домов. С большой скрупулезностью проектировщики подошли к оформлению зрительного зала. Он строился по эскизам, созданным известным сценографом и дизайнером Леоном Бакстом в редакции советского и российского художника-монументалиста Зураба Церетели.

Первой постановкой на Новой сцене Большого театра стала опера "Снегурочка" Римского-Корсакова. Примечательно, что на время реконструкции основной сцены Большого театра, которая продолжалась с 2005 по 2011 гг., на Новой сцене исполнялся весь репертуар театра.



Статьи по теме: