Смерть катерины вызов темному царству. Катерина – русская трагическая героиня


«Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, - говорит Пьер. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать». Такой ответ услышала Марья Болконская, попросившая его рассказать о Наташе Ростовой. Секрет обаяния этой героини Толстой показал через богатство её натуры.

Общая любимица семьи, Наташа, переполненная к окружающим её людям любовью, лаской и радостью, с первых страниц романа поселяется в душе читателя. Сначала это «зелье-девка», «казак», потом «замечательно хорошенькая девушка», в конце произведения не «просто человек», а «совсем другое, высшее» (по мнению Пьера), примерная жена и мать, которая «до крайности доводит свою любовь к мужу и детям».

Один из секретов очарования героини в том, что у неё есть свой мир, который Толстой постепенно раскрывает нам.

Наташа – дворянка, аристократка. Однако, вращаясь в дворянской среде, она всем существом своим близка к народу и его поэзии. Народная музыка, песни и пляски захватывают её. В Михайловке она замирает, слушая, как дядюшка исполняет на гитаре русскую песню «По улице мостовой». Страстное желание сплясать подхватывает героиню. «Ну, ну, голубчик, дядюшка, - …умоляющим голосом застонала Наташа».

Этот эпизод меня пленил больше всего. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала».

Я вместе с Николаем и присутствующими там испугалась за героиню, волнуясь, «что она не то сделает». «Она сделала то самое и так точно, что Анисья Федоровна… прослезилась».

Пляску Наташи Толстой изображает как инстинктивное проникновение в сокровенные тайны народной души, которое смогла осуществить эта «графинечка», танцевавшая только салонные танцы с шалями и никогда не плясавшая народные.

Больше всего меня, как и Анисью Федоровну, дядюшку, поражает, как Наташа «умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Вместе с Толстым я не перестаю удивляться, «где, как, когда, всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые pasdechale давно должны были вытеснить? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка».

В развитии характера Наташи играли роль не только семья, воспитание и близкие ей люди, но и русские обычаи, традиции, нравы народной жизни, с которыми был тесно связан быт Ростовых.

Музыкальная одарённость Наташи раскрылась в новом качестве в Михайловке, где она всей душой наслаждалась чисто русским, деревенским бытом, игрой и пением дядюшки, который «пел так, как поёт народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне всё значение и заключается только в словах, что напев – так только, для складу».

В образе Наташи Ростовой поэтизируются народные элементы, сохранившиеся ещё кое-где в патриархальной дворянской среде.

Девушка непосредственна и стихийна, как сама природа. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому, ко всему народному – и к родной природе, и к простым русским людям, и к Москве, и к русской песне и пляске.

Оттого и счастлива героиня, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, - я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна как теперь».

Читая эти страницы, мы любуемся Наташей Ростовой, как любуется ею Толстой, показывая её глубокую, искреннюю, поэтическую, деятельную натуру. Она обладает внутренним чутьём, влекущим её к тем, порой бессознательным, самозабвенным поступкам, в которых раскрываются её душевные порывы, обращённые к жизни, к людям, ей умение всегда угадывать, что и как нужно сделать. Героиня несёт людям радость, потому что она верит в возможность счастья. Глядя на Наташу, легче научиться быть человеком, любящим жизнь.

Многоплановое, но в нем у каждого читателя есть наиболее любимые стра­ницы. Для меня, пожалуй, самым интересным является отражение исторических событий, их творческое ос­мысление. В военно-исторических событиях 1812 года занима­ет центральное место Бородинское сражение. назвал Бородинское сражение зеркалом романа «Вой­на и мир». Он придавал этому сражению исключитель­ное значение. Бородинская битва изображается как «на­родное сражение».

В битве раскрывается подлинная русского человека. Л. Н.Толстой утверждает, что русскими была одержана «победа нравственная, кото­рая убеждает противника в нравственном превосход­стве своего врага и в своем бессилии». На наполеоновс­кую Францию в этой битве «была наложена рука силь­нейшего духом противника». Толстой рисует величие подвига борющегося наро­да и вместе с тем тяготы, бедствия, муки, которые при­носит война.

В огне пожарищ гибнут города и села. Боль­но смотреть на «поломанную, выбитую, как градом, рожь», на дорогу, проложенную артиллерией по пашне. Какие тяжелые лишения вынесла на своих плечах рус­ская армия, русские крестьяне. Людей «с изуродованны­ми страданием лицами», «испуганных и обезумевших солдат», «бедствия народа и войска» - все это правдиво рисует . Но все это он называет «страшной не­обходимостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя ос­вобождения родной земли.

Слова Кутузова: «Чудесный, бесподобный народ», - это слова самого автора. Если взять страницы, где описано Шенграбенское сражение, то увидим в этих главах героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам мень­ше всего думает о героизме. Разные голоса, разные судьбы, жизни, интересы. Кончился бой, и люди, геройски сражавшиеся, верну­лись к военным будням… Но вот от солдатских костров писатель ведет нас в избу, где собрались генералы.

Здесь разговоры иные. Все хвастаются, лгут, приписывая себе небывалые подвиги, подчеркивая свою роль в сражении. Героизм и трусость, простота и тщеславие противо­речиво переплелись в помыслах и поступках участни­ков сражения под Шенграбеном.

Участники военных событий предстают перед нами на страницах « и мира» как носители высших нравственных ценностей. Развязывание войны Толстой считает величайшим проявлением зла: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Война всегда «страшное дело». Ин­дивидуализм, безмерное властолюбие, жажда славы и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно спокойно шагать к власти, - вот что осуждает Толстой с позиции чисто нравствен­ного чувства. Самое дорогое для Толстого - любовное единение людей, которых подчиняется общей цели.

Автор воспевает 1812 года как справедливую, направлен­ную на защит)’ Отечества, но в то же время резко осуж­дает ее бесчеловечность, как и любой войны. Он под­черкивает, что «живая жизнь» не прекращается и в пе­риод войны, люди продолжают руководствоваться «лич­ными интересами настоящего». События 1812 года изоб­ражаются в романе-эпопее как жестокая, но необходи­мая и в конечном счете благая закалка русских людей. Именно поэтому многие персонажи этого произведения испытывают в минуты опасности своеобразный духов­ный подъем.

Например, отъезд семьи Ростовых из Мос­квы отмечен предчувствием перемен и катастроф: «…ве­селы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы…, что вообще происходит что-то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого». «в страхе и вместе в радости» остается в опустевшей перед прихо­дом французов Москве.

Это радостное оживление пе­ред опасностью исполнено в романе глубокого нрав­ственного смысла. Война изменяет жизнь героев, избав­ляет их от многих заблуждений, обогащает их внутрен­ний мир. Война, заставив сойти с «привычной дорож­ки», соединяет судьбы Николая и Марьи, Пьера и Ната­ши. Л. Н.Толстой отмечал, что «старался писать историю народа…». Этой творческой установкой объясняется не только проблематика романа, но и его композиция.

Исторические события служат фоном повествования практически обо всех персонажах, обеспечивают развитие действия. Так, например, Андрей Болконский испытывает практически первое огромное нравствен­ное потрясение на поле Аустерлица, л заканчивается его жизнь во время Бородинского сражения. Постепенно в романе усиливается внимание к изоб­ражению народа и собственно исторических эпизодов. В описании событий отразилось мировоззрение авто­ра. Взгляды Л. Н.Толстого на роль личности в истории обусловили отрицание важности военной науки, поли­тики, неспособность объяснить причины таких истори­ческих событий, как Тильзитскнй мир или начало вой­ны 1812 года. создавал художественное произведение, а сле­довательно, переосмыслял или даже совершенно иска­жал некоторые факты истории.

Наличие таких ошибок признавал и сам автор. Однако необходимо учесть, что для Л. Н.Толстого был важен основной смысл, в соответ­ствии со своими взглядами он отдавал предпочтение общему перед частным. Именно поэтому для него явля­ются незначительными такие неточности, которые по­ражали современников и продолжают поражать исто­риков. Так, например, Кутузов после ранения allsoch. ru 2001-2005 Баграти­она посылает нового начальника принять командование первой армией.

Однако известно, что первой армией командовал Барклай, Багратион же возглавлял вторую армию. Для Л. Толстого войска, которые приняли на себя первый удар французов и занимали ключевой ле­вый фланг, были первыми по значению. Николай Ростов награждается в 1805 году солдатским Георгиевским крестом, который был учрежден двумя годами позже. Можно привести и другие подобные при­меры.

Но все эти неточности нисколько не снижают героического и патриотического пафоса страниц рома­на-эпопеи, посвященных описанию эпохи, войн 1805- 1807 и 1812 года. Автор показывает реально существо­вавших лиц, действительно происходившие события глазами вымышленных персонажей для того, чтобы за­печатлеть «человеческий» взгляд на историю. Л. Н.Толстой сближал, «сопрягал» конкретные факты и вымы­сел, что позволило ему создать поистине незабываемые картины прошлого России.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Мои любимые страницы романа Л. Н. Толстого «Война и мир». . Литературные сочинения!

Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство глубокого сожаления. Будто теряешь что-то привычное и родное. И, как расставаясь с человеком, оставившим в твоей душе глубокий след, невольно надеешься на новое свидание. Так случилось и со мной. Первый раз я услышала имена Андрея Болконского, Наташи ростовой и Пьера Безухова еще в детском возрасте, поэтому с нетерпением ждала момента, когда мы будем изучать творчество Толстого в школе. Произведение «Война и мир» стало для меня одной из тех книг, которые поражают жизненными и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответы на любые вопросы, объяснит себе непонятное, «подчинится» толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он феномен писателя! Где-то рядом со мной существуют и продолжают свой путь любимые образы, их можно увидеть, обратится к ним с наболевшим. Вновь и вновь перечитываю родные страницы, чтобы еще раз прочувствовать их силу, нежность, власть, трогательность и желание стать лучше, чище, добрее.

Один из самых любимых эпизодов первого тома для меня - знакомство с Наташей Ростовой. Тоненькая, хрупкая девочка, почти ребенок, в своей семье она была для всех отдушиной, радостью, ангелом-хранителем, не прилагая к этому никаких усилий. Живая, веселая, с неизменным блеском в глазах и неподдельным интересом ко всему, что ее окружает, она умела заразить каждого своим оптимизмом. Каждое ее слово, движение продиктовано искренностью и особой интуицией, свойственной только ей. Она делает лишь то, что любит. Поет - и любит, танцует - и снова любит. Она плачет, если плачет дорогая Соня, смеется и уе6луется, если ей этого хочется. Не смотря на свою некрасивость в детстве и юности, Наташа привлекает людей.

С душою пушкинской Татьяны,
Как горный ручеек, светла,
В его судьбу со строк романа
Ты хрупкой девочкой вошла.

Вспомним эпизод, когда ее брат Николай, проигравшись Долохову, возвращается домой отрешенный и разочарованный. Но он слышит пение Наташи, и мрачные мысли покидают его: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она настоящее…»

Самые яркие, трогательные страницы романа, на мой взгляд, посвящены любви Наташи и князя Андрея.

С душою пушкинской Татьяны,
Как горный ручеек, светла,
В его судьбу со строк романа
Ты хрупкой девочкой вошла.

Любовь для героини - сама жизнь, часть ее души. Чувства Андрея Болконского зарождаются, когда он невольно подслушивает ночной разговор Наташи с Соней в Отрадном: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Для князя Андрея открывается чудо, которое таит в себе природа. Он, удивляясь сам себе, неожиданно подмечает, что уже не может оставаться равнодушным к этой девочке. Что-то она пробудила в нем, задела сокровенные струнки его души. Внезапное единение чувств и мыслей возникает на балу: «Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». С полвзгляда, с полушепота и полприкосновения во время танца они поняли друг друга, и новое чувство, не похожее на другие, вошло в их души.

Так начиналась любовь - большая и настоящая. Я восхищалась этой любовью и поэтому неприятно удивилась, прочитав об измене Натальи с Анатолием Курагиным. Признаюсь, сначала я не могла понять, зачем Толстой повернул сюжет именно таким образом. Но позже я сознала, что не автор хотел этого, сама жизнь, в которой Наташа не смогла бы по-другому, год для нее - слишком большой срок. Толстой не рисует идеальный характер. Наташе тоже свойственно ошибаться, и этим она становится ближе мне. Она открывает душу навстречу чувствам, не думая, что делает.

Она не богиня, а реальный человек, живущий по зову сердца, и в конце-концов настоящая любовь все-таки побеждает, берет верх в ее душе.

Андрей Болконский - сложный противоречивый человек. С интересом следила я за его поисками правды и смысла жизни. Пожалуй, князь тоже далек от идеала - его душевные терзания отвлекают от реальности, а порой он становится слишком холодным и властным, но его путь - путь чести. Я влюбилась в этого героя. Наверное, он потому вызывает восхищение, что обладает качествами, которых нам сейчас не хватает. Мужество, благородство, честность - вот что привлекает в нем. Взлеты и падения, духовные кризисы и открытия становятся неотъемлемой частью его жизни. Очень тронули меня строки, в которых описывается состояние героя после изменений Наташи. Она была для него олицетворением настоящей жизни, и ее измена стала для героя крушением идеала. Чувствуешь боль и разочарование вместе с Андреем, переживаешь с ним. Глубоко потрясли меня страницы, описывающие князя перед самой его смертью. Понимание жизни приходит к герою в простой и вечной основе. И в эти минуты рядом с ним снова Наташа. Прощение и прощание. Вновь любовь и открытие смысла бытия. Открыв правду жизни, князь Андрей умирает.

Еще множество любимых страниц есть у меня в романе. Это и «бегство» русских из Москвы, занятой французами. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Это и эпизод, где Наташа молится у обедни: «Миром, - все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться». И еще много-много других, в которых заключена жизненная правда, действительность показана такой, какая она есть.

Бессмертные страницы романа «Война и мир» перевернули мое сознание. Прославление и утверждение живой жизни составляет душу, цель и смысл толстовского творчества. И я, вновь перечитывая любимые страницы, вновь и вновь убеждаюсь, что настоящая жизнь всегда прекрасна.



Статьи по теме: