Самые известные советские писатели список. Писатель ссср александр александрович фадеев

Признанный пролетарский писатель придумал себе литературный псевдоним Максим Горький на заре своего творчества. Родился он в 1868 году как Алексей Максимович Пешков. Прежде чем стать писателем Алеша Пешков много работал и разносчиком газет и еды, грузчиком, продавцом на рынке. Вращение в бедной среде, несправедливость и повлияло на его литературный стиль. В 1889 году царская полиция впервые узнала о Пешкове, о его мятежных стихах и связями и революционерами. Не раз арестовывали Максима Горького, он сидел и тюрьме, в Петропавловской крепости. Его стихотворение «Буревестник» стало символом революционного движения в царской России. После победы Великой Октябрьской Социалистической революции Горький получил орден Ленина и стал членом ЦК КПСС. Его шестидесятилетие торжественно отмечалось по всей стране, в многочисленных учреждениях культуры. Его именем назвали Московский художественный театр и Московский институт литературы. Его пьесы много ставили, например, «На дне» и отображали разврат мещанства, критиковали пороки буржуазии. Его место рождения Нижний Новгород был переименован в 1932 году в город Горький. В 1930 году он основал журнал «Советский Союз». Многочисленные литературно-научные работы того времени хорошо вписывались в каноны социалистического реализма, другие были скрыты. Роман «Мать», единственная работа Горького, в которой герой является простым рабочим, настоящим пролетарием, долгое время служила образцом для новой советской литературы.

Михаил Шолохов родился в станице Вешенская на Дону, в крестьянской семье в 1905. Советский писатель, стал символом социалистического реализма в литературе и получил лауреата Нобелевской премии за свой роман «Тихий Дон». Произведение, которое рассказывает об испытаниях казачества на Дону в годы первой мировой войны, революции, и гражданской войны. Прежде чем стать писателем он зарабатывал себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Работал докером и каменщиком, даже как бухгалтер, периодически посещая классы писателей. Его первая опубликованная работа была сатирической статьей «Экзаменация» (опубликована 19 октября 1923 года). В 1924 году Шолохов вернулся в свой дом в Вёшенскую, где посвятил себя исключительно литературной работе. В 1928 году Михаил Александрович Шолохов начал работу над четырехтомным романом, который должен был сделать его знаменитым. «Тихий Дон», произведение, которое он закончил только в 1940 году. В 1941 году он получил Сталинскую премию, а в 1960 году - Ленинскую премию, в 1965 году он получил в Стокгольме нобелевскую премию за свою главную работу. Умер писатель в 1984 году.

Писатель СССР Александр Александрович Фадеев

Александр Александрович Фадеев родился в 1901 году, был известным советским писателем и публицистом. Фадеев участник гражданской войны, это его подвигло написать в 1927 году роман «Девятнадцать» (Разгром). Произведение о борьбе партизан и солдат Красной Армии против японских войск в 1920 году на Дальнем Востоке России, где он сам провел часть своего детства и юности в селе Чугуевка. Фадеев был секретарем Союза писателей СССР в сталинскую эпоху (1938-1944 и 1946-1954 гг.). Его самый известный роман - «Молодая гвардия». Александр Александрович был награжден в 1946 году Сталинской премией и дважды - орденом Ленина и орденом Красного Знамени – очень почетные награды СССР. Роман «Молодая гвардия» был опубликован в 1945 и 1949 годах и описывает борьбу и судьбу молодого партизанского отряда во время немецкой оккупации в 1942 году. После смерти Сталина его сильно критиковали за поддержку политики Сталина в период оттепели. Фадеев не выдержал нападок и выбрал самоубийство, застрелившись на своей даче в Переделкино. Накануне своего самоубийства Фадеев признался другу, что, будучи официальным членом Ассоциации писателей, он согласился на многочисленные аресты писателей, несмотря на то, что он знал, что эти люди невиновны.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Русский советский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году в Киеве, умер в 1940 году в Москве. Он считается одним из величайших сатириков в русской литературе. Михаил Булгаков сын Афанасия Ивановича Булгакова, преподавателя Киевской духовной академии, и его жены Варвары Михайловны. После окончания Киевской гимназии в 1909 году поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году он получил диплом доктора. Во время Гражданской войны в России Булгаков был вызван в феврале 1919 года в качестве врача в Украинской республиканской армии. Через короткое время сумел остаться в той же функции в Красной Армии. В конце октября 1921 года Булгаков переехал в Москву и начал работать в ряде газет. В 1928 году в Москве состоялась премьера его пьесы «Багровый остров» Автор разработал в этот период, первые идеи Мастер и Маргарита, и начал работу над пьесой о Мольер под названием «Кабала святош». С 1930 г. произведения Булгакова не публикуются, в том числе: Бег, Зойкина квартира, Багровый Остров, и Дни Турбинных. Исчезли они и из репертуара театров. Его здоровье быстро ухудшалось. Врачи диагностировали нефросклероз, вызванный артериальной гипертензией (гипертонией) . Он начал диктовать своей жене Елене Сергеевне последние вариации своего романа «Мастер и Маргарита», ставший классикой литературы. Гротескные описания Булгакова в повседневной жизни в Советском Союзе часто имеют фантастические или абсурдные черты. В литература - типичный способ заниматься социальной критикой. Так появился роман «Собачье сердце» в 1925 году, но было опубликовано лишь в 1987 году в Советском Союзе. Самая известная работа Булгакова - «Мастер и Маргарита», сатирическая гротескная повесть по мотивам Фауста, путешествие во времени. Работа была впервые напечатана в 1967 году в литературном журнале «Москва», почти через 30 лет после смерти автора. Некоторые критики считают книгу лучшим русским романом 20-го века.

Детский писатель СССР Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар, настоящая фамилия Голиков, родился в 1904 году. Работал как корреспондент газеты «Комсомольская правда». Гайдар был отправлен на фронт после нападения фашисткой Германии на Советский Союз. После того, как его подразделение было окружено немцами, он присоединился к партизанскому отряду. Был убит в бою с немецкими войсками на Украине.

Его самая известная работа «Тимур и его команда» (1940), описывает молодежную группу, которая помогает в повседневной жизни женщинам и семьям фронтовых солдат, живущих в одиночестве в русской деревне. Книга о герое Тимуре (имя его сына, родившегося в 1926 году) была образцом для «Тимуровского движения». Ее участники реально помогали старикам и ветеранам войны в быту. Книгу хорошо знали читатели в социалистических государствах Центральной и Восточной Европы. По мотивам «Тимур и его команда» был снят фильм, который был популярен в СССР десятки лет.

Советский фантаст Беляев Александр Романович родился в 1884 году. Литературные труды с 1920-х и 1930-х годов сделали его популярной фигурой в русской научной фантастике. Его часто называют «русский Жюль Верн». Самые известные книги Беляева включают «Голова профессора Доуэлла», «Человек-амфибия», «Ариэль» и «Продавцы воздуха». Александр Беляев родился в Смоленске в семье православного священника. Его отец, потеряв двух других детей (сестра Александра Нина с детства умерла от саркомы, а его брат Василий, ветеринар, утонул во время катания на лодке), хотел, чтобы он продолжил семейную традицию и зачислил Александра в Смоленскую семинарию. Беляев не чувствовал себя особенно религиозным и после окончания университета он поступил в юридическую школу. Вскоре его отец умер, и он должен был поддерживать свою семью. Будущий фантаст давал уроки и писал для театра. Литература все больше привлекала его, и в 1914 году он оставил закон, чтобы сосредоточиться на своих литературных занятиях. В 1925 году был опубликован его первый роман, профессор Доуэлл (Голова Профессора Доуэля). С 1931 года жил в Ленинграде со своей женой и старшей дочерью; его младшая дочь умерла от менингита в 1930 году, в возрасте шести лет. В Ленинграде он встретился с Г. Г. Уэллсом, который посетил СССР в 1934 году. В последние годы своей жизни Беляев жил в Ленинградском пригороде Пушкина (ранее Царское Село). В начале немецкого вторжения в Советский Союз во время Второй мировой войны он отказался эвакуироваться, поскольку выздоравливал после операции, которую он перенес несколько месяцев назад. Беляев умер от голода в советском городе Пушкин в 1942 году, когда он был оккупирован нацистами. Точное место его могилы неизвестно. Мемориальный камень на Казанском кладбище в городе Пушкин помещен на массовую могилу, где предполагается, что его тело захоронено.

31 марта 1882 года родился Корней Иванович Чуковский - русский поэт, литературный критик, детский писатель и журналист. Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком.
В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

Шарль Перро


Французский поэт и критик эпохи классицизма, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни». Шарль Перро был четвёртым по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1917-1987 годы: общий тираж его изданий составил 60,798 млн экземпляров.

Берестов Валентин Дмитриевич



Русский поэт и лирик, писавший для взрослых и детей. Он автор таких детских произведений, как «Змей-хвастунишка», «Мать-и -мачеха», «Аист и соловей» и др.

Маршак Самуил Яковлевич


Русский советский поэт, драматург, переводчик и литературный критик. Автор произведений «Теремок», «Кошкин дом», «Доктор Фауст» и др. Практически во всё время своей литературной деятельности Маршак писал и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику. Кроме того, Маршак - автор ставших классическими переводов сонетов Уильяма Шекспира. Книги Маршака переведены на многие языки мира, а за переводы Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Михалков Сергей Владимирович



Помимо карьеры баснописца и военного корреспондента, Сергей Владимирович также является автором текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации. Среди его знаменитых детских произведений можно отметить «Дядя Степа», «Соловей и Ворона», «А что у вас», «Заяц и черепаха» и др.

Ханс Кристиан Андерсен



Автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

Агния Барто



Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения - «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». Во время Великой Отечественной войны семья Барто была эвакуирована в Свердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка. В 1944 году семья вернулась в Москву.

Носов Николай Николаевич


Лауреат Сталинской премии третьей степени 1952 года Николай Носов наиболее известен как детский писатель. Перед вами автор произведений о Незнайке.

Мошковская Эмма Эфраимовна


В начале своего творческого пути Эмма получила одобрение от самого Самуила Маршака. В 1962 году она выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Также стоит отметить, что на стихи Мошковской писали песни многие советские композиторы.

Лунин Виктор Владимирович



Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже. Первые публикации стихов в периодике появились в начале 70-х годов (сам писатель 1945 года рождения). У Виктора Владимировича вышло больше тридцати книг стихов и прозы. Его стихотворная «Аз-бу-ка» для детей стала эталонной по передаче буквенной звукописи, а его книга «Детский альбом» на 3-м Всероссийском конкурсе детской книги «Отчий дом» в 1996 году была отмечена дипломом. За «Детский альбом» Виктору Лунину в том же году было присуждено звание лауреата литературной премии журнала «Мурзилка». В 1997 году его сказочная повесть «Приключения сдобной Лизы» была премирована, как лучшая сказка о кошках, библиотекой иностранной литературы.

Осеева Валентина Александровна


В 1937 году Валентина Александровна отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка», а в 1940 году вышла ее первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка» и «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни.

Братья Гримм


Братья Гримм опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Среди их сказок: «Белоснежка», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты», «Гензель и Гретель», «Красная шапочка» и многие другие.

Фёдор Иванович Тютчев


Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. Славу Тютчева подтвердили многие - Тургенев, Фет, Дружинин, Аксаков, Григорьев и др. Лев Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Алексей Николаевич Плещеев


В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Спустя три года был арестован и отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта (особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Эдуард Николаевич Успенский



Этого человека представлять не надо. Это сделают персонажи его произведений, среди которых Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин и другие.

сайт решил вспомнить некоторых зарубежных писателей, которые не только побывали в СССР, но и встречались с лидерами этого государства.

Герберт Уэллс

Английский писатель и публицист . Автор известных научно-фантастических романов « Машина времени », « Человек-невидимка », « Война миров » и др. Представитель критического реализма . Сторонник фабианского социализма .

Герберт Уэллс трижды был в России . В первый раз в 1914 году, тогда он останавливался в петербургской гостинице «Астория» на Морской улице , 39. Второй раз в сентябре 1920 года у него была встреча с Лениным . В это время Уэллс жил в квартире М. Горького в доходном доме Е. К. Барсовой на Кронверкском проспекте , 23.

Герберт Уэллс трижды был в России




Интерес к России сопровождал Уэллса на протяжении почти всей его творческой жизни. Он возник в 1905 году в связи с событиями первой русской революции. Знакомство с Горьким, которое состоялось в Америке в том же году, укрепило заинтересованность Уэллса в жизни и судьбе русского народа (Горький впоследствии станет хорошим другом английского писателя). Среди российских друзей писателя — Алексей Толстой, Корней Чуковский; ученые — Иван Павлов, Ольденбург; советский посол в Англии Майский. Кроме того, Уэллс был женат на русской женщине — Марии Игнатьевне Закревской.

Бернард Шоу



Шоу и леди Астор перед входом в Музей Революции

Вероятно, первым из известных на Западе литераторов, с которым встречался и беседовал Сталин, был знаменитый английский писатель и драматург Бернард Шоу, Нобелевский лауреат 1925 года. В 1931 году 75-летний Шоу совершил кругосветное путешествие, в ходе которого он посетил и Советский Союз. Бернард Шоу считал себя социалистом и другом Советской России, он приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года. В Москве писателя ждал очень теплый прием, а 29 июля 1931 года его принял Сталин в своем кремлевском кабинете. Подробности их беседы нам неведомы, однако известно, что все дальнейшее путешествие Шоу по стране и его поездка по Волге прошли в самых комфортабельных условиях .

Шоу писал, что все слухи о голоде в России являются выдумкой




Бернард Шоу и леди Астор с партийными и деятелями культуры СССР; крайний слева — Карл Радек

В западных странах в то время был тяжелый экономический кризис, много писали и о кризисе в России. Ходили слухи о голоде и жестокостях в российских деревнях. Но Б. Шоу, вернувшись на Запад, писал, что все слухи о голоде в России являются выдумкой, он убедился, что Россия никогда раньше не снабжалась так хорошо продовольствием, как в то время, когда он там находился.

Эмиль Людвиг


13 декабря 1931 года в кремлевском кабинете Сталин принял приехавшего в СССР Эмиля Людвига. Большой популярностью в 20-х годах пользовались книги Э. Людвига «Гений и характер», «Искусство и судьба». Беседа Сталина и Людвига продолжалась несколько часов, она тщательно стенографировалась. Сталин говорил много о самом себе, он рассказал о своих родителях, о детстве, об учебе в Тифлисской семинарии, о том, как уже в 15-летнем возрасте начал участвовать в революционном движении на Кавказе и примкнул к социал-демократам.

Беседа Сталина с Эмилем Людвигом была издана отдельной брошюрой


Беседа Сталина с Эмилем Людвигом была опубликована не только в газетах; через год она вышла в свет отдельной брошюрой и затем много раз переиздавалась.

Выбор собеседника в данном случае не был случайным. В то время в Кремле возник вопрос о написании популярной биографии Сталина.

Ромэн Ролан



28 июня в своем кремлевском кабинете Роллана принял Сталин (встречи с представителями зарубежной творческой интеллигенции Сталин старался использовать для укрепления своего авторитета за рубежом). На встрече присутствовали жена Роллана, а также переводивший беседу А. Я. Аросев. Встреча продолжалась два часа. Машинописный текст перевода был представлен Сталину, отредактирован им и послан Роллану в Горки, где он отдыхал вместе с A. M. Горьким. 3 июля Горки посетили Сталин, К. Е. Ворошилов и другие советские руководители. Вместе с Горьким Роллан присутствовал на Всесоюзном физкультурном параде на Красной площади.


Беседа со Сталиным произвели на Роллана и его жену сильное впечатление


Встречи и беседа со Сталиным произвели на Роллана и его жену сильное впечатление. И. Г. Эренбург отмечал, что Сталин, будучи человеком большого ума и еще большего коварства, «умел обворожить собеседника». Однако эйфория от встречи со Сталиным длилась у Роллана недолго. Смерть Горького, выход в свет книги Андре Жида «Возвращение из СССР» и реакция на нее советских властей, события 1937 г. помогли Роллану освободиться от очарования хозяина кремлевского кабинета. Писатель, вероятно, почувствовав превратность своих прежних суждений о Сталине, не захотел публиковать беседу и упрятал ее на пятьдесят лет в архив.

Лион Фейхтвангер


В конце 1936 г. немецкий писатель приехал в Советский Союз, где пробыл несколько недель

В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, — говорил Фейхтвангер, — значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».



Итогом поездки в СССР Фейхтвангера стала книга «Москва 1937»


В Москве Фейхтвангер побывал на процессе «правотроцкистского блока» и заявил, что «вина подсудимых уже сейчас представляется в значительной части доказанной». Через несколько дней он уточнил, что эта вина «доказана исчерпывающе». Едва ли можно упрекнуть Фейхтвангера, что он не понял лживости этого и других московских политических процессов, организованных Сталиным для укрепления своей личной власти. Ведь во всех газетах, которые читал в Москве Фейхтвангер с помощью переводчиков, он встречал выступления видных советских писателей с требованиями расстрела подсудимых.

Фейхтвангер был принят Сталиным, беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам Фейхтвангера, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей», вышедшая летом 1937 г. в Амстердаме. В главе «Сто тысяч портретов человека с усами» писатель рассказывает о своих встречах и беседе со Сталиным. Вскоре по личному указанию Сталина эта книга была переведена и издана в СССР.

Современное поколение плохо знакомо с такими терминами как «соцреализм», «производственный роман», «деревенская проза», которые в СССР знал каждый школьник. Однако, не в жанровой специфике состоит заслуга литературного произведения. Великие книги Советской эпохи это, прежде всего, произведения великой русской литературы.

«Тихий Дон» Михаил Шолохов. О судьбе казачества

Роман, за который Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой ««За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». «Тихий Дон» стал программным произведением для нескольких поколений школьников и студентов. Новый виток популярности роману придал выход экранизации эпопеи. Посмотрев первые три серии фильма, Шолохов порадовался, что «фильм идёт в одной дышловой упряжке с его романом». Вопрос об авторстве романа, тем не менее, бередил умы критиков и литераторов со дня первой публикации «Тихого Дона». Споры на этот счет не утихают и сегодня.

«Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков

Самый культовый и одновременно самый загадочный роман в советской литературе. Был опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, через через 26 лет после кончины автора. А в 1973 году вышла первая публикация книга, которая сразу же стало дефицитом. В начале 1980-ых у букинистов и на черном рынке стоимость книги «Мастер и Маргарита» доходила до 100 рублей, что примерно соответствовало среднемесячной зарплате. Самый мистический из советских романов породил целую серию интерпретаций и вариантов прочтения. У «Мастера и Маргариты» уже есть несколько экранизаций, но ни одна не смогла устроить всех ценителей романа.

«12 стульев». Ильф и Петров

Этот советский плутовской роман также стал культовым и одним из самых цитируемых среди советских граждан. Конечно, Остап Бендер мало соответствовал образу советского героя, но по популярности среди литературных героев ему не было равных в СССР. Высококлассный юмор Ильфа и Петрова примерял с советской действительностью, образы главных героев прописаны в романе почти карикатурно. Роман не мог не полюбиться советским критикам уже потому, что один из главных персонажей – комично представленный «служитель культа» отец Фёдор, другой – лишенный всего «предводитель старгородских дворян», а цель Остапа – разбогатеть нетрудовыми способами - обернулась фарсом и трагедией.

«А зори здесь тихие». Борис Васильев

Пожалуй, лучшее произведение о Великой Отечественной войне в советской литературе. Повесть о совсем юных девушках-зенитчицах и их командире, осуществлявших сбор разведданных во время Великой Отечественной войны. Произведение берёт за душу своей неизбывной высокой трагичностью. Взять в персонажи девушек было сознательным решением Васильева. Повесть шла трудно.. но когда писатель сделал главными героинями девушек – произведение ожило. Пять девушек, пять разных судеб, разных характеров и разных смертей. Старшина Васков, командир отряда, единственный, кто выживает и несёт в себе всю боль произошедшего.

Свой главный роман Борис Пастернак писал 10 лет. Написал и отнёс рукопись в редакции журналов. К публикации «Доктор Живаго» принят не был. Более того, редакция «Нового мира» посчитала роман идеологически вредным. Стоит ли здесь говорить о независимости оценки такого решения – вопрос риторический. Пастернак не стал отправлять книгу в стол, и под свои именем отправил книгу в Италию, где он и был издан Джанджакомо Фельтринелли. Затем была Нобелевская премия за литературу, скандал, осуждение писателя в СССР и отказ Пастернака от премии. В Советском Союзе роман был издан только в 1988 году.

«Прощание с Матерой». Валентин Распутин

Самое пронзительное произведение «деревенской прозы» - первая книга советской литературы на экологическую тему. В повести Валентина Распутина повествуется о гибели деревни Матера, её жителям нужно спешно покидать родные места из-за её затопления в связи с постройкой ГЭС. Борьба старого и нового мира, деревенского уклада и навязываемой урбанизации – в «Прощание с Матерой» этот сюжет обретает черты эсхатологического мифа.

«Дети Арбата». Анатолий Рыбаков

Роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» был написан в 60-е годы, но опубликован только в 1987 году. Роман о молодом поколении 30-ых годов раскрывает вопросы, напрямую связанные с организацией политической системы Советского времени. Одна из доминирующих линий романа – сталинизм, герои «Детей Арбата» растут, учатся, работают, устраиваются в жизни, любят, претерпевают испытания. Всё это происходит на фоне растущего напряжения, аппаратной борьбы в высших эшелонах власти. Герои романа не статичны, они постоянно вынуждены делать выбор, между честью и предательством, долгом перед государством и личными интересами. Из-за большой популярности Анатолий Рыбаков даже попал на обложку Time в 1988 году. Книгу опубликовали в 52 странах, а президент США Рейган сказал слова благодарности Горбачеву за публикацию романа.

Главный творческий метод советских писателей

Согласно уставу, принятому на I съезде, основным методом советской литературы был соцреализм, надолго ставший определяющим для всей многонациональной советской литературы, - метод, который «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»

Кто обеспечивал советских писателей

Одним из самых значимых подразделений Союза писателей был Литературный фонд, за счет средств которого отказывалась материальная помощь писателям (в том числе будущим), содержался Литературный институт.
Предполагалось, что средства всего писательского союза будут складываться из членских взносов, доходов от его имущества и средств Литфонда. Литфонд же формировался из отчислений издательств (10 % гонорара писателей) и отчислений от сбора спектаклей, из доходов от имущества, принадлежавшего Литфонду, и субсидий государства. На деле около половины бюджета формировалось за счет государства. Взносы же писатели вообще платили неохотно (не говоря о том, что у многих были долгие периоды безденежья):

«Как-то Александр Фадеев разослал большой группе писателей письмо примерно такого содержания: „Уважаемый такой-то! Тогда-то в Центральном Доме литераторов состоится собрание по очень важному делу. Ваше присутствие весьма желательно и необходимо. А. Фадеев“.

Получившие приглашение были горды, не получившие решили явиться просто так - мучило любопытство. В назначенный день и час зал ЦДЛ был переполнен. Вошел Фадеев и громко произнес:
- Товарищи, я пригласил вас сюда как самых злостных неплательщиков Литфонда. До каких пор будет продолжаться это безобразие?»

(Зиновий Паперный. «Не заказывайте здесь молоко и какао»)

Высшим руководящим органом Союза советских писателей был Всесоюзный съезд. Внутри - секции прозы, поэзии, критики, драматургии, секция детской литературы, по литературам народов СССР, иностранная, секция по работе с молодыми писателями и даже оборонная секция. Во главе каждой секции - секретариат или бюро. Исполнительный орган съезда - правление, из состава которого выбирался председатель, президиум и секретариат Союза.

Жесткая вертикальная структура делала Союз отчасти схожим с Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД).
Сходство усилилось в 1937 году, когда правления были заменены на институт уполномоченных с целью укрепления вертикали власти

Перед I съездом весь предполагаемый состав руководства Союза писателей был одобрен в Центральном комитете (ЦК) ВКП(б) и утвержден на заседании Политбюро ЦК. Председателем был выбран Горький.

Первое заседание Литфонда состоялось сразу же поcле Съезда советских писателей. Было избрано правление Литфонда, а из членов правления, по образцу НКВД, тройка, которая занималась решением срочных вопросов - выдачей небольших ссуд и путевками в дома отдыха.

Ради чего работали советские писатели

Надежда Мандельштам по возвращении из воронежской ссылки в 1937 году замечает, как изменился писательский быт: «Когда мы покидали Москву, писатели еще не были привилегированным сословием, а сейчас они пускали корни и обдумывали, как бы им сохранить свои привилегии».

«Вечером мы сидели в новом писательском доме с парадным из мрамора-лабрадора, поразившем воображение писателей, еще помнивших бедствия революции и Гражданской войны. В новой квартире у Катаева все было новое - новая жена, новый ребенок, новые деньги и новая мебель. „Я люблю модерн“, - зажмурившись, говорил Катаев. А этажом ниже Федин любил красное дерево целыми гарнитурами. Писатели обезумели от денег, потому что они были не только новые, но и внове. <…> Этажи в доме указывали на писательский ранг. Вишневский, например, настоял, чтобы ему отдали квартиру находившегося в отъезде Эренбурга: он считал, что при его положении в Союзе писателей неудобно забираться под самую крышу. Мотивировка официальная: Вишневский страдает боязнью высоты».
Надежда Мандельштам. Воспоминания

В 1937 году было принято положение о материальной помощи писателям. В случае нетрудоспособности каждый член Союза мог рассчитывать на месячное пособие размером до 1000 рублей в месяц. Однако в год пособие не могло превышать суммы в 6000 рублей (среднемесячная зарплата в Москве составляла 271 рубль).

В 1939 году только в Москве на одного писателя было потрачено в среднем 1900 рублей, а, например, в Туркмении - 1000.

Ко II съезду писателей был подготовлен отчет о деятельности Литфонда. За двадцать лет (с 1934 года) Литфонд израсходовал 330 миллионов рублей. Из них на помощь писателям во время войны было потрачено 58 милллионов, 12 миллионов ушло на оказание лечебной помощи, 35 миллионов - на содержание клубов, а на творческие командировки писателей было потрачено более 10 миллионов рублей.

В январе 1938 года на страницах «Правды» было опубликовано письмо пяти литераторов, обсуждение подхватили «Комсомольская правда» и «Литературная газета». Главным вопросом стал тот факт, что из-за обилия заседаний и общественной работы писателям было некогда писать:

«Что представляет собой Союз писателей на самом деле? Это огромный с чиновничьими методами работы департамент по литературным делам. <…> Полная оторванность от литературно-художественных и критических журналов, от издательств. Длинная очередь в приемной ответственного секретаря Союза писателей тов. Ставского - очередь молодых, пожилых, седых советских литераторов, месяцами не могущих попасть на прием. И - бесконечные бюрократические заседания (с резолюциями, стенограммами, протоколами, выписками из протоколов), заседания, преисполненные зеленой скуки и отрывающие писателей от непосредственной писательской работы.
День за днем крутится бумажный конвейер, заседают секретариат, президиум, партгруппа, партийная организация, партийный комитет, бюро секций, правление Литфонда, ревизионная комиссия, специальные комиссии, частные совещания. Но обсуждается на этих заседаниях все что угодно, кроме художественных произведений, кроме вопросов непосредственной писательской работы. <…> Порой можно подумать, что руководители Союза писателей не любят художественной литературы, равнодушны к ней. Хорошие произведения советских писателей руководство Союза встречает с кисло-сладкой улыбкой, как „неожиданность“»

На что жили советские писатели

Определить точный размер писательских заработков трудно, так как большинство литераторов брали подработки: переводы, переделки сценариев кино. Одним из самых распространенных источников дохода были литературные выступления. Известно, однако, что в 1936 году более двух тысяч писателей жили на 2000 рублей в месяц (при средней зарплате в Москве 271 рубль в месяц).

Обстановка в национальных республиках была хуже: автор не получал гонорара за перевод произведения на русский язык, а ставка за произведение на национальном языке была гораздо ниже, чем на русском, и составляла не больше 120–150 рублей за печатный лист.

Выход книги и, соответственно, заработок писателя находился в прямой зависимости от издательства или редактора. Нередко набор книги рассыпали в последний момент - конъюнктура менялась очень быстро. На заседаниях правления часто поднимались вопросы об увеличении ставки гонорара за печатный лист. В 1940 году она составляла 200 рублей, при этом, как говорилось в записке президиума Союза в руководящие органы, «писатель, серьезно работающий над произведением, редко пишет более 10 печ. листов в год». Литератор не получал свой гонорар единовременно - большая часть выплаты выдавалась после выхода сигнального экземпляра.

В послевоенные годы писателей спасали выступления и переводы с национальных языков СССР. За индивидуальный творческий вечер продолжительностью до 2,5 часа лауреат Сталинской премии получал от 1500 до 3000 рублей. За литературный доклад «ведущие писатели» получали 1500 рублей, «остальные» - от 750 до 1000. Групповые выступления писателей оценивались дешевле: для «ведущих» писателей - 500 рублей, для «рядовых» - 300–400. Меньше всего платили за выступления на заводах и в кинотеатрах перед сеансами. Писатели получали за них от 200 до 300 рублей.



Статьи по теме: