История создания и особенности развития романа обломов. Предыстория создания романа «Обломов

История создания романа «Обломов»

    Хронология создания романа

    Прототипы героев романа «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».

В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Прототипы героев романа «Обломов»

Обломов

Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя». Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.

Ольга

Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают. Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.

Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной. Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.

Агафья

Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.

Штольц

Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

Выводы

История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.

История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция.

«История о том, как лежит и спит ленивец Обломов

и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его,

не бог весть какая история...»

1. Замысел романа «Обломов.

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но произведение создавалось медленно. В 1849 году в журнале «Современник» была опубликована одна глава из романа «Сон Обломова» , в котором дал изумительную по яркости и глубине картину патриархальной помещичьей жизни. Но основная часть романа была написана почти 10 лет спустя, в 1857 году , в Мариенбаде (Германия), где Гончаров лечился на минеральных водах. За это десятилетие автор не только тщательно обдумал весь план произведения, но и все сюжетные ходы и детали. Впоследствии писатель отмечал, что он «написал в течение 7 недель почти все 3 последних тома «Обломова». Гончаровым была проделана колоссальная работа. Он писал до изнеможения. «Я так заработался, так много сделал в эти два месяца, что другой в две свои жизни не написал столько».

В 1858 году «Обломов» был закончен , а полностью опубликован лишь в 1859 году.

2. Тема, идея романа.

Тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Идея - показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу . «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде вре­мени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства ».

3. Проблематика

1) В своем романе писатель показал, какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку . Следствие этих порядков - застой и неподвижность во всех областях жизни .

2) Условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие .

3) Деградация личности и распад личности.

4) Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе , любви , о гуманизме .

Время, изображенное в романе «Обломов», около 40 лет.

4. Художественные достоинства романа «Обломов» :

1) Представлена широкая картина жизни России.

2) Особое внимание уделяется описанию внутреннего состояния героев: внутренний монолог персонажей и передача переживаний посредством жеста, голоса, движений.

3) Полнота раскрытия характера персонажей достигается путем повторяющейся детали (у Обломова - халат и домашние туфли).

5. Структура романа:

1 часть - Обломов лежит на диване.

2 часть - Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него.

3 часть - Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся.

4 часть – Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру - Агафье Матвеевне Пшеницы ной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой».

«Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий…не вмешиваются в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории . ()

6. Композиция

Все действия развертываются вокруг главного героя - Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.Действия в романе мало. Место действия в романе – Петербург.

1. Экспозиция - первая часть и 1,2 главы 2 части - затянута, очень подробно показаны условия формирования характера Обломова.

2. Завязка 3 и 5 гл. 2-й части - знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени.

3. Кульминация - 12 глава 3-й части. Илья Ильич объясняется в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву отношений.

4. Развязка – 11, 12 главы 3 части, в которых показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В 4 главе романа - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Отношения Ольги и Штольца.

В эпилоге 11 глава 4 часть, Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца и Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Прототипы героев романа «Обломов»

Обломов

Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя». Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.

Ольга

Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают. Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.

Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной. Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.

Агафья

Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.

Штольц

Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

Выводы

История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.

Тест по произведению

Иван Александрович Гончаров.

Роман «Обломов».

1. Гончаров писал: « Иные не находили или не хотели находить в моих образах и картинах ничего, кроме более или менее живо нарисованных портретов, пейзажей, живых копий с нравов. Я ждал, что кто-нибудь кроме меня прочитает между строками». Сегодня становится очевидно, что между строками многое. Роман И.А. Гончарова «Обломов» называют «романом в чистом виде», романом-монографией, сравнивая с пушкинским романом в стихах («Евгений Онегин»), гоголевской поэмой («Мёртвые души»), лермонтовским «романом в повестях» и романом в письмах (повестью!) Достоевского «Бедные люди». Гончарова традиционно воспринимают как писателя, которого интересует устойчивый уклад жизни, аналитический и одновременно поэтический взгляд на мир. Дружинин писал о Гончарове: «Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокою поэзиею; по своей наблюдательности и манере творчества он достоин быть представителем натуральной школы, между тем как его воспитание и влияние поэзии Пушкина, любимейшего из его учителей, навеки отдаляют от г. Гончарова самую возможность бесплодной и сухой натуральности» . Современное изучение тв-ва Гончарова переживает сейчас новый этап развития, в писателе видят романиста-философа, который в своих текстах решал не только острые проблемы современности, но и задавался вечными вопросами человеческой жизни.

2. « Романная трилогия ».

И.А. Гончарова знают как автора трёх романов - «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Творческий путь Гончарова делят обычно на три периода: 1) произведения до создания “Обыкновенной истории” (1831–1845); 2) создание трёх романов (1845–1869); 3) произведения, созданные после “Обрыва” (1870–1880). Гончаровские произведения до 1845 года и после 1869 года - это наброски и фрагменты романов, которые не сложились в формулу жизни. Тургенев именно романы и выкроил бы из них. Он написал бы отдельно о студенте 1870-х и отдельно о студенте 1880-х годов. Гончаров может писать только о студенте. И он едва ли не прав.

Сам автор в статье «Лучше поздно, чем никогда » называет эти романы своеобразной «трилогией». Действительно, у произведений много общего, например, общим является принцип антитезы . Противопоставленными в романах являются образы Александра Адуева и его дяди Петра Ивановича Адуева, Обломова и Штольца, Райского и Волохова. Друг Гончарова Ганзен написал: «Я в трёх типах –Адуеве, Обломове и Райском вижу не только типы трёх разных периодов русского общества , но вместе с тем изображение человека вообще на трёх ступенях жизни ». Писателю понравилась эта мысль. Сам Гончаров полагал, что его лучшим произведением является роман «Обрыв», но современники Гончарова и исследователи его творчества убеждены в том, что самое талантливое произведение И.А. Гончарова – роман «Обломов».

Замысел романа «Обломов».

Замысел романа возник у писателя в 1847 году, работа шла непрерывно, но не интенсивно, не хватало «общей идеи», да и европейские революции 1848 года создали такую атмосферу, что Гончаров и не надеялся увидеть своё произведение в печати из-за жёсткой цензуры (планировал назвать свой роман «Обломовщина») в 1849 году в журнале «Современник» был напечатан фрагмент романа – «Сон Обломова» (в «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией журнала «Современник »), в 1857 г. за месяц (Мариенбадское чудо – сублимация в искусстве неудачи в любви к Елизавете Васильевне Толстой), Гончаров написал большую часть, «вспыхнул» и завершил то, что долго не мог закончит. Последние главы «Обломова» дописывались зимой 1857-58гг. Начал писать тогда, когда были популярны «Записки охотника», «Бедные люди», «Запутанное дело», а завершил тогда, когда появились «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Тысяча душ», «Униженные и оскорблённые»\ж-л «Время»\, «Губернские очерки» (преодоление гоголевской экспрессии, углублённо-психологическая подача образа). Полный текст романа был напечатан лишь через десять лет после опубликования «Сна..» – в 1859 году. В период 40-х – 50-х годов многие ведущие писатели, преодолев во многом плодотворное ученичество («Бедные люди», «Записки охотника»), обретают подлинную самобытность («Униж. и оскорбл.», «Рудин»). Гончаров все десять переломных летписалодин роман, и изменения эстетических принципов автора запечатлелось внутри одного текста.

Новое произведение Гончарова имело грандиозный успех, но в основном критики увидели в Гончарове бытописателя, генетически связанного с «натуральной школой». Возможно, это произошло из-за писательского подчёркнутого внимания к предметам быта, деталям (халат Обломова / вещь-двойник/, тапочки и т.д.). Только сейчас, во второй половине 20 и в начале 21 века, в нём увидели по-настоящему актуального классика мировой литературы.

А руин его потомок

Языка не разгадал.

Гонит в нём наш век надменный,

Не узнал его лица,

Нашей правды современной

Дряхлолетнего отца.

Воздержи младую силу!

Дней его не возмущай,

Но пристойную могилу,

Как уснёт он, предку дай.

Когда прошла эпоха энергичных перемен 60-х годов, на Обломова и Обломовку предпочитали смотреть с умилением, а на Штольца – с раздражением, так как буржуазно-промышленный прогресс принёс слишком много проблем.

5. Образ Обломова в оценке русской критики .

Многие современники И.А. Гончарова восприняли Обломова как сонного ленивца, но оценили этот образ по - разному. Примеры:

Ø Добролюбов « Что такое обломовщина? » 1859г. увидел в романе объективную и глубокую критику института крепостного права. Осудил Обломова, утверждая, что ленивая неподвижность ведёт к неспособности действовать. Обломовщина, по мнению Добролюбова, была порождена крепостным правом и самодержавием.

Пассивность Обломова – важнейшая черта всего дворянства, поэтому романы Гончарова стали «знамением времени». (Индивидуальные черты главного героя романа критика интересовали в меньшей степени).

Ø Писарев «Писемский, Тургенев, Гончаров», «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова ». Писарев «двигается» от принятия образа Обломова до абсолютного отрицания его, даже анафемы.

Ø Дружинин «˝Обломов ˝ Роман И.А. Гончарова » 1859 г., не вступая в открытую полемику с Добролюбовым, утверждает, что центральной темой романа Гончарова является не сколько тема «обломовщины» (первоначальное название произведения!), сколько тема любви. Повторяя название романа в названии своей статьи, он акцентирует внимание не на «обломовщине», как это сделал Добролюбов, а на личности главного героя. Критик полагает, что невозможно узнать Обломова и «не полюбить его всем сердцем». Поведение героя – не только воспитанная с детства природная лень, но и апатия – итог разочарований умного и честного человека. В первой части романа автор показывает, как к герою приходят различные люди, такие, как Алекссеев, Тарантьев, Пенкин, Судьбинский, но то, что они предлагают ему, не стоит внимания Обломова. «Представитель обломовщины», по мнению критика, проявляет себя не в лежании на диване, а в трогательном сне, в любви, в отношении к людям, к искусству. «Обломов дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобивый и нежный ребёнок». Заслуга романиста ещё и в том, что «он крепко сцепил все корни обломовщины с почвой народной жизни и поэзии, показал нам её мирные, незлобивые стороны, не скрывая ни одного из недостатков».

Ø После гражданской войны, ужасов сталинизма, в Обломовке вдруг увидели снова надежду на стабильность. Исследователи 20 века о творчестве Гончарова (Краснощёкова, Ю. Лощиц, Т. Громова, Пруцков и др.) \ особая позиция у М.М. Бахтина – спасла Обломова не та женщина, которая забрала у него халат, а та, которая вернула \

В 19 веке в Обломове видели порождение крепостного права, а в 20 многие восприняли Обломова как мудреца, внешняя апатия которого – итог разочарования умного и честного человека. Этот психологически вполне понятный переход от прежде безусловного осуждения Обломова как символа бездействия (добролюбовская традиция) к его полному оправданию (возрождавшему трактовку Дружинина) был, однако, слишком однозначным, прямолинейным перевёртыванием противоположного тезиса. Раньше Обломов казался «плохим», теперь заговорили: да, Обломов патологически ленив, но в этом-то и есть его заслуга и величие. Думается, что проблема, поставленная Гончаровым, глубже. Обломов трагический герой, изображённый с большой долей юмора.

На сегодняшний день стало ясно, что смысл и значение образа Обломова переходит границы просто литературного типа, нарисованного с натуры. Этот образ – не просто типизация черт ряда русских помещиков, это «всероссийский тип», равного по широте которому мы не найдём ни у одного русского писателя. Гончарову удалось выразить один из архетипов русской культуры. Сам Гончаров писал: «Я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются мало-помалу элементарные свойства русского человека ».

Школа жизни» Обломова


ü 1 Юность, мотив угасания, самоанализ

ü 2 Детство Илюши, сон, тема лени в русской литературе 1 половины 19 века, амбивалентность образа Обломовки, воспитание по Руссо, фольклорные элементы образа Обломова.

ü 3 Испытание Петербургом, человек «идиллии» в романной действительности, Обломов и тип «лишнего человека», идеалы Обломова.

ü 4 Секрет обаяния Ильи Обломова, момент возраста в перипетиях любви, порок «несовершеннолетия»

ü 5 Воспитание женщины в «школе любви-семьи», образовательное влияние чувства (Пшеницына), воспитание и испытание Ольги (об этом в главе «Любовь в романе»)

ü 6 Значение основных имён в романе. Метафизика финала.

1 Юность, мотив угасания, самоанализ

Рассказ о превращении Обломова в «коптителя неба» развёртывается с нарушением временной последовательности: сначала представлены юность и молодость, затем детство и отрочество. «Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живёт двенадцатый год в С-П» - типичное начало для «физиологического очерка ». Но сразу начинает выдавать себя и другая тема – точно фиксируются все временные координаты, отсчёт идёт от 20-лет – момента приезда Обломова в С-П - та же дата, что и у Александра Адуева!). Главный мотив рассказа о юности – мотив обыкновенности (позже и Штольц в разговоре вспоминает честолюбивые мечты юного Ильи: служить, пока станет сил, путешествовать, чтобы сильнее любить свой край, вся жизнь – мысль и труд, непрерывный труд). Учёба Ильи – учёба в основном беспорядочная (хаотичное увлечение Руссо, Шиллером, Гёте – любимые авторы Гончарова) – в голове «архив» лиц, цифр, эпох, религий – библиотека, состоящая из разрозненных томов, знания не соотносились с жизнью – жизнь сама по себе – знания – сами по себе. Романтическое увлечение двумя сёстрами , эпоха сильного биения , время просветления души – всё как у Александра, только Илья был более робким человеком, поэтому его любовные отношения так и не переросли в серьёзные романы- душа ждала страстной любви, а потом ждать перестала – отчаялась. Мечты Ильи (как они ретроспективно воссозданы в романе (о них нет подробно, т.к. они почти дублируют мечты Александра – принцип дополнения)– типично романтические, книжные мечты. Пример из текста: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов, он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безымянные страдания, и тоску, и стремления куда-то вдаль, куда, вероятно, увлекал его Штольц ». Слова «куда-то вдаль» - из книги Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера» - песня Миньоны. Сама стилистика этого фрагмента напоминает речи Александра. Как и в его истории, меняющийся портрет героя запечатлевает все моменты его эволюции (сияющие глаза, огонь, свет – ведущие метафоры подлинной жизни в романе Гончарова). Но, не изжив молодости, не достигнув полного взросления, Обломов перешёл в такую фазу жизни, когда человек легко расстаётся со своими друзьями, службой, светскими увлечениями, которые приносили лишь скуку и постоянный страх перед начальством – махнул на всё ленивой рукой. Это изменение в жизни подчёркивается и изменениями во внешности: «лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть» - появляется мотив «потухания – угасания». Обломов говорит о себе: «Ни бурь, ни потрясений не было у меня никакое ярмо не тяготит моей совести: она чиста как зеркало, никакой удар не убил во мне самолюбия, а так, Бог знает, отчего всё пропадает!». Обломов сравнивает обычную жизнь с сутками (любимая идея Гончарова в «Об. ист.»), а свою жизнь – с вечером от утра- сразу вечер (нет дня жизни – жизнь началась с погасания): было ожидание жизни, а не сама жизнь – за этим шло разочарование и угасание («гаснул и губил силы с Миной , платил ей больше половины годового дохода и воображал, что её люблю») – угасание сопровождалось возвращением в детство, которое никогда полностью от Ильи не уходило. Это отразилось в портрете Обломова: детская наивность и беспечность странно соединялась с выражением усталости и скуки, само тело напоминало тело младенца, но в то же время это было обрюзгшее тело взрослого человека, маленькие пухлые руки, мягкие плечи – приметы ребёнка – неестественно сочетались со всей по-старчески оплывшей фигурой. Героя мучили детские комплексы: «Нападал нервический страх: то он пугался тишины, то внезапно пробегали мурашки по коже, он боязливо косился на тёмный угол – боязнь жизни («жизнь трогает») диктовали своеобразную форму облмовского эскапизма (Эскапизм - стремление уйти от действительности, общепринятых стандартов и норм обществ, жизни) - игра в работу, псевдодело (обдумывание плана) – после чая ляжет на диван и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока голова не устанет от тяжёлой работы… тогда, освободясь от деловых забот, уйдёт в себя и живёт в придуманном мире – любит вообразить себя непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значат,…решает участь народа, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия - подобие игры в солдатики! Иногда, движимый нравственной силой , в одну минуту быстро сменит позы, привстанет на постели , протянет руку и вдохновенно озирается кругом – но ирония сменяется патетикой - «Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и что больше от него ждать нечего, что едва ли у него вяжутся и мысли в голове. Так о нём и толковали везде, где его знали. О способностях его, об этой внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца знал подробно лишь Штольц, а Штольца почти никогда не бывало в Петербурге» - эти строчки словно из другого текста ! Интонация взволнованная, лексика романтическая. Перед читателями – выбор: или просто не поверить в «вулканическую работу мысли» лежебоки (увидеть иронию), или решить, что этот ленивец – тот Обломов, каким он только казался, а не подлинный, о котором написан роман. Это усложнение образа происходит не без некоторой непоследовательности (ведь в 8-ой главе герой опять выглядит таким, каким его видели все. Возможно, автор ещё не обрёл чёткого видения героя и не определился в выборе средств его изображения! В черновике : под строчками «природа дала ему пылкую голову и горячее сердце, тогда далеко ушёл бы Илья Ильич! » - сохранилось такое замечание: «противоречие: выше сказано, что чтение и поэты не заронили в него ничего, а тут он пылок и мечтателен: сгладить это » Но «сгладить» это противоречие Гончарову, видимо, не удалось. Шла борьба автора с героем → отсюда писательское желание всё изменить. От патетической сцены автор переходит к изображению раскаяния и самоанализа героя. Обломов часто задумывался о несбывшихся надеждах, потом успокаивался в молитве, сдав попечение своей участи небесам, плакал сладкими слезами, больше наслаждаясь воспоминаниями, чем страдая от их неосуществлённости – но и в этой тайной исповеди перед самим собой Обломов продолжает искать виновного вне себя - приходит к типичному для него фатализму – «Видно, уж такая судьба… Что же мне тут делать?» «В душе возникло ясное и живое представление о человеческой судьбе, мелькнула параллель с собственной жизнью, в голове носились, как птицы, пробуждённые внезапным лучом солнца в дремлющей развалине, разные жизненные вопросы». (дремлющая развалина – тело Обломова – обломки, части целого; вопросы – птицы). Исследователь Тв-ва Гончарова Тигрен устанавливает связь этого фрагмента с идеями Шиллера в его сочинении «Об эстетическом воспитании человека» - с позиции просветительского идеала Обломов – недовоплощённый герой: «Фамилия героя сигнализирует о доминанте фрагментарности и отсутствии цельности». Ведущий мотив романа – мотив пути (традиционно для русской лит-ры: Пушкин: «Телега жизни», Гоголь «Р-р», «М.д.», Лермонтов «Г. н. вр.» и т.д.). Образ лёгкого прямого пути – быстрого движения – ассоциируется с полётом корабля под парусами. Лёгкости нормального пути противопоставлена тяжесть пути искажённого. Человек, не имея собственной воли, делается игрушкой в руках некоей могучей – чужой, которая манипулирует им, как море щепкой. Хотя события его жизни уменьшились до микроскопических размеров, он не может справиться и с ними. Прямой путь противопоставляется бездорожью. Возникает образ густого сказочного леса (ДАНТЕ), заколдовывающего, парализующего силы человека: «И уже не выбраться ему, кажется, из глуши на прямую тропинку. Лес кругом в душе его …тропинка зарастает всё более и более, светлое сознание просыпается всё реже. Сильна просветительская идея о врождённости добрых начал в человеке и искажении этих начал в процессе пути-жизни и в другом фрагменте, где мотив преждевременного старения достигает своего полного воплощения в образе могилы: «А между тем он чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, и лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту стать ходячей монетой». История сдачи героя обстоятельствам пока только прописана, но не изображена. Но многое меняется в главе «Сон Обломова»

Секрет обаяния Обломова

Неоднократно одни критики высказывали сомнение в том, что Обломов - это «пухлое, мягкое, заспанное существо, простак с нежным взором» (Ашхарумов) мог занять первое место в сердце талантливой и энергичной девушки. Другие критики (А.В. Дружинин) полагали, что Обломов был привлекателен именно своей инфантильностью, голубиной нежностью, чистотой, незлобивостью и простотой ребёнка (таким обаянием обладают: князь Мышкин Достоевского и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя – \опыт сравнения «Шинели» и «Идиота» - у Михаила Эпштейна\ идиотом в средние века называли человека не слишком образованного, но незлобивого (Акакий –греч. незлобивый !), наивного, как ребёнок и очень доброго \= Мышкин: «Может быть, и здесь меня сочтут за ребёнка, - так пусть! »). Но если младенческая чистота и детская непосредственность Башмачкина не привлекает женщин (старуха, изображение красавицы на витрине, публичная женщина, за которой гонится Акакий Акакиевич и жена – шинель), то эти же качества у Обломова и Мышкина особым образом влияют на женщин (Настасья Филипповна о князе: «В первый раз человека видела!», «Разве я сама о тебе не мечтала? И вот всё такого как ты воображал, доброго, честного, хорошего…»; Аглая : «Я вас считаю за самого честного и за самого правдивого человека… главный ум у вас лучше, чем у них у всех», «Здесь все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, умнее всех!»; этим же сознанием питается и чувство Ольги).

Тема любви в романе .

1. Любовь в жизни Обломова.

Весь роман строится вокруг попытки пробуждения Обломова любовью к Ольге Ильинской . Ольга – символ женственности. Не случайно её воздействие на Обломова связано в первую очередь с итальянской песней «Casta diva » - непорочная богиня. (опера Беллини «Норма»). Итальянская песня рождает в Обломове любовь, а любовь, в свою очередь, пробуждает в в нём жизнь, живую душу. Не случайно «пробуждение» героя начинается весной , 1 мая. Лето – пик любви Ольги и Ильи Обломова. Осень и зима – период угасания и полного разрыва отношений. Любовь к женщине, как считали художники эпохи Возрождения и как повторял Владимир Соловьёв в работе «Смысл любви», есть первый шаг к любви Божественной. Ольга ИЛЬИНСКАЯ (предназначенная Илье!) пытается преобразить Обломова. В отличие от пушкинской Татьяны гончаровская Ольга в момент встречи со своем герое не была «отравлена» чтением модных романов, т.е. она не искала ЕГО в каждом мужчине, будущий герой не являлся ей в сновидениях. Она полюбила непреднамеренно, как бы нечаянно, только потом осмыслила личность избранника, оценила его. На какое-то время Илья начинает «оживать». Не спит ночами, бродит по Петербургу, совершается своего рода преображение героя благодаря общению с Ольгой, вливание в угасающего человека силы: «Я что-то добываю из неё …из неё что-то переходит в меня». Герой сравнивает взгляд Ольги с солнцем, пробуждающим жизнь и оживляющим застывшую почву: «Над ним, как солнце, стоит этот взгляд, жжёт его, тревожит, шевелит нервы, кровь». Так проявляется ведущий мотив романа - МОТИВ СВЕТА . Дружинин : «Обломов выдаёт всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине». Насколько Илья, который валяется на диване кажется нам почти гадким, настолько тот же Илья, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над обломками своего счастья, глубок, трогателен и симпатичен в своём грустном комизме. Стилистика романа постепенно меняется, обретая романтическую тональность. Описание бытовых деталей уступает место воссозданию чувств с фиксацией тончайших изменений, нюансов. В сфере эмоциональных переживаний Ольга и Илья оказываются равными («Снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, в глазах их стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением »)». Как свободно сошлись!» - восклицает про влюблённых автор. В отношениях и диалогах героев важную роль играет лейтмотив сирени (язык цветов), который несёт в себе, кроме поэтизации Жизни-Любви (в соединении с мотивом света) дополнительные обертоны. Сирень – (обозначает «первое чувство любви »!!! ) цветок, который быстро вянет (любовь Ольги и Ильи тоже продлится только одно лето). На вершине чувства Обломова обдавало огнём счастья, но такое романтическое чувство поселилось в душе не «поэта осьмнадцати лет», а тридцатилетнего человека. И. Анненский пишет: «Поздняя весна в сердце у человека с поседевшими волосами, с ожиревшим сердцем и вечными ячменями, - тут есть что-то трогательное и комичное». Любовь застаёт Ольгу и Илью в разных возрастных фазах . Ольга переживает момент расцвета, который испытал сам герой более десяти лет назад (22г.).О воспитании Ольги сказано бегло, но отсутствие опеки со стороны её тёти дано с осторожным одобрением. Отношения Ольги с этой до мозга костей светской дамой определяются как бесцветные: не дают тепла и не несут авторитетного давления. Эти отношения принципиально отличны от условий в семье Обломова (где бесконечность заботы порождала насилие над личностью ребёнка). Ольга во время знакомство - очаровательное дитя (такой её видит прежде всего Штольц). Рядом с Андреем Ольга терялась, её «самолюбие страдало от незрелости, от расстояния в их уме и летах). Но этого не было во время общения с ровесником Штольца Обломовым. В момент зарождения взаимного чувства несовпадение возрастов стирается – они оба «дети» в мире «взрослых», два естественных человека в среде условностей. С Обломовым Ольга могла вести себя свободно, не боясь, что её могут осудить, посмеяться над ней. В ответ Илья проявляет поразительную искренность, граничащую с простодушием. Безыскусственность Ильи привлекает Ольгу, т.к. она уверена, что мужчина не должен стыдиться своего чувства, своего сердца («лучше бы они постыдились своего ума – он часто ошибается !»).

После признания в любви окончательно исчезает робость Ольги, рождается сознание Миссии, «урок, назначенный свыше» - «спасти нравственно погибающий ум, душу» Миссия была в значительной мере мотивирована желанием самоутвердиться во взрослом мире. Она, как древнегреческий архитектор Пигмалион, творит свою статую Галатею.

Трепет охватил Ольгу, когда она осознала себя в роли спасительницы, «путеводной звезды», воспитательницы человека, который значительно старше, но попал под её женское влияние. Ольга под влиянием этой «миссии» начинает взрослеть. «С Ольгой случилось то, что свершается с мужчиной в 25 –30 лет при помощи 25-30 профессоров, библиотек, после шатания по сету, иногда даже с помощью утраты нравственного аромата души, свежести мысли и волос » \поименованы все этапы, через которые когда-то прошёл Александр Адуев, вплоть до выпадения волос, столь поразившей его мать \. Стремительная динамика духовной и эмоциональной жизни, Ольги (в «Об. ист.» - Наденька тоже взрослеет под влиянием чувства к Новинскому) подчёркивала внутреннюю скованность Ильи Ильича, страшащегося всякого изменения. Главное напряжение в романе проистекает из конфликта между склонностью Обломова к неизменяемости условий жизни и неминуемым движением времени. Когда любовный сюжет вступает в фазу испытания, и от Обломова ожидается волевое усилие для совершения поступка, он, поняв серьёзность момента, начинает тревожиться. Казалось бы, к этому моменту любовь уже сильно изменила героя, потерявшего свой эгоцентризм. Но в моменты кризиса Илья задумывается о коренной проблеме человеческой жизни, \ в решении которой суть его испытания. Он пишет Ольги письмо, фактически с отказом от неё.

Письмо : В нём отразились те качества героя, которые свидетельствовали о его порядочности, «золотом сердце», о его способности к подлинной любви, но в письме проявился также и не покидавший героя со школьной скамьи страх перед трудностями. В написании письма и в поведении пи встрече с плачущей Ольгой выявился в полной мере инфантилизм героя, его позиция младшего. Он: «С Вами не страшна судьба!» на эту реплику Ольга отвечает: «Эти слова я где-то недавно читала. У Сю (фр. писатель сер. 19 века, эпигон романтизма, автор романов «Парижские тайны», «Вечный жид», «Тайны народа», «Тайны мира», «Матильда»), кажется, только их там говорит женщина мужчине».

Поэтический настрой влюблённых сталкивается с обыденностью, прозой жизни. Ольга идеал для Ильи, но идеал – всегда только мечта, что-то недостижимое, он счастлив ожиданием, предвкушением счастья. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом (всё равно, что балерина в пачке и пуантах начнёт стирать грязные носки или жарить котлеты). Роман Ольги и Ильи с самого начала несёт в себе едва заметный элемент саморазрушения.

«Жгучие упрёки совести язвили его как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упрёков, найти виноватого вне себя: «Это всё …Захар!» - прошептал он». Однако читателю ясно, что Захар тут не виноват, он абсолютно адекватен «обломовскому» образу жизни своего барина. Любовь не смогла преодолеть «долгий навык ко сну», привычку. «Господи, - восклицал Обломов, - Зачем она любит меня? Зачем я её люблю?… И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье и покой?» После этих размышлений он прерывает эти визиты к Ольге, предаёт любовь, тем самым чуть не убивая свою избранницу. Смена фазисов любовных отношений постоянно отражается в смене акцентов в ведущем мотиве – мотиве света. После того, как Ольга согласилась стать его женой, Обломов размышляет: Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый луч любви, а там она будет уже – не блистать так ярко, а согревать невидимо жизнь, жизнь проглотит её, и она будет сильною, конечно, но скрытою пружиной. Отныне появления её будут обыкновенны». Блеск в романе ассоциируется с огнём – синонимом страсти, буйством праздника, за которым грядёт неизбежное разрушение тепло – тоже с огнём, но с одомашненным огнём, неопасным, за которым стоят обыкновенность и простота, надёжное постоянство.

Через драматический сердечный опыт Ольге открылось непреодолимое различие между ней и Ильёй. «Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей». Образ голубя (голубка, голубки-голубицы \Моя голубка – Мой голубочек, от счастья выпрыгнуть сердечко хочет…»-М. Светин \) в русском фольклоре воплощает взаимную и нежную любовь. Но в словах Ольги эта метафора, не теряя исконного смысла, обретает иные тона: голубь – домашняя птица, утерявшая способность к смелому свободному полёту в огромном небе. Он говорит ей: «Люби меня таким, какой я есть, люби во мне что есть хорошего». Эти слова ещё раз напоминают о парадоксальной сложности человеческих отношений: в момент встречи и в период цветущей летней поэмы любви она любила Обломова именно за то, что было в нём хорошего: доброту, простоту, искренность, страстную нежность. Она наслаждалась его обожанием и своей властью над ним, большим и милым ребёнком. Обломов не изменился, изменилась она сама, из лукавой девочки превратилась в серьёзную женщину со строгими требованиями к своему избраннику. Естественно. Что Обломов теперь не выдерживал испытания на пригодность к роли ответственного мужа (о котором она мечтала ). Отсюда родилась небрежно брошенная фраза Ольги: «Нежность, где её нет!» Эти слова не случайно глубоко уязвили Илью (на его лице появилась жалкая улыбка бессилия, потухший взор говорил: я скуден, жалок, нищ) – Ольга отринула саму основу личности Ильи Ильича, не раз ею же высоко оценённую («Ты добр, умён, нежен, благороден». Не менее обидны и другие слова Ольги: «Всё бесполезно – ты умер». Эти слова произнесены в глубокой обиде.

Штольц также констатирует поражение Обломова: «У тебя были крылья, да ты их отвязал». (Именно Штольц первый произносит слово «обломовщина», которое впоследствии использует Обломов для самообличения. Обломовщина-понятие, которое трактовалось в разных аспектах : в социальных категориях (порождение определённого общественного порядка - Добролюбов понимал обломовщину как нечто конкретное – воплощение пороков крепостнической эпохи ) , в национальных (проявление веками сложившейся ментальности и сознательный национальный эскапизм – Дружинин воспринял Обломова как мудрого отшельника, сознательно избравшего свой путь, критик писал не о недостатках, а о мирных незлобивых приметах патриархальной Руси, которые отражены в тексте Гончарова, беззащитной ребячливости обломовца он отдаёт предпочтение перед взрослой расчётливостью европейца), общечеловеческих (исконная примета некоторых натур- Писарев увидел в обломовщине явление общечеловеческое, умственная апатия -вечная болезнь взыскующего духа, которая губительно влияет на человека). Все аспекты понятия взаимосвязаны и только во взаимодействии соотносятся со смыслом великого романа )

Один из критиков зло посмеялся над Ольгой и Обломовым: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался. Анненский И. заметил: «Конец романа естественен. Гармония романа закончилась давно, да она, может, мелькнула всего на два мгновенья в « Casta Diva», в сиреневой ветке, оба, и Ольга и Илья переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже независимо друг от друга, их отношения уже прозаичны».

Во время визита Ольги на Выборгскую сторону Илья предстал перед ней как провинившийся школьник, потерявший над собою контроль. Сначала Ольга не поняла, что произошло, но потом с проницательностью любящего человека начала улавливать неестественность его слов: «Что всё это значит? Ты обманул меня?». Обломов начинает патетично: «Если бы надо было умереть, я бы с радостью умер!», но Ольга уже видит в его словах уловку. Романтические порывы героя оказываются нереализуемыми, за словами не предполагается действие. Судьбоносной оказывается фраза Ильи: «Я тобой дышу, смотрю и чувствую тобой. В те дни, когда я не вижу тебя, я засыпаю, я падаю, я становлюсь похож на машину. Ты огонь и сила этой машины… А то нет тебя – я гасну, падаю!». Его зависимость от Ольги в романе кажется абсолютной, он ищет в женщине заботливую мать. Ольга ждёт того, чтобы Илья встал выше её, стал мужем-мужчиной, а Обломов оказывается неподготовленным к этой роли. Кажется, что Обломов только играет роль влюблённого мальчика. На самом деле он им остаётся в глубине души. Не лень пожилого человека, а страх неумелого ребёнка перед требовательной жизнью определяет поведение героя в решающие моменты. Разговор Ильи с Захаром о свадьбе имел неожиданный эффект – Обломов хотел напугать слугу, а напугался сам, его охватила паника: «Не умею, не могу!». Роль мужа-мужчины первоначально не очень пугает Обломова, но Илья получает роковое письмо из деревни и оно вселяет в героя парализующий страх. «С чего начать?» задаёт он риторический вопрос. «Я ничего не знаю, говорите мне и советуйте, как ребёнку, научите меня, если можете». Штольца нет рядом, Обломов готов к тому, чтобы друга заменил любой человек.

После разрыва с Ольгой Илья страдает глубоко и сильно. Это истинно трагическое страдание, которое рождено его трагической виной – неспособностью преодолеть внутренний недуг. Это не борьба с внешними врагами (напротив, близкие стараются поддерживать в нём деятельное начало), а невозможность преодолеть самого себя. Прежде физической гибели наступает духовная гибель. Поражение героя губительно не только для него, но и для зависимых от него людей. \Руками Тарантьева, Мухоярова, Затёртого («духи зла» в романе) разорены его крестьяне, и самого Илью Ильича эти люди готовы пустить по миру. Нищенствует и спивается после смерти Обломова Захар, приученный барином к безделью\.

Отказавшись от Ольги, Обломов сдаётся, принимается «на руки» Агафьей Матвеевной , русской Гретхен (героиня «Фауста» Гёте). Союз Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной едва ли случаен. Имя главного героя (как уже отмечалось выше ) перекликается с именем бога-громовержца Ильи Пророка (в день Ильи Пророка работать запрещалось!), который был связан с культом плодородия. Герой уже благодаря своему имени связан с природой в её первозданном состоянии. Фамилия Агафьи – Пшеницына – также связано с плодородием, со стихией земли. В изображении женщин Гончаров тяготел к вариации пушкинского архетипа, представляющего собой противопоставление Ольги и Татьяны Лариных. (Ольга Ильинская – Агафья Матвеевна Пшеницына, Марфенька – Вера – героини роман «Обрыв»). Ольга и Агафья воплощают два типа женственности, два типа любви: земная и небесная. В общем расположении образов романа важно, что Обломов оказался на Выборгской стороне из-за действий законченного мерзавца Тарантьева. Если вторая часть романа – восхождение героя, его душевная работа, то третья часть, посвящённая его нисхождению, начинается со встречи с Тарантьевым, уподобленным автором чёрту.

Обломов каждый день «всё более и более дружился с хозяйкой» Агафьей Матвеевной, как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но который нельзя любить. «Он принимает её за предмет домашнего обихода, хвалит перед Штольцем водку, кото

Роман Гончарова «Обломов» - значительное произведение русской классической Это та книга, к истинному осмыслению которой приходишь уже в зрелом возрасте, постепенно понимая ее значение и характеры героев. Главное действующее лицо произведения - молодой помещик Илья Ильич Обломов. Одни называют Обломова задумчивым поэтом, другие - философом, третьи - просто лентяем. Однако не существует единого взгляда на образ Обломова, который бы полно и целостно характеризовал его как личность. Всякий читатель, умеющий думать и мыслить, составит о нем свое индивидуальное мнение.

История создания романа «Обломов»

Иван Гончаров создал «Обломова» под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Создание романа «Обломов» совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения. Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ «лишнего человека», который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек - вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ. Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа «Обломов» связана с и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.

Идейно-композиционная составляющая

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть - итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа «Обломов» подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.

Обстановка в доме Обломова

Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе «Обломов» характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.

Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что «он всегда сразу попадал в них»; халат был до того широкий и свободный, что «и Обломов мог дважды завернуться в него». Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах - невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает «барина» с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич - натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

«Отчего я такой?»

Характеристика Обломова в романе «Обломов» отражает основную мысль произведения - крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича. Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос. В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что «не стоило и ездить». Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.

Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. «Обломовщина» - следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе «Обломов»велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.

Обломов и Штольц

Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба. Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение - суть его натуры. Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.

Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе). Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем. Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.

Испытание любовью

Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.

Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.

Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?

С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.

Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.

Почему эта книга остается актуальной в наши дни?

История создания романа «Обломов» тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли. Герои романа «Обломов» различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир. К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская - романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.

Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому.Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.



Статьи по теме: