Викторина: По дорожкам любимых сказок. Сказочные персонажи Герои известных сказок

Копировать
Русские народные сказки с их удивительными героями знакомы нам всем с малых лет.

Русские народные сказки являются самым любимым и популярным жанром русского фольклора и знакомят читателей с историей и культурой своих предков.Русские народные сказки — это кладезь народной мудрости. В своей занимательной, увлекательной форме, они содержат глубокий поучительный смысл. Благодаря русской народной сказке , дети открывают окружающий мир, знакомятся с понятиями чести и совести, на примере взаимоотношений сказочных героев учатся добру и справедливости.

Русские народные Сказки можно условно разделить на три вида: волшебные, о животных, и бытовые, сатирические. Все они пришли к нам из тех далеких времен, когда всем природным явлениям и вещам давали магическое, сакральное объяснение. Поэтому многие мифологические герои, такие как Водяной, Кикимора Болотная, Леший, русалки и домовые связаны со стихийными силами природы и языческими поверьями.

Главный герой в русской народной сказке обычно сочетал в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность. Иван-Царевич, богатыри, крестьянский сын Иван – дурак, Емеля, все они проходили испытания и невзгоды, и в конце Русской народной сказки побеждали злые силы. Нередко, положительного героя сопровождали помощники, серый волк, символизирующий ум и хитрость, или конь, олицетворяющий собой преданность и верность.


Женские образы, которые встречаются в сказках, также обладали добротой, светлым умом, мудростью и нежностью. Василиса Премудрая, Елена прекрасная, Марья — Царевна, Снегурочка были наделены не только очень красивой внешностью, но и чистой душой.

Положительным героям Русские народной сказки , как правило, противостояли темные силы, загадочные и коварные персонажи. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник — самые популярные сказочные злодеи, которые приносили людям вред, умели колдовать и выражали собой представление народа о жестокости и алчности.

Героями русских народных сказок часто выступали звери и птицы, которые жили и действовали как люди. В каждой сказочной истории с животными иносказательно описаны человеческие типажи, с их разными характерами и пороками. Эти сказочные персонажи многочисленны — медведь, волк, заяц, коза, петух, курица, кот, свинья, журавль и цапля, и, конечно же, хитрая лиса, которая встречалась в русских сказках чаще всех остальных.

Русские народные сказки настолько уникальны своей поэтичностью и содержанием, так ярко передают дух русского человека, что со временем интерес к ним не уменьшается. Хоть и более современным языком, сказки продолжают рассказывать в семьях и экранизируют мультипликаторы, заставляя детей и взрослых смеяться и сопереживать их героям.

Иван-дурак

Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных персонажей Русских народных сказок . По некоторым версиям, имя с эпитетом дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

По другим версиям, «дурак» — это его имущественный статус. Поскольку он — третий сын, ему не положена доля в наследстве (остается в дураках). Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями.

Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.

Емеля

Емеля — персонаж русской народной сказки «По щучьему веленью». К серьёзным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие — это обещание гостинцев, на которые он падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония, имя Емельян, по одной из версий, в переводе с латыни означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу (щука становится «волшебным помощником» деревенского дурачка).

Сначала Емеля использует приобретенный дар в бытовых целях — заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Кроме того, он передвигается на самодвижущихся санях без лошади, а впоследствии управляет печкой (так как не хочет оставить любимую лежанку). Езда на печи — один из ярких эпизодов сказки. Интересно, что, управляя своими транспортными средствами, Емеля безжалостно давит людей («А зачем они под сани лезли?»). Среди фольклористов существует мнение, что эта деталь указывает на царскую природу Емели, который до поры до времени остается «тёмной лошадкой», а впоследствии обнаруживает свою героическую, незаурядную сущность.

Ба́ба-Яга́

Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом, она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Выделяют три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Кощей (Кащей)

Кощей связан со стихией воды: вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.

Кощея Бессмертного представляли в виде скелета, увенчанного короной, с мечом, сидящего на лошади-скелете, а называли Кощея Костеем Бездушным. Он, по поверьям, сеял ссоры и гнев, а его лошадь олицетворяла погибель всего домашнего скота. Она распространяла разнообразные болезни, убивающие домашних животных.

В тексе Русские народные сказки врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно. У Кощея много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника.

Змей Горыныч

Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

Многоголовость змея - непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост — стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей - ещё и Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Жар-птица

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней: жар – птица как олицетворение огня, света, солнца. Она питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.

Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Дед Мороз

Дед Мороз (Дедко Морозко) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду; в современности — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, местный вариант рождественского дарителя.

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) — славянский мифологический персонаж, повелитель зимнего холода. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. Волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами.

Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.

Первоначально имел в своём гардеробе только синюю (преимущественно) и белую шубы, но в середине XX века был переодет в красную шубу. Изменение цвета костюма играло две роли: с одной стороны красный цвет являлся национальным цветом СССР, с другой красный цвет перекликался с цветом шубы Санта-Клауса, который был популярен в Европе.

Снегурочка

Снегурочка — новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Весны.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. В русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Персонажи волшебных сказок четко делятся на «положительных» и «отрицательных», причем сущность их в ходе повествования обычно не меняется.

«Гонимые» герои сказок.Сказка берет обездоленного под защиту и делает своим героем : это осиротевший юноша («Кот в сапогах»), падчерица («Золушка», «Морозко»), осиротевшие дети («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Кроме того, при переходе от родового строя к патриархальной семье в положении социально обездоленного оказался младший брат.

Вокруг новых социально обездоленных героев начинают собираться старые мифологические рассказы о волшебных силах, порожденных мифологическим мышлением . Но теперь эти волшебные силы встают на защиту угнетенного, помогают ему и устанавливают уходящую из жизни справедливость.

Герой в большинстве сказок представляет один и тот же тип искателя , отправляющегося за волшебным даром или невестой и добивающегося удачи. Его социальное положение не имеет значения: это может быть Иван-царевич или Иван - крестьянский сын, Андрей-стрелец или Емеля-дурак. Но в экспозиции сказки герой часто представлен двояко. Эпический герой добивается успеха благодаря своей незаурядной силе.

Эпический герой , которого отличают благородное (или чудесное) происхождение, необычайная сила и красота, а также рано проявляющееся богатырство. Чаще сказка называет эпического героя Иваном-царевичем. Он прекрасен собой и совершает героические подвиги.

«Низкий» герой - ленивый и всеми презираемый дурак, который сидит на печи (важная для мифа связь с родным очагом подается в сказке как лень и неряшество ). «Низкий» герой - это обыкновенно младший брат. Но именно он во всех перипетиях одерживает верх, а не его умные братья. Он мало что решает и довольно пассивен. Все делает за героя его помощник, и тот либо старательно выполняет, что ему наказывают, либо отправляется спать, следуя правилу : «Утро вечера мудренее ».

Конечная цель приключений сказочного героя - свадьба, причем женится он непременно на царевне. Как уже говорилось, эта сказочная свадьба - чудесный для героя выход из обострившейся социальной ситуации, которая в сказке всегда связана с внутрисемейными отношениями.

Героини волшебных сказок

Мудрая дева , владеющая волшебными умениями и связанная с силами природы. Это такая красавица, «что ни в сказке сказать, ни пером описать » (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Марья Моревна). Обычно она превосходит по уму своего избранника, и герой теряет ее, пока не отвоевывает потерянную жену у Кощея Бессмертного.

Сказочная невеста - существо противоречивое , особенно когда герою приходится ее завоевывать. Она может быть коварной, она исчезает и герою предстоит долгий путь, чтобы вернуть ее.

«Низкому» герою-запечнику соответствует тип кроткой девушки-падчерицы , служанки и замарашки (например, героиня сказки «Морозко»). Младшая сестра в русских волшебных сказках - это еще и верная возлюбленная, которая три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три просвиры каменных изглодала, чтобы найти своего жениха («Перышко Финиста - Ясного сокола»).

Есть в сказке особые персонажи - чудесные помощники , которым передаются волшебным образом сила и способности героя, так что «герой и его помощник есть функционально одно лицо». Помощники эти - разного происхождения:

Тотемические , из мира животных - корова, чудесный конь, серый волк, щука, кот - так называемые благодарные животные.

Помощники антропоморфного вида , связанные с культом предков (умершая мать, оставляющая сироте корову-помощницу, благодарный мертвец - Медный Лоб, некая бабушка-за-дворенка).

Олицетворенные человеческие способности (Опивало, Объедало и т. п.). Разные по происхождению, все помощники функционально едины: их роль - помочь герою выполнить трудную задачу.

Темные силы

Темные силы в волшебной сказке также представлены персонажами, разными по происхождению. Но функция у них одна: они испытывают героя . Это его ритуально-мифологические противники, которых он должен одолеть в ходе сказочных испытаний . Что же касается их состава, то «в сказочно-мифологический пантеон входят некоторые (свои и чужие) сильно преобразованные и поэтически обобщенные образы древних мифов вроде Бабы-яги, Кощея, змея (дракона), великанов-людоедов и в гораздо меньшей мере персонажи еще актуальной низшей мифологии и демонологии (черт, леший, мороз, русалки, тролли и т. п.)».

Самый архаический из противников героя - змей. Любители реализма склонны усматривать в сказочном змее воспоминание древнего человека о звероящерах. Однако между исчезновением звероящеров и появлением человека лежит огромный промежуток времени. Это не воспоминание: змей - такое же создание фантазии, как Кощей Бессмертный. Один из древнейших образов мирового фольклора, змей воплощает враждебные человеку силы природы - прежде всего огня и воды. Не случайно он устойчиво связан с образом огненной реки. Водяная же стихия в мировых мифологиях воплощает хаос с его тьмой и бездной . Из этой бездны и является змей.

Представления о змее как хозяине водяной стихии легли в основу широко распространенного в древности обычая: ему приносили в жертву девушек, оставляя их на берегах рек или озер. Но наиболее древний пласт представлений о змее связан с образами тьмы и бездны. Однако в русских сказках змей как активный носитель зла почти не встречается. Он превратился в силу пассивную - это страж у калинового (раскаленного) моста, переброшенного через огненную реку. Лишь в знаменитом сюжете «Победитель змея» герой освобождает царевну, предназначенную чудовищу.

Кощей Бессмертный - др. руск. кощеи – «отрок, мальчик, пленник, раб»; из тюрк. kosci «невольник». Со злыми силами природы, в первую очередь с подземным царством, связан Кощей Бессмертный. Сказка рисует его не чахлым стариком, а могущественным духом.

Баба Яга. Самый противоречивый персонаж волшебной сказки - Баба-яга: то она враг героя, то его помощница. В русских сказках яга чаще всего выступает в роли дарительницы: от нее герой получает либо дары, либо указания, куда ему следует путь держать.

Еще одна роль яги - испытательница : к ней отправлена падчерица, с честью Одно из испытаний, предлагаемых ягой, - вымыть ее «детей» - змей да лягушек, хтонических и «нечистых» существ. Во всех случаях яга связана с царством мертвых. Она живет в ином мире или на границе миров , обитая в избушке на курьих ножках, стоящей в дремучем лесу. Избушка похожа на гроб, и лежит в ней яга так : «Голова в одном углу, ноги в другом, нос в потолок врос ». Подобно мертвецам в народных поверьях, яга не видит, а чует дух живого человека , отсюда ее традиционное восклицание: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!» (Впрочем, все сверхъестественные существа - и только они - обладают способностью чуять запах живого человека). Сама яга подобна скелету: у нее костяная нога.

По мнению В. Я. Проппа, образ Яги восходит к эпохе матриархата . Яга - предок по женской линии, чудесным образом связанный с силами природы, повелительница зверей.

Враги социального плана

Среди врагов героя есть и такие, кто не связан с враждебными силами природы, - это враги социального плана. Царь хочет извести героя, чтобы завладеть его женой.

Младшему брату и младшей сестре противостоят их старшие братья и сестры : младшие объявлены глупыми, но превосходят старших своими нравственными качествами. Те умны «на базаре житейской суеты», но завистливы и мелки, думают только о себе и своих выгодах - и сказка их осуждает.

Враждебна падчерице ее мачеха-злодейка . Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Это христианский идеал - отсюда популярность сказок о мачехе и падчерице в христианском мире. Но есть здесь и моменты дохристианские: мачеха в некоторых сказках представляется ведьмой и отсылает падчерицу к своей сестре-яге. Прислушаемся к суждению В.Я. Проппа: «Мачеха есть змеиха... принявшая некоторые черты яги и некоторые бытовые черты ».

Предлагаем вам ознакомиться с характеристиками сказочных персонажей, которые являются действующими лицами любимых Вашими детками, а может и вами, сказок. Они помогут вам более направленно выбирать те или иные сказки для своих детей в коррекционных целях. Возможно, Вы узнаете что-то новое и интересное… А возможно с чем-то не согласитесь. Но знакомство с характеристикой персонажей поможет вам в выборе героя собственных сказок для своего малыша, а также для общей информированности.

Золушка живет на кухне возле печки и спит в ящике с золой. Зола (пепел) представляет суть того, что сгорело. Огонь — символ уничтожения, очищения и трансформации. Золушка живет рядом с огнем, который передает ей свою силу, и она в свою очередь помогает ей пережить невзгоды и страдания. Подобно огню, превращающему воду в пар, Золушка перерабатывает, пережигает унижения, обиды и боль, превращая их в чистую любовь. Надо иметь горячее сердце, чтобы не озлобиться и не очерстветь душою, когда тебя оскорбляют, унижают и ненавидят.


Царевна-лягушка

Земноводная лягушка и Василиса Прекрасная — одно и то же существо: животная и земная силы слиты воедино. В каждом человеке таятся невероятные и чудесные возможности. Сливаясь с образом Василисы прекрасной, ощущаешь себя всемогущим, гармоничным и радостным. лягушка, превращающаяся в красавицу, реализует свои потенциальные возможности, данные от рождения.


Спящая красавица

Во времена Спящей красавицы человек иначе воспринимал и осознавал окружающий мир. Сознание никогда не стоит на месте, оно развивается, и на смену интуитивному восприятию должно было прийти логическое мышление. Веретено — символ прядения. А процессы прядения и мышления изначально родственны. До сих пор существуют выражения «Я потерял нить рассуждения», «Я потянул за ниточку и все вспомнил». «Прясть» на образном языке означает выстраивать мысли, создавать логическую цепочку.

Принцесса, которая по проклятию злой феи уколется о веретено и умрет (уснет), не готова легко и быстро перейти на иной тип мышления. И она погружается в сон, чтобы принять этот процесс на бессознательном уровне.


Снежная Королева

Женщина изо льда… Лед — это замерзшая кристаллизованная вода. Ледяная королева символизирует застывшие чувства и эмоции, остановившееся движение. Любоваться кристаллами льда, правильностью линий, геометрией пространства и времени и не ощущать нежности цветка, теплоты солнца, мягкости прикосновения любимых рук — значит жить с холодным застывшим сердцем. Снежная Королева и ее ледяной замок — это на психологическом уровне отрешенность, бесчувственность, твердость, решительность, ледяное спокойствие, хладнокровие, умение владеть собой. Так ли уж плохи эти качества? Разве не бывает в жизни ситуаций, когда нам необходимо быть хладнокровными, уравновешенными и спокойными? Просто все избыточное вредит. И даже самое прекрасное в большом количестве утомляет. А когда разум и чувства находятся в гармонии — что может быть лучше?

Образ Снежной Королевы очень полезен детям (взрослым) слабым и безвольным, неуверенным и робким, ранимым и мягким: придаст им силу, твердость, веру в себя, стойкость перед лицом трудностей. Образ Снежной Королевы поможет также и чрезмерно возбудимым, темпераментным и горячим: охладит излишний пыл, уравновесит и успокоит.

Русалочка

Русалочка — дитя стихии воды и символизирует собой эмоционально-чувственный мир. Страстное стремление Русалочки испытать земную любовь и провести свою жизнь не в водных просторах, а на твердой суше можно ассоциировать с тем, что неосязаемое и невидимое стремится обрести форму. Но жизнь на земле связана у Русалочки с огромной болью. Вероятно, не случайно героиня так и не сумела осуществить свою мечту — стать возлюбленной и супругой принца. Казалось бы Русалочка заслужила свое счастье, но не получила его.

В подобных случаях можно предложить детям сочинить собственную сказку и изменить ее конец. Техника изменения сказок позволяет более оптимистично и радостно посмотреть на окружающий мир. Это особенно важно для грустных, нерешительных, заторможенных и ослабленных детей.

Хозяйка Медной горы

Эта женщина необыкновенно красива, уравновешенна и сильна. Каменная женщина, однако же, и плакать способна, и справедлива, и сострадательна. Так почему же даже добрым людям не несет она радости? Может, дело не в Хозяйке Медной горы, а в самом человеке, который выходит бороться с более сильным, а выдержать борьбу не способен? Драгоценные камни — символ богатства и власти. Многие ли способны обладать сокровищами и не иметь к ним привязанности, не впадать в зависимость? Образ Хозяйки Медной горы позволяет ощутить себя сильным и по-хорошему властным, справедливым и одновременно безжалостным, могущественным и богатым.

Легкое, воздушное существо, наделенное магической силой. Вестница судьбы, ведунья, волшебница — другие ее имена. Фея — прекрасное звездное существо, своеобразный посредник между Космосом и Землей, миром людей. Фея неразрывно связана со светом, пронизывающим любые пространства. Ощутить себя феей — значит несокрушимо верить в себя, в силу своей мысли; пережить состояние волшебника, для которого нет ничего невозможного.

Свое имя получила от глагола «ведать» — знать. Другие ее звания — ведунья, сведущая, знающая, ворожея. Ведьма — это прежде всего знахарка, колдунья. Она легко повелевает многообразными силами природы и любыми существами. В отличие от феи и доброй волшебницы ведьма использует силы во вред человеку или существу, требует немалую плату за услуги, радуется, когда хорошо ей самой, излучает злость, зависть, напряженность и грубую силу (силу урагана, вихря, землетрясения).

Одна из ведьм. Древние славяне на Руси называли ее адской богиней, страшной богиней, которая губит тела и души людей. Баба Яга — могущественная колдунья, а ее избушка на курьих ножках — нечто вроде проходной, своеобразный мост между миром живых и царством мертвых. Только храбрый герой, способный преодолеть страх смерти, может противостоять Бабе Яге. Воплотиться в Бабу Ягу, прожить ее образ — значит ощутить могущество, сокрушительную силу и отсутствие страха смерти.


Кощей Бессмертный

Принадлежит миру мертвых. Почему же его называют бессмертным? Кощей Бессмертный состоит из одних костей. кости — самая твердая, самая прочная, самая жесткая ткань в человеческом организме, способная выдерживать огромные нагрузки. Кости в определенных условиях не гниют и не разлагаются, трудногорючие.

Кощей Бессмертный символизирует полную бесчувственность и бездуховность, жесткость, стереотипность, ограниченность и косность. В то же время образ Кощея Бессмертного помогает помогает обрести твердость духа, бесстрашие, непоколебимую уверенность в себе, решительность и силу.

Царь (король)

Управляет государством, в его подчинении огромное количество людей. На символическом уровне царь означает некий главенствующий высший психический центр. Быть в царственном состоянии — значит ощущать объединение всех частей «Я». Чувствовать себя царем — значит управлять своими мыслями, эмоциями, состояниями, ощущать ответственность за все, что происходит в твоем «царстве».

Высший регулирующий центр, несет ответственность и управляет. Однако в отличие от царя она символизирует женские эмоции и чувства.

Прекрасный знак красоты и расцвета жизненных сил. Чтобы точнее понять символику того или иного цветка, опишите его для себя 3-5 прилагательными. Эти прилагательные и будут означать то состояние Вашей души, которое Вы видите в цветке. Если, к примеру, взять «Аленький цветочек», то его хочется описать такими прилагательными: прекрасный, горящий, пылающий, алый. Неправда ли, ассоциируется с сердцем, любовью? Желание купеческой дочери обрести аленький цветочек — это желание любви, страстности, самоотдачи, сердечной привязанности.

Символ свободы. Проживая состоние птицы, можно избавиться от тяжелых привязанностей к желаниям, ощутить состояние независимости, легкости, воздушности и полета.


Простая и одновременно таинственная птица. Вороны наделяются мистической силой и способностью проникать в сверхъестественные миры, включая загробное царство. Вороны — умные и мудрые птицы. Перевоплотившись в ворона, появляется возможность взглянуть на мир другими глазами, увидеть глубинные и таинственные сферы жизни, исследовать темную сторону своей души и прикоснуться к внутренней мудрости.

Ласточка

Красивая быстрокрылая птица является символом весны и обновления, символом новой жизни. Не случайно именно ласточка перенесла Дюймовочку в новый мир, в котором девочка нашла дом, своего принца и счастье. Ухаживать за ласточкой, как это делала Дюймовочка, — значит готовиться к переменам, к состоянию весны, радости, счастья.

Белый лебедь символизирует прекрасные и чистые помыслы. Лебедь — знак величия, красоты и грации.

Филин (сова)

Хищная ночная птица, прекрасно видящая в темноте. Она символизирует неизвестность и тьму. Неведомые темные пространства обычно устрашают, и потому люди всегда побаиваются филина (сову). Но недаром филин (сова) считается символом мудрости. Именно его бесстрашное восприятие темной и таинственной стороны жизни дает глубину и мудрость. Филин (сова) — символ трансформации, перехода негативных темных состояний в спокойное и гармоничное восприятие жизни.

Хищный зверь, сильный, умный и осторожный. Иногда его наделяют такими чертами, как жестокость, свирепость, ненасытность и жадность. У волков сильно развито чувство семьи, стаи. Они заботливые родители и прекрасно чувствующие друг друга партнеры. В одних сказках волк — кровожадное, свирепое и беспощадное чудовище, а в других, в частности в «Маугли», — заботливый, внимательный и даже благородный родитель. Поэтому волк может символизировать разные состояния души.

В русских сказках обычно выступает как самостоятельное умное и находчивое существо, умеющее легко защитить себя и дать отпор любому зверю. Его иголки символизируют осторожность, неприступность, закрытость, боязнь боли и потребность в защите.

Заяц считается символом страха, слабости, а также хвастовства, неоправданной самоуверенности. И во многих сказках он действительно представлен именно так. Однако в сказке «Заяц Коська и Родничок» показаны другие стороны заячьей натуры: любопытство, игривость, терпеливость и смелость.

Неоднозначный и глубокий образ, ее боятся, с ней связывают коварство и подлость. Библейские мотивы характеризуют змея как соблазнителя и искусителя. Змея обладает способностью часто менять кожу, и этим она символизирует возрождение и обновление. Разные змеи символизируют разное: удав, например, может символизировать огромную удушающую сжимающую мощь и силу, а гадюка — возможно, хитрость и подлость.

Относится к разряду земноводных животных и одинаково хорошо ощущает себя в воде и на суше. Ей подвластны как эмоционально-чувственный мир, так и материально-предметный. В разных сказках мы видим разные образы лягушек. в сказке «Лягушка-путешественница» на первый план выступают любопытство, стремление к изменениям, хвастовство и напыщенность; в сказке «Царевна-лягушка» — благородство, скрывающееся за кажущейся внешней безобразностью.

Истолковывая образ медведя, следует учитывать его двойственную природу. С одной стороны, медведя считают неуклюжим, неповоротливым, тяжелым существом, с другой — медведь необычайно ловок и быстр. Медведь представляет жестокость, грубость, злую силу, и одновременно его образ связывают с добродушием и защитой. В сказке «Маугли» медведь — символ учительской мудрости, внимания, благородства и защиты.

Умна, отважна, бесстрашна, хитра, обладает обольстительной грациозностью и гибкостью, бесшумностью, терпеливостью, иногда безжалостностью. Образ пантеры поможет уравновесить имеющиеся качества, придаст силу, твердость, трезвость, решительность и отвагу.

С образом рыбы связано множество разнообразных выражений: молчать как рыба, биться как рыба об лед, как рыба в воде… каждое из этих выражений описывает определенные действия человека. Образ рыбы часто ассоциируется с «всплыванием» глубинной психической бессознательной информации. Можно говорить также о таких чертах характера, как холодность и бесстрастность. Иногда рыба символизирует скользкость, когда человек, с которым мы общаемся, ловко уходит от нужной темы, избегает острых моментов или ситуаций.

Известна своей способностью сбрасывать хвост во время опасности и со временем отращивать новый. Поэтому ее считают символом обновления, реинкарнации, изворотливости и жизненной энергии. Может быть, благодаря сказкам Бажова, а возможно, по другой причине места обитания ящериц связывают с залежами драгоценных камней, золота или кладов. И оттого ящериц считают символом богатства, материальной выгоды или награды.

Сборник викторин по сказкам:

Викторина «По сказочным дорожкам»

Викторина «Вспомни сказочных героев»

Какое слово надо вставить?

Викторина «Как ты знаешь сказочных героев?»

На ком или на чем совершили путешествие герои сказок?

В каких сказках совершали чудеса феи и колдуньи, маги и волшебники, о которых идет речи?

Викторина «Волшебные слова»

Викторина «По сказочным дорожкам»

1. Сказка, в которой опровергается утверждение о том, что денежки на дороге не валяются. (К. Чуковский «Муха-Цокотуха» .)

2. Сказка, в которой доказывается, что деньги в землю нужно вкладывать с умом. (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

3. История, в которой акционерное общество создается вне пределов Земли. (Н. Носов «Незнайка на Луне».)

4. Сказка, в которой по бартеру за три предмета одежды были получены два млекопитающих и одно пресмы-кающееся. (В. Шергин «Волшебное кольцо».)

5. История, в которой выясняется, что отказ от подпис-ки на периодическую печать позволяет сэкономить определенные средства. (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».)

6. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (Че-тыре сольдо.)

7. Как называются денежные единицы на Луне? (Сан-тики и фертинги.)

8. Как Сеньор Помидор оплачивал труд Редиски? (Из-редка давал ей конфетную бумажку.)

9. Почему золотая монетка прилипла ко дну мерки Али-Бабы? (Дно было намазано медом.)

10. Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова.)

11. Популярная певица дедушки Крылова. (Ворона.)

12. Семь желаний на одной ножке. (Цветик-семицветик.)

13. Традиционное блюдо Эников-Беников. (Вареники.)

14. Олицетворение семьи, которое Буратино проткнул носом. (Очаг.)

15. Сказочный дурак. (Иванушка.)

16. История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок.)

17. Детали женского платья, в которые помещаются озе-ра, лебеди и прочие элементы окружающей среды. (Рукова.)

18.Сырье для серийного производства Буратино. (Дере-во.)

19. Персонаж, лопнувший со смеху при виде неквали-фицированно построенного моста. (Пузырь.)

20. Резиденция Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках.)

21. Тот, кто по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Ве-тер.)

22. Друг Винни-Пуха, который остался с Хвостом. (Ос-лик Иа.)

24. Молодой специалист по выращиванию деревьев с зо-лотыми листьями. (Буратино.)

25. Лифт для нечистой силы. (Труба.)

26. Пиявочных дел мастер. (Дуремар.)

27. Индивидуальный летающий аппарат многоразового пользования. (Ступа.)

28. Пещерная отмычка. (Сим-сим.)

29. Радиолокатор для царя-лежебоки, который устал от ратных дел. (Золотой Петушок.)

30. Прожектор для Иванушки-дурачка, чтобы в ночное время холить лошадей. (Перо Жар-птицы.)

31. Модная обувь при царе Горохе. (Сапоги-скороходы.)

32. Специалист — рыболов по вылавливанию щуки. (Еме-ля.)

33. Имя великого английского обжоры. (Робин-Бобин-Барабек.)

34. Награда за подвиг, которую дают в придачу. (Пол-царства.)

35. Надежное средство ориентации в сказочных ситуа-циях. (Клубок.)

36. Женщина, которая первой поднялась в воздух. (Баба-Яга.)

37. Высочайшее достижение сказочного общепита. (Ска-терть-самобранка.)

38. Средство передвижения жениха царевны Несмеяны. (Печь.)

39. Снотворное для спящей царевны. (Яблоко.)

40. Лифт для нечистой силы. (Труба.)

41. Персонаж, лопнувший От смеха. (Пузырь.)

42. Олицетворение семьи, которое Буратино проткну."! носом. (Очаг.)

43. Друг Винни-Пуха, который остался с хвостом. (Ос-лик Иа.)

44. Командир 33 богатырей. (Черномор.)

45. Пещерная отмычка-заклинание. (Сим-сим, откройся.)

46. Деталь женского платья, в которой помещаются озе-ра и лебеди. (Рукав.)

47. Радиолокатор царя-лежебоки, который устал от рат-ных дел. (Петушок.)

48. Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова.)

49. Награда за подвиг, которую дают в придачу цари.

(Полцарства.)

50. Надежное средство ориентации в сказочных ситуа-циях. (Клубок.)

52. Семь желаний на одной ножке. (Семицветик.)

53. Неблагодарная слушательница песен, (Лиса.)

54. Имя великого английского обжоры. (Робин-Бобин Барабек.)

55. Резиденция Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках.)

56. Высочайшее достижение сказочного общепита. (Ска-терть-самобранка.)

57. Самый круглый сказочный герой. (Колобок.)

58. Золотая исполнительница желаний. (Золотая рыбка.)

59. Прожектор Ивана-дурака для работы на конюшне в ночное время. (Перо Жар-птицы.)

60. Пушистый владелец сапог. (Кот.)

61. Сказочная стиральная машина. (Корыто.)

62. Материал, из которого сделан ребенок Папы Карло. (Полено.)

63. Традиционное блюдо Эников-Бэников. (Вареники.)

64. Модная быстрая обувь при царе Горохе. (Сапоги-ско-роходы.)

65. Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми листьями. (Буратино.)

66. Животное, чью шкуру накинул волк. (Овца.)

67. Два лицемерных друга Буратино. (Алиса, Базилио.)

68. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

69. Как звали пуделя в сказке «Приключения Бурати-но»? (Артемон.)

70. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

71. Назовите имена друзей Незнайки. (Пончик, Сироп-чик, Винтик, Шпунтик.)

72. Назовите пять героев «Винни-Пуха». (Ослик Иа, Пя-тачок и т. д.)

73. Назовите семь героев «Маугли». (Шерхан, Багира Балу...)

74. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо.)

75. Кто улетел вместе с Незнайкой на ракете на Луну? (Пончик.)

76. Кем был Дуремар? (Аптекарем.)

77. Откуда папа Карло взял полено? (Джузеппе подарил.)

78. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого.)

79. Назовите пять представителей нечистой силы. (Баба-Яга, Кащей Бессмертный и т. д.)

80. Каково было последнее желание старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Стать Владычицей морскою.)

81. Кем по должности была Фрекен Бок? (Домоправи-тельница.)

82. Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи? (33 года.)

83. ЧТО такое «Красный цветок»? (Огонь в «Маугли».)

84. Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе Сал-тане»? (Белка, 33 богатыря, Царевна-лебедь.)

85. Как погиб царь в «Коньке-Горбунке»? (Сварился.)

86. Сколько чашек с чаем выпивали букашки? (3 чашки с молоком и крендельком.)

87. Кто одолел Тараканища? (Воробей.)

88. Каково было заклинание в «Маугли»? (Мы с тобой одной крови: ты и я.)

89. Что просил Страшила у Волшебника Изумрудного города? (Мозг.)

90. Кто доставил Айболита в Африку? (Орел.)

Викторина «Вспомни сказочных героев»

- Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью».)

Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Русская народная сказка «Сивка-бурка».)

Сим-сим, открой дверь! (Али-Баба. Арабская сказка«Али-Баба и сорок разбойников».)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (Женя. В.Катаев «Цветик- семицветик».)

Какое слово надо вставить?

Сказка Ш. Перро «Красная...» (Шапочкя.)

Сказка Ш. Перро «Синяя...» (Борода.)

Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица.)

Рассказ А. Куприна «Белый...» (Пудель.) Рассказ В. Бианки «Серая...» (Шейка.)

Как звали медведя из сказки «Маугли». (Балу.)

Веселый человечек — луковка? (Чиполлино.)

Лиса — спутница кота Базилио? (Алиса.)

Викторина «Как ты знаешь сказочных героев?»

1. Кто из героев русских сказок просил: «Емеля, отпус-ти меня в воду, я тебе пригожусь» (Русалка; Щука; Золотая рыбка .)

2. А кто приказывал: «Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела?» (Пеп-пи; Снежная королева; Царевна-лягушка.)

3. Чья это песенка: «Битый небитого везет?» (Лисы; Чебурашки; Карлсона.)

4. Кто спрашивал: «Бабушка, почему у вас такие боль-шие руки?» (Дюймовочка; Малъвина; Красная Ша-почка.)

5. Как величал своего хозяина Кот в сапогах? (Карабас Варабас; Маркиз Карабас; Барон Мюнхгаузен.)

6. Любимое лакомство старика Хоттабыча? (Пирожное; винегрет; мороженое.)

7. Кто из этих собак пудель? (Тотошка; Артемов; Каштанка.)

На ком или на чем совершили путешествие герои сказок?

1. Емеля к царю (на печи — русская народная сказка «По щучьему велению».)

2. Волька и старик Хоттабыч в Индию (на ковре-само-лете — Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)

3. Дюймовочка в теплые края (на ласточке — Х.-К. Андерсен «Дюймовочка».)

4. Лягушка-путешественница на юг (на прутике, ко-торый держали утки, — В. Гаршин «Лягушка-путе-шественница».)

5. Врунгель, Лом и Фукс вокруг света (на яхте «Беда» — А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».)

6. Иван-царевич за жар-птицей (на волке — русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»)

В каких сказках совершали чудеса феи и колдуньи, маги и волшебники, о которых идет речь?

1. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром...» Кто это?

(Джинн Хоттабыч — Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)

2. «Платье на ней было оборвано, лицо маленькое, ост-рое, сморщенное от старости с красными глазами и длинным крючковатым носом». (Колдунья — В. Гауф «Карлик Нос».)

3. «Коса сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то крас-ные, не то зеленые. Сквозь светлеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». (Хозяйка Мед-ной горы — П. Бажов «Медной горы Хозяйка».)

4. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета — он отливает то голу-бым, то зеленым, то красным... Подмышками у него по зонтику: один с картинками — его он раскрывает перед хорошими детьми, другой совсем простой, глад кий.. (Волшебник Оле-Лукойе — Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе»)

Викторина «Волшебные слова»

1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью».)

2. Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Русская на-родная сказка «Сивка-бурка».)

3. Симсим, открой дверь! (Али-Баба. Арабская сказка «Али-Баба и сорок разбойников».)

4. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (Женя. В. Катаев «Цветик-семицветик».)

Чтобы скачать материал или !

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они - типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой - злые силы. Отсюда - их характеристики - действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки. Объяснение многих мотивов и особенностей сказочных героев можно найти лишь в сопоставлении с давними ритуалами, элементами социально-религиозного уклада жизни праславян и древних евразийцев. Давайте же попробуем проанализировать некоторые, самые известные персонажи русских сказок.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга - персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего - отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

В современных представлениях Баба-яга - хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога - чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии - дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда - рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог - птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он - третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна - это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея». Часто похищает невесту главного героя. На вид - худой (Кощей - от слова «кость») высокий старик либо живой скелет. Иногда на говорящем и летающем коне. Могущественный чародей, что позволяет также и его прототипами назвать жрецов.

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках - то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае - природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род - в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо - персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит - рыба-остров.



Статьи по теме: