Загадочные триады М.А. Булгакова

нский. В ершалаимских сценах бытия развиваются благодаря действиям и распоряжениям Пилата. В московской части действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора иудеи, есть с воя свита. Также и Стравинский, пусть в пародийном, сниженным виде, повторяет функции Пилата и Воланда. Стравинский определяет судьбу всех трех персонажей современного мира, которые попали в клинику в результате случайного контакта с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиями Стравинского - смеженного подобия Воланда. В свою очередь - в чем-то смеженное подобие Пилата, сниженное уже потому, что «Князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо психологических переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную трусость прокуратор иудеи. Воланд как бы пародирует Пилата - человека, стоящего во главе всего ершалаимского мира. Ведь от Пилата зависят судьбы Каифы, и Иуды, и Иешуа, и, как и у Воланда, у него есть своя свита - Афраний, Марк Крысобой, верный Банга. Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный, в конце концов, отправить его на смерть, невольно обеспечивает им обоим бессмертие в веках. И в современной Москве вечный Воланд спасает мастера и дает ему награду. Но здесь тоже сначала должна наступить смерть творца и его преданной возлюбленной - воздаяние они получают в потустороннем мире, и бессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите ее неповторимая любовь. Стравинский также спасает Мастера и других, ставших жертвой нечистой силы, только спасение это откровенно пародийно, поскольку профессор может предложить Мастеру всего лишь абсолютный, бездеятельный покой психолечебницы. Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий, предопределенный независящими от него обстоятельствами, в конечном счете, из-за собственного малодушия, хотя внешне все в древней части романа происходит по его приказу. В, свою очередь, лишь предсказывается будущее тех людей, с которыми соприкасается, но будущее это все-таки определяется исключительно длинными обстоятельствами. Так, Берлиоз гибнет под колесами трамвая не потому, что сатана подарил непредвиденное обстоятельство в виде трамвайных колес и разлитого Аннушкой на рельсы масла, а потому что просто поскользнулся на этом масле. А доносчик Мастгель, погибающий на балу Воланда от пули Азазелло, все равно через месяц неизбежно должен был поплатиться жизнью за свое предательство, и вмешательство потусторонних сил лишь ускоряет развязку. Власть же Стравинского над Мастером и другими пациентами оказывается призрачной. Он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, и Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его вместе с Маргаритой в потусторонний мир и в Бессмертие. Перечислим остальные семь триад «Мастера и Маргариты»: Афраний - первый помощник Пилата, - Фагот Коровьев, первый помощник Воланда, - врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского; кентурион Марк Крысобой, Азазелло, демон безводной пустыни, - Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана дома Грибоедова; пес Банга - кот Бегемот - милицейская собака Тузбубен; Киза, агент Афрания, - Гелла, служанка Фагота - Коровьева, - Наташа, служанка и доверенное лицо Маргариты; председатель Синфриона Иосиф Каифа - Председатель МАССОЛИТа, Берлиоз - неизвестный в торгсине, выдающий себя за иностранца; Иуда из Кириафа, барон Майгель, - журналист Алозий Могарыч, Левий Матвей, единственный последователь Иешуа, - поэт Иван Бездомный, единственный ученик Мастера - поэт Александр Рюхин. Из главных персонажей романа лишь три не входят в состав триад. Это, прежде всего два таких важных героя, как Иешуа Га-Ноцри и безымянный Мастер, образующие кару, или диаду. Остается героиня, чье имя вынесено в названии романа. Образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие (она добивается прощения для Фриды и Пилата). Маргарита действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческом. Этот образ не всегда являет собой идеал. Став ведьмой, Маргарита ожесточается и громит дом Драмлита, где живут главные недруги Мастера. Но угроза гибели невинного ребенка становится тем порогом, который никогда не сможет переступить истинно нравственный человек, и наступает отрезвление. Другой грех Маргариты - участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками «всех времен и народов». Но этот грех совершается в потустороннем мире, действия Маргариты здесь никому не приносят никакого вреда и не требуют искупления. И любовь Маргариты остается для нас вечным идеалом. Характерно, что никто из персонажей триад, а также диады не связан между собой, да и с другими персонажами (за редким исключением) узами родства или брака. В «Мастере и Маргарите» основой развития сюжета служат такие связи между действующими лицами, которые целиком вытекают из положения в обществе. Вспомним, что и Римская империя и Иудея в первом веке новой эры были иерархичными обществами. Вне иерархии стоит лишь Иешуа, его учение противостоит всякой иерархии, выдвигая на первый план личные качества человека. Вечная, раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире, и она своеобразно отражает иерархию древнего ершалаимского и современного московского мира. Современному Булгакову мир тоже на поверку оказывается миром иерархическим. Только отношения Мастера и Маргариты правит не иерархия, а любовь. В обществе, основном на иерархии, Мастеру, несмотря на его гениальность и даже во многом именно из-за нее, не находится места. Мастер - неосознанный бунтарь против системы государственной иерархии, а сам роман - скрытный протест против такой системы. Роман Мастера, человека гениального, но не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может войти в свет. Как и Иешуа, восстановит против Иудейской иерархии, Мастер обречен на гибель. Роман Булгакова утверждает приоритет вечных человеческих чувств над любой социальной иерархией, пусть добро, правда, любовь, творческий гений вынуждены здесь скрываться в потустороннем мире, искать поддержки у «князя тьмы». Писатель твердо верил, что, только опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий, человечество может создать действительно справедливое общество, где монополией на истину не будет обладать никто. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - это роман, раздвинувший жанровые границы, произведение, где, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, сатирического и философского начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства он по праву ставится в один ряд с «божественной комедией Данте, «Фаустом», Гете. «Мастер и Маргарита» - один из наиболее литературных романов современности, т.е. опирающийся в основном на литературные источники. В тексте можно встретить явные и скрытые цитаты из литературных произведений, здесь и Гоголь, и Гете, и Ренан. «Мастер и Маргарита» остался самым значительным памятником русской литературы 20-30-х годов, навсегда вошел в сокровищницу шедевров мировой литературы. Сегодня мы еще яснее, чем прежде, видим, что главное в творчестве Булгакова - боль за человека, будь тот незаурядный Мастер или незаметный делопроизводитель, праведный Иешуа или жестокий палач Марк Крысобой. Гуманизм остался для Булгакова идейным стержнем литературы. И этот подлинный, бескомпромиссный гуманизм его произведений актуален всегда. Дьяволиада на страницах романа. Демонология - раздел средневековой христианской теологии (западных ветвей христианства), рассматривающий вопрос о демонах и их сношениях с людьми. Демонология происходит от древнегреческих слов daimon, демон, злой дух (в античной Греции это слово еще не имело негативной окраски) и logos, слово, понятие. В буквальном переводе "демонология" значит "наука о демонах". Булгаков «Мастере и Маргарите» воспринял дуализм древних религий, где добрые и злые божества являются равноправными объектами поклонения. Один из гонителей Мастера неслучайно назван Аримановым - носителем злого начала, по имени зороастрийского божества. Как раз в годы создания последнего булгаковского романа народ под давлением власти менял "свою прародительскую религию на новую", коммунистическую, и Иисуса Христа объявили лишь мифом, плодом воображения (за слепое следование этой официальной установке наказан Берлиоз на Патриарших). Идею же "доброго дьявола" Булгаков взял из книги А. В. Амфитеатрова "Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков". Там отмечалось: "...Нельзя не заметить, что понятие и образ злого духа, отличного от добрых, определяется в библейском мифотворчестве не ранее пленения (речь идет о Вавилонском пленении евреев). Переплетение фантастики и реальности в образе Воланда. Переплетение фантастики и реальности наблюдается в образе Воланда. Этот персонаж реален и в тоже время ему подвл

Собственно, это была и не «тема» вовсе, но самая суть жизни, ее предназначение и смысл - добро и зло в их вечном, абсолютном противостоянии, преступление и возмездие, бессмертие и забвение, любовь и равнодушие. Можно сказать, что роман «Мастер и Маргарита», над которым он начал работать в 1928 г., а последние страницы, полуслепой, диктовал в 1939-1940 гг., был книгой его жизни.

Такой роман не мог написать равнодушный человек: Булгаков в эти годы был уже натурой религиозной, хотя и не выставлял своих убеждений напоказ. Этот перелом в его душе произошел, скорее всего, в пору Гражданской войны, и глубинное духовное, шедшее от отца начало только усиливалось и крепло в столкновении с насаждавшимся большевиками атеизмом. К мыслям о Боге Булгаков часто обращается в своем дневнике 20-х гг.: «Может быть, сильным и смелым Он не нужен, но таким, как я, жить с мыслью о Нем легче... Вот почему я надеюсь на Бога»; «Итак, будем надеяться на Бога и жить. Это единственный и лучший способ»; «Что будет с Россией, знает один Бог. Пусть Он ей поможет» и т. д. Постоянное глумление над образом Христа в журнале «Безбожник» даже понудило Булгакова в ту пору раздобыть годичный комплект этого журнала. Напомним, что с рассуждений в атеистическом духе о Христе «ученейшего» председателя МАССОЛИТа Берлиоза с Бездомным, «накатавшим» антирелигиозную поэму, и начинается роман.

Сюжет его фантастичен. В советскую атеистическую Москву вдруг является сам дьявол «со товарищи» и учиняет в ней, надо сказать, невиданный разгром и неразбериху. Отвлекаясь от сюжета, скажем, что дьявол имеет огромную родословную в мировой литературе. Что же до булгаковского Воланда, то он состоит, безусловно, в литературном родстве и с мрачной гоголевской «нечистью», и с героем романа «Эликсир дьявола» немецкого мистика-фантаста Э. Гофмана, и с Мефистофелем из великой драмы И. Гёте «Фауст». Однако связь с последним, наиболее очевидная, преломляется скорее через призму одноименной оперы Шарля Гуно, столь любимой Булгаковым.

С кажущимся всемогуществом вершит дьявол в советской Москве свой суд и расправу. Стоит, впрочем, отметить, что его чарам и волшебству поддается лишь то, что уже подгнило, вроде «осетрины второй свежести» у буфетчика из варьете Сокова. Более того, читатель может убедиться, что автор - страшно сказать! - относится к дьяволу со сдержанной иронией (в отличие, например, от сугубо серьезной германской традиции). Ho как бы то ни было, Булгаков получает возможность устроить, пусть лишь и словесно, некий суд и возмездие литературным проходимцам, административным жуликам и всей той бесчеловечно-бюрократической системе, которая только суду дьявола и подлежит. Уже не бытовая, а острополитическая сатира, скрытая от цензуры, жалит и настигает социальное зло. Это гоголевские «свиные рыла» на новый манер.

Композиция. Два стилистических потока. В романе ясно прослеживаются два стилистических потока. В изображении «красной Москвы» используется искрометный фельетонный слог, отточенный Булгаковым в пору работы в «Гудке». Автор утрирует язык «совкового» обывателя почти в «зощенковском» ключе и пародирует его в развязной и хамской речи притворщика и «наглого гаера» Коровьева-Фагота, слуги дьявола («Колода эта таперича, уважаемые граждане, находится в седьмом ряду у гражданина Парчевского, как раз между трехрублевкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой» и т. д.). Совсем в ином ключе, однако, построен «роман в романе», который живет в воображении одновременно и Воланда-дьявола, и затравленного критиками писателя-Мастера. Это роман о Пон-тии Пилате и о Том, Кого не смеет ослушаться и сам дьявол, - об Иешуа. Уже говорилось в специальной литературе, что стилистически этот «роман в романе» заставляет вспомнить «нагую» пушкинскую прозу и являет собой высокий, строгий реализм, выверенный в мельчайших деталях и подробностях. Таким образом, у Булгакова далекая библейская Иудея стала как бы реальностью, в то время как все происходящее вокруг Мастера (все, кроме его любви к прекрасной Маргарите) видится сплошным нелепым сном.

«Мастер и Маргарита» и сатира Ильфа и Петрова. He талантливое обличение или высмеивание каких-то сторон злободневной действительности - это шло попутно, мимоходом, заодно, - но глобальная мысль о человеке на этой земле, о добре и зле как исключительно конкретных категориях - вот что двигало пером Булгакова-романиста. Уже в этом принципиальное отличие его романа от известной сатирической дилогии И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». «Мастер и Маргарита» создавался в прямой полемике с так называемой «одесской школой» (молодой В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров, Ю. Олеша - писатели, с которыми Булгаков сотрудничал в «Гудке» и находился в приятельских отношениях). Сострадание душе человеческой резко распределило свет и тени в булгаковском романе, почти истребив в нем благодушный юмор: никакого сочувствия проходимцам, бойким халтурщикам, всякого рода Латунским, Ариманам и прочим Варенухам. Если Остап Бендер в дилогии - это, по удачному определению И. Эрен-бурга, «симпатичный жулик», то в строгом художественном контексте «Мастера и Маргариты» он выглядел бы уже начисто лишенным своего двусмысленного шарма. Характерен в этом смысле эпизод, сообщенный автору этих строк «третьей музой» писателя Е. С. Булгаковой. И. Ильф и Е. Петров, прочитав роман «Мастер и Маргарита» в одном из ранних вариантов, убеждали его «исключить все исторические главы» и переделать произведение в «юмористический детектив». Когда они ушли, Булгаков горько сказал: «Так ничего и не поняли... А ведь это еще лучшие...»

Новаторство романа. Философская концепция. Исследователи, зарубежные и отечественные, отмечают новаторство романа. «Роман Булгакова для русской литературы действительно новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки... - пишет американский литературовед М. Крепе. - Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф на скрупулезную историческую достоверность, теософия на демонизм, романтика на клоунаду». «Если добавить, - комментирует наш исследователь Б. Соколов, - что действие ершалаимских сцен "Мастера и Маргариты" - романа Мастера о Понтии Пилате происходит в течение одного дня, что удовлетворяет требованиям классицизма, то можно с уверенностью сказать, что в булгаковском романе соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». Здесь сходятся все стихии: смешного и серьезного, философии и сатиры, пародии и волшебной фантастики.

Архитектоника романа (построение, соразмерность художественного произведения) поражает своей продуманной сложностью. Литературоведы находят в нем три основных мира - «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский», которые «не только связаны между собой (роль связки выполняет мир сатаны), но и обладают собственными шкалами времени». Этим трем мирам соответствуют триады героев, объединенные «функциональным подобием», а в ряде случаев и портретным сходством. Первая: прокуратор Иудеи Понтий Пилат - «князь тьмы» Воланд - директор психиатрической клиники профессор Стравинский, каждый из которых диктует свою волю в своем мире. Вторая триада: Афраний, первый помощник Понтия Пилата, - Коровьев-Фагот, первый помощник Воланда, - врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского. Третья: кентурион Марк Крысобой, командир особой кентурии, - Азазелло, демон-убийца, - Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана Дома Грибоедова. Четвертая - это животные, в большей или меньшей степени наделенные человеческими чертами: Банга, любимый пес Пилата, - кот Бегемот, любимый шут Воланда, - милицейский пес Тузбубен, «современная копия собаки прокуратора». Пятая: Низа, агент Афрания, - Гелла, агент и служанка Коровьева-Фагота, - Наташа, служанка (домработница) Маргариты, и т. д. Таких триад в романе Б. Соколов насчитывает восемь. Трехмерность «Мастера и Маргариты», возможно, восходит к глобальному философскому построению П. А. Флоренского, развивавшего мысль о том, что «троичность есть наиболее общая характеристика бытия». Собственно, все это, в свою очередь, восходит к учению о Святой Троице. Единственное и уникальное положение в романе занимает Маргарита, символ любви, милосердия и вечной женственности.

Иван Бездомный и обретение дома, Родины, истории. В толпе москвичей-фантомов мы встретим еще один, внешне неприметный, образ - вначале как бы шарж - поэт Иван Бездомный. Что может быть печальнее для поэта, чем псевдоним «Бездомный»? Поэт без дома, без почвы, без родины. Ho в начале романа он не только «бездомный», но еще и «бездумный». Это послушный ученик Берлиоза, внимающий его «просвещенным» замечаниям. Он сгоряча предлагает отправить давно почившего философа Канта для перевоспитания «года на три в Соловки», страшно смущая своим простодушием Берлиоза, который стесняется «иностранца» Воланда. Однако простодушие и есть, очевидно, та живая стихия, которая в итоге спасает Ивана - теперь Иванушку (так ласково называют его в конце книги и автор, и мастер, и Маргарита). Пройдя через цепь потрясений, осознав убогость и даже стыдобушку своего виршеплетства, он во власти иного замысла - продолжить труд мастера. «„Прощай, ученик", - чуть слышно сказал мастер и стал таять в воздухе». Ученик Берлиоза стал учеником мастера.

Образ Иешуа. Мастер не может исчезнуть, быть проглоченным забвением, как не умер и «королевский комедиант» Мольер, хотя оба они, по извинительной человеческой слабости, не смогли, каждый - безгрешно и до конца, - пройти свою Голгофу. Они не в силах удержаться на той духовной высоте, какой достигает у Булгакова лишь Иешуа. Этот Сын Человеческий понуждает напомнить о целой традиции, как существовавшей задолго до романа, так и длящейся далее. Самое общее значение Иешуа (как бы страшась конкретностью разговора огрубить и вульгаризировать смысл) охарактеризовал филолог и философ П. В. Палиевский: «Он далеко, слишком, хотя и подчеркнуто реален. Реальность эта особая, какая-то окаймляющая или резко очертательная: ведь нигде Булгаков не сказал: „Иешуа подумал", нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир - не дано. Ho только видим и слышим (это, конечно, исключительно сильно), как действует его разрывающий пелену ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий, но откуда и чем - непонятно, все остается в обрамлении» (Палиевский П. В. Шолохов и Булгаков // Наследие. - М., 1993. - С. 55). Переданный в руки фанатиков-иудеев неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. В том числе и мастеру, и самому Булгакову, и его любимому герою и великому комедиографу Мольеру.

Роман «Мастер и Маргарита» - вершина русской прозы XX столетия, апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака, отточенная, разящая сатира на весь советский строй - тот «корабль дураков», которым издали правит сатана, - призывающая вспомнить высокий ряд классики: Свифт - Гоголь - Салтыков-Щедрин, и одновременно эпическая поэма о неправедном суде Пилата и земном подвиге Иешуа. Несмотря на десятки серьезных исследований, роман этот до конца не прочитан, и каждое новое поколение, верится, будет открывать в нем новый смысл. Незавершенный автором, он предстает словно цельный, отстроенный храм, собор, с химерами и чудовищами снаружи и святыми ликами внутри, с толпящейся за оградой нелюдью и теми немногими, кто допущен под его своды.

Такие рукописи «не горят» (как говорит Мастеру сам Сатана - Воланд). И здесь снова напрашивается параллель в судьбе Булгакова с судьбой любимого им Мольера.

Три мира «Мастера и Маргариты» соответствую трем родам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразные триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего ряда. Продемонстрируем это положение на примере первой и наиболее значительной триады романа. Ее составляют: прокуратор иудеи Понтий Пилат – «Князь тьмы» Воланд – директор психиатрической клинки профессор Стравинский. В ершалаимских сценах бытия развиваются благодаря действиям и распоряжениям Пилата. В московской части действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора иудеи, есть с воя свита. Также и Стравинский, пусть в пародийном, сниженным везде, повторяет функции Пилата и Воланда. Стравинский определяет судьбу всех трех персонажей современного мира, которые попали в клинику в результате случайного контакта с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиямии

1 - «Вопросы литературы» №1,1976г.,с.258

(1)Стравинского – смеженного подобия Воланда. В свою очередь – в чем-то смеженное подобие Пилата, сниженное уже потому, что «Князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо психологических переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную трусость прокуратор иудеи. Воланд как бы пародирует Пилата – человека, стоящего во главе всего ершалаимского мира. Ведь от Пилата зависят судьбы Каифы, и Иуды, и Иешуа, и, как и у Воланда, у него есть своя свита – Афраний, Марк Крысобой, верный Банга. Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный, в конце концов, отправить его на смерть, невольно обеспечивает им обоим бессмертие в веках.

И в современной Москве вечный Воланд спасает мастера и дает ему награду. Но здесь тоже сначала должна наступить смерть творца и его преданной возлюбленной – воздаяние они получают в потустороннем мире, и бессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите ее неповторимая любовь.

Стравинский также спасает Мастера и других, ставших жертвой нечистой силы, только спасение это откровенно пародийно, поскольку профессор может предложить Мастеру всего лишь абсолютный, бездеятельный покой психолечебницы.

Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий, предопределенный независящими от него обстоятельствами, в конечном счете, из-за собственного малодушия, хотя внешне все в древней части романа происходит по его приказу. В, свою очередь, лишь предсказывается будущее тех людей, с которыми соприкасается, но будущее это все-таки определяется исключительно длинными обстоятельствами. Так, Берлиоз гибнет под колесами трамвая не потому, что сатана подарил непредвиденное обстоятельство в виде трамвайных колес и разлитого Аннушкой на рельсы масла, а потому что просто поскользнулся на этом масле. А доносчик Мастгель, погибающий на балу Воланда от пули Азазелло, все равно через месяц неизбежно должен был поплатиться жизнью за свое предательство, и вмешательство потусторонних сил лишь ускоряет развязку. Власть же Стравинского над Мастером и другими пациентами оказывается призрачной. Он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, и Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его вместе с Маргаритой в потусторонний мир и в Бессмертие.

Между членами триады есть и определенное портретное сходство. Воланд – «по виду – лет сорока с лишним» и «выбрит гладко», Стравинский – «тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти"» У сатаны "«правый глаз черный, левый почему-то зеленый"» причем "«правый с золотой искрой на дне, сверлящий

____________________________________________________________________

1 – Соколов Б. «М.Булгаков: К 100-летию со дня рождения»,Москва,1991г

любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое угольное ухо, как выход в безданный холодец всякой тьмы и теней», профессор же – человек «с приятным, но очень пронзительными чертами». Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает при встрече с профессором Иван бездомный.

(1)Перечислим остальные семь триад «Мастера и Маргариты»: Афраний – первый помощник Пилата, - Фагот Коровьев, первый помощник Воланда, - врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского; кентурион Марк Крысобой, Азазелло, демон безводной пустыни, - Аргибальд Аргибальдович, директор ресторана дома Грибоедова; пес Банга – кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен; Киза, агент Афрания, - Гелла, служанка Фагота – Коровьева, - Наташа, служанка и доверенное лицо Маргариты; председатель Синфриона Иосиф Каифа – Председатель МАССОЛИТа, Берлиоз – неизвестный в торгсине, выдающий себя за иностранца; Иуда из Кириафа, барон Майгель, - журналист Алозий Могарыч, Левий Матвей, единственный последователь Иешуа, - поэт Иван Бездомный, единственный ученик Мастера – поэт Александр Рюхин.

«…троичность есть наиболее общая характеристика бытия».

П. А. Флоренский

«Мастер и Маргарита» — роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман о любви и творчестве… О смерти и бессмертии… О силе и бессилии… Что есть вина и возмездие? Что есть власть? Что есть бесстрашие, страх, трусость? Что такое течение времени? И что есть человек во времени? Что это — истина или путь к истине?

«Трехмерная» структура романа выражает философию Булгакова. Писатель утверждал, что троичность соответствует истине. На троичности основана и пространственно-временная, и этическая концепция романа.

Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трем группам персонажей, причем представители разных миров образуют своеобразные триады. Они объединены своей ролью и сходным взаимодействием с другими героями, а также Элементами портретного сходства. Восемь триад представлены в романе: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи — Воланд, «князь тьмы» — профессор Стравинский, директор психиатрической клиники; Афраний, первый помощник Пилата — Фагот-Коровьев, первый помощник Воланда — врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского; кентурион Марк Крысобой — Азазелло, демон безводной пустыни — Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана «Дома Грибоедова»; пес Банча — кот Бегемот — милицейская собака Тузбубен; Низа, агент Афрания — Гелла, служанка Фагота-Коровьева — Наташа, служанка Маргариты; председатель Синедриона Кайфа — председатель МАССОЛИТА Берлиоз — неизвестный в Торгсине; Иуда из Кириафа — барон Майгель — журналист Алоизий Могарыч; Левий Матфей, последователь Иешуа — поэт Иван Бездомный, ученик Мастера — поэт Александр Рюхин.

Обратимся к одной из значимых триад романа: Понтий Пилат — Воланд — Стравинский. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется в ершалаимском мире Понтий Пилат. В московском мире действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора Иудеи, есть своя свита. Стравинский управляет своей клиникой, определяет судьбу тех, которые попали к нему в результате общения с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиями Стравинского, «маленького» подобия Воланда. Воланд -«маленькое» подобие Пилата, ибо «князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную...
трусость прокуратор Иудеи. Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный в конце концов отправить его на смерть, невольно становится бессмертным. И в современной Москве вечный Воланд спасает Мастера и дает ему награду. Но творец должен умереть, а вместе с ним и Маргарита. Воздаяние они получают в потустороннем мире. Бессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите — ее истинная искренняя любовь. Стравинский также «спасает» Мастера, ставшего жертвой нечистой силы; только «спасение» это пародийно, ибо профессор может предложить Мастеру абсолютный бездеятельный покой психолечебницы.

Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий и спасти Иешуа. Воланд, в свою очередь, лишь предсказывает будущее. Так, Берлиоз гибнет под колесами трамвая не потому, что сатана «подарил» ему трамвай и Аннушку, а потому что поскользнулся на масле. Власть Стравинского вообще призрачна: он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, о Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его в потусторонний мир.

Между этими героями есть и портретное сходство: Воланд «по виду лет сорока с лишним» и «выбрит гладко». Стравинский -«тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти». У сатаны «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», причем «правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души…», у профессора глаза «приятные, но пронзительные». Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает Иван Бездомный. Пилат и Воланд тоже похожи. Во время допроса Иешуа лицо Пилата из желтого становится бурым, а «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар».

Вечная раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире, отражая иерархию древнего ершалаимского мира и современного московского.

Современный Булгакову мир тоже иерархический: театр Варьете, клиника Стравинского, МАССОЛИТ. И только Мастером, Иешуа и Маргаритой правит любовь. Мастеру и Иешуа нет места в таком мире, где царит иерархия. И все же автор убежден, что выше всех социальных, политических, бытовых проблем чувство: любовь, радость.

Вопросы к диспуту.

    Почему у мастера нет имени?

    Столкновение каких противоположных начал в характере мастера показывается Булгаковым?

    Чем является, по Булгакову, отказ мастера от любви Маргариты?

    Почему мастер «не заслужил света, он заслужил покой»?

    Какой путь в романе проходит Маргарита?

    Какие качества Маргариты восхитили старого скептика Воланда?

    Какой видится Маргарита в разные периоды ее жизни: до встречи с мастером, в период расцвета их романа, в период одиночества, на бале у сатаны, во время прощального полёта?

    Какое положение занимает образ Маргариты в романе и какие нравственные качества олицетворяет?

    В чём назначение писателя? Сравнив судьбы мастера и Булгакова, найдите черты сходства и существенного различия в жизни художников слова.

III . В процессе диспута, которым руководит учитель, учащиеся приходят к следующим выводам:

    Мастер – имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела». Мастер – самое первое слово романа, им открывается произведение в целом и заявляется тема творчества. Очень важно, что у мастера нет настоящего имени: имя выражает сущность личности, отсутствие имени означает трагедию личности, что и подтверждает текст романа.

Отсутствие имени у мастера – свидетельство обобщенности портрета героя, который сочетает в себе гоголевское и пушкинское начала и имеет черты сходства с автором романа и его судьбой. Имя мастера стёрто его отказом от себя и неверием в справедливость жизни.

    Роман о Понтии Пилате не мог быть напечатан в 30-е годы ХХ век, так как по своей сути это глубоко христианское произведение, а указанный период в истории страны – эпоха всепоглощающего атеизма. Роман о Пилате – это покушение и хула на власть и господствующий порядок, олицетворением которого в те годы был Сталин.

    Ощущение тупика жизни и страх перед её бурями постоянно присутствуют в признаниях мастера, когда он исповедуется Ивану Бездомному в клинике Стравинского. В то же время есть в мастере соседствующая со страхом и временами взрывающая его грозная повелительность пророка, которую можно увидеть в эпизоде, когда мастер настаивает на своей избранности, гордо отвечая на вопрос Бездомного: «Вы – писатель?» - «Я – мастер». Столкновение противостоящих начал страха и пророчества лишает мастера душевного равновесия, и он заболевает. Эта душевная болезнь - трагическая черта эпохи, в которой живут и мастер, и Булгаков. Но мастеру свойственны и высокое представление о человеке, и протест против любого унижения и насилия.

    Для мастера любовь – спасение другого человека. Понимая катастрофичность своей любви к Маргарите, он отказывается от любимой женщины, не желая губить ее той тьмой, которая охватила его душу после поражения в борьбе за роман. Отказ мастера от любви – неверие в свои силы и выздоровление. Расплата за грех неверия в себя и свои силы – страх, приведший к уничтожению романа и душеубийству героя (его болезни).

    Мастер не заслужил «света» потому, что это противоречило бы христианским требованиям, ведь и за смертным порогом он оставался слишком земным, не преодолел в себе человеческого начала, оглядывался на свою земную грешную любовь – Маргариту, хотел с ней делить будущую неземную жизнь. Отчаяние и уныние мастера также греховны по христианским канонам, а сожжение романа – своего рода самоубийство, страшный грех, непрощаемый. «Свет» как награда мастеру не соответствовал бы и философской концепции романа. Это было бы односторонним решением проблемы добра и зла, света и тьмы, упрощением диалектики их связи в романе. У Булгакова Воланд и Иешуа – партнеры (учение Оригена о примирении Дьявола с Богом). «Покой» – своего рода соглашение между ними. При решении судьбы мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры. Отсюда компромиссное решение – наградить-наказать мастера покоем. Несомненна автобиографичность романа, и наградить райским сиянием мастера – потерять доверие читателя, которому Булгаков так искренне рассказал о себе, о своем творчестве, о своей любви. В ХХ веке идея достигнутого счастья – награды, высшего блаженства не звучала актуально, искусство стремилось к переосмыслению традиционного толкования Евангелия. Булгакова интересует человеческое, нравственное содержание образа Христа. В этом ключе мастер заслуживает лишь «покоя» как единственной награды художнику, которому ведомы вечные начала бытия и который не может жить в согласии со своим временем. Но «покой» в романе – это мечта мастера и Булгакова, но не воплощенная, не реализованная. Эпилог романа, рассказывающий о сне И.Н. Понырева, – тому доказательство. За пределами мира земного Булгаков не утверждает ничего наверняка и дает роману скептический финал, поскольку преобладающее настроение последнего периода творчества Булгакова - христианский скепсис.

    Маргарита в романе совершает путь, противоположный мастеру: от отчаяния, тревоги, пустоты жизни она движется к вере в неё и в свои силы, к всепобеждающей любви. Она ни на минуту не теряет веры в чудо спасения, возвращения возлюбленного. Ради этого выдерживает тяжелейшие испытания (бал у сатаны), она тверда, упорна, сильна и благородна.

    Старый скептик Воланд, презирающий людей за неспособность быть стойкими и чистыми, поражен мужеством, достоинством и милосердием гордой Маргариты, наделенной спасительной энергией любви, которая заражает мастера и постепенно возвращает к вере и любви.

    До встречи с мастером Маргарита – женщина из московской элиты обитателей особняков на Арбате. В её жизни, с точки зрения советского обывателя, все было хорошо. Но не было главного смысла жизни - любви и необходимости жить ради близкого, дорогого человека. Героиня открывает себя, своё сердце, обретает смысл жизни и становится земной женщиной (а не «небожительницей»), встретившись с мастером и посвятив себя целиком служению этому талантливому человеку. Потеряв его, почти отчаивается, но терпеливо ждёт и верит, что настанет день возвращения возлюбленного. Общение с сатаной, его свитой и всей фантастической нечистью меняет облик Маргариты, но не разрушает её душу, открытую для любви, сострадания и милосердия (история с Фридой). Восхищает её внутренняя сила (близкая отваге Иешуа, отстаивающего идею неистребимости добра), упорство, настойчивость и непреклонность в достижении цели. Но главное – вера, которую Маргарита не теряла никогда, даже в самые трагические минуты жизни.

    Маргарита занимает исключительное место в романе. У Булгакова этот образ не имеет параллелей ни в ершалаимских главах, ни в нереальном мире, но действует во всех трёх мирах романа и олицетворяет любовь, милосердие, добро, на основе которых должно быть, по мысли писателя, устроено человеческое общество. Прообразом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова. В начале 30-х годов она, жена крупного советского военачальника, ушла к писателю Булгакову, разделив его нелегкую судьбу. Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич впервые встретились в феврале 1929 года, а в мае был начат роман «Мастер и Маргарита» - плод любви и творчества писателя Булгакова и его Музы, вдохновительницы, прекрасной Елены. Елена Сергеевна была любимой, другом, помощником, секретарём, ангелом-хранителем. Она сдержала слово, данное умирающему Булгакову: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать». Делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, она говорила: «Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было». С полной уверенностью эти слова можно отнести и к образу Маргариты, которая обрела свое счастье в любви к мастеру, став единственной, преданной и верной спутницей его жизни.

    Судьба талантливого человека в России всегда трагична. В этом убеждает история жизни мастера, Булгакова и страстно любимых им Пушкина и Гоголя … Михаил Афанасьевич, в отличие от своего мастера, до конца своих дней жил, не прекращая работы над романом, веря, что наступит день, когда будут напечатаны его романы, повести, пьесы и имя его будет известно всей России, как имена его гениальных учителей.

Завершаем разговор о судьбе художника в России замечательным стихотворением А.А. Ахматовой «Вот это я тебе, взамен могильных роз…» В нем – гордость за талант и силу характера Булгакова, боль невыносимой утраты и понимание истинного назначения творчества художника.

Памяти М.А. Булгакова

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и всё вокруг молчит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто подумать мог, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех пережившей, все забывшей,

Придется поминать того, кто полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.

март 1940 года

I V . Домашнее задание.

    Письменно составить тезисы по вопросам диспута (к зачетному уроку).

    Повторить все изученное на предыдущих уроках (к зачету-тесту по роману).

    Написать сочинение-рассуждение по одной из тем:

а) Смысл и значение эпиграфа романа.

б) За что наказан М.А. Берлиоз?

в) «...каждому будет дано по его вере» .Судьбы главных героев в финале романа.

г) Значение образа Ивана Бездомного в романе.

д) Нравственные ценности в романе Булгакова.

Приложение № 5

УРОК ПЯТЫЙ

Зачет по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

1. Проверить усвоение учащимися изученного материала по роману;

2. Подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения по роману;

Ход урока:

I. Учащиеся получают задание: ответить на вопросы теста по роману (см. приложение № 10) в течение 15-20 минут.

II. Учитель читает вслух 4-5 лучших сочинений-рассуждений (домашнее задание к зачетному уроку см. приложение № 11)

III. Учащиеся получают домашнее задание: написать сочинение по одной из тем:

    Тема творчества на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Почему мастер «не заслужил света, он заслужил покой»? (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

    Вечные темы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    «… каждому будет дано по его вере.» (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

    «… изменились ли эти горожане внутренне?» (значение сатирических глав романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)

    Гоголевские традиции в сатирических главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

IV . Задание учащимся: составить сложный план к одной из тем домашнего сочинения.

Домашнее задание:

Написать сочинение. (см. приложение № 12).

Приложение № 6

ПЕРВАЯ ГРУППА.

«Окололитературный» мир. Берлиоз, Бездомный, Дом Грибоедова.

(главы 1,3,4,5,6,28).

1. Положение М.А.Берлиоза в литературном мире столицы, его интеллектуальный уровень и идейная роль в воспитании «бездомных».

2. Какова судьба Берлиоза на страницах романа и идейная значимость этого образа?

3. Поэт Иван Бездомный в начале романа. Какие события в его жизни произошли до встречи с мастером в клинике для душевнобольных? Сравнить образы Бездомного и Рюхина.

4. Справедливо ли замечание Коровьева о том, что в Доме Грибоедова «скрывается и вызревает целая бездна талантов»?

ВТОРАЯ ГРУППА.

Мир «искусства». Советская бюрократия во всей своей неприглядности.

(главы 7,10,14,17,27).

1. Руководство Варьете в лице Степы Лиходеева - олицетворение пошлости, бездарности и обывательщины людей, имеющих отношение к миру искусства. Доказать примерами из текста справедливость данного тезиса.

2. Фантасмагория замены человека вещью используется Булгаковым для высмеивания советского бюрократического аппарата. Сопоставить отрывки из гл.17 и 27, связанные с заведующим Зрелищной комиссией Прохором Петровичем, и сделать вывод о гоголевских традициях в прозе Булгакова.

ТРЕТЬЯ ГРУППА.

«Сатана там правит бал …»

(главы 9,12,15,18,22,28,Эпилог).

1. Каким изображен мир московских обывателей 30-х годов ХХ века? Ответить на вопрос, используя эпизоды:

а) председатель жилтоварищества дома №302-бис по улице Садовой Никанор Иванович Босой, мошенник, взяточник и попрошайка, в квартире №50;

б) суета вокруг квартиры покойного Берлиоза; квартирная афера, о которой рассказывает Маргарите Коровьев;

в) сеанс черной магии в Варьете;

г) разоблачение председателя акустической комиссии московских театров А.А.Семплеярова;

д) «претензии» буфетчика Сокова;

е) метаморфоза, произошедшая с сиреневым покупателем в Торгсине.

2. Найти традиции гоголевской сатиры в анализируемых сценах. Какой сатирический приём использует Булгаков, чтобы разоблачить и высмеять пошлый мир советского обывателя?

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА.

Воланд и его свита.

1. Каким предстаёт Воланд на страницах романа, когда общается с московскими обывателями?

2. Какова роль Воланда и его свиты в сатирических главах романа?

3. Соотнести все рассмотренные эпизоды с ключевой фразой романа: «… каждому будет дано по его вере» и сделать вывод по теме урока.

квартирный вопрос

Риложение №7

Москва 30-х годов ХХ века

в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Приложение № 8

Сообщение о прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

Понтий Пилат – реальная историческая личность. Он был прокуратором Иудеи в 26-36 г.г. н.э. Булгаковский Пилат сильно облагорожен по сравнению с прототипом, поэтому его взяточничество и стремление к наживе спрятаны в подтекст. Известно, что именно из-за непомерных поборов с населения Пилат и был смещен в конце концов со своего поста.

По средневековой германской легенде прокуратор был сыном короля-звездочета Ата и дочери мельника Пилы, живших в прирейнской Германии. Однажды Ат, находясь в походе, узнал по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели дочь мельника Пилу. Пилат получил имя от сложения их имен. Прозвище Золотое Копье прокуратор получил, очевидно, за меткий глаз и за любовь к золоту.

Посмертная судьба Пилата связана еще с одной легендой. В статье «Пилат» энциклопедии Брокгауза и Ефрона с судьбой пятого прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где «он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении».

Повествование о Пилате восходит к евангельскому рассказу (Евангелие от Матфея, гл.27:19) о предупреждении Пилата его женой, которая советует мужу не причинять зла виденному ею во сне праведнику, иначе ему, Пилату, придется пострадать за свои неосторожные действия. Символично, что болезнь прокуратора гемикрания (мигрень) усиливается из-за розового масла – масла розы: красная роза – символ крестных мук и последующего воскресения Христа.

Мотив колебаний, страха Пилата, прямой угрозы ему со стороны иудеев – жителей ненавидимого прокуратором города Ершалаима – также содержится в Евангелии от Иоанна (гл.19)

Булгаков в своем романе развертывает глубинный евангельский сюжет сомнений, страха и, в конце концов, предательства Пилатом Иисуса. Речь уже в Евангелии от Иоанна идет именно о предательстве, поскольку Понтий Пилат «не находил в Нем [Иисусе] вины» и «искал отпустить его».

Приложение № 9

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН К ОБРАЗУ МАСТЕРА

    «я…не выношу шума, возни, насилий…» (с.129)

    «Я - мастер». (с.133)

    «У меня нет больше фамилии…я отказался от неё, как и вообще от всего в жизни». (с. 134)

    «Историк по образованию», «Я знаю пять языков…» (с. 134)

    «… однажды выиграл сто тысяч рублей». « Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате». (с. 134)

    «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» (с. 137)

    «Я впервые попал в мир литературы… вспоминаю о нем с ужасом!» (с. 139)

    «… роман, упорно сопротивляясь, все же погибал». (с. 144)

    «…страх владел каждой клеточкой моего тела». (с.146)

    «…меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». (с. 285)

    «Он не заслужил света, он заслужил покой…» (с. 353)

Приложение № 10

Тест-зачет по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В какой период Булгаков создавал роман «Мастер и Маргарита»?

Какой прием использован Булгаковым в названии романа?

С каким феноменом 20-х годов ХХ века связан замысел романа?

Как традиционно определяется жанр романа?

Кто посвятил М.А. Булгакову строки:

Ты так сурово жил и до конца донес

Великое презренье...

Назовите три мира, которые переплетаются в романе.

Какие герои образуют в романе диаду?

Что в переводе с немецкого означает Воланд?

Кто является главным героем ершалаимских глав?

Какими необыкновенными способностями обладал Иешуа?

Какие главы составляют смысловой центр романа?

Кто явился прообразом Маргариты?

Какие обвинения были предъявлены Иешуа Малым Синедрионом?

Кто руководил МАССОЛИТом?

Что составляло особый предмет гордости членов МАССОЛИТа и зависти московских обывателей?

Где оказался Иван Бездомный после неудачной попытки догнать иностранного профессора?

Почему на следующий день после сеанса черной магии в Варьете московские таксисты не хотели принимать «червонцы» в качестве оплаты за проезд?

Как был разоблачен А.А. Семплеяров?

Почему мастер желал критику Латунскому судьбу Берлиоза?

Что позволило мастеру бросить службу и начать писать роман о Пилате?

Что произошло на Лысой Горе «в пятом часу страдания разбойников»?

Какой прием сатирического разоблачения «приготовил» Булгаков для руководителя Зрелищной комиссии Прохора Петровича?

За что и как были наказаны служащие Городского зрелищного филиала?

Кому Азазелло приказал вернуться в Киев и сидеть там «тише воды, ниже травы и ни о каких квартирах в Москве» не мечтать?

Что должна была сделать Маргарита, чтобы вновь увидеть мастера?

Кто еще и почему воспользовался кремом Азазелло?

Назовите «средства передвижения» Маргариты и ее домработницы Наташи.

Каким образом гости попадали на бал Сатаны?

Кто произнес слова: «... каждому будет дано по его вере»?

Во что превратилась голова Берлиоза после беседы с Воландом?

Почему Воланд хотел «обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели» своей спальни?

Назовите два последних «предприятия» кота Бегемота и Коровьева.

Какое «поручение» дал Пилат Афранию?

Что происходит с И.Н. Поныревым один раз в году, в весеннее полнолуние?

Назови героя романа:

«... одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе.»

«... росту был не маленького и не громадного, а просто высокого... с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.»

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его было прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»

«... плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.»

«... отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротничком и галстухом, в кальсонах и в носках.»

«... маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.»

«...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.»

«Явившийся к Пилату человек был средних лет, с очень приятным округлым и опрятным лицом, с мясистым носом. Волосы его были какого-то неопределённого цвета. Национальность пришельца было бы трудно установить. Основное, что определяло его лицо, это было, пожалуй, выражение добродушия, которое нарушали, впрочем, глаза, или, вернее, не глаза, а манера пришедшего глядеть на собеседника. Обычно маленькие глаза свои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками. Тогда в щёлочках этих глаз светилось незлобное лукавство».

«Пришедший человек, лет под сорок, был чёрен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего, каких много толчётся на террасах храма или на базарах шумного и грязного Нижнего Города.»

«... молодой, с аккуратно подстриженной бородой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях.»

Приложение № 11

Сочинение-рассуждение

За что наказан М.А. Берлиоз?

В финале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд утверждает, что «...каждому будет дано по его вере.» Председателю крупнейшей московской литературной ассоциации (МАССОЛИТ) Михаилу Александровичу Берлиозу было «дано по его вере», точнее, отнято по причине безверия. Он лишился головы, более того, она была «удостоена чести» стать чашей, из которой испил сам Сатана.

За что же так жестоко наказан почтеннейший член советского общества, уважаемый руководитель, талантливый литератор, эрудит, наконец? Берлиоз не просто безбожник, атеист (не мода в те года, а незыблемый закон), он воинствующий теоретик атеизма, материалистического догматизма; более того, он наставник, духовный вождь тех, кто живет и пишет сообразно его убеждениям. Иванушки Бездомные, которые «плодились» сотнями по всей стране, – результат деятельности Берлиозов.

В споре с Воландом о кантовском нравственном доказательстве бытия Бога Берлиоз не аргументирует свою точку зрения, выступает типичным демагогом коммунистического толка, а И. Бездомный развивает на примитивном уровне логику своего учителя: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»

Булгаков особенно пристрастен к Берлиозу: ведь он не рядовой критик Латунский, а руководитель крупной писательской организации, несущей моральную ответственность за Бездомных, Латунских, Лавровичей. В результате деятельности Берлиоза русская классическая литература превратилась в «ширпотреб», соответствующий конъюнктуре советского общества.

Сильнейшим аргументом в пользу жестокого наказания Берлиоза является корыстность всех поступков руководителя МАССОЛИТа. Дачи, путевки, квартиры, премии – «лакомый кусок», ради которого можно предать талант, убеждения, продать душу Дьяволу.

Наибольшего сатирического обличения деятелей МАССОЛИТа Булгаков достигает в двух «зеркальных» сценах романа: пляски литераторов в ресторане Дома Грибоедова и выступления беснующегося обезьяньего джаза на бале Сатаны. Автор не дает развернутых характеристик «питомцам» Берлиоза: ему достаточно совмещения благородного имени и дикой в фонетическом отношении фамилии поэтессы Адельфины Буздяк, чтобы добиться неподражаемого сатирического эффекта.

Таким образом, каждый герой романа получил по заслугам, но Берлиоз наказан страшнее других, ведь он не осознал всей высочайшей ответственности, которая была возложена на него, руководителя писательской массы, обязанной нести обществу духовность, а не уничтожать подлинный талант. Не исключено, что какой-нибудь «Берлиоз» стал однажды на пути Булгакова со своей коммунистической идеологией. Вот почему Михаил Афанасьевич так непримирим по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу.

Приложение № 12

СОЧИНЕНИЕ

«…изменились ли эти горожане внутренне?»

(Сатирические главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Роман «Мастер и Маргарита» – итог творчества русского писателя ХХ века Михаила Афанасьевича Булгакова. Острый, захватывающий сюжет, изрядная доля мистики, не теряющая своей актуальности сатира делают роман интересным и незабываемым. В своём последнем произведении Булгаков, продолжая традиции Н. В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина, подвергает беспощадной критике советскую бюрократию, мир литературы и искусства, образ жизни и систему ценностей обывателей нашей страны 30-х годов ХХ века. Главным обличителем в романе выступает господин Воланд – сам дьявол. Но в книге Булгакова он не ассоциируется с силами зла, наоборот, творит благо во имя торжества справедливости. Об этом свидетельствует и эпиграф к произведению.

Открывается роман встречей Воланда с литераторами, членами МАССОЛИТа, молодым поэтом Иваном Бездомным и председателем этой писательской организации Берлиозом. Общение с сатаной для всеми уважаемого редактора и высокопоставленного чиновника окончилось печально: он лишился головы (и жизни, разумеется). Почему так суров Воланд? Берлиоз не просто ни во что не верит. Будучи глубоко безнравственным человеком, он пропагандирует это безверие в умах советских граждан, подобных Бездомному, Рюхину, для которых литература – прибыльное ремесло. Вышеупомянутый МАССОЛИТ – далеко не храм искусства. Все литераторы увлечены погоней за дачами, квартирами, бесплатными путевками, завистливы и жадны. О каком творчестве здесь может идти речь? Даже если что-то ими и писалось, то было это бездарно, пошло, но обязательно в духе советской идеологии. А появление истинно талантливого произведения встречалось обвальной критикой, призванной унизить и уничтожить инакомыслящего (как было в случае с романом мастера). Разоблачить порочное общество людей, именующих себя деятелями литературы, - задача писателя, с которой он блестяще справляется.

Булгаков, продолжая традиции Гоголя, использует фантастику, гротеск, чтобы уродливые явления советской действительности предстали во всей своей неприглядности. МАССОЛИТ сожжен, изрядно напугано руководство Варьете, одурачены советские граждане, падкие на дармовое и яркое. Один за другим на страницах романа появляются типы в гоголевском духе. Вот пробуждающийся ото сна с глубокого похмелья директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, дон жуан, карьерист и взяточник. А вот еще не менее яркая картинка: Н.И. Босой, председатель жилтоварищества, вор и мошенник, не прочь поживиться за счет богатого иностранца, а заодно заткнуть «брешь» в бюджете кооператива. Фантастический прием – вползающая самостоятельно в его портфель пачка денег – выглядит почти реалистично, иллюстрируя быт советского общества 30-х годов.

Не менее типичной и характерной приметой времени (увы, не изжитой в России до сих пор!) является бюрократизм чиновников всех уровней власти. Булгаков-сатирик беспощадно высмеивает деятельность чиновников-бездельников, рассказывая о заведующем Зрелищной комиссией. Костюм, оставшись без хозяина, Прохора Петровича, чрезвычайно плодотворно «руководил» учреждением, а сам начальник, вернувшись в привычное кресло, одобрил (!) все действия «заместителя». Не менее «трудолюбивы» и служащие городского зрелищного филиала, за что наказаны уроком хорового пения, сильно затянувшимся.

Изменились ли горожане внутренне? Такой вопрос задает Воланд, давая сеанс черной магии в Варьете. Да, возможно, но вряд ли в лучшую сторону. Ажиотаж поднялся, когда с потолка посыпались деньги, когда Коровьев-Фагот открыл «дамский магазин». Легковерные, корыстные и суетливые граждане жадно хватали все, что можно было зацепить. Современники совершенно не симпатичны Булгакову, так как их ценности носят ярко выраженный материальный характер: квартиры (попытка киевлянина Поплавского заполучить московскую квартиру), дачи, элитный отдых, изысканная пища, деньги, конечно же, золото, валюта… Иметь последнюю строжайше запрещалось, но очень хотелось, поэтому пряталась она, например, в погребе или зарывалась в землю. «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» Обыватели алчны, и Воланд дает им урок добропорядочности в надежде, что они станут лучше. С этой же целью пишет свой роман Булгаков.

Истекшие десятилетия показали, что люди не изжили своих пороков, а потому роман «Мастер и Маргарита» читается очень современно. Общество осталось твердо в своих пристрастиях. Сатирические главы романа Булгакова демонстрируют скудность внутренней, духовной культуры советского гражданина: и чиновника, и деятеля искусства, и обывателя. Обличить порок, выставить его во всей неприглядности, уродливости – задача сатирика. Это служение своему Отечеству. Горький хлеб. Булгаков сполна испытал это на себе.

Список использованной литературы.

    Ахматова А.А. Собрание сочинений в двух томах. - М.:Правда, 1990. - Т.1.- с.251.

    Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Театральный роман. Собачье сердце. - Томское книжное издательство, 1999. - 640 с.

    Карсалова Е.В. Совесть, истина, человечность …: Роман Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» в выпускном классе //Литература в школе. - 1994. - №1. - с.72-79.

    Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой…»: Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова.// Литература в школе. - 1998. - №2. - с.54-61.

    Крючков В.П. «Еретики в литературе»: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с. – (По страницам литературной классики).

    Лобова В.И. «Это была самая светлая жизнь…»: По роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова // Литература в школе. - 2002. - №7. - с.28-31.

    Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». XI класс //Литература в школе. - 2002. - №5. - с.40-42. - №7. - с.23-27. 2003. - №1. - с.27-32.

    Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. - М.:Худ.литература, 1985. - Т.1. - с.528.

    Соколов Б.В. Роман Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. - М.:Наука, 1991. - 175с.

    Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся. Издание 2. – М.:Просвещение, 1985. –208 с.

    Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами жизни Михаила Булгакова. // Новый мир. - 1997. - №10. - с.177.

    Ягупова Н.П. Какой дом обрёл Иван Бездомный?: «Мастер и Маргарита». // Литература в школе. - 1998. - №2. - с.134-139.

    Яновская Л. Треугольник Воланда: Главы из книги. //Октябрь. - 1991. - №5. - с.182-188.

1 Корсалова Е.В. Совесть, истина, человечность...: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в выпускном классе// Литература в школе. – 1994 г. – №1. – с 72-79

2 Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный?: «Мастер и Маргарита»// Литература в школе. – 1998 г. – №2. – с. 134-139

3 Маранцман В.Г. прблемный анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс// Литература в школе. – 2002 г. о – п №5. – с. 40-42. – № 7. – с. 23-27. – 2003 г. – № 1. – с. 27-32

1 Яновская Л. Треугольник Воланда:Главы из книги //Октябрь. - 1991. - №5. - с.182 - 188.

1 Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами жизни Михаила Булгакова // Новый мир.- 1997.- №10.-с.177

Документ

... Изучение творчества Владимира Набокова в школе ) I. Обоснование необходимости изучения творчества Набокова в школе ... современных , самых эстетически влиятельных художников. Во-вторых, творчество писателя причастно к истории ... введения учащихся в изучение ...

  • Современные школы трансперсональной психологии

    Документ

    современные школы трансперсональной психологии Лидерами современной трансперсональной... науки”. История современной науки показывает... («Око Духа», Введение ) Наряду с... в изучении всего спектра... в индивидуализации и творчестве (которые нередко...

  • Центр оценки и контроля качества образования методическая разработка о мире и даре владимира набокова (изучение творчества владимира набокова

    Методическая разработка

    К изучению творчества писателя 43 X. Результаты изучения творчества В. Набокова в школе 45 Библиография 46 I. Обоснование необходимости изучения творчества Набокова в школе ...

  • история русской литературы хх века учебное пособие выпуск второй советская классика новый взгляд введение социалистический реализм в контексте литературной эпохи

    Учебное пособие

    ... школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы ... литературоведом Г. Хьетсо был введен в научный оборот малоизвестный... 1980. 48. Черешин Г.С. Из истории изучения творчества Маяковского: Маяковский и культ личности Сталина...



  • Статьи по теме: