Барды кто такие представители что исполняют. Барды России

Ночь. Город спит. Бодрствует только стража, каждый час она обходит квартал за кварталом. «Спите спокойно, горожане!» - стуча колотушкой, успокаивает караульщик сам себя. За деревом прячется человек. Он кутается в темный плащ и ждет, когда пройдет стража. Потом выходит из-за своего укрытия, достает гитару, и тишина ночи, вздрогнув от неожиданности, изумленно вслушивается в прекрасную мелодию. На балконе появляется юная красавица. Она бросает розу певцу.

Похоже на романтическую историю из дамского романа? Примерно так звучат все подобные повествования, героями которых являются трубадуры. А еще их называли бардами, вагантами и менестрелями. Их нанимали, чтобы они исполнили серенаду под окном любимой девушки. Текст и музыку барды, как правило, сочиняли сами. Получали за свои песни гроши и никогда не были богаты и счастливы. Красавицы редко влюблялись в талантливых, но бедных бардов! Разбитое сердце «рыдало песнями»! Отлично сказал поэт! Как раз в духе высокой романтики!

Появились барды в древние времена, и принадлежали они к славной когорте друидов. Вот только занимали на кастовой лестнице одну из самых низших ступеней. Но уважением пользовался каждый музыкант, потому что владел волшебным искусством извлекать чудесные звуки из «обычной деревяшки».

Перед бардом всегда ставилась очень конкретная задача. Своей музыкой он должен был поднимать боевой дух воинов. Баллада обычно была очень длинной. Сочиняя стихи и музыку, бард должен был в своей песне обратиться к каждому слушателю, упомянуть о его достоинствах и выразить надежду, что в предстоящем бою воин покажет все свое мастерство.

Вот так барды врачевали души людей. А еще, так утверждают легенды, они успешно лечили телесные раны. Нет, они не были лекарями в полном смысле этого слова. Они садились возле раненых, играли и пели самые душевные песни из своего репертуара. И болезни отступали. Раны самым чудесным образом излечивались. Такая вот она – волшебная сила искусства!

О друидах со временем забыли, а барды, пережив гонения и даже казни, стали странствовать, перебираясь из страны в страну. Были свои певцы у эллинов, их славили, ставили им памятники, как великим героям. Этруски на своих фресках запечатлели целые сценки, изображающие музыкантов. И главное – людей, с благоговением слушающих волшебную музыку. Варяги в свои набеги всегда звали барда. И вовсе необязательно он был искусен в бою – этого от него никто не требовал. А вот помнить баллады, знать, какая песня нужна в данный момент, бард был обязан. У русичей слово «бард» в лексиконе отсутствовало. Но калики перехожие, бродячие певцы – гусляры выполняли ту же задачу.

Как оказалось, время не властно над бардами. В 20 веке, особенно в 60 – е годы, в СССР появились Окуджава и Визбор, Галич и Ю. Ким, позже – Высоцкий. Из песенки «ни о чем», спетой в теплой дружеской компании у костра, бардовское творчество шагнуло в концертные залы, а потом и на экраны телевизоров. Бардовская песня жива и сегодня, мало того, она развивается и видоизменяется. Супруги Никитины, Розенбаум и Трофим, Денис Майданов и другие много сделали для популярности этих песен. Любителей сотни, возможно тысячи. Имена одних – на слуху, другие популярны только в узком кругу родных и друзей. Но все они – барды нашего времени.

Кто он - современный бард? Как и прежде, это человек с гитарой. Как и прежде, он поет о главном - о любви, о верности, о дружбе. В Ташкенте много лет существует клуб «Арча», каждую среду и пятницу он гостеприимно распахивает свои двери, принимая всех, кому дорога бардовская песни. Раз в месяц – концерты, и зал всегда полон. Атмосфера – теплая, дружеская, почти семейная. А как же иначе? Ведь собираются те, кого сроднила песня! Ежегодно проходит международный фестиваль - «Чимганское эхо». Здесь Сергей Никитин написал знаменитую «Бричмуллу». «Сладострастная отрава – золотая Бричмулла!» - так пели 20 лет назад, так поют и сегодня, восхищаясь красотой Чимганского ущелья.

Да, живы традиции бардов, и время над ними не властно!

Барды

(по-ирландски bard , по-кимврски bardh ) - так называли, начиная уже со II века до Р. X., известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как-то: бриттов , кимвров (валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних скандинавов, отчасти и баянам славян, они воспевали деяния богов и героев при богослужениях и во время пиров князей и знати под аккомпанемент арфы, возбуждали войска к подвигам храбрости, во время битв шли впереди войск и служили герольдами и посредниками у князей. У галлов барды. исчезают довольно рано; дольше держались они в Валлисе , Ирландии и Шотландии . Барды повсеместно образовали наследственные цехи, которые были организованы наподобие ордена и имели значительное влияние на народ и князей. Певец был у кельтов, так же как и у германцев, выразителем народных дум, носителем всх его исторических преданий. Привилегии и вольности бардов были в 940 г. сильно ограничены в Валлисе, весь же орден в г. был реформирован и переустроен Грифитом-ап-Конаном.

От времени до времени назначались большие состязания в пении и поэзии , т. наз. «Эйстедфоды», причем судьи назначались от короля. Хотя с покорением Валлиса Эдуардом I () Б. и потеряли свои преимущества и даже подверглись преследованию, но они продолжали существовать еще долгое время, и названные выше «Эйстедфоды» с согласия английских королей устраивались вплоть до Елизаветы. В новейшее время благодаря возродившейся любви к древненациональному кельтическому эпосу образовалось несколько обществ, или ферейнов, которые возобновили Эйстедфоды. Усердию этих последних, а также патриотизму отдельных лиц наука обязана не только основательным исследованием истории кимврских бардов, но и собранием оставшихся от них песен. См. Вальтера, «Das alte Wales» (Бонн , ).

В Ирландии наследственный цех бардов после своего образования распался на три различные части. Огражденные многими привилегиями, барды со временем приобрели настолько обширные поземельные владения и присвоили себе такое высокое положение, что неоднократно вызывали против себя неудовольствие народа, доходившее иногда до изгнания их из известных местностей. Искусство Б. играть на арфе было в то время всеми признаваемо. Сохранились и доныне многочисленные остатки ирландской поэзии Б. (напр., фенианские песни). После покорения Ирландии Генрихом II цех Б. начал падать. Но барды оставались еще в знатных ирландских семьях. Их песни, исторические сказания содействовали сохранению любви к отечеству ирландцев. Это обстоятельство именно и служило поводом к неоднократным мероприятиям против ирландских бардов и певцов со стороны английских властителей, как, напр., Генриха VI и VII. Елизавета даже повелела вешать всех пойманных менестрелей , так как их песни возбуждали народ к восстанию и к другим преступлениям. Битва при Боине послужила к окончательному уничтожению бардов. Последним ирландским бардом считается Турлоу О’Каролан, род. г., ум. г. См. Иосиф Купер Валькер, «Memoire of the Irish bards» (Лонд., ). Приблизительно такую же организацию имел орден бардов и в Шотландии, или Каледонии . Здесь он продержался до года.

Древним германцам было неизвестно слово Б., хотя многие, и в особенности поэты, часто говорят о бардах древних германцев. Клопшток и его последователи этою фикциею старались оправдать свои реформаторские стремления в немецкой поэзии. Так, основываясь исключительно на одном только месте в «Germania» Тацита, где в рукописях слово «baritus» (призыв к боевому ключу) было неверно прочитано за «barditus», и этому слову ошибочно придали значение боевой песни. Клопшток назвал бардитами (Bardiet ) свои религиозные воинственные песни, сочиненные в духе «песней бардов», а также боевые песни в древнегерманском вкусе. Немецкие поэты во время Клопштока особенно любили писать «бардиты», подражая в них большею частью чувствительной мягкости Оссиана, чаще же всего их песни вырождались в безвкусный набор пустых слов, осмеянный еще Лихтенбергом, Гёльти и другими. Свои три национальные драмы, «Die Hermannsschlacht», «Hermann und die Fürsten» и «Hermanns Tod», Клопшток тоже назвал бардитами. Денис и

Барды России - представители обширного пласта русской музыкально-песенной культуры, получившей свое развитие с начала 50-х годов прошлого века.

Бард, и исполнитель песни в одном лице, последовательный в своем творчестве. Песни бардов в России отличаются разнообразием жанра и стиля. Кто-то поет шутливые частушки, кто-то старается своими песнями тронуть романтические чувства слушателей. Многие барды России используют тематику своих песен с целью достижения сатирического эффекта.

Владимир Высоцкий - народный артист, русский бард

Есть в авторской песни, чье творчество, безусловно, относится к высокому искусству песенного жанра. Таких бардов единицы, самый известный из них - Владимир Высоцкий, который заслуженно считается непревзойденным мастером авторской песни. Высоцкий обладал уникальным даром перевоплощения, многие из его песен написаны как бы от лица персонажа - это может быть какой-либо неодушевленный предмет, самолет или подводная лодка, микрофон на сцене или эхо в горах.

Начинается песня - и персонаж оживает. ЯК - истребитель, живет своей жизнью, участвует в воздушном бою как бы сам по себе, а летчик ему только мешает. И таких ярких примеров, уникальных песен, написанных от первого лица, можно привести множество.

Авторские песни Высоцкого разделяются по сюжетным признакам. У него есть "дворовые", "лирические", "спортивные", "военные". Каждая песня - шедевр стихотворчества, положенный на простую мелодию. Талант великого русского барда Владимира Высоцкого безграничен, именно поэтому ему даровано всенародное признание, а творчество его бессмертно.

Булат Окуджава

Булат Окуджава - еще один выдающийся российский бард, поэт и исполнитель авторских песен. Является ярким представителем литературного бомонда России, композитором и постановщиком. Но красной нитью через все творчество Окуджавы проходила авторская песня, которая была частью жизни поэта, способом его самовыражения. На счету Булата Окуджавы несколько гениальных произведений в жанре авторской песни, главным из которых считается речитатив "Нам нужна одна победа" из кинофильма "Белорусский вокзал".

Булат Окуджава был первым российским бардом, которому разрешили выступить со своими авторскими песнями. Это событие имело место в 1961 году. На следующий год Булата Шалвовича приняли в члены Союза В в ходе своей поездки во Францию бард записал двадцать песен, которые были изданы в Париже под названием Le Soldat en Papier. В семидесятых годах пластинки с песнями Булата Окуджавы стали выходить и в СССР.

Лучшие барды России

Розенбаум Александр - выдающийся российский бард, по образованию врач-реаниматолог, окончил Первый медицинский институт в Ленинграде. Авторские песни начал писать в 1968-м для капустников и студенческих спектаклей. В настоящее время является одним из самых популярных российских бардов с обширным репертуаром, входит в список бардов России - в первую пятерку. В 2005 году Александр Розенбаум совмещал депутатские обязанности с концертной деятельностью.

Визбор Юрий - педагог по профессии, бард по призванию, альпинист, горнолыжник и журналист. Автор многочисленных песен о горных вершинах, восхождениях и сплавах по горным рекам. Из под пера Юрия Визбора вышла культовая песня студенчества и всей молодежи 60-х годов "Ты у меня одна". Сообщество "барды России"возникло по инициативе Визбора.

Евгений Клячкин, инженер-строитель, поэт, бард, романтик, автор трех сотен песен. В 1961 году, в возрасте 17-ти лет, написал свою первую песню "Туман" на стихи Константина Кузьминского. С этого дня начался творческий путь российского барда Первое время он писал песни на стихи Иосифа Бродского и Андрея Вознесенского. Цикл песен, собранный из романсов, исполняемых персонажами поэмы "Шествие" И. Бродского, до сих пор считается вершиной авторской песни.

Жанна Бичевская, звезда авторской песни

Жанна Бичевская - певица, которую называют звездой авторской песни. В своем творчестве она придерживается тематики русского патриотизма и православной веры. В начале семидесятых годов в репертуар Бичевской вошли народные русские песни, которые она исполняла в бардовском стиле, в сопровождении акустической семиструнной гитары. В 1973 году Жанна стала призером Всероссийского конкурса эстрады, а в последующие годы объездила с концертами все страны соцлагеря. Позже неоднократно выступала в парижском зале "Олимпия" при аншлагах.

Российский исполнитель авторских песен собственного сочинения, драматург, сценарист и поэт, был активным членом сообщества "барды России". Его пьесы раннего периода ставились в московских театрах, а "Матросская тишина", написанная Галичем в 1958 году для театра "Современник", увидела свет только в 1988 году в постановке Олега Табакова. Тогда же Александр Галич начал писать песни и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. За основу своего творчества он взял исполнительские традиции Александра Вертинского - романс и поэтическое повествование под гитару. Стихи Галича по своей структуре и литературной ценности поставили его в один ряд с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой. Русская авторская песня стала главным направлением в творчестве Александра Галича.

Семейный дуэт

И Татьяна - семейный дуэт бардов, их музыка звучит во многих фильмах и театральных спектаклях. Наиболее известная песня Сергея Никитина - "Александра" - прозвучала в популярном фильме режиссера Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". По образованию Никитин - физик, окончил МГУ в 1968 году, является кандидатом физико-математических наук. Пишет песни, начиная с 1962 года, на стихи Пастернака, Шпаликова, Багрицкого, Вознесенского, Евтушенко и других русских поэтов. В студенческие годы Никитин руководил квартетом физиков МГУ, а позже стал худруком квинтета физического факультета, где и познакомился с Татьяной Садыковой, ставшей впоследствии его женой.

Все российские барды шестидесятых и семидесятых годов могут называться "советскими", поскольку они жили и работали при советской власти. Однако этот эпитет мало о чем говорит, исполнители авторской песни не могут характеризоваться ни общественным строем, ни политическими условиями - это люди искусства, свободные в своем творчестве.

Изначально слово «бард» возникло в кельтском языке и обозначало низший жреческий сан в касте друидов. Звание барда получал человек, мастерски владеющий магией звука, знавший наизусть тысячи древних баллад и поэтических преданий, умеющий пением поднять боевой дух воинов и даже врачевать тела и души.

Но почет и уважение снискали , слагающие и исполняющие песни о героях и богах не только у кельтов, но и у других народов древности: у , этрусков, скандинавов и древних .

Традиция слагать баллады и саги, исполнять их, аккомпанируя себе на , была жива и в Средневековье. Назывались такие певцы и исполнители в одном лице по-разному: труверы, трубадуры, ваганты, менестрели. Но их можно назвать продолжателями бардовской традиции. Этих вечных скитальцев роднило с бардами то, что они не только исполняли чужие хиты того времени, но и самостоятельно сочиняли как текст, так и музыку.

Современные барды

Начиная с 30-х годов ХХ века на территории Советского Союза получило развитие новое направление песенного жанра. Так называемый городской , популярный в XIX веке, перевоплощается в дворовую песню. К 60-м годам образ молодого человека с гитарой, исполняющего песни нередко собственного сочинения у костра или во время кухонных посиделок, стал классическим атрибутом городской, студенческой и туристической романтики. Наиболее яркие представители этого нового жанра становились известными и даже популярными. У многих до сих пор на слуху имена А. Галича, Ю. Визбора, Е. Клячкина, А. Якушевой.

Но первыми русскими бардами, снискавшими поистине всенародную славу и любовь, считаются такие яркие и талантливые личности, как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Именно они подняли авторскую песню от уровня «квартирных концертов» до значительного явления в культурной жизни страны. Именно они показали, что человек без музыкального образования, не владеющий профессионально музыкальным инструментом, способен найти отклик в тысячах сердец.

Пожалуй, золотым веком для авторской песни в России стали 80-е годы прошлого века, но и сейчас этот жанр не растерял своих поклонников. Многие выходили и продолжают выходить на сцену, аккомпанируя себе на гитаре, исполняя свои песни. Конечно, поэтическая составляющая более ценна и значима, нежели музыкальная. Но и гитарный ритм или неспешные переливы мелодии помогают словам найти путь к сердцам и душам слушателей.

Есть такой жанр искусства, который не предназначен для стадионов, полных публики, и забитых концертных залов. Однако фестивали авторской песни – его стихия, здесь никогда нет недостатка в зрителях. Сила бардовской песни и автора, выступающего её исполнителем в том, что они покоряют публику, общаясь отдельно с каждым человеком, ведут со зрителем сокровенную беседу о нетленных материях — духовной, чувственной, о судьбе человека.

Барды — кто это

Кельтское значение bardos относится к древнему индоевропейскому «провозглашать, петь». Кельтские друиды даровали бардам сан жреца. Человек, получивший такое звание, считался властелином звука и при помощи песен и музыки доносил людям содержание тысяч преданий и баллад древности. Бард своим творчеством подымал боевой дух войска, его относили к врачевателям души и тела.

Исполняемые певцами под авторский аккомпанемент баллады и саги, стали традиционны и в средние века. Извечные скитальцы барды имели своих последователей. Широко известны труверы, трубадуры, менестрели, ваганты. Их объединило не только исполнение популярных произведений других авторов, а и собственное сочинительство.

Современные барды

На территории СССР в позапрошлом веке популярный городской романс послужил основой дворовой песни, которая в 30-е годы прошлого столетия стала отдельным направлением в искусстве. В 60-е годы юноша, играющий на гитаре и исполняющий свои песни, стал характерным образом студенческих, туристических посиделок у костра, на кухне, в городском парке и символом молодежной романтики.

В 60-80-х годы, которые называют золотым веком авторской песни, барды стали известными и популярными исполнителями, несмотря на ограничивающую политику СССР в сфере культуры. Тогда же исполнители самодеятельных песен получили название барды. В отличие от официальных песен, бардовские взывали к личности слушателя, затрагивали его чувства, в новом формате раскрывали тему песни.

Барды России

В наши дни понятие бард используется в значении «представляющий авторскую песню», барда в России общепринято называть автором-исполнителем или автором, исполняющим свои произведения.

В музыкально-песенном искусстве барды сформировали отдельный жанр. Несомненно, первенство в нем принадлежит русским бардам Булату Окуджаве, Владимиру Высоцкому. Также стали признанными классиками жанра А. Галич, Ю. Визбор, Е. Клячкин, А. Якушева и другие. Позже к ним присоединилась целая плеяда новых авторов. Эти яркие талантливые исполнители возвысили авторскую песню, своим творчеством завоевали всенародную славу. Благодаря им, ограниченное рамками «квартирное пение» превратилось в явление культуры. Кроме этого, авторская песня показала, что непрофессиональный музыкант и исполнитель способен завоевать душу публики, вызывать неизгладимые впечатления слушателей.

До нынешнего времени ряды поклонников этого жанра не иссякают. Под свой аккомпанемент на гитаре или фортепиано на сцене поют собственные песни многие поэты. И несмотря на то, что поэтическая часть произведения первостепенна в отличие от музыкальной, неторопливый напев под размеренные гитарные переливы дают возможность раскрыться прозе, проникнуть в сердца и души слушателей.



Статьи по теме: