Великокняжеская усыпальница. Петропавловская крепость великокняжеская усыпальница

И сегодня расскажем вам о Царских комнатах и Великокняжеских усыпальницах .

Рисунок внешнего гроба императора Александра I. Архитектор О. Монферран. 1826.


Царские комнаты построены в 1900-1907 годах как единый комплекс с Великокняжеской усыпальницей, Царским подъездом и 36-метровой галереей, соединяющей усыпальницу с собором. Эта помещения (гостиная и приемная с двумя уборными) предназначались для отдыха членов царской семьи при посещении ими Петропавловского собора.

Интерьеры Царских комнат были оформлены «в стиле Людовика XV» по проекту Л.Н. Бенуа. После революции Царские комнаты были разорены, а их убранство, включая камины, люстры, ковры, мебельные гарнитуры, утрачено. В ходе реставрационных работ, произведенных в 2012-2013 годах, интерьерам частично возвращен их первоначальный облик.

Проект катафалка и балдахина для похорон Александры Федоровны. Архитектор Г. Боссе. 1860 г.


Экспозиция представлена в отреставрированных интерьерах Царских комнат Петропавловского собора. 30 экспонатов из собрания ГМИ СПб раскрывают значимость Петропавловского собора как одного из самых главных храмов страны и символа российской государственности.

Створка катафалка императора Александра I. По проекту К.И. Росси. 1826. Дерево, резьба, левкас, золочение.


В галерее, которая соединяет Великокняжескую усыпальницу с Петропавловским собором и Царскими комнатами, развернута экспозиция, посвященная траурным церемониям.

Г. Бота. План и разрез могилы императора Александра III. Проектный чертёж. 1894. Тушь, акварель. Копия.


Великокняжеская усыпальница возведена в 1896-1908 годах по проекту Д.И. Гримма при участии архитекторов А.О. Томишко и Л.Н. Бенуа. Была создана для погребения членов императорской семьи в связи с недостатком места для продолжения захоронений в Петропавловском соборе. После установления советской власти Великокняжеская усыпальница была закрыта.

Витраж «Воскресение Христово».


Интерьер памятника значительно пострадал: были уничтожены иконостас, Царские врата, мраморные надгробные плиты были разбиты. Витраж «Воскресение Христово», выполненный в 1905 году по эскизу Н.А. Бруни витражистом Г.И. Кузиком, погиб во время блокады Ленинграда.

Великокняжеская усыпальница.


В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, под полом усыпальницы сразу сделали 60 бетонных погребальных камер. Эскиз надгробной мраморной плиты в бронзовой раме, уложенной вровень с полом, разработанный Л.Н. Бенуа для оформления могилы великого князя Алексея Александровича в 1908 году, впоследствии стал образцом для оформления всех последующих захоронений в усыпальнице.

Могила великого князя Владимира Александровича в Великокняжеской усыпальнице. 1910-е. Фотография.


В 1909 году Бенуа разработал и общий тип надгробного сооружения, которое получило название «поставы» и устанавливалось при могилах великих князей. На бронзовом ажурном постаменте укреплялись мемориальная табличка, золоченый крест с сиянием, киот с иконой и лампада на кронштейне.

Леонтий Николаевич Бенуа. Проект оформления могилы в Великокняжеской усыпальнице. 1909. Бумага, тушь, акварель. РНБ.


С 1908 года по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. Последним перед революцией 1915 году, здесь обрел упокоение второй сын великого князя Константина Николаевича - великий князь Константин Константинович, известный как поэт и переводчик под псевдонимом «К.Р».

Великокняжеская усыпальница.


Традиция захоронений великих князей в усыпальнице возродилась 29 мая 1992 года, когда согласно завещанию покойного в Великокняжеской усыпальнице захоронили правнука Александра II - великого князя Владимира Кирилловича.

Интерьер Великокняжеской усыпальницы. 1907 год. Фотография.


Если вас интересует полный перечень лиц захороненных в Великокняжеской усыпальнице, то обратись к этому плану на сайте музея.

Увы, мы не успели посетить колокольню Петропавловского собора. На изучение Петропавловской крепости смело можно выделять целый день, а мы пришли сюда лишь во второй половине дня. Не повторяйте нашей ошибки и заранее спланируйте ваш визит. А мы обязательно вернёмся сюда в следующий приезд.
При написании этого текста использовались статьи с сайта Музея истории Петербурга и из книги «Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых». Книгу можно приобрести в сувенирных магазинах музея. Рекомендуем.

Адрес музея: г. Санкт-Петербург, о. Заячий. Ближайшая ст. метро «Горьковская». Подробнее со схемой проезда можно ознакомиться .
Музей работает ежедневно, кроме среды (выходной). С часами работы можно ознакомиться .
Информацию о ценах на билеты можно найти .
Мы рекомендуем покупку комплексного билета (действителен 2 календарных дня), что сильно сэкономит ваши средства.

Обратите внимание на своды каменной арки, которые уходят под крепостную стену. Откосы рва вымощены булыжником. Этот небольшой фрагмент внутреннего рва крепости был восстановлен в ходе археологических работ.
Композиционная ось, по замыслу Трезини, проходила от Петровских ворот к Петропавловскому собору. Внутри крепости, справа от оси проходил крепостной канал, в вдоль него располагались постройки. Когда-то, в 18 веке, наполненный водой ров пересекал всю территорию Заячьего острова. Потом же, как и рвы на территории равелинов он был впоследствии засыпан.
Обратимся теперь в противоположную сторону. Прямо перед нами открывается вид на Петропавловский собор, увенчанный тонким золочёным шпилем, и Великокняжескую усыпальницу. Они замыкают собой перспективу небольшого сквера, ограниченного слева зданием артиллерийского цейхгауза – протяженное здание серого цвета. Ныне существующее здание цейхгауза построено в 1801 году. До появления главного арсенала на территории Кронверка он использовался по прямому назначению – для хранения и изготовления артиллерийских боеприпасов.
В крепости находилось множество разнообразных учреждений. В разное время там размещались арсенал, главное казначейство, палата мер и весов, монетный двор, гарнизонная гауптвахта, пороховые погреба, Тайная канцелярия, здание Сената, городская аптека, стояли воинские части. Справа от вас расположено двухэтажное здание жёлтого цвета – обер-прокурорский дом.
Создатель Петербурга Петр I определил стиль своей новой столицы как величественный и прекрасный. Как модель будущего города Петропавловская крепость в полной мере соответствовала этим критериям. Она сложилась как единый архитектурный ансамбль, центром которого был Петропавловский собор.
Деревянная церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена сразу после основания крепости. В 1712 году, когда Петербург становится новой столицей России, на этом же месте начинается возведение каменного собора. Кафедральный собор становится и новой императорской усыпальницей. В допетровской Руси царей хоронили в Архангельском собора московского кремля.
Мы можем продолжить движение в сторону собора.
-----
В начале XX века рядом с собором строится здание Великокняжеской усыпальницы. Здесь предполагалось продолжить традицию Петропавловского собора по захоронению членов императорской семьи. Здание Усыпальницы создавали такие разные архитекторы как Давид Гримм, Антон Томишко и Леонтий Бенуа. Разделённые во времени двумя веками, собор и усыпальница воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Усыпальница была освящена в 1908 году во имя святого благоверного князя Александра Невского. С именем новгородского князя связаны славные победы русских воинов, оборонявших приневские земли от иноземных захватчиков. Начиная Северную войну со Швецией, Пётр обращается к покровительству этого святого, продолжая его деяния.
В Усыпальнице предполагалось хоронить только некоронованных членов императорской фамилии. До революции 1917 года здесь было сделано 13 захоронений. Захоронения были оформлены довольно скромно – уложенная вровень с полом беломраморная плита с текстом, набранным бронзовыми буквами. Плита обнесена широким мраморным фризом серого цвета.
Среди погребённых здесь – Великий князь Константин Константинович. Блестящий морской офицер, шеф военных учебных заведений Петербурга вошёл в русскую историю и литературу как замечательный поэт. Его стихи, подписанные инициалами К.Р., стали источником вдохновения для известнейших русских композиторов. Его перевод «Гамлета» специалисты до сих пор считают лучшей русской версией трагедии.
Сейчас Усыпальница находится на реставрации. Первой была восстановлена надгробная плита на могиле Константина Константиновича. Это было сделано на деньги бывших кадетов, которые через всю жизнь пронесли любовь и уважение к своему патрону.
Судьба Великокняжеской Усыпальницы в послереволюционное время была драматична. Некоторые захоронения были вскрыты, надгробные плиты разрушены, был утрачен созданный Леонтием Бенуа изысканный интерьер.
В конце ХХ века традиция захоронений в Великокняжеской Усыпальнице была возобновлена. В 1992 году был похоронен великий князь Владимир Кириллович, правнук императора Александра II. Его отец, великий князь Кирилл Владимирович, эмигрировав из России, в 1924 году провозгласил себя русским императором Кириллом I. После расстрела царской семьи он был возможным наследником короны Романовых. В 1995 году прах Кирилла Владимировича и его супруги был перевезён из немецкого города Кобурга и перезахоронен в Великокняжеской Усыпальнице.
Интересно отметить, что на каждом из фасадов Усыпальницы располагаются хорошо сохранившиеся мозаичные иконы Божьей матери. Они были выполнены по эскизам известного художника Харламова в знаменитой мастерской Фролова – той самой, которая создавала уникальное мозаичное убранство для храма «Спаса на крови».
Пройдя сквер, мы подходим к восточному фасаду Великокняжеской Усыпальницы.
Раньше большое венецианское окно украшал многоцветный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу знаменитого художника Бруни. Для того, чтобы поместить витраж в православном храме, необходимо было специальное разрешение Синода. В Петербурге такое разрешение получили лишь Великокняжеская Усыпальница и Исаакиевский собор.
Ещё выше на фасаде помещен образ Казанской Божьей Матери. Когда-то, еще юному Петру было предсказано, что он «…построит новый город на севере и пока в том городе будет образ Казанской Божьей матери, в него не ступит вражеская нога». О пророчестве помнили. В годы Великой Отечественной войны, когда Ленинград задыхался в кольце вражеской блокады, и положение города казалось безнадёжным, по особому разрешению Сталина, самолёт с иконой Казанской Божьей матери на борту совершил облёт осаждённого города. Многие были уверены, что именно её небесное заступничество помогло городу выстоять.
С центральной аллеи, куда лежит наш путь, будет хорошо видна Федоровская икона Божьей матери. Издревле она считалась покровительницей семьи Романовых. Именно этим образом был благословлен на царство Михаил Романов, в 1613 году ставший первым царем династии. Ее правление продолжалось чуть более 300 лет.

Купить экскурсию за 149.5 р.

В Петропавловском соборе с момента его основания хоронили венценосных особ и членов императорской фамилии, но к концу 19-го века места для погребений закончились. В связи с этим архитектору Д. Гримму было поручено возвести рядом с собором Великокняжескую усыпальницу.

Строительство началось в 1897 году. Архитекторы соединили усыпальницу с Петропавловским собором с помощью крытой галереи. В 1898 году Д. Гримм умер, и завершение проекта было доверено Л. Бенуа. Архитектор изменил силуэт здания и увеличил его высоту до 48 м. В черновом варианте усыпальница была готова к 1906 году.

Дворик перед парадным входом в здание был окружен решеткой, которую, по просьбе императора Николая II, Бенуа сделал похожей на решетку Летнего сада.

Фасад Великокняжеской усыпальницы богато украшен лепниной, портиками, декоративными вазонами. Декор здания Бенуа выполнил, комбинируя стили: поздний ренессанс с французским классицизмом. Высокий прямоугольный купол накрыт сланцевым шифером. На купол водружена башня с позолоченными главкой и крестом.

Внутреннее пространство поражает объемом и высотой. Такого эффекта Бенуа смог добиться за счет использования белого мрамора для стен и темных колонн из редчайшего минерала лабрадора.

Иконостас с образами работы Н. Бруни установлен у восточного крыла здания. На фасад усыпальницы поместили иконы-мозаики работы В. Фролова.

Пространства здания хватило для оборудования 60 бетонных склепов. Глубина каждой могилы – 3,2 м. Освящение усыпальницы состоялось в 1908 году. Постоянное богослужение в некрополе не планировалось, только панихиды по усопшим членам императорской фамилии.

В ноябре 1908 году в Великокняжеской усыпальнице прошли первые похороны – князя Алексея Александровича. До 1917-го года в здании успели похоронить 30 человек.

В революционные годы все склепы были разрушены, бронзовые детали интерьера здания отправили на переплавку. Усыпальница была передана Музею Революции, затем в ней находилась Книжная палата и библиотека. В конце концов, строение стали использовать как склад целлюлозной продукции.

В 1954 году новым хозяином здания стал Музей истории Ленинграда. По проекту И. Бенуа началась реставрация усыпальницы, по завершению которой в главном зале разместили выставку о Петропавловской крепости.

В 1992 году, после почти векового перерыва, в усыпальнице прошли похороны главы дома Романовых, великого князя Владимира Кирилловича.

В наше время Великокняжеская усыпальница – полностью отреставрированный объект культурного наследия страны, один из важнейших архитектурных памятников Петербурга.

В центре Петропавловской крепости находится Петропавловский собор — собор Святых апостолов Петра и Павла. Его закладка состоялась 30 мая 1712 года. Строительство собора длилось 20 лет. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах. Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. Симметрично кафедре находится царское место — помост, где во время богослужения стоял император.


Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня. На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках, высота креста около 6,5 метров.

Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг.

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей — членов императорского дома Романовых. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В ней похоронен основатель города — Петр I. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы до Александра III.


В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.



Статьи по теме: