Русский композитор автор многочисленных произведений для детей. "Картотека для детей: Детские композиторы"

Песни и музыка для детей имеет свой характер. При прослушивании детской музыки возникает какое-то ощущение беззаботности и защиты. Даже на лицах взрослых, когда они слышат знакомую мелодию из мультика или передачи их детства, в глазах появляется искорка, на лице возникает улыбка, которая несет тепло и настоящую радость. Именно поэтому кажется, что такие песни и музыку пишут люди, которые внутри смогли сохранить ту детскую невинность и беззаботность.

Написание детской песни – это очень ответственное занятие. Ведь именно под первые куплеты, которые дети танцуют и поют, строится память о беззаботном детстве. Поэтому при написании детских песен уделяется особое внимание образу, который создается нами, взрослыми. В песне необходимо не просто создать красивый текст, но и донести мораль, которая поможет ребенку построить доброе мировоззрение и стать моральным принципом. Соответственно, написать такие шедевры получится только у того человека, который любит детей, знает к ним подход и владеет тонкой психологией.

Каждый родитель старается сделать своего ребенка счастливым. Для этого с самого рождения стараются купить только лучшую одежду, покупать только натуральные продукты и дарить самые лучшие подарки. Детская песня тоже должна быть доброй и светлой, смешной или серьезной. Помимо того, что эта добрая песня станет символом детства, так она еще будет теплым воспоминанием из прошлого.

Детский композитор – это человек, который создает неповторимые шедевры. Такой поэт запоминается на долгие годы, так как он создал в сознании ребенка прекрасный добрый образ какого-либо персонажа. Писать такие воздушные, добрые и просто сказочные тексты может не каждый. Ведь будучи в роли детского композитора необходимо не только хорошо владеть пером и словом, здесь нужно понимать детское мировоззрение. Именно поэтому детский композитор не может написать романы, они навсегда остаются маленькими детьми, живущими в своем мире. Вот это и делает их тексты песен уникальными.

Музыка для детского праздника дарит атмосферу счастья, даже взрослые начинают улыбаться. И, чтобы наполнить и одарить всех присутствующих на празднике таким теплом, подбирается музыка для детского праздника, которая написана для сказок и песен. Ведь детская музыка имеет чистую, легкую и притягательную ауру, которой нет равных. Достаточно поставить веселую и добрую песенку про Фунтика, как все детки с удовольствием начнут танцевать, а взрослые улыбаться и подпевать. Именно такие, правильно подобранные аккорды и слова, дарят детскому празднику настроение хлопушки.

В мире существует огромное количество музыкальных произведений для детей. Их отличительной особенностью являются конкретность сюжета, простота и живое поэтическое содержание.

Конечно, все музыкальные произведения для детей написаны с учетом их возрастных возможностей. Например, в вокальных сочинениях учитывается диапазон и сила голоса, а в инструментальных произведениях уровень технической подготовки.

Детские музыкальные произведения могут быть написаны, к примеру, в жанре песни, пьесы, арии, оперы или симфонии. Самые маленькие любят переработанную в легкую ненавязчивую форму классическую музыку. Дети постарше (возраста детского сада) хорошо воспринимают музыку из мультфильмов или детских кинофильмов. Музыкальные произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф. Шопена, В.А. Моцарта популярны среди детей средних классов. В этот период дети очень любят произведения для хорового пения. Большой вклад в этот жанр внесли композиторы советского периода.

Во времена средневековья детская музыка распространялась с помощью бродячих музыкантов. До наших дней дошли детские песни немецких музыкантов «Птички все слетелись к нам», «Фонарик» и другие. Здесь можно провести аналогию с современностью: композитор Г. Гладков, написал всем известный мюзикл «Бременские музыканты», который очень нравится детям. Не обошли вниманием детские музыкальные произведения и классические композиторы Л. Бетховен, И. С. Бах, В. А. . Соната для фортепиано № 11 (Турецкий марш) последнего популярна среди детей всех возрастов, начиная с грудничков и заканчивая подростками. Следует отметить и «Детскую симфонию» Й. Гайдна с её трещотками, свистульками, детскими трубами и барабанами.

В 19 веке большое внимание детским музыкальным произведениям уделяли и русские композиторы. П.И. в частности создал детские фортепианные пьесы для начинающих «Детский альбом», где в небольших произведениях перед детьми возникают разнообразные художественные образы и ставятся различные по исполнению задачи. В 1888 году Н.П. Брянский сочиняет первые детские оперы по басням И.А. Крылова «Музыканты», «Кот, козёл и баран». Оперу «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова конечно, нельзя назвать полностью детским произведением, но все – таки это сказка А. С. Пушкина, которую композитор написал к столетию со дня рождения поэта.

На современном пространстве главенствуют детские музыкальные произведения из мультфильмов и кинофильмов. Начиналось все с песен И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», которые пропитаны романтизмом и отвагой. Б. Чайковский написал музыку к фильму Ролана Быкова «Айболит 66». Композиторы В. Шаинский и М. Зив создали незабываемые музыкальные темы к мультфильму про Чебурашку и его друга крокодила Гену. Огромный вклад в копилку детских музыкальных произведений внесли композиторы А. Рыбников, Г. Гладков, Е. Крылатов, М. Минков, М. Дунаевский и многие другие.

Одну из классных детских песен можно услышать в знаменитом мультике про Антошку! Давайте его смотреть!

Композиторы детям

Детская музыка

Музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтич. содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной Д. м. свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота муз. фактуры, опора на фольклор. В основе муз. произв. для детей часто бывают нар. сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют разл. виды Д. м. - песни, хоры, инстр. пьесы, орк. произв., муз.-сценич. сочинения. Произв., предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вок. произв. принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хор. подготовка, в инстр. пьесах - степень технич. трудности. Круг муз. произв., доступных восприятию детей, шире области собственно Д. м. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны мн. произв. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др. классиков, произв. сов. композиторов.

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой проф. Д. м. Ещё в Др. Греции была известна нар. детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что неск. детских песен было сочинено греч. певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В Др. Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В ср. века в Европе Д. м. была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европ. детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (нем. детская песня "Фонарик, фонарик"). Гл. особенности муз. языка: гармонич. характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Гор. уличные детские песни (der Kurrenden) в ср.-век. Германии популяризировались своеобразными певч. коллективами (die Kurrende) - бродячими хорами певцов-учеников, выступавшими на улице за небольшое вознаграждение. Рус. старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сб. нар. песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Нек-рые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогич. муз. лит-ры для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - нач. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 в., с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, Д. м. приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Во 2-й пол. 19 в. появилось сравнительно большое количество проф. произв. Д. м. : сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фп. пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фп., напр. " Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фп. сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах нар. характера перед детьми последовательно ставятся разные художеств.-исполнительские задачи. Отсутствие мелодич., гармонич., фактурных трудностей делают это произв. доступным юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения сб-ки фп. пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

В кон. 19 в. были написаны первые оперы для детей: "Кот, козёл и баран" и "Музыканты" Брянского (1888, на тексты басен И. А. Крылова); "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцький" (1891) и "Зима и весна, или Снежная красавица" (1892) Лысенко. Муз. язык этих опер прост, пронизан интонациями рус. и укр. песен. Известны детские оперы Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906), " Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах " (1912), "Иванушка-дурачок" (1913); А. Т. Гречанинова - "Ёлочкин сон" (1911), "Теремок" (1921), "Кот, Петух и Лиса" (1924); Б. В. Асафьева - "Золушка" (1906), "Снежная королева" (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова - "Ёлка" (1900), "Сказка о Принцессе и Короле-лягушке" (1908). Мир детства и юности отражён в детских песнях Чайковского ("16 песен для детей" на стихи А. Н. Плещеева и др. поэтов, ор. 54 , 1883), Кюи ("Тринадцать музыкальных картинок" для пения, ор. 15), Аренского ("Детские песни", ор. 59), Ребикова ("Детский мир", "Школьные песни"), Гречанинова ("Ай, ду-ду", ор. 31, 1903; "Курочка-рябка", ор. 85, 1919) и др.

Среди произв. зап.-европ. Д. м.: "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" Р. Шумана (1848) - цикл фп. миниатюр, располож. по принципу от простого к сложному; "Детские народные песни" Брамса (1887), сюита Ж. Визе "Игры для детей" (1871) -12 пьес для фп. в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноим. сюиту для симф. оркестра). Известны циклы произв. для фп.: " Детский уголок" Дебюсси (1906-08), "Матушка гусыня" Равеля (1908) (сюита для фп. в 4 руки; оркестрована в 1912). Для детей писал Б. Барток ("Маленькому словаку", 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фп.; в 1908-09 4 тетради уч. репертуара для фп. "Детям"); в его пьесах, в основном нар. характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фп. картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фп. "Микрокосмос". Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки. Песни для детей писали: X. Эйслер ("Шесть песен для детей на слова Б. Брехта", ор. 53; "Детские песни" на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки).

Д. м. много занимается комп. Б. Бриттен. Им создан сборник школьных песен "В пятницу после обеда" (ор. 7, 1934). Песни из этого сборника популярны среди англ. школьников. Для исп. детьми в сопровождении арфы написан цикл "Обрядовые рождественские песни" (ор. 28, 1942, на тексты из старой англ. поэзии). Лучшие из песен - "Морозная зима", "О, мой милый" (колыбельная), канон "Этот младенец". Известность получил "Путеводитель" по оркестру Бриттена (ор. 34, 1946, для юношества) - своеобразное произв., знакомящее слушателя с совр. симф. оркестром. К. Орф создал большой цикл произв. "Музыка для детей"; в 1950-54 цикл был закончен совм. с Г. Кетман и получил назв. "Шульверк" ("Schulwerk. Musik fьr Kinder") - песни, инстр. пьесы и ритмомелодич. упражнения для детей мл. возраста. Дополнение к "Шульверку" - сборник "Музыка для юношества" ("Jugendmusik ") - практич. основа коллективного муз. воспитания (тексты взяты из сб. Ф. М. Бёме "Немецкая детская песня и детская игра" - Fr. M. Bцhme, "Deutsches Kinderlied und Kinderspiel").

Большое распространение получила опера опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском муз. спектакле " Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу" Бриттена (ор. 45, 1949 ) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют спец. "Песню для публики". Состав оркестра - струн. квартет, ударные и фп. в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена "Ноев ковчег" (ор. 59, 1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для проф. музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фп., ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики).

Сов. композиторы обогатили Д. м., расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вок. и фп. миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симф. произв., концерты. Большое распространение получил жанр сов. детской песни, к-рая сочиняется композиторами в содружестве с поэтами (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, О. И. Высотская, В. И. Лебедев-Кумач и др.). Мн. сов. композиторы посвятили своё творчество Д. м. Широко известны, напр., фп. пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки " (ор. 28, 1926) и сб. "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фп. в 4 руки. Эти произв. отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность муз. языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обр. нар. мелодий Г. Г. Лобачёва: сб. "Пять песен дошкольников" (1928), "Пять песен для детей" (1927); их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонац. чёткость и лаконизм мелодий. Большую ценность представляет творческое наследие М. И. Красева. Им написано ок. 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты нар. сказов, сказок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к нар. лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произв. композитора свойственны современность муз. интонаций, выразительность мелодич. оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен "Солнышко" на стихи А. Л. Барто (1928), песни "Красные маки", "Зимний праздник", "Аппассионата" , "Мы - весёлые ребята" , вокальный цикл "Цветы" и др. Большой вклад в Д. м. внесли комп. А. Н. Александров, Р. Г. Бойко, И. О. Дунаевский , А. Я. Лепин , З. А. Левина , М. А. Мирзоев, С. Рустамов, М. Л. Старокадомский , А. Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т. А. Попатенко и В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня (" Про Петю" Кабалевского, "Совсем наоборот" Филиппенко, "Мальчик и лёд" Рустамова, "Медвежий зуб", "Город Лима" Бойко, "Фотограф в зоопарке" Жарковского и др.). В музыке Д. Б. Кабалевского, обращенной к детям, отражается глубокое знание композитором мира чувств, мыслей, идеалов совр. молодого поколения. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодич. богатство, современность яз., художеств. простота, близость к интонациям совр. муз. фольклора (первый его детский сб. - "Восемь песен для детского хора и фортепиано", ор. 17, 1935). Кабалевский - один из основоположников жанра детской лирич. песни ("Песня у костра", "Наш край" , "Школьные годы" ). Он написал 3 тетради педагогич. фп. пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произв. отличают тематич. богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам. Выдающимися художеств. достоинствами обладают произв. для детей С. С. Прокофьева . Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фп. пьесы Прокофьева " Детская музыка " (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, относит. простотой муз. материала, прозрачностью фактуры. Одно из лучших произв. Д. м. - симфонич. сказка Прокофьева "Петя и Волк" (1936, на собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её осн. героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с орк. тембрами. Популярны песенка-сценка "Болтунья" на стихи Барто (1939), сюита "Зимний костёр" - для чтецов, хора мальчиков и симф. оркестра (1949). Для юных исполнителей написаны 2-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фп., скрипки, виолончели с орк.), 3-й фп. концерт А. М. Баланчивадзе, фп. концерт Ю. А. Левитина . Особенности всех этих произв. - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистич. черт детского и молодёжного муз. обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности муз. языка, виртуозности и камерности.

В 50-60-х гг. сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными муз. средствами многообразие интересов, чувств и мыслей совр. детей и молодёжи. Таковы: "Песня утра, весны и мира" (1958), "О родной земле" (1966) Г. И. Гладкова (1968), "Крокодил Гена" комп. М. П. Зива (1969). Среди лучших образцов детской эстр. музыки эксцентрич. песенки с развитым сюжетом: "Семь весёлых песен" Кабалевского, "По Москве шагает слон" Пенькова, "Темноты боится Петя" Сироткина и др. Исполняются они, как правило, взрослыми певцами перед детской аудиторией. Развитию детской оперы и балета способствует единств. в мире детский муз. театр, осн. в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы "Волк и семеро козлят" Коваля (1939), "Маша и Медведь" (1940), "Теремок" (1941), "Топтыгин и лиса" (1943), "Царевна-несмеяна" (1947), "Морозко" (1950) Красева, "Три толстяка" Рубина (1956), "Тулку и Алабаш" Мамедова (1959), "Песенка в лесу" (1955), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956), "Буратино" (1955) и "Золотой ключик" (1962) Вайнберга , "Золотой ключик" Зейдмана (1957); опера-балет "Снежная королева" Раухвергера (1965) и др.

В 60-е гг. написаны детские оперетты: "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965), "Станция Заваляйка" Бойко (1968).

Развитие муз. творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой муз. образования и воспитания детей (см. Музыкальное образование, Музыкальное воспитание). В СССР создана широкая сеть детских муз. школ, в т. ч. школ-семилеток и школ-десятилеток (св. 2000 детских муз. школ). Возникли новые формы детской исполнительской культуры (детская самодеятельность при Домах пионеров, хор. студии и др.). Произв. для детей исполняются по радио и телевидению, на конц. эстраде, в детских театрах, в проф. хор. уч. заведениях (Гос. хор. уч-ще в Москве, Детская хор. школа при Ленингр. академич. хор. капелле). При CK СССР работает секция Д. м., содействующая её пропаганде и развитию.

Вопросы, связанные с Д. м., находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) при ЮНЕСКО. Конференция ИСМЕ (Москва, 1970) показала значительный интерес мировой музыкальной общественности к достижениям сов. Д. м.

Литература : Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, "СМ", 1948, No 6; Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950; Rацкая Ц. С., Михаил Красев, М., 1962; Андрiевська Н. К., Дитячi опери М. В. Лисенка, Киiв, 1962; Рзянкина Т. A., Композиторы - детям, Л., 1962; Гольденштейн М. Л., Очерки из истории пионерской песни, Л., 1963; Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966; Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.); Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О. И., Советские композиторы - детям, М., 1970; Вцhmе Р., Deutsches Kinderlied und Kinderspiel, Lpz., 1897, 1956; Braun H., Untersuchungen zur Tipologie der zeitgenцssischen Schur- und Jugendoper, Regensburg, 1963; Gregor V., Ceskб a Slovenskб hudebne dramatickб tvorba pro deti, Ostrava, 1966.

Ю. Б. Алиев.


Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.

Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания маленькому существу. А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов. Он должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки. Иоганн Себастьян Бах

Великий сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

родоначальник классической симфонии – тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.

Французский композитор написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.

Другой французский композитор - - сочинил «Карнавал животных» - фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.

Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор . Он создал фортепианный «Альбом для юношества» - пьесы разной трудности. Для младших - такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших - «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.

Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», создал свой для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты , «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».

К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. . Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».

Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси - . И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра).

Выдающийся русский композитор сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток.

В XX в., следуя Шуману и Чайковскому, для детей писали композиторы разных стран мира. Француз сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок».

Еще один цикл пьес можно отнести к детской тематике – это «Картинки с выставки» . Благодаря ярким, сказочным, нереальным образам этот цикл стал очень популярен среди детей. Но почему это произошло? Наверно потому, что Мусоргский смотрел на детей, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, и хорошо их понимал. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская». Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях, и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка.

Венгерский композитор и педагог считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки. Сергей Прокофьев

Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, – одна из важнейших граней творческого облика советского композитора . Им было написано много произведений специально для детей или о детях. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелости положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – «Детская музыка» . Карл Орф



Статьи по теме: