Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? Cочинение «Беликов.

БЕЛИКОВ - герой рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре» (1898), учитель греческого языка. Образ Б. стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло». Не имеющий в рассказе имени-отчества, он - один из галереи чеховских «нелюдей» (Жмухин из «Печенега», или унтер Пришибеев).
Б. «всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле… Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Но Б. не просто человек с причудами - его осторожность агрессивна, все новое, непривычное, вообще выдающееся, вызывает у него страх и упорное противодействие. Его коллеги не имеют мужества «отмахнуться», ненавидят, но подчиняются: по его указке выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. Б. страшен, а не смешон, в этом образе очевидны признаки демонического начала. Его смерть отдаленно напоминает рассказ Чехова «Смерть чиновника» (1883), герой которого тоже умирает от потрясения. Но обчихавший лысину важного лица Червяков - мелочь, ничтожество. Б.- колосс навеки застывшей, вечной догмы - погибает, потому что рухнули самые основы его «футлярного мира»: невеста катается на велосипеде, из дома, куда он по этому поводу пришел объясняться, вышвырнули, наговорив неслыханных грубостей, и в довершении всего его - демона - высмеяли. Безудержным «ха-ха-ха» Вареньки Коваленко, счастливым образом избежавшей брака с этим человеком, «завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

На киноэкране образ Б. воплотил Н.П.Хмелев в фильме 1939 г.

    Устоявшиеся методы и средства анализа трудно применимы к его прозе и драматургии. Традиционные предметы литературоведческого исследования - событие, характер, идея, особенности стиля и языка - утрачивают у Чехова свою значимость и весомость. У него нет...

  1. Новое!

    Тема «футлярного человека» считается сквозной в творчестве А. П. Чехова. Писатель выступал против казенщины, бездушности, правильности, серости, скуки, страха, которые омертвляют человеческую душу и губят творческое начало. Как писал о его творчестве...

  2. Новое!

    С помощью художественных деталей А.П. Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам. Описывая детали одежды, поведения, автор создает портрет героев. На примере Беликова можно проследить важную роль, которую играют художественные...

  3. Особенным гонениям подверглись просвещение и печать. Циркуляр министра просвещения о «кухаркиных детях» закрыл доступ в учебные заведения выходцам из народа. Это была Россия, которой было приказано забыть Чернышевского, Россия, в отравленном воздухе...

  4. смотреть целиком

БЕЛИКОВ

БЕЛИКОВ - герой рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре» (1898), учитель греческого языка. Образ Б. стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло». Не имеющий в рассказе имени-отчества, он - один из галереи чеховских «нелюдей» (Жмухин из «Печенега», или унтер Пришибеев). Б. «всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле... Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Но Б. не просто человек с причудами - его осторожность агрессивна, все новое, непривычное, вообще выдающееся, вызывает у него страх и упорное противодействие. Его коллеги не имеют мужества «отмахнуться», ненавидят, но подчиняются: по его указке выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. Б. страшен, а не смешон, в этом образе очевидны признаки демонического начала. Его смерть отдаленно напоминает рассказ Чехова «Смерть чиновника» (1883), герой которого тоже умирает от потрясения. Но обчихавший лысину важного лица Червяков - мелочь, ничтожество. Б.- колосс навеки застывшей, вечной догмы - погибает, потому что рухнули самые основы его «футлярного мира»: невеста катается на велосипеде, из дома, куда он по этому поводу пришел объясняться, вышвырнули, наговорив неслыханных грубостей, и в довершении всего его - демона - высмеяли. Безудержным «ха-ха-ха» Вареньки Коваленко, счастливым образом избежавшей брака с этим человеком, «завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

На киноэкране образ Б. воплотил Н.П.Хмелев в фильме 1939 г.

Т.Н.Суханова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "БЕЛИКОВ" в других словарях:

    Беликов русская фамилия. Известные носители: Беликов, Александр Лукич (1824 1890) Протоирей Рижской Алексеевской церкви. Беликов, Василий: Беликов, Василий Иванович (1921 1944) Герой Советского Союза. Беликов, Василий Иванович (1867 1943)… … Википедия

    БЕЛИК БЕЛИКОВ БЕЛОВ БЕЛЫЙ БЕЛЫХ БЕЛЫШЕВ БЕЛЯВСКИЙ БЕЛЯЕВ БЕЛЯКОВ БЕЛЯНКИН БЕЛЯНЧИКОВ БЯЛКОВСКИЙ БЯЛЫЙ БЕЛАН БЕЛЕЙ БЕЛЕНКО БЕЛЕНКОВ БЕЛЕНЬКИЙ БЕЛАШОВ БЕЛЕХОВ БЕЛОКУРОВ БЕЛЯНИН БЕЛУСЯК БЕЛЮШИН БЯЛИК БЯЛКО Все эти фамилии несомненно происходят от… … Русские фамилии

    - … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    БЕЛИКОВ - Валерий Александрович (1925 87), сов. военачальник, ген. армии (1983). На воен. службе с 1942. Окончил Воен. акад. бронетанк. войск (1956), Воен. акад. Генштаба (1968). В Вел. Отеч. войну с июля 1942 по июль 1944 в действ. армии: рядовой, ком р… … Энциклопедия РВСН

    Беликов - 353588, Краснодарского, Славянского … Населённые пункты и индексы России

Книги

  • Христианство у готов. 1886-1887. , Беликов Д.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по…
  • Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу , Беликов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу: Тезисы ксочинению Василия…

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, ВЫСТРОЕННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЧПРКМ.

Предмет : литература.

Уровень : девятый класс.

Текст : рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре»

Использованы методы : работа с понятийно – терминологической картой , опорным текстом, дебаты

ТЕМА: «Комичен или страшен Беликов?»

Формирование понятийно - терминологического аппарата по данной теме ,


  • развитие навыков критического мышления при работе с текстом

  • подготовительная работа к домашнему сочинению

Ход урока.


  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Завершился 20 век. Наступило новое время во всём: в технике, космосе, природе. А изменился ли человек?


  • Размышления ребят.
Итак, мы пришли к выводу , что преобразования вокруг нас мало влияют на человека. Нравственные качества, человеческие качества остаются. Они – то и делают человека человеком. Значит, так было во все времена.

  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
А.РАБОТА С ПОНЯТИЙНО – ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ.

  1. Разделить класс на пары , группы. В течение 10 минут работа с глоссарием. Вам необходимо в группе усвоить эти понятия, попробовать сформулировать определения этих понятий своими словами , записать в группе, что у вас получилось.

  2. По 2 человека опросить друг друга по определениям.

  3. Теперь необходимо группой составить связный текст на тему «Человек XX века».
Оценка текста по следующим критериям: 4. Ознакомить со своими работами класс.

Б. РАБОТА С ОПОРНЫМ ТЕКСТОМ «Человек в футляре» - по хрестоматии для 9 класса.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

На закате жизни Чехов напишет в записной книжке: «Нигде так не давит авторитет, как у нас , русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы… Мы переутомились от раболепства и лицемерия….» Психологию страха писатель исследовал чрезвычайно подробно

В. ^ ПРОЧТИТЕ «Размышления учителя Буркина о жизни в городе после смерти Беликова».

Обсудите представленную в отрывке перспективу (будущее). Какова ваша реакция?

^ Г. РАБОТА СО СТАТЬЁЙ «Понятие о юморе и сатире» - стр. 309

Найти в тексте примеры гротеска , обратить внимание на приёмы создания образа Беликова

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Маниакальный страх перед жизнью, не запрещенной окончательно , но и не разрешенной вполне, безраздельно владеет душой героя , человека в футляре, нелепого и ничтожного.


  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
Дебаты «Комичен или страшен Беликов»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение на тему:

Комичен или страшен Беликов

Сочинение по рассказу А. Чехова «Человек в футляре» Теплая погода. Ясный, радостный, хотя и не солнечный день. Странное лицо в теплом пальто на вате, в темных очках, в калошах, с зонтиком садится на извозчика и приказывает поднять верх. Удивленный извозчик старается что-то переспросить, но вдруг понимает, нет смысла вопрос задавать: уши его пассажира заложены ватой. Ну что же! Поехали! Куда? Подальше от настоящего, поглубже в прошлое, к любимой Греции – и куда угодно, лишь бы подальше от действительности, к реальному, такой страшной и непонятной жизни.

Нет, это не герой фильма ужасов и не наемный тайный агент. Это учитель, герой рассказа Чехова «Человек в футляре». Этот человек уже заживо похоронил себя в своих чехольчиках и футлярах, в непроницаемой оболочке, которую сам себе и создала.

Ну и Бог с ним, как хочет, так и живет, и было бы это его личным делом если бы жил он в норке, как премудрый пескарь, который «жил – дрожал и умирал – дрожал». Но Беликов, дрожа сам, пятнадцать, лет заставляет дрожать всю гимназию – и учеников, и учителей. Ученикам он снижает баллы за поведение, требуя исключения неугодных, коллегам намекает на то, что есть «вышестоящие инстанции». Дрожит весь город: «боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся помогать бедным, учить грамоты…» Кто боится, у того в глазах двоится, поэтому и терпят Беликова, усматривая в нем уже не рядового учителя – маленький человека, а большую угрозу. И Беликов действительно представляет угрозу. Вот он поднимается к учителю Коваленка. Чтобы «облегчить душу», как доброжелатель и старший товарищ, предостеречь: «Вы катаете на велосипеде, а эта забава совсем неприличная для воспитателя юношества». Дело не в велосипеде, а в жизненной позиции: «Вести себя нужно очень, очень осторожно».

Неожиданно Коваленко снимает с волка овечью шкуру: «Я не люблю, впервые в жизни Беликов услышал правду о себе. Впервые испугались не его, а он кого-то.

Этого оказалось довольно, чтобы на лице Беликова отразился ужас. Но и страх и ужас – движущие пружины подлости, которая превратила доброжелателя в доносчика, который считает за свою благородную обязанность «прибавить господину директору». Коваленко довольно было только «пихнуть» Беликова, чтобы тот «покатился ступеньками, гремя своими калошами». Падая ступеньками, он падал в собственных глазах. Он скатывался с той высоты, на которую сам себя и поднял, поддерживая свою значимость страхом, которым, как страшной инфекцией, заражал всех.

«Выпихивание» из нормальной человеческой среды целиком хватило для него, чтобы Беликова выпихнули из жизни. Начатая Пушкиным и Гоголем галерея образов «маленьких людей» нашла и похожее продолжение в образе Беликова. Мы сочувствуем умершим от горя Башмачкину, умершему от страха Червяковую, пренебрегаем премудрым пескарем. Но никто же из них не мешал другим – они жили по принципу: «Мой дом с краю». Беликов же въехал со своим домом в чужую жизнь, беспардонно и беспощадно разрушая его. После смерти его лицо, уволенное от страха, в конце концов было веселым и кротким. В гробу Беликов выглядел по-человечески.

Вот почему, как пишет Чехов, «хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовлетворение». Его смерть – намек, слабая надежда на другую, свободную, жизнь, и даже этого довольно, чтобы душа получила крылья. Но… «сколько еще таких людей в футляре и осталось… и сколько их еще будет…»

Нет, не смешной, а страшный Беликов и ему подобные. Беликов – белый. Не чистый, как первый снег или фата нареченной, а лишенный цвета, обесцвеченный от рождения альбинос – но не извне, а внутренне никакой.

В постоянном черном футляре он заживо похоронил себя, так как гроб – это пожизненный футляр, а любой футляр – гроб при жизни.

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой)... Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные вы...

Что делать, если учитель придирается к ребенку в школе В классе всегда найдется ребенок, который у одного из учителей вызывает непреодолимое желание придираться и критиковать. Шнурки не завязаны, рубашка и...



Статьи по теме: