Классики композиторы. Великие композиторы классической музыки

В книге «Муслим Магомаев. Преданный Орфей» Софьи Бенуа приводятся воспоминания мэтра советской эстрады о том, как и Николай Добронравов предложили ему композицию «Ты моя мелодия». Незадолго до того он познакомился с будущей женой Тамарой Синявской и «переживал романтическую пору». Она выступала в Италии, а он жил в Москве, поэтому влюбленным оставалось лишь подолгу разговаривать по телефону.

Муслим Магометович рассказывал, что песня сразу пришлась ему по душе. Он даже не просил что-то изменить в произведении, хотя обычно у него возникали такие просьбы к композиторам. Спустя пару дней была сделана запись, и «смог прокрутить ее Тамаре по телефону».

Объяснение легендарного артиста навело журналистов отечественных изданий на мысль, что композиция писалась специально для Муслима Магомаева. Но рассказ Николая Добронравова об истории песни «Ты моя мелодия» опровергает эту версию:

Часто она [Александра Пахмутова] пишет сперва мелодию, а уже потом я сочиняю к ней текст… Расскажу на примере «Мелодии». Мы жили тогда в Рузе, и однажды вечером Аля говорит: «Коля, послушай одну новую мелодию, я сама ещё не могу понять, интересна она или нет. Послушай, стоит из нее что-то делать?» Сыграла. Я говорю: «Аля, не знаю, но мне кажется, это потрясающе». Я не очень чисто пою, но плохую музыку от хорошей всегда отличу. Ну, в общем, взялся я за эту Алину тему.

Первая строчка возникла сразу: «Ты моя мелодия». По законам стиха вторая должна быть примерно такая: «Я твой дорогой». Третья: «Ты моя хорошая». И четвертая: «Снова мы с тобой». А точно, исходя из ритма пахмутовской мелодии, получилось: «Ты моя мелодия, Я твой преданный Орфей. Дни, что нами пройдены, Помнят свет нежности твоей».

Здесь ритм постоянно меняется, каждое слово ударное. В стихах так бывает крайне редко. Безумно сложная подтекстовка. Я над ней работал два года! Выпустил за это время сборник стихов…

«Труд», 2009

Посмотрим музыкальное видео с песней «Ты моя мелодия».

  • Говорят, что первой композицию в исполнении Магомаева услышала по телефону его жена.

Текст песни «Ты моя мелодия»

Ты моя мелодия,
Я твой преданный Орфей
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей

Всё, как дым, растаяло,
Голос твой теряется вдали
Что тебя заставило
Забыть мелодию любви?

Ты моё сомнение,
Тайна долгого пути
Сквозь дожди осенние
Слышу я горькое «прости»

Зорь прощальных зарево
Голос твой теряется вдали
Что тебя заставило
Предать мелодию любви?

Ты моя мелодия,
Я твой преданный Орфей
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей

Стань моей Вселенною,
Смолкнувшие струны оживи
Сердцу вдохновенному
Верни мелодию любви

Цитата о песне

Обычно при первом знакомстве с новой песней я просил композиторов тут что-нибудь изменить, там что-нибудь сделать по-иному, спорил, доказывал. А тут принял песню с самого начала.

«Муслим Магомаев. Преданный Орфей»


Старинные… А ведь когда-то без танго не обходилась ни одна вечеринка. Танго было модным: под музыку танго танцевали, на музыку танго сочиняли песни, танго играли с эстрады и в парках. Мало кто сейчас знает, а ведь тогда повсеместно в городских парках были летние эстрады и по воскресеньям там устраивали концерты.

А во дворах летом по вечерам частенько выносили во двор патефон, ставили его на табуретку и танцевали под чудную музыку вальсов и танго.

Танго

Когда говорят или пишут о танго, обязательно вспоминают фразу «Танго - вертикальное выражение горизонтального желания». Фразу приписывают то официантке из ресторана в Буэнос-Айресе, то Борхесу, то Бернарду Шоу. Но, кто бы её ни произнёс, эта фраза коротко и ёмко характеризует этот аргентинский народный танец свободной композиции с энергичным и чётким ритмом.

Танец романтический и любвеобильный по темпераменту, с нежными касаниями. В откровенных движениях - покорность и сила, неповиновение и настойчивость. Танец, в котором красота движений подчинена ритму - это прекрасно видно у наших фигуристов Пахомовой и Горшкова, танцующих под «Кумпарситу».

Из Аргентины танец попал в Европу в самом начале ХХ века, когда танцоры и оркестры из Буэнос-Айреса и Монтевидео отправились в Европу, и состоялся первый европейский показ танго сначала в Париже, а потом в Лондоне, Берлине и других столицах. Для чопорной «старушки» Европы танго внесло разнообразие в танцевальные ритмы. А в России к страсти танца добавили особый «ресторанный шик» - танцуя, мужчина держал в одной руке партнёршу, а в другой – бокал шампанского.


Перед началом Первой мировой, в конце 1913 года, танго опять пересекло Атлантику и попало в Нью-Йорк.

В 20-х годах танго стало завсегдатаем ресторанов, ночных клубов, салонов. Эмигранты из Аргентины зарабатывали деньги, обучая экзотическому танцу всех желающих. Но в Старом свете танго потеряло свою особенную южноамериканскую диковатую прелесть - европейцы привили танго строгость и сдержанность, которых оно было лишено раньше.

Золотым веком танго стал период 1930 - 1950 годов. Именно тогда родились мелодии, которые без всякого преувеличения можно называть шедеврами.

Брызги шампанского

Это удивительное танго, без преувеличения, одна из самых выдающихся музыкальных композиций ХХ века (оригинальное название «Espuma de Champagne»). Мелодию сочинил в 1935 году Хосе Мария де Люкьеси (Jose Maria de Lucchesi) и это танго исполнялось оркестром, которым он руководил.

Об авторе музыки, которая вот уже три четверти века завораживает слушателей, практически ничего не известно. Даже в Аргентине никто не знает дат рождения и смерти, никто не знает, в каком городе он родился, и где он умер, нигде нет его биографии.

Известно лишь, что в 1930-х годах Люкьеси жил в Аргентине, сначала работал учителем музыки, а затем руководил оркестром. В 1937 году в Советском Союзе танго «Espuma de Champagne» было выпущено на грампластинке под наименованием «Брызги шампанского».

Всё. До 2016 года не было статьи о Люкьеси и в Википедии, да и то, появившаяся там статья ссылается лишь на не подтверждённые данные в bibletango.com, в т.ч. и даты жизни. В общем, был человек, и нет человека, остались лишь «Брызги шампанского».

Это запись со старой грампластинки 1937 года, где написано «оркестр под управлением Люиси» - фамилию автора советский грамплаттрест перепечатал с иностранной пластинки как Люиси, что видно на этикетках грампластинок. А позже вообще поставили автором Оскара Строка (кстати, без его ведома).

Чёрные глаза

Это первое танго Оскара Строка написано в 1928 году и впервые прозвучало, можно сказать, на всю Европу в 1929 году. Оно было записано на пластинке фирмы «His Master"s Voice» в исполнении Марека Белоусова и берлинского оркестра. Как писали музыкальные критики, «танго Оскара Строка под названием "Чёрные глаза" не имеет равных себе», Оскар Строк стал европейской знаменитостью.

Секрет появления этой мелодии раскрыла в 1994 году Вера Оскаровна, дочь композитора, в одной из передач российского телевидения: «..Уже будучи семейным человеком, отец неожиданно влюбился в очень красивую девушку с чёрными глазами. Роман у Строка с ней не состоялся, но это увлечение стало толчком для сочинения вдохновенного произведения, каким и оказалось танго "Чёрные глаза" ».

Слова… Да, слова! Их написал Александр Михайлович Перфильев, бывший царский офицер, георгиевский кавалер, участник Белого движения. Потому при советской власти об авторе старались не вспоминать. А на грампластинках частенько вообще авторов не указывали.

Был день осенний, и листья грустно опадали,
В последних астрах печаль хрустальная жила.
Грусти тогда с тобою мы не знали,
И мы любили, и для нас весна цвела.

Ах, эти черные глаза меня пленили,
Их позабыть никак нельзя, они горят передо мной.
Ах, эти черные глаза меня любили.
Куда же скрылись вы теперь, кто близок вам другой?

Ах, эти черные глаза меня погубят,
Их позабыть нигде нельзя, они горят передо мной.

Очи черные, очи страстные,
Очи милые и прекрасные,
Как люблю я вас, как боюсь я вас,
Знать, увидел вас в недобрый час.

Ах, эти черные глаза, кто вас полюбит,
Тот потеряет навсегда и счастье, и покой.


«Чёрные глаза» в исполнении Петра Лещенко

Рио-Рита

Знаменитое танго «Рио-Рита», без которого не обходится практически ни один фильм о довоенном времени - это «классика» танго. Его оригинальное название - «Fur dich, Rio Rita» (для тебя, Рио-Рита) - это посвящение ресторану.

В разные времена эта мелодия исполнялась в разных ритмах танцев - пасодобля, фокстрота, танго.

Мелодия родилась в 1932 году в результате совместного творчества двух испанцев - композитора Энрике Сантеухини и Хуана Лоссаса, которого называли «королём немецкого танго».

Энрике Сантеухини в 30-е годы приезжает в Германию, которая была в то время чуть ли не мировым музыкальным центром, встречается в Берлине с дирижёром и композитором Хуаном Лоссасом, сочинившим множество красивых танго. У Лоссаса свой оркестр, с которым он выступает в ресторанах Берлина. При встрече два испанских композитора пытаются вспомнить классические испанские серенады и мексиканские ранчеры. Сантеухини наигрывает Лоссасу ранчеру «Адьёс, мадресита!», которую он слышал в детстве от знакомого тореадора. Лоссас восхищён, и пишет аранжировку.

Так появился на свет пасодобль «Adios, madrecita», который записывают на пластинку. Сантеухини пишет на вышедшей пластинке «Fur Dich, Rio Rita». Сантеухини и Лоссас отдают своё произведение новому Берлинскому ресторану «Rio Rita».

Первые записи будущего хита с названием «Fur dich, Rio Rita» сделал оркестр п/у Отто Добриндта, который выступал под творческим псевдонимом Эдди Саксон, в Швеции и Германии в 1932 году. Авторы немецкого текста О. Адам и Дж. Брест (O. H. Adam, J. Brest).

Самой известной в нашей стране стала запись этого танго в исполнении знаменитого оркестра п/у Марека Вебера. Это был танцевальный вариант с кастаньетами, без слов.

Утомлённое солнце

Название «Утомлённое солнце» появилось значительно позже создания этого танго, и не является единственным. Оригинальное название: «To Ostatnia Niedziela» («Последнее воскресенье»), создано в 1936 году. Автор музыки – польский пианист и композитор Ежи Петербургский (Jerzy Petersburski, 1895 – 1979).

Ежи Петербургский писал музыку для кабаре и театров Варшавы, сочинил множество вальсов и фокстротов, две оперетты. Писал песни для Александра Вертинского. Но более всего известен как автор танго. Его знаменитое танго «О, донна Клара» («Oh, Donna Clara») исполняли самые известные западноевропейские певцы и оркестры, впервые исполнено Мечиславом Фоггом, в дальнейшем пользовалось особой популярностью в Польше в исполнении Петра Фрончевского.

Кстати, Ежи Петербуржский является также автором знаменитой песни «Синий платочек».


Это танго вместе с другим польским танго «Смутное воскресенье» («Smutna Niedziela», иначе «Мрачное воскресенье») Режё Шереша получило в Восточной Европе ещё одно название - «Танго самоубийства». Под музыку этих танго, навевавших грусть, и печальные, даже трагические слова, в тяжёлые и беспросветные годы продолжавшейся Великой Депрессии, банкроты и просто отчаявшиеся люди в полной безысходности сводили счёты с жизнью.

Во время Второй мировой войны в концлагерях запись «To Ostatnia Niedziela» часто крутили фашисты, когда вели еврейских узников в газовые камеры.

В СССР русский текст был написан Иосифом Альвеком:


Этот текст просто печальный, он значительно «мягче» польского оригинала, который и эмоционален, и драматичен. В 1937 году это танго под названием «Расставание» было впервые исполнено оркестром п/у Александра Цфасмана и его постоянным солистом Павлом Михайловым. В дальнейшем песню пели Георгий Виноградов, Леонид Утёсов, Иосиф Кобзон и другие известные исполнители.

В нашей стране были ещё две, менее известные версии этого танго. Одна, «Песня о юге», 1938 г., на стихи ленинградской поэтессы Асты Галлы, исполнялась Клавдией Шульженко. Другая, «Листья падают с клёна», 1938 г., на стихи Андрея Волкова, исполнялась Джаз-квартетом п/у Александра Резанова.

Бесаме мучо

Это самая записываемая песня, одна из наиболее известных песен XX века. Она переведена более чем на два десятка языков мира, а исполнителей её, по крайней мере, заслуживающих внимания, более двух сотен. Кроме песни, существует ещё множество инструментальных версий.

Оригинальное название «Besame Mucho» переводится примерно, как «целуй меня крепко», «целуй меня страстно», «целуй меня очень сильно, много».


«Besame Mucho» в 1944 году в исполнении Джимми Дорси (Jimmi Dorsey) и его оркестра стала первой мексиканской песней победившей в хит-параде, проходившем в Нью Йорке. Певец Эмилио Туэро (Emilio Tuero) стал первым исполнителем мирового хита.

Консуэло Веласкес написала ещё много песен, но ни одна из них не смогла сравниться по популярности с «Besame Mucho».


Далида

С 2009 г. «Бесаме Мучо» выбрана официальным девизом города Мехико.

Цветущий май

Танго «Цветущий май» Артур Морицевич Полонский (1899 - 1989) написал в конце 40-х годов на основе фокстрота «Дессау», который он сочинил ещё в 1930 г. На его первой пластинке было два фокстрота - «Дессау» и «Одесса».

После войны, когда А.Полонский работал в должности музыкального редактора Всесоюзного Радиокомитета, он стал наигрывать мелодию фокстрота «Дессау» в присутствии композитора, баяниста Б.Е. Тихонова (1919-1977), создавшего первый в СССР инструментальный квартет. По его просьбе Артур Полонский делает переложение этой пьесы для небольшого эстрадного ансамбля, и вот в мае 1948 года на свет появляется медленный фокстрот «Цветущий май».

В июне 1948 года «Цветущий май» исполнили и записали: Борис Тихонов (аккордеон), Михаил Ланцман (кларнет), Иван Ключинский (тромбон), Алексей Кузнецов (гитара), Александр Розенвассер (контрабас), Борис Миркин (ударные) и Артур Полонский (фортепиано).

Вскоре «Цветущий май» стал в нашей стране необычайно популярен. Это танго более всего у нас известно в исполнении оркестра под управлением В.Н.Кнушевицкого, это, так сказать, его «классическое» исполнение.


Танго Соловья

Эту музыку сочинил совершенно забытый композитор 30-х годов Юрий Богословский (не путать с Никитой Богословским). Причём забытый настолько, что о нём, как и о Люкъеси, практически ничего неизвестно, и даже на пластинке с «Танго соловья», выпущенной в 1964-м году фирмой «Мелодия», на этикетке вместо Юрия Богословского указан Н.Богословский.

Исполнение танго очень необычное, использован редкий жанр - художественный свист. Танго записано на пластинку в 1940 г. концертным ансамблем п/у Ф.Ф. Криша, соло художественного свиста исполнила Таисия Савва.

Более подробно об исполнительнице можно прочитать в почти детективном расследовании «По следам «Танго соловья»» по адресу http://www.gazeta.lv/story/20478.html.


Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Эта мелодия нам хорошо знакома с детства благодаря эпизоду со стройкой в мультфильме «Ну погоди!», а также заставке лотереи «Спортлото». Сегодня мы поговорим о её истории и о том, как она повлияла на музыкальную культуру разных стран!

Автор мелодии – композитор Гершон Кингсли, известный в Америке своими аранжировками для бродвейских мюзиклов, голливудских фильмов, телешоу и рекламы. «Pop Corn» он записал в 1969-м году, работая над альбомом «Music to Moog By», состоящим из эклектично набора синтезаторных кавер-версий на музыку The Beatles, Саймона и Гарфанкела и… Бетховена!

В Европе и Америке первые опыты с синтезаторной музыкой начались во второй половине 60-х, после того, как в 1964-м году американский инженер доктор Роберт Муг представил публике первый монофонический аналоговый синтезатор. Одними из первых его применили Пол Бивер и Мики Доленц при записи 4-го альбома группы The Monkees «Pisces, Aquarius, Capricorn & Jones Ltd» в 1967-м году.

Два года спустя, Moog использовали The Beatles во время сессии на студии Abbey Road. Синтезатор принадлежал Джорджу Харрисону и использовался по его инициативе. Звучание Moog можно услышать в треках: «Maxwell"s Silver Hammer», «I Want You (She"s So Heavy)», «Here Comes The Sun and Because».

«В первый раз о синтезаторе Moog я услышал в Америке. Я захотел его приобрести как только мистер Муг его изобрёл. Он был огромен - с сотней рычажков и двумя клавиатурами»

Своим именем мелодия обязана её короткому и отрывистому стаккато, напоминающему звук лопающейся воздушной кукурузы («popping»). Впрочем, по мнению некоторых критиков, Гершон Кингсли вложил в неё более глубокий смысл – речь, якобы, шла о поп-музыке и о том, какая она кичливая, то есть, «corny». Однако в 2005-м году Кингсли опроверг эти слухи:

«Я слушал звук машины для попкорна снова и снова, и мне пришло в голову, что я могу создать из него мелодию. Весь следующий день я провёл, экспериментируя со своим синтезатором Moog, в поисках «цепляющего» звучания. В итоге, я полностью создал всю композицию на одном синтезаторе. Так получился Попкорн».

(из интервью с Гершоном Кингсли)

В 1971-м году Кингсли перевыпустил «Popcorn» от имени своей новой группы First Moog Quartet, созданной им годом раньше под новое, открытое им, звучание. 30 октября 1970-го квартет First Moog стал первой группой, исполнявшей синтезаторную музыку в Карнеги Холл! Тем временем, один из участников First Moog Quartet - Стен Фри решил организовать собственную Moog группу под названием Hot Butter...

Hot Butter


Именно в исполнении Hot Butter мелодия Pop Corn получила всемирную известность и стала второй синтезаторной композицией, достигшей американского поп-чарта (тремя годами ранее там побывал «Минотавр» группы Dick Hyman & His Electric Eclectics). В Billboard Hot 100 она заняла 9-ю строчку, а в хит-параде Easy Listening 4-ю. Но ещё больший успех «Воздушная Кукуруза» имела за пределами Америки, лидировав в национальных чартах ФРГ – 3 недели, Норвегии – 6 недель, Франции – 7 недель, Австралии - 8 недель, а в Швейцарии целых 10!

В туманной Великобритании приём был более сдержанным – 5-я строчка чарта, в Канаде – 15-я.

В Италии на композицию было создано сразу несколько кавер-версий: группой La Strana Società (2-е место в чарте), проектом The Popcorn Makers (тоже 2-я строка!), а также Мистером К (#7). Но и версия Hot Butter там тоже отметилась, заняв скромное 19-е место.

Во Франции ремейк группы Anarchic System был впервые со словами, ещё один малозаметный кавер был выпущен проектом Pop Corn Orchestra, под псевдонимом которого скрывался, между прочим, тот самый Жан-Мишель Жар. Однако ни одному из них не удалось повторить успех Hot Butter, чья пластинка разошлась тиражом 900 000 копий и, по итогам столетия, заняла 131-е место в списке самых продаваемых записей Франции ХХ века!

В Западной Германии оригинальная инструментальная аранжировка «Popcorn» была воссоздана знаменитым оркестром Джеймса Ласта. В Америке мелодию исполнил оркестр Тома Спенсера, его аранжировка вошла в советский сборник джаза «Парад оркестров» 1975-го года, который был перевыпущен в 1980-м.

Год спустя, группа Hot Butter выпустит ещё один альбом «More Hot Butter», тоже состоящий из электронных Moog-версий известных хитов, на этом её творческая деятельность успешно завершится.

Другие версии


В 1973-м году британская электронная группа Elektrik Cokernut (она же Electric Coconut), также активно экспериментировавшая с Moog, выпустит версию, известную нам по мультфильму «Ну погоди!» (10-я серия, эпизод со стройкой, 1976-й год).

В 1987-м году синти-поп проект M&H Band выпустил версию «Кукурузы», адаптированную под звучание 80-х, также очень популярную в нашей стране. Правда, почему-то её исполнение традиционно приписывается Жан-Мишелю Жару.

В 1993-м году электронную обработку «Воздушной кукурузы», наложенную на танцевальный ритм, представит польско-немецкий мульти-инструменталист Эдвард Симони. Его версия будет использована в одном из выпусков телесериала «Осторожно, модерн!».

В 2003-м году итальянский ди-джей Gigi D`Agostino создал транс-версию «Кукурузы», включив её в свой альбом «Silence E.P.Underconstruction 1».

В 2007-м финский исполнитель Frederik записал композицию «Porno on pop» (название которой дословно переводилось как «Порно это Поп»). Любопытную рок-версию «Кукурузы» представила британская группа Muse - она вошла в альбом «Futurism» и в качестве би-сайда сингла «Resistance».

Кино и Телевидение

Под эту мелодию (уже в исполнении ансамбля электромузыкальных инструментов Мещерина) каждое воскресное утро на первом канале советского телевидения проходил розыгрыш лотереи «Спортлото». Любопытно, что в американском Дейтройте под мелодию «Попкорн» проходили розыгрыши Мичиганской Лотереи на канале WDIV.

Также мелодия была использована в советском кинофильме 1977-го года «Три весёлые смены» режиссёра Дмитрия Михлеева. Можно её услышать и в американской комедии «Утопим Мону» (2000), хотя в официальный саундтрек она не вошла.

В 25 выпуске юмористической передачи «Городок», в рубрике «Реклама» также звучал «Popcorn».

В американском детском телешоу «The Muppets» есть пародийный эпизод «Pöpcørn» со шведским шеф-поваром, который танцует под звук лопающейся кукурузы - в конце эпизода взорвавшаяся микроволновка засыпает попкорном всю кухню.

В настоящее время мелодия «Попкорн» используется в программе «Контрольная закупка» во время сравнительной оценки стоимости товара в разных регионах. Ремикс этой мелодии используется в рубрике «Оторвись» программы «Всё включено» телеканала «Россия-2».

Компьютерные игры

Любителям игр мелодия «Popcorn» известна по аркадной игре Pengo (1982), саундтреку к Digger (1983) и вступительной мелодии к игре 1984-го года Pyjamarama . А также игре того же года Trollie Wallie.

Crazy Frog


22 августа 2005 года немецкая электронная группа Crazy Frog выпустила танцевальную версию «Попкорн», ставшую, кроме всего прочего, популярнейшим рингтоном. Забавный видеоклип про жизнь подводного мира на основе компьютерной графики был создан при участии студии Kaktus Film и Эрика Вернквиста из TurboForce3D.

Сингл возглавил чарты Бельгии, Испании и Новой Зеландии, но наибольший успех имел во Франции, где, сбросив с первой строчки хит всё той же Crazy Frog «Axel F», возглавлял чарт на протяжении 7 недель! Три месяца спустя, он получил бриллиантовый статус, а также золотой в Австралии.

Дальнейшая судьба Гершона Кингсли

Вслед за альбомом «Music to Moog By» Гершон Кингсли выпустил альбом «First Moog Quartet», содержащий записи его живых выступлений, сделанные во время мирового гастрольного турне. Некоторые из этих композиций были ещё более экспериментальными и содержали вставки человеческой речи. С появлением новых электромузыкальных устройств, Кингсли продолжил эксперименты с Fairlight и Synclavier (первым цифровым синтезатором).

Гершон Кингсли и его соавтор Жан-Жак Перри, вместе с которыми он выпустил немало совместных работ под именем Перри-Кингсли, сегодня известны как пионеры электронной музыки и создатели композиции «Baroque Hoedown », используемой компанией Уолта Диснея в её тематических парках для световых парадов, а также «The Savers» для игрового шоу The Joker"s Wild. Также Кингсли создал заставку для бостонского телеканала WGBH-TV.

Любого из композиторов, о которых пойдёт речь в этой статье можно с лёгкостью назвать самым великим композитором классической музыки когда-либо существовавшим.

Хотя, сравнивать музыку, созданную за несколько столетий невозможно, но все эти композиторы очень чётко выделяются на фоне своих современников. В своих произведениях они стремились расширить границы классической музыки, достичь в ней новых высот, не досягаемых ранее.

Все великие композиторы классической музыки, приведённые ниже в списке достойны первого места, так что список представлен не по значимости композитора, а в виде информации для ознакомления.

Для мировой классики Бетховен является очень значимой фигурой. Один из самых исполняемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения в абсолютно всех существовавших жанрах своего времени. Является предвестником периода романтизма в музыке. Инструментальные произведения признаны самыми значимыми из всего наследия оставленного Людвигом Ван Бетховеном.

Величайший композитор и органист в мировой истории музыки. является представителем эпохи барокко. За всю свою жизнь написал свыше тысячи произведений, однако, при жизни было издано всего лишь около десятка. Творил во всех жанрах своего времени за исключением оперы. Является родоначальником династии Бахов, самой знаменитой в музыке.

Композитор и дирижёр, виртуозный скрипач и органист из Австрии, обладал невероятной музыкальной памятью и поразительным слухом. Творить начал с ранних лет и преуспел во всех жанрах музыки, за что по праву признан одним из великих композиторов классической музыки в истории.

Самое загадочное и таинственное произведение Моцарта – «Реквием», так и не было дописано автором. Причиной тому стала скоропостижная смерть в тридцать пять лет. Завершил работу над «Реквиемом» его ученик Франц Зюсмайер.

Великий немецкий композитор, драматург, дирижёр и философ. Огромное влияние оказал на модернизм и в целом всю европейскую культуру на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.

По приказу Людвига II Баварского в Байрейте был построен оперный театр по задумкам Вагнера. Он предназначался исключительно для произведений композитора. Музыкальные драмы Вагнера идут в нём и по сей день.

Русский композитор, дирижёр и музыкальный критик относится к одним из лучших мелодистов в мире. Его творчество внесло огромный вклад в развитие мировой классики. В среде любителей классической музыки является очень популярным композитором. В своих произведениях Пётр Ильич Чайковский успешно совместил стилистику западных симфоний с русскими традициями.

Великий композитор из Австрии, и дирижёр, и скрипач, и признанный всеми народами мира «король вальса». Творчество его было посвящено лёгкой танцевальной музыке и оперетте. В его наследии насчитывается свыше пятисот вальсов, кадрилей, полек, а также имеется несколько оперетт и балетов. В девятнадцатом веке благодаря Штраусу вальс обрёл неимоверную популярность в Вене.

Итальянский композитор, гитарист-виртуоз и скрипач. Очень яркая и необычная личность в музыкальной истории, является признанным гением в мировом искусстве музыки. Всё творчество этого великого человека было окутано некой таинственностью, благодаря самому Паганини. Он открывал в своих произведениях новые, ранее никому не известные виды скрипичной техники. Также является одним из основоположников романтизма в музыке.

Все эти великие композиторы классической музыки оказали очень большое влияние на её развитие и продвижение. Их музыка, проверенная временем и целыми поколениями, востребована и в наши дни, может быть даже в гораздо большей степени, чем при их жизни. Они творили бессмертные произведения, которые продолжают жить, и переходить к следующим поколениям, неся в себе эмоции и чувства заставляющие задуматься о вечном.

Итак, одним из величайших композиторов вот уже третий век признаётся Людвиг ван Бетховен. Его произведения оставляют глубокий след в душах и в умах самых искушённых слушателей. Настоящим фуррором в своё время стала прьемьера 9-й ре минорной симфонии композитора, в финале которой звучит знаменитая хоровая “Ода к Радости” на текст Шиллера. В одном из современных фильмов представлен хороший монтаж всей симфонии. Обязательно посмотрите!

Л. ван Бетховен Симфония №9, ре минор (видео-монтаж)



Статьи по теме: