Раскройте понятие музыкальная культура человека. Екатеринбург (энциклопедия) что такое музыкальная культура, что означает и как правильно пишется

Очевидно, что понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий: «культура», «художественная культура» и «художественная культура личности».

Современное понятие «художественная культура» включает в себя «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью». [Художественная культура: понятие термина. /Под ред. Л Н. Дороговой. - М., 1978 - с. 67].

Таким образом, художественная культура - совокупность художественных ценностей, а также определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Отметим, что в качестве синонима художественной культуры иногда употребляется понятие «искусство».

Поскольку эти определения стали синонимами, базовыми для десятков других и их производных, необходимо указать, что ключевой особенностью данного подхода является выделение двух граней художественной культуры, а именно - художественной культуры общества, и через эту призму - художественной культуры личности.

Понятие «художественная культура личности» может быть выделено на основании того, что в определениях художественной культуры нередко подчеркиваются такие ее стороны, как «способность понимать искусство и наслаждаться им» Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М., 1991 - с. 41.; активная творческая деятельность людей; процесс создания, восприятия и усвоения художественных ценностей. Именно это и дает основание ученым развести понятия «художественная культура» и «художественная культура личности».

Исходным толчком для такого разделения стало утверждение о преобразовании самой личности под воздействием искусства. Определяя культуру как своего рода духовное оснащение личности, ученые подразумевают под ней некую «проекцию» образов на воспринимающего, предварительно освоенные знания, называя индивидуальной культурой.

Очевидно, нельзя полностью разделить эту точку зрения, поскольку она отражает лишь одну из многочисленных сторон понятия «индивидуальная культура». Культура личности - это не «склад» готовых идей, а реальный инструмент для познания и преобразования мира и самой личности. Несмотря на очевидную односторонность, сама мысль о преобразовании самой личности показалась нам весьма плодотворной и достойной для последующего рассмотрения.

Среди исследователей, отстаивающих позицию дифференциации культуры общества и культуры личности, можно отметить Ю.Б. Алиева, Ц.Г. Арзаканьяна, С.Б. Байрамова, Г.М. Бреслава, А.В. Гордееву, Л.В. Горюнову, Л.Н. Дорогову, Ю.А. Лукина, Л.П. Печко, А.В. Пирадова, Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова и ряд других. При всем различии направлений исследований вышеперечисленных авторов, их роднит одно - анализ функциональных изменений, которые происходят в личности под воздействием художественного (эстетического, духовного).

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки -- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

  • · индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
  • · музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своебычный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

  • · потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;
  • · эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Теплов писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
  • · музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
  • · оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества. Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении развития музыкальной культуры школьников относятся:

  • · уровень развития художественных предпочтений;
  • · участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;
  • · информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

  • · музыкальный опыт школьников;
  • · музыкальная грамотность;
  • · музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

  • · уровень общей осведомлённости о музыке;
  • · наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;
  • · мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.

Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта: 1) встречи с музыкой на уроке; 2) музыка для домашней фонотеки; 3) музыка для друзей. Предлагается составить программу заключительных уроков четверти, выбрать пластинки для прослушивания дома в кругу семьи, программу вечеринки для друзей.

Дополнительно можно провести беседу:

  • 1. Как ты относишься к музыке?
  • 2. Для чего музыка нужна в жизни?
  • 3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?
  • 4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?
  • 5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?
  • 6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе, кроме урока? Где?
  • 7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?
  • 8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?
  • 9. Какую музыку ты слышал последний раз с родителями? Где?
  • 10. Какие музыкальные передачи тебе понравились за последнее время? Почему?

Также, возможны анкета для родителей и выявление определённых навыков музыкального исполнительства.

Анкета для родителей:

  • 1. Каким, на ваш взгляд должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?
  • 2. Что необходимо для достижения вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?
  • 3. В чем вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Второй компонент - музыкальная грамотность понимается, как:

  • · способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное;
  • · особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;
  • · умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;
  • · способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Используется несколько методик для выявления музыкальной грамотности «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку» (определение родственной по содержанию музыки); «Открой себя через музыку».

Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению:

  • 1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
  • 2. Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?
  • 3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется ввиду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы её выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Методика «Открой себя через музыку». Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания:

  • · дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога;
  • · 2-е задание предполагает раскрытие ребёнком музыкального содержания в пластике, в движении;
  • · третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.

Творческость (креативность) рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле слова - это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

  • · эмоциональность;
  • · степень осознанности замысла;
  • · изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;
  • · художественность воплощения замысла;
  • · привлечение имеющегося музыкального опыта.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, наблюдением за детьми в процессе их общения с музыкой (какую роль выбирает ребёнок: композитора, исполнителя, слушателя).

Другая методика «Сочиняю музыку» проводится индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и т.д. Даётся исходная творческая задача, ситуация: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города» и т.п. После выбора ситуации школьник вместе с педагогом размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Можно воплощать свой замысел на фортепиано, других инструментах, голосом, пластикой.

Третья методика «Ребёнок и музыка». Музыка - живое существо. Школьнику предлагается нарисовать ее так, как он чувствует, понимает музыку, когда исполняет или слушает. Не забыть изобразить себя в этом рисунке.

Блок предметов эстетического цикла в начальной школе нацелен на изучение основных законов взаимоотношений человека и окружающего его мира, постижение смысловых значений процесса отражения человеком окружающего его мира в художественно-знаковых формах, призван содействовать освоению ребёнком окружающего его мира, бытия, пространства, социума, выработке ценностных ориентаций через расширение возможностей самовыражения. Данный этап нацелен на целенаправленную подготовку учащихся к осознанному восприятию культуроведческой информации в дальнейшем.

Основными навыками и умениями для данного этапа являются следующие:

  • · понимание языка искусства, как средства коммуникации между людьми;
  • · расшифровка и передача информации посредством доступных средств выразительности различных видов искусства (в частности, музыкального);
  • · перевод информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства в выражение посредством другого вида искусства;
  • · эстетическое восприятие явления окружающего мира и передача своего восприятия мира через художественный образ.

Особенностью построения содержания эстетических предметов среднего звена должно стать параллельное изучение исторического развития мировой и национальной художественной культуры, что будет содействовать пониманию роли и места национальной культуры в общемировом контексте. Такое построение преподаваемого материала, обеспечивая единство теоретической и практической подготовки учащихся, соответствует не только психологическим особенностям процессов восприятия у детей данного возраста, но и соответствует специфики гуманитарного знания.

Навыки и умения, которые должны демонстрировать учащиеся в результате его изучения могут сводиться примерно к следующему:

ь осознанно воспринимать и характеризовать художественный образ в произведениях изучаемого вида искусства;

ь характеризовать средства выразительности, жанровые критерии, стилевые особенности конкретных музыкальных произведений;

ь понимать и выявлять связи между созданием конкретного художественного произведения и культурой соответствующего общества;

ь понимать и использовать в своём творчестве характерные для народной музыкальной культуры средства выразительности.

Музыкальная культура понимается как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка. Жизненная и духовная среда, которая называется музыкальной культурой, и к которой так или иначе причастны большинство людей, далеко не однородна. В одних случаях границы музыкокультурных областей весьма жестко определены и труднопроницаемы. В других случаях эти границы могут быть не столь заметны с первого взгляда, но они есть. В разных текстах встречаются попытки обособления в пределах музыкальной культуры различных музыкальных сфер: серьезной музыки и развлекательной, музыки народной и профессиональной, музыки устной традиции и музыки письменной, массовой и элитарной, музыки первичных жанров, которая непосредственно включена в поток жизни, и музыки вторичных жанров, существующей в особых внебытовых формах.

Каждое из этих и другие подобные различия опираются на разные критерии, продиктованные потребностью исследования или публицистической задачей. При этом музыка чаще всего рассматривается в ее социологической проекции, т.е. либо с точки зрения тех общественных задач, к осуществлению которых она примыкает, либо с точки зрения интересов тех общественных групп, внутри которых она преимущественно распространена (сельское или городское население, молодежь и т.п.). Но когда цель состоит в том, чтобы понять собственную природу музыкальной культуры как духовного взаимодействия людей по поводу музыки, независимо от их профессионального, социального, возрастного или какого-то другого социологического определения, то нужно избирать критерии, существенные для протекания собственно музыкального процесса.

Есть, по крайней мере, два критерия, характеризующие качество внутренней организации музыкокультурной среды. Один из них - принятый в ней статус музыкального произведения. Он может быть различным: от представления о музыкальном произведении, как о завершенном в своих границах и продуманном во всех деталях создании индивидуального композиторского творчества, до представления о музыке как о несамостоятельной составляющей целостного обрядового действа. Ясно, что эти два полярных друг другу подхода внутри каждой культуры к степени аутентичности и стабильности музыкального текста отражают и всю несхожесть соответствующих музыкокультурных систем в целом.

Другой критерий для различения музыкальных культур опирается на то, как по-разному осмыслены и самостоятельно развиты в них основные виды музыкальной деятельности людей: сочинение, исполнение и слушание. В музыкальной культуре фольклорного типа, где нет «специализации» авторов, исполнителей и слушателей, различия между ними минимальны, а в музыкальной культуре концертного типа они максимальны. Но самое интересное то, что между этими двумя переменными существует однозначная связь: в строго рационализированной культуре концертного типа музыкальное произведение есть вещь, стабильная во всех своих подробностях, а в фольклорной культуре диффузности ее внутренней структуры отвечает диффузность структур и границ ее музыкальных проявлений.

Основная тенденция исторических перемен в мировой музыкальной культуре состояла в последовательной автономизации структурных элементов музыкальной среды и соответственном усложнении связи между ними.

Вопросы для повторения

1. Сходства и различия музыкальных культур.

2. Основные тенденции развития мировой музыкальной культуры.

Екатеринбург (энциклопедия)

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

многоуровневая система, включающая разл. виды и жанры муз. иск-ва, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и муз.-образовательные учреждения, муз. об-ва, клубы, кружки, быт. и домашнее музицирование.

В становлении муз. жизни Екат. отразились процессы слияния нар. традиций рус. нас., предст. др. национальностей и проф. муз. к-ры европ. типа. В сфере быт. музыки утверждались формы и жанры, типичные для гор. к-ры. Один из ее признаков - гор. орк., присутствие к-рых было обязательно на всех праздничных вечерах местной знати. С 1843 большую популярность приобрели муз. спектакли, чему способствовало прибытие в г. по приглашению В.Глинки театр. труппы П.Соколова. Водевили и оп., представленные гастролерами, имели шумный успех, что послужило импульсом для претворения в жизнь идеи создания собственного гор. т-ра. Ч. актеров труппы, в т.ч. примадонна Е.Иванова, а также небольшой инструментальный ансамбль, сопровождавший спектакли, остались в Екат. В 1847 на Гл. просп. для т-ра выстроили кам. здание (ныне к/т «Колизей»).

В 70-е XIX в. начинает активно развиваться оп. иск-во. В 1874 на подмостках гор. т-ра гастролировавшей в г. солисткой имп. т-ров Д.Леоновой поставлена оп. Дж.Верди «Трубадур». Ее успех обусловил возникновение Екат. муз. кружка (1880), где по инициативе П.Давыдова и Г.Свечина ставились оп. постановки.

В 1880-е в г. происходит заметный сдвиг в развитии хорового иск-ва. Наряду с хоровыми исполнениями нар. песен и церк. песнопений становятся популярны выступления хоров муз. кружка и капеллы С.Гилева, включавших в свой репертуар произв. классической музыки. Успешно проходят концерты духовной музыки объединенных хоров любителей и церк. певчих. Наивысш. подъема хоровое иск-во достигло в нач. ХХ в. благодаря деятельности А.Городцова и Ф.Узких, руководивших бесплатными хоровыми регентскими курсами губ. к-та попечительства о нар. трезвости.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Екат. наблюдается повышение уровня инструментального исполнительства. По инициативе В.Цветикова, П.Баснина и др. в г. организуются камерные собр., проводятся ист. концерты. В летнем саду Обществ. собр. под рук-вом дир. О.Кассау, С.Герца и др. регулярно проходят симф. концерты, в Харитоновском саду - концерты легкой музыки (см. Орк. Екат.)

В нач. ХХ в. в Екат. появляются новые концертно-театральные здания: Верх-Исетский нар. т-р (1900, см. Народный дом), концертный зал И.Маклецкого (1900), концертный зал Коммерческого собр. (1910). Это способствовало значительному увеличению кол-ва концертов и оп. постановок. Важнейшие события в муз. жизни Екат. произошли в 1912: открылся Новый гор. т-р (см. Екат. гос. акад. т-р оп. и балета), заявивший в репертуаре сразу 50 оп., заработало Екат. отд-ние Имп. Рус. муз. об-ва, положившее нач. развитию проф. муз. образования в г. В 1916 муз. кл. ИРМО при меценатской помощи Д.Соломирского преобразуются в муз. уч-ще, где работают В.Бернгард и Н Иванова-Кулибина, ставшие впоследствии авторитетными муз. пед.

После 1917 мн. сложившиеся муз. структуры г. прекращают свое существование. Помещения оп. т-ра и концертно-театральных зданий используются для проведения полит. собр. и митингов, часто сопровождающихся массовым пением рев. песен и исполнением муз. произв., созвучных рев. событиям. В 1920-е массовый х-р приобретает деятельность хоровых кружков раб. и красноармейских клубов.

В 1920–1930-е Ц. муз. жизни Екат.–Свердл. становится оп. т-р. На его сцене пели А.Ульянов, Ф.Мухтарова, С.Лемешев, И.Козловский, Д.Аграновский, В.Ухов, Г.Пирогов, дирижировали И.Палиев, И.Палицын, А.Пазовский, А.Маргулян. Летом, когда заканчивался театральный сезон, орк. т-ра давал традиционные симф. концерты в саду им. Вайнера (быв. Клубном).

С 1925 новым средством пропаганды муз. иск-ва становится Свердл. радио. Муз. ред. радиовещания работали В.Трамбицкий и Б.Певзнер. Радиок-т имел своих солистов и орк., к-рый в 1934 расширен и преобр. в симф. орк. Свердл. гос. филармонии (см. Урал. гос. акад. филармонический орк.) под управлением М.Павермана.

1930-е ознаменовались созданием в Свердл. учреждений, значительно обогативших муз. к-ру г. В 1933 началась деятельность т-ра муз. комедии (см. Екат. гос. акад. т-р муз. комедии). Труппу возглавил приглашенный из Ленинграда опытный реж. А.Феона, основу актерского коллектива составили С.Дыбчо, М.Викс, А.Маренич, П.Емельянова. Уже через 10 лет т-р признан «лаб. сов. оперетты». В 1934 начала первый уч. г. Урал. гос. консерватория, в 1939 утверждено Свердл. отд-ние СК СССР (см. Урал. отд-ние Союза композитиров России).

В гг. Вел. Отеч. войны муз. к-ра Свердл. продолжала активно развиваться. В г. жили и плодотворно работали 40 чл. СК, в т.ч. эвакуированные Р.Глиэр, Т.Хренников, А.Хачатурян, В.Шебалин, Д.Кабалевский и др. изв. музыканты. В Свердл. долгое время находился Гос. орк. Всесоюз. радио, Киевская консерватория, успешно концертировали Г.Нейгауз, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, Л.Оборин. В это время созд. Урал. нар. хор (см. Урал. гос. акад. рус. нар. хор), хоровая капелла филармонии, хор обл. радиок-та. За гг. войны только Свердл. гос. филармонией организовано более 20 тыс. концертов.

В послевоен. период на состояние муз. к-ры серьезное воздействие оказало пост. ЦК ВКП(б) от 10 февр. 1948. Обвинения в «антинародности» и «формализме» коснулись также урал. композиторов. Политика «холодной войны» и закрепившийся за Свердл. статус закрытого г. способствовали искусственной изоляции свердловчан от мир. муз. к-ры. И все же муз. жизнь столицы Ср. У. не стояла на месте. Интенсивно развивался песенный жанр. Творческие удачи сопутствовали в этом направлении Б.Гибалину, Е.Родыгину, Л.Лядовой. Огромной популярностью пользовались праздники песни, организуемые Хоровым об-вом, руководимым Г.Рогожниковой. Песенный мат-л, осн. на урал. фольклоре, лег в основу симф. Г.Топоркова и Н.Пузея, оп. Г.Белоглазова «Охоня», муз. комедии К.Кацман «Марк Береговик».

Высокого уровня достигло исполнительское мастерство. В 1950–1960-е выступают пианист И.Рензин, скрипачи М.Затуловский и Н.Шварц, виолончелист Г.Цомык, певцы Я.Вутирас, Н.Даутов, В.Китаева, М.Глазунова, А.Новиков, И.Семенов. Мир. изв. приобрели выпускники Урал. гос. консерватории нар. арт. СССР Б.Штоколов и Ю.Гуляев. При филармонии образовались высокопроф. инструментальные ансамбли: Урал. струнный квартет им. Н.Мясковского и Урал. трио баянистов.

Активно развивалась художеств. самодеятельность. В Домах к-ры под рук-вом опытных музыкантов работали муз. кружки и даже оп. студии. Более десяти оп. поставлено любительской студией в ДК Верх-Исетского з-да (рук. П.Лантратов). Муж. хор Свердл. горн. ин-та (рук. В.Глаголев) стал лауреатом всесоюз. муз. фестиваля (1957), хор Урал. гос. ун-та (рук. В.Серебровский) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), эстрадно-симфонический орк. ДК железнодорожников (рук. В.Турченко) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968).

В 1960-е широкое развитие в кругах студенчества и гор. интеллигенции получает жанр авторской песни. Организуются клубы самодеятельной песни, из среды к-рых вышли мн. изв. барды (А.Дольский и др.).

Новый подъем урал. шк. игры на нар. инструментах произошел в 1960-е. В Урал. гос. консерватории создается спец. каф., которую возглавил изв. в стране и за рубежом исполнитель-балалаечник Е.Блинов (1963). Пед. и воспитанники этой каф. неоднократно побеждали на всесоюз. и междунар. конкурсах. Организуются орк. нар. инструментов, оригинальную музыку для к-рых пишет В.Биберган («Урал. потешки») и др. урал. композиторы.

В 1970–1980-е в муз. жизни Свердл. появились новые имена талантливых музыкантов. Победу на междунар. конкурсе им. Бетховена в Вене (1977) одержала пианистка Н.Панкова, ярко проявили себя дир. Е.Колобов (Свердл. т-р оп. и балета), В.Кожин (симфонический орк. Свердл. гос. филармонии). За постановку оп. «Пророк» в Свердл. т-ре оп. и балета композитор В.Кобекин, дир. Е.Бражник и реж. А.Титель удостоены Гос. пр. (1987). В 1987 в г. организовано Муз. об-во Свердл. обл., которое возглавила нар. арт. СССР В.Баева.

В 1980–1990-е открыто заявило о себе молодежное движение. В г. возник рок-клуб (1986), а лучшие гр. - «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галюцинации», «Чичерина» - заняли в России лидирующие позиции в этом муз. направлении. Активно работает «дедушка урал. рока» композитор А.Пантыкин (см. Рок-музыка). Оживилась деятельность мастеров и любителей джаза. Созд. Урал. гос. орк. джазовой музыки (рук. Н.Баранов), регулярно проводятся джазовые фестивали. Мир. изв. получил воспитанник Урал. консерватории джазовый музыкант В.Чекасин. Получают развитие поп-музыка (В.Пресняков-мл., А.Малинин) и авторская песня (А.Новиков).

Примечательное явление муз. жизни Екат. посл. десятилетия ХХ в. - появление множества самостоятельных концертных, муз.-театральных структур и усиление заруб. связей. Успешно гастролируют за рубежом и участвуют в междунар. конкурсах филармонический орк. под рук-вом Д.Лисса, орк. нар. инструментов под рук. Л.Шкарупы, камерные орк. В-А-С-Н (осн. в 1990 С.Дьяченко), «Лицей», «Camerata» (рук. Засл. арт. РФ В.Усминский), ансамбли нар. инструментов «Аюшка» (рук. В.Зыкин) и «Урал» (рук. М.Уляшкин), хор «Доместик» (рук. В.Копанев, Губ. пр. 1998) и др. Окрепли творческие контакты Урал. консерватории с муз. вузами Франции и Италии, в чем большая заслуга ректора УГК пианиста М.Андрианова. Особую значимость имеют победы на междунар. конкурсах юных екатеринбуржцев: дет. хора «Аврора» (рук. В. и Н.Булановы), хора мальчиков муж. хорового лицея (рук. С.Пименов), хоровой капеллы и ансамбля танца «Улыбка» Дет. филармонии (рук. Ю.Бондарь, О.Журавлева) и др.

Лит.: Из музыкального прошлого: Сборник очерков. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; О музыке и музыкантах Урала // Научно-методические записки УГК. Вып. 3. Свердловск, 1959; Беляев С. История музыкальной культуры Урала: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.

"МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА" в книгах

Музыкальная школа

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Музыкальная школа Осенью 1944 года в моей жизни произошло знаменательное событие - я поступила в музыкальную школу имени Бетховена.Папа прислал посылку, в ней «для дочурки» юбочка в складку со шлейками, блестящая крепсатиновая кофточка, рукава фонариком. Мама на меня все

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Из книги Мое взрослое детство автора Гурченко Людмила Марковна

Музыкальная интонация

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Музыкальная интонация За несколько дней до отъезда Миши у нас обедали наши кузины, одна из которых, ровесница Зайки, мне особенно нравилась. Она не знала или не хотела знать, что я был противный мальчик, обращалась со мной по-доброму и разговаривала без всякой тайной мысли

Библеизмы и музыкальная культура

Из книги Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре автора Дубровина Кира Николаевна

Библеизмы и музыкальная культура Эта тема в нашей книге, пожалуй, наиболее сложная по ряду причин. Во-первых, я не специалист в области музыкальной культуры; во-вторых, музыка – это наиболее абстрактный вид искусства; поэтому музыкальное произведение очень сложно, если

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения

автора

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения Понятие «музыковедение», как и обозначение специалистов в этой области словом «музыковед» (или, в западном варианте, «музыколог»), обычно ассоциируется с

Музыкальная критика и музыкальная наука

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и музыкальная наука Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования Культуру высокую в массы двигай! В.

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности

автора

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Музыкальная культура нового и новейшего времени

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Музыкальная культура современности

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Культура См. также «Искусство и художник», «Массовая культура», «Политика и культура» Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан* Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио* Культура есть

Музыкальная культура скинхедов

Из книги Бритоголовые автора Беликов С В

Музыкальная культура скинхедов Музыкальная культура скинхедов составляет значительную часть их неформальной субкультуры. В музыкальной культуре находит свое выражение сам «дух движения».В музыкальной культуре бритоголовых существует нескольких музыкальных стилей.

Штабная культура / Искусство и культура / Культура

Из книги Итоги № 36 (2013) автора Итоги Журнал

Штабная культура / Искусство и культура / Культура Штабная культура / Искусство и культура / Культура В Восточном крыле Главного штаба, переданном в 1993 году Государственному Эрмитажу, завершилась реставрация Интерьерам Восточного крыла

Язык и музыкальная культура Православия

Из книги Язык и музыкальная культура православия автора Мельников Илья

Язык и музыкальная культура Православия Православие создало особый язык для изложения вероучительных истин. В основу богословского языка был положен греческий разговорный, общеупотребительный язык, койне. В I–V веках на этом языке говорило все население Римской

11. Язык и музыкальная культура Православия

Из книги Православие автора Иванов Юрий Николаевич (2)

11. Язык и музыкальная культура Православия Православие создало особый язык для изложения вероучительных истин. В основу богословского языка был положен греческий разговорный, общеупотребительный язык, койне. В I–V веках на этом языке говорило все население Римской

Содержание статьи

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Музыка как вид искусства.

Дать одно исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.

Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов – интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка - искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс (Б.Асафьев).

Музыка – это искусство. Здесь мы выходим в контекст социальной жизни. Музыка – особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. Однако результаты искусства (в частности музыкального) с точки зрения «здравого смысла» и пользы – не имеют утилитарной материальной ценности, как бы бесполезны. Искусство – это умение, мастерство, искусность, поэтому оно неизбежно связано с понятием ценности, качества, а также, как правило, с понятиями красоты, вдохновенности созданного. Отличие искусства музыкального от других областей нематериальной деятельности (науки, политики) и есть преобразование духовной жизни общества и человека по законам красоты, создание ценностей нравственно-духовных (способ духовного производства).

Спор о природе и содержании искусства вообще между сторонниками материалистической и идеалистической эстетик особенно затруднителен по отношению к музыке, т.к. музыка из всех искусств, быть может, самое эфемерное создание. Смысл и содержание музыкального творения больше, чем «чистая форма», но творение это и не сводимо к жизненным проявлениям, аналогам жизненных ситуаций, к человеческим эмоциям, хотя опосредованно связано с действительностью.

За имманентно-музыкальной специфичностью закрепился термин «художественное содержание». Последнее – основа всех искусств, включая понятийные (литература, театр, кино). Однако музыкальная содержательность несводима к содержательности других видов искусства, и не может быть адекватно передана каким-либо способом. Музыкальное содержание связано с определенными историческими, мировоззренческими, национальными и эстетическими идеалами того или иного времени, а также с личностью создателя. Специфика музыкального познания и мышления носит не конкретный, не понятийный характер. В музыке проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, духовно-созерцательное, рассудочно-интеллектуальное, интуитивное, эмпирическое, игровое, интонационно-физиологическое, телесно-моторное, фантазийное и прочие начала. Музыкальные переживания, эмоции не тождественны эмоциям бытовым, первичным. И потому смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален и представляет собой иную реальность. Неслучайно многие умы связывают природу музыки с природой абсолютного духа.

Однако в музыкальном искусстве присутствует различная степень конкретизации содержания. Прежде всего, в т.н. синтетических жанрах (опера , балет), в музыке со словом (хоровые и вокальные жанры), а также в таком роде произведений, которые называются программной музыкой. В них есть аналогия жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом или с идеей, эмоциональным настроем.

Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность имитировать явления природы, такие как: пение птиц (некоторые композиторы-«орнитологи», например О.Мессиан, который изучал, записывал в нотах и передавал в новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц – он содержал их у себя дома); плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана (музыкальные «маринисты» – это прежде всего Н.Римский-Корсаков , К.Дебюсси , М.Равель, А.Руссель); бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена, в симфонической поэме Ветер Сибири Б.Чайковского). Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни. Например, пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана (выстрел Онегина в опере Евгений Онегин П.Чайковского, пулеметные очереди в части «Революция» из кантаты С.Прокофьева К XX-летию Октября ), бой часов, колокольный звон (в операх Борис Годунов М.Мусоргского и Испанский час М.Равеля), работу механизмов, движение поезда (симфонический эпизод «Завод» А.Мосолова, симфоническая поэма Пасифик 231 А.Онеггера).

Происхождение музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и явствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах.

На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма (К.Валлашек). Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г.Спенсером : необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Более современные авторы (К.Штумпф, В.Гошовский) утверждают, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь – в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов (М.Харлап).

Стадии развития музыки.

В своем развитии музыка, как и поэзия, имела три качественно отличные стадии, которые следует понимать скорее как различные типы (системы) музыки, нежели хронологически сменяемые этапы ее развития. Первая стадия определяется чаще всего термином «фольклорная». В европейской культуре понятие «музыкальный фольклор» часто используют как синоним к понятиям «народная», «примитивная», «этническая» или «музыкальная культура нецивилизованных народов». Стадия фольклора отличается такой коммуникацией, когда слушатель и исполнитель не разделены – все являются соучастниками музыкального действа и включены в некий ритуал.

Музыкальный фольклор неотрывен от быта (охота, рождение ребенка, свадьба, похороны), трудового процесса, календарных праздников, обрядов, игр. Он синкретичен по своей природе, в нем пение, звучание музыкальных инструментов соседствуют. В первобытных обществах он был неотделим от слов и телодвижений. Наряду с крестьянским музыкальным фольклором, хорошо сохранившимся в культуре России, существует городской музыкальный фольклор (в странах Европы). Это уже «профессиональное народное искусство», которое появляется лишь в развитых сообществах. Для фольклорной стадии характерна устная форма трансляции музыкальных «текстов», отсутствие форм письменной их фиксации и неразвитость музыкально-теоретических понятий, специальных музыкальных учений.

Вторая стадия, определяется по-разному, как «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». В ней музыкант-профессионал отделен от слушателей. Его отличает стремление к фиксации музыкального «текста», чаще всего с помощью слова, но не в процессе распевания безымянных народных стихов, а специально сочиненных литературных текстов, часто – с помощью письменного поэтического текста. Искусность, техническая сторона в создании музыки выступают здесь на первый план, что ведет к появлению запоминаемых канонизированных структур, музыкальных моделей в виде особых метров и ладов. Ярким примером этого типа музыки служит музыка в Древней Греции («мусическое искусство» – синкретическое явление, объединявшее поэзию, музыку и танец), исламская музыка (средневековая музыка арабов и персов). На этой стадии формируются первые учения о музыке, пишутся музыкальные трактаты.

На третьей стадии устная форма общения заменяется письменной и появляются три участника процесса музыкальной коммуникации: композитор-исполнитель-слушатель. Такой взгляд определяет традиционно-европейское понимание музыки в наши дни. Взгляд этот ограничен рамками европейской культуры, где произошло расслоение процесса музыкальной коммуникации на трех участников. Именно в Западной Европе на рубеже 16–17 вв. возникло авторское, композиторское музыкальное творчество. Музыка стала записываться в стабильном нотном тексте и появилась необходимость исполнения записанного и отделенного от создателя «нотного текста». Музыкальное сочинение (композиция, опус) приобрело возможность самостоятельного существования, что было вызвано появлением нотописи и развитием инструментальных форм музыки. Неслучайным стало употребление европейцами термина «чистая музыка», подчеркивающего независимость музыки от словесного текста (музыка – невербальная форма искусства), а также – и от танца.

На данной стадии стало выделяться исполнительское музыкальное искусство – одна из самых значимых сфер реализации музыки во всех культурах и на всех стадиях ее существования. Однако в западноевропейской культуре, где исполнение отделено от сочинительства (благодаря формам нотной записи музыки), оно выделено в самостоятельную область музыкальной деятельности. При этом возникает ярко выраженная потребность в индивидуальной трактовке, варьировании, аранжировке одного и того же фиксированного в нотном тексте музыкального произведения.

Виды музыки.

В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд начавшихся в 20 в. процессов: развитие новых технологий (звукозаписи и технического воспроизведения музыки, возникновение электро-музыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных технологий); знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали, продажа аудио-визуальной продукции, использование Интернета и др.); признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе.

В 20 в. возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки Появляются представления о различных «музыках», охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:

Классическая (или серьезная ) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;

Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Внеевропейская (неевропейская ) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации (Запада

Этническая традиционная ) – фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени (см . НАРОДНАЯ МУЗЫКА).

Эстрадная (или легкая ) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.

Авангардная (экспериментальная )общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в. (см . АВАНГАРД В РУССКОЙ МУЗЫКЕ).

Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки

Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная , церковная , религиозная , театральная , танцевальная, кино-музыка и т.д. А также – по характеру исполнения: вокальная , инструментальная , камерная , вокально-инструментальная , хоровая , сольная , электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники : полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная , сонорная, серийная и т.п.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм , романтизм , импрессионизм , экспрессионизм , неоклассицизм , серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм , диксиленд , свинг , би-боп , куул – в джазе; арт , фолк , тяжелый металл , хип-хоп , рэп , грандж – в рок -музыке и т.п.

Музыка в системе культур.

К концу 20 в. меняется отношение к музыке в целом. Она перестает рассматриваться европейцами как явление, стоящее в ряду с другими европейскими искусствами, а осмысляется как часть культуры (молодежной, народной, крестьянской, городской, массовой, элитарной, европейской, американской, африканской, японской, восточной, русской и др.). Традиционно европейское понимание музыки, сформированное в рамках искусствоведения – музыкальной эстетики, теории музыки и истории музыки, музыкальной этнографии (фольклористики), было дополнено новыми представлениями о музыке, возникшими в новых научных дисциплинах – сравнительном музыкознании, музыкальной антропологии и музыкальной культурологии.

Анализ специфики понимания музыки в традиционных культурах народов мира обнаружил существенные различия в ответах на вопрос: «что есть музыка?».

Ответы на этот вопрос у представителей разных культур различны. То, что для одних есть музыка, для других представляется «не музыкой». Например, для Г.Берлиоза пение китайцев в традиционной опере, где все женские амплуа исполняются мужчинами, поющими высокими фальцетными голосами, казалось невыносимым, хуже кошачьего воя. Для мусульманина распевание Корана в мечети не есть музыка (араб. мусики ), тогда как для европейца – это музыка, которую можно анализировать, как и другие виды «музыкального искусства» в рамках музыковедения. Существующее многообразие видов музыки в европейской культуре также порождает многообразие вкусов и пристрастий среди музыкальных адептов. Для одних только классическая музыка является «музыкой», а такая как авангардная или рок-музыка – «не музыка».

Представления о музыке, сформированные, как и сам термин, в европейской культуре, не всегда имеются в других культурах мира. Например, у большинства народов Африки, Океании, у индейцев Америки, она традиционно не выделяется из других сфер жизни. Музыкальное действо, как правило, неотделимо здесь от ритуальных действий, связанных с охотой, обрядом инициации, свадьбой, военными сборами, поклонением предкам пр. Представления о музыке в некоторых племенах порой вообще отсутствуют, нет ни термина «музыка», ни его аналогов. При попытках специально выделить музыкальные явления и описать то, что для нас, европейцев, безусловно, является музыкой – стук палок, дребезжание охотничьих луков, игру на барабанах, флейтах, напеваемые хором или в одиночку мотивы и пр. – аборигены, например, Океании рассказывают, как правило, мифы и разного рода сказочные истории. В них объясняются истоки тех или иных музыкальных явлений, которые возникают в некоем потустороннем мире и пришли в мир живых людей от сверхъестественных сил (богов, духов, тотемных прапредков) или звуковых явлений природы (грозы, звучания тропического леса, пения птиц, крика зверей и пр.); часто указывается на рождение музыкальных инструментов и музыкальных способностей человека в мире духов или джиннов (духов леса, умерших людей, богов).

В тех странах мира, где заметное влияние оказал процесс вестернизации культуры, чаще всего принимается и сам термин «музыка», и европейское понимание музыки. В городах Африки и Азии создаются ансамбли народной (фольклорной) музыки, устраиваются музыкальные фестивали, возникают музыкально-учебные заведения (институты, консерватории), симфонические оркестры, национальные композиторские школы.

В культурах древних и средневековых городов Азии, в придворных традициях Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, исламизированных народов Ближнего и Среднего Востока возникают собственные представления о музыке, которая чаще всего обладает определенным уровнем профессионализма, но обнаруживает синкретическую природу и не выделяется так, как в системе европейской культуры. Так, в Китае, где не было известно греческое понятие «музыка», музыка традиционно была связана с дворцовым ритуалом (ли ), в котором она определялась общим термином юе ; в Древней Индии – с театром и пантомимой (сангита ), с представлениями о чувстве (раса ) и цвете (варна ); в культуре ислама – с авторской литературно-поэтической традицией, с искусством распевания стихов (ас-сана ).

Подобно Древней Греции и средневековой Европе, во многих цивилизациях Востока, появлялись свои учения о музыкальных элементах. При этом древние и средневековые музыканты и мыслители специальными терминами обозначали те же самые музыкальные структуры, что составляют базис западноевропейской музыкальной теории. В основе некоторых музыкальных учений Азии лежат такие базисные понятия, как: звук (китай. – «шэн», араб. – «саут», индий. – «нада»), тон (китай. – «гун», араб. – «нагма», индий. – «свара»), метро-ритмика (араб. – «ика», индий – «тала»); лад (араб. – «макам», индий. – «рага») и др.

Что такое музыка сегодня?

С появлением в 20 в. музыкального авангарда и таких стилей как атональности, додекафонии, алеаторики, хэппенинга наши представления о музыке существенно изменились. Музыкальные структуры, которые определяли язык классической музыки, разрушились. Новые стилистические направления, когда в качестве художественного «произведения» начал выступать исходный материал музыки – нетрадиционным образом организованный во времени звук и ритм – способствовали расширению концепции музыки. Она получила эпохальное определение современной (модерн), отделяясь от классической (музыка 17–19 вв.) и старинной (музыка древней и средневековой Европы). Теперь к элементам музыкальной структуры стали причисляться не только «музыкальный звук», «интервал» или «тембр», но и «шум», «кластер», «скрип», «крик», «топот» и множество других звуковых явлений искусственного или природного происхождения. Более того, в качестве музыки начало осмысляться отсутствие звучания, т.е. – пауза, тишина (знаменитый опус Дж. Кейджа Беззвучная пьеса – 4"3"" tacet, соч. 1952). В этом отразился интерес некоторых европейских и американских музыкантов к медитативно-религиозным практикам Востока, изучение ими философии дзэн-буддизма, ислама, индуизма, влияние теософских концепций на понимание природы музыки.

Современные представления о музыке формируются в мультикультурном пространстве, суммируя наши знания о различных культурных средах, пластах, традициях, где музыка обязательно имеет место. Используются возможности широкого межкультурного обмена не только собственно музыкальными артефактами (сочинениями, инструментами, учениями, концепциями, музыкантами, техникой и пр.), но и различными духовными ценностями общекультурного порядка, которые затрагивают такие «музыкально-процессуальные сферы» природы Человека, как его способность к чувственно-эмоциональным переживаниям, длительным психическим состояниям, механическому движению и движениям души, к мышлению, речению. Все культурное разнообразие этих процессов, известное нам сегодня в географическом и историческом пространстве мировых культур и цивилизаций, значительно влияет на современную музыкальную практику (практики), на создание и восприятие музыки и на представления о том, что такое музыка.

Очертания новой глобальной культуры вырисовывают нам сегодня стремление не столько к однообразию и унификации возникающих на Земном шаре музыкальных явлений, сколько к их разнообразию и неповторимости в самых различных формах организации человеком проявленных и непроявленных звучаний.

Валида Келле, Тамила Джани-Заде

Литература:

Бюхер К. Работа и ритм . М., 1923
Штумпф К. Происхождение музыки . Л., 1926
Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики . М., 1927
Античная музыкальная эстетика . М., 1960
Музыкальная эстетика стран Востока . М., 1964
Харлап М.Г. Народно-русская музыкальна система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства . М., 1972
Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян (очерки по музыкальному славяноведению) . М., 1972
Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки . М.,1973
Ливанова Т. Западно-европейская музыка XVII–XVIII веков в ряду искусств . М., 1977
Эстетика Возрождения . М., 1978
Рагхава Р. Менон. Звуки индийской музыки . (Путь к раге). М., 1982
Конен В. Рождение джаза . М., 1984
Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. М., 1989
Ткаченко Г.А. Музыка, космос, ритуал . М., 1990
Герцман Е.В. Музыка Древней Греции . СПБ, 1995
Мерриам Алан. Антропология музыки. Понятия. Homo musicus" 95 . Альманах музыкальной психологии. М., 1995
Каган М.С. Музыка в мире искусств . Санкт-Петербург, 1996
Джани-Заде Т.М. Поэтика музыки в Исламе. Тело, вещь, ритуал . Материалы конференции Института восточных культур РГГУ. М., 1996
Хазрат Инайат Хан. Мистицизм звука . Москва, 1997
Лосева О.В. Музыка и глаз . М., 1999



Что такое "МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА многоуровневая система, включающая разл. виды и жанры муз. иск-ва, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и муз.-образовательные учреждения, муз. об-ва, клубы, кружки, быт. и домашнее музицирование. В становлении муз. жизни Екат. отразились процессы слияния нар. традиций рус. нас., предст. др. национальностей и проф. муз. к-ры европ. типа. В сфере быт. музыки утверждались формы и жанры, типичные для гор. к-ры. Один из ее признаков - гор. орк., присутствие к-рых было обязательно на всех праздничных вечерах местной знати. С 1843 большую популярность приобрели муз. спектакли, чему способствовало прибытие в г. по приглашению В.Глинки театр. труппы П.Соколова. Водевили и оп., представленные гастролерами, имели шумный успех, что послужило импульсом для претворения в жизнь идеи создания собственного гор. т-ра. Ч. актеров труппы, в т.ч. примадонна Е.Иванова, а также небольшой инструментальный ансамбль, сопровождавший спектакли, остались в Екат. В 1847 на Гл. просп. для т-ра выстроили кам. здание (ныне к/т «Колизей»). В 70-е XIX в. начинает активно развиваться оп. иск-во. В 1874 на подмостках гор. т-ра гастролировавшей в г. солисткой имп. т-ров Д.Леоновой поставлена оп. Дж.Верди «Трубадур». Ее успех обусловил возникновение Екат. муз. кружка (1880), где по инициативе П.Давыдова и Г.Свечина ставились оп. постановки. В 1880-е в г. происходит заметный сдвиг в развитии хорового иск-ва. Наряду с хоровыми исполнениями нар. песен и церк. песнопений становятся популярны выступления хоров муз. кружка и капеллы С.Гилева, включавших в свой репертуар произв. классической музыки. Успешно проходят концерты духовной музыки объединенных хоров любителей и церк. певчих. Наивысш. подъема хоровое иск-во достигло в нач. ХХ в. благодаря деятельности А.Городцова и Ф.Узких, руководивших бесплатными хоровыми регентскими курсами губ. к-та попечительства о нар. трезвости. На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Екат. наблюдается повышение уровня инструментального исполнительства. По инициативе В.Цветикова, П.Баснина и др. в г. организуются камерные собр., проводятся ист. концерты. В летнем саду Обществ. собр. под рук-вом дир. О.Кассау, С.Герца и др. регулярно проходят симф. концерты, в Харитоновском саду - концерты легкой музыки (см. Орк. Екат.) В нач. ХХ в. в Екат. появляются новые концертно-театральные здания: Верх-Исетский нар. т-р (1900, см. Народный дом), концертный зал И.Маклецкого (1900), концертный зал Коммерческого собр. (1910). Это способствовало значительному увеличению кол-ва концертов и оп. постановок. Важнейшие события в муз. жизни Екат. произошли в 1912: открылся Новый гор. т-р (см. Екат. гос. акад. т-р оп. и балета), заявивший в репертуаре сразу 50 оп., заработало Екат. отд-ние Имп. Рус. муз. об-ва, положившее нач. развитию проф. муз. образования в г. В 1916 муз. кл. ИРМО при меценатской помощи Д.Соломирского преобразуются в муз. уч-ще, где работают В.Бернгард и Н Иванова-Кулибина, ставшие впоследствии авторитетными муз. пед. После 1917 мн. сложившиеся муз. структуры г. прекращают свое существование. Помещения оп. т-ра и концертно-театральных зданий используются для проведения полит. собр. и митингов, часто сопровождающихся массовым пением рев. песен и исполнением муз. произв., созвучных рев. событиям. В 1920-е массовый х-р приобретает деятельность хоровых кружков раб. и красноармейских клубов. В 1920–1930-е Ц. муз. жизни Екат.–Свердл. становится оп. т-р. На его сцене пели А.Ульянов, Ф.Мухтарова, С.Лемешев, И.Козловский, Д.Аграновский, В.Ухов, Г.Пирогов, дирижировали И.Палиев, И.Палицын, А.Пазовский, А.Маргулян. Летом, когда заканчивался театральный сезон, орк. т-ра давал традиционные симф. концерты в саду им. Вайнера (быв. Клубном). С 1925 новым средством пропаганды муз. иск-ва становится Свердл. радио. Муз. ред. радиовещания работали В.Трамбицкий и Б.Певзнер. Радиок-т имел своих солистов и орк., к-рый в 1934 расширен и преобр. в симф. орк. Свердл. гос. филармонии (см. Урал. гос. акад. филармонический орк.) под управлением М.Павермана. 1930-е ознаменовались созданием в Свердл. учреждений, значительно обогативших муз. к-ру г. В 1933 началась деятельность т-ра муз. комедии (см. Екат. гос. акад. т-р муз. комедии). Труппу возглавил приглашенный из Ленинграда опытный реж. А.Феона, основу актерского коллектива составили С.Дыбчо, М.Викс, А.Маренич, П.Емельянова. Уже через 10 лет т-р признан «лаб. сов. оперетты». В 1934 начала первый уч. г. Урал. гос. консерватория, в 1939 утверждено Свердл. отд-ние СК СССР (см. Урал. отд-ние Союза композитиров России). В гг. Вел. Отеч. войны муз. к-ра Свердл. продолжала активно развиваться. В г. жили и плодотворно работали 40 чл. СК, в т.ч. эвакуированные Р.Глиэр, Т.Хренников, А.Хачатурян, В.Шебалин, Д.Кабалевский и др. изв. музыканты. В Свердл. долгое время находился Гос. орк. Всесоюз. радио, Киевская консерватория, успешно концертировали Г.Нейгауз, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, Л.Оборин. В это время созд. Урал. нар. хор (см. Урал. гос. акад. рус. нар. хор), хоровая капелла филармонии, хор обл. радиок-та. За гг. войны только Свердл. гос. филармонией организовано более 20 тыс. концертов. В послевоен. период на состояние муз. к-ры серьезное воздействие оказало пост. ЦК ВКП(б) от 10 февр. 1948. Обвинения в «антинародности» и «формализме» коснулись также урал. композиторов. Политика «холодной войны» и закрепившийся за Свердл. статус закрытого г. способствовали искусственной изоляции свердловчан от мир. муз. к-ры. И все же муз. жизнь столицы Ср. У. не стояла на месте. Интенсивно развивался песенный жанр. Творческие удачи сопутствовали в этом направлении Б.Гибалину, Е.Родыгину, Л.Лядовой. Огромной популярностью пользовались праздники песни, организуемые Хоровым об-вом, руководимым Г.Рогожниковой. Песенный мат-л, осн. на урал. фольклоре, лег в основу симф. Г.Топоркова и Н.Пузея, оп. Г.Белоглазова «Охоня», муз. комедии К.Кацман «Марк Береговик». Высокого уровня достигло исполнительское мастерство. В 1950–1960-е выступают пианист И.Рензин, скрипачи М.Затуловский и Н.Шварц, виолончелист Г.Цомык, певцы Я.Вутирас, Н.Даутов, В.Китаева, М.Глазунова, А.Новиков, И.Семенов. Мир. изв. приобрели выпускники Урал. гос. консерватории нар. арт. СССР Б.Штоколов и Ю.Гуляев. При филармонии образовались высокопроф. инструментальные ансамбли: Урал. струнный квартет им. Н.Мясковского и Урал. трио баянистов. Активно развивалась художеств. самодеятельность. В Домах к-ры под рук-вом опытных музыкантов работали муз. кружки и даже оп. студии. Более десяти оп. поставлено любительской студией в ДК Верх-Исетского з-да (рук. П.Лантратов). Муж. хор Свердл. горн. ин-та (рук. В.Глаголев) стал лауреатом всесоюз. муз. фестиваля (1957), хор Урал. гос. ун-та (рук. В.Серебровский) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), эстрадно-симфонический орк. ДК железнодорожников (рук. В.Турченко) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968). В 1960-е широкое развитие в кругах студенчества и гор. интеллигенции получает жанр авторской песни. Организуются клубы самодеятельной песни, из среды к-рых вышли мн. изв. барды (А.Дольский и др.). Новый подъем урал. шк. игры на нар. инструментах произошел в 1960-е. В Урал. гос. консерватории создается спец. каф., которую возглавил изв. в стране и за рубежом исполнитель-балалаечник Е.Блинов (1963). Пед. и воспитанники этой каф. неоднократно побеждали на всесоюз. и междунар. конкурсах. Организуются орк. нар. инструментов, оригинальную музыку для к-рых пишет В.Биберган («Урал. потешки») и др. урал. композиторы. В 1970–1980-е в муз. жизни Свердл. появились новые имена талантливых музыкантов. Победу на междунар. конкурсе им. Бетховена в Вене (1977) одержала пианистка Н.Панкова, ярко проявили себя дир. Е.Колобов (Свердл. т-р оп. и балета), В.Кожин (симфонический орк. Свердл. гос. филармонии). За постановку оп. «Пророк» в Свердл. т-ре оп. и балета композитор В.Кобекин, дир. Е.Бражник и реж. А.Титель удостоены Гос. пр. (1987). В 1987 в г. организовано Муз. об-во Свердл. обл., которое возглавила нар. арт. СССР В.Баева. В 1980–1990-е открыто заявило о себе молодежное движение. В г. возник рок-клуб (1986), а лучшие гр. - «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галюцинации», «Чичерина» - заняли в России лидирующие позиции в этом муз. направлении. Активно работает «дедушка урал. рока» композитор А.Пантыкин (см. Рок-музыка). Оживилась деятельность мастеров и любителей джаза. Созд. Урал. гос. орк. джазовой музыки (рук. Н.Баранов), регулярно проводятся джазовые фестивали. Мир. изв. получил воспитанник Урал. консерватории джазовый музыкант В.Чекасин. Получают развитие поп-музыка (В.Пресняков-мл., А.Малинин) и авторская песня (А.Новиков). Примечательное явление муз. жизни Екат. посл. десятилетия ХХ в. - появление множества самостоятельных концертных, муз.-театральных структур и усиление заруб. связей. Успешно гастролируют за рубежом и участвуют в междунар. конкурсах филармонический орк. под рук-вом Д.Лисса, орк. нар. инструментов под рук. Л.Шкарупы, камерные орк. В-А-С-Н (осн. в 1990 С.Дьяченко), «Лицей», «Camerata» (рук. Засл. арт. РФ В.Усминский), ансамбли нар. инструментов «Аюшка» (рук. В.Зыкин) и «Урал» (рук. М.Уляшкин), хор «Доместик» (рук. В.Копанев, Губ. пр. 1998) и др. Окрепли творческие контакты Урал. консерватории с муз. вузами Франции и Италии, в чем большая заслуга ректора УГК пианиста М.Андрианова. Особую значимость имеют победы на междунар. конкурсах юных екатеринбуржцев: дет. хора «Аврора» (рук. В. и Н.Булановы), хора мальчиков муж. хорового лицея (рук. С.Пименов), хоровой капеллы и ансамбля танца «Улыбка» Дет. филармонии (рук. Ю.Бондарь, О.Журавлева) и др. Лит.: Из музыкального прошлого: Сборник очерков. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; О музыке и музыкантах Урала // Научно-методические записки УГК. Вып. 3. Свердловск, 1959; Беляев С. История музыкальной культуры Урала: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. Л.К. Шабалина



Статьи по теме: