Николай Семенович Лесков: биография, творчество и личная жизнь. Николай лесков - биография, информация, личная жизнь Лесков как писатель и общественный деятель
Николай Семёнович Лесков
Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть.
Д. П. Святополк-Мирский (1926)
В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим свойственником А. Скоттом.
Биография
Детство и юность
Николай Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец - выходец из духовной среды, позднее поступивший на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство. Мать - дочь обедневшего московского дворянина.
Раннее детство Н.С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года семья переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.
В августе 1841 года в возрасте десяти лет Николай поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Судя по всему, причиной этому послужили отсутствие должного надзора и отвращение к заучиванию. Лесков обладал жаждой познания и обладал ярким темпераментом.
В 1847 году он занял должность канцелярского советника в палату уголовного суда, где трудился его отец.
В 1949 отец умер от холеры, после чего Лесков перевелся в палату в Киеве к дяде Алферьеву. До 1857 посещал лекции в вольном порядке в университете, изучал языки, религии, секты.
Женился Лесков в 1853 году на дочери коммерсанта Ольге Смирновой.
Карьера
С 1857 года Лесков работал в компании родственника в сфере сельского хозяйства и промышленности. У него часто были деловые поездки в Россию, поэтому он вникал в характер и быт жителей
В 1860 году в связи прекращением существования компании, в которой трудился, Николай вернулся в Киев. Там он начал заниматься литературой и журналистикой. Через 6 месяцев Николай переехал в Санкт-Петербург, остановившись у Вернадского.
Творчество
Только в 28 лет начал печататься. Но первый блин был комом: после его указаний на коррупцию, он сам же и потерял работу (его обвинили во взяточничестве).
Карьера Лескова как писателя началась в 1863. Кроме писание рассказов он также занимался и драматургией.
В 1865 году Лесков, будучи женатым (жена страдала психическим расстройством) начал сожительствовать с Бубновой Екатериной, которая родила ему сына.
Раннее творчество писателя можно отнести скорее к нигилистическому стилю, а под закат жизни Лесков перешел в остросатирический жанр, который не понравился публике цинизмом и прямотой.
Скончался Николай Лесков 5 марта 1895 года от приступа астмы, которой страдал последние пять лет жизни.
Книги автора:
Николай Семёнович Лесков – родился в 1835, а умер в 1895.
Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая, из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу. Переезд его семья совершила из-за трагической смерти отца и потери в пожаре всего имущества.
Неизвестно по каким причинам, но учёба никак не давалась юному писателю и его едва брали на работу, и то благодаря друзьям. Только в юношеском возрасте у Лескова начинает формироваться творческий взгляд на многие вещи.
Его карьера писателя начинается с публикации статей в разных журналах. Дела идут в гору после переезда Лескова в Петербург. Уже там им пишется множество серьёзных произведений, но об их содержании ходят разные отзывы. Из-за разногласий с революционными демократами и устоявшимися в той эпохе взглядами, Лескова отказываются публиковать многие издательства. Но писатель не сдаётся и продолжает работать над рассказами.
Николай Семёнович имел два брака, но оба они оказались неудачными. Официально у Лескова было трое детей – двое от первого брака (старший ребёнок скончался в младенчестве) и один от второго.
Умер Лесков от астмы, которая в последние годы его жизни активно развивалась.
Интересные факты, 6 класс.
Биография Николаева Лескова
Писатель, в будущем прозванный «самым русским из всех русских», родился 4 февраля 1831 г. в деревне Горохово Орловского уезда. Мать была из несостоятельной дворянской семьи, а отец был в прошлом семинаристом, но ушел из духовенства и стал следователем, сделал блестящую карьеру и мог бы дослужиться до получения дворянства, но крупная ссора с руководством разрушила все планы и ему пришлось уволиться и перебраться с супругой и пятью детьми из Орла в Панино. По достижении десятилетнего возраста Лесков идёт учиться в гимназию, правда ненадолго: спустя 2 года он покидает учебное заведение, не справившись с обучением. В 1847 г. поступает на службу в Уголовную палату. Через год отец заболевает холерой и умирает. Лесков просит перевести его в Киев и, получив одобрение, переезжает.
Ровно спустя 10 лет Лесков покидает службу и уходит работать в сельскохозяйственную торговую компанию «Шкотт и Вилькенс». Время работы на компанию благодаря множеству рабочих поездок по всей стране Лесков назовет впоследствии лучшим периодом в своей жизни. Именно в этот период он начинает писать. В 1860 г. торговый дом закрывается, и Лескову приходится вернуться в Киев. На этот раз он пробует себя в журналистском деле. Спустя несколько месяцев он срывается в Санкт-Петербург, где и начинается его литературная карьера.
В 1862 в одной из своей статей, Лесков требует от власти прокомментировать слухи о поджогах в Петербурге, чем навлек на себя обвинения в доносе и критике власти. Его статьи дошли до самого Александра II. С 1862 года публикуется в «Северной пчеле», и его очерки начинают получать первые высокие оценки современников.
В 1864 году отдает в печать свой первый роман «Некуда» о жизни нигилистов и повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В 1866 г. вышла повесть «Воительница», прохладно встреченная современниками, но получившая высокую оценку потомков.
В 1870 году публикуется роман «На ножах», полный насмешек над нигилистически настроенными революционерами, сросшимися, по мнению писателя, с уголовниками. Лесков был сам недоволен произведением и получил критику от современников. Сразу после этого его творчество обращается к духовенству и поместному дворянству. В 1872 г. он публикует роман «Соборяне», ставший причиной для конфликта между писателем и Церковью.
В 1881 году выходит одно из самых успешных и известных произведений Лескова - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. В 1872 году написана повесть «Очарованный странник», очень холодно встреченная современниками и не допущенная к публикации в изданиях. Именно из-за «Странника» прекращается дружба с Катковым М.Н. – влиятельным критиком, публицистом и издателем.
В конце 1880-х гг. сближается с Л.Н. Толстым, что в корне меняет отношение Лескова к Церкви. Главными произведениями, показывающими его неприязнь к духовенству, являются повесть «Полунощники» и очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть». После их публикации разгорелся скандал, и писателя увольняют из Министерства народного просвещения. Лесков вновь оказался в изоляции современников.
В 1889 г. начинает выпускать многотомный сборник, который был горячо принят публикой. Быстрые продажи помогли писателю поправить свои финансовые дела. Но в этом же году случился первый инфаркт, причиной которому стало, вероятно, известие о цензурных санкциях в отношении сборника. В последние годы творчества произведения Лескова становятся еще более хлесткими и циничными, что не нравилось публике и издателям. С 1890 года заболевает, мучаясь удушьем последующие 5 лет – вплоть до самой смерти 5 марта 1895 г.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Николай Семёнович Лесков - уникальный, самобытный русский писатель, очарованный странник русской литературы.
Семья и детство
Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля (4 февраля - по старому стилю) 1831 г. в Орловской губернии - в селе Орловского же уезда.
Отец - Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848 гг.), происходил из семьи священнослужителей. И отец Семена Дмитриевича, и дед, и прадед правили святую службу в селе , оттуда и родовая фамилия - Лесковы. Окончив Севскую семинарию, Семён Дмитриевич вернулся домой. Однако, невзирая на волю родителя, бесповоротно отказался от духовной карьеры. За что и был изгнан из дому отцом, который отличался весьма крутым нравом. Хорошо образованный, умный, деятельный человек. Изначально, Лесков подвизался на ниве репетиторства. Он весьма успешно учительствовал в домах местных дворян, чем завоевал себе приличную славу, а также удостоился множества лестных отзывов. В итоге один из покровителей рекомендовал его к «коронной службе». Начав карьеру с самых низов, Семён Дмитриевич дослужился до высокой должности дворянского заседателя в палате уголовного суда Орловской губернии. Занимаемая им должность давала права на потомственное дворянское звание. Лесков-отец слыл человеком проницательным. Он был талантливым следователем, способным распутать самое хитрое дело. Однако, прослужив почти 30 лет, он был вынужден выйти в отставку без пенсиона. Причиной тому стала стычка с губернатором и нежелание самого Семёна Дмитриевича идти на возможный компромисс. По выходу в отставку Семён Дмитриевич купил небольшое имение - хутор Панин в Кромском уезде и занялся сельским хозяйством. Довольно побыв «крестьянином», всячески разочаровался в тихой сельской жизни, о чём впоследствии неоднократно заявлял своему сыну - Николаю Лескову. В 1848 г. он скоропостижно скончался во время эпидемии холеры.
Мать Николая Семёновича - Мария Петровна Лескова (урожденная Алферьева, 1813-1886 гг.), была бесприданницей, представительницей обедневшего дворянского рода.
Первые годы жизни маленький Николай жил в Горохове, в поместье семьи Страховых, богатых родственников по материнской линии. Он был далеко не единственным ребёнком в семье. Лесков жил в окружении шести двоюродных братьев и сестёр. Для обучения детей в семью были приглашены русский и немецкий учителя, а также французская гувернантка. Будучи от природы очень одарённым, мальчик резко выделялся на фоне других детей. За это его невзлюбили двоюродные братья. При этих обстоятельствах бабушка по материнской линии, проживающая там же, написала письмо к отцу Николая и попросила забрать мальчика к себе в , что и было исполнено.
В Орле Лесковы проживали на Третьей дворянской улице. В 1839 г. Лесков-старший выходит в отставку и покупает имение - «Панин Хутор». Пребывание на «Панином Хуторе» произвело неизгладимое впечатление на будущего писателя Лескова. Прямое общение с простым, крестьянским народом самым непосредственным образом отразилось на формировании его мировоззрения. Впоследствии Лесков скажет: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей...»
Юность писателя
В возрасте 10-ти лет Николая отдали на обучение в Орловскую гимназию. Благодаря врождённым способностям юноша учился легко, однако по истечении 5 лет обучения Лесков так и не получил аттестата. Точные причины этого события нам, увы, неизвестны. В итоге юноша получил лишь справку о том, что он проходил обучение в гимназии. Используя старые связи, отец устроил юношу писцом в канцелярию Орловской уголовной палаты. А в 1848 г., в возрасте семнадцати лет, Николай стал помощником столоначальника в этом же учреждении. Работа в уголовной палате даёт Лескову первоначальный жизненный опыт, который в будущем весьма помог в литературной деятельности. В этом же году в результате сильнейших пожаров Лесковы потеряли и без того скромное состояние. От холеры умер отец Лескова.
После смерти отца самое живое участие в дальнейшей судьбе юноши принял его родной дядя (по матери), доктор медицины, известный профессор Киевского университета Алферьев С.П. Лесков переехал в Киев. Там, благодаря усилиям дяди, поступил работать в киевскую Казённую палату на должность помощника столоначальника рекрутского ревизионного отделения. Переезд в Киев позволил Лескову восполнить пробелы в образовании. У него появилась возможность частным образом слушать университетские лекции, чем юноша не преминул воспользоваться. Он как губка впитывал в себя всё новые знания: медицина, сельское хозяйство, статистика, живопись, архитектура и многое другое. Киев поразил юношу своей изумительной старинной архитектурой и живописью, пробудил живейший интерес к древнерусскому искусству. В будущем Лесков стал видным знатоком сих предметов. Круг его интересов был несказанно широк. Он очень много читал. В те года любимые его авторы - и Шевченко. С Тарасом Шевченко Лесков, был знаком лично. За время жизни в Киеве Николай освоил украинский и польский языки.
Прогрессивная студенческая среда того времени была увлечена передовыми, революционными идеями. Особой популярностью пользовались сочинения . Не миновало это увлечение и нашего героя. По воспоминаниям современников молодой Лесков отличался вспыльчивостью и деспотизмом, был не удобен в спорах. Он часто выступал в роли сурового моралиста, хотя сам пуританином не являлся. Николай был членом студенческого религиозно-философского кружка, изучал традиции русского паломничества, общался со старообрядцами, постигал тайны иконописи. В последующем Лесков признавался, что в те годы он не имел чёткого представления о том, кем он в итоге хочет стать.
В 1853 г., невзирая на протесты родственников, Лесков женился на Ольге Смирновой, дочери богатого киевского домовладельца. В этот период Лесков значительно продвинулся по службе, был произведён в коллежские регистраторы, а чуть позже назначен столоначальником Казённой киевской палаты. В 1854 г. у Николая Семеновича рождается первенец - сын Дмитрий, а 1856 г. - дочь Вера.
В 1855 г. умирает император . Его смерть послужила основательным толчком к дальнейшему распространению вольнодумных идей в различных слоях русского общества. Были сняты многие запреты. Новый царь , по сути своей консерватор, дабы остудить горячие головы, был вынужден проводить в жизнь либеральные реформы. В 1861 г. - отмена крепостного права, далее последовали судебная, городская, военная, земская реформы.
Согласившись на предложение о работе, поступившее от родственника, мужа тётки по материнской линии - англичанина А. Я. Шкота, Лесков в 1857 г. выходит в отставку. Он оставил любимый им Киев и вместе с семьёй переехал на постоянное проживание в Пензенскую губернию - в село Городищенского уезда. Новое поле деятельности Лескова - работа в компании «Шкотт и Вилькенс». Предприятие занималось торговлей сельхозпродукцией, винокуренным производством, а также производством паркетной доски. На нем были заняты переселенцы - крестьяне из Орловской губернии. По делам фирмы Лесков много ездил по , во время поездок он видел самые различные стороны настоящей русской жизни. Результат - огромное количество наблюдений, сделанных в ходе деловых путешествий, а также большой практический опыт, обретённый в этот активнейший для Лескова период. Воспоминания об этих странствиях в будущем послужат ярким маяком для создания неповторимых лесковских произведений. Позже Николай Лесков вспоминал эти годы, как самые лучшие годы в его жизни, когда он видел много и «жил легко». Весьма вероятно, что именно в то время у Лескова сформировалось чёткое, определённое желание донести свои мысли до русского общества.
Первые пробы пера
В 1860 г. компания «Шкотт и Вилькенс» разорилась. Лесков вернулся в Киев. Его цель - занятия журналистикой и литературой. Спустя короткий промежуток времени Лесков переехал в , где поселился на квартире своего киевского товарища, известного политэконома и издателя Ивана Васильевича Вернадского. Вместе с ним на квартире проживал чиновник А. И. Ничипоренко - русский революционер, один из активнейших эмиссаров Герцена в России. В Петербурге Лесков развернул активную журналистскую деятельность. Последовали первые пробы пера в журнале Вернадского «Экономический указатель». Лесков написал несколько острых статей, посвященных различным темам: сельскому хозяйству, промышленности, проблеме пьянства и многим другим. Он печатался во множестве известных изданий: в «Санкт-Петербургских ведомостях», в журналах «Отечественные записки», «Современная медицина». В литературных кругах Лесков был отмечен, как яркий и талантливый автор. Его пригласили на должность постоянного сотрудника в газету «Северная пчела».
Николай Семенович активно писал злободневные очерки, фельетоны, хлёсткие статьи. Одна из написанных им статей достаточно серьёзным образом отразилась на судьбе писателя. Материал был посвящен пожарам в Щукином и Апраксином дворах. Той порой в городе ходили слухи о студентах-революционерах, якобы причастных к поджогам. В своей статье писатель обратился к властям с просьбой опровергнуть подобные оскорбительные высказывания, но демократический лагерь воспринял подобное обращение как донос. В той же статье Лесков пишет о бездеятельности пожарной команды во время бедствия, что было воспринято, как критика существующей власти. Статья оказалось неугодна, как революционерам, так и реакционерам. Дело дошло до самого царя. Прочитав статью, Александр II вынес вердикт: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».
В 1862 г., после разразившегося скандала, редакция «Северной пчелы» отправила Лескова в длительную, заграничную командировку. Писатель впервые выехал за границу, он посещает Прибалтику, Польшу, а затем Францию. Там, заграницей, Лесков начинает работу над своим первым романом «Некуда». Посещение Европы ещё более укрепило Лескова в мысли о неготовности русского общества к радикальным, революционным переменам. Ход крестьянской реформы 1861 г. заставил Лескова, как и многих других передовых людей той поры, переосмыслить русскую действительность. Лесков, доселе считавшийся либералом, последователем самых передовых идей, оказался на другой стороне баррикад.
Николай Семенович Лесков был человеком, глубоко знавшим, понимавшим, чувствовавшим свой родной русский народ. В какой-то момент он увидел масштабы возможной катастрофы, способной до основания разрушить сами устои русской традиционной жизни. Истинное понимание русской действительности наставило Лескова на собственный путь. Идеи социальных утопий, требующих коренного переустройства общества, более не привлекали его. Лесков проповедует идеи духовного самосовершенствования, развития культуры русского общества. В своих изумительных произведениях он расскажет о великой силе «малых дел».
Однако, невзирая на то, что Лесков стал поборником совершенно иных идей, власти по-прежнему продолжали считать его нигилистом, хотя в реальности он никогда им не являлся. В полицейском отчёте «О литераторах и журналистах» 1866 г. отмечалось, что «Лесков - крайний социалист и, сочувствуя всему антиправительственному, проявляет нигилизм во всех формах».
К 1863 г. относится начало писательской карьеры, в свет выходят первые повести писателя «Овцебык» и «Житие одной бабы». Лесков творит под псевдонимом М. Стебницкий. Интересная особенность, у Лескова было огромное количество литературных псевдонимов: «Стебницкий», «Лесков-Стебницкий», «Николай Понукалов», «Фрейшиц», «Николай Горохов», «В. Пересветов», «Дм.м-ев», «Н.», «Кто-то», «Член общества», «Любитель старины», «Псаломщик» и многие другие. В 1864 г. журнал «Библиотека для чтения» напечатал первый роман Лескова «Некуда» - произведение антинигилистской направленности. Прогрессивная, демократическая общественность «встала на дыбы». На произведение обрушилась волна оглушительной критики. Небезызвестный Д. И. Писарев писал: «Найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?»
В 1865 г. Николай Семенович вступил с вдовой Екатериной Бубновой в гражданский брак. Спустя год у них появился сын Андрей, который впоследствии написал книгу о своем знаменитом отце. Необходимо отметить, что первая жена Лескова страдала психическим расстройством. В 1878 г. женщину поместили в петербургскую больницу на реке Пряжке, курировал лечение знаменитый С. П. Боткин.
В этом же, 1865 г., вышел второй роман Лескова - «Обойдённые».
На пути к «Очарованному страннику»
В 1866 г. издаётся роман «Островитяне». Интересная деталь: гениальный одним из первых обратил внимание на Лескова. Достоевский считал Лескова большим писателем, и по своему собственному признанию он многое заимствовал у него, особенно в плане художественности образов. Согласитесь, что слова человека-писателя такого уровня стоили очень и очень многого.
В 1870 году в журнале «Русский вестник» (издатель М. Н. Катков) был напечатан роман «На ножах». Выход этого произведения окончательно закрепил за Лесковым славу консерватора. Сам же автор посчитал роман крайне неудачным.
1872 год ознаменовался появлением романа-хроники «Соборяне». Знаковое произведение, затронувшее глубочайшие вопросы духовности русского общества. На его страницах Лесков говорил об опасностях, подстерегавших Россию вследствие неизбежного духовного разложения. Нигилисты - люди без идеалов и принципов, по мнению писателя, были страшнее любого, самого фанатичного революционера. Теперь мы - люди другого времени, имеем возможность оценить пророческий смысл этого произведения. Роман-хроника «Соборяне» по праву считается одним из лучших творений Николая Семеновича Лескова.
Летом 1872 г. Лесков отправился в и далее на Валаам. Посещение Валаама послужило толчком к написанию потрясающего, уникального произведения - «Очарованный странник». Изначально оно называлось «Чернозёмный Телемак», под этим названием оно и было предложено к напечатанию в «Русский вестник». Однако М. Н. Катков отказался печатать повесть, считая её «сыроватой». Как следствие, Лесков разорвал договор с журналом «Русский вестник». Еще до этого Лесков неоднократно заявлял о трудностях работы с Катковым, причиною тому была жесточайшая цензура, введённая в обиход этим издателем. Но в 1873 г. повесть напечатали в газете «Русский мир». Полное название «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».
С 1874 по 1883 гг. Лесков служил в особом отделе «По рассмотрению книг, издаваемых для народа» при Министерстве народного просвещения. В 1877 г. императрица Мария Александровна, впечатлённая романом Лескова «Соборяне», сделала ему протекцию для получения должности - член учебного отдела в министерстве государственных имуществ. Эти должности давали писателю скромный доход. В том же году Лесков официально развёлся со своей первой женой.
В 1881 г. Лесков пишет и издаёт «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», произведение, ставшее культовым.
Тогдашнее мировоззрение Лескова ярко выразил цикл очерков «Мелочи Архиерейской жизни». Произведение печаталось с 1878 по 1883 г., в нем был описан быт высших церковных иерархов. Стоит ли говорить, какие крайне негативные отзывы вызвали Очерки со стороны церковного руководства. Обер-прокурор Синода - пролоббировал отставку Лескова от занимаемой в министерстве должности. Теперь, оказавшись без должности, Лесков полностью, без остатка посвятил себя писательской деятельности.
В конце 1880-х гг. Лесков сблизился . Он признал учение Толстого, как «истинное христианство». Толстой же называл Лескова «самым русским из наших писателей». Также, как и Лев Николаевич, Лесков был вегетарианцем. Вегетарианство Лескова отражалось даже на его творчестве. Впервые в русской литературе им были созданы персонажи-вегетарианцы. Николай Семенович был одним из первых авторов, обратившим внимание общества на вопрос о защите животных.
Особое место в творчестве писателя занимает составленный самим автором сборник рассказов и легенд под названием «Праведники». Лесков поведал нам предысторию создания сборника: писатель испытал «лютое беспокойство». Причина была вызвана зловещим высказыванием «большого русского писателя» (это был А. Ф. Писемский), который обвинил Лескова в том, что он во всех соотечественниках видит лишь «одни гадости» и «мерзости». По мнению Лескова, это было глубоко несправедливо, крайний и подавляющий пессимизм. «Как, - думал я, - неужто, в самом деле, ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно». Поиски истинной русской души, вера в настоящих добрых людей подтолкнули писателя к созданию этого уникального сборника. Сборник составлялся постепенно, основой его послужил цикл произведений «Три праведника и один Шерамур». Позднее были добавлены такие повести, как: «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Левша», «Инженеры-бессеребренники» и другие.
…Я сам себя порицал
В 1889 г. начало издаваться десятитомное собрание сочинений Лескова (11-й и 12-й тома были добавлены позднее). Издание пользовалось значительным успехом у публики. Благодаря гонорару от издания Лескову даже удалось несколько поправить своё сильно пошатнувшееся материальное положение. Однако это событие кроме радости принесло с собой и горе - сердечный, видимо, приступ, сразивший Лескова прямо на лестнице типографии. Приступ случился после того, как Лесков узнал о том, что шестой том собрания (посвящённый религиозным вопросам) был задержан цензурой.
Творчество Лескова стало уникальной страницей русской литературы. Как и все гениальные авторы, он неповторим в своей высочайшей духовной работе. Неподражаемый мастер художественного слова. Яркий, оригинальный, саркастичный, ищущий. Он занимает своё, особое место на золотом небосклоне великой русской литературы.
Николай Семенович Лесков умер 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 г. в Петербурге. Сведения о причине смерти писателя противоречивы: по одной версии, это стал приступ астмы, которой он страдал в последние годы жизни, по другой, как мы уже отмечали, приступ стенокардии. Однако доподлинно известно, что за пару лет до своей кончины писатель завещал: «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».
Николай Лесков был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища при завещанном им молчании.
Дмитрий Сытов
Николай Семенович Лесков — сын обедневшего дворянина из Орловской губернии, появился на свет 4 февраля 1831 года. Его детство прошло сначала в городе Орле, а потом и в селе Панино, где у будущего писателя была возможность близко познакомиться с жизнью простого народа.
Детство и юность
В десятилетнем возрасте Николай был отдан в гимназию. Учеба давалась ему тяжело. В результате за пять лет учебы Лескову удалось закончить только два класса.
Когда Николаю исполнилось шестнадцать лет, отец помог ему устроиться на работу в канцелярию по уголовным делам орловского суда. В этом же году Лесков теряет не только отца, умершего от холеры, но и все имущество, которое сгорело при пожаре.
На помощь юноше приходит дядя, поспособствовавший его переводу в Киев на должность чиновника в казенную палату. Старинный город очаровал молодого человека. Ему по душе пришлись его пейзажи; особый нрав местных жителей. Поэтому даже после трехлетнего периода работы в компании дяди, которая требовала его частых поездок по России и Европе, по завершении карьеры он снова возвратился в Киев. Именно 1860 год можно считать той самой «отправной точкой» в его писательском творчестве. Вначале это были периодические журнальные статьи. А после переезда в Санкт-Петербург началась серьезная литературная деятельность в газете «Северная пчела».
Творческий путь
Благодаря корреспондентской деятельности Лескову удалось объездить территорию Польши, Чехии, Западной Украины. В это время он тщательно изучает быт местного населения.
1863 год стал годом окончательного возвращения в Россию. Переосмыслив все то, с чем ему пришлось столкнуться в годы странствий, Лесков пытается изложить свое видение жизни простого народа в первых масштабных произведениях, романах «Некуда», «Обойденные». Его позиция отличается от взглядов многих писателей того времени: с одной стороны Лесков не принимает крепостного права, а с другой — не понимает революционного способа его свержения.
Поскольку позиция писателя шла в разрез с идеями тогдашних революционных демократов, его не особенно охотно печатали. Только главный редактор «Русского вестника» Михаил Катков шел на встречу и помогал писателю. Причем сотрудничество с ним давалось Лескову неимоверно трудно: Катков постоянно правил его произведения, практически изменяя кардинально их суть. При несогласии — просто не печатал. Дело доходило до того, что некоторые свои произведения Лесков просто не мог дописать именно из-за разногласий с редактором «Русского вестника». Так произошло с романом «Захудалый род». Единственной повестью, которую совсем не правил Катков, оказалась «Запечатленный ангел».
Признание
Несмотря на богатое литературное творчество, в историю Лесков вошел как создатель знаменитого рассказа «Левша». В его основу легла легенда о мастерстве тогдашних оружейников. В рассказе косой мастер Левша сумел искусно подковать блоху.
Последним масштабным произведением писателя стала повесть «Заячий ремиз». Она вышла из-под пера в 1894 году. Но поскольку в ее основе лежала критика политического устройства России того времени, повесть смогла быть опубликованной только после Октябрьской революции 1917 года.
Не совсем удачно складывалась и личная жизнь писателя. Его первая жена Ольга Смирнова болела психическим расстройством, а первенец-сын умер маленьким. Не сложилась жизнь и со второй женой Екатериной Бубновой, с которой расстался через 12 лет брака.
Умер писатель от астмы 21 февраля 1895 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. И сегодня почитатели таланта писателя могут почтить память на его могиле.
ЛЕСКОВ Николай Семенович родился в семье мелкого чиновника - писатель.
Учился в Орловской гимназии, служил чиновником в Орле и Киеве. Литературную деятельность начал со статей по экономическим вопросам, затем писал политические статьи в газете «Северная пчела». Одна из его статей о петербургских пожарах (1862) послужила началом полемики Лескова с революционной демократией. Уехав на год за границу, он пишет там рассказ «Овцебык» (1862) и начинает работать над антинигилистическим романом «Некуда», который был напечатан в 1864.
В рассказе «Овцебык» Николай Семенович рисует образ революционного демократа, жертвующего всей своей жизнью для борьбы за пробуждение классового сознания в народе. Но, изображая семинариста Богословского как чистого и самоотверженного человека, писатель в то же время смеется над той политической пропагандой, которую он проводит среди крестьян, показывает полную оторванность Богословского от жизни, его чуждость народу.
В романе - «Некуда» - Лесков рисует многие образы революционных демократов в резко сатирическом, злобно шаржированном виде. Вся демократическая критика осудила этот роман. Рисуя молодых людей, живущих в коммуне, писатель хотел высмеять конкретные факты того времени: коммуну писателя В. А. Слепцова и другие коммуны. Роман «Некуда» полемически заострен против романа Чернышевского «Что делать?». Лесков дает совершенно противоположную Чернышевскому трактовку идейной борьбы 60-х гг., пытаясь зачеркнуть программу действия, которую намечал для своих героев Чернышевский .
Идеи и поступки героев «Что делать?» Николай Семенович пересматривает и в другом своем романе - «Обойденные» (1865). Здесь он дает совсем иное разрешение и любовного конфликта, и проблемы трудовой деятельности героини (противопоставив частную мастерскую общественной мастерской Веры Павловны).
В 1862-63 Николай Семенович пишет ряд подлинно реалистических повестей и рассказов о крепостной деревне, в которых рисует яркие картины нищеты, невежества, бесправия крестьянства:
«Погасшее дело» ,
«Язвительный» ,
«Житие одной бабы» , а также и стихийный протест крестьян против физической и духовной кабалы.
Особенной художественной силой отличается повесть «Житие одной бабы» (1863), в которой показана трагическая гибель крестьянки, защищающей свое право на жизнь с любимым. В этой повести используется фольклор: сказочная речь, народные песни.
Эта же тема страстной любви необычайно ярко разрешена в повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Мастерство Лескова - художника проявилось здесь в изображении характеров и в построении драматически напряженного сюжета.
В 1867 Николай Семенович публикует драму «Расточитель» , главная тема которой - обличение жестокости нравов собственнического общества. В ней вскрываются язвы буржуазной действительности тех лет, рисуется ряд ярких типов купцов старого и нового «закала». Пьесе «Расточитель», как и повести «Леди Макбет Мценского уезда», свойствен налет мелодраматизма, чувствуется в ней и антинигилистическая направленность, но все это не меняет глубоко реалистического изображения жизни буржуазии. По содержанию и приемам сатирической типизации драма «Расточитель» близка к комедии Щедрина «Смерть Пазухина».
В повести «Воительница» (1866), писатель блестяще нарисовал сатирический тип мещанки-человеконенавистницы и ханжи, морально искалеченной средой.
Реалистические произведения 60-х гг., и особенно сатира «Воительницы» и «Расточителя», не дают оснований зачислять его в этот период безоговорочно в реакционный лагерь, они свидетельствуют скорее об отсутствии у него твердых идейных позиций.
Резкую полемику с революционно-демократическим движением Николай Семенович продолжал вести и в начале 70-х гг.
В 1870 он пишет книгу «Загадочный человек» , где излагает биографию действовавшего в России революционера Артура Бенни. В этой книге он рисует с презрительной иронией и даже гневом революционно-демократическое движение 60-х гг., осмеивает конкретных деятелей этого движения: Герцена , Некрасова , братьев Н. Курочкина и В. Курочкина , Ничипоренко и других. Книга служила как бы публицистическим введением к роману «На ножах» (1871) - откровенному пасквилю на демократическое движение тех лет. Извращение действительности здесь настолько явно, что даже Достоевский , создавший в это время реакционный роман «Бесы», писал А. Н. Майкову, что в романе «На ножах» «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества» («Письма», т. 2, с. 320). «На ножах» было последним произведением Лескова, целиком посвященным полемике с революционной демократией, хотя «призрак нигилизма» (выражение Щедрина) преследовал его еще ряд лет.
Карикатурными образами нигилистов Николай Семенович испортил и свой реалистический роман- хронику «Соборяне» (1872), в котором нигилисты, в сущности, не играют никакой роли. Основная сюжетная линия романа связана с духовной драмой протопопа Туберозова и дьякона Ахиллы, борющихся с церковной и мирской несправедливостью. Это подлинно русские богатыри, люди с чистой душой, рыцари правды и добра. Но протест их бесплоден, борьба за церковь «истинную», свободную от мирской грязи не могла ни к чему привести. И Ахилла и Туберозов были чужды массе церковников, той самой корыстной, неразрывно связанной с мирскими властями массе, которую писатель некоторое время спустя изобразил в хронике «Мелочи архиерейской жизни» .
Очень скоро Лесков понял, что на почве «идеализированной Византии» «развиваться нельзя», и признавался, что не стал бы писать «Соборян» так, как они написаны. Образы «Соборян» положили начало галерее лесковских праведников. Характеризуя идейную позицию Лескова начала 70-х гг., Горький писал: «После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью, или, скорее, иконописью,- он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством. В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 231-233).
Николай Семеновичи Лесков начинает переоценивать свое отношение к окружающей действительности. Он открыто заявляет об отходе от реакционного литературного лагеря, руководимого М. Н. Катковым. «Я не могу не чувствовать к нему того, чего не может не чувствовать литературный человек к убийце родной литературы»,- пишет писатель о Каткове.
Расходится он и со славянофилами, о чем свидетельствуют его письма к И. Аксакову . В этот период он приступает к созданию сатирических произведений, в которых с особой отчетливостью видно постепенное сближение его с демократическим лагерем.
Повесть-обозрение «Смех и горе» (1871), открывает собой как бы новый этап в творческом развитии писателя «Я стал думать ответственно, когда написал «Смех и горе», и с тех пор остался в этом настроении - критическом и, по силам моим, незлобивом и снисходительном»,- писал впоследствии Лесков. В повести «Смех и горе» рисуется жизнь помещика Ватажкова, для которого Россия - это страна «сюрпризов», где рядовой человек не в силах бороться: «Здесь, что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный». Глубокие закономерности несправедливого общественного строя писатель показал лишь как цепь несчастных случайностей - «сюрпризов», выпавших на долю неудачника Ватажкова. И, тем не менее, сатира эта давала богатый материал для раздумий. В повести не только изображена жизнь широких слоев пореформенной России, но и создан ряд ярких сатирических типов, приближающихся к типам демократической сатиры тех лет. Поиски сатирических приемов у Лескова шли под несомненным влиянием Щедрина, хотя его сатира 70-х гг. и лишена наступательного щедринского духа. Рассказчик обычно избирается Лесковым самый неискушенный в социальных вопросах, чаще всего это рядовой обыватель. Это и определяет характерную особенность сатиры тех лет - ее бытовизм.
Положительные образы «Соборян», тема талантливости, духовной и физической мощи русского народа получают свое дальнейшее развитие в повестях «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел» , написанных в 1873.
Герой «Очарованного странника» - Иван Северьянович Флягин - беглый крепостной, по внешнему виду напоминающий Ахиллу Десницыца из «Соборян». Все чувства в нем доведены до крайних размеров: и любовь, и радость, и доброта, и гнев. Сердце его полно всеобъемлющей любви к родине и многострадальному русскому народу. «Мне за народ очень помереть хочется»,- говорит Флягин. Он человек несгибаемой воли, неподкупной честности и благородства. Эти его качества, как и вся его жизнь, наполненная великими страданиями, типичны для всего русского народа в целом. Прав был Горький, отмечая типичность, народность лесковских героев: «В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума - дума не о судьбе лица, а судьбе России».
Олицетворением яркой талантливости русского народа являются в повести «Запечатленный ангел» крестьяне - строители Киевского моста, поражающие своим искусством англичан. Они сердцем понимают и чувствуют великую красоту старинной русской живописи и готовы отдать за нее жизнь. В столкновении мужицкой артели с алчными, продажными чиновниками моральная победа остается на стороне мужиков.
В «Запечатленном ангеле» и «Очарованном страннике» язык писателя достигает необычайной художественной выразительности. Рассказ ведется от лица основных героев, и читатель видит воочию не только события, обстановку, но через речь видит внешность и поведение каждого, даже незначительного, персонажа.
В творчестве Николая Семеновича 70-х и последующих годов чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, веры в свои силы, в светлое будущее России. Мотивы эти легли в основу сатирической повести «Железная воля» (1876), а также повести «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе» (1881).
Николай Семенович создал в «Сказе о Левше» целую галерею сатирических типов: царь Николай I, подхалимы и трусы «русские» придворные графы Кисельвроде, Клейнмихели и прочих. Все они - сила, чуждая народу, грабящая его и издевающаяся над ним. Им противостоит человек, который только один и думает о судьбе России, о ее славе. Это талантливый умелец-самоучка Левша. Лесков сам отмечал, что Левша - образ обобщенный: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». «Олицетворенный народною фантазиею мира», наделенный духовным богатством простого русского народа, Левша сумел «посрамить» англичан, стать выше их, презрительно отнестись к их обеспеченно-бескрылому практицизму и самодовольству. Судьба Левши трагична, как была трагична судьба всего угнетенного народа России. Оригинален язык «Сказа о Левше». Сказитель выступает в нем как представитель народа, и поэтому его речь, а часто и его облик сливаются с речью и обликом самого Левши. Речь других персонажей передается также через восприятие сказителя. Он переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды (и русской и английской), многие понятия и слова трактует по-своему, с точки зрения своего представления о действительности, использует чисто народную речь, создает новые словосочетания.
Подобную же манеру сказа использовал он и в повести «Леон - дворецкий сын» (1881), стилизованной под народный язык XVII в. Тема гибели народных талантов на Руси, тема обличения крепостнического строя с большим художественным мастерством решается писателем и в повести «Тупейный художник» (1883). В ней рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, имеющим власть над людьми. В русской литературе мало книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.
В 70-80-е гг. Николай Семенович пишет ряд произведений, посвященных изображению русских праведников («Несмертельный Голован», «Однодум», «Печорские антики» ). Многие рассказы написаны на сюжет Евангелия и Пролога. Праведники в легендах Лескова теряли свой божественный облик. Они действовали как подлинно живые, страдающие, любящие люди («Скоморох Памфалон», «Аскалонский злодей», «Прекрасная Аза», «Невинный Пруденций» и другие). В легендах проявилось высокое мастерство стилизации, присущее автору.
Большое место в творчестве Николая Семеновича занимает тема обличения русского церковничества. Особенно острую, сатирическую окраску приобретает она с конца 70-х гг. Это было вызвано эволюцией миросозерцания Лескова, его заботой о борьбе с невежеством народа, с его вековыми предрассудками.
Очень характерна книга сатирических очерков «Мелочи архиерейской жизни» (1878-80), в которой зло высмеиваются мелочность, самодурство, стяжательство «святых отцов», а также иезуитские законы церкви и правительства о браке, используемые церковной иерархией в своих корыстных целях. В книге с непоследовательностью перемешано и очень важное и мелкое, и резкая сатира и просто фельетоны, анекдотические факты, и тем не менее в целом она сильно бьет по церкви как верной прислужнице эксплуататорских классов, разоблачает ее реакционную социальную роль, хотя и не с атеистических позиций, а с ложных позиций ее обновления. В этот период писатель переоценивает созданные им ранее положительные образы духовенства, в том числе и образы «Соборян». «Клятвы разрешать; ножи благословлять, отъем через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицирующих все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника» - вот что я хотел бы показать людям»,- с гневом пишет Лесков. Кроме «Мелочей архиерейской жизни», Николай Семенович написал большое количество антицерковных рассказов и очерков, которые вошли (вместе с «Мелочами архиерейской жизни») в 6-й т. его первого собр. соч., который по постановлению духовной цензуры был изъят и сожжен.
Сатирические образы попов-шпионов и мздоимцев встречаются также во многих его произведениях:
«Шерамур» ,
в цикле новелл
«Заметки неизвестного» ,
«Святочные рассказы» ,
«Рассказы кстати» ,
повестях
«Полунощники» ,
«Зимний день» ,
«Заячий ремиз» и других.
В своей антицерковной сатире Николай Семенович шел вслед за Толстым, начавшим в 80-е гг. борьбу с официальной церковью. Л. Толстой оказал огромное влияние на формирование идеологии писателя и на его творчество, особенно в 80-е гг., но Лесков не был толстовцем и не принимал его теории непротивления злу. Процесс демократизации творчества писателя становится особенно очевидным в 80 - 90-е гг. Писатель идет по пути углубления критики действительности, подвергая при этом коренному пересмотру свои прежние взгляды и убеждения. Он подходит к разрешению основных социальных проблем, которые стояли в центре внимания демократической литературы этого периода.
Эволюция мировоззрения Лескова проходила трудно и мучительно. В письме к критику Протопопову он говорит о своем «трудном росте»: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и тому подобное. Во всем этом я вырос, и все это мне часто казалось противно, но... я не видел, «где истина»!»
В сатирических произведениях 80-х гг. большое место занимает борьба против антинародного бюрократического аппарата самодержавия. В этой борьбе он шел вместе со Щедриным, Чеховым и Л. Толстым. Он создает ряд сатирически обобщенных типов чиновников-хищников, олицетворяющих антинародность самодержавия рассказы:
«Белый орел» ,
«Простое средство» ,
«Старый гений» ,
«Человек на часах» .
Образы буржуазии, нарисованные в рассказах
«Полунощники» ,
«Чертогон» ,
«Грабеж» ,
«Отборное зерно» и других, имеют много общего с подобными же образами Щедрина, Некрасова, Островского , Мамина-Сибиряка. Но основное внимание писатель уделил моральному облику буржуа, оставив в стороне его политическую деятельность.
В начале 90-х гг. Николай Семенович создал ряд политически острых сатирических произведений:
рассказы
«Административная грация» (1893),
«Загон» (1893),
«Полунощники» (1891),
«Зимний день» (1894),
«Дама и фефела» (1894),
Главная особенность этих произведений - их открытая направленность против реакции 80-90-х гг., прямая защита прогрессивных сил России, в частности революционеров, показ духовной, моральной растленности правящих классов и гневное обличение их методов политической борьбы с революционным движением. Злыми сделались и краски сатиры, стал неизмеримо тоньше рисунок образа, бытовая сатира уступила место сатире социальной, появились глубокие обобщения, выраженные в образной и публицистической форме. Лесков прекрасно сознавал разрушительную силу этих произведений: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки... Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает... Я хочу бичевать ее и мучить. Роман становится обвинительным актом над жизнью».
В рассказе «Административная грация» он рисует борьбу объединенного лагеря реакции в лице министра, губернатора, попа и полиции против прогрессивно настроенного профессора, доведенного их травлей и клеветой до самоубийства. Рассказ этот не смог быть напечатан при жизни писателя и появился лишь в советское время.
В очерке «Загон» сатира Николая Семеновича достигает особенно широкого политического обобщения. Рисуя картины нищей и дикой жизни народа, не верящего ни в какие реформы, проводимые господами, Он показывает не менее дикую, полную суеверий жизнь правящего общества. Этим обществом руководят «апостолы» мракобесия и реакции вроде Каткова, проповедующие отделение России «китайской стеной» от других государств, образование собственного российского «загона». Правящие круги и реакционная пресса, выражающая их мнение, стремятся навсегда удержать народ в кабале и невежестве. Не прибегая в очерке к гиперболе, подбирает такие реально существовавшие факты, которые выглядят еще более разительно, чем самая злая сатирическая гипербола. Публицистический накал лесковской сатиры здесь во многом близок к сатире Щедрина, хотя Лесков и не смог подняться до щедринских высот сатирического обобщения.
Еще более ярки и разнообразны по своей художественной форме сатирические повести Лескова Н. С. «Полунощники», «Зимний день», «Заячий ремиз». В них созданы положительные образы прогрессивной молодежи, борющейся за права народа. В основном это образы девушек-дворянок, порвавших со своим классом. Но идеал Лескова- не активный революционер, а просветитель, борющийся за усовершенствование общественного строя средствами морального убеждения, пропагандой евангельских идеалов добра, справедливости, равенства.
В «Полунощниках» запечатлен буржуазный и мещанский быт 80-х гг., с его невежеством, жестокостью, страхом перед общественным движением и верой в чудеса мракобеса Иоанна Кронштадского. Пластическая выразительность образов «Полунощников» достигается писателем в основном подчеркиванием их социальных качеств и своеобразным, неповторимо индивидуальным языком. Здесь же Николай Семенович создает и сатирические образы-символы, определяя сущность их кличками: «Ехидна», «Тарантул» и тому подобное.
Но особенно выразительны итоги идейной эволюции Лескова и художественные достижения его сатиры в повести «Заячий ремиз», изображающей политическую борьбу в период реакции 80-х гг. Говоря о эзоповском стиле в этой повести, Лесков писал: «В повести есть «деликатная материя», но все, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно запутано. Колорит малороссийский и сумасшедший». В этой повести Николай Семенович показал себя блестящим учеником Щедрина и Гоголя , продолжавшим их традиции в новой исторической обстановке. В центре повести - Оноприй Перегуд, дворянин и бывший становой пристав, находящийся на излечении в сумасшедшем доме. Помешался он на почве ловли «сицилистов», которой от него требовали охранка и местные полицейские и духовные власти. «Что за ужасная среда, в которой он жил... Помилуйте, какая голова может это выдержать и сохранить здравый ум!»- говорит один из героев повести. Перегуд - слуга и вместе с тем жертва реакции, жалкое и страшное порождение самодержавного строя. Способы сатирической типизации в «Заячьем ремизе» обусловлены политической задачей, поставленной Лесковым: изобразить общественный строй России как царство произвола и безумия. Поэтому Николай Семенович пользовался средствами гиперболы, сатирической фантастики, гротеска.
«Лесков Николай Семенович- волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал и в этом искусстве не имеет себе равного»,- писал М. Горький.
Действительно, стиль Лескова характерен тем, что основное внимание уделяется речи персонажа, при помощи которой создается полное представление об эпохе, о конкретной среде, о характере людей, об их действиях. Секрет словесного мастерства Николая Семеновича заключается в его прекрасном знании народной жизни, быта, идейных и нравственных особенностей облика всех сословий и классов России 2-й половины XIX в. «Пронзил всю Русь»,- метко сказал о Лескове один из героев Горького.
Умер - , Петербург.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.