Пианисты. Молодежный кадровый центр Родственные профессии Солист, артист камерного ансамбля, преподаватель музыки, певец

Болезнями рук страдали многие пианисты. Известно, что у Скрябина длительное премя болела правая рука.
Хорошо изучены часто встречающиеся заболевания рук, связанные с перенапряжением, например тендовагиниты и ганглии.
Тендовагинит возникает от длительной нагрузки на кисть при игре октав и аккордов, особенно в быстром темпе. Рука снабжена многочисленными мышцами, сухожилия которых на кисти расположены близко друг от друга. Каждое сухожилие вдето как бы футляром, оболочкой из эластичной и плотной соединительной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются так называемой синвиальной жидкостью. При длительной однообразной работе в этих оболочках иногда создаются условия для воспалительных изменений, нарушающих нормальную подвижность сухожилий и приводящих к болезненной припухлости и отеку окружающей ткани. Повторяющиеся и длительно текущие тендовагиииты могут принять форму хронического заболевания, трудно поддающуюся лечению.

Ганглии образуются на тыльной стороне кисти, в местах сочленения мелких костей запястья. Жидкость, смазывающая суставные поверхности этих костей, при чрезмерных размахах кисти, усиленно выделяется и скапливается под связками, образуя плотные, часто болезненные желваки.
Нередко наблюдаются нарушения и со стороны нервно-мышечного аппарата, вызывающие ощущение боли в мышцах рук при длительной игре технически трудных произведений. Так случилось у Рахманинова. В письме к И. Морозову он пишет: «Очень устал и руки болят. За последние четыре месяца дал 75 концертов. Вся4 кое лишнее движение рук меня утомляет, поэтому пишу тебе, дик< туя» .
Боли в мышцах могут появиться у пианиста и в том случае, когда после значительного перерыва в игре он сразу приступает К занятиям над трудным произведением или пытается без соответствующей подготовки выполнить непосильную для него техническую задачу.
При своевременном отдыхе такие болезненные явления могут быстро исчезнуть, но при сильном и продолжительном напряжении мышц, особенно если оно сочетается с неправильными приемами, может нарушиться пианистическое движение.
В таком случае можно говорить о профессиональном заболевании, которое требует специального лечения. Оно проявляется либо в болезненном спастическом напряжении мышц руки либо наоборот в ее слабости, так называемом парезе. Патологические явления возникают именно во время исполнения на фортепиано, другие, несходные с пианистическими, движения совершаются свободно.
Это заболевание пока мало изучено. Можно предполагать, что оно аналогично писчему спазму, который возникает от переутомления при длительном письме. Как данное заболевание, так и писчий спазм нельзя рассматривать как местное заболевание руки.

При этом заболевании нет органического поражения мышц, суставов и нервов; нарушение движения в руке пианиста является следствием нарушения закономерностей возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе при построении двигательного акта. При этом страдает вся функциональная система, формирующая пианистические движения.
Такое болезненное состояние проявляется в двух формах — спастической и паретической. Для спастической формы характерно болезненное перенапряжение мышц руки пианиста, которое появляется при игре на фортепиано. При этом у пианиста теряется свобода, точность и слитность движений. В дальнейшем усиливающееся перенапряжение в мышцах руки переходит в тоническую судорогу (зажим).
При паретической форме во время исполнения в руке пианиста появляется слабость, которая постепенно возрастает, к этому может присоединиться дрожание. В результате теряются сила и точность движения. В обоих случаях пианист бывает вынужден прекратить игру.
Паретическая форма возникает преимущественно в результате переутомления при длительной игре без перерывов с однообразными приемами техники.

Мышечная слабость в руках при паретической форме физиологически объясняется тем. что при чрезмерном и длительном раздражении определенных очагов нервной системы возбуждение превращается в своеобразное стойкое торможение (парабиоз по Введенскому). Поэтому паретическая форма представляет собой более глубокое нарушение движения, чем спастическая.
В дальнейшем такая слабость может стать стойкой и распространиться на другие мышечные группы.
При спастической форме мы видим преобладание процесса возбуждения над торможением — чрезмерное и нецелесообразное поступление импульсов из центральной нервной системы к мышцам.
В третьей и четвертой главах показано, насколько неблагоприятно сказывается на исполнении неправильное построение пианистических движений. Эти же ошибки могут быть источником профессионального заболевания в том случае, если они многократно повторяются и превращаются в неправильный навык, Приведем несколько примеров таких ошибок:
1. Привычка во время игры держать поднятым плечевой пояс, вызывающая ограничение движении лопатки и плечевого сустава.
2. Прижатый к туловищу или чрезмерно отведенный локоть, который ограничивает функции плечевого сустава.
3. Стремление извлечь сильный звук пальцами без достаточного участия верхних звеньев пианистического аппарата.
В первых двух случаях — при фиксации лопатки и плечевого сустава — в мышцах плечевого пояса может возникнуть статическое напряжение, не сменяющееся расслаблением, зажим, который часто сопровождается болями. При ограничении движения плеча, его функцию частично вынуждены выполнять предплечье и кисть, более слабые звенья руки, не приспособленные для этой работы. В результате в них наступает преждевременное утомление, которое в свою очередь может привести к спазму или к слабости мышц.
В третьем случае пианист предъявляет к наиболее слабым звеньям пианистического аппарата непосильные требования, не соответствующие их возможностям, вызывающие в предплечье, кисти и пальцах перенапряжение и переутомление.
Во всех приведенных примерах происходит нарушение синкинезии (согласованности) движений в разных звеньях руки, что ведет к дискоордннации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию координационного невроза.

Очень важное значение в развитии координационного невроза имеет общее утомление и тем более переутомление, при котором всегда в той или иной степени нарушается движение.
Интересно поэтому поводу мнение И. Гофмана. Он считал, что при утомленном состоянии ума и тела мы совершенно утрачиваем способность замечать образование дурных привычек, а поскольку «учиться — значит приобретать правильные привычки мыслить и действовать», мы должны остерегаться всего, что может повредить нашей бдительности по отношению к дурным привычкам» .
Действительно, при сильном общем утомлении ослабевают воля и внимание, появляется апатия, рассеянность. Мы не можем длительно сосредоточиться, у нас теряется ясность мысли. Все эти психические нарушения сказываются на движении, оно становится нечетким, неточным, замедленным. Эффективность работы резко снижается.
Утомление наступает в результате длительной и напряженной работы, как умственной так и мышечной, и в обоих случаях при отсутствии своевременного отдыха может распространиться на весь организм. Между мышечным (физическим) и умственным утомлением нет принципиальной разницы.
В обоих случаях страдает нервная система — нарушаются закономерности тормозного и возбудительного процессов, их сила, уравновешенность, подвижность, способность к распространению и концентрации нервной энергии. Это отражается на функции тех органов, которые управляются соответствующими нервами, снижая их трудоспособность.
Появление утомления Павлов рассматривал как сигнал к прекращению деятельности и необходимости отдыха, а отдых как охранительное тормозное состояние. Отдых однако — не просто выключение деятельности; во время отдыха восстанавливается нервная энергия.
Необходимо, чтобы в фазе торможения произошла компенсация энергии, затраченной в фазе возбуждения на действие. В этом состоит уравновешенность этих двух процессов. При нарушении этого ритма и наступает утомление. Если же, стараясь преодолеть усталость, не прерывать деятельность, продолжая держать нервную систему в состоянии возбуждения, то в ней все более усиливается трата энергии и наступает ее истощение.

Из-за длительного перевозбуждения естественная тормозная реакция может и не наступить. Известно, что часто при резко выраженном утомлении человек не может уснуть. Такое состояние характерно для переутомления и является уже болезненным, требующим специального лечения.
У музыканта-исполнителя имеет место и мышечная и умственная усталость, поскольку в его труде сочетается психическое и физическое напряжение.
Усталость может наступить незаметно для исполнителя: движения у него становятся менее четкими, появляются ошибки. В этом периоде музыкант часто переоценивает свои силы, не учитывает своих функциональных возможностей и продолжает работу, чем все более усугубляет усталость. В дальнейшем еще больше нарушается точность и четкость движений. Именно о таком состоянии говорил Гофман, предупреждая об опасности «образования дурных привычек».
Если в этот период музыкант не прекратит работы, то у него наступит переутомление со всеми его последствиями. Очень важное значение для сохранения трудоспособности у музыканта имеет его эмоциональное состояние.
При увлеченности работой он может забывать о пище, отдыхе и сне и не чувствовать утомления. Эмоциональный подъем как бы мобилизует его психическую и физическую энергию. При отрицательных эмоциях — тревожном состоянии, неуверенности в себе трудоспособность быстро падает, скорей наступает утомление. Характерно и нарушение координации в двигательной системе. Каждый энает, что при плохом настроении ничего не ладится, «все падает из рук».

В развитии координационного невроза эмоции играют большую роль. Как уже указано — отрицательные эмоции нарушают равновесие нервной системы и способствуют дискоординации в двигательном аппарате. Невозможность во время данной болезни заниматься профессиональной деятельностью угнетает пианиста. Иногда на этой почве наступает настоящее невропсихическое состояние с депрессией и нарушением сна. Естественно, что это способствует дальнейшей дискоординации пианистического аппарата.
Мы видим, что причинами для возникновения координационного невроза у пианиста являются три момента: неправильные методы работы, переутомление и расстройство нервной системы. Однако они развиваются при условии сочетания и длительности воздействия этих трех факторов. Соответственно этому лечение должно быть направлено одновременно на восстановление равновесия нервной системы и функции больной руки.
Лечение должно быть комплексным — применяются лекарства, физиотерапия, особенно важно водолечение. Ведущую роль играет физическая культура. Она подымает общий тонус, налаживает координацию не только в нервно-мышечной системе, но и во всем организме, регулируя все его функции. Пианисту необходимо вновь приобрести власть над движением рук, вернуть четкость, слаженность и красоту пианистического движения.
Основным условием для успешного лечения является полное прекращение пианистической работы на весь срок лечения. Только при отдыхе от профессиональной деятельности можно восстановить правильные координационные связи.
Следует ограничить и другие движения, которые вызывают повышенное напряжение и утомление в руках (поднимание и ношение тяжестей, длительное письмо). Больная рука должна как можно больше отдыхать.
Однако некоторые виды спорта, не связанные с перенапряжением рук, очень полезны. Пианисту рекомендуются прогулки, туризм, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, некоторые виды легкой атлетики (бег, прыжки). Во избежание травм рук и перенапряжений — гимнастики на снарядах, особенно на брусьях, турнике и кольцах (упоры, висы), метания диска, молота, ядра, гребли, игры в баскетбол и волейбол следует избегать.
Для восстановления функций рук при координационном неврозе необходимо применять курс специальной гимнастики, которая должна сочетаться с водолечением и массажем.
Лечение можно разделить на три периода. В первом периоде задачей лечения при спастической форме является снижение тонуса перенапряженных мышц, при паретической, наоборот, укрепление ослабленных. Во втором периоде при обеих формах— выработка правильной координации. В третьем — для обеих форм — дальнейшая выработка координации с усложнением движений и переход к подвижным играм.
В дальнейшем, когда пианист восстановил власть над движением, он может приступить к игре па фортепиано. Необходимо при этом строго соблюдать режим труда — играть вначале 20—30 минут в день в медленном темпе, избегая тех движений, которые вызвали заболевание.
Нагрузку нужно увеличивать постепенно, осторожно. Следует обратить внимание на то, чтобы в репертуаре на данном этапе не было технически трудных произведений, требующих большой силы и однотипных движений.
Весь лечебный процесс должен проходить под наблюдением врача лечебной физкультуры, а занятия лечебной гимнастикой под руководством методиста.
Музыкальные учебные заведения должны иметь физкультурные кабинеты специального профиля, где бы учитывалась специфика работы музыканта.
Для предупреждения профзаболеваний важнейшим фактором является правильный трудовой режим. Об этом подробно рассказывается в четвертой главе. Здесь необходимо остановиться на вопросе о том, как отдыхать пианисту во время работы.
Большинство людей не умеет отдыхать даже сидя и лежа. Это зависит от того, что даже в бездействии мышцы находятся в известном напряжении и, посылая нервные импульсы в мозг, держат его в состоянии возбуждения. Исполнителю нужно уметь расслаблять мышцы. Для этого ему необходимо использовать каждую минуту отдыха, не только в перерывах между занятиями, но и при переходе от одной пьесы к другой и даже во время пауз. В сумме эти кратковременные периоды отдыха компенсируют значительную затрату энергии, сохраняют потенциальную активность игрового аппарата и здоровье исполнителя.

Благодаря сайт пригласить пианиста мирового класса для вашей вечеринки никогда не было так легко. Мы приглашали пианистов для свадеб, частных вечеринок, фестивалей, корпоративных мероприятий и многих других событий. Фортепианная музыка отлично подходит как для фонового звукового оформления, так и в качестве основной программы мероприятия.

Вам не нужно быть знатоком фортепианной музыки, чтобы найти и пригласить замечательного пианиста на сайт. Все, что вам нужно, так это компьютер и электронная почта, а все остальное мы сделаем за вас. От джазового фортепиано до классического, популярного и даже больше: пианист мирового класса всего лишь на расстоянии нескольких кликов мышки. Превратите вашу свадьбу, преезнтацию или выставку в настоящую сказку с помощью магии клавиш. Лучшие мировые мелодии создадут неповторимую атмосферу на протяжении всего времени.

С помощью нашего сервиса вы можете заказать выступление пианста на свадьбу, на корпоратив или презентацию. Прежде чем сделать заказ выступления определитесь с датой вашего мероприятия и желаемым репертуаром. Внимательно просмотрите профили доступных у нас пианистов, мы также рекомендуем ознакомиться с доступными аудио и видео файлами. Составьте список из 3-4 пианистов и отправьте свой запрос, заполнив основные данные о вашем мероприятии. Мы уведомим артистов о вашем запросе и они перезвонят вам как только будет возможность. Почему заказывать у нас выгодно? Вы можете отправить свой запрос сразу нескольким артистам в один клик и получите честное предложение напрямую от пианиста.

Описание:

Пианист (-ка) — музыкант, исполнитель на фортепиано. Профессиональные пианисты могут выступать как самостоятельные исполнители, играть в сопровождении оркестра или ансамбля, аккомпанировать одному или нескольким музыкантам.

Обычно пианисты начинают обучение игре на инструменте ещё в раннем возрасте, некоторые садятся за рояль уже в три года, в результате чего в более зрелом возрасте развивается «широкая ладонь», т. е. более развитые кисти рук с увеличенной растяжкой пальцев, из-за чего кажется, что ладонь у пианиста больше.

«Широкая ладонь» и узкие длинные пальцы также считаются одним из признаков хорошего пианиста. Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми пианистами. Например, Франц Петер Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганн Брамс, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры.

Большинство пианистов специализируется на музыке определённых композиторов или определённых времён. Однако репертуар многих пианистов не ограничивается лишь классической музыкой, а включает произведения таких стилей, как джаз, блюз, популярная музыка.

Знаменитые и великие пианисты:

  • Прокофьев Сергей Сергеевич
  • Вебер Карл Мария фон
  • Голдмарк Питер
  • Рубинштейн Артур
  • Рахманинов Сергей Васильевич
  • Дебюсси Ашиль-Клод
  • Лондон Джек
  • Балакирев Милий Алексеевич
  • Скрябин Александр Николаевич
  • Григ Эдвард

Обязанности:

Обязанности пианиста - профессиональное исполнение музыкального материала.

Помимо этой основной обязанности, он принимает участие в разработке тематических планов и программ выступлений

Также он может вести и преподавательскую деятельность.

Требования:

Личностные качества

Игра на фортепиано требует от ученика таких личностных качеств, как музыкальная одаренность, твердость характера, воля, целеустремленность, способность долго и сосредоточенно работать, интересно мыслить.

Профессиональные знания и умения

Пианист должен владеть обширным материалом, свободно ориентироваться в нем, чувствовать и понимать различные музыкальные стили.

Образование

В дипломе у пианиста, продолжившего обучение в консерватории, значится: солист, концертмейстер, ансамблист и педагог музыкального училища.

Пианист-солист завоевывает право выступления с сольными концертами на музыкальных конкурсах или плодотворным трудом в учебных заведениях и концертных организациях (Москонцерт, Ленконцерт и т. д.). Но право выхода на филармоническую сцену он должен подтверждать каждым своим выступлением. А это достигается титаническим трудом, постоянным совершенствованием мастерства, самообразованием и саморазвитием. Кроме высоких профессиональных качеств, прекрасной технической оснащенности, хорошей школы (для получения которой немало значат физиологические данные - строение и форма рук, величина кистей, длина пальцев), пианист-солист должен обладать яркой творческой индивидуальностью, быть личностью.

Личностью не рождаются, личностью становятся. От того, каков человек, каковы его нравственные принципы, насколько тверды его убеждения и крепок характер, зависит масштаб личности. И этот масштаб ясно прочерчивается в творчестве любого исполнителя, в том числе и пианиста.

Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ
  • 1) ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ.

  • 2)ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТ.

  • 3)МИНУСЫ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТ.


1) ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ.

Во все времена на Руси, да и не только, лучше всего жилось шутам и музыкантам (скоморохам), ведь именно юмор и музыка – это те вещи, от которых гораздо более, чем от финансовой и эмоциональной обеспеченности, зависит ощущение человеческого счастья и радости. Только вот жизненная философия, которая позволяет посвятить себя почти всегда нестабильной и невысоко оплачиваемой профессии музыканта, встречается редко, из-за чего парни и девушки, мужчины и женщины с музыкальным инструментом в кофре на улице всегда заставляют прохожих оборачиваться.


Профессиональный музыкант-пианист (специальность - фортепиано) может иметь квалификацию: концертмейстер, солист, артист камерного ансамбля, концертирующий солист, а также преподаватель. Область профессиональной деятельности - музыкальное искусство. Главная задача исполнителя - передать композиторский замысел, донести его до слушателя посредством игры на фортепиано.

Профессиональный музыкант должен владеть навыками исполнения музыкальных произведений с использованием различных приемов игры; навыками анализа музыкального текста с целью сохранения, передачи при исполнении музыкального произведения его стилистических особенностей. При работе с вокалистом от концертмейстера требуется знание специфики исполнения, вокального репертуара, умение грамотно аккомпанировать. При работе с инструменталистами необходима способность работать в ансамбле. Также музыкант участвует в создании музыкального оформления и сопровождении культурных мероприятий.

Характерны статичная рабочая поза, нагрузка на позвоночник и руки. Концертмейстеры востребованы в образовательных учреждениях и учреждениях культуры. В качестве преподавателей музыканты также легко трудоустраиваются в школы, учреждения дополнительного образования, а также в специализированные музыкальные образовательные учреждения. Возможна работа в качестве концертирующего исполнителя - солиста или в составе ансамблей.


Должен уметь

Должен уметь
  • Исполнять произведения на музыкальных инструментах в различной технике игры, понимать идею музыкального произведения и выражать его образ и эмоциональную глубину, работать индивидуально и в оркестре и т.д.

Профессионально важные качества
  • музыкальный слух;

  • чувство ритма;

  • музыкальная память;

  • хорошая координация;

  • моторная беглость;

  • усидчивость, терпение, целеустремленность;

  • развитое воображение, творческие способности (склонность к импровизации);

  • педагогические способности.

Медицинские противопоказания
  • болезни рук (артрит);

  • пониженный слух;

  • сильный сколиоз с противопоказаниями работы в статичной позе и больших нагрузок на позвоночник и руки.

Пути получения профессии
  • Музыкальное училище, колледж.

Родственные профессии
  • Солист, артист камерного ансамбля, преподаватель музыки, певец.


2)ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТ.

1)Музыкант дарит радость и вдохновление.

2)Музыка меняет настроение людей, взаимодействует с их чувствами.

3) Музыка очищает сознание человека. Настоящий музыкант помогает этой жизни, этому миру быть ярче и сам живет и дышит только этим.

3)МИНУСЫ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТ.

Музыкой очень сложно зарабатывать, вообще это физически тяжело, хамят ИМ часто. Правда, хвалят тоже часто, но и это не всегда плюс. Нестабильность заработка порой заставляет затянуть поясок потуже или выйти в переход с кепкой (панамкой, шляпой и пр.). Кроме того, «Не стреляйте в пианиста – играет, как умеет» - обращение, которое не безосновательно висело во времена Дикого Запада во многих техасских барах. Сегодня у тебя голос плохой, завтра «а спой дембельскую…», послезавтра могут и ножом «встретить». Наш пьяный люд в такого рода заведениях не всегда добр, ласков и щедр на чаевые. И, тем не менее, понимание человеческой души в сочетании с умом и сообразительностью порой творит чудеса. Именно поэтому на грани сознательного и подсознательного всегда можно найти и надавить на ту точку, которая напомнит человеку о его человечности, будь он даже вдребезги пьян и так же глуп. Кому как не музыканту, играющему на человеческих эмоциях, на нервах с той же легкостью, как и на струнах своей гитары (скрипки, виолончели и т.п.), знать эти точки?

Так что даже в минусах есть свои плюсы. Пой, играй, живи не только ради себя, но и для других, и да будет тебе счастье.


4)Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ МУЗЫКАНТ.

    И пускай эта профессия не столь высоко оплачивается, пускай она нестабильна и не обеспечит мне достойной пенсии, но ведь суть не в этом. Суть в том, что каждый раз, уходя на работу, я буду делать это с ощущением правильности происходящего. Ведь музыкант – это один из немногих людей, которые способны переживать свои эмоции не самостоятельно, не в одиночестве, а делиться ими со всем миром, со всеми, кто слышит, как из его инструмента льется звук.


Я хочу стать музыкантом, а точнее, пианистом.

"Для того, чтобы заниматься музыкой и достичь в этом деле успеха, говорил Чайковский, - необходимо иметь талант, слух, музыкальные задатки. Невозможно в искусстве и без терпения и упорства".

Действительно, чего только стоят все гаммы, технически сложные этюды. Особенно трудно в самом начале своего пути побороть в себе проблемы переходного возраста. Например, многие мои знакомые, учась в школе, бросили занятия музыкой и сейчас очень жалеют об этом. Ведь помимо собственно занятий фортепиано, необходимо посещать сольфеджио, вокал, историю музыки, хоровые занятия.

Не каждый сможет отдавать свои силы на такой основательный труд. Но занятия музыкой стоят того, ведь они приносят колоссальное удовольствие. Находясь в этой среде, ощущаешь особую атмосферу, встречаешь множество интересных и творческих людей. Профессия музыканта меня очень привлекает, и возможно, я бы хотела попробовать себя в этой деятельности.


оркестра или ансамбля , аккомпаниро

  • Профессиональные пианисты могут выступать как самостоятельные исполнители, играть в сопровождении оркестра или ансамбля , аккомпаниро







    На самом деле все профессиональные заболевания работников искусства, неважно какого именно: будь то музыка, театр, художество или другое, очень страшны и большинство из них хронические. И надо отдать должное этим людям, которые готовы жертвовать собой ради дела жизни, ради прекрасного ради того чтобы мы с вами могли наслаждать и одновременно получать эстетическое, культурное образование.


Пианист (~ка) — музыкант, исполнитель на фортепиано. Профессиональные пианисты могут выступать как самостоятельные исполнители, играть в сопровождении оркестра или ансамбля, аккомпанировать одному или нескольким музыкантам.

Обычно пианисты начинают обучение игре на инструменте ещё в раннем возрасте, некоторые садятся за рояль уже в три года, в результате чего в более зрелом возрасте развивается «широкая ладонь», т. е. более развитые кисти рук с увеличенной растяжкой пальцев, из-за чего кажется, что ладонь у пианиста больше.

«Широкая ладонь» и узкие длинные пальцы также считаются одним из признаков хорошего пианиста. Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми пианистами. Например, Франц Петер Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганн Брамс, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры.

Большинство пианистов специализируется на музыке определённых композиторов или определённых времён. Однако репертуар многих пианистов не ограничивается лишь классической музыкой, а включает произведения таких стилей, как джаз, блюз, популярная музыка.

Пианист должен владеть обширным материалом, свободно ориентироваться в нем, чувствовать и понимать различные музыкальные стили. Игра на фортепиано требует от ученика таких личностных качеств, как музыкальная одаренность, твердость характера, воля, целеустремленность, способность долго и сосредоточенно работать, интересно мыслить.

В дипломе у пианиста, продолжившего обучение в консерватории, значится: солист, концертмейстер, ансамблист и педагог музыкального училища.

Пианист-солист завоевывает право выступления с сольными концертами на музыкальных конкурсах или плодотворным трудом в учебных заведениях и концертных организациях (Москонцерт, Ленконцерт и т. д.). Но право выхода на филармоническую сцену он должен подтверждать каждым своим выступлением. А это достигается титаническим трудом, постоянным совершенствованием мастерства, самообразованием и саморазвитием. Кроме высоких профессиональных качеств, прекрасной технической оснащенности, хорошей школы (для получения которой немало значат физиологические данные - строение и форма рук, величина кистей, длина пальцев), пианист-солист должен обладать яркой творческой индивидуальностью, быть личностью.

Личностью не рождаются, личностью становятся. От того, каков человек, каковы его нравственные принципы, насколько тверды его убеждения и крепок характер, зависит масштаб личности. И этот масштаб ясно прочерчивается в творчестве любого исполнителя, в том числе и пианиста.



Статьи по теме: