Каменный цветок станиславского. Балет «Каменный цветок

Легендарные Уральские сказы П. Бажова, воплощенные в танце и великолепной музыке С.Прокофьева – все это балет «Каменный цветок», который на протяжении 10 лет является частью репертуара Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.

Знаменитый спектакль создал прославленный отечественный хореограф Ю. Григорович. Во второй половине прошлого века эту постановку смогли увидеть миллионы поклонников классического балета в российских и зарубежных городах. Сегодня спектакль «Каменный цветок» вновь радует публику красочной сценографией и великолепной хореографией.

Балет «Каменный цветок»: непростая история знаменитого спектакля

В 1950 году С. Прокофьев, вдохновленный сказами П. Бажова о Даниле-мастере и Хозяйке Медной горы, окончил свое знаменитое произведение. А еще через 4 года столичная публика смогла увидеть новаторскую для балета середины прошлого века постановку Ю.Григоровича. Сочетание великолепной музыки и невероятного, динамичного, отточенного танца сделали постановку знаменитой. Ее показывали в Кировском (Мариинском) и Большом театре, но в 1994 году спектакль закрыли.

В 2008 году состоялась долгожданная премьера балета «Каменный цветок» в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Классическая хореография мастера танца, великолепный свет, который превращает сцену в шкатулку с драгоценными камнями, роскошная музыка с элементами фольклора – таким увидел зритель балет, в котором когда-то блистали Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Юрий Соловьев, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева. Состав труппы, задействованный в спектакле «Каменный цветок» 2018, не менее профессионален и интересен. Главные партии в балете исполняют Н. Сомова, Г. Смилевски, О. Сизых, Н. Крапивина, О. Кардаш.

Спектакль «Каменный цветок» в театре Станиславского и Немировича-Данченко

Спектакль «Каменный цветок» в Москве пользуется огромной популярностью. Волшебная сказка, знакомая с детства рассказывает о мастере-камнерезе Даниле, который мечтает создать из камня цветок, подобный по своей совершенной красоте настоящему. Он совершает множество попыток, но результат каждый раз разочаровывает юношу.

Настоящий мечтатель, Данила оказывается в недрах Уральских гор в окружении драгоценных камней и приходит к Хозяйке Медной горы – владелице несметных богатств и невероятного творческого таланта. Как сложатся отношения молодого мастера с грозной красавицей, и сможет ли он воплотить свою мечту в жизнь? Эти вопросы будут волновать юного зрителя на протяжении всего спектакля.

Билеты на спектакль «Каменный цветок»

Не знаете где купить билеты на спектакль «Каменный цветок»? Обратитесь к нашему онлайн сервису. В мире огромного количества предложений не билетном рынке столицы, мы успешно лидируем, благодаря:

  • многолетнему опыту – работаем с 2006 года;
  • удобному, интуитивно понятному интерфейсу сайта;
  • качественной информационной поддержке;
  • оперативной доставке билетов в Москве и Санкт-Петербурге.

На нашем сайте вы можете приобрести билеты на спектакль «Каменный цветок» по адекватным ценам без переплат. Мы предлагаем несколько способов оплаты: наличными, картой, банковским переводом.

Окунитесь в мир блеска и сияния драгоценных камней и удивительной романтики Уральских сказов. Побывав на спектакле, вы получите невероятные впечатления от роскошной музыки, великолепного танца и уникальной сценографии, которые на два часа заставят забыть о существовании реального мира.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Каменный цветок» - это револьвер, с которым Юрий Григорович, молодой да ранний, ворвался в святилище советского балета, посреди которого тушей лежал уже почти бездвижный «драмбалет», вложил ствол монстру в ухо и выстрелил. Как вы понимаете, самым сложным было осмелиться войти.

Шел 1957 год, по оттепели трещали льды, хореографа-реформатора уже ждали как мессию, но еще переживали, что ему попадет. И тут - с балерин сняли юбки. Вместо декораций поставили гигантские панели в малахитовых разводах - лучший балетный сценограф СССР Симон Вирсаладзе с беспринципностью гения создал «Цветок», после того как десятилетиями отделывал рюшами пышные драмбалеты. В Советском Союзе на один вечер наступило «западное искусство», каким его пред­ставляли артисты, еще не начавшие выезжать на гастроли за гра­ницу. Хотя либретто - отечественный Бажов, Урал и все такое.

Когда я первый раз увидела «Цветок», меня поразило, ­насколько он… м-м-м-м… спокойный. От манифеста ждешь большей запальчивости. Для манифеста у него слишком ровный пульс и почти нулевой уровень агрессии. Так ведут себя люди в своем праве - неизвестно только, было ли это спокойст­вие напускным (чтобы театральные гиены не растерзали рань­ше времени) или Григорович в самом деле верил своей звезде.

В то же время его спокойствие очень понятно: Григорович налаживал большой «классический» спектакль, с арками и кон­трфорсами, и старался, чтобы не дрожала рука. Странная затея, учитывая, что естественный модернистский формат - одноактный (и одноактными были все важные тексты 1960-х - от балетов Баланчина до незаконнорожденных советских шедевров Игоря Бельского и Леонида Якобсона). Но Григорович наращивал ставки, ведь именно в большом формате работал и «драмбалет». Да, конечно, заодно он и укрупнял мишень для вражеского обстрела. Однако риск оправдался, звезда не обманула, превратившись в итоге в звезду лауреата всего, что только было в СССР.

Эта игра с высокими ставками отразилась на «Каменном цветке», как алкоголизм родителей (или, чтоб без оценок, как их образ жизни) - на детях. Впечатление от него остается какое-то мерцающее, как будто кто-то на ветру жжет спички. Вспышка: оглушительная сцена ярмарки. Затем ровно-пустоватые, как тундра, и такие же холодные танцы самоцветов. Затем опять вспышка… Но что поделать! Из всех зрелищ советские любители балета предпочитали большой пожар во вкусе «драмбалета», и Григорович очень старался им угодить.

Возможно, именно это сделало «Каменный цветок» самым небесспорным шедевром Григоровича. Во всяком случае - наименее популярным. Он ест чертовски много человеческой энергии у театра и исполнителей, но возвращает - в виде простодушной зрительской отдачи - куда меньше. И, видимо, поэтому увидеть «Каменный цветок» Григоровича больше негде, кроме как в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Уж энергии у него точно с избытком.

Вообще, в балете очень развито чувство, кто главный. Балет иерархичен по своей природе. Каждый четко знает, кто началь­ник, и держит равнение. Должно быть, этот инстинкт помогает балетным людям держать в танце линию - как перелетным гусям, соблюдающим строгий клин даже в шторм над Гималаями. В XIX веке власти это сочувственно понимали: в каждой из столиц балетный театр был только один. А в советские времена очень удивились, когда, утыкав империю балетными театрами, вскоре обнаружили делянку бледных копий-поганок Большого или Мариинки. Я так издалека объясняю, чтобы вы поняли, насколько фантастично то, что сегодня делает Театр имени Станиславского. То ставит «Чайку» Ноймайера, то возобновляет старинную советскую «Снегурочку». То вот - «Каменный». В связи с реконструкцией главного здания (с конями на крыше) Большой стоит со «Стасом» теперь, в общем-то, на одной улице, на Дмитровке - тем длиннее тень от него на младшего собрата. Так что этот «Цветок» - только с виду каменный. На то, чтобы вырастить посреди Москвы эту хрупкую вещицу, потребовались отвага воображения и вера в свою индивидуальность, достойные садоводов Израиля с их капельным орошением пустыни. Невероятно.

Балет Каменный цветок - это легендарные Уральские сказы, воплощённые в танце. Он рассказывает о том, как уральский мастер Данила желает передать красоту живых цветов при помощи камня. Но позволит ли ему сделать это Хозяйка Медной горы? И как сложится его история с возлюбленной?

Несложно понять, что данная постановка создана на основе достаточно известного произведения прославленного отечественного композитора Сергея Прокофьева. Оно было написано им в 1950 году. При создании своего шедевра великий маэстро использовал знаменитые сюжеты «Уральских сказов» известного русского писателя Павла Бажова. В его руках эти истории стали ещё более чарующими и романтическими. Многие музыкальные решения маэстро оказались новаторскими. Но при этом в произведении также были использованы и неповторимые элементы родного музыкального фольклора. Кроме того, как заметили все, кто в 1954 году пожелал заказать билеты на балет Каменный цветок, и по хореографии он стал также новаторским для отечественного искусства. Постановка получилась реалистичной и романтической. В ней классическое искусство невероятным образом сочетается с удивительным народным наследием. Знаменитый спектакль был создан прославленным отечественным балетмейстером Юрием Григоровичем. В течение многих лет его работа пользовалась заметным успехом в нашей стране. Также смогла она обрести и международную славу. В этом прекрасном спектакле в разные годы участвовали многие выдающиеся мастера отечественного балета, включая гениальную Майю Плисецкую. Но в 1994 году популярный спектакль по различным причинам неожиданно покинул столичную сцену. Кроме того, не так часто его стало возможно увидеть и в других российских городах. Но интерес публики к этой волшебной и романтической истории, воплощённой в прекрасном танце, даже после этого ничуть не уменьшился.

Возобновление этого замечательного хореографического спектакля в российской столице состоялось только в 2008 году. Его премьера тогда оказалась долгожданной и заметной. И сейчас постановка занимает важное место в репертуаре театра. Её отличает красочное оформление и интересные хореографические решения. Данное действо вполне можно назвать новым словом в истории отечественного балета.

Танец камней-самоцветов не стал для кордебалета Музтеатра камнем преткновения

Татьяна Кузнецова. . Юрий Григорович вспомнил свой первый балет (Коммерсант, 15.12.2008 ).

Светлана Наборщикова. . В центре Москвы ожили уральские самоцветы (Известия, 15.12.2008 ).

Наталия Звенигородская. . Балетная труппа Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко обратилась к одному из знаковых балетов ХХ века (НГ, 15.12.2008 ).

Анна Гордеева. . «Каменный цветок» Юрия Григоровича в Театре Станиславского и Немировича-Данченко (Время новостей, 16.12.2009 ).

Анна Галайда. . Юрий Григорович поставил в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко свой дебютный балет - «Каменный цветок» (Ведомости, 15.12.2008 ).

Майя Крылова. . Юрий Григорович восстановил балет полувековой давности (Новые известия, 15.12.2008 ).

Елена Федоренко. . "Каменный цветок" - последний балет Сергея Прокофьева и первый - Юрия Григоровича (Культура, 18.12.2008 ).

Каменный цветок. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Пресса о спектакле

Коммерсант , 15 декабря 2008 года

Окаменевший цветок

Юрий Григорович вспомнил свой первый балет

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко Юрий Григорович поставил свой первый спектакль - 50-летней давности "Каменный цветок" Сергея Прокофьева. Балет, с которого началась григоровичевская эра советской хореографии, изучала ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

Тридцатилетний танцовщик Кировского театра Юрий Григорович поставил "Каменный цветок" на родной ленинградской сцене в 1957 году. Идейно благонадежный спектакль по сказам Бажова получил всеобщее признание, искусствоведы провозгласили его "новым этапом на главном направлении развития нашего балета". Через два года "Каменный цветок" перекочевал в Большой, а еще через пять лет Юрий Григорович стал главным балетмейстером этого театра. И следующие 40 лет его спектакли действительно определяли "развитие нашего балета" - не только московского, но и всей страны.

Меж тем первенец Юрия Григоровича со временем оказался на задворках процесса: он тихо влачил свои дни в "сарае" Кремлевского дворца съездов, а в 1994-м бесславно исчез. Уже в новом столетии Юрий Григорович поставил "Каменный цветок" в своей краснодарской труппе. Явлению раритета в Москве поспособствовал директор Музтеатра Владимир Урин, рассудивший, что полвека - срок достаточный, чтобы хорошо забытое старое превратилось в новинку сезона.

Новинка оказалась недостаточно старой - за 50 лет отечественный балет продвинулся не настолько далеко, чтобы "Каменный цветок" обрел обаяние старинной экзотики. Особо нудно выглядел первый акт, отданный положительным персонажам из народа. Бесконечные танцы "помолвки" Данилы и Катерины - все эти хороводы, ручейки, оплетения влюбленных лентами - тянутся так долго, что, кажется, пора справлять уже золотую свадьбу. Дуэты влюбленных тоже не балуют разнообразием: сплошь арабески, обводки со стыдливо поджатой балеринской ножкой да верхние поддержки. Оживить эти тусклые па ведущие солисты "Стасика" Наталья Крапивина и Георги Смилевски не сумели, хотя старались, как первоклашки, с выражением читающие стихи на уроке литературы.

Две гигантские танцевальные сюиты "Подземное царство" Юрий Григорович построил на академической классике - настолько банальной, что прыжки камней-солистов выглядят элементами балетного урока, а пятерка камней-солисток словно выпрыгнула из какой-нибудь "Спящей красавицы". Впрочем, традиционные па здесь усложнены акробатикой, проникшей в балет в 1920-е годы стараниями учителя Григоровича Федора Лопухова. Все эти колеса, шпагаты, "колечки", вздернутые ноги солисток, сидящих на плечах кавалеров, вкупе с облегающими комбинезонами полвека назад смотрелись явно прогрессивно. Да и сегодняшние артисты осваивают достижения той эпохи как новое слово в хореографии.

К той же "новаторской" серии относится партия Хозяйки Медной горы. Гибкая Ольга Сизых честно растопыривала пальчики рук и замирала в декоративных позах, изображая то ящерку, то повелительницу земных недр, то влюбленную женщину. В ипостасях женщины и повелительницы добросовестная девушка была неубедительна, тем более что господин Смилевски оказался не особо надежным партнером: верхние поддержки он выполнял на грани фола.

Самой живой в спектакле выглядела сцена самая архаичная - "Ярмарка". В ней прогрессивный хореограф Григорович использовал испытанные жанры старого балета: мизансцены "Петрушки", цыганские и русские сценические пляски он смешал в буйную кутерьму - вся труппа Музтеатра во главе с неистовым злодеем Северьяном (Антон Домашев) впадает в ярмарочное исступление с восторгом неофитов. После этой массовой вспышки темперамента малолюдная развязка выглядит лишь формальным довеском, необходимым по сюжету, но исчерпанным хореографически.

Декорации по эскизам Симона Вирсаладзе честно воспроизводят мрачноватый "суровый" стиль полувековой давности. Исполинская малахитовая шкатулка в глубине сцены, чья передняя стенка поднимается, открывая очередное место действия, сегодня выглядит так же актуально, как чешский полированный сервант. Особую тоску вызывают "драгоценные" кристаллы подземного царства, смахивающие на карандаши фабрики "Сакко и Ванцетти".

Типичная для советского балета эстетика "Каменного цветка" сегодня кажется до того пресной и однозначной, что трудно представить, чем этот балет сразил всех 50 лет назад. Еще труднее понять, от чего пришла в восторг сегодняшняя публика. Скорее всего, этот первенец Григоровича исчерпывающе сформулировал его стиль - который полностью соответствует ожиданиям этим же стилем воспитанной публики. Что до скуки, то ее многие зрители считают обязательным элементом высокого культурного досуга.

Известия , 15 декабря 2008 года

Светлана Наборщикова

У Григоровича даже камни цветут. И танцуют

В центре Москвы ожили уральские самоцветы: балет "Каменный цветок" в постановке Юрия Григоровича представил Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Впервые спектакль по мотивам уральских сказов Павла Бажова увидел свет в 1957 году на сцене Ленинградского театра им. Кирова, нынешней Мариинки. Последний балет Сергея Прокофьева стал первой крупной работой молодого солиста труппы Юрия Григоровича. Вскоре "Каменный цветок" расцвел на сцене Большого театра, в Новосибирске, Таллине, Стокгольме и Софии. Последний раз мэтр ставил его четыре года назад в своей кубанской вотчине - в Краснодарском театре балета.

К своему детищу Григорович подошел, как мастер Данила к любимому цветку, - обточил, убрав лишнее. Лишившись нескольких пантомимных сцен и любимой Бажовым Огневушки-Поскакушки, нынешняя версия стала компактнее, динамичнее, а с появлением вальса, заимствованного из Седьмой симфонии Прокофьева, - и танцевальнее. Что касается основных вех авантюрного сюжета, то они остались в неприкосновенности.

Начинается действие танцами в избе, где крестьянка Катерина и камнерез Данила справляют помолвку. На видном месте высится каменный цветок, который жених периодически окидывает критическим взором. Пляски бравых парней и кокетливых девушек прерывает явление приказчика Северьяна - этакого местного Распутина. Злодей посягает и на цветок (его Данила прижимает к груди, как любимого ребенка), и на Катерину (герой, занятый цветком, защищает любимую с прохладцей). Обиженная невеста уходит, а Данила, разбив опостылевший цветок, отправляется за новым.

Следующая картинка открывает великолепное творение художника Сулико Вирсаладзе - переливающееся красками подземелье Хозяйки Медной горы. Там снова танцы, но на этот раз не фольклорные - с притопами и разножками, - а самые что ни на есть классические. Камни в балете танцевали и до Григоровича - достаточно вспомнить ювелирные упражнения Мариуса Петипа в "Спящей красавице". Однако Григорович изобрел собственную огранку. Его самоцветы, соединив классику с акробатическими трюками и группами а-ля пирамиды "Синей блузы", являют Даниле заветный каменный цветок. Данила, станцевав с камнями (сольные прорывы к авансцене символизируют вспышки вдохновения), переключается на Хозяйку. Экзотичная полудевушка-полуящерка в обтягивающем зеленом трико - полная противоположность простоватой Катерине, чьи прелести скрывает мешковатый сарафан.

Тем временем одинокой Катерины домогается влюбленный Северьян. Действует он с грацией медведя, беззастенчиво лапая героиню за все места. Гордая девушка отталкивает обидчика и бежит искать заступника Данилу. Поиски приводят ее на ярмарку, где торговцы и прочий люд танцуют так, как могут танцевать только русские в подпитии, то есть до упаду. Отчаявшаяся Катерина бродит среди толпы, не замечая странную женщину в черном. Это переодетая Хозяйка, пришедшая навести порядок в человеческом мире. Главного нарушителя гармонии Северьяна она увлекает за собой и топит в каменных недрах. Жуткая сцена, где злодей, непрерывно крестясь, проваливается под землю, впечатляет даже в век кровожадных триллеров.

Устранив отрицательного персонажа, Григорович позволяет героям разобраться между собой. Катерина, пробравшись в каменные кущи, обнаруживает плененного Данилу. Ему - натуре творческой, требующей постоянного обновления - уже надоели и царство, и Хозяйка. К покинутой невесте он бросается, как сын к матери. Хозяйка сначала пытается их разъединить, но затем благородно отходит в сторону, отпуская влюбленных наверх, к подножью Уральских гор. В том, что Данила, задумав сотворить очередной цветок, к ней вернется, она не сомневается.

В 1957 году, когда страна наслаждалась хрущевской оттепелью, история с уходом в земные недра, томительным ожиданием и благополучным возвращением, вероятно, имела социальный смысл. Ныне остался только художественный. А он заключается в том, что балеты Григоровича подобны коллекционным винам. Они не стареют. И, как хорошее вино, рождают длительное послевкусие. А именно - образ спектакля: неуловимый, мерцающий, но единый в органичном сочетании музыки, хореографии и декорационно-костюмного оформления. Этот продукт обладает столь высокими потребительскими свойствами, что его приемлешь при любом исполнении. Как в случае со "Стасиком", сервировавшим "Цветок", увы, не идеальным образом.

Первые танцовщики театра справились с танцевальной составляющей своих ролей, но имели серьезные проблемы в актерской. Георги Смилевски - Данила вместо закаленного жизнью уральского мастерового изобразил утонченного балетного премьера. Наталья Крапивина в роли сильной женщины Катерины так и не смогла расстаться с амплуа инженю. Хозяйку Медной горы - Ольгу Сизых и приказчика Северьяна - Антона Домашева подвела фактура. Для столь крупных (в смысле драматургической значимости) персонажей они мелковаты. А харизмы и энергетики, необходимых для преодоления погрешностей природы, этим артистам ощутимо не хватило. Зато хватило энтузиазма немногочисленному кордебалету. Изнурительные "камни" и истовую "ярмарку" ребята отработали не покладая ног.

Публика, естественно, ждала самого Григоровича и на финальных поклонах его получила. По традиции были массовое вставание, хоровое скандирование здравиц и охапки цветов, напоминавшие снопы. Мэтр выглядел неулыбчивым и уставшим. Похоже, ему давно надоел этот фимиам. Да и что может быть лучшей наградой, чем поставленный на девятом десятке жизни очередной спектакль?

НГ , 15 декабря 2008 года

Наталия Звенигородская

Юрий Григорович перетанцевал сам себя

Балетная труппа Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко обратилась к одному из знаковых балетов ХХ века

Программу юбилейного, 90-го сезона Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко начала премьера комедии «Гамлет», оперы, написанной российским композитором Владимиром Кобекиным. Следующим праздничным «шагом» стала станцованная в пятницу и субботу балетная премьера – «Каменный цветок» в постановке самого Юрия Григоровича. С прошлого сезона Григорович – штатный балетмейстер соседнего, Большого театра.

Подобно мастеру Даниле из уральских сказов Бажова, наш балетный театр секрет «Каменного цветка» постиг не сразу. Свой последний балет Сергей Прокофьев написал в 1950-м. Первую сценическую версию четыре года спустя на сцене Большого театра представил Леонид Лавровский. Спектаклю повезло. И не только потому, что Катерину танцевала Галина Уланова. В образе Северьяна на сцену вышел, быть может, самый яркий гений эпохи – Алексей Ермолаев. Он был создан для подобных ролей. Именно ролей, а не чисто танцевальных партий. Как и подразумевал жанр драмбалета. Однако в стремлении к обытовленной пантомиме и непременно мотивированному жесту к началу 50-х танец парадоксальным образом вытеснили с балетной сцены. Создавать шедевры в этих условиях было под силу разве что такому мощному актерскому дарованию, как ермолаевское. Но в целом сути дела это не меняло. Наш балетный театр оказался в тупике. Тогда-то и появился молодой новатор, дерзко напомнивший о том, что искусство балета – это прежде всего искусство танца. В 1957 году солист Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова Юрий Григорович показал свой вариант «Каменного цветка». В 1959-м успешный спектакль перенесли на сцену Большого театра, где он прожил несколько десятилетий. Сюжетные коллизии, эмоции, кульминации и развязки Григорович передавал исключительно средствами танца. Его забытый универсализм так всех поразил, что «Каменный цветок» с тех пор стал символом нового этапа в истории отечественного балета.

И вот теперь, когда в отечестве снова налицо кризис хореографической мысли, попытать судьбу решили в МАМТе. Балеты Григоровича здесь никогда не шли. Масштабность и патетика считались чуждыми неофициозному московскому театру. Но близкие его демократичной стилистике сказочный сюжет, сочетание классики и фольклора, живописные картины народных гуляний, верилось, сулили успех. Как и то, что тотальная танцевальность у Григоровича ни в коем случае не отменяет драматической характерности.

Но чуда не произошло. «Каменному цветку» – 50. И никакими круговыми подтяжками возраста не скрыть. Это вполне узнаваемый, но все же начинающий Григорович, не достигший еще вершин «Легенды о любви» или «Спартака». Балет даже в созданном специально для Музыкального театра сокращенном варианте показался затянутым, хореография – слишком прямолинейной и не слишком выразительной. Особенно очевидно это в картинах, представляющих владения Хозяйки Медной горы. Если учитывать мировой контекст (а театр явно не мыслит себя вне его), то никак не получается не вспомнить о «Драгоценностях» Баланчина. Рядом с «Изумрудами», «Рубинами» и «Бриллиантами», ослепившими мир через десять лет после ленинградской премьеры «Каменного цветка», сегодня его скромные уральские самоцветы даже полудрагоценными не выглядят. Не блеснули и исполнители партий Катерины и Данилы Наталья Крапивина и Георги Смилевски, лишив своих героев сколько-нибудь индивидуальных черт. Поддержал марку театра, пожалуй, только Антон Домашев в роли приказчика Северьяна. Предпочесть ему леденцово-пафосного Данилу могло лишь такое неискушенное дитя, как юная Катерина, да и то исключительно под нажимом постановщика. В трактовке Домашева злодей Северьян – точно искривленное от рождения дерево: и уродливое, а – живое.

Впрочем, что до живости, случилось в этот вечер событие замечательное. В фойе театра фонд «Новое рождение искусства» представил проект «Танцующий Григорович». Это фотовыставка уникальных работ Леонида Жданова и документальный фильм Леонида Болотина. В течение многих лет они снимали хореографа на репетициях и показах. Впечатление и впрямь, как выразился какой-то юный зритель, обалденное. Что скрывать, в бытность свою артистом балета, Григорович звезд с неба не хватал. Но оказалось, что лучшего исполнителя его собственных сочинений не найти. Такой чуткости в передаче характера, такой мощи заразительности могли бы позавидовать крупнейшие звезды на балетном небосклоне. И пусть время берет свое. Настоящий Григорович – там, на этих фотографиях и пленках.

Время новостей, 16 декабря 2008 года

Анна Гордеева

Обветшавшая легенда

«Каменный цветок» Юрия Григоровича в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

С легендами надо обращаться осторожно: хранить в сухом прохладном месте, лишний раз на свет не вытаскивать. Потому что как вытащишь - так обнаружишь, что рассыпается в руках, ничего от легенды не остается. Вот в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко не пожалели «Каменный цветок», станцевали снова легендарный балет - и все, одним советским мифом стало меньше.

Возник этот миф в 1957-м - тогда молодой балетмейстер Юрий Григорович сочинил этот спектакль в Кировском театре. Публика кинулась смотреть, критика восхитилась: кончалась эпоха «драмбалета», содержавшая в себе как сочинения значимые («Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского, к примеру), так и совершенно убогие (вроде захаровского «Медного всадника»). Балетная мода (как и всякая мода) идет волнами: то танцующий народ сражается с пантомимой в театре, желает все большую власть отдать танцу, то провозглашает возврат к актерскому искусству и нетанцевальной игре на сцене; тогда была волна первого типа. Григорович стал лидером и знаменем этого движения - и действительно, танцев в его спектаклях всегда было много.

То есть относительным новаторством его «Каменный цветок», безусловно, был. Что касается новаторства абсолютного, то в 1957 году Джордж Баланчин поставил, например, «Агон», и рядом с танцами «Каменного цветка» он смотрится японским скоростным поездом, просвистывающим мимо громоздкого паровоза. «Симфоническим танцем», за который в советские годы было принято превозносить Григоровича, Баланчин при этом занялся на пару десятилетий раньше - и с куда большим успехом. На премьере в Кировском радовались и чуть большей эротической открытости танцев Григоровича (не такими словами, разумеется, об этом говоря), но только в сравнении с укутанным в сто одежек «драмбалетом» женщины в трико смотрелись вызывающе. Но за «железным занавесом» уже вовсю работал Бежар - и соревнование в эротике наши тоже проигрывали.

Другое дело, что они об этом соревновании не знали. Не имея доступа к «патентной базе» мирового балета, наши старательно изобретали велосипед и долгие годы были счастливы, на нем катаясь. Очень долгие годы - собственно, до наступления эпохи, когда одновременно открылись границы и на рынке стали доступны балетные видеозаписи; вот тогда произошло некоторое просветление в умах и все советские кумиры были аккуратно вставлены в общий ряд мировой хореографии. Некоторые в этом ряду перестали быть заметны.

Но легенда о «Каменном цветке» жила. О новаторстве хореографа, об удивительной сценографии Симона Вирсаладзе, о грозовой энергии спектакля. Видимо, эта легенда и побудила дирекцию Музыкального театра позвать Юрия Григоровича и его команду репетиторов на работу. Музыкальный сейчас старательно выстраивает эксклюзивную афишу - еще в нынешнем сезоне обещаны «Неаполь» Августа Бурнонвиля и премьера одноактовок Начо Дуато (почтенная, виртуозная датская классика и сегодняшний испанец, один из самых дерзких хореографов современности). Вероятно, решили, что необходима и классика советская, тем более что опыт успешного воскрешения давнего спектакля уже есть: в Музыкальном идет славная «Снегурочка» Владимира Бурмейстера, хореографа, в свое время немало поставившего для театра на Малой Дмитровке и сочинителя ничуть не худшего, чем Григорович.

«Каменный цветок» подсократили (было три акта, стало два), идет он теперь два с половиной часа, но и это становится испытанием. Постановка может быть любопытна историкам балета: занятно следить, как в 1957 году намечены те ходы, что балетмейстер будет развивать в своих последующих сочинениях (вот танцует Данила-мастер с двумя цветками в руках - и в памяти возникает Спартак с двумя мечами; злодей-приказчик Северьян затем переродится в Ивана Грозного). Можно обнаружить, что сцена «камней» выстроена по заветам Мариуса Ивановича Петипа, и только совершенно замороченным в свое время балетами о колхозниках и рыбаках зрителям могло привидеться необыкновенное ее новаторство. «Ярмарка», огромная сцена во втором акте, что останавливает действие и дает наплясаться русскому народу и народу цыганскому, апеллирует также к балетной древности, к характерным дивертисментам. Но это радости для ученых балетоманов, обычный же зритель заснет к середине первого действия.

Потому что дуэты Катерины (Наталья Крапивина) и Данилы (Георги Смилевски) дистиллированы, очищены от малейшего чувства. Это танцы почти ритуальные, причем утверждается в ритуале не принадлежность друг к другу, а принадлежность к русской танцевальной традиции. И вполне себе классические артисты, находящиеся в неплохой форме, старательно обозначают движения русского народного танца. Задумано, вероятно, что это должно смотреться трогательно, - смотрится нелепо. Хозяйка Медной горы (Ольга Сизых) старательно топорщит пальцы, поднимает вверх локти и старается быть стр-р-рашной и соблазнительной одновременно; девушка отлично танцует, но сам рисунок партии более всего напоминает эротическую грезу Семена Семеновича Горбункова в «Бриллиантовой руке». Декорации и костюмы, хвалу которым в конце пятидесятых не спел только ленивый, навевают мерную тоску: в глубине сцены выстроена гигантская малахитовая шкатулка, передняя стенка которой открывается-закрывается, а внутри оказывается то интерьер избы, то лесная чаща, то каменные глыбы. Путешествие во времени - туда, где слово «дизайн» никто не слышал. «Каменные» костюмы все в сине-фиолетовых тонах и этого советского специфически-пристойного покроя: под мини-юбки одето такое же цветное трико, чтоб никто, не дай бог, не подумал, что ноги голые.

Оркестр, ведомый Феликсом Коробовым, работает замечательно - на наших глазах в Москве вырос дирижер, способный и прокофьевскую музыку сыграть без оскорбления памяти композитора, и поладить с балетными, с их удобствами и причудами. (Редчайший случай - когда высокого класса дирижер, кажется, по-настоящему любит беспокойное искусство танца.) К исполнителям серьезных претензий нет - Георги Смилевски даже явно прибавил в качестве работы: его герои всегда несколько расслабленно-вальяжны, тут Данила-мастер всерьез мучился из-за неполучающегося каменного цветка и сцену прорезал с решительной энергией. Но все же... Детей на этот спектакль не поведешь. Во-первых, он все-таки достаточно условен, и надо будет постоянно объяснять чаду, кто вот эта тетя и вот тот дядя. Во-вторых, в начале второго акта приказчик Северьян (Антон Домашов) старательно домогается Катерину, и вам придется придумывать, отчего это девушка хочет пройтись ему серпом по... ну, в общем, не стоит вести детей. Отправить пожилых родственников? Да пожалуй - если они из провинции. Там такое еще ценят.

Ведомости , 15 декабря 2008 года

Анна Галайда

Окаменелость

Юрий Григорович поставил в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко свой дебютный балет - «Каменный цветок». Прославленное полотно ушедшей эпохи пока тяжело дается труппе

Первый балет Григоровича был создан на волне оттепельного энтузиазма. 30-летний танцовщик Кировского театра предложил артистам в свободное время поставить балет собственными силами. Успех был такой, что «Каменный цветок» не только включили в официальный репертуар театра, но и перенесли в Большой. Потом Григорович укоренился там на тридцать лет и заставил всю страну ставить и танцевать в собственном стиле, но «Каменный цветок» остался символом полета, радости, ощущения безграничности собственных сил.

Уральский сказ о камнерезе Даниле, разрывающемся между любовью к крестьянке Катерине и зовом таинственной Хозяйки Медной горы, оборачивался притчей о художнике, делающем выбор между познанием тайн великого искусства и служением людям. Революционной выглядела образность спектакля, найденная с помощью художника Симона Вирсаладзе, и его стиль: несмотря на развернутый сюжет и литературность, сложные отношения героев передавались исключительно танцем.

Танцевальные идеи Григоровича требовали от исполнителей виртуозности и выдержки порой в ущерб академичности, смелости вместо изысканности, убедительности, а не актерских нюансов. Адекватно воплотить этот стиль под силу только огромной вышколенной компании. «Станиславский» никогда не относился к труппам, которые посягали на эту задачу, - наоборот, даже в годы абсолютной гегемонии Григоровича там продолжали культивировать именно тот стиль, который пал под натиском «Каменного цветка»: они остались верны драмбалету с его сосредоточенностью на актерской выразительности и любви к деталям, танцу пусть не виртуозному, но радующему глаз многообразием пластических возможностей. Лишь трагическая потеря многолетнего лидера Дмитрия Брянцева, совпавшая по времени с бездомными скитаниями труппы во время реконструкции и сменой поколений, изменила ситуацию - компания утратила собственное лицо.

Теперь «Станиславский» дрейфует к евростандарту, который предполагает освоение обоймы классики XIX и XX вв. Работа с Григоровичем оказалась второй в этом ряду после позапрошлогодней «Чайки» Джона Ноймайера. И так же, как в случае с немецким классиком, театру удалось завлечь хореографа на то, чтобы пройти с труппой почти весь этап подготовки спектакля. И это главное достижение нынешней премьеры.

Разношерстный кордебалет, собранный из провинциальных училищ и частных московских школ, хотя не обрел идеальности линий, но впервые за последние годы получил представление об эталонной слитности действий. Он пока не слишком выразителен в народных танцах - там, где раньше танцовщики «Станиславского» были непревзойденны, но уже ощущает их размах и удаль.

Слабейшим звеном премьеры оказались исполнители главных партий, танцующие «Каменный цветок» с «лебединой» отмороженностью. Но даже она лишь свидетельствует о стремлении прыгнуть выше головы. Цветочек у Данил из «Станиславского» вышел, но пока каменный.

Новые известия, 15 декабря 2008 года

Майя Крылова

Малахит в кокошнике

Юрий Григорович восстановил балет полувековой давности

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера балета «Каменный цветок». Более полувека назад спектакль на музыку Сергея Прокофьева поставил начинающий хореограф Юрий Григорович. Теперь живой классик лично возобновил свою давнюю постановку.

Либретто балета по сказам Бажова повествует об уральском мастере Даниле, разрывающемся между творчеством и страстью к невесте Катерине. Главный отрицательный герой, Северьян, тоже «подбивает клинья» к красивой девушке. История снабжена сказочным элементом в виде императрицы недр – Хозяйки Медной горы. Эта зеленая змейка влюбляется в Данилу и манит его красотой минералов, но герой, в конце концов, отказывается жить в царстве мертвого камня и возвращается на землю. А Северьян – волею Хозяйки – наоборот, под землю проваливается, потому что приставал к Катерине.

Впервые балет «Сказ о каменном цветке» был поставлен в 1954 году хореографом Леонидом Лавровским. Версия Григоровича возникла в полемике с Лавровским, исповедовавшим официальную эстетику «драмбалета». Согласно ей, балет провозгласили «пьесой без слов» и требовали от него «правды жизни», что выражалось в обилии бытовизмов и умалении роли танца как такового. Спектакль Григоровича этому в определенной степени воспротивился, изменив пропорцию в обратную сторону. Соавтор хореографа, художник Симон Вирсаладзе, создал на сцене громадную малахитовую шкатулку, из которой выходят то крестьяне с купцами, то цыгане с медведем, то танцующие минералы в кокошниках.

В результате «старорежимные» рецензенты спектаклем бурно возмущались, а молодежь и часть «продвинутой» критики – восторгались. Главное, что Григоровичу поставили в заслугу – отказ от скучного пересказывания сюжета, в чем обвиняли Лавровского. У того, к примеру, были танцы на помолвке, а у Григоровича, как заметил один из его апологетов, есть «помолвка в танце», то есть художественное обобщение.

Автор, делая новую редакцию спектакля, усилил динамику действия, сократив балет с трех действий до двух. В остальном, невзирая на то, что с момента премьеры прошло более полувека, не изменено почти ничего. Но борьба со сталинским «драмбалетом» сегодня неактуальна. И вообще, то, что в искусстве революционно в одну эпоху, становится чересчур простым и тоскливо-серьезным в другую. Нынешний «Цветок» сообщает, что зариться на чужих невест – плохо, а творить – хорошо. Что касается пресловутых танцевальных «обобщений», главной гордости постановщика, то они в таком качестве уже не работают: сцены помолвки в избе и крестьянской ярмарки в деревне, как и танцы минералов в царстве Хозяйки Медной горы, выглядят просто большими балетными дивертисментами. На поверхность выходят не достоинства, а недостатки постановки, хотя артисты Музыкального театра, успевая по ходу действия быстро менять костюмы, мужественно справляются с «густонаселенным» спектаклем, а исполнители главных партий Георгий Смилевски, Наталья Крапивина и Ольга Сизых делают все возможное, чтобы поддержать репутацию балета.

Теперь в «Каменном цветке» заметно не богатство лексики (танец как раз скудный, к тому же сильно похожий на другие балеты Григоровича), а приметы образцового советского спектакля. Наличествуют образ «человека из народа» с духовными запросами, классовое угнетение трудящихся в лице барского приказчика Северьяна. Есть «жизненная правдивость» – например, косоворотки с сарафанами или ваза в виде каменного цветка, по которой бьют молотком, имитируя творчество камнереза. В наличии «народность» – классические па с элементами русского танца, девушки-лебедушки, парни-соколы, кордебалет в виде карусели, хороводы и поклоны, лапти на ногах исполнителей соседствуют с пуантами. По меркам наших дней танец слишком иллюстративен: для кристаллов – угловатые подскоки с толикой спортивности, означающие грани камней, для соратников приказчика – «ползущие» и «пьяные» па. Есть и в лоб поданная «идейная содержательность» – страдающий от мук творчества Данила наделен «зовущими вперед» прыжками и воздетыми ввысь руками, но при этом он смахивает на передовика из производственной пьесы.

Понятно, что с хореографами у нас в стране туго, а Юрий Николаевич Григорович – мэтр. Как не пригласить его на постановку? Но жаль, что в молодости хореограф чутко уловил потребности времени, а теперь лишился этого качества. Впрочем, если вы поклонник Валентины Толкуновой и хора имени Пятницкого, «Каменный цветок» вам наверняка понравится.

Культура , 18 декабря 2008 года

Елена Федоренко

Спустя полвека

"Каменный цветок" - последний балет Сергея Прокофьева и первый - Юрия Григоровича

Обращением к "Каменному цветку" Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко поставил несколько непростых задач. Освоить новую для коллектива хореографию (балеты Юрия Григоровича труппа никогда ранее не танцевала). Вернуть на сцену спектакль, чей возраст перешагнул полувековой юбилей и чье историческое значение переоценить невозможно. К тому же театр, похоже, решил собирать раритеты: собственные (недавно возобновил "Снегурочку"), западные современные ("Чайка"), старинные ("Неаполь"). И решил, наконец, примирить два лагеря: истовых поклонников театра Григоровича (не так давно Краснодарский балет Григоровича показывал на этой сцене "Ивана Грозного", и овации, устроенные хореографу, сотрясали стены) и его непримиримых оппонентов.

Балет был поставлен Юрием Григоровичем в Кировском театре в 1957 году (в Большом спектакль появился спустя два года), и среди шедевров периода оттепели в разных видах и жанрах искусства оказался едва ли не самым революционным. Спектакль по уральским сказам Бажова полюбился всем и сразу, если не считать тех, чьи старания в области балета он низвергал. Одной из главных заслуг нынешней премьеры сочтем возможность увидеть "факт истории" и, соответственно, сделать свои собственные выводы.

Стало абсолютно понятно, насколько сокрушительный удар в свое время получил "драмбалет" - когда-то весьма полезное направление, которое, выполнив свою миссию, должно было уступить дорогу "Каменному цветку" и всем последовавшим спектаклям. В один момент рухнули все драмбалетовские принципы: никакие коллизии не объясняются при помощи жестов в утрированной балетом специфике мхатовской достоверности - только танцевально и исключительно танцем; взамен высокопарности и декоративной пафосности оформления - метафоричность сценографии (Симон Вирсаладзе - соавтор постановщика - придумал малахитовую шкатулку в глубине сцены, ее отворенная грань показывает то горницу избы, то карусель на площади, то богатые владения Хозяйки Медной горы); вместо тяжелых исторических одеяний - сарафаны и косоворотки, пачек - облегающие комбинезоны.

И еще оказалось, что настоящее искусство рождается в едином культурно-историческом контексте, словно постановщик массовых танцев "Каменного цветка" протянул руку Мариусу Петипа, ведь те, кто пожиже - сводят счеты, те, кто определяет пути развития, - сходятся. Отчетливо переплетение корней их кордебалетных построений с пластическими темами, голосами и подголосками, но крона опусов Григоровича расцвела росчерками графических рисунков и акробатической вольностью - приметами нового времени.

И еще - как следствие: Юрию Григоровичу, как никому другому, последовали многочисленные эпигоны, на просторах советской державы стали множиться тиражи танцев "под Григоровича", что, кстати, отчасти помешало восприятию первого действия балета нынешней премьеры. Русские девушки в сарафанах и парни в лаптях, гуляющие на помолвке Данилы и Катерины, выглядели ходовым товаром, а ясная простота и заводной темперамент деревенской Руси оказались непонятны современным артистам. Особенно исполнителям ролей главных. Георги Смилевски - собой пригож, как принц из академического балета, и танцует правильно, но нет в его Даниле пытливого крестьянского ума и той русскости, которая выплывает на "авось". Хороша и Наталья Крапивина, сказочная Аленушка, существо незлобивое и покорное - вплоть до потери индивидуальности; Ольга Сизых (Хозяйка Медной горы) гнется ящерицей, поют ее мягкие руки, замирая в изысканных позах, но, увы, - добавить бы харизмы. Актерской энергетики хватает только Антону Домашеву, чей негодяй Северьян - образ и гротесковый, и пародийный, становится центральным персонажем.

Пора напомнить фабулу: Северьян - приказчик, и ему мила крестьянская девица Катерина, возлюбленная уральского парня Данилы. Но сам Данила пропал в царстве Хозяйки Медной горы, ослепленный ее несметным богатством. Данила Хозяйке небезразличен, и она открывает ему свои сокровищницы, но ослепление проходит, и он стремится на землю. Хозяйка проявляет благородство - не только отпускает своего пленника, но и карает его врага Северьяна, героя, бесспорно, отрицательного. Не только по поступкам: пусть хамоват, но ведь имеет полное право влюбиться, а уж как добиваться любимой - тут случается по-разному. Смысл-то спектакля, думаю, в ином. В вечном столкновении творческой свободы (Данила) и силы власти (Северьян). В данном случае победу художественную одерживает Северьян, для которого созидательные порывы - пустой звук, то есть разгул беззакония. И это - во времена (как уж без актуальных аллюзий!), когда закрываются библиотеки, а музеи обречены на вымирание, - расставило живые акценты. Силы зла гораздо ярче сегодня, чем высокое творчество с его рефлексиями, сомнениями, терзаниями. Так фабула оборачивается сюжетом - новым и современным.

Если исполнителям главных партий стоит набирать энергетики, то массовые сцены исполнены эмоционально. Сюиты "Подземное царство" с "Аметистами" и "Самоцветами" станцованы старательно и с пониманием, а "Ярмарка" - безудержно, простодушно и трогательно. Спектакль оказался человекозатратным, исполнителей на сцене не меньше сотни, и все танцуют с такой истовой отдачей, что сомневаться в ансамблевой заинтересованности не приходится. Купцы, цыгане, ярмарочный люд - их зажигательные танцы выглядят сплетениями судеб. Станцовано технично, сыграно сочно каждым артистом, по-моему, все без исключения испытывают счастье от участия в этом зрелищном пиршестве, от коллективной искренности. И эту всеобщую радость, плескающуюся через край, поддерживает и оркестр под управлением Феликса Коробова, и зрители, хрипнущие в финале от восторженных криков.

Но случился в этом вечере еще один сюжет. Первым, кто встречал публику, был Юрий Николаевич Григорович. Сосредоточенный, углубленный, окрыленный, лукавый, счастливый - разным смотрит он с замечательных фотографий Леонида Жданова, которые составили выставку проекта "Танцующий Григорович", развернутую в фойе театра. А одноименный документальный фильм Леонида Болотина, который крутили в Атриуме перед началом спектакля и в антракте, показывал хореографа в работе над спектаклями, на репетициях с теми, кто отмечен сегодня ореолом легенды. Ностальгия придала происходящему пронзительную силу. "Смотрите: Наташа, Катя, Володя, Миша", - шептали со всех сторон. И все это - удивительная история из прошлой жизни, без которой нет сегодняшней.



Статьи по теме: