Большая никитская 19 13 театр маяковского. Как добраться на метро до главной сцены

В нашей столице множество театров с самым разнообразным репертуаром и различными актерами. Для каждого, кто любит и ценит искусство перевоплощения, найдется свой театр, в который захочется возвращаться неоднократно. Таким местом для многих является театр Маяковского в Москве. Но некоторые только начинают свое знакомство с этим замечательным и выдающимся поприщем Мельпомены. И именно для них представлена подробная информация о том, как доехать на метро до театра Маяковского. Но для начала - немного о самом театре.

О театре Маяковского

Московский академический театр им. Владимира Маяковского - это один из основополагающих и многими любимый нашей необъятной Родины. Театру около 100 лет, и до сих пор на его подмостках играют одни из лучших актеров, а ставят пьесы талантливейшие режиссеры. В свое время театр возглавляли В. Мейерхольд, А. Попов, Н. Охлопков, А. Гончаров и С. Арцибашев. Сейчас у руля титулованный режиссер М. Карбаускис. На сцене блистали такие звезды, как Ф. Раневская, А. Джигарханян, Н. Гундарева, О. Яковлева. Сейчас в спектаклях задействованы не менее талантливые актеры, например: И. Костолевский, А. Ардова, С. Немоляева, и многие другие.

На данный момент театр располагает двумя зданиями в :

  • Основное здание на Б. Никитской с двумя сценами - большой и малой.
  • Сцена на Сретенке.

Как добраться на метро до главной сцены

Здание, где началась история театра Вл. Маяковского, расположено на углу Бол. Никитской и Мал. Кисловского пер-ка.

Как доехать на метро до театра Маяковского - выбор за вами, так как до основной сцены можно добраться, используя следующие варианты:

  • М. «Пушкинская», «Тверская» или «Чеховская». Расстояние до театра чуть больше километра, идти около 15 минут по Тверскому бул. до улицы Бол. Никитская или можно поехать общественным транспортом - троллейбусы номер 31, 1 или 15 до ост. «Никитские ворота». Далее необходимо перейти площадь и следовать по ул. Бол. Никитская.
  • М. «Арбатская». До театра чуть меньше километра, идти примерно 10 минут по Никитскому бул. или Калашному переулку, далее на улице Бол. Никитская свернуть направо и идти до дома 19/13.
  • М. «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Охотный ряд». Идти чуть более километра, около 15 минут. От станции метро по ул. Моховая нужно дойти до пересечения с ул. Бол. Никитская, затем по этой ул. до театра.

Как доехать до театра Маяковского на метро до сцены на Сретенке

До сцены на Сретенке можно добраться следующим образом:

  • Метро «Сухаревская». От станции метро нужно идти меньше 500 м, около 5 минут по Сретенке до Пушкарева пер-ка.
  • М. «Трубная». От станции метро пешком около километра, приблизительно 10 минут. Необходимо дойти до ул. Трубная и далее до Пушкарева пер-ка.
  • М. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар». Идти около 10 минут, чуть меньше километра по Сретенскому бул. до ул. Сретенка, далее свернуть направо и идти до Пушкарева пер-ка.

Адрес: Пушкарев пер-к дом 21

График работы кассы театра: с 11.00 до 20.00

Таким образом, те, кто решил воочию увидеть легендарную труппу, и кто не знал, как доехать до театра Маяковского на метро, теперь без труда найдут дорогу и будут наслаждаться прекрасной игрой актеров.

1759-1761

В 1759-1761 годах в доме, где сейчас находится «Геликон-Опера», жила Настасья Михайловна Дашкова, которая часто устраивала домашние концерты. На этих концертах пела ее невестка - Екатерина Романовна Дашкова.

Е. Р. Дашкова писала: «Ум и проблески гения довольно многие приписывали мне. В первом я не чувствовала недостатка, но на второй не обнаруживала ни малейшего притязания, разве только в музыкальном искусстве; ибо несмотря на то, что у меня не было учителя, вокального или инструментального, я так блистательно понимала музыку, что могла судить о ея красотах, в качестве истинного виртуоза…»

1768-1837

С 1768 года дом принадлежал сенатору и генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. После его смерти в 1799 году дом перешел к вдове Елизавете Петровне (урожденной Стрешневой). В 1803 году Елизавета Петровна выхлопотала для себя и сыновей разрешение именоваться Глебовыми-Стрешневыми. Занимая самое высокое положение в свете, Федор Иванович и Елизавета Петровна принимали на Большой Никитской членов великокняжеской семьи и высший свет. Гостями дома были императрицы Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, митрополит Платон. Е. П. Глебова-Стрешнева обязательно давала четыре обеда в год для самых важных особ Москвы.

Приемы сопровождались игрой оркестра, вокальными выступлениями. Они проходили в двусветном зале с хорами для музыкантов. Судя по описаниям, большое полуциркульное итальянское окно зала было обращено во двор. Розовато-желтые стены разделяли 12 белых пилястр с коринфскими капителями, по верху шли фризы из серого мрамора и лепные карнизы. Первоначальная художественная отделка зала была уничтожена пожаром 1812 года. Сегодня восстановленную часть утраченного зала XVIII века занимает фойе «Геликон-Оперы».

В начале XIX века на углу (ныне дом № 19) и Малого Кисловского переулка стояло здание с большой ротондой и двумя боковыми крыльями. Владение принадлежало купцу 2-й гильдии Г. Н. Зарубину. Его арендовала для проведения «маскарадов и концертов» Контора театральной дирекции по Московскому отделению. Круглый зал большой ротонды был роскошно убран, стены, купол расписаны театральным декоратором Джеромо Скотти. Местоположение здания показано на плане квартала у Никитских ворот в 1801 году. Вход в круглый зал примерно соответствовал главному входу в драматический театр имени Владимира Маяковского.

В дневнике известного театрала С. П. Жихарева сохранилась запись 1805 года: «На днях, кажется 2 декабря, в круглой зале Зарубина, у Никитских ворот, дает концерт скрипач Бальо, соперник знаменитого Роде, который два года назад обворожил всю Москву волшебным (как тогда говорили) смычком своим. Теперь мнения разделились, и некоторые знатоки отдают преимущество Бальо, в игре которого находят более беглости, силы и энергии, но Всеволожский, Мосоловы и другие дилетанты одного с ними круга утверждают, что хотя Бальо точно отличный скрипач и одарен необыкновенною силою, но что Роде превосходит его чистотою, нежностью и певучестью игры.

«Так играет, - говорят они, - что невольно плачешь, сердце выскочить хочет, и не слышишь земли под собою». Вот как! Но я слышал, что то же говорили и даже писали о Жарновике и помешанном Дице. Чему верить? Мне кажется, что нет лучше того, что нравится, а нравится сегодня одно, завтра другое. Бедные мы люди и бедный я студент!».

1864-1883

С 1864 года главной наследницей огромного состояния Глебовых-Стрешневых стала двадцатитрехлетняя Евгения Федоровна Шаховская (в девичестве фон Бреверн). По Высочайшему повелению ей и ее мужу Михаилу Валентиновичу Шаховскому «дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми».

М. В. Шаховской-Глебов-Стрешнев долго служил в Риге, Эстляндии (нынешней Эстонии), Тамбове, Липецке. Обосноваться в Москве супруги смогли только в конце 1870-х годов. Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева немедленно приступила к перестройке родовой усадьбы Покровское-Стрешнево неподалеку от Москвы. К одному из фасадов старого барского дома она пристроила по проекту архитектора К. В. Терского полукруглое здание домашнего театра. Его окончательная отделка была завершена в 1883 году. По воспоминаниям современников «там находилась всего одна ложа, которую каждое воскресенье, когда давались представления, занимала сама княгиня, а партер заполняли окрестные дачники».

1885-1886

Домашний театр в Покровском-Стрешневе воодушевил Е. Ф. Шаховскую-Глебову-Стрешневу купить в 1885 году владение на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка, где в начале XIX века стояла «круглая зала Зарубина», которая сгорела во время пожара 1812 года.

Все постройки бывшей усадьбы Зарубиных-Ефремовых (за исключением небольшого объема на стыке улицы и переулка) были снесены. В 1885-1886 годах на свободной площадке по проекту К. В. Терского построено здание частного театра в «русском стиле, в котором ныне размещается драматический театр им. Вл. Маяковского. В 1887 году между театром и главным домом основной усадьбы был сооружен крытый переход на уровне второго этажа, удобно соединявший оба строения. К сожалению, до нашего времени переход не сохранился.

В феврале 1885 года Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева начала строительство нового парадного зала на втором этаже главного дома. Проект зала, украшенного по периметру двадцатью колоннами коринфского ордера выполнил архитектор К. В. Терской. Позднее зал был назван Белоколонным. Помещение площадью около 400 кв. м., представляющее в плане квадрат, предназначалось для проведения общественных собраний, благотворительных концертов и других мероприятий, организуемых Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми. Супруги были известными благотворителями. Не имея собственных детей, они опекали сиротские приюты, летние детские колонии, содержали лазареты и убежище для престарелых воинов.

Спустя 105 лет Белоколонный зал стал основной сценой «Геликон-Оперы».

1887 -1892

Театр на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка строился Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми для сдачи в аренду антрепренеру и актеру Георгу Парадизу. Указ Сената от 24 марта 1882 года отменил монополию императорских театров в Петербурге и Москве. В столицах официально разрешили театры, работающие на коммерческой основе. Театр на Никитской стал одним из первых в Москве театров, который действительно являлся частным. По фамилии антрепренера он назывался «Парадиз», что в переводе с немецкого означает «рай».

Носитель столь звучного имени Георг Парадиз родился в 1846 году во Франкфурте-на-Майне в семье богатого купца. Закончил коммерческое училище в Данциге, но вопреки воле родителей занялся в 1862 году сценическим искусством. В 1880 году Георг Парадиз был приглашен в Петербургский Немецкий Императорский театр. Через два года приехал в Москву с несколькими актерами немецкой труппы, выступал со спектаклями на Франко-русской выставке и в летнем Немецком клубе в Петровском парке. Рискнул на зиму остаться в Москве в театре Солодовниковского пассажа, составил свою труппу. Спектакли принесли прибыль в 70 тысяч рублей. Окончательно обосновавшись в Москве, Георг Парадиз познакомился с поклонницей немецкого театра Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Он вдохновил княгиню финансировать строительство театрального здания на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка. По завершению строительства Парадиз заключил арендный договор на 12 лет. Но здесь успех стал изменять антрепренеру. Новая труппа была неудачно составлена, театр часто пустовал. Не спасала положение и субаренда зала.

Шаховские-Глебовы-Стрешневы вскоре утратили интерес к владению на Никитской улице. Они стали подолгу жить в Италии, купили у Демидовых имение Сан Донато в Тоскане, путешествовали по Европе, а затем обосновались на курортах земли Гессен в Германии, откуда были родом предки Евгении Федоровны фон Бреверны. В 1892 году М. В. Шаховской-Глебов-Стрешнев умер в городе Аахене. После смерти мужа вдова окончательно покинула дом на Большой Никитской и жила или в Покровском-Стрешневе, или в Европе. Все строения московского владения сдавались в аренду. В парадных комнатах второго этажа главного дома устраивались «свадьбы и домашние балы». Центром таких праздников был двадцатиколонный зал.

В 1892 году Георг Парадиз был объявлен банкротом, его движимое имущество продано с публичного торга. Разорившись, он продолжал организаторскую театральную деятельность в разных направлениях, но уже не брал залы в длительную аренду.

1893-1904

В 1893 году арендатором театра на Никитской ненадолго стал московский купец Яков Васильевич Щукин, вскоре создавший собственный театр в саду «Эрмитаж». После Я. В. Щукина театр снимал некий Щульц. С начала 1900-х годов театр Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой стал называться «Интернациональным», так как на его сцене выступали преимущественно иностранные гастролеры.

В 1890-е годы организатором турне был сам Георг Парадиз. Он сумел привезти в Москву почти всех известных европейских драматических актеров - «гениальных толкователей классического репертуара». Среди них, в первую очередь, следует назвать гастроли актеров знаменитой труппы герцога Мейнингенского с участием берлинского актера Людвига Барная. Актеры-реформаторы оказали большое влияние на молодого К. С. Станиславского. По словам театрального критика В. А. Нелидова «мейнингенцы избавили театр от авгиевых конюшен обстановки и заставили одновременно эту обстановку помогать исполнению. Они воскрешали историю, чаровали фантазией. И очень несправедлива будет к ним история, если не поспешит отметить, что они были прекрасные актеры».

Несколько раз в театре на Большой Никитской, 19 выступал ведущий мюнхенский актер Эрнест Поссарт - незабываемый исполнитель ролей Шейлока в «Венецианском купце», Яго в «Отелло», гетевского Мефистофеля в «Фаусте». Мастерство и изящество на никитской сцене демонстрировали французские актеры: Антуан Жоссе, братья Коклены, Дюмени и Муне Сюлли. Неизменным успехом пользовался итальянский актер Эрнесто Росси. В. А. Нелидов вспоминал: «Блеск его таланта не затмевался даже таким огромным минусом, как ужаснейшая труппа, с которой он обычно гастролировал». Москвичи прощали ему безобразные декорации и костюмы. В 60 лет актер по просьбе русских друзей однажды согласился исполнить роль Ромео, но предупредил, «что будет играть без грима, без парика, ибо грим ему уже не поможет, и что он даст не игру Ромео, а так сказать чтение и показывание роли в костюме…». Росси давал не любовь Ромео, а страсть, но страсть красивую, юную, определимую прелестным русским непереводимым словом «беззаветность»… Ромео - Росси был гимн чарам страсти, пропаганда (если нужно это слово) против всеубивающего аскетизма, тургеневщины, мазохизма и прочего… После этого спектакля говорили:

«Это не итальянский артист, это итальянский фокусник». Пожалуй! Но это был художественный «чудесный» фокус, фокус воскрешения в душе зрителя того, чего не мог не пережить каждый хоть раз в жизни».

Среди наиболее известных гастролеров Интернационального театра - француженка Сара Бернар, итальянка Элеонора Дузе, труппа Венской оперетты.

Есть три свидетельства об игре в театре на Большой Никитской, 19 К. С. Станиславского.

В 1887 году он играл как любитель в комедии В. Крылова «Дело Плеянова». В 1895 году был партнером П. А. Стрепетовой в «Горькой судьбине». И, наконец, 1 мая 1899 года на сцене театра состоялся показ «Чайки» для единственного зрителя - Антона Павловича Чехова. Писатель не смог из-за болезни приехать из Ялты на триумфальную премьеру и упросил труппу Художественного театра повторить спектакль. Чехов назвал постановку Станиславского «изумительной», но раскритиковал исполнительницу главной роли. Сам же К. С. Станиславский играл в «Чайке» роль Тригорина.

1898

После пожара в Солодовниковском театре, в январе 1898 года, в Интернациональный театр переехала и до 22 ноября 1898 года давала спектакли Частная опера Саввы Ивановича Мамонтова - первая в России негосударственная оперная антреприза. Она имела стабильную труппу и достигла в своих спектаклях высокого художественного результата. Основу репертуара в 1898 году составляли оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь», «Хованщина» М. П. Мусоргского и оперы других известных композиторов. Ведущими солистами были молодой Ф.И. Шаляпин и Н. И. Забела-Врубель. Наибольший успех Н. И. Забеле-Врубель принесли партии в операх Римского-Корсакова. Композитор специально писал их для чарующего, проникновенного голоса певицы. На спектаклях всегда присутствовал муж Н. И. Забелы-Врубель, художник М. В. Врубель. Однажды певица спросила, не надоело ли ему слушать «Морскую царевну»? «Нет, - отвечал он - я могу без конца слушать оркестр, в особенности МОРЕ. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».

Лирико-драматическим сопрано в труппе обладала Е. Я. Цветкова, из меццо-сопрано выделялись А. Е. Ростовцева и В. Н. Петрова-Званцева; из баритонов - Н. А. Шевелев и М. В. Бочаров. Спектакли оформляли: К. А. Коровин, М. В. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и другие художники. Весной 1898 года С. И. Мамонтов решил поставить «Бориса Годунова» Мусоргского. Для музыкальной разработки спектакля был приглашен молодой композитор и начинающий дирижер С. В. Рахманинов. Под руководством Рахманинова Ф. И. Шаляпин проштудировал партитуры не только «Бориса Годунова», но и всех опер, готовившихся к постановке. Это стало важным этапом в профессиональном становлении певца. Позднее Шаляпин писал: «До сих пор я с радостью вспоминаю этот чудесный московский период моей работы. В атмосфере доверия, признания и дружбы мои силы как бы удесятерились. Я работал с энтузиазмом и, как губка впитывал в себя лучшие веяния времени, которое во всех областях искусства было отмечено борьбою за обновление духа и формы творений».

Премьера оперы «Борис Годунов» состоялась 7 декабря 1898 года в уже отремонтированном Солодовниковском театре. В сентябре 1899 года Савва Мамонтов был арестован, обвинен в финансовых злоупотреблениях, но затем оправдан. После выхода из тюрьмы он отошел от дел оперы. Труппа Частной оперы под председательством дирижера и композитора М. М. Ипполитова-Иванова объединилась в Товарищество оперных артистов, а затем перешла в Оперу С. И. Зимина и вскоре вновь выступала в Интернациональном театре на Большой Никитской.

1905-1907

Опера Сергея Ивановича Зимина была создана в 1904 году. В сезон 1904-1905 года она давала спектакли в театре Омона. Были поставлены « Майкая ночь» Римского-Корсакова, «Жизнь за царя» Глинки, «Кармен» Бизе, «Черевички» и «Чародейка» Чайковского, «Аида» Верди, «Вражья сила» Серова. Второй и третий сезоны антрепризы (1905-1907 годы) прошли в театре на Большой Никитской, 19. В первых спектаклях труппа последовательно продолжала традиции Частной оперы. Но одновременно С. И. Зимин поставил задачу использовать все лучшие достижения новейшего европейского оперного искусства. Готовясь к открытию антрепризы, он побывал в оперных театрах Парижа, Берлина, Неаполя и Милана, где подробно изучил весь театральный процесс. Среди европейских театров Зимин особо выделил парижскую «Опера-Комик», которую взял за образец для собственной антрепризы. Как не вспомнить в этом случае размышления гения поэзии А. С. Пушкина о «подражании таланту». Ведь подражание, по словам поэта, «не есть постыдное похищение-признак умственной скудости, но благородная надежда на свои собственные силы, надежда открыть новые миры, стремясь по следам гения, - или чувство, в смирении своем еще более возвышенное: желание изучить образец и дать ему вторичную жизнь».

8 сентября 1905 года сезон в Интернациональном театре открылся оперой Пучини «Богема». Ее интерпретацию заимствовали из одноименного спектакля «Опера-Комик». Были тщательно скопированы декорации, костюмы и даже повторены мизансцены. Постановщики тщательно собирали материал по бытовой жизни Латинского квартала. Спектакль готовился с большой тщательностью, любовью и увлечением. Успеху оперы во многом способствовало выступление Е. Я. Цветковой в партии Мими. Художественным руководителям постановки был М. М. Ипполитов-Иванов.

При постановке оперы Л. Делиба «Так сказал король» вновь были использованы эскизы и режиссерский план спектакля «Опера-Комик». Главные мужские роли исполнили Волков и Райский. По словам критика, «точно истые французы поняли они тонкость французской манеры, схватили верно ее тон». Московская публика приняла вторую новинку сезона с восторгом. «Все сыгрались и спелись, - отмечали критики - тем достигнут ансамбль - сценический и вокально-музыкальный».

Вспоминая то далекое время, М. М. Ипполитов-Иванов писал: «В сезон 1905-06 гг. перешла опера в Интернациональный театр на Большой Никитской улице в том же составе с небольшим пополнением в лице прекрасного артиста и певца Н. Г. Райского, впоследствии профессора и проректора Московской консерватории. Несмотря на небольшие размеры театра, он был хорошо оборудован, и можно было давать такие оперы как «Снегурочка», «Орлеанская дева», «Борис» и другие, что привлекало публику, и дела шли хорошо. Из сравнительно неисполняемых опер возобновили мою «Асю» и на этот раз очень тщательно и старательно ее подготовили. После «Аси» с большим успехом поставили «Заза» Леонкавалло, очень слабую по музыке оперу, но ловкую по фактуре, в ней захватывающе хороши были Заза - Петрова-Званцева и Дюфен - Н. Г. Райский.

Неудачи японской войны, студенческие волнения и революционные выступления нарушили привычный уклад жизни. Сезон закончился постановкой оперы Лало «Король города Иса» - очаровательной, оригинальной, свежей по музыке и трогательному сюжету. П. И. Чайковский слышал эту оперу в Париже, пришел от нее в восторг и привез мне клавир. Опера имела большой успех, но, к сожалению, прошла всего несколько раз, по случаю закрытия сезона».

Декабрьское восстание 1905 года прекратило нормальную жизнь города, спектакли были прерваны, пришлось перейти на репетиции. Они давали, по словам С. И. Щукина, «отрадный отдых душе, мятущейся в тревогах... великих исторических дней».

Третий сезон открылся 2 ноября 1906 года постановкой «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. Представление затянулось до половины первого ночи, но немногочисленная публика досидела до конца и «горячо приветствовала артистов». Желая поднять сборы, С. И. Зимин пригласил знаменитого оперного певца Л. В. Собинова, вернувшего в Россию после двухлетнего заграничного турне. 13 ноября он впервые пел в «Травиате». 11 декабря состоялась премьера обновленной постановки «Вражьей силы» Серова.

Подводя итоги первых сезонов Оперы С. И. Зимина, критики писали: «Он создал прекрасное, хорошо обставленное предприятие, привлек в него рядом с двумя-тремя большими артистами много симпатичных дарований, которым он открыл дорогу, ранее для них закрытую. Он познакомил публику с целым рядом опер новейшего репертуара… Он сумел поставить свою оперу с художественным вкусом и умением, проявляя всюду серьезное и совсем не любительское отношение к делу».

Со временем маленькая сцена Интернационального театра стала создавать трудности в постановке больших спектаклей, и сезон 1907-1908 годов был открыт уже в Новом театре на Театральной площади (д. 2/7). В дальнейшем Опера Зимина стала крупнейшим частным театром России, а ее организатор, как и Савва Иванович Мамонтов, навсегда вошли в историю русского оперного искусства. (С 1996 г. в Москве проводится Международный конкурс вокалистов имени Сергея Ивановича Зимина).

С 1908 по 1912 годы театр и часть помещений на втором этаже главного дома арендовал известный российский театральный деятель Константин Николаевич Незлобин. Он был актером, режиссером и умелым организатором театрального дела. Антрепренер всегда стремился создать единый актерский ансамбль, выбирал репертуар, ориентированный на интеллектуальную публику. Долгое время Незлобин работал в Самаре, Ярославле, Нижнем Новгороде, Риге, Вильно. Для провинциальных театров ему приходилось формировать труппы, искать режиссеров.

На Большой Никитской, 19 К. Н. Незлобин организовал частное театральное бюро, в которое обращались актеры в поисках работы. По воспоминаниям современников, антрепренер требовал «строжайшей дисциплины с деспотичной суровостью. Он давал актеру верные деньги (у него служили без контрактов, «на слово») и приучал ценить весомость каждого замечания, требуя подчинения заведенному порядку, умел наградить по-купечески широко». В 1909 году антрепренер окончательно переехал в Москву, основал Незлобинский театр. Несколько квартир во владении Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой снимали актеры его труппы. Первые сезоны театр работал в особняке на Большой Никитской. Особым успехом пользовалась поставленная самим Незлобиным драматическая поэма Е. Жулавского «Эрос и Психея», впечатлявшая богатыми декорациями и костюмами. В надежде удивить столицу антрепренер пригласил к сотрудничеству К. А. Марджанова. Он работал с ним и раньше в рижском театре.

Режиссер-экспериментатор выпустил четыре спектакля («Колдунью» С. Н. Чирикова, «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана, «Ню» Дымова, «Черные маски» Л. Н. Андреева). В каждой постановке К. А. Марджанов использовал новые неожиданные приемы. Они не всегда оправдывали себя и принимались зрителем. Но, несмотря на просчеты, было очевидно, что в Москве появился серьезный драматический театр с ищущими антрепренером и режиссерами. Вскоре Незлобин стал работать на сцене бывшего Шелапутинского (Нового) театра на Театральной площади (д. 2/7). Но аренду Никитского театра (так стал называться бывший Интернациональный театр) он оставил за собой, предоставляя сцену различным труппам. Его театральное бюро на Большой Никитской, 19 функционировало. Здесь Незлобин набирал актеров для петербургских антреприз в Панаевском театре.

В доме на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка почти всегда был театр. Когда-то здесь, правда, стояли каменные палаты обер-секретаря И.Я.Комарова, но уже в начале XIX в. на их месте можно было увидеть странное здание, имеющее большой круглый центральный объем и два прямоугольных объема по бокам. Здание принадлежало купцу 2-й гильдии Г.Н.Зарубину, и большую ротонду облюбовала «Кантора театральной дирекции по Московскому отделению». Контора наняла у Зарубина все строения «для помещения в оных маскерадов и концертов», и также намеревалась устроить в большом круглом зале арку, а комнаты прямоугольных объемов обратить в залы. Уже тогда дом Зарубина у Никитских ворот был известен всей театральной Москве.

В пожар 1812 г. дом с ротондой сгорел. Долгое время угол Никитской и переулка встречал проезжающих закопченным остовом. Только в 1838 г. сын купца, отставной поручик Ефим Зарубин взялся за ремонт и возвел трехэтажное здание, включившее в себя часть старого строения.

Через 30 лет здесь открыл свой театр немец Георг (Георгий) Парадиз (1846 – 1901). Актер и владелец собственной антрепризы Парадиз родился в Германии в обеспеченной купеческой семье, но вскоре оказался в России на сцене Петербургского Немецкого Императорского театра. В 1882 г., переехав в Москву, он основал антрепризу в Солодовниковском пассаже, куда пригласил некоторых своих петербургских коллег из немецкой труппы. Дела у труппы шли хорошо, и в 1886 году он открывает собственный театр в доме Зарубина, арендованном для этих целей на 12 лет. «Театр Парадиза» москвичи нередко называли «Никитский театр».

Георг Парадиз незамедлительно затеял строительство. Новое здание театра из красного кирпича в богатом псевдорусском стиле было спроектирован в конце 1880-х гг. архитектором К.В. Терским, ему помогал молодой архитектор , именно ему приписывается проект великолепного фасада. На фотографиях начала ХХ века можно видеть теремную крышу главного корпуса и такие же навершия башенок. Балкон над входом в театр освещали фонари. Сейчас все эти детали утеряны.

В своем дневнике писал о театре Парадиза: «Здание театра было построено на деньги одной из почитательниц его таланта, и немецкого сценического искусства вообще, кн. Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Сначала здесь шли спектакли немецкой труппы, первоначально ангажированной Парадизом».

В 1893 г. театр арендует Я.В. Щукин, который открывает в театре «Парадиз» (название уже стало собственным) спектакли труппы Русской оперетты. В театре побывали с гастролями такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт.

В здании театра 1 мая 1899 года шла чеховская «Чайка» - единственный спектакль в этих стенах для единственного зрителя. Из-за тяжелого недуга Антон Павлович не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторяла спектакль специально для него.

Впоследствии театр назывался «Интернациональным», здесь устраивались спектакли гастролировавших иностранных и петербургских трупп. Его закрыли после революции, когда западные гастролеры перестали приезжать.

В 1920 г. в здании был создан Театр революционной сатиры (Теревсат), в 1922 г. руководителем театра назначен Всеволод Мейерхольд, а театр преобразован в Театр Революции.

Мейерхольд руководил Театром революции всего два года. B 1923-24 его фактически возглавлял В.М. Бебутов, в 1924 главным режиссером стал А.Л. Грипич, с его приходом театр ориентируется на постановку современной советской драматургии.

С 1931 г. руководителем театра становится А. Д. Попов. Затем с 1943 года по 1967 театр возглавляет Н.П. Охлопков, теперь это уже Театр Драмы, в 1954 г. ему присвоено имя Маяковского.

С 1967 по 2001 год, до самой смерти руководил театром Андрей Александрович Гончаров.

Режиссеры меняются, но театр им. Маяковского и сейчас занимает это здание.

В Москве уже несколько недель не видно солнца, а бабье лето продлилось всего несколько дней в начале октября. Я очень рад, что не поленился в те дни встать по раньше и с самого утра успел прогуляться по немноголюдным улицам.

01. Прогулка того дня начинается от угла Большой Никитской и Газетного переулка. Здесь находится очень красивый комплекс зданий Московской консерватории XVIII века.

02. Реконструкция комплекса зданий Московской консерватории началась весной 2010 года. Часть уже отреставрировали, остальная еще находится в работе.

03. Изначально планировалось, что все работы, связанные с реставрацией и строительством зданий консерватории будут завершены в 2016 году (хотя не очень верится, осталось пару месяцев всего).

Немного чудесных фрагментов этого памятника истории и культуры.

07. Вид из Брюсова переулка на главный фасад консерватории.

08. Перед входом в консерваторию расположен памятник Петру Ильичу Чайковскому.

09. Еще один переулок, пересекающийся с Большой Никитской улицей, и куда мы обязательно прогуляем позже — Брюсов переулок. Как я уже показал выше, от туда лучше всего видна консерватория. Еще здесь расположено множество интересных объектов, один из которых Палаты Арасланова (памятник архитектуры XVII века).

Будет отдельный пост про Брюсов переулок и там я выложу больше фотографий этого очень интересного места. А пока идем дальше по Большой Никитской.

10. Если не полениться, как и я в тот день, и приехать в погожий денек сюда для прогулки, то сложно будет сказать, в какой стране находишься. Здесь очень уютно и чисто.

11. Не многие мировые столицы могут похвастаться чистотой в ранее время дня.

12. Жилой дом XIX века (памятник архитектуры) — адресу Большая Никитская 16/1.

15. Следом расположены два дома, где очень удобно назначать свидания. Сначала покупаешь для подружки цветы, затем ведешь ее в рюмочную, а дальше главное не теряться.

16. Вход в цветочный магазин очень достойно оформлен.

17. Посмотрим на нечетную сторону. Под номером дома 19 расположено очень красивое здание Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Основной объем уходит вглубь Малого Кисловского переулка, куда обязательно надо запланировать прогулку.

18. За спиной справой стороны у нас осталась постройка, которая входила в комплекс усадьбы князей Мещерских-Щербатовых.

20. Следом за театром имени Владимира Маяковского следует театр «Геликон-опера».

С этим местом связана скандальная история (впрочем, таких скандалов в Москве полно). Согласно Википедии: «В 2000-х годах правительство Москвы приняло решение приспособить памятник архитектуры (речь идет об усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрежневых) к нуждам театра «Геликон-опера». Проект «реставрации с приспособлением», согласно которому в распоряжении театра должно появиться два новых зала на 200 и 500 мест, был разработан в 2006 году группой архитекторов «Моспроекта-4». С 2007 года по адресу Большая Никитской, д. 19/16 стр. 1 и стр. 2 начались работы. Уничтожение (!!!) исторических построек ради строительства нового здания подверглось жёсткой критике со стороны общественного движения «Архнадзор». Сама стройка получила название «ошибка ценою в миллиард рублей» после того, как заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что город не может отказаться от реконструкции усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых под размещение в ней театра «Геликон-опера», поскольку в стройку уже инвестировано более 1 млрд руб. бюджетных средств: «Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей». Такие дела, друзья.

21. Помимо этого, мы получаем в исторических зданиях стеклопакеты. Ну еще сайдингом обшить и вообще круто будет.

23. Когда идешь по Большой Никитской, то в месте пересечения с Леонтьевским переулком, нельзя не обратить внимание на здание И»ТАСС» (первоначально аббревиатура названия «Телеграфное агентство Советского Союза»), в наши дни «Информационное агентство России».

24. Здание построено в 1970-1977 годах.

26. Большая Никитская улица продолжается вдоль дома того шикарного бывшего доходного дома (возможно, кто-то помнит как в этом доме располагался магазин «Консервы»).

27. Возвращаемся, на горизонте видны башни Кремля. Новые фонари «под старину» радуют взгляд.

28. Дом под номером 24/1 — один из первых доходных домов в Москве!

29. Дом — красавец.



Статьи по теме: