Центральные бани театральный проезд. Хлудовские бани

Это лето перекроило расстановку сил на московской клубной сцене. Такие места, как «Рабица» и , задали курс на самодеятельность во всем - от дизайна до диджейских лайнапов - и приучили к мысли, что платой за вход вы поддерживаете определенную культуру (отказ сдавать билеты на - из той же серии). Выросла новая клубная смена, счастье которой - не в шикарных интерьерах и фейсконтроле, а в честном подходе и готовности идти до конца (до вторника, если потребуется).

Закрылся бастион техно-гламура , Rodnya сократила число вечеринок, а «Конструктор» со Space образовали некое подобие мейнстрима. По принципу сохранения энергии весь былой шик переместился в клуб Gazgolder . И он зацвел пышным цветом стройных ног, кожаных корсетов и передовых достижений очечной промышленности. Те, которые из «Рабицы» и «Кругозора», презрительно обзывали все это щелкотней.

Squat ¾ в Театральном проезде впервые замелькал в начале октября в инстаграмах у худых девиц, что плясали тут под израильского хаус-корифея Гая Гербера. Позже по тому же геотегу появились фотографии с вечеринки «Meduza» , которая с одноименным разделяет только любовь к готике, - ее устроители назвали ни больше ни меньше техно-балом. Наконец, в прошлую пятницу состоялось официальное открытие пространства Squat ¾. Очевидно, что это место как раз про балы, ноги, темные очки, а также веера, индейские перья, техно-кобр и прочий декаданс, который, если уж откреститься от щелкотни, можно назвать бохо-рейвом. И это, похоже, какой-то важный феномен московской клубной моды.

Мико Арутюнян

Барбер и владелец греческой закусочной Sito на «Брюсове», в Саду Баумана и в проекте Squat ¾, где он также открыл свою парикмахерскую и пригласил приятелей-греков поставить бар

Марик Джикия

Совладелец магазина No Fake

Сергей Шаповалов

Совладелец магазина No Fake

Дмитрий Учитель

Адвокат, соучредитель «Армы» и Squat ¾

Даша Соломина

Жена Мико, вместе с ним управляет баром и кафе

Сонита Филимонова

Основательница бренда Bizarre. Вся мужская одежда в Squat - от No Fake, женская - марки Сониты

Команда

Занимаются пространством адвокат и клубный деятель Дмитрий Учитель, похожий на булгаковского персонажа, барбер и владелец закусочной Sito с женой Дашей Соломиной, хозяева магазина одежды No Fake Марик Джикия и Сергей Шаповалов, а также основательница бренда Bizarre Сонита Филимонова. О своих долях и должностях в проекте они говорят размыто. «Мы дружим много лет, - отвечает Марик на вопрос о том, как они все нашли друг друга. - Я крестный Диминой дочери, Серега - партнер мой, Мика - наш друг. Самые нормальные истории выстреливаются только при товариществе. Я пришел к Мико, какие-то друзья пришли ко мне - так и создается тусовка, кружок по интересам».

Дом

Ключевой актив тут - место. Это бывшее здание Центральных бань, построенных в Театральном проезде в конце XIX веке Львом Кекушевым - соавтором «Метрополя» и многих купеческих особняков, которые принято причислять к кекушевскому модерну и считать предвесником модерна Шехтеля и Клейна. Бани в Театральном были построены им по заказу семьи купца Хлудова, которому не давала покоя слава Сандунов. Получившийся комплекс с Турецким залом и первым в городе лифтом фирмы «Сименс» по роскоши вполне мог с ними соперничать. Бытует сказка о чанах из чистого золота, потерянных в революционной суматохе, - возможно, они до сих пор замурованы в одну из хлудовских стен. В общем, дом явно ждет своего летописца, а еще лучше - инвестора-сумасброда, готового потратить миллионы, чтобы любовно восстановить московскую легенду.

За неимением денег бани, погоревшие в 1990-х и навсегда утратившие Турецкий зал, разграфили на отдельные помещения, открыли там гостиницу и разнородные рестораны. В нулевых здесь ненадолго окопались фрики и гремел нью-рейвом клуб Justo Bain Douche. Потом пили дешевую водку в заведениях «Мастерская» и «Леди Джейн», по понедельникам работало дикое афтепатийное место «Шкаф». Сейчас в одном из корпусов обосновался бар «Лисица» , кальянная и страшненькие офисы. Самая парадная кекушевская красота досталась ресторану «Серебряный век» . Squat ¾ отошел подвал этого здания с богатой биографией. К одноименному кафе, когда-то работавшему в Варсонофьевском переулке, он отношения не имеет; цифры в названии - от нумерации дома.


Бассейн в барном зале, переоборудованный под столик, - сидеть в нем не очень удобно, зато можно эффектно фотографироваться

Дмитрий Учитель

Партнер проекта Squat 3/4

«Мы долго искали что-нибудь особенное - чтобы было помещение с историей и немного разрушенное. Как в «Арме», где мы всегда стремимся на базе развалин создать что-то новое. Однако Squat - другой по смыслу проект, дух «Армы» тут витать не будет. Это приватный, частный клуб, рассчитанный на правильную техно-музыку, непопсовых артистов и рафинированных гостей. Не хочется пускаться в тираж: большие вечеринки планируем раз в неделю, хотим запускать четверги с Сашей Моисеенковым, владельцем магазина «Проект 3,14» , - нам симпатична его публика.

Это помещение XIX века, охраняемое ЮНЕСКО. С нами работали профессиональные реставраторы: хотелось оставить приятную старину и провести современный ремонт. Все вещи, которые выглядят облезлыми, на самом деле тщательно восстанавливались. На стенах масса примечательных деталей. Например, вся плитка в барном зале - дореволюционная голландская и китайская, а фрагмент с самолетом - 1940-х годов. Его сделали для летчика Василия Сталина, чтобы в бане отдыхал, но не расслаблялся».

Устройство

Внутри пространство закольцовано, как семпл в техно-треке или коллайдер в Швейцарии. Свернув в Третьяковский проезд, резко забирайте налево. Заходите в неприметную дверь со ставнями - она напоминает стилизованные под подполье бары в Нью-Йорке или Берлине. Если пойдете направо, то попадете в барбершоп, тут вместо парикмахерских кресел установлены стоматологические, что поддает жути (и телефоны в подвале совсем худо ловят). Оттуда выйдете в вытянутое кафе Sito с окошком раздачи, как в заводской столовой. Через комнату, заставленную вешалками с одеждой, можно попасть в бар со стрельчатым потолком, ванной и тем самым самолетом. Отсюда можно снова выйти к гардеробу, напротив которого угадываются останки банной печи.

В смысле дизайна Squat как слоенный пирог: тут и дореволюционный модерн, и советская плитка, и современные светильники

1 из 14

Заложенная кирпичом банная печь

2 из 14

Бассейн, в котором, по легенде, любил прохлаждаться Василий Сталин

3 из 14

При ином стечении обстоятельств в этих интерьерах можно представить себе и дорогой ресторан, и музей, и собственно бани

4 из 14

Фотогеничность заведения трудно оспорить

5 из 14

Дмитрий Учитель утверждает, что в «Сквоте» оставили ощущение старины, но не старости

6 из 14

Есть и вкрапление дизайна 2016 года в исторический интерьер

7 из 14

Рейлы с женской одеждой марки Bizzare

8 из 14

Бар в готическом стиле сработан из исходного набора элементов: кафеля и стеклоблоков

9 из 14

Современного применения этой ванне не нашли - она просто стоит

10 из 14

Вытянутый корридор - кафе Sito внутри Squat

11 из 14

Бар собираются компоновать алкоголем греческих сортов - мастикой и узо

12 из 14

Историческая мощь тут подавляет все - вплоть до сиропа Monin и веточек мяты

13 из 14

Та самая плитка с самолетом, призванном напоминать сыну Сталина о небесах

14 из 14

В ежедневном режиме с полудня и до полуночи будут работать бар и ресторан, барбершоп и магазин одежды. Ассортимент No Fake - корейские дизайнеры со сложной модой по ценам масс-маркета: свитера - 4000–5000 р., брюки - 5000 р., парки - 10 000 р. Женская линия, которой занимается Сонита Филимонова, - в таком же диапазоне.

На счет вечеринок и входной политики участники команды до конца не определились. Марик утверждает, что они ориентируются на публику «Кругозора» и клуба «Ванильный ниндзя». Учитель более категоричен: «Мы не ждем праздно гуляющих прохожих, - говорит он, - хотим видеть примерно тех людей, что тусуются на бекстейдже «Армы». Однако, несмотря на то что вход у нас только по рекомендации членов клуба, Squat не закрытое ВИП-место».

Далее следуют определения, которые обычно используются на запуске проектов с замутненным форматом. Мы - клуб по интересам для специальных людей, и не хотим, чтобы кто-то нарушал их комфорт. Мы рассчитываем на окупаемость, но большую роль играет некоммерческий интерес. Мы видим ажиотаж и за счет него планируем устраивать строгий отбор. Мы будем закрытые и открытые одновременно. Летом собираемся на улице поставить китайский дворик с лапшой, думаем запустить виниловый магазин и кинозал. Из всего этого понятно, что Squat ¾ заграбастал жутко харизматичное помещение. А из всех установок самой рабочей выглядит бар. Им тоже занимается Мико, у него есть отдельное название - Xydia, «бухло» по-гречески.


Вердикт

Многое в Squat ¾ представляется неубедительным - сочетание общепита с гигиеническими услугами, например. Или наклейки на зеркалах и туалеты, обрызганные золотым спреем. Однако стоит заручиться «рекомендацией члена клуба», чтобы посмотреть на место хотя бы из краеведческого интереса. Оно может стать неким ретритом для владельцев и их многочисленных друзей. А может, повторив историю Центральных бань, превратиться в нестыдную достопримечательность для туристов, скажем, . Если «Рабица» представлялась летним санаторием, собиравшим альтернативных любителей индастриала, то почему бы не представить Squat как зимнюю нору для техно-кобр и богемных рейверов с перьями.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНИ - название комплекса престижных бань в Москве. Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. В 1990-х годах на месте Турецкого зала усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век».

В 1737 г. Центральные бани во время большого пожара, случившегося в Москве, сгорели. Публика переместилась в Сандуновские бани.
В XIX в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица.
В 1881 г. открыт первый комплекс - для простонародья и второй - для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества.
До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Коминтерновского р-на.

03 У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».

04 ИСТОРИЯ сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные бани Силы Сандунова. Старые-то заведения такого рода дотла сгорели во время очередного крупного городского пожара, а народу все одно где-то мыться надо, вот он и ходит. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносит предприятие Сандунова, и приносит ли вообще.

05 Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же Герасим Иванович всегда имел чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров. Здесь висели картины Василия Перова «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына», полотна и миниатюры выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, полотно Павла Федотова «Разборчивая невеста» и другие выдающиеся произведения живописи, впоследствии ставшие подлинным украшением московских музеев.

06 Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) владелец десятка московских зданий, заводов, фабрик и пароходов пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. На что? Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах) по проекту австрийского архитектора Б. В. Фрейденберга. Построили. В 1888 году приют принял первых несчастных постояльцев. Но не буду отвлекаться.

07 С ПОМОЩЬЮ высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.

08 Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и самый высокооплачиваемый архитектор Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.

09 С ТЕМ, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Лев Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.

10 В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие) отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.

11 К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.

12 Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

13 МЕЖДУ прочим, по инициативе Герасима Ивановича (помните, «ты работай, а я подскажу») именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.

14 После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». Я это к тому, что, по мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку

15 ПОТОМ Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 миллионов рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. В 1917 году Хлудовы спешно ретировались во Францию.

16 И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.

17 После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они якобы и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а где вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Это – современным кладоискателям на заметку.

18 Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает. Главное, памятник старины со своей загадкой обрел сегодня вторую полноценную жизнь в самом центре Москвы.

В январе я побывала в бывших Хлудовских (Центральных) банях, ныне ресторане "Серебряный век" и осталась под глубоким впечатлением от интерьеров. А когда я готовила материал о них, то наткнулась на очень интересный очерк из истории бань . Его автор, Евгений Аксенов родился и провел детство в здании бань, потому что его дед, Иван Аксенов, был одним из старейших и доверенных работников бань еще у сестер Хлудовых, а после революции стал Комиссаром Центральных бань. Его дневники внук дополнил рассказами родных, соседей, работников бань и архивными документами, которые собирал в течение полувека.

Нет смысла копировать очерк целиком, хотя он этого определенно заслуживает, поэтому я выбрала из него лишь то, что касается замечательного архитектора Льва Николаевича Кекушева, в трагической судьбе которого до сих пор немало белых пятен . Аксенов приводит немало фактов, где раскрываются новые грани таланта Кекушева, и самое главное - версию его гибели, совершенно непохожую на все, что пишут в статьях и монографиях о Льве Николаевиче. Правда ли это? Кто знает... Автора уже не спросишь, он умер, и его работа о банях вышла посмертно.
Фрагменты из очерка Евгения Аксенова я дополнила старыми фотографиями с сайта pastvu.com и современными фотографиями интерьеров.
Центральные бани построили 1370 инженеров, техников и рабочих 32 специальностей на деньги сестер Хлудовых, по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца. А также художники, под руководством инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, которому принадлежит также проект бассейна и целый ряд некоторых технических и художественных новшеств того времени.

Идея постройки бассейна в Центральных банях принадлежала главному архитектору Семену Семеновичу Эйбушитцу. Для воплощения этой идеи в жизнь Семен Семенович пригласил из Петербурга представителя русской школы модерна инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, и они сделали совместный проект бассейна. К созданию вышеупомянутых скульптур и отделки всего интерьера Центральных бань Лев Николаевич привлек весьма своеобразного художника Альфреда Томашко. Томашко в свою очередь нанял с десяток подмастерьев, при помощи которых довольно быстро выполнял любое задание архитекторов, причем весьма творчески.
Для Кекушева это был один из первых реализованных в Москве проектов.

Хлудовские бани. Мавританская курильная. Фото сделано между 1901 и 1913

Кекушев сам произвел расчеты и соорудил довольно внушительную центрифугу для банных веников. Дело в том, что во всех московских банях в те годы проблемой номер один было, как и куда девать такое огромное количество использованных веников. Ведь к концу рабочего дня во дворе вырастала гора мокрых веток, которые надо было как-то утилизировать.

Инженер Лев Кекушев вместе с главным архитектором строительства нашли выход: они решили с помощью паровой центрифуги выжимать из веников воду, как в современных стиральных машинах, а затем малыми партиями сжигать их вместе с дровами в главном котле. Кекушев создал также и машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, затем на нее поставили электромотор, и машина исправно колола дрова аж до 1953 года, пока главный котел не перевели на газ.

В левом (западном) здании Центральных бань в начале 1893 года немецкая фирма «Сименс и Гальске» устанавливает первый в городе общественный лифт, в основном для посетителей отдельных номеров третьего этажа. В городе уже работали лифты на электрической тяге, но все они были персональными.

Лев Кекушев учел возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал всю лифтовую систему тяги так, что лифт продолжал поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В самой фирме-изготовителе об этом усовершенствовании узнали лишь через 20 лет — в 1913 году, во время капитального ремонта, в котором Лев Кекушев принимал самое активное участие. Тогда из Германии специально приехали три инженера-конструктора, дабы своими глазами видеть этот лифт в работе.

За усовершенствование лифтового оборудования в начале 1914 года фирма «Сименс и Гальске» выдала Льву Кекушеву огромную премию, как позже говорили в Центральных банях: «За немецкую блоху, кою Лева подковал».

Кстати, немецкая фирма сразу применила изобретение Кекушева в США, где в те годы устанавливала свои лифты в высотных зданиях. Патент на техническое усовершенствование лифтового оборудования немецкие инженеры, присутствовавшие во время капитального ремонта лифта, оформили на себя, но с позволения Льва Николаевича.

Парикмахерская при банях

В отличие от машины для колки дров, лифт проработал до лета 1918 года, затем был национализирован и демонтирован. Примерно за неделю до демонтажа лифта соседний дом № 3, что по Театральному проезду, бывший Торговый дом Хлудова, посетил Владимир Ильич Ульянов (Ленин). В тот день в этом здании проходило собрание московских водопроводчиков. Только не путайте инженерно-технических работников с сантехниками.

Ленину кто-то, видимо, доложил об этом мероприятии, и он явно захотел придать этому собранию политическую окраску. Ленина сначала освистали, но, учитывая его статус и возможные последствия, культурно послали вождя в баню. Владимир Ильич оскорбился, а затем покинул собрание через запасной выход хлудовского дома и оказался во дворе Центральных бань, но не сел в свою персональную машину, а неожиданно пошел куда посылали — в баню, благо рядом. Естественно, что его личная охрана быстро организовала посещение отдельного номера на третьем этаже западного корпуса.

Поднимался вождь на третий этаж и спускался в единственном при бане лифте — это точно. В тот день возле лифта дежурил вахтер по кличке Фонарь. Такую кличку ему дали за необычно высокий рост, и он, естественно, запомнил «высокого гостя» с низким ростом. А через неделю этот общественный лифт был демонтирован и вывезен в неизвестном направлении... Рабочие демонтировали лифт, проработавший 25 лет, всю лифтовую технику на четвертом этаже западного здания увезли в неизвестном направлении под конвоем латышских стрелков. Позже в Центральных банях досужие посетители поговаривали, что лифт украл Ленин для своего бункера в Московском Кремле.

После октябрьского переворота Лев Николаевич Кекушев, единственный в Москве специалист, знающий лифтовую технику, страдал одышкой и нигде не работал, но Центральные бани посещал регулярно до 1919 года. Примерно через полгода после демонтажа лифта он пропал без вести. На Мясницкой, возле чайного магазина, его арестовали люди в кожаных куртках и увезли в легковой автомашине в сторону Чистых прудов. Все это произошло на глазах женщины, работавшей в прачечной Центральных бань и хорошо знавшей Льва Николаевича. Кто знал лично Льва Кекушева, говорили, что новую власть он люто ненавидел и вряд ли стал на нее работать. Причем своих взглядов никогда не скрывал и говорил то, что думал. Если большевики рассчитывали наладить лифт в бункере с помощью Льва Кекушева, то они глубоко ошиблись. Это был не тот человек, коего можно было сломить...

А лифтовая пристройка долго не пустовала. Сначала в ней был склад, а затем Иван Афанасьев, будучи в те годы одним из первых комиссаров Центральных бань (была и такая должность), с разрешения местного райкома партии, переехал в эту «капитанскую рубку» вместе со всей семьей и обосновался там в двух комнатах, а чуть позже туда же переехал и его заместитель — Леонид Афиногенов. Райком партии специальным решением присвоил этой новой трехкомнатной коммунальной квартире номер 26. Вот в этой «коммуналке» я (Евгений Афанасьев) и появился на свет в августе 1945 года.

Дом Хлудова на Театральном проезде во дворе которого находились Центральные бани. 1906

Повторяю: выше - текст, автором которого является Евгений Аксенов. А дальше - мои дополнения и фото.
1.

Итак, текстильный промышленник и купец Герасим Хлудов решил построить свои бани самого высшего сорта и переплюнуть знаменитые Сеандуновские бани. Первые корпуса Центральных бань открыли еще при жизни Герасима Ивановича в 1881 г. Четыре дочери - наследницы Хлудова продолжили строительство бань, которые были открыты в 1893 году.
Согласно легенде, на вопрос Эйбушица, каким должен быть новый банный дворец, заказчик ответил: "Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно".

Хлудовские бани под названием Центральные проработали практически все время, что существовал Советский Союз. Просуществовали они ровно сто лет (с этим тоже связана легенда), и в 1993 году бОльшая часть комплекса сгорела:(((В оставшихся четырех залах разместился ресторан "Серебряный век". туда мы и отправимся.

2.Входим. Здесь царит полумрак. Проект лестницы выполнил Лев Кекушев

3.У входа камин

4.У подножия лестницы сидят два грифона

5.

6.Потолок над входом

7.Поднялись по лестнице

8.

9.Главный зал ресторана, он же бывшая раздевалка. Здесь сохранились камин и потолки.

«Девушка, в какую баню? У него есть ванная»… » Зачем вы пошли в баню? У вас что, дома ванной нету?»… «Вам этого не понять»… «Но разве в ванной есть пар?»… (Кинофильм Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром», 1976 год)

Москва теряет бани — одну за другой. На месте Даниловских — стоит многоуровневый гараж. . Не стало красивого стильного здания 50-х годов, не стало еще одного «намоленного» поколениями любителей пара адреса. Ну, а над Донскими – типовой постройкой конструктивизма 30-х — навис дамоклов меч двух жилых башен — под 70- метров. И это прямо под стенами Донского монастыря ! Происходят утраты и архитектурные, изживается и целый пласт уникальной банной культуры. О ее истории и современности – материал Алексея Дедушкина .

В фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!» сказано всё! И, что правда, многим не понять: если дома есть ванна, то зачем идти в баню?! Но это только кажется, что ванна может заменить баню…. Нет, нет и ещё раз, нет! Категорически настаиваю на этом! Баня и ванна – это вещи совершенно разные. И по восприятию, и, безусловно, по времени своего появления.

О русских банях можно прочитать ещё в «Повести временных лет». Если верить летописцу, то Андрей Первозванный удивлялся сумасшедшим русичам, которые хлестали себя прутьями почти до бесчувствия: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Московские бани в старину

Конечно, бани были и на Москве. А как без них! По большей части описания бань оставили нам иностранцы. Одни приходили в баню, чтобы посмотреть на диковинное действо и повозмущаться дикости «этих русских», но были и такие, которые прекрасно поняли оздоровительную силу русской бани. Большим поклонником парной был личный врач императрицы Елизаветы Петровны португалец Санчес. По возвращении из Москвы в Европу он написал целый трактат, посвящённый бане: «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани российские, для пользы общества».

В старину в Москве было немало частных бань, при этом не только в богатых боярских или купеческих дворах, но и во дворах посадских можно было встретить «баню с передбаньем», «в огороде баню с сенми». Но помимо частных были и торговые (общественные) бани, которых со временем становилось всё больше и больше. Так в 1787 году казённых и торговых бань в Москве насчитывалось уже около 70. Строились они, как правило, возле рек и прудов. На многих старинных планах Москвы эти бани показаны колодезными «журавлями». В частности, на знаменитом Сигизмундовом плане напротив Кремля видны Москворецкие бани, а также бани на Яузе. Эти же бани можно найти и на плане Мериана (1638 года).

В XVII веке после принятия Соборного Уложения во времена царя Алексея Михайловича банные строения начали отдавать на откуп частным лицам и всячески поощрять строительство новых бань.

Небольшие деревянные бани топились «по-чёрному» — дым выходил через оконца и двери. Покрыты, как правило, такие бани были дёрном по потолочному перекрытию. В более дорогих – каменных, которые представляли собой в основном одноэтажные строения, имелись печные трубы, были предусмотрены дополнительные удобства для моющихся. Но устройство и тех и других было примерно одинаковым. Обязательный колодец с «журавлём». Из бадей вода сливалась в деревянные желоба, пропущенные через специальные окошки, и по ним попадала в огромный чан, установленный в самой бане. Из него моющиеся и черпали воду. Или в самой бане, или на улице имелась печь с котлом для горячей воды. Сама баня нагревалась большой печью с каменкой. Внутри помещение делилось на мыльню и парную с полками.

Банное удовольствие было доступно каждому москвичу. Правительство строго следило, чтобы содержатели бань не поднимали цены на свои услуги, в первую очередь для простонародных отделений: «Сбор в означенных казенных торговых банях с приходящих на парения всякого звания людей собирать соответственно Указу правительственного Сената не более как две копейки с каждого». Правда, в некоторых случаях допускалось повышение цены: «Если для благородного звания сделать пристройку при банях с удобными для того парению, то за пар цену положить добровольно за ту услугу и за то в притязание не поставить, а в противном случае за принуждение сверх положенного за пар противному закону поступку подвергать суровому наказанию».

Со временем цены несколько выросли. Так, в XIX веке помывка в простонародном отделении стоила 5 копеек. Хотя наиболее смекалистые купцы умудрялись обходить строгий запрет. Так известный «банный король» Пётр Бирюков – о нём мы ещё поговорим ниже — очень уж хотел поднять цену на копейку. И даже в Санкт-Петербург соответствующее прошение посылал. Ни в какую! 5 копеек – и точка. Придумал всё же хитроумный купчина, что делать. Ранее заплатившему 5 копеек выдавался бесплатно веник. Бирюков стал веники продавать по копейке – на это никаких запретов не было. Народ повозмущался, да и привык. Добился-таки купец своего!

Долгое время в общественных банях не было разделения на мужскую и женскую половины, мылись и парились все вместе. Недаром «банный вопрос» обсуждался на церковном соборе 1551 года, который осудил, что «в банях мужи и жены и чернцы и черницы в одном месте моются без зазору», и строго запретил этот «разврат».

Соборное прещение помогло мало. И хотя на Москве начали строить раздельные мыльни, например, у Пушечно-литейного двора бани Ивана Гладина: «баня мужская, под нею земли вдоль 12 сажен, поперек 8 сажен, баня женская, под нею земли 12 сажен вдоль и поперек 8 сажен», тем не менее, понадобились долгие годы и даже принятие Сенатом соответствующего Указа от 21 декабря 1743 года, запрещавшего мужчинам и женщинам париться вместе, чтобы потихоньку изжить патриархальный уклад совместного мытья. Ещё один указ был издан в екатерининские времена. Он предписывал содержателям торговых бань строить раздельные помещения, а в женскую часть пускать только мужчин, обслуживающих бани, да ещё врачей и художников. С середины же XVIII века в банях, имеющих только одно помещение, для мытья мужчин и женщин стали назначаться различные дни.

Несмотря на это, венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 годах, писал: «<…>Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке. Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. … В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить…

В этой бане бывает более двух тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет…». Обратим внимание на лукавого иностранца – возмущается, но при этом «наблюдали за ними более часа», а потом ещё и на реку поглазеть пошёл… Судя по всему, де Миранда описывает Москворецкие бани, о которых мы уже упоминали выше.

Ещё одни известные бани XVIII – XIX веков – Яузские, которые первоначально находились на левом берегу реки Яуза неподалёку от её впадения в Москва-реку, а позже перебрались на правый берег и получили наименование Серебрянических. Закрыты они были только в начале XX столетия. Именно их можно увидеть на знаменитой акварели Ж. Делабарта «Серебрянические бани в Москве».

В XIX веке спрос на бани только возрастал. Баня для москвичей была насущной необходимостью. Многие хозяева каждую неделю выдавали своим работникам по 5 копеек на бани и покупали мыло.

К концу XIX столетия в Москве было порядка сорока бань, из которых наиболее известными были Сандуновские, Центральные (Китайские), Селезнёвские, Пресненские (Бирюковские), Суконные, бани при гостинице «Эрмитаж» на Трубе, Малышевские (ныне – Ржевские) и многие другие.

Целый ряд бань был построен и в советское время. Среди них хорошо известные и любимые москвичами Донские, Воронцовские, Дорогомиловские, Дангауэровские, Варшавские, Усачевские, Калитниковские.

Помимо бань в столице возводились и душевые павильоны, главным образом, в районах, застроенных небольшими деревянными домами без водопровода, и не только на окраинах, но и почти в центре города. Так, старожилы вспоминают, что ещё в 1950-е годы на Самотёчном бульваре располагался деревянный душевой павильон, выкрашенный снаружи зелёной масляной краской.

Если мы проведём сейчас с вами «инвентаризацию» московского банного хозяйства, то результаты её окажутся печальными. Подавляющее большинство бань за последние 30-40 лет закрыто, многие здания снесены. И следа не осталось от известных Оружейных бань, исчезнувших вместе с одноимённым переулком. Перед самой Олимпиадой 1980 года были снесены Пресненские бани. В конце января не стало и Можайских бань на Можайском валу. Готовят к сносу Донские…

Легендарные Сандуны

Но не будем о грустном. Давайте совершим с вами увлекательно путешествие по наиболее известным московским баням XIX-XX веков. И начнём, конечно, с самых знаменитых в Москве уже на протяжении двух столетий – Сандуновских бань. Они же, наряду с Селезнёвскими, Астраханскими и Ржевскими – одни из четырёх дореволюционных бань работающих в Первопрестольной и поныне. «Кто в Сандунах не бывал — тот Москвы не видал».

Построены Сандуновские бани были в 1806 году на берегу московской реки Неглинки известным актёром Силой Николаевичем Сандуновым (отсюда и их сохранившееся до сих пор название). Вполне вероятно, что где-то совсем неподалёку находились в XVII веке и упомянутые выше бани Ивашки Гладилина со товарищи: «с Рождественки улицы в переулке, в Кузнецах».

Конечно, к началу XIX столетия воды Неглинки быль столь загрязнены, что использовать их для банного дела не представлялось возможным, тем более что через несколько лет речку спрятали под землю, в коллектор. Но возле бань, на углу Звонарского переулка и Неглинного проезда, был устроен большой пруд-резервуар для воды, который питался первоначально почвенными водами, а потом и водой из московского водопровода. Пруд этот был осушен и засыпан в конце XIX века при строительстве нового здания бань.

Очень вскоре после постройки Сандуны стали крайне популярны и превратились, по сути, в один из культурных центров Москвы. На пар и умиротворённые беседы после парной сюда собирался весь цвет московской интеллигенции. Не обходили бани стороной и представители московского дворянства и купечества. Порой даже великие князья захаживали.

После смерти Силы Сандунова бани перешли к его вдове Елизавете Сандуновой-Урановой, а позже ими владели купцы Ломакины. Следующим хозяином Сандуновских бань стал купец 1-й гильдии, миллионер, владелец многочисленных дровяных складов Иван Григорьевич Фирсанов. На протяжении ряда лет Фирсанов сдавал бани в аренду Петру Бирюкову.

В 1881 году Иван Григорьевич умирает, и единственной наследницей фирсановских миллионов становится его дочь Вера. Девушка не только очаровательная, но и очень предприимчивая. Через несколько лет она сама решает заняться банным делом вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким. В 1894 году супруги заказывают модному архитектору Борису Фрейденбергу проект перестройки Сандунов. И через два года состоялось торжественное открытие нового «банного дворца».

По красной линии Неглинного проезда (ныне – Неглинная улица) было возведено трёхэтажное здание доходного дома в стиле эклектики, богато декорированное лепниной, с торговыми помещениями в первом и втором этажах и дорогими квартирами для сдачи внаём на верхнем этаже и вдоль боковых фасадов. В глубине двора, отделанного в «мавританском» стиле и украшенного в духе одного из дворов знаменитого дворца Альгамбра, располагался корпус с банными номерами.

Основные строения бань были возведены во второй линии и включали в себя целый ряд помещений нескольких разрядов. Самым роскошным было дворянское 50-копеечное отделение. Вот что написано о нём в Иллюстрированном описании Сандуновских бань 1896 года: «Эти бани могут считаться украшением Сандуновских бань…Вестибюль отделан в стиле рококо и украшен растениями. Через арку — вход в раздевальню. Эта комната в строгом готическом стиле. На одной из стенок находится мозаичная картина работы художника Фролова. Налево идет ряд узких разноцветных окон, под ними устроены небольшие кабинетики вроде вагонных купе для раздевания. Посреди комнаты расставлены мягкие диваны, а направо находится камин. При раздевальне имеется читальня в стиле ренессанс и парикмахерская… За раздевальней следует Жёлтая гостиная, предназначенная для некурящих…В мыльной комнате три ванны и шесть душей разного давления и температуры. Вторая мыльная повышенной температуры и с душем Шарко… Также есть Ирландская сухая баня и горячая русская парильная…».

В этом же отделении был устроен «Помпеевский» зал с обширным бассейном, стены которого были «облицованы норвежским мрамором, отличающимся от итальянского особым блеском. Свет падает сверху, через потолок. Емкость бассейна — 12000 ведер. Температура воды от 18-21 градусов R [примерно 23-25 градусов С — А. Д.]. Объем воды постоянный. Водоем облицован английским фарфором. На ночь бассейн оставляется без воды для проветривания и дезинфекции».

Уже в советские годы этот бассейн стал местом съёмок различных кинофильмов. Так, все морские сцены знаменитого фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» сняты здесь. Здесь же под «лёд» уходят и «псы-рыцари» в кинокартине «Александр Невский». Съёмки, естественно, были комбинированные. Сюда же, в бассейн высшего мужского разряда Сандуновских бань в 1950-е годы по вторникам (в выходной для Сандунов день) приводили школьников сдавать нормы ГТО по плаванию.

Несколько проще, но тем не менее, тоже очень богато было отделано и 10-копеечное отделение бань. Обратимся вновь к Иллюстрированному описанию Сандуновских бань. Вот что сказано в этом интересном документе о женском отделении: «Раздевален в женских банях две: большая и малая. Малая устроена уютнее, и отдельные диваны-кресла придают комнате вид гостиной. Что касается мыльных и парильных комнат то, как в женских, так и в мужских, они очень обширны. В женских и мужских банях устроены души двоякого рода: сверху и снизу… В женской парильной устроены полки разной высоты и с разной температурой — очень жаркой и менее горячей. Мыльные и парильные облицованы фарфором, что дозволяет их тщательно промывать». Помимо 10-копеечного действовало ещё простонародное 5-копеечное отделение.

Бани были оснащены паровыми котлами с нефтяным подогревом, своей собственной насосной станцией, расположенной в Курсовом переулке, которая могла «в случае надобности поставлять при работе двух водоподъемных машин (Компаунд) до 20 000 ведер в час в запасные резервуары ёмкостью в 130 000 ведер, расположенные при самих банях». У бань имелся собственный водопровод с системой фильтрации, построенный московской фирмой «К. Зигель» по проекту инженеров Н. П. Зимина и И. К. Карельских.

Помимо этого, со стороны Сандуновского переулка было выстроено здание электрической станции: «Оборудование станции — три водотрубных, безопасных от взрыва, котла завода Фицнер и Гампер,…две паровые машины завода Эшер Вис и К, динамоэлектрические машины завода Эрликон, аккумуляторная батарея 1-го Московского аккумуляторного завода для дежурного освещения ночью, а также для освещения подвалов и тоннелей днем».

Сандуновские бани не закрывались ни в революцию, ни в Великую Отечественную войну. Москвичка О. П. Янишевская делится своими воспоминаниями о военных Сандунах: «Запомнились полумрак и длинная молчаливая очередь закутанных в платки женщин, многие из которых приходили со своими тазами. Вернее, очередей было две. В одной — те, которые претендовали на получение крошечного, примерно 3х4х1 см, кусочка тёмно-коричневого, плохо пахнущего мыла; в другой — пришедшие со своим помывочным припасом. Время от времени скучный голос провозглашал:

— Один без мыла, пройдите!

И никто не улыбался этой двусмысленной фразе. Неудивительно, что московская баня показалась мне сказочным дворцом. Светло, чисто, мраморно! А самое главное — там имелся бассейн!»

В наши дни – это самый крупный банный комплекс в Москве с тремя мужскими и двумя женскими отделениями. Одновременно это и самые дорогие общественные бани Москвы: попариться здесь, особенно в роскошном высшем разряде, — удовольствие не из дешёвых.

В 1991 году Сандуны поставлены на охрану как памятник архитектуры – объект культурного наследия. Вскоре после этого здесь были проведены ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Несмотря на это, в настоящее время сохранность памятника вызывает определённые опасения: из-за начавшихся в Звонарском переулке строительных работ на стенах появились трещины.

Центральные (Китайские) Хлудовские бани

Главным конкурентом Сандунов всегда считались находившиеся в Театральном проезде Центральные (или как их ещё называли – Китайские – по прежнему названию Театрального проезда, пролегавшего вдоль стен Китай-города) Хлудовские бани.

Между прочим, место было очень «банным». В старину здесь располагались постройки Пушечного двора, снесённые в 1802-1803 годах, а по соседству – Кузнецкая слобода. Вот что писал В. М. Васнецов, изучавший историю бань на Москве: «Обилие бань в XVII веке в Кузнецком конце вполне понятно: здесь находился Пушечно-литейный двор, кузницы - работа пачкотная, копоть, сажа, пыль, часто приходилось мыться и париться». А до конца XIX века напротив Центральных располагались ещё одни очень известные московские бани – Челышевские. На их месте уже более века возвышается здание гостиницы «Метрополь». Кстати, и самые первые бани Силы Сандунова находились тоже где-то неподалёку, в районе нынешней Театральной площади.

Построены Центральные бани были по проекту архитектора С. С. Эйбушица, при участии тогда ещё совсем молодого Льва Кекушева. Считается, что на вопрос Эйбушица, каким должен быть новый банный дворец, заказчик – известный московский миллионер Герасим Иванович Хлудов — ответил: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». В 1881 году был построен первый корпус бань, но строительство продолжалось ещё двенадцать лет. Торжественное открытие состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году, после постройки по проекту Л. Н. Кекушева доходного дома наследников Хлудова на углу Рождественки и Театрального проезда. В банном комплексе располагался целый ряд отделений – от недорогого для «простого народа» до роскошного 50-копеечного или «полтинного» отделения с русским, турецким, финским залами, с богатой отделкой стен ценными породами дерева и сусальным золотом. Помимо самих бань действовал крытый плавательный бассейн, врачебные и массажные кабинеты, механическая прачечная – безусловная новинка для Москвы того времени. Здесь же были открыты парфюмерный магазин торговой фирмы «Эмиль Бодло и К», продуктовые лавки, ресторан, трактир, небольшая гостиница, банкетный зал, залы для деловых переговоров. Говоря языком сегодняшним, это был торгово-развлекательный и деловой центр.

Равно как и в Сандунах, в Хлудовских банях бывало немало известных людей. Например, одним из постоянных посетителей был Л. Н. Толстой. Частенько заходил на свежий пар и берёзовый веник А. П. Чехов, который, впрочем, и Сандуны тоже очень уважал, и даже снимал некоторое время квартиру в доходном доме Веры Фирсановой в Звонарском переулке.

С Хлудовскими банями связана и одна устойчивая московская легенда. Считается, что незадолго до революции владелицы бань заказали для «полтинного» отделения три таза из чистого золота и сорок серебряных тазов. Дальнейшая судьба этих банных шаек неизвестна. По одной из версий, они могли быть спрятаны где-то на территории самих бань, по другой – кто-то из доверенных лиц хозяев укрыл их в своей квартире, при этом называется некая квартира на Волхонке… Существовали ли эти тазы на самом деле или нет… кто знает. Но подобных легенд в Москве немало.

В советские годы Центральные бани исправно работали, хотя и утратили во многом свою первоначальную роскошь. И всё так же, как и до революции, соперничали с Сандунами. Не стало их в начале 1990-х годов. Каменные бани, наполненные водой, сгорели… И такое бывает, мокрый камень тоже горит… когда очень надо. В ходе пожара был полностью уничтожен Турецкий зал. После этого свою работу они больше не возобновляли. После ремонта в бывшем помещении бань был открыт дорогой ресторан и ночной клуб. Любопытно, что один из залов ресторана находился на дне бассейна – воды в нём, конечно, не было.

В 1993 году комплекс бывших Хлудовских бань был поставлен на охрану как памятник архитектуры. Доходный же дом наследников Хлудова перестраивался дважды – в 1934 году и в 1990-е годы (также после пожара). Сейчас это совершенно иное, скучное административное здание, от первоначального проекта конца XIX века не осталось ничего. Но это со стороны главных фасадов. Если зайти во двор со стороны Театрального проезда, то на дворовых фасадах можно увидеть ещё кое-какие сохранившиеся кекушевские детали. А если пойдёте, то обязательно обратите внимание на будку чистильщика обуви при входе во двор. Вот уж где постоянство! На этом месте она стоит без малого век.

Ещё одни старинные московские бани — Селезнёвские на Селезнёвской улице (до революции их называли также и Самотецкими). Устроены они были, вероятно, еще в XVIII веке. Место для бань было выбрано не случайно: неподалёку находились большие Неглиненские пруды.

В конце XIX – начале ХХ веков бани принадлежали купцу С. С. Крашенникову. Ныне существующие банные строения были возведены в 1870-е годы, а в 1888 году архитектор А. П. Попов пристроил к ним со стороны Селезнёвской улицы два каменных здания: «Дворянское» и «Простонародное» отделения, ставшие в советские годы, соответственно, мужским и женским отделениями. В настоящее время под бани отведён в основном левый корпус.

В 1901 году Крашенинников строит возле бань по проекту архитектора П. П. Щекотова доходный дом (№ 13 по Селезнёвской улице), отгородивший от улицы и городского шума собственный особняк купца, сохранившийся, хоть и в перестроенном виде, до наших дней

Селезнёвские бани на охране как объект культурного наследия стоят, но только частично: памятником архитектуры является только один корпус.

Ржевские и Астраханские бани

И, наконец, ещё две бани, действующие в Москве с XIX века — Ржевские и Астраханские.

Ржевские бани построены были купцом 2-й гильдии Иваном Николаевичем Малышевым в 1888 году на 3-й Мещанской улице (современный адрес: Банный проезд, 3). Малышев к тому времени уже не был новичком в банном деле: ему принадлежали бани в Неглинном проезде в здании гостиницы «Эрмитаж» (позже перешедшие к Ф. П. Кузнецову) и на Красносельской улице.

«Ржевскими» бани стали в советское время, а прежде носили имя владельца – Малышевские. После революции их переименовали в Крестовские, из-за близости к Крестовской заставе, а с 1936 года стали именовать «Банный комплекс № 3 Дзержинского района г. Москвы». Впрочем, подобные номерные названия получили в то время все московские бани. Если полистать справочник «Москва в новых районах» 1936 года, то мы узнаем, что вместимость бань «по числу мест в раздевальне нижнего белья» составляла 455 человек, здесь было три разряда, а за 1935 год здесь обслужили 1 091 200 человек. На сайте бань есть сведения, что «в годы Великой Отечественной войны бани обслуживали воинские формирования, отправлявшиеся на фронт с Ржевского вокзала (ныне Рижский), именно тогда наш банный комплекс получил «народное» название «Ржевские бани», за близость к одноименному вокзалу».

В 1947 году банный комплекс был реконструирован и название «Ржевские бани» стало официальным.

В Ржевских банях, впрочем, как и в Селезнёвских, сохранился так называемый «старомосковский» способ парения. После тщательной мойки и проветривания парной, поддачи пара специальный «махальщик» большим опахалом, сделанным из берёзовых ветвей, окатывает паром лежащих на полке парильщиков, зачерпывая пар сверху, где больший жар. Кстати, администрация бань утверждает, что парная не перестраивалась с момента их постройки.

Здание Ржевских бань было недавно отремонтировано, как снаружи, так и внутри, и сейчас это одни из самых симпатичных и сравнительно недорогих московских бань.

Неподалёку от Ржевских, на другой стороне проспекта Мира, в Астраханском переулке находятся Астраханские бани. Располагаются они в старом, постройки конца XIX века, здании, принадлежавшем до революции Акционерному обществу Московской паровой прачечной и торговых бань.

В 1970-е годы в них любили париться актёры, журналисты и дипломаты, жившие в окрестностях проспекта Мира. В настоящее время это, пожалуй, самые демократичные и недорогие из всех действующих и поныне дореволюционных московских бань. И при этом с хорошим паром!

Кадашевские бани

Есть в Москве и ещё одни известные и любимые горожанами бани – Кадашевские, в 3-м Кадашевском переулке. Здание дореволюционное прекрасно сохранилось, только вместо бань там долго была сауна.

В 1905 году купец Фёдор Михайлович Кузнецов, содержатель «Европейских» и «Московских» бань во владении акционерного общества «Эрмитаж Оливье» на Неглинке и арендатор знаменитых «Центральных» хлудовских бань, начинает строительство собственных терм в Замоскворечье. Строил бани в стиле модерн один из известнейших московских зодчих А. Э. Эрихсон. Вновь выстроенные бани получили название «Европейских». В советское время бани стали «Кадашевскими». В постперестроечные годы их закрыли, здание долго выморачивалось, ходили слухи о его сносе, но теперь наконец началась реставрация, которая продлится до августа этого года.


«Банный король» Пётр Бирюков

Наш рассказ о московских банях был бы неполным, если хотя бы несколько слов не сказать о знаменитом «банном короле» XIX века Петре Фёдоровиче Бирюкове. О нём писал ещё В. А. Гиляровский: «Бирюков, банный король, как его звали в Москве. Он в Москву пришел в лапотках, мальчиком, еще при Ламакиных, в бани, проработал 10 лет, понастроил ряд бань, держал и Сандуновские». Всё так, и бань понастроил, и Сандуновские держал в аренде за двадцать пять тысяч рублей в год, вот только откуда взял Владимир Алексеевич, что мальчиком в лапотках пришёл Пётр Бирюков в Москву, неизвестно. Происходил будущий банный король из семьи рогожских ямщиков-старообрядцев. Когда в середине XIX века на смену ямской гоньбе постепенно пришла железная дорога, многие богатые ямщики сменили род занятий. Бирюков решил заняться банным делом.

Свои первые бани он устроил там же, в Рогожской слободе. Спрос был хороший, баня в Рогожской была первым развлечением. Вот как описывает банные дни уроженец Рогожской слободы, известный в своё время тенор Большого театра П. И. Богатырёв: «По субботам и особенно перед большими праздниками ходили в баню. Женщины ходили гурьбой, всей семьей, а семьи бывали большие. Это было какое-то торжественное шествие - с узлами, со своими медными тазами, а то грех из никонианских мыться. В банях теснота, шум, возня и часто брань. За такими семьями часто посылались дровни, так как из бани идти пешком тяжело. В такие дни по улицам целый день двигался народ в баню и из бани, и у всех веники, которые тогда давали желающим даром, а желающие были все - веник в доме вещь необходимая».

Поднакопив деньжат, Бирюков приобрёл ещё одни бани неподалёку, в Таганке. К концу XIX века он был владельцем пяти бань и ещё несколько арендовал. После его смерти банное хозяйство перешло к его вдова Клавдии Павловне и сыновьям, которые образовали товарищество «Бирюкова П. Ф. наследники». Они переоснастили все бани, провели в них водопровод. Кстати, сын Петра Фёдоровича – Николай – был прекрасным инженером, он основал в Москве Водопроводную и канализационную техническую контору, стал одним из организаторов московского Общества спасения на водах. Заметим, все его начинания связаны с водой – можно сказать, наследственное.

Из всех бирюковских бань ни одна не сохранилась до наших дней. Самотёчные бани на Самотёчном бульваре уже давно не действуют, хотя часть банных построек сохранилась. Кстати, банный комплекс на Самотёке был довольно обширным. Он состоял из нескольких отдельно стоящих корпусов. Один занимал весь квартал между Садовой-Самотёчной и 1-м Волконским переулком, второй – на углу Самотёчной улицы и 2-го Волконского переулка. В советское время этот комплекс был разделён на две бани. Согласно адресно-справочной книге Москвы за 1956 год, они носили названия «1-е Самотёчные» и «2-е Самотёчные». Но это официально. А не официально – Самотёчные и Волконские (те, которые на углу 2-го Волконского).

Вот с Волконскими банями как раз связана ещё одна московская легенда, гласящая, что в 1812 году здесь парился не кто-нибудь, а сам Наполеон Бонапарт. Императорское омовение – не более чем легенда, но французы наполеоновской армии мыться тут вполне могли: бани на берегу засыпанных позже Самотёцких прудов существовали очень давно. В советские годы это были очень недорогие (с 16-ти и 8-копеечными отделениями) бани с прекрасной парилкой. Закрыли их ещё в 1970-е годы. В 2002 году все исторические банные постройки были полностью реконструированы с частичным сохранением уличных фасадов и с приспособлением под размещение офисных помещений.

Сохранился собственный дом Бирюковых, выходящий фасадом на Садовую-Самотёчную. Дом, кстати, очень интересный, с деревянной резьбой по фасаду, изображающей каких-то птиц. За это его порой называют «дом с петухами». Сейчас в здании поселился один из сетевых ресторанов.

Оружейные бани снесены, как уже было сказано выше, снесены и самые знаменитые бирюковские бани – Пресненские. Они располагались на углу Большой Пресни и Прудовой улицы (ныне – улицы Красная Пресня и Дружинниковская).

Красивое одноэтажное здание Пресненских бань было построено в стиле модерн в 1903 году. Оформление фасадов изобиловало богатой лепниной, ковкой. Украшением бань являлось керамическим панно «Лебеди» работы Михаила Врубеля, располагавшееся в подковообразной нише над главным угловым входом. Действовали два отделения: Дворянское и Простонародное. При банях работал буфет, чайная, бильярдная и даже библиотека, здесь же находился небольшой зимний сад.

В декабре 1905 года Бирюковские бани оказались в эпицентре революционных событий на Пресне. Дружинники устроили тут госпиталь, а заодно и парились между боями. В результате здание сильно пострадало от обстрела правительственных войск. Через три года Бирюков по проекту архитектора И. П. Машкова и гражданского инженера Б. М. Нилуса полностью восстановил свои бани.

В советское время они сохранили свою популярность, но из Пресненских стали Краснопресненскими. Правда, старожилы продолжали называть их по старой памяти Бирюковскими. К 1970-м годам бани серьёзно обветшали, исчезли с фасада врубелевские «Лебеди», и перед самой Олимпиадой 1980 года, при реконструкции улицы Красная Пресня, бани снесли. Несколько позже здесь были построены здания Венгерского торгового представительства и Киноцентра.

Но Краснопресненские бани не исчезли с «банной карты» Москвы. Ещё до сноса старого здания относительно неподалёку, возле метро «Улица 1905 года», в Столярном переулке началось строительство нового здания Краснопресненских бань. И что интересно – по индивидуальному проекту, выполненному архитекторами В. М. Гинзбургом, А. И. Тарановым, М. А. Филипповым.

Напоминанием о старых банях служит подковообразная арка главного входа новых Краснопресненских бань с белокаменной окантовкой по краям. Лебедей на фасаде, правда, больше нет, но зато есть неплохая парная с газовыми печами, нагревающими чугунные болванки.

На этом нашу затянувшуюся прогулку, пожалуй, стоит закончить. И снова вернуться к началу – так всё же: ванна или баня?! Для любителей здорового лёгкого пара, несомненно, баня! Помните: «Но разве в ванной есть пар?» Но, судя по тому, что происходит в Москве за последние тридцать-сорок лет, несомненно, побеждают сторонники ванн. Русских бань становится всё меньше и меньше (о частных финских парилках мы здесь не говорим), исторические здания бань сносятся… Остаётся только вспомнить слова врача Санчеса, ратовавшего за строительство «бань российских, для пользы общества».

За фотографии благодарим Николая Демидова и Юлию Гребенникову .
к этой записи. Вы можете

В самом центре Москвы находится здание Хлудовских бань с одним из самых красивейших интерьеров. Удивляет то, что помещения удивительной изящности предназначались для бытовых нужд. В настоящее время объект не используется по назначению, но посетить историческое место можно с экскурсией. На месте Хлудовских бань — ресторан «Серебряный век», в котором можно почувствовать атмосферу тех времен, благодаря роскошным интерьерам.

В конце XIX — начале XX века китайские бани Хлудовых были один из самых популярных мест у светской публики Москвы. В разное время здесь бывали многие известные личности, в числе которых Чехов и Толстой. Бани были богаты на новшества: здесь функционировала машина, убиравшая излишнюю влажность; работало 2 типа отопления: воздушное и водяное; вода проходила 3 степени очистки.

Экскурсии в Хлудовские бани

Так как официального сайта у Хлудовских бань нет, экскурсии можно приобрести при Музеях Москвы . Экскурсия включает в себя осмотр интерьеров Хлудовских бань: классического зала с каминной и изящной лепниной, круглый бассейн (один из первых крытых бассейнов Москвы), курительную комнату в мавританском стиле, уникальную по красоте и дизайну лестницу.

Официального сайта у Хлудовских бань нет. Приобрести экскурсии можно по запросу у государственного объединения «Музеи Москвы» (проводятся нерегулярно) или у частных московских гидов.

Без экскурсионного сопровождения можно посетить ресторан. Но имейте в виду, что цены здесь высокие. Туристы утверждают, что экскурсия обходится дешевле обеда в ресторане.

История

Самый известный столичный банный комплекс был построен в 1889 году Семеном Эйбушитцом для купца Герасима Хлудова. Предприимчивому совладельцу текстильной фабрики в Егорьевске захотелось создать конкуренцию прибыльным Сандуновским баням, которые в то время располагались в здании гостиницы «Метрополь». Хлудов задумал превзойти Сандуновых. По его задумке бани должны были представлять своеобразный торгово-развлекательный комплекс — уникальный для Москвы XIX века. Внешне здание проектировал уже упомянутый Семен Эйбушитц, а внутренними интерьерами занимался Лев Кекушев.

При жизни купца были построены простые, «5-копеечные бани», которые не приносили дохода. После смерти Герасима Хлудова, его дочери воплотили в жизнь все задумки отца: был возведен дворянский корпус бань. Отдых здесь стоил в разы дороже — от 50 копеек за общую баню до 12 рублей за апартаменты из 3 комнат с бассейном.

Полный комплекс открылся в 1893 году. Помимо мытья здесь можно было пообедать в трактире или ресторане, посетить парикмахера или мастера по маникюру, поправить здоровье в кабинетах массажиста и костоправа. Комплекс включал в себя парфюмерный магазин, продуктовые лавки, гостиничные номера, крытый бассейн, зал для деловых переговоров. В Хлудовские бани приходили не на час мытья, а на целый день — расслабиться, посплетничать, провести день с семьей.

В советское время бани не потеряли своего первоначального предназначения, только поменяли название — с Хлудовских на Центральные бани Москвы. Еще одно название, Китайские бани, появилось в результате соседства с Китайгородской стеной.

Накануне отъезда дочерей Хлудова во Францию, одна из них попросила трех самых надежных рабочих спрятать драгоценный инвентарь: 3 тазика из чистого золота и 40 из серебра. Позднее стены и все помещения тщательно обыскали, но утварь так и не нашли.

В 1993 году в банях произошел пожар, в результате которого полностью выгорели почти все помещения. Оригинальный интерьер сохранился только в нескольких комнатах в левом корпусе. В настоящее время шикарные интерьеры дворянских бань украшают ресторан «Серебряный век». А на месте выгоревших помывочных отделений построен шикарный отель «Арарат Парк Хаятт».

Интерьер

Наиболее впечатляющие детали интерьера, доступные к просмотру и в наши дни:

  • Мраморная лестница. Она является точной копией лестницы (только немного уменьшенной) парижской Гранд Опера. Ограждения перил лестницы украшены ажурным литьем в виде растительного узора, при подъеме на второй этаж она разделяется. На первом этаже перила лестницы увенчаны драконами.
  • Камин. Небольшой декоративный камин украшен фарфоровым медальоном и ажурной решеткой.
  • Плафон на потолке. Потолки украшены причудливой лепниной на фоне которой выделяется плафон с изображением неба и облаков.
  • Кессонные потолки. Кекушев щедро украшал потолки и стены «кассетами» или «кессонами». Они представляют собой вдавленные в поверхность квадраты или прямоугольники.
  • Раздевальня. Теперь здесь находится ресторанный зал. Он выполнен в стиле Ренессанс: лепнина, позолота, камин со львами и ангелами, барная стойка из благородного дерева.
  • Мавританская курительная комната. Интерьер сохранил мозаику и арки на стенах. Сегодня помещение используется как кальянная.
  • Зал с бассейном и фонтаном. Комната оформлена в морской тематике и украшена позолоченными дорическими колоннами, майоликовыми панно с ангелочками и античными статуям в нишах.

Как добраться до Хлудовских бань в Москве

Точный адрес Хлудовских бань: Театральный проезд, дом 3, строение 3. В паре минут ходьбы — Большой театр и «Центральный детский магазин» . Примерно на одном расстоянии находятся 2 станции метро:

  • «Кузнецкий мост» (Таганско-Краснопресненская линия).
  • «Лубянка» (Сокольническая линия).
  • «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия).

Наземный транспорт останавливается на Театральной площади, у Большого театра. Остановка называется «Театральная площадь», до нее можно добраться на автобусах М2, М3, М10, М27, Н1, Н2, Н11, 38, 101, 144, 904.

Вызвать такси в Москве можно через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Внешних вид Хлудовских бань (ресторан «Серебряный век») на Яндекс-панорамах

Хлудовские (Центральные) бани на видео



Статьи по теме: