Фламенко - страстный испанский танец под звуки гитары. Известные артисты фламенко

Ramón Montoya Salazar

Рамон Монтойя Саласар (старший) (исп. Ramón Montoya Salazar, 2 ноября 1880, Испания - 20 июля 1949) - испанский гитарист и композитор фламенко цыганской национальности. Известен особой манерой игры, дающей «бархатный звук», и основанием традиции сольных концертов с гитарой в среде исполнителей фламенко.Рамон родился в семье мадридских цыган-кале, торговцев скотом. Саласар-отец был также токаором-любителем. По неизвестным причинам, его отец категорически отказывался учить сына игре на гитаре и запирался для упражнений в спальне. Маленький Рамон подкрадывался к двери и часами слушал музыку. Впрочем, оградить мальчика от исполнения фламенко во дворе, полном цыганских подростков с гитарами на плече, было нереально. В конце концов стало очевидным, что Рамон растёт гитаристом, и гитаристом хорошим. Первую гитару он купил на свою долю семейной прибыли ещё подростком. В 14 лет юношу взял в ученичество токаор Эль Каньито, и Рамон стал с наставником выступать в кафе. Благодаря мастерству Рамона Монтойи игра на гитаре, прежде рассматривавшаяся только как дополнение к вокальному или танцевальному исполнению фламенко, стала признаваться самостоятельным и самодостаточным искусством. К 1910 году эта идея укрепилась настолько, что Монтойя решился записать сольный альбом. Этот поступок увеличил его популярность, которая теперь вырвалась далеко за границы Мадрида и даже Испании. Благодаря этому, Рамон Монтойя стал очень востребован и как аккомпаниатор (записывался с такими знаменитыми кантаорами своего времени, как Чакон, Хуан Брева, Пастора, Аурелио, Сеперо и др.), и как солист. Вплоть до Второй Мировой Войны после судьбоносной записи он разъезжал с гастролями по странам Европы и штатам США.

Рамон Монтойя Саласар считается основателем музыкальной династии Саласаров.

Paco de Lucía

Пако де Лусия (исп. Paco de Lucía, настоящее имя - Франсиско Санчес Гомес, исп. Francisco Sánchez Gómez, * 21 декабря 1947, Альхесирас, провинция Кадис, Испания) - один из самых известных в мире испанских гитаристов фламенко. Сценическое имя Paco de Lucía артист выбрал в честь своей матери Lucía Gómez.

Пако де Лусия был младшим из 5 детей в семье; в возрасте 11 лет впервые выступил публично для радиостанции своего города и уже через год завоевал специальный приз на соревновании артистов фламенко. Изучать нотную грамоту начал лишь в возрасте 44 лет.

Многие критики и поклонники считают Пако де Лусия величайшим артистом фламенко всех времен; он обладает и музыкальным вкусом и бесспорным талантом интерпретатора фламенко, и виртуозной техникой. Представления с его участием всегда запоминаются, и всегда аншлаг. Пако де Лусия записал десятки музыкальных альбомов и дисков, часто выступает с концертами в Испании и в разных странах мира. Он играет как классическое, так и современное фламенко, и считается одним из пионеров стиля новое фламенко. С начала 1980-х годов был участником трио гитаристов, в которое также вошли Джон Маклафлин и Ал ди Меола. Племянница Пако де Лусия, Мария Лусия Санчес (Malú) - популярная испанская певица.

Manolo Sanlúcar

Мано́ло Санлу́кар (исп. Manolo Sanlúcar, настоящее имя - Мануэ́ль Му́ньос Алько́н, (исп. Manuel Muñoz Alcón; родился 24 ноября 1943, Санлукар де Баррамеда, провинция Кадис, Испания) - испанский гитарист и композитор фламенко.

Начал играть на гитаре в 7 лет под руководством своего отца, Исидро Муньоса (исп. Isidro Muñoz). В 14 лет начал профессиональную карьеру, аккомпанируя таким известным исполнителям, как Пепе Марчена (исп. Pepe Marchena). В 1972 году получил первое место на Всемирном фестивале гитаристов в Италии. В 1994 году журнал Guitar Player (США) назвал его лучшим гитаристом фламенко.

Кроме фламенко пишет симфоническую музыку и музыку к балетам, где объединяет классику и фламенко.

Gipsy Kings

Gipsy Kings - музыкальная группа, играющая в стиле фламенко. Название группы обыгрывает национальность и фамилию основателей, цыган из династии Рэйес (буквальный перевод фамилии - «короли»).

В конце 1970-х, в городке Арль на юге Франции, известный исполнитель фламенко Хосе Рэйес, два его сына Николас и Андрэ Рэйес, а также шурин Чико Бучикхи создали музыкальную группу. Тогда, в 1979 году, группа получила называние «Los Reyes» (буквальный перевод с испанского - «короли», обыгрывалось значение фамилии) и некоторое время играла на местных сценах. Поклонникам нравился их стиль испанской гитары, романтический и зажигательный. После смерти Хосе Рэйеса в коллектив пришел виртуозный токаор Тони Бальярдо со своими братьями Морисом и Пако Бальярдо. Вскоре состав группы еще более увеличился за счет гитаристов Диего Бальярдо, Пабло и Пачай Рэйес, а также Кану Рэйес, заменившего Боучикхи (ушедшего в новую группу «Chico & the Gipsy»).

Окрыленные успехом, «Los Reyes» выпустили два альбома, но те прошли незамеченными, и команда вернулась к эстраде. Они успешно выступали на городских гуляниях, свадьбах, в барах и просто на публике. Группу тем временем переименовали в «Gipsy Kings» (буквальный перевод с английского - «цыганские короли»). Братья оставались верны цыганскому фламенко, с виртуозным аккомпанементом гитар всех членов группы, среди которых особенно выделялись две звезды - гитара Тони Бальярдо и голос Николаса Рэйес. Уже тогда в их музыке поражало богатство инструментов, их красота и ритмичность.

В 1986 году судьба свела музыкантов с Клодом Мартинесом, продюссировавшим молодые группы, и жизнь для них потекла по новому руслу. Творчество «Gipsy Kings» базировалось на традиционной музыке цыган-кале, осовремененную талантливыми певцами и гитаристами и достигшую мировой популярности благодаря стараниям продюсера Мартинеса. К тому времени их стиль исполнения стал более интересен, появились ритмичные зажигающие композиции, элементы поп-музыки, латиноамериканские мотивы, и композиции «Gipsy Kings» стали покорять широкие массы. Виртуозное исполнение собственных гитарных композиций, сплетение легких намеков на латиноамериканский джаз и самбу, перемежающиеся с романтическими композициями, африканскими напевами и даже арабскими мотивами все надежнее завоевывало сердца поклонников.

В 1987 году родились две из ряда наиболее известных песен «Gipsy Kings» - «Djobi Djoba» и «Bamboleo», хиты на долгие годы. Результатом стал контракт с Sony Music Group, и первый альбом был назван, так же как и группа - «Gipsy Kings». Альбом, принесший группе оглушительный успех и славу, вошел в хит-парады двенадцати европейских стран, а в Англии продержался в чартах 40 недель. В конце 80-х «Gipsy Kings» были представлены Новому Свету. New York New Music Seminar в США стал первым взятым рубежом, и, добившись признания на американском континенте, группа закрепила свой всемирный успех. В 1989 году «Gipsy Kings» были даже приглашены на инаугурационный бал в честь президента Джорджа Буша (старшего), но они вмесо этого вернулись домой, к своим семьям, на отдых. Годом позже они выступили в «Royal Albert Hall»

Среди наиболее известных хитов «Gipsy Kings» можно также отметить такие как «Inspiration» («Вдохновление»), «Volare», «Vamos A Bailar» («Идём танцевать»), «Soy» («Я»), «Baila Me» («Танцуй меня»), «Campesino», «Escucha Me» («Послушай»), «Caminando Por La Calle», «Magia Del Ritmo» («Магия ритма»), «Salsa de Noche» («Ночная сальса»), «Aven Aven» и многие другие. «Gipsy Kings» исполняют свои песни на цыганском диалекте «житан».

Позже «Gipsy Kings» испробовали свой талант в композициях в стиле румба, сальса и самба, соул и Rn’B. Довольно экзотический и очень привлекательный для слушателей стиль румба-фламенко был сформирован в основном под влиянием творчества «Gipsy Kings», а в Испании стиль их музыки еще иногда называют «севильяна». «Gipsy Kings» ценятся своими выразительными, страстными песнями, и всемирно известной мастерской игрой на гитаре. В настоящее время «Gipsy Kings» активно гастролируют по США, бывают и в других странах. Так, 18 и 19 февраля 2003 года «Gipsy Kings» дали грандиозный концерт на сцене Государственного Кремлевского Дворца в Москве.

José Monje Cruz

Легенда, гений, открывший фламенко для широкой публики, Камарон, несомненно, является одной из самых культовых фигур в испанской музыке ХХ века. В его семье всегда царила атмосфера фламенко, пели и танцевали все, хотя и не были артисами. Известные исполнители хорошо знали этот дом, и там часто устраивались спонтанные вечеринки фламенко. Уже достигнув определенной известности, Камарон стал добавлять что-то новое в традиционное пение, видоизменяя сложившиеся стили. Он был убежден, что привнеся элементы современной музыки во фламенко, он сможет открыть его для скептически настороенной молодежи. Не предавая традиций и не теряя глубины исполнения, он обогатил фламенко новыми красками и интонациями. Камарон стал культовой фигурой не только для старых приверженцев фламенко, но и для молодых людей, которые, благодаря ему, приобщилась к этой музыке. Тысячи людей, никогда раньше не ходивших слушать фламенко, не пропускали ни одного концерта, где пел Камарон. Говорили, что его голос превращал песню в золото. Стиль его пения, узнаваемый с первых нот, породил целую плеяду последователей, некоторые из которых (Duquende, El Potito) явились открытием нового фламенко последних лет. Практически на всех альбомах Камарона можно услышать гитару Пако де Лусии, этот дуэт, без сомнения, был одним из самых гениальных за всю историю фламенко в Испании.

Pastora María Pavón Cruz.

Один из наиболее выдающихся женских голосов во фламенко. Пастора Павон, по прозвищу Niña de los Peines (Девушка с Гребнями) начала петь перед публикой в восьми лет. В юности она уже прославилась своими великолепными выступлениями и способностью петь в любом стиле фламенко, а вскоре выступала вместе с самыми великими артистами. Была и остается непревзойденной исполнительницей стиля peteneras, который в начале ХХ века был уже почти забыт которому благодаря ей была возвращена былая слава. Испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка восхищался Пасторой и говорил о ней как о личности, наделенной необыкновенной магией дуэнде.

Dolores Flores Ruiz.

Легендарная фигура в истории испанской музыки. Танцовщица, певица, актриса, ведущая программ на телевидении, она была рождена, чтобы быть на сцене. Наибольший успех ей принесли выступления в паре с Маноло Караколем (Manolo Caracol), артистичность этого дуэта покорила испанскую публику. В пении Lola Flores в основном ориентировалась на легкие стили: tanguillos, sevillanas, zambras, rumbas, а также песни в латиноамериканских ритмах, но ее "коньком" всегда оставалась андалузская копла.

Antonio Fernandez Diaz.

Талант этого исполнителя был открыт на Конкурсе Канте Хондо в Кордове, где Fosforito дебютировал в 1956 году в возрасте 24 лет. Его выступление явилось настоящей сенсацией, и все первые призы были присуждены ему. Fosforito пел с раннего детства, зарабатывая на жизнь выступлениями на ярмарках и праздниках. Конкурс в Кордове стал началом одной из самых блистательных карьер ХХ века в Испании, сейчас Fosforito - обладатель всех самых больших наград, которые присуждаются за исполнение фламенко.

Dolores Jimenez Alcantara.

Свою карьеру начинала с исполнения собственных версий песен в стиле campanilleros, что пришлось по душе испанской публике, и вскоре выступления Долорес уже собирали полные залы горячих поклонников. Ослепла в раннем возрасте и считает, что пение стало для нее спасением. Сейчас, несмотря на свой 90-летний возраст, она поет еще лучше, чем прежде, с большей глубиной и знанием стилей, а ее голос также юн, как и много лет назад.

Фламенко

Фламенко – это музыкальный жанр, зародившийся в южной Андалусии и представляющий собой уникальное явление, характерное исключительно для Испании. Несмотря на то что фламенко, по сути, является смесью ритмов и мелодий арабской, цыганской, еврейской и христианской культур, его с полным правом можно назвать самобытным. Более полное название фламенко – канте фламенко.

Интересно, что в дословном переводе с испанского cante означает «пение», хотя это наименование включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре и охватывает все частные проявления стиля фламенко, наиболее древним ядром которого является канте хондо. В переводе на русский канте хондо означает «глубокое пение». Корни его восходят к древнейшим музыкальным системам Индии, первообразцам пения. На формирование стиля канте хондо оказали влияние музыка и пение арабов (мавров) и цыган, что проявляется в богато орнаментированной мелодии небольшого диапазона, прихотливом, свободном ритме, ярком, эмоциональном исполнении, сопровождаемом выкриками.

Танцовщицы фламенко

Первое документальное упоминание о фламенко встречаются в 1780 году в Андалусии. К тому моменту уже сформировались мелодическая структура и стилистика фламенко. В атмосфере нищеты деревенских домов это искусство набирало силу и начинало приобретать популярность, но вплоть до последней трети XIX века не было общенародным достоянием и не пользовалось известностью за пределами узкого круга любителей. Музыка воспринималась как диалог, общение между двумя кантаорами (певцами), кантаором и гитаристом, песней и танцем, чем и объясняется ее импровизационный характер.

Со временем фламенко вышло за пределы семейного круга на улицу, чтобы проникнуть в другие сферы андалусского общества. В Севилье и Хересе праздники, посвященные покровителю города или района, были поводом, чтобы побывать на представлении фламенко. Однако до 1842 года фламенко обитало в основном в цыганских домах, а также за закрытыми дверями постоялых дворов и таверн. Во время пирушек до рассвета оно начинало обретать славу, привлекая на свою сторону все больше почитателей, вместе с тем росло и число кантаоров. Постепенно пение становилось для них способом заработать на жизнь, профессией, и они стремились к совершенству, к чему их также подталкивала и все возрастающая конкуренция.

Основная масса испанцев узнает о фламенко лишь с появлением специальных артистических кафе, cafe cantante, в которых выступали исполнители фламенко. Посетители подобных заведений по достоинству оценили ту глубину чувств, с которой исполнялись песни, благодаря чему музыка фламенко нашла дорожку к сердцам людей.

Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко. Термином «хондо» стали обозначать особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни. Тогда же возникли и наименования «канте гранде» («большое пение») для обозначения песен большой протяженности, с мелодиями широкого диапазона, и «канте чико» («малое пение»), применяющееся в отношении песен, не обладающих такими качествами.

Постепенно танец начинает играть все большую роль в канте фламенко, в результате чего песни с течением времени подразделяются по своим функциям на «аланте», предназначенные только для прослушивания, и «атрас», сопровождающие танец.

Творческая деятельность знаменитого кантаора Сильверио Франко-нетти (1829 – 1889) ознаменовала собой расцвет искусства фламенко, когда были созданы самые лучшие образцы этого жанра.

Однако уже к концу XIX века кафе кантанте приходят в упадок. Отмечается сужение тематики фламенко до двух самых близких и понятных посетителям кафе тем о любви и о смерти. При этом заметно тускнеет эстетическая сторона песен: они больше не передают тончайшие оттенки чувств и настроений, а их содержание начинает напрямую зависеть от вкуса тех, кто заказывает подобные произведения.

Все же фламенко не исчезает как вид музыкального искусства, а просто перерождается, выходя из кафе на сцены театров, импровизированные площадки, арены для боя быков и тем самым отмечая начало нового периода своей истории.

В первые годы XX века фламенко обрело форму на театральных сценах в виде спектаклей, получивших название «опера фламенко» и включавших в себя пение, танцы и игру на гитаре. На основе подобных постановок возник новый жанр – балет фламенко, в скором времени достигший вершин своего развития благодаря таким выдающимся танцорам, как Ла Аргентинита, Ла Аргентина, Пилар Лопез, Антонио, Розарио и др.

Первые попытки возродить фламенко были предприняты в 1922 году. Тогда благодаря объединенным усилиям композитора Мануэля де Фальи и поэта Фредерико Гарсиа Лорки в Гранаде состоялся фестиваль канте хондо, целью которого объявлялось открытие новых талантов и воскрешение интереса широкой публики к этому древнему искусству.

Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко

Следует отметить, что данный фестиваль полностью оправдал ожидания организаторов и имел огромный успех. В дальнейшем подобные празднества стали проводить в крупных испанских городах Малаге, Севилье, Кордове, Мадриде и др.

В настоящее время центрами фламенко являются Кадис, Херес, Севилья, Гранада, Барселона и Мадрид. Все эти города славятся своими музыкальными традициями, имеющими различные характерные черты.

Следует заметить, что для испанцев фламенко – более обширное понятие, чем просто музыка. Оно подразумевает целое мировоззрение, отношение к жизни, причем окрашенное сильными эмоциями и душевными переживаниями. Пение, танец, игра на инструментах – все это средства для создания образа: любовной страсти, горя, разлуки, одиночества. Таким образом, профессиональный танцор или кантаор посредством фламенко может выразить любое человеческое чувство.

Цыганская культура оказала огромное влияние на мир. Благодаря кале, испанским цыганам, возник один из самых известных музыкальных жанров, фламенко. В этом посте предлагаю познакомиться с некоторыми известными испанскими деятелями культуры цыганского происхождения.

Танцоры фламенко

Хоакин Кортес

Танцор-виртуоз и хореограф, который стал одним из самых популярных представителей испанского танца из-за своего необыкновенного драматического таланта.

Родился в 1969 году в Кордобе в цыганской семье. В 12 лет начал изучать танцевальное искусство в Мадриде. Поступил в Национальный балет Испании в 15 лет и стал его солистом. Вместе с труппой балета объехал многие страны, выступая в лучших театрах. Затем он покинул балет и начал выступать на гала-выступлениях с такими именитыми танцорами, как Майя Плисецкая, Питер Шауфусс, Сильви Гиллем. В 1992 году основал собственную труппу Joaquín Cortés Ballet Flamenco, с которой путешествует по всему свету, представляя необычные яркие танцевальные спектакли. Также Хоакин сотрудничает с представителями других видов искусства: с Педро Альмодоваром, снявшись в его фильме «Цветок моей тайны «, с Джорджо Армани, подготовившего сценические костюмы для спектакля «Цыганская страсть», который увидело более полтора миллиона зрителей. Также Кортес снялся вместе со французской актрисой Летицией Каста в фильме «Цыган «, сценарий к которому написал известный писатель Артур Перес-Реверте. Хоакин выступает вместе с мировыми поп-звездами: Дженнифер Лопес , Алисия Кис и др. В 1997 году он записал свой первый диск «Цыганская страсть бэнд»: Кортес стал вторым испанцем после Хулио Иглесиаса, успешным на международном уровне. В этом же году он выступил вместе с легендарным тенором Лучиано Паваротти на благотворительном концерте. Через несколько лет Хоакин выступил на церемонии «Оскар» в Лос-Анджелесе. В 2004 году стал первым испанцем, выступившим в Белом доме.

Конечно, вышеперечисленные факты — лишь малая крупица в яркой и стремительной биографии этого цыгана, короля фламенко. Хоакин Кортес — неоднократно признаваемый один из из лучших танцоров ХХ века. Его поклонники живут на всех континентах, его спектакли неизменно собирают полные залы и на них трудно попасть, потому что билеты раскупаются мгновенно. Он изменил историю фламенко и испанского танца, став «всемирным цыганом».

Хуан Мануэль Фернандес Монтойя «Farruquito»

Родился в Севильи в 1982 году в артистической семье. Его дед, Farruco , был страстным поклонником фламенко и считается одним из самых заметных испанских танцоров этого стиля ХХ века; отец Хуан Фернандес Флорес — певец фламенко, а мать Росарио — танцовщица. Уже в 4 года Фаррукито дебютировал на сцене Бродвея в спектакле «Чистое фламенко». В 8 лет он начал выступать в Мадриде, а в 12 лет снялся в фильме «Фламенко » режиссера Карлоса Саура вместе с такими знаменитыми танцорами, как Эль Фарруко, Пако де Люсия, Хоакин Кортес, El Chocolate и др. В 1992 году он участвовал в инаугурации Паралимпийских игр в Барселоне и на Всемирной выставке в Севильи. В 15 лет он представил свой первый спектакль, «Корни фламенко», в котором предстал перед публикой как танцовщик нового поколения, который совмещает традиции коплы с необычным индивидуальным подходом. Его выступления с успехом прошли в Испании, Англии, Франции и Японии. С новым шоу «La Len Varo» Фаррукито покоряет Америку, и New York Times признаёт его лучшим артистом. В 2003 году журнал People признал испанского цыгана одним из самых красивых людей мира. В том же году произошел случай, который немного притормозил карьеру Хуана: он сбил насмерть пешехода и скрылся с места аварии. Суд приговорил его к тюремному заключению, которое, впрочем, было скорее показательным, так как артист пользовался достаточно большой свободой. В 2008 году Фаррукито вернулся на сцену, выступив перед публикой в 2000 человек в Пальма-де-Мальорка (при этом всё еще неся наказание за смертельное ДТП). В 2010 году его тюремный срок закончился; в целом артист провел в тюрьме 14 месяцев из трёх лет срока.

Музыканты: фламенко

Рамон Хименес Саласар, Diego el Cigala

Испанский певец фламенко родился в артистической династии цыган-кале. Его диск «Corren Tiempos de Alegría» был номинирован на Латинское Грэмми как лучший альбом фламенко года, а диск «Lágrimas negras» был признан New York Times альбомом года. Более подробную биографию артиста можно прочитать в hispanoculturablog, где также есть небольшая подборка музыкальных видео.

Хосе Монхе Крус «El camarón de la Isla»

Считается одним из величайших исполнителей фламенко всех времён. Его дядя дал ему прозвище «Камарон», что значит «креветка», из-за белой кожи, светлых волос и худобы. Эту кличку Хосе будет использовать в качестве сценического имени, прибавив «де ла Исла», так как город Сан Фернандо, где он вырос, находился на острове Леон.

В 1979 году Camarón выпускает диск, который производит настоящую революцию в мире фламенко: в его музыке стали встречаться звучания джаза и рока. В 1989 году Хосе записывает диск «Я цыган», который становится самым продаваемым за всю историю фламенко. Чуть больше о его жизни, семье и смерти можно прочитать в hispanaculturablog.

Музыканты: румба

Антонио Гонсалес «El pescailla»

Считается создателем такого музыкального жанра как каталонская румба. Однако Еl Pescaílla чаще упоминается как «муж Лолы Флорес». Так как двум творческим и знаменитым личностям бывает трудно ужиться вместе, он добровольно отошел на второй план и стал тенью своей сверхпопулярной жены. Наградой ему стал крепкий брак, продлившийся почти 40 лет, и трое детей. Его дочь Росарио, ставшая певицей, посвятила отцу песню «Al son del tambor «. В 2003 году мэрия Барселоны разместила на улице, где родился артист, мемориальную доску , в память о создателе каталонской румбы. Небольшую подборку видео выступлений музыканта можно найти в hispanoculturablog.

Педро Пубиль Калаф, Peret

Иногда случается, что несколько людей борятся за право считаться создателем чего-то. Так произошло и с каталонской румбой. До сих пор не утихают споры по поводу того, кого же считать «отцом румбы»: музыканта El Pescailla, которого мэрия Барселоны признала создателем этого музыкального жанра, или музыканта Peret, которого неизменно называли «королём румбы».

Родился будущий артист в 1935 году в местечке близ Матаро (Барселона) в цыганской семье, которая занималась передвижной торговлей ткани. Педро помогал родителям и осваивал разные профессии: столяра, ковровщика…Из-за постоянных поездок по Каталонии и Балеарским островам мальчик почти не ходил в школу и научился читать самостоятельно. Его всегда привлекала гитара, и уже в 12 лет мальчик выступил в театре Тиволи вместе со своей кузиной Пепи, после чего начал зарабатывать на жизнь музыкой, продолжая дело отца. Перет записал пару альбомов, которые начали звучать по всей Барселоне, и слухи о нём стали расползаться по Испании. В середине 60-хх годов его музыкальная карьера получила развитие, когда он начал выступать в таблао в Мадриде. В 1967 году он записал песню «Una lágrima «, которая стала хитом: её ставили на радио, дискотеках, фестивалях, казино. После этого многие из его песен становились популярными. В 1971 году музыкант «выстрелил» песней «Borriquito «, которая совпала с началом туристического бума в Испании, и стала известна за пределами страны. В 1974 году Перет с песней «Canta y sé feliz » участвовал в Евровидении и занял 9 место. В 1992 году музыкант выступил на церемонии закрытия Олимпийских Игр в Барселоне с песней «Gitana hechicera » («Чарующая цыганка»), которая стала главным хитом того лета.

Многие песни Перета стали широко известными и любимыми. В них неизменно звучали весёлые ноты каталонской румбы и цыганских мотивов. Кто же создал каталонскую румбу? Возможно, у самых истоков стоял El Pescailla, но после брака с Лолой Флорес он отошел, уступив место начинающему музыканту Peret, который на протяжении многих лет оставался верен этому стилю, распространяя его на международном уровне.

Писатели

Хосе Эредия Майя

Первый испанский цыган, ставший профессором. Родился в 1947 году в провинции Гранады в скромной цыганской семье. Уже с малых лет выказывал интерес к поэзии. Изучал романскую филологию в Университет Гранады, в котором начал преподавать с 1976 года. В 1973 году выпустил свой первый сборник стихов, который был очень хорошо принят критиками и одобрен видными поэтами того времени. Также он выступил в качестве драматурга и в месте с танцором фламенко Марио Майя поставил спектакль Camelamos Naquerar, который стал протестом против преследования цыганского народа на протяжении пяти веков. Основал семинарию по изучению фламенко и был одним из директоров Зала поэзии в Университете Гранады. Выпустил четыре сборника стихов и поставил четыре спектакля.

Хоаким Албаисин

Критик и эксперт ведущих испанских газет El País и ABC. Его двоюродной бабушкой была известная танцовщица Мария де Албаисин, муза Сергея Дягилева, художественного руководителя труппы «Русский балет Дягилева». Его двоюродный дедушка и родная мать также были поклонниками танцевального искусства. Хоаким пишет книги, статьи, очерки о цыганах и является экспертом искусства фламенко

Для испанца песня - это органичное продолжение разговора, вполне привычное и очень убедительное. Песня - первое, что может услышать новорожденный, она сопровождает испанца всю жизнь и звучит даже над его прахом. И на его родине поет все, не только ветер и море: в прямом смысле поет кузнечик, поет собака, и даже есть песня змеи. В Андалусии твердо убеждены, что нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко. Так оно и есть, особенно когда в неразрывное единство музыки и песни вплетено удивительное искусство байле - танца, берущего начало где-то в глубине столетий.

Человек, играющий на гитаре фламенко, - композитор и исполнитель в одном лице. Отсутствие рамок дает возможность полностью раскрыть талант исполнителя. Недаром, родиной гитары считается Испания. Именно в Испании возникла мода на использование игры на гитаре для покорения женских сердец, а упоминания о серенадах под окном можно наблюдать в литературных и художественных произведениях. Особенность игры на гитаре фламенко - это вложение всей страсти и темперамента исполнителя в льющуюся из глубин души музыку.

Перкуссия

Перкуссия (от лат. percussio) буквально - нанесение ударов. Термин "percussion" в англ. языке обозначает ударные инструменты вообще. Слово «перкуссия» имеет широкий смысл. Сюда можно отнести любой ритмообразующий инструмент. Это - и ударные, и шумовые, и самозвучащие инструменты. Перкуссия имеет свою историю и своё развитие. Ее можно смело причислить к истокам современной музыки, ибо, какая может быть музыка без ритма? Ритм был первоначальным музыкообразующим средством, и до сих пор является её весомой частью.

Игра на перкуссии фламенко - это особенные ритмы и компасы. Главный инструмент - кахон. Человек играет, отбивая ритмы, сидя сверху на нем. Также к особенностям перкуссии фламенко можно отнести пальмасы (хлопки в ладоши), питосы (щелчки пальцами) и кастаньеты. Эти методы и приемы создания ритма, а также игра на перкуссии фламенко создают ни с чем несравнимый эффект, когда музыка и ритм вокруг Вас и внутри Вас. Музыка, создающая желание движения внутри и снаружи.

Особая роль в музыкальном искусстве фламенко принадлежит пению. Песни фламенко несут в себе больше грусти, чем радости. Это - крик души, обличенный в песню. Исполнитель фламенко раскрывает своим искусством и личную драму, и горести многих поколений.

Конструкция Гитары Фламенко и ее отличия от классической гитары

1. Задняя дека и боковые стенки корпуса гитары (то есть большая часть резонирующего корпуса) чаще делается из кипариса, а не палисандра. Цель - достичь более яркого звука, который не будет заглушаться голосом кантаора.

2. Порожки делаются ниже, так чтобы вибрация струны как можно лучше передавалась резонирующей поверхности гитары. От этого звук становится острее и ярче. Более низкое расположение струн не только облегчает игру левой руки, но и позволяет извлекать иногда желаемый перкуссионный звук от дребезжания струн об лады.

3. Корпус гитары фламенко немного меньше и тоньше по сравнению с классической, что делает игру на ней удобнее.

4. Использование каподастра позволяет гитаристу подстроиться под высоту голоса кантаора не изменяя пальцовку левой руки и методы игры, а также создает ощущение того, что гитара настроена в особой характерной "тональности фламенко". Из-за увеличения частоты вибрации струны играть быстрее становится немного удобнее.

5. На верхнюю деку крепится гольпеадор - очень тонкий прозрачный пластик, защищающий корпус гитары от игры гольпе (ритмические акценты, выстукиваемые пальцами правой руки по деке). Кроме того, во время игры мелодии большим пальцем левой руки безымянный палец обычно опирается на эту пластину - это придает кисти более устойчивое положение и позволяет лучше контролировать мелодию.

Родина гитары - Испания. Начиная со времен зарождения гитарной музыки испанцы отличалась традиционным пристрастием к гитаре, называя ее королевой инструментов. Виртуозное владение гитарой является их национальной чертой. Если в истории классической гитары были периоды подъема и упадка, то в народной музыке гитару не забывали никогда. На юге Испании, в Андалузии, даже есть народная пословица: "Кто говорит о гитаре, говорит об Андалузии".

В музыке фламенко объединение кантаора и токаора произошло не раньше начала XIX века. Путешественники XIX века удивлялись удивительной свободе и непринужденности простых людей Испании, когда дело касалось песен и танцев. На вечеринке, на улице или на площади, стоило у кого-нибудь в руках оказаться гитаре, как вокруг тотчас же собирался народ, готовый петь и танцевать. Гуляя по городу, всегда можно было встретить какого-нибудь гитариста, окруженного танцующими людьми.

Почему именно гитара является главным инструментом во фламенко?

На гитаре каждую ноту можно извлечь по-разному, ноты не неизменны, они как будто рождаются под руками гитариста, он создает их, каждая следующая нота звучит не так, как предыдущая. Гитара в этом близка к человеческому голосу, она может говорить, петь, кричать... Она заставляет нас по-разному воспринимать одно и то же.

Несмотря на то, что большинство токаоров фламенко не обладают музыкальной грамотностью и не знают нот, благодаря природной музыкальности и великолепной музыкальной памяти они создают импровизации, порой затмевающие заранее подготовленную игру "классиков".

Первыми гитаристами фламенко, о которых известно, были Эль Планета и Эль Пейнеро. Они, а затем их ученики и последователи, такие как Эль Мурсиано (El Murciano) закладывали основу стиля и остались в истории как творцы музыки и блестящие артисты.

ЭЛЬ МУРСИАНО (1795-1848).

Глинка, приехавший в Испанию, чтобы изучить народные напевы, много общался с Мурсиано и слушал его игру. Он хотел записать его произведения, но в конце концов отчаялся, так как каждый раз, когда он просил Мурсиано повторить какую-нибудь фразу, тот всегда играл ее по-разному. Его способность творить музыку и импровизировать была так велика, что он сам не мог ни на минуту задержать свои творения. Вполне возможно, что именно благодаря Мурсиано родилась виртуозность в игре фламенко.

Другими блестящими гитаристами той эпохи были Патиньо (Patiño) из Кадиса, Антонио Перес (Antonio Perez) и Пако эль Барберо (Paco el Barbero) из Севильи. Все они были создателями собственных школ игры в стиле фламенко, а Пако эль Барберо был первым токаором, ставшим давать концерты.

Современником этих гитаристов, но моложе их по возрасту, был Пако Лусена (Paco Lucena, 1855-1930), который помимо замечательного аккомпаниатора был превосходным солистом и создателем фальсетас.

За этими первыми гениями гитары фламенко середины XIX века последовали Эль Абичуэла де Кадис (El Habichuela de Cadiz) из Кадиса, Хавьер Молина (Javier Molina) из Хереса и дон Рамон Монтойа (don Ramon Montoya) из Мадрида. Игра этих трех токаоров запечатлена на пластинках, и они все аккомпанировали великому кантаору Антонио Чакону. Их мастерство расширило горизонты игры на гитаре фламенко, благодаря им наступает ее расцвет. Когда фламенко было вынесено на эстраду, со своими концертами больше всего прославился дон Рамон Монтойа. Этому цыганскому токаору приставка "дон" была присвоена в знак особого признания его музыкальных заслуг. Выступая как солист, он внес в игру фламенко новые ритмы и гармонии, разнообразие технических приемов.

К следующему поколению гитаристов принадлежал Маноло де Уэльва (Manolo de Huelva).

МАНОЛО ДЕ УЭЛЬВА (1892-1976)

Он родился в шахтерском городке Рио дель Тинте, близ Уэльвы, под именем Мануэль Гомес и, как и многие другие андалузские певцы и гитаристы, получил имя от названия родного города. О его игре с восхищением отзывался Андрес Сеговия: "манера исполнения Маноло де Уэльва была предельно проста - это было подлинное фламенко. Именно так и должно звучать то, что является фольклором. Он никогда не стремился демонстрировать свою технику. Его исполнение было правдивым и выразительным. Он был талантливым последователем Пако Лусены. Да, Маноло де Уэльва был лучшим гитаристом моей юности".

Другими талантливыми гитаристами того времени были Луис Молина (Luis Molina), Мигель Борруль (Miguel Borrull), Персио эль де Лунар (Perico el de Lunar), Маноло де Бадахос (Manolo de Badajóz), Луис Янсе (Luis Yance), Луис Маравилья (Luis Maravilla), Бонет (Bonet), Куррито де ла Херома (Currito de la Jeroma), Эстебан де Санлукар (Esteban de Sanlucar), а также Сабикас (Sabicas) и Ниньо Рикардо (Niño Ricardo), благодаря концертам которых фламенко окончательно перешагнуло границы Испании и стало приобретать мировую известность.

В начале XX века, когда фламенко переживало кризис, к счастью, есть еще артисты, сохраняющие и обогащающие благородные традиции нашего богатейшего фольклора. Это, например, дон Антонио Майрена - известный певец. Что же касается народной гитары, то ее искусство еще чудом сохранилось, воскресая под пальцами талантливых исполнителей, которые хранят его как святую реликвию. Среди них Пако Монтес. Его чистое и выразительное исполнение достойно таких мастеров, как Пако Лусена и маэстро Патиньо.

После деятельности этих токаоров, родившихся в конце прошлого века и в начале нынешнего, мастерство игры на гитаре постоянно росло, достигнув своей вершины и очень далеко уйдя от простых форм Эль Планета и Эль Пейнеро начала XIX века. Восхищает музыкальное богатство гитары фламенко, которым владеют гитаристы современности, такие как Висенте Амиго (Vicente

Amigo), Серранито (Serranito), Пако де Лусия (Paco de Lucía) - самый универсальный гитарист фламенко всех времен; Маноло Санлукар (Manolo Sanlucar), Пако Сеперо (Paco Cepero), Андрес Батиста (Andrés Batista), Томатито (Tomatito), Рафаель Рикьени (Rafael Riquieni) и многие другие. Унаследовав музыкальное богатство фламенко от своих предшественников, сохранив первоначальную и древнейшую основу этой музыки, эти токаоры открыли дорогу для будущих поколений гитаристов фламенко.

Андрес Сеговия (1893-1987)

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" - Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Сеговия родился в Андалузии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья переехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, организованый его друзьями.

Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.

20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое его выступление воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.

Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное местоей мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы многие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары.

Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

Гитаристки фламенко

Согласно перечням артистов фламенко, женщины составляют около 24%. Из всех кантаоров около 20% женщин, из байлаоров - примерно 63%. При этом, среди токаоров не называется ни одной женщины!..

Тем не менее, исследования позволяют с уверенностью сказать, что за всю историю фламенко было немалое количество гитаристок профессионального уровня. В качестве свидетельства могут служить гравюры и картины прошлого века, изображающие женщин, играющих на гитаре.

В XIX веке женщины-кантаоры, аккомпанирующие себе на гитаре и зарабатывающие на жизнь выступлениями в кафе кантанте не были редкостью. Одной из таких женщин была Ана Амайа Молина (Ana Amaya Molina), по прозвищу Анилья де ла Ронда (Anilla de la Ronda), цыганка, родившаяся в 1855 году в Ронде. Она выступала в кафе кантанте в Ронде, Малаге и Севилье в конце прошлого века и была очень значительной фигурой своего времени.

Другой великой артисткой прошлого века была Тринидад Уэртас "Ла Куенка" (Trinidad Huertas "La Cuenca"), байлаора и гитаристка, также выступавшая в кафе кантанте. Эта сеньора обладала выдающимися артистическими способностями. Она всегда одевалась мужчиной, носила короткую стрижку и танцевала мужские танцы. В 1887 году она поставила в Париже спектакль "La Feria de Sevilla". Эта великолепная гитаристка прославилась своей игрой и танцами, в которых пародировала корриду, представляя в одном танце различные исходы боя и судьбу тореро.

Возможно, одной из самых известных гитаристок начала ХХ века была Тереса Эспанья (Teresa España) из Севильи. Кантаора, байлаора и гатаристка, она давала сольные концерты в театрах Мадрида в 1920-х годах. В прессе того времени говорилось, что нет никого, кто бы превосходил ее в игре на гитаре и кастаньетах и в исполнении саэт. Она гастролировала не только в Испании, но и в Америке, остались записи, где она поет, аккомпанируя себе на гитаре.

Хосефа Морено (Josefa Moreno) по прозвищу "Ла Антекерана" (La Antequerana) дебютировала в 1903 году в возрасте 14 лет в кафе "Ла Примера" в Хересе, аккомпанируя себе на гитаре. Она выступала в мадридских кафе, а затем в Америке, откуда вернулась с определенной удачей и славой. Однако, в начале 60-х годов Хосефа Морено находится в довольно бедственном положении, умирая от болезни, вызванной курением, зарабатывая себе на жизнь на улице пением под гитару.

Кроме того, были женщины, занимающиеся исключительно игрой на гитаре, как, например, Матильде Куервас Родригес (Matilde Cuervas Rodríguez). Она родилась в 1888 году в Севилье и была женой известного классического гитариста Эмилио Пухоля. Ее сравнивали с такими великими токаорами как Мануэль Молина и Рамон Монтойа. Говорили, что выступления этой замечательной гитаристки изумляли поклонников фламенко, а особенно тех, кто считал игру на гитаре привилегией мужчин.

Другой известной гитаристкой была Виктория де Мигель (Victoria de Miguel), родившаяся в 1900 году. Она была ученицей дона Рамона Монтойи, который ее представил в театре "Фуэнкарраль" в Мадриде, когда она была еще ребенком. Она сама не сочиняла музыку, но благодаря тонкому слуху легко подбирала произведения гитаристов фламенко ее времени.

Об артистах фламенко

Camarón de la Isla

José Monje Cruz. (1950 - 1992)

Легенда, гений, открывший фламенко для широкой публики, Камарон, несомненно, является одной из самых культовых фигур в испанской музыке ХХ века. В его семье всегда царила атмосфера фламенко, пели и танцевали все, хотя и не были артисами. Известные исполнители хорошо знали этот дом, и там часто устраивались спонтанные вечеринки фламенко. Уже достигнув определенной известности, Камарон стал добавлять что-то новое в традиционное пение, видоизменяя сложившиеся стили. Он был убежден, что привнеся элементы современной музыки во фламенко, он сможет открыть его для скептически настороенной молодежи. Не предавая традиций и не теряя глубины исполнения, он обогатил фламенко новыми красками и интонациями. Камарон стал культовой фигурой не только для старых приверженцев фламенко, но и для молодых людей, которые, благодаря ему, приобщилась к этой музыке. Тысячи людей, никогда раньше не ходивших слушать фламенко, не пропускали ни одного концерта, где пел Камарон. Говорили, что его голос превращал песню в золото. Стиль его пения, узнаваемый с первых нот, породил целую плеяду последователей, некоторые из которых (Duquende, El Potito) явились открытием нового фламенко последних лет. Практически на всех альбомах Камарона можно услышать гитару Пако де Лусии, этот дуэт, без сомнения, был одним из самых гениальных за всю историю фламенко в Испании.

Niña de los Peines

Pastora María Pavón Cruz. (1890 - 1969)

Один из наиболее выдающихся женских голосов во фламенко. Пастора Павон, по прозвищу Niña de los Peines (Девушка с Гребнями) начала петь перед публикой в восьми лет. В юности она уже прославилась своими великолепными выступлениями и способностью петь в любом стиле фламенко, а вскоре выступала вместе с самыми великими артистами. Была и остается непревзойденной исполнительницей стиля peteneras, который в начале ХХ века был уже почти забыт которому благодаря ей была возвращена былая слава. Испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка восхищался Пасторой и говорил о ней как о личности, наделенной необыкновенной магией дуэнде.

Dolores Flores Ruiz. (1923 - 1995)

Легендарная фигура в истории испанской музыки. Танцовщица, певица, актриса, ведущая программ на телевидении, она была рождена, чтобы быть на сцене. Наибольший успех ей принесли выступления в паре с Маноло Караколем (Manolo Caracol), артистичность этого дуэта покорила испанскую публику. В пении Lola Flores в основном ориентировалась на легкие стили: tanguillos, sevillanas, zambras, rumbas, а также песни в латиноамериканских ритмах, но ее "коньком" всегда оставалась андалузская копла.

Antonio Fernandez Diaz. (1932)

Талант этого исполнителя был открыт на Конкурсе Канте Хондо в Кордове, где Fosforito дебютировал в 1956 году в возрасте 24 лет. Его выступление явилось настоящей сенсацией, и все первые призы были присуждены ему. Fosforito пел с раннего детства, зарабатывая на жизнь выступлениями на ярмарках и праздниках. Конкурс в Кордове стал началом одной из самых блистательных карьер ХХ века в Испании, сейчас Fosforito - обладатель всех самых больших наград, которые присуждаются за исполнение фламенко.

Niña de La Puebla

Dolores Jimenez Alcantara. (1909)

Свою карьеру начинала с исполнения собственных версий песен в стиле campanilleros, что пришлось по душе испанской публике, и вскоре выступления Долорес уже собирали полные залы горячих поклонников. Ослепла в раннем возрасте и считает, что пение стало для нее спасением. Сейчас, несмотря на свой 90-летний возраст, она поет еще лучше, чем прежде, с большей глубиной и знанием стилей, а ее голос также юн, как и много лет назад.

Начинается плач гитары.

Разбивается чаша утра.

Начинается плач гитары.

О, не жди от нее молчанья,

Не проси у нее молчанья!

Неустанно гитара плачет,

Как вода по каналам - плачет,

Как ветра над снегами - плачет,

Не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете,

Так плачет стрела без цели,

так песок раскаленный плачет

О прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица

Под угрозой змеиного жала.

О гитара, бедная жертва

Пяти проворных кинжалов

Фламенко (исп. flamenco ) - обычный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии; это слияние музыкального сопровождения (токе) , пения (канте) и танца (байле) . Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, чаше всего, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон) ; время от времени - кастаньетами.

Исполнители фламенко именуются байлаор (танцор), кантаор (певец), «токаор» (гитарист).

История

Ещё в древности иберийское искусство тревожило соседей - даже тех, кто привык глядеть на варваров свысока. Об этом свидетельствуют древние писатели. «Так она крутится и так сладострастна, что даже сам Ипполит бы не сумел похоть свою удержать», - говорится в эпиграме Марциала «Гадесская девочка». Танцовщицы из города Кадиса (Гадеса), основанного финикийцами во 2-м тысячелетии до нашей эпохи на юге сегодняшней Испании, исполняли свои зажигательные пляски в сопровождении кастаньет. Волнующим кровь танцам гадиянок пробовали подражать римлянки.

С конца III в. до н.э. южная часть Пиренейского полуострова становится римской колонией. Местное песенно-танцевальное искусство вбирает в себя новые черты. А именно, известен римский танец, в каком исполнитель отбивал метр при помощи scabelli - деревяшек на подошве.

В VIII в. юг полуострова завоевывают арабы (мавры). «Блистательный Аль-Андалуз» просуществовал семь веков. Этим столетиям Андалусия должна собственной неповторимой архитектурой, военно-морским делом, красотами языка и неподражаемой гармонией музыки и танца. Истоки фламенко коренятся также в мавританской музыкальной культуре. Значительно повлияла на этот стиль и цыганская музыка - многие считают основными, настоящими носителями стиля конкретно испанских цыган. В XV в. в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, принеся с собой одичавший ветер вольности и память о дальной Индии. Они расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по собственному обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и фактически испанская; из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного сначала цыганами, а позже испанцами, и родилось фламенко.

«Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, - говорил Гарсиа Лорка в лекции «Канте хондо», - соединили древние элементы местных песен с тем древним началом, которое принесли они сами». За лихой характер их стали именовать «фламенки», по аналогии с фламандцами, переселившимися на пиренейский полуостров приблизительно тогда же. Цыгане стали наилучшими исполнителями андалузских песен и плясок. Так, по одной из версий, родилось слово фламенко, ставшее заглавием песенно-танцевального искусства, в каком так преуспели номады - «фламенки».

По иной версии это слово связано с манерой одеваться: стройный силуэт, обтягивающий пояс, выделяющий узкую талию и длинноватые ноги танцоров делали их схожими на птицу фламинго, которую испанцы именуют «фламенко». Сходство с этой птицей усматривают также в движениях и позах исполнителей.

Еще одна теория связывает заглавие зажигательного искусства фламенко с латинским словом «фламма» - пламя.

Длительное время фламенко числилось «закрытым искусством», потому что цыгане жили изолированной группой; фламенко развивалось в узеньких кругах. Однако в конце XVIII в. гонения на цыган закончились, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.

Посреди XX в. фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; элементы традиционного балета также отыскали там свое место. Более известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, освободил его от «канонического стандарта» и занес новейшую выразительность.

Импровизационный нрав фламенко, непростой ритм и специфичная техника выполнения часто препятствуют четкой нотной записи мелодий фламенко. Потому искусство - как гитариста, так и танцора, и певца - обычно передается от мастера к ученику.

Атрибуты танца фламенко

Bata de cola - обычное платьице

Принципиальный элемент вида танцовщицы (байлаоры) - обычное платьице, называемое bata de cola - обычное для фламенко платьице, обычно до пола, нередко из разноцветного материала в горошек, увенчанное оборками и воланами. Прототипом этого платьица стало обычное облачение цыганок. Неотъемлемой частью танца является роскошная игра с подолом платьица.

Мантон - испанская шаль

Испанская шаль с очень длинноватыми кистями - один из традиционных атрибутов дамского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный дамский силуэт, то падает с плеч, образуя силуэт большой, прекрасной, мятущейся птицы.

Очередной традиционный дамский атрибут фламенко - большой веер .

Фото дамского костюмчика фламенко есть возможность отыскать по данной ссылке.

Обычная одежка байлаора - черные штаны, широкий пояс и белоснежная рубаха с широкими рукавами. Время от времени края рубахи завязываются впереди на поясе. Маленькая жилетка-болеро, именуемая чалеко (chaleco ) время от времени надевается поверх рубахи.

Существует мировоззрение о кастаньетах как обязательном атрибуте танца фламенко. Однако в большинстве случаев ритм отбивается каблуками (сапатеадо) , прищелкиванием пальцев (питос) либо хлопками ладоней (пальмас) . Более незапятнанные формы фламенко избегают использования кастаньет, потому что они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.

Фотографию мужского костюмчика фламенко есть возможность поглядеть по данной ссылке.

Систематизация стилей

Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Более пользующиеся популярностью палос - тона, солеа, фанданго и сегирийя (Toña, Soleá, Fandango y Seguiriya) - относятся к категории канте хондо (cante jondo ) , более древнее ядро фламенко, восходящее к музыкальным системам Индии. 2-ая категория - это канте фламенко (cante flamenco) , содержит в себе и пение, и танцы, и игру на гитаре.

Фламенко оказало огромное воздействие на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.

Есть приверженцы фламенко, которые почетают его традиции, что имеет и положительные, и негативные черты. Серьезное следование традиции делает неосуществимым глубочайшее осознание фламенко. Стили фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что просит их неизменного развития, а в отсутствие развития нет жизни. Однако вместе с развивающимся фламенко есть и «фламенкология» (книжка под подобным заглавием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 г. и отдала заглавие этому разделу искусствоведения), ученые этого направления занимаются исследованием происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т.п. До сего времени вровень со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний.

Сейчас фламенко отдельно интересует современных хореографов, так как они видят в этом искусстве огромные способности для творчества, для введения новаций в хореографию.

Техника гитарной игры в стиле фламенко

Фламенко-гитара - это традиционная гитара, адаптированая к потребностям данного музыкального стиля; она отличается более острым тембром звука. Есть также некие особенности техники игры на гитаре в стиле фламенко, посреди их:

  • пульгар (исп. pulgar - большой палец) - основной метод звукоизвлечения в музыке фламенко: техника игры огромным пальцем правой руки. Струна ударяется поначалу боковой стороной мякоти и потом краем ногтя огромного пальца;
  • гольпе - перкуссионный приём: постукивание ногтем по деке акустической гитары во время игры.
  • Фестивали фламенко

    В Испании

    Посреди более важных городов, где сейчас существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфичность, свои традиции и особенности.

    Один из самых авторитетных, наикрупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит раз в два года в Севилье под заглавием «Bienal de Flamenco» ; этот фестиваль был основан в 1980 г. Со всего мира сюда съезжаются любители фламенко, чтоб узреть наилучших артистов: байлаоров, кантаоров и гитаристов.

    В Кордове раз в год проводится Интернациональный фестиваль гитары «Guitarra» , с выступления на котором началась слава профессиональных юных гитаристов Висенте Амиго и Пако Серрано. Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании. Подробнее о фестивалях в Испании и не только лишь есть возможность выяснить на особом новостном веб-сайте www.flamencofestival.info .

    В Рф

    Фестиваль фламенко «?Viva España! » в Москве - ежегодное событие в мире испанской музыкальной цивилизации (с 2001 г.).

    В Петербурге проходит ежегодный фестиваль «Северное фламенко» .

    В Калуге с 1997 г. работает ежегодный фестиваль «Мир гитары» , участниками которого являются разные фламенко-группы из Рф и Испании и огромное количество гитаристов, подобных как Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Аль ди Меола (2004), Висенте Амиго (2006), Пако де Люсия (2007) и др.

    В других странах

    Раз в год (с 2004 г.), в феврале проходит Фестиваль фламенко в Лондоне. Один из огромнейших фестивалей фламенко за пределами Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке (штат Нью Мексико).

  • laplaza.narod.ru - история фламенко;
  • safina.ru - что такое фламенко?
  • sahajayogalive.wordpress.com - Индия - родина фламенко? (точка зрения на происхождение фламенко);
  • fiestaflamenco.ru - официальный веб-сайт Столичного интернационального фестиваля фламенко «?Viva España!»;
  • www.flamencofestival.info - информационный веб-сайт о фестивалях фламенко (исп. яз.).
  • Дополнительно на сайт:

  • Gipsy Kings - музыкальная группа, играющая в стиле фламенко.
  • Какие вопросы о гитаре и игре на этом инструменте есть в базе данных сайта?
  • Где есть возможность безвозмездно скачать музыку?
  • Где безвозмездно скачать музыку mp3?
  • Где есть возможность безвозмездно скачать традиционную музыку?
  • Где скачать танцевальную музыку?
  • Как отыскать песню, не зная наименования? Как выяснить заглавие музыкального произведения - песни, музыки, мелодии по отрывку? (в одном ответе)
  • Где отыскать мелодии танго?
  • Где есть возможность скачать музыку для танца самба?
  • Где есть возможность безвозмездно скачать видеоуроки по танцам?
  • Где скачать безвозмездно музыку+видео тектоника?
  • Где скачать безвозмездно музыку+видео брейкданса?
  • Где скачать безвозмездно музыку+видео локинга?
  • Где скачать безвозмездно музыку+видео джампстайла?


  • Статьи по теме: