Иван франко биография на русском языке. Прозаические произведения

Был рожден в семье коваля 27 августа 1856г ., в с. Нагуевичи (Львовская область). Учился Франко в сельской школе, сначала в Нагуевичах, а потом в соседнем селе Ясенице Сильном. В 1864 перешел учиться в Дрогобицкую «нормальную» школу.

В 1865г . в его семье случается горе - умирает отец. Вскоре в дом Ивана Франка приходит отчим Гринь Гаврилик. Именно про смерть отца Иван Франко напишет свое первое стихотворение «Великдень 1871 року» (1871г .). Отчим оказался не злым человеком и дал возможность пасынку продолжать учебу. В 1867г . будущий писатель оканчивает школу, а с 1873г . учиться в гимназии, которую заканчивает на «отлично» 26 июля 1875г . и получает аттестат зрелости. Во время учебы в гимназии у Франка умерла мать Мария (в 1872г .), которую он очень любил и посвятил ей свои воспоминания в стихотворении «Пісня і праця» (1883г .), в поэме «Гадки на межі» (1881г .).
После смерти матери отчим женился вновь, но своего отношения к приемному сыну не поменял и помогал ему продолжать учиться.

С ранних лет «Кобзарь» Т. Шевченка стал любимой книжкой И. Франка. В гимназии он продолжал формирование своего мировоззрения, поэтому интересовался также польской, немецкой, французской литературами. В итоге Франко пришел к мысли, что основой украинского литературного языка должен быть родной язык.

Летом 1874г . Иван Яковлевич Франко впервые путешествует самостоятельно по Подкарпатью и делает фольклорные записи. После Дрогобича осенью 1875г . он едет в Львов, поступает на философский факультет Львовского университета. Очень много пишет и становится самой влиятельной персоной в редакции журнала «Друг».

Еще гимназистом он печатает свои первые литературные произведения в студентском университетском журнале во Львове «Друг». Вступив в студентский «Академический кружок», Франко стал активным работником и автором журнала «Друг». В журнале он помещает поэзии, переводы, печатает первую большую повесть «Петрії і Довбущуки». Также Франко напечатал перевод романа «Что делать?» М. Чернышевского в журнале «Друзья» (1877г .).

Его деятельность, благодаря доносам завистников, скоро была замечена, и его вместе с членами журнала «Друг» арестовали. В тюрьме И.Франко просидел 8 мес. до суда, а присудили ему только 6 недель. После выхода с тюрьмы писатель не сдался и продолжал свою деятельность. Вместе с М.Павликом И.Франко начинает издавать журнал «Общественный досуг», в котором печатает свои стихотвореня «Товаришам із тюрми», «Патріотичні пориви», начало повести «Boa constrictor». К сожалению, после второго номера милиция конфисковала журнал, поэтому название журнала пришлось сменить на «Дзвін».

В переименованном журнале Франко напечатал свое знаменитое стихотворение «Каменярі» и рассказ «Моя стріча з Олексою». Последний номер журнала(четвертый по счету) вышел под названием «Молот».В этом выпуске Иван Яковлевич закончил печатать повести «Boa constrictor», сатирическое стихотворение «Дума про Наума Безумовича», свою очень популярную статью «Література, її завдання і найважніші ціхи».


В конце 1878г . И. Франко стал редактором «Praca», который в конечном итоге он превратил на орган для всех работников Львова. Иван Яковлевич начал выдавать «Дрібну бібліотеку», писать для «Словянського альманаха» целый список новелл, среди которых «Муляра» для задуманной новой газеты «Нова основа», «Борислав сміється», работает над переводами «Німеччина» Г. Гейне, «Фауст» Гете, «Каїн» Байрона и т. д., создает «Катехізис економічного соціалізму».

В марте 1880г . И. Франко едет в Коломойский повет. По дороге его арестовывают второй раз в связи с судовым процессом, который вело австрийское правительство против селян Коломии. В тюрьме Франко просидел три месяца, после чего его отправили в сопровождении полиции до Нагуевичей, но по дороге еще раз посадили в Дрогобицкую тюрьму, которую И.Я. Франко описал позже в рассказе «На дні».

Вернувшись после таких приключений во Львов, он принимает активное участие в рабочей газете «Praca», пишет социалную программу «Чого хоче Галицька робітницька громада». Также в газете «Praca» Франко публикует свое известное стихотворение «Гімн» («Вічний революціонер»).

В 1881г . Франко выдает на польском языке брошюру «Про працю. Книжечка для робітників». В этом же году он начинает издавать журнал «Світ». В нем он практически в каждом номере публикует части повести «Борислав сміється», к сожаленью И.Я.Франко так и смог опубликовать повесть до конца, т.к. журнал закрыли. Но до закрытия журнала он еще успел напечатать многим известную статью «Причинки до оцінення поезій Тараса Шевченка». В 1881г ., в апреле, Иван Франко едет в с. Нагуевичи. Там он, кроме написания новых произведений, исполняет ежедневную селянскую работу.

В феврале 1885г . И.Франко едет в Киев, где встречается с О. Кониским и В. Антоновичем по поводу издания газеты. Но к, сожалению, переговоры не увенчались успехом. Единственное теплое воспоминание о Киеве осталось про встречи с семьями Лысенков, Старицких и Косачей .Тарас Шевченко

В журнале «Світ» Иван Яковлевич Франко печатает ряд революционных поэзий, которые позже вошли в сборку «З вершин і низин». После закрытия и этого журнала Франку пришлось зарабатывать на жизнь в журналах «Діло» и «Зоря». В «Зорі» он публикует историческую повесть «Захар Беркут», и очень большую статью «Іван Сергійович Тургенєв».

Мечтая про издание своего собственного журнала, Иван Яковлевич дважды ездит в Киев (1885г ., 1886г .), что бы получить от киевской «Громады» материальную помощь. Но киевские либералы попросту не сдержали слова и отдали деньги «Зорі», а не писателю.

В 1886г . в Киеве Иван Франко обвенчался с Ольгой Хорунжинской и повез ее во Львов. Но его счастье было омрачено увольнением с «Зорі», с этого момента ему нужно было искать как заработать на хлеб.Ему повезло- он стал работником газеты «Курьер львовский». В этом же году выходит сборка «З вершин і низин».

Тяжелое материальное состояние вынуждает Ивана Франка работать в «Правді». Но даже нужда денег не смогла его долго там удержать - в мае 1889г . он разрывает свои связи с «Правдою» и в письме «Кому за цесаром» обвиняет «правдян» в националистической замкнутости.

В августе 1889г . И.Франко едет со студентской группой из Росси в туристическое путешествие. Австрийское правительство увидело в попытку писателя отделить Галечину от Австрии и присоединить ее к России. За это его арестовали вместе со студентами. В результате Франко просидел в тюрьме 10 недель, после чего его выпустили без суда.

В 1890г . вместе с М. Павликом Иван Франко издает двухнедельник «Народ», который стал органом основанной в этом году «Української радикальної партії». В «Народе» писатель печатает рассказы «Свиня», «Як то згода дім будувала». В этом же году выходит его сборка рассказов «В поті чола» с автобиографией Франка.

Во Львове Иван Франко организовывает «Наукову читальню», в которой он сам и выступает по вопросам политэкономии, научного социализма, истории революционной борьбы. Борьбу Франко решил устроить и в научной сфере. Он задумал написать докторскую диссертацию, выбрав тему: «Политическая поэзия Т.Г. Шевченка».

Львовский университет не взял диссертацию к защите. Поэтому писатель едет в Черновцы, но и там его ждет неудача. Разочаровавшись Франко пишет новую докторскую диссертацию «Варлам і Йоасаф» - старохристиянський духовний роман і його літературна історія». В июне 1893г . ему дают ступень доктора философии.

В 1893г Франко издает второе (дополненное) издание сборки «З вершин і низин». После нее выходят еще четыре замечательные сборки: «Зів’яле листя» (1896г .), «Мій Ізмарагд» (1898г .), «Із днів журби» (1900г .) и повесть «Перехресні стежки» (1900г .).

С 1898г . во Львове начинает выходить журнал «Літературно-науковий вісник». Естественно. Что Франко сразу же становится самым активным работником журнала, а потом и редактором. В этом журнале он публикует свои статьи «Із секретів поетичної творчості», «Леся Українка» другие.

В 1905г . И. Франко пишет в честь революции в России свою знаменитую поэму «Мойсей», стихотворение «Конкістадори».В это же время писатель пишет статью-рецензию «Нова історія російської літератури». Также он выступает со своей знаменитой и популярной статьей «Ідеї» і «ідеали» галицької москвофільської молодіжі», в которой показывает Галицких москвофилов во всей их «красе».

В 1906г . выходит сборка поэзий «Semper tiro», а годом позже - повесть «Великий шум».

В 1907г . Франко пытается занять место на кафедре Львовского университета, но на свою просьбу он не получает ответа, т.к. это место уже занял Грушевский.

В 1908г . Иван Франко заболевает. Большая перенагрузка привела к нервным расстройствам, контрактуры обеих рук. Вылечиться от этого помогло лечение в Хорватии. Но со временем здоровье снова начало ухудшаться. Он выезжал на лечение в Киев, Карпаты, Одессы (1913г .). Как только ему становилось хоть чуть-чуть легче, он сразу брался за работу. Благодаря такой самоотдаче он написал статью про драму Пушкина «Борис Годунов» (1914г .), статью «Тарас Шевченко» (1914г .), поэмы «Євшан-зілля», «Кончакова слава» и другие.


В 1915г . состояние здоровья писателя ухудшилось дальше не куда. Весной 1916г . больной Франко переехал в свой дом во Львове. 9 марта 1916г предчувствуя скорую смерть, Иван Яковлевич Франко составляет завещание, в котором все свои рукописные произведения вместе с собственной библиотекой просит передать Научному обществу им. Т.Г. Шевченка. 28 мая 1916г . Иван Франко скончался. Через три дня труна с его телом была временно поставлена в склепе. Но «временно» растянулось на 10 лет, только после этого срока останки великого писателя были перенесены на Личаковское кладбище во Львове. На могиле Ивана Франка был построен памятник с высеченным на нем работником - каменяром. Этот памятник можно увидеть и сейчас.

Франко, Иван Яковлевич

Главный из современных представителей малорусской литературы, беллетрист, поэт, ученый, публицист и руководитель демократической партии малороссов Австрии. Род. в 1856 г. в галицийском с. Нагуевичах, в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах ("Малый Мирон" и др.) изображает самыми светлыми красками. Отец Ф. умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую "нормальную" школу; но отчим Ф., тоже крестьянин, озаботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Ф., так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей (см. автобиогр. рассказы: "Чистописание", "Карандаш" и др.); по признанию Ф., ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом и в гимназии Ф. шел первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, он писал на народном малорусском языке. Поступив в 1875 г. в Львовский унив., Ф. присоединился к студенческому кружку партии так наз. москвофильской, которая тогда была в Галиции еще сильна; эта мнимо-русская пария питает под именем любви к России исключительно любовь к ее реакционным и темным элементам, совершенно не знает русской литературы и в своем презрении к малорусским крестьянам пишет так наз. "язычием", т. е. очень уродливым жаргоном, представляющим хаотическую смесь российской тредьяковщины со словами польскими и малорусскими. На таком язычии Ф. стал помещать в органе студентов-москвофилов "Друг" свои стихотворения и длинный фантастический роман "Петрии и Добощуки" в стиле Гофмана. Под влиянием писем киевского проф. M. П. Драгоманова молодежь, группировавшаяся вокруг "Друга", познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык своего галицкого демоса - малорусский; таким образом малорусская литература получила в свои ряды вместе со многими другими талантливыми работниками и Ф. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор крайне ретроградного "Слова" В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию "Друга". Члены ее в 1877 г. были все арестованы, и Ф. провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое обскурантное общество - не только москвофилы, но и так наз. народовцы, т. е. украинофильские националисты старшего поколения с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными; Ф. должен был оставить и университет (он окончил унив. курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре). Как это пребывание в тюрьме 1877 г., так и вторичное заключение в 1880 г. и еще одно в 1889 г. близко познакомили Ф. с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления ("Дзвiн", "Молот", "Громадський друг" 1878, "Cьвiт" 1880 сл., "Народ" с 90-х гг. и др.); они-то составили главную славу Ф. и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни во ров и бывших людей (особенный успех имела повесть "На днi" = "На дне общества", 1880); чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (лучше всех - роман "Boa Constrictor" = "Кулак", 1884; "До сьвiтла!" = "К свету!", 1889, перев. на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды). Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Ф. проявил талант и в области объективного историч. романа: его "Захар Беркут" (1883, из времен татарского нашествия XIII в.) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала "Зоря", который не усмотрел в нем "натурализма Золя" (псевдоклассики и схоластики-галичане всегда выставляли против Ф. этот упрек). На Украйне этот роман привлек серьезное внимание читателей к его автору, столь непохожему на заскорузлое большинство галичан, и положил начало более близкому общению Ф. с украинцами России. За "натуралистическими" и "радикальными" произведениями Ф. галичане тоже не могли не признавать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему инертному, непросвещенному буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Ф. в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для народовцев побуждением искать сотрудничества Ф. в их органах. Понемногу между Ф. и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 г. он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа "Зоря". Два года Ф. вел "Зорю" очень успешно, привлек в сотрудники ее всех талантливейших писателей из Украйны российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой "Панськi жарти" ("Барские шуточки"), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее, в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Ф. от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Ф. к русским писателям (Ф. и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой малор. шовинизму чуялось москалефильство. Высшую симпатию Ф. нашел зато у малороссов Украины, где его сборник стихов "З вершин i низин" ("С высот и долов", 1887, 2 изд. 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда "В потi чола" (1890; есть рус. пер. "В поте лица", СПб., 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в "Киевской старине", под псевдонимом "Мирон"; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, напр., его антииезуитскую повесть "Миссия" ("Ватра", 1887). Ее продолжение, "Чума" ("Зоря", 1889; 3 изд. - "Вик", Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Ф., так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Ф. в националистическом журнале "Правда" тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Ф., Павлика и всех прогрессивных малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию (см. Галицко-русское движение). По соглашению 1890 г. (это так назыв. "новая эра") малорусский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе до унив. включительно, но зато на малорусскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересами крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Ф. и Павликом для противовеса "новой эре", приняла название "русько-украiнська радикальна партия"; ее орган "Народ" (1890-95), в котором Ф. писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); теперь вместо "Народа" эта очень усилившаяся партия располагает другими газетами и журналами. "Народ" проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крест. благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись "Народу" нередко чем-то казарменным, "вроде Аракчеевских военных поселений" (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Ф. кончил тем, что стал популяризовать (в "Життї i Словi") английское фабианство (см.). В религиозном отношении "Народ" был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении "Народ" так же крепко держался малорусского языка, как и "новоэристы", и считал употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике "Народа" против узко-националистической "Правды" наиболее едкие статьи принадлежали Ф.; изданный им том политических стихотворений ("Нїмеччина", "Ослячi вибори" и т. п.) еще более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Ф. совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. В первые два года издания "Народа" почти прекратились поэтому беллетристическое творчество Ф. и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Ф. разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. изд. сборник "Зiвяле листье" - "Увядшие листья" - нежно-меланхолич. любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht). Около 1893 г. Ф. вдруг отдается преимущественно ученым занятиям, вновь записывается в Львовский унив., где намечается проф. Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у акад. Ягича, издает (1894) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: "Варлаам и Йоссаф", издает (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал "Життье i Слово", печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Ф. в Львовском унив., профессорский сенат избрал его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Ф. мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя "ярмо барщины" (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, "который три раза сидел в тюрьме". Тяжелое пессимистическое настроение Ф. выразилось в его сборнике стихотворений "Мiй Iзмарагд" (1898, сост. по образцу древнерусских "Измарагдов"); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Ф. обрисовал в романах "Основи суспiльности" = "Столпы общества", "Для домашнього огнища" = "Ради семейного очага" 1898) и др. Такие произведения, как "Основи суспiльности", истолковывались польскими врагами Ф. в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа. Всего больше Ф. поплатился за свое исследование о Мицкевиче по случаю его юбилея "Der Dichter des Verraths" (в венск. журн. "Zeit"). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских ("Киевск. стар.", "Сев. курьер"), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от темной квартиры и голодная смерть с семьей. Как раз к этому времени "Ученое общество имени Шевченка во Львове" получило под председательством проф. Грушевского прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечен Ф. С 1898 г. он состоит редактором "Литературно-наукового вicтника", лучшего малороссийского журнала, издаваемого общ. имени Шевченка; здесь и печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман "Перехреснi стежки" = "Перекрестные тропинки" (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: "Iз днiв журби" = "Из дней скорби" (1900). Ученые сочинения Ф. по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в "Записках" Ученого общ. имени Шевченка и - монографиями - в многочисленных "Трудах" секций общества, в одной из которых Ф. состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Ф., составленный М. Павликом, образовал объемистую книгу (Львов, 1898). 25-летний литературный юбилей Ф. торжественно отпразднован в 1899 г. малороссами всех партий и стран. Лучшие малороссийские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Ф. сборник "Привiт" (1898). Некоторые сочинения Ф. переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в последнее время - русский яз. Из обширной литературы о Ф. важны: 1) предисловие Драгоманова к "В потi чола" (Львов, 1890). где помещена автобиография Ф.; 2) обстоятельная биография и анализ произведений - в "Ист. малорос. лит." проф. Огоновского; 3) статья О. Маковея в "Лiт-Н. Вiстн." (1898, кн. XI); 4) "Iв. Ф." - обзор проф. А. Крымского (Львов, 1898). См. ст. Е. Дегена в "Нов. слове" (1897, кн. III) и предисловие М. Славинского к русскому переводу "В поте лица" (СПб., 1901). Об этнограф. трудах Ф. - у проф. Н. Сумцова во II т. "Современной малор. этнографии".

А. Крымский.

{Брокгауз}

Франко, Иван Яковлевич

(1856-1916) - известный украинский писатель, публицист, ученый и общественный деятель. В эпоху расцвета своего творчества (70-80-е гг. 19 в.) - "представитель рабоче-крестьянской интеллигенции того времени, певец пролетаризированного крестьянства и первых кадров украинских рабочих масс, враг национальной буржуазии всех мастей" [из тезисов Агитпропа ЦК КП(б)У]. Родился в семье кузнеца в Галиции. Учился в Львовском ун-те. Испытал влияние идей "Громады " и федералиста Драгоманова (см.). Основатель "русско-украинской радикальной партии" (леводемократической), подготовившей почву для социал-демократии. Неоднократно подвергался политическим преследованиям, сидел в тюрьме. Ф. сыграл крупную роль в развитии украинской культуры. Его деятельность началась в эпоху, когда в Галиции зарождался пролетариат. Он был знаком с учением Маркса (некоторые труды которого он перевел на украинский язык), но он не понял роли капитала и пролетариата в историческом развитии, оставшись на позиции мелкобуржуазного социализма, выражая гл. обр. интересы трудового крестьянства. Свой социальный идеал свободной крестьянской общины Франко изобразил в утопической повести "Захар Беркут" из жизни Карпатской Руси 13 века. Ф. первый в украинской литературе дал произведения, отличавшиеся яркой социальной тематикой, и первый дал образ рабочего. В рассказах "Бориславські оповідання" (1877-90), в повестях "Boa Constrictor" (1878), "Борислав сміеться" (1881) Ф. показал процесс пролетаризации крестьянства, процесс капиталистического накопления в Галиции в 70-80-х гг. 19 в., жуткую эксплуатацию и борьбу рабочих на нефтяных промыслах. В основу этих ранних произведений Ф. положил творческий метод натуралиста Золя. В своем творчестве, особенно в начальном периоде, Франко выступал как публицист, придавая эстетической стороне своих произведений второстепенное значение. Лирика Ф. первого периода также посвящена мотивам социальной борьбы угнетенных ("Товарищам из тюрьмы", "Каменяр", "Вічний революціонер"). Сборник его стихотворений "3 вершин і низин" (1873-90) проникнут пафосом революционной борьбы за всемирное братство трудящихся. Этим же задачам служили сатиры и сказки Франко ("Без праці", "Свиняча констітуція", "Гострий староста"). С середины 90-х гг. Ф. уходит от активной общественной работы и с социалистических позиций. В 3-м цикле стихотворений его сборника интимной лирики - "Зiвъяле листя" (1886-96), в сборниках "Мій ізмарагд" (1898), "Из днів журби (1900) - уже преобладают настроения одиночества, сознание своего бессилия в искоренении социального зла, мотивы бегства на лоно природы. Ограниченность мелкобуржуазного социализма Ф., окрашенного прудонизмом, отрыв от революционного рабочего движения завершились в творчестве Ф. попыткой реформистского примирения противоречий труда и капитала. Так, если в первой редакции повести "Boa Constrictor" (1878) предприниматель Герман Гольдкремер представлен в образе жестокого угнетателя, то в третьей редакции (1907) он является уже гуманным, любимым опекуном рабочих, эксплуататорскую деятельность которого автор оправдывает законом борьбы за существование.

Ф. принадлежат многочисленные переводы из мировой литературы: более 60 авторов с 10 иностранных языков. Работал Ф. и как литературовед, оставив ряд ценных работ по теории и истории литературы ("Нарис исторії русько-української літературы до 1890 p.", 1910).

Соч. Ф.: Твори, т. I-XXXII, под ред. Лизанівського та С. Пилипенка, Київ, 1925-31. Переведены на рус. яз.: Бориславские рассказы, М.-Л., 1930; Boa Constrictor, [Харьков, 1928]; Борислав смеется (Повесть), М.-Л., 1929; На дне (Сто повестей и рассказов), Харьков, 1927; Ради домашнего очага (Повесть), [Харьков, 1928]; Захар Беркут (Картины общественной жизни Карпатской Руси 13 века), М.-Л., 1929, и др.

Лит.: Коряк В., Нарис історії української літератури, 2 вид., Харків, 1927; его же, Українська література (Конспект), 3 вид., Харків, 1931; Дорошкевич О., Підручник історії української літератури, 5 вид., Харків-Київ, 1930; Mузичка А., Шляхи поетичної творчості Івана Франка, Одеса, 1927; Степняк М. и др., Про оповідання I в. Франка, Харків, б. г.; Іван Франко (15/VIII 1856-28/V 1916), Харків, 1926 (юбилейный сборник); Панасюк О., До творчої методи Івана Франка в повістях з робітничої тематики, "Життя и революция", Київ, 1932, № 2-3.

Л. Пидгайный.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Франко, Иван Яковлевич" в других словарях:

    - (1856 1916), украинский писатель. Участник национально освободительного движения в Галиции. В стихах (сборники «С вершин и низин», 1887; «Из дней печали», 1900), поэмах («Смерть Каина», 1889; «Иван Вышенский», 1900; «Моисей», 1905) мотивы… … Энциклопедический словарь

    - (27.8.1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано Франково Дрогобычского района Львовской обл., √ 28.5.1916, Львов), украинский писатель, учёный, общественный деятель. Родился в семье сельского кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче. В 1875 поступил на… … Большая советская энциклопедия


Был и человек, первым почуявший в ней мужчину, - Иван Франко. Этот добрый господин в вышиванке, большую часть жизни проживший в польско-австрийском Лемберге, негров и папуасов считал низшей расой, а в мужчинах видел не только друзей, но и объект для влюбленности.

Общеизвестно, что Франко родился 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи на Львовщине, жители которого твердо верили в нечистую силу и еще незадолго до рождения будущего писателя сжигали колдунов. Но немногие помнят, что по мужской линии предки писателя были немцами. На это указывает их фамилия. «Франками» на Галичине называли выходцев из Германии - преимущественно кузнецов. Они селились между крестьянами-русинами и зарабатывали на жизнь своим ремеслом. Простым кузнецом был и отец писателя - весельчак и гуляка.

Дом Ивана Франко в Нагуевичах

Но «арийские» корни все-таки сказывались. В юности Иван Франко не только увлекался социализмом, но и был убежденным сторонником расистских теорий. Знания по этому вопросу он почерпнул во Львовском университете, где, кроме лекций по филологии, прослушал «бесплатные курсы психологии, палеонтологии и национальной экономии».

Свои воззрения, почерпнутые из немецкоязычных брошюр, он изложил в «Мыслях об эволюции в истории человечества», изданных, когда их автору едва исполнилось двадцать пять. Молодой Франко верил, что расы делятся на низшие и высшие. К первым он относил вымерших неандертальцев, а также негров, бушменов и папуасов, которых скопом вообще называл «найнижчими» - то есть самыми примитивными.

По теории Франко, примитивные расы раньше других «вирізнилися з мавп». И только от них через тысячи лет произошли более совершенные индивидуумы. Случилось это где-то между Африкой и Индией, где сейчас плещется океан, а в допотопные времена, по утверждению Ивана Яковлевича, находилась «суха земля» - утонувший впоследствии континент Лемурия.

К чести Франко следует сказать, что он всегда оставался расистом-теоретиком. Негров на улицах Львова не бил - как по причине отсутствия таковых в Австро-Венгрии XIX в., так и из-за слабого телосложения. Низкорослого, рыжего и физически недоразвитого литератора даже не взяли в армию. Специальная «суперарбитрационная» комиссия признала хилого расиста непригодным для службы императору Францу-Иосифу II с винтовкой в руках.

К сожалению, об интересных антропологических взглядах юного Каменяра у нас сегодня умалчивают.

Наверное, чтобы не привлекать внимание скинхедов к его творчеству.

Расистские взгляды Франко гармонично сочетал с масонством. Стихотворение Ивана Яковлевича «Каменярі» сегодня, как и в советские времена, входит в школьную программу. При социализме его трактовали как гимн революции - свидетельство истинно пролетарской ориентации украинского классика. «Лупайте сю скалу!» - учили мы на уроках, продираясь через завалы франковского творчества.

Иван Франко

На самом деле, в пору написания «Каменярей» поэт пережил бурное увлечение масонством. Именно их называли «вольными каменщиками». Да и вся символика стихотворения - отнюдь не рабоче-крестьянская.

По словам историка и политолога Константина Бондаренко, «в середине XIX столетия, наверное, процентов девяносто всей галицкой интеллигенции (и поляков, и немцев, и украинцев) принадлежали к масонам. Масонских лож существовало несколько. Некоторые вели свой отсчет еще с XVIII века. Некоторые только образовались. Система строгого признания со стороны мирового масонства еще не считалась обязательной. К какой именно ложе принадлежал Франко, неизвестно. Однако его творчество периода 70-х гг. во многом пронизано масонскими мотивами. В «Каменярах» это влияние, несомненно - мессианство, голос сверху, призывающий к жертвенности во имя других - все это очень характерно для идеологии «вільних каменярів». Но масоном Франко пробыл недолго. С конца 70-х годов он включился в социалистическое движение, которое отвергало и религию, и масонство как пережитки прошлого».

Но не стоит полагать, что Иван Франко только то и делал, что горел на общественных работах. Искал он себя и в других сферах. Иногда довольно пикантных.

Вот отрывок из письма слегка растаявшего «каменяра» к невесте Ольге Рошко. В январе 1879 г. он признается ей в своих тайных увлечениях: «Красота людська, - чи то мужчин, чи то женщин, - все робить на мене дуже сильне враження… Впрочім женщини тутешні відстрашують, ні, відражають мене. З мужчинами я сміліший. Ти не знаєш, певно, що коли хто міг бути предметом твоєї заздрості, то скорше мужчини, ніж женщини. Я більше мужчин любив у своїм житті, ніж женщин знав. І знаєш що, - се в мене якась неприродна дика, любов».

Двадцатитрехлетний Франко описывает, как он обожает разгуливать по Львову, всматриваясь в мужские лица, иногда знакомится, заговаривает с приглянувшимися экземплярами, разочаровывается… Все это вызывает у него очень противоречивые чувства: «Мені встидно і страшно не раз, коли почну викликувати в своїй памяті ті лиця, що мені подобалися і притягали мене до себе, але що я можу зробити? Я знаю, що причина того неприродного потягу до мужчин дуже проста - виховання, зовсім відособлене від женщин, - але чи ж міг я се змінити?»

Наслушавшись таких признаний, Ольга Рошко - дочь священника - взяла и вышла замуж. Но не за Франко, а за надежного сельского попа - Владимира Озаркевича. И чего, спрашивается, испугалась? Ну, любил жених цепляться на улицах к понравившимся представителям своего пола. Что ж тут такого? Члены нашего Союза писателей, наверняка, в этом никакой крамолы не усмотрят. Мол, скучал человек, хотел поговорить…

В конце концов, Каменяру все-таки удалось жениться. Невесту он нашел аж «за границей» - в Киеве. Приехав в «мать городов русских» из австрийского Львова за деньгами для задуманного журнала, Иван Яковлевич встретил девушку, которая «созрела». Звали ее Ольга Хоружинская. Она приходилась сестрой жены преподавателя коллегии Галагана Е. К. Тригубова. Свела их так называемая «українська справа», имевшая порой сексуальный подтекст.

Вскоре Франко предложил Ольге руку и сердце. И сразу же получил положительный ответ. Ученой барышне страшно хотелось замуж! Чтобы жених, не дай Бог, не передумал, она приехала во сама с двумя сотнями рублей, собранными на журнал. Впоследствии Франко признавался, что женился без любви - «з доктрини, що треба оженитися з українкою і то більш освіченою, курсисткою». Свой выбор он называл не архиблестящим, утверждая, что с другой женой мог бы «розвитися краще і доконати чогось більшого». В общем, по примеру большинства наших мужчин во всех неудачах винил не себя, а бабу.

Иван Франко и Ольга Хоружинская

Идейный украинский брак оказался не лучшим проектом. Буквально накануне свадьбы странный литератор познакомился с полной противоположностью своей невесты. Девушка была по национальности полькой, украинским вопросом не интересовалась и служила на почте. «Фатальне для мене було те, що вже листуючись з моєю теперішньою дружиною я здалеку пізнав одну паночку польську і закохався в неї, - признался Франко в письме историку Агатангелу Крымскому. - Отся любов перемучила мене дальших десять літ». Звали панночку Целина Журавская. Ради нее Каменяр, плюнув на идейность, даже опубликовал по-польски в одном из львовских изданий повесть «Манипулянтка». Да, да! Сначала по-польски, и только потом - на украинском языке. Чуть было не пропала «українська справа»!

Личная жизнь на два фронта подорвала молодую семью. Не получая должной порции мужниной ласки, супруга писателя медленно, но надежно сходила с ума. Как однажды выразился Иван Яковлевич, «на тлі зразу еротичнім». Если верить Франко, она даже покушалась на его жизнь.

После этого сердце Каменяра стало, как гранит.

В 1914 году великий писатель сдал Ольгу в знаменитое львовское заведение для сумасшедших - «до Кульпаркова». А на ее место пришла Целина Журавская - успевшая за тридцать лет этого кошмара превратиться во вдову с двумя детьми.

К этому времени и сам «идеалист» стал инвалидом - даже писать мог только левой рукой, выводя отдельно каждую букву. По словам канадского исследователя Томаса Примака, «в начале 1908 года Франко переболел тяжелым параличом и расстройством умственной деятельности, от которого так и не оправился».

О причинах болезни франковеды спорят. Одни называют сифилис. Другие - прогрессирующую шизофрению. Возможны, и другие версии. Как бы то ни было, под конец жизни Иван Яковлевич стал все чаще общаться с «духами» и слышать «голоса».

Несмотря на посмертный статус украинского классика, при жизни Иван Франко в основном добывал пропитание как газетный журналист и… корректор. «Я зарабатываю на хлеб, главным образом, корректурой, из-за которой литературная и научная работа является для меня только роскошью», - жаловался он в 1904 году петербургскому профессору Венгерову.

Растроганный Венгеров подбросил Каменяру работенку - заказ на статью «Южнорусская литература» для энциклопедии Броггауза и Эфрона. «Южнорусская» в то время означала то же самое, что сейчас «украинская».

С заданием Иван Яковлевич справился успешно. Работу сдал в срок и, получив 803 кроны гонорара, поинтересовался у Венгерова, не нужен ли какой-нибудь петербургской редакции корреспондент в Галиции? «Или, может быть, кому-нибудь была бы интересна моя беллетристика?» - спрашивал он. - Мне кажется, что работая и на русском языке, я не изменяю интересам моей родины»…

Но беллетристика Франко Петербургу не понадобилась.

Современники вспоминали Франко как человека со странностями - желчного и обидчивого. Трудно найти видную фигуру, о которой он отозвался бы с восхищением. Разве что Лесю Украинку признал «настоящим мужчиной» в литературе. Сейчас мы назвали бы такого субъекта мизантропом.

Франко Иван Яковлевич родился 27 августа 1856 года в с. Нагуевичи Дробецкого повета. Умер 28 мая 1916 года во Львове в возрасте 60 лет. Украинский писатель, публицист и поэт, ученый, переводчик, политический и общественный деятель, доктор философии, действующий член Научного общества имени Т. Шевченко, почетный доктор Харьковского университета.

Подвиг Ивана Франко.

Франко - великий классик украинский литературы №2 после Т. Г. Шевченко, прославивший Украину в образе Каменяра , так, что его талант и величие мирового уровня признали

В СССР - его именем в 1962 г. был переименован город Станислав - областной центр в УССР, ставший Ивано-Франковском;

В независимой Украине - на купюре в 20 гривен фото Франко;

В современной России именем Франко названы улицы в Москве, Туле, Уфе, Калининграде, Тамбове, Липецке, Перми, Чебоксарах, Иркутске и ряде других городов современной России;

В Канаде имя Франко носит улица в Монреале, а в Виннипеге установлен памятник работы Игнащенко;

В Казахстане улица в г. Рудный Костанайской области Казахстана так же носит имя Ивана Франко;

Еще при жизни Ивана Франко его произведения были переведены на немецкий, русский, польский и чешский языки.

Такое мировое признание имени Франко, как и его увлечение марксизмом (хотя позднее стал его ярым критиком), вызвало обратную реакцию у ряда националистических деятелей независимой Украины, а среди массового круга украинских читателей выросло равнодушие, а в отдельных случаях - почти нескрываемая неприязнь к самому Франко и пренебрежительное отношение к его наследию. Кем для нас является Иван Франко? Ответить на этот вопрос невозможно без знания того, кем он был в свое время для Галичины и всей Украины.

- Иван Франко начал работать на благо Украины в 1873 г., начиная с литературы . Позже он работал на научном поле как общественный и политический деятель, как журналист, и везде, где надо было работать на благо народа. В начале своей карьеры Иван Яковлевич Франко был известен вовсе не как писатель, а как экономист;

Изучал проблемы, которые тем или иным способом возникали в связи с отменой барщины, а также внедрением капиталистических отношений в селе . Так, не только теоретически, но и на практике старался разъяснять учение Маркса - Энгельса о создании добавочной стоимости, показывая это на примере добычи соли в Нагуевичах, и т. п. В статье "Что такое прогресс?" (1903 г.), давая общую характеристику взглядов Энгельса на будущее социалистического общества, Франко писал:

Время показало правильность прогнозов Франко относительно будущего государства, которое строилось по основным положениям марксистской теории. Эти прогнозы поразительно совпадают с общими контурами административно-бюрократической системы, действовавшей в Украине на протяжении 70 лет.

- В 1904 году Иван Франко предсказал то, что происходило в Украине за 70 лет господства советской системы. Он писал, что если бы осуществить коммунистическую программу, то это было бы "отрицание всяких свободных рабочих союзов", это был бы "одинаковый принудительный труд для всех, было бы заведение принудительных армий, особенно для земледелия". Автор "Моисея" 90 лет назад писал о "всевластии коммунистического государства, указанная во всех 10-х точках коммунистического манифеста, в практическом переводе означало бы триумф новой бюрократии над всем ее материальным и духовным жизнью".

Позицию, которую занимал Иван Франко в последние годы своей жизни, можно назвать национализмом. Он хорошо почувствовал разницу между марксистской теорией и практикой национальных движений. Выдвинутые Марксом и Энгельсом лозунги "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" и "Рабочие не имеют Отечества" предусматривает международный характер рабочего и социал-демократического движения. Зато национальные движения, по словам Франко, выдвигают на первое место интересы "одиночной нации" как крупнейшей единицы, которую человек может обнять своим трудом.

Читая произведения Ивана Франко, убеждаемся, что писатель был против национального и социального порабощения. В 1887 году он напечатал сказку«Как русин топтался по том свете», где верно представил политику России в отношении Украины.

Иван Франко глазами художника Юрия Журавля.

Известный украинский художник и аниматор Юрий Журавель следующим образом изобразил Ивана Франко:

Иван Франко и социальные сети.

Группа , посвященная Франко в соцсети "Вконтакте".

Биография Ивана Франко.

1875 год - закончил гимназию в Дрогобыче, стал студентом философского факультета Львовского университета;

Активная издательская и общественно-политическая деятельность Франко, а также его переписка с Михаилом Драгомановым привели к аресту писателя по обвинению в принадлежности к тайному социалистическому обществу;

1880 год - арестован во второй раз по обвинению в подстрекательстве селян против власти;

1881 год - соиздатель журнала "Свет";

1882 год - после закрытия "Света" работает в журнале "Заря" и газете "Дело";

Май 1986 года - женился на Ольге Хоружинской;

1888 год - работал в журнале "Правда";

1889 год - арестован третий раз за свои связи с надднепрянцами;

1890 - при поддержке Михаила Драгоманова Франко становится сооснователем Русско-Украинской радикальной Партии;

1908 год - отмечается значительное ухудшение состояние здоровья писателя. Тем не менее он продолжает работать;

Организаторам похорон выступал Кость Левицкий.

У Ивана Франко было три сына. Один из них - Андрей, умер в возрасте 26 лет. Двое других - Петр и Тарас - стали писателями. Была и дочь Анна, также украинская писательница, публицист и мемуарист.

На телеканале "Интер" об Иване Франко сняли документальный фильм. В проекте "Великие Украинцы" Святослав Вакарчук рассказывает про Ивана Франко. Телеканал Интер, 2008 г.

Увековечивание памяти Ивана Франко.

1962 год - город Станислав был переименован в Ивано-Франковск;

В честь Ивана Франко во множестве городах Украины названы улицы и площади;

В его честь названо астероид 2428 "Каменяр";

В память об Иване Франко было открыто множество памятников в Украине и за границей. В частности, в Ивано-Франковске есть памятник и бюст Ивану Франко:

27-29 июля 2012 года в н. п. Нагуевичи прошел музыкально-творческий фестиваль "Франко Фест";

В с. Криворивня Веховинского района открыт музей имени Ивана Франко, в котором выставлено множество вещей, которых касалась его рука:

Еще один музей в с.Лолин;

В Калуше - дом-музей семьи Франко;

Национальный литературно-мемориальный музей имени Ивана Франко во Львове:

2006 год - монета с изображением Франко:

Марка, номинал которой составлял 70 копеек:

2003 год - изображение Франко на 20-гривневой купюре:

Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию об Иване Франко в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы Яндекс в сентябре 2015 года интересовались запросом "иван франко" 7 169 раз.

А согласно данному графику, можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу "иван франко" за последние два года:

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

Направление декаданс Жанр стих , повесть , роман , новелла , рассказ , пьеса Язык произведений украинский , язычие , русский , польский , немецкий Произведения на сайте Lib.ru Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Ива́н Я́ковлевич Франко́ (укр. Іван Якович Франко ; 27 августа - 28 мая ) - украинский писатель, поэт, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в королевстве Галиции и Лодомерии (Австро-Венгерской Империи). В 1915 году был выдвинут на получение Нобелевской премии , но преждевременная смерть помешала рассмотрению его кандидатуры.

Один из инициаторов основания «Русско-украинской радикальной партии » (позже «Украинская радикальная партия» - УРП), действовавшей на территории Австрии .

В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск , а во Львовской области пгт Янов - в Ивано-Франково .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Обзор банкнота УКРАИНА, 20 гривен, 2005 год, Иван Франко, Львовский Оперный Театр, бона, купюра, кол

    ✪ КАПИТАН КУК. КРУГОСВЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. ВВС Документальное кино.

    ✪ ПоЗнания и Жизнь! Львовский Ставропигийский Университет. Ученые София Бланк и Ярослав Кмит!

    ✪ Открытие Флоринского Арийская раса в Сибири

    ✪ Люди и Образование. Ученье - Свет! Доктор София Бланк, профессор Ярослав Кмит, Майкл Мелихов.

    Субтитры

Биография

Родился в семье зажиточного крестьянина-кузнеца; мать, Мария Кульчицкая, происходила из обедневшего русинского шляхетского рода Кульчицких, герба Сас , была на 33 года моложе мужа. Первые годы детства описал в своих рассказах самыми светлыми красками. В 1865 году умер отец Ивана. Отчим, Гринь Гаврилик, внимательно относился к детям, фактически заменил мальчику отца. Франко поддерживал дружеские отношения с отчимом в течение всей жизни. В 1872 году умерла мать Ивана, воспитанием детей стала заниматься мачеха.

Учился сначала в школе села Ясеница-Сольная (1862-1864), затем в так называемой нормальной школе при василианском монастыре Дрогобыча (1864-1867). Окончив Дрогобычскую гимназию в 1875 году (ныне Дрогобычский педагогический университет), вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. Из своего заработка выделял деньги на книги для личной библиотеки.

Во многих автобиографических рассказах Франко («Грицева школьная наука», «Карандаш», «Schönschreiben») художественно воссоздана атмосфера тогдашнего школьного образования с его схоластикой , телесными наказаниями, моральным унижением учеников. По ним видно, насколько трудно было получать образование одарённому крестьянскому парню. Франко жил на квартире у дальней родственницы Кошицкой на окраине Дрогобыча, нередко спал в гробах, которые изготавливались в её столярной мастерской («В столярке»). Уже учась в гимназии, обнаружил феноменальные способности: мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию учителя; знал наизусть всего Кобзаря ; домашние задания по польскому языку нередко выполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг. Круг его чтения в это время составляли произведения европейских классиков, культурологические, исторические труды, популярные книги на естественнонаучные темы. В целом личная библиотека Франко-гимназиста состояла из почти 500 книг на различных языках. В это же время Франко начал переводить произведения античных авторов (Софокл , Еврипид); под влиянием творчества Маркиана Шашкевича и Тараса Шевченко увлекся богатством и красотой украинского языка, начал собирать и записывать образцы устного народного творчества (песни, легенды и т. п.).

Осенью 1875 года стал студентом философского факультета Львовского университета . Во время обучения материальную помощь Франко оказывал Емельян Партицкий . Входил в русофильское общество, которое в качестве литературного языка пользовалось «язычием ». На язычии написаны первые произведения Франко - стихотворение «Народная песня» (1874) и длинный фантастический роман «Петрии и Довбущуки» (1875) в стиле Гофмана , опубликованные в печатном органе студентов-русофилов «Друг». Одним из первых, кто обратил внимание на творчество молодого Франко, был украинский поэт Кесарь Белиловский , который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко»,и во львовском студенческом журнале «Друг» под псевдонимом Джеджалык впервые появляются стихи восемнадцатилетнего Франко - «Моя песня» и «Народная песня».

Заключение

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа; таким образом русинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Старые русофилы, особенно редактор «Слова» Венедикт Площанский , обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». В 1877 году все члены редакции были арестованы, и Франко провёл 9 месяцев в тюрьме, в одной камере с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось всё галицкое консервативное общество - не только русофилы, но «народовцы», то есть украинофильские националисты старшего поколения. Франко должен был оставить и университет (окончил курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году, и ещё одно в 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведённых нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из них выделяются цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе ; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев.

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя » (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения королевства Галиции и Лодомерии, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами Российской империи.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

1885-1892 годы

Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашён ими в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Малороссии, а примирительное своё отношение к униатскому духовенству выразил своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою «за овцы своя». Тем не менее в 1887 году наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), которую галицкие националисты считали москвофильством.

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин і низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица»,Москва, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 году соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных русинов Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 года (это так называемая «новая эра») русинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-1895), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті і Слові») английское фабианство . В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался русинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 году издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

1893 год и далее

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1895 году украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинув политику, умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Сыновья И. Я. Франко, старший Тарас и младший Пётр , который раньше работал в СССР в химической отрасли по контракту, стали писателями. В 1939 поддержали присоединение Галиции к СССР . Пётр, был избран в Верховный Совет УССР, однако подозревался советской властью в нелояльности, в июне 1941 года был арестован и пропал в застенках НКВД при приближении немецких войск ко Львову . Тарас в послевоенные годы преподавал литературу и писал воспоминания об отце. Внучка Франко, Зиновия Тарасовна, упорядочила том сочинений Франко, не прошедших цензуру.

Фильмография

Экранизации произведений

Произведения Ивана Франко неоднократно экранизировались в кинематографе, сказки - в мультипликации

Год Страна Название Режиссёр Примечания
СССР «Борислав смеётся» Иосиф Рона Второе название - «Восковые короли». Фильм не сохранился
СССР «Захар Беркут» Иосиф Рона
СССР «Украденное счастье» Исаак Шмарук
Гнат Юра
Фильм-спектакль
СССР «Крашеный лис » Александр Иванов Мультипликационный фильм
СССР «Если бы камни говорили…» Юрий Лысенко По мотивам «Бориславских рассказов»
СССР «Заяц и Ёж» Ирина Гурвич Мультипликационный фильм
СССР «К свету!» Борис Шиленко
Василий Лапокныш
Николай Ильинский
Киноальманах по мотивам рассказов «К свету!», «Маляр», «Панталаха»
СССР «Для домашнего очага» Б. Мешкис
Юрий Суярко
СССР «Захар Беркут » Леонид Осыка
СССР «Украденное счастье» Юрий Ткаченко Телефильм
Украина «Ради семейного очага» Борис Савченко
Украина «Западня » Олег Бийма Телевизионный пятисерийный фильм по мотивам романа «Перекрёстные тропинки»
1993 Украина «Преступление со многими неизвестными » Олег Бийма Телевизионный семисерийный фильм
Украина «Остров любви » Олег Бийма Новелла «Кошечка» по мотивам рассказа «Родина»
Украина «Украденное счастье» Андрей Дончик Современная адаптация классической драмы
Украина «Лис Никита » Анимационный многосерийный фильм

Фильмы об Иване Франко

Год Страна Название Режиссёр Иван Франко Примечания
СССР «Иван Франко » Тимофей Левчук Сергей Бондарчук Художественный биографический фильм
СССР «Иван Франко» Научно-популярный фильм
СССР «Семья Коцюбинских » Тимофей Левчук Ярослав Геляс Художественный фильм
СССР «Иван Франко» Е. Дмитриева Документальный фильм
Украина «Иван Франко» М. Лебедев Документальный фильм, студия «Кинематографист»


Статьи по теме: