Кто построил малый театр. Малый театр на Ордынке: прошлое и настоящее

Малый театр (Государственный академический театр России), старейший русский драматический театр в Москве, сыгравший выдающуюся роль в развитии национальной культуры. Применительно к Малому театру возникает такое понятие, как московская театральная школа, выразившая суть русского актерского искусства – теплоту, сердечность, страстность романтического протеста, сочувствие «маленькому человеку» и стремление к естественной искренности и правде жизни на сцене.

«Второй университет» – от истории к метафоре

Творческий путь Малого театра с самого начала был теснейшим образом связан с передовой общественной мыслью, свободолюбивыми настроениями интеллигенции – писателями, историками, профессорами московского Университета.

Малый театр, как «второй Университет» – важнейшая характеристика московской сцены. Это не столько метафора, сколько сама история Малого театра.

В 1776 на основе бывшей университетской труппы был создан театр, впоследствии названный Петровским. После пожара в 1805 труппа играет в различных театральных помещениях, вплоть до конца 1824, когда она обретает свое постоянное пристанище в здании, построенном по проекту О.И. Бове на Петровской, (в настоящее время Театральной) площади. С того времени московская драматическая труппа становится уже не частью оперно-балетной, а самостоятельным организмом. Театр стал называться Малым (в отличие от Большого, находящегося на той же площади). Однако, задолго до этого, в 1806, театр приобрел статус казенного, войдя в систему императорских театров. Таким образом, актеры, поступившие в труппу из крепостных театров, сразу освобождались от крепостной зависимости, как например, С. Мочалов – отец знаменитого трагика, Мочалова П.

Еще у самых своих истоков, в конце 18 в., бывшая университетская труппа находилась под непосредственным влиянием прогрессивной московской интеллигенции, прежде всего, крупнейшего русского просветителя Н.И. Новикова, писателя и издателя, известного своими антикрепостническими настроениями. Репертуар театра с самого начала складывался из лучших драматических произведений, как русских (от Д. Фонвизина до И.А. Крылова), так и зарубежных авторов (от Ж.Б. Мольера и Бомарше до Р. Шеридана и К. Гольдони). В лучших своих сценических созданиях талантливые актеры труппы, такие, как В. Померанцев, Я. Шушерин, П. Плавильщиков, чета Сандуновых, стремились к созданию живых человеческих характеров, постепенно накапливая опыт реалистической игры. Но подлинный взлет сценического искусства Малого театра связан с творчеством П.С. Мочалова и М.С. Щепкина – корифеев московской сцены.

Театр Щепкина

П.С. Мочалову, «актеру-плебею», по выражению воспевшего его критика В.Г. Белинского, удалось преодолеть каноны прежнего стиля, выраженного эстетикой классицизма. Вместо декламации и торжественной позы, актер привнес на сцену клокочущую лаву горячей страсти и жесты, поражающие страданием и болью. Романтические одиночки Мочалова протестовали и сражались со всем враждебным им миром зла, отчаиваясь, и нередко падали духом. Так, в творчестве актера отразилась сама эпоха падений и взлетов – время надежд и разочарований русского общества 1820–1840. Лучшие роли актера – Гамлет, Ричард III, (в одноименных трагедиях В. Шекспира), Чацкий, Фердинанд (Коварство и любовь Ф. Шиллера). С творчеством П.С. Мочалова связано возникновение важнейшего направления театра – романтизма.

Следующей знаменательной вехой в истории Малого театра является творчество великого русского актера-реформатора М.С. Щепкина. «Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре», – сказал о Щепкине А.И. Герцен. М.С. Щепкин дебютировал в Москве в 1822 уже сложившимся провинциальным актером. На протяжении всего своего творчества актер, ранее бывший крепостным, стремился к верности жизненной правды и естественным интонациям на сцене. Широкие запросы и эстетические взгляды актера выходили за пределы чисто «цеховых» интересов, отсюда его тесное сближение с передовой московской интеллигенцией, писателями, театралами, критиками, имеющими влияние на московский театр: С.Т. Аксаковым, В.Г. Белинским, А.И. Герценым, Н.В. Гоголем, А.С. Пушкиным.

Реалистический метод Щепкина складывался, главным образом, в ролях русской классики – Фамусове (Горе от ума А.С. Грибоедова, 1831) и Городничем (Ревизор Н.В. Гоголя, 1836), в которых актер со всем присущем ему комизмом и наблюдательностью создал живые типические образы «столпов общества».

Огромную роль в формировании художественных принципов Малого театра сыграло творчество Н.В. Гоголя (в 1842 в театре поставлены сцены из Мертвых душ, а в 1843 – Женитьбы).

Помимо Щепкина и Мочалова, ведущие актеры театра – М.Д. Львова-Синецкая, Н.В. Репина, В.И. Живокини, Л.Л. Леонидов, К.Н. Полтавцев, И.В. Самарин, С.В. Шумский.

В театр приходит автор

С середины 1850-х основным драматургом театра стал А.Н. Островский, «русский Шекспир». В театре поставлено сорок семь его пьес, составивших целую эпоху в истории русского театра. «Первое представление первой национальной драмы Не в свои сани не садись торжественно совершилось в Москве. Оно сделало несколько чудес: первое: разом поставило на пьедестал великого актера П. Садовского, второе: разом создало гениальный талант С.Васильева, третье: разом же оторвало национальную русскую артистку Л.П. Никулину-Косицкую хоть на время от гнусно-сентиментальных драм…».

На драматургии А.Н. Островского выросла блестящая плеяда актеров. Кроме уже упомянутых, это – С.В. и Е.Н. Васильевы, Н.В. Рыкалова, Н.Н. Медведева, Н.А. Никулина, В. Бороздина, Г.Н. Федотова, Н.И. Музиль и другие. Островский принимал непосредственное участие в жизни Малого театра, был постановщиком своих пьес, требуя от актеров правильности найденного «тона», стройного ансамбля всех исполнителей, высокой культуры сценической речи, достоверности и художественного единства всех компонентов спектакля. Поэтому Малый театр также будут называть «Домом Островского». Несмотря на неоправданное засилие в репертуаре театра пьес-однодневок, генеральное направление в 19 в., наряду с произведениями Островского определяла классическая драматургия, русская и зарубежная.

На лучших образцах западной драматургии расцвело творчество великой русской трагической актрисы М.Н. Ермоловой. Дебютировав в роли Эмилии (Г.Э. Лессинг, Эмилия Галотти), проявив недюжинный темперамент и силу страсти, впоследствии актриса создала галерею героических женских образов, которую объединила тема протеста против бесчеловечности общества и утверждения достоинства и прав личности. (Лауренсия – Овечий источник Лопе де Вега, Мария Стюарт – Мария Стюарт Ф.Шиллера и Жанна д"Арк – Орлеанская дева этого же автора, и многие другие). Не только горячая патетика была свойственна искусству Ермоловой, но и особая задушевность, теплый лиризм, тонкость психологических переживаний.

На крыльях романтики

В 1880-х в обществе возникла потребность в театральных впечатлениях и романтической героики, так как будничная действительность была обеднена ею.

Происходила постепенная смена поколений. Так же, как в 1850 на смену театра Щепкина пришел театр драматурга Островского, следующая страница Малого театра, пройдет, безусловно, под знаком великой М.Н. Ермоловой. Ряд лучших своих ролей актриса сыграла в пьесах Островского (Катерина в Грозе, Негина в Талантах и поклонниках, Кручинина в Без вины виноватые и другие). Но это иной, более современный Островский, очищенный от тех бытовых излишеств, начавших было отягощать и заштамповывать недавнего новатора драмы. И это была именно та «просветленная», поэтическая правда, на которой настаивал Щепкин в последнее свое десятилетие.

Сподвижниками Ермоловой были А.П. Ленский, А.И. Южин, К.Н. Рыбаков, Е.К. Лешковская, А.А. Яблочкина, позднее – А.А. Остужев. Великолепный ансамбль Малого театра украшали также О.О. и М.П. Садовские, из знаменитой династии, незаменимой, прежде всего, в репертуаре Островского.

Не раз на спектаклях с участием М.Н. Ермоловой происходили политические манифестации студентов и демократической интеллигенции, что еще раз доказывает огромную общественную значимость Малого театра.

Но театр переживал и кризисы. На рубеже 19–20 вв. значение театра несколько ослабло. Мельчал репертуар, отставала от современности режиссура. Пути обновления искусства Малый театр искал в первую очередь актер и режиссер А.П. Ленский. Однако, созданный им Новый театр – филиал Малого театра – не смог осуществить программу реформ. А.И. Южин, возглавивший театр в 1909, стремился укрепить позиции театра, но его попытки успехом не увенчались. Кризис Малого театра отразил общий театральный кризис, выходом из которого стало создание в 1898 Московского Художественного Театра, возможного лишь на базе коренных всесторонних театральных реформ. Эти реформы были проведены К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко – первыми режиссерами в современном понимании этого слова. Вспоминая свою театральную юность, Станиславский не раз говорил, что Ермолова и Ленский являются примерами творчества, образцом подлинной «жизни человеческого духа» на сцене, примеры истинного служения театру, какие исповедовал сам великий режиссер.

Театр слушает революцию

После Октябрьской революции 1917 для Малого театра наступили не менее трудные времена, связанные с необходимостью органично вписаться в современность, сохранив при этом свою самобытность. В 1919 Малому театру присвоено звание академического. Но в это же время театры левого фронта, созданные на волне революции, отвергают академические, а значит устаревшие и бесполезные для народа театры. Звучит призыв и вовсе закрыть их, как оплот буржуазно-дворянской культуры. На защиту Малого театра встает первый нарком Просвещения А.В. Луначарский.

Этапной для Малого театра постановкой после революции, стал спектакль Любовь Яровая по пьесе К.А. Тренева в 1926 (режиссеры И.С. Платон и Л.М. Прозоровский). Высокий уровень сценического мастерства демонстрировали ветераны театра В.О. Массалитинова, С.Л. Кузнецов, Е.Д. Турчанинова, В.Н. Рыжова, П.М. Садовский, В.Н. Пашенная и актеры среднего поколения: Е.Н. Гоголева, С.Н. Фадеева, Н.А. Анненков и другие. «Музейное» искусство Малого театра оказалось на редкость жизнеспособным. В спаянной, династически замкнутой труппе наследовались роли и даже сами трактовки. Поздние роли Г.Н. Федотовой впоследствии перешли А.А. Яблочкиной, а репертуар О.О. Садовской был унаследован В.Н. Рыжовой и В.О. Массалитиновой. Но вот в 1930-х труппа Малого театра пополнилась артистами из других театров (Н.М. Радин, М.М. Блюменталь-Тамарина, Е.М. Шатрова, Д.В. Зеркалова) и из театра В.Э. Мейерхольда, закрытого к тому времени, как театр «враждебной эстетики». Театр, в свое время, возглавлявший левый фронт, был расформирован, а его ведущие артисты – И.В. Ильинский, М.И. Царев, М.И. Жаров заняли достойнейшее место в традиционном академическом театре. Эти ранее полярные полюса, в конце 1930 гг. сблизились за счет неувядаемой, романтически приподнятой театральности, внешней сценической выразительности, свойственным таким разным, казалось бы эстетически диаметрально противоположным коллективам. Что же касается режиссуры, то в Малом театре, как правило, это «режиссер при актерах», и очень часто на практике актеры театра играют в спектаклях ими же и поставленных (И. Ильинский, Б. Бабочкин, В.И. Хохряков и др.).

Малый театр – театр актера

Основой репертуара Малого театра 1930–1940 останется Островский, а также Ревизор Н.В. Гоголя и Горе от ума А.С. Грибоедова, с М. Царевым в роли Чацкого (через 40 лет артист с успехом сыграет Фамусова).

В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал. Среди спектаклей, такие, как Фронт А.Е. Корнейчука (1942), Нашествие Л.М. Леонова (1943) Пигмалион Б. Шоу (1943), Иван Грозный А.Н. Толстого (1945). Эти спектакли рождали веру в возможности человека, его духовные силы.

Из послевоенных постановок Малого театра большим событием стал спектакль Васса Железнова М.А. Горького с участием В.Н. Пашенной (1952).

В 1950 годы в театре работали режиссеры: К.П. Хохлов, И.Я. Судаков, Л.А. Волков, А.Д. Дикий. Яркость актерских и режиссерских решений отличала спектакли Власть тьмы Л.Н. Толстого (1956), Маскарад М.Ю. Лермонтова (1962), Макбет В.Шекспира (1955), инсценировки Ярмарки тщеславия У. Теккерея (1958) и Госпожа Бовари Г. Флобера (1963).

Колоссальной актерской удачей стала роль косноязычного золотаря Акима в исполнении И.В. Ильинского (Власть тьмы, постановка Б. Ровенских). Рожденный во время «оттепели», после XX съезда партии, спектакль весь был напоен современностью. Страстная проповедь жизни по совести, неприятие лжи и сострадание к людям отличали Акима в мастерском исполнении Ильинского. Толстовская тема неслучайна для актера. В 1970 Ильинский исполнил роль великого писателя и мыслителя в пьесе И. Друце Возвращение на круги своя, этапную для своего творчества. Образ Толстого с полным правом можно назвать вершиной творчества актера, показавшего последние годы жизни философа, находящегося в постоянном духовном поиске.

Значительную роль в жизни театра играла актерская и режиссерская деятельность Б.А. Бабочкина. Б.А. Бабочкин впервые поставил в Малом театре А.П. Чехова (Иванов,1960), сыграв в спектакле главную роль. До этого театральные выразительные средства Малого театра считались противопоказанными эстетике чеховских пьес. «Они никуда не зовут», – характеризовала их еще Ермолова, отвергая пьесы Чехова применительно к себе и своему театру. Так невольно актриса сформулировала важнейшее свойство Малого театра – четкую гражданскую позицию. Актеру и режиссеру Б. Бабочкину удалась эта постановка, возможно потому, что он взялся за самую «нечеховскую» из чеховских пьес.

В период 1960–1980 в Малом театре ставили спектакли также такие интересные режиссеры, как Л.В. Варпаховский, Л.Е. Хейфец, Б.А. Львов-Анохин. Ставил спектакли и И.В. Ильинский. Наряду с неисчезающей из репертуара русской классикой, в Малом театре были поставлены Заговор Фиеско в Генуе Шиллера (1977), Король Лир (1979), Сирано де Бержерак Э. Ростана (1983) и другие.

В 1990 гг. в театре поставлены Дядюшкин сон Ф.М. Достоевского, Царь Борис и Смерть Иоанна Грозного А.К. Толстого, Не было не гроша, да вдруг алтын, Волки и овцы, Лес, Трудовой хлеб, Бешеные деньги А.Н. Островского, а также Чайка А.П. Чехова. Список спектаклей отечественного репертуара продолжают Чудаки М. Горького, Свадьба Кречинского А.Н. Колкера по А.В. Сухово-Кобылина, Сказка о царе Салтане А.С. Пушкина.

В разные годы Малым театром руководили: А.И. Южин, И.Я. Судаков, П.М. Садовский, К.А.Зубов, М.И. Царев, Е.Р. Симонов, Б.И. Равенских и другие. С 1988 художественный руководитель театра – Ю.М. Соломин, в 1988–1995 главным режиссером был Б.А. Морозов. В труппу входили: Э.А. Быстрицкая, В.В. Кенигсон, В.И. Коршунов, И.А. Любезнов, Р.Д. Нифонтова, Е.В. Самойлов, В.И. Хохряков, М.И. Жаров, Е.Я. Весник, Ю.И. Каюров, Г.А. Кирюшина, Н.И. Корниенко, А.И. Кочетков, И.А. Ликсо, Т.П. Панкова, В.М. Соломин, Л.В. Юдина, В.П. Павлов, Э.Е. Марцевич, К.Ф. Роек, А.С. Эйбоженко и многие другие.

Малый театр стремится выразить современность, опираясь на богатые традиции русской актерской школы, оставаясь театром академической классики, театром высокой сценической культуры. Именно так поставлен в 2000 спектакль Горе от ума с Ю.М. Соломиным в роли Фамусова.

При Малом театре с 1918 работает театральная школа (с 1938 – Театральное училище им. Щепкина, с 1943 – ВУЗ). Малый театр имеет две сценические площадки – основная сцена и филиал. В 1929 установлен памятник А.Н. Островскому перед зданием Малого театра.

В конце XVIII века место под нынешним Малым театром в Театральном проезде, 1 занимал берег реки Неглинной , которую со временем засыпали и заключили в подземную трубу. Узкая полоса была застроена частными домами, которые принадлежали трем владельцам.

К 1818 году, когда был утвержден план обустройства Театральной площади , купец из Серпухова В.В. Варгин выкупил полностью эти участки.

К 1824 году, когда архитектурный ансамбль Театральной площади был достроен, В.В.Варгину предложили сдать дом в аренду казне под устройство театра. Купец не только дал согласие, но и вложил огромнейшие деньги для реконструкции здания. Работы проводились непосредственно под руководством и по проекту архитектора О.И. Бове.

Интересно знать, что В.В. Варгин, будучи поставщиком армии во время войны с Наполеоном, в 1814 году побывал в Париже. Пале-Рояль и размещенный в нем театр запали в душу купца, который захотел создать в Москве нечто похожее.

В.В. Варгин внес значительный вклад в создание облика Театральной площади тесно сотрудничая с архитектором Бове, хотя и не был автором этого грандиозного проекта.

Из истории Малого театра

14 октября 1824 года императорская труппа дала первое представление в Малом театре. Таким образом, он на три месяца раньше открыл свой зал для театралов, чем стоящий по соседству Большой театр .

Современный вид всего здания несколько отличается от первоначального строения, в котором был только один, Южный, ризалит в котором и находился главный вход. Постройка больше напоминала частный дом, нежели театральное заведение.

В 1832 дирекция императорских театров выкупает здание у В.В. Варгина за 158 тысяч рублей.

А теперь о перекличке времен и воровстве на Руси!...

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

История Государственного Академического Малого Театра

Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: “Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...” Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.

На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы труппа театра пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра.

Таким образом, “прародителем” Малого театра явился театр при Московском университете. Но не из-за этого Малый называли “вторым Университетом”, а благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую культуру, на умы, на настроения в обществе. Малый театр со дня своего основания является одним из самых важных центров духовной жизни России.

В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.

“Московские ведомости” поместили объявление о первом спектакле в Малом: “Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...”

Слово “малый” сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова “Большой” и “Малый” стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.

Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведении поэта: “Руслана и Людмилы” (1825 г.), “Бахчисарайского фонтана” (1827 г.) и “Цыган” (1832 г.). Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. Впрочем, наряду с серьезными пьесами, существовал в Малом театре и “легкий” репертуар: мелодрамы и водевили. Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н.В.Гоголя. Сам великий писатель, надеясь на точное прочтение своей пьесы “Ревизор” в Малом театре, написал М.С.Щепкину письмо, где давал ему советы для постановки. Театр также создал инсценировку “Мертвых душ”, а впоследствии поставил “Женитьбу” и “Игроков” Н.В.Гоголя, причем “Игроки” увидели свет впервые. Высоко ценил искусство Малого театра И.С.Тургенев. Специально для Малого и его корифея - М.С.Щепкина - создал он свои пьесы “Холостяк” и “Нахлебник”. В Малом театре впервые была представлена на сцене знаменитая комедия “Свадьба Кречинского” А.В.Сухово-Кобылина.

Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к АН.Островскому, писал: “Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться “Театр Островского”. Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.

Еще при жизни драматурга Малый стали называть “Домом Островского”. Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики. При этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким - так, спектакль “Орлеанская дева” по Ф.Шиллеру с великой Ермоловой в главной роли шел на сцене в течение 18 лет, причем через 9 лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих его посмотреть. Бывало и так, что, напротив, оперные и балетные спектакли шли в Малом. Именно здесь, по желанию П.И.Чайковского, состоялась премьера оперы “Евгений Онегин”.

Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А.Н.Островского: “Волки и овцы”, “Не было гроша, да вдруг алтын”, “Лес”, “Бешеные деньги”, “Трудовой хлеб”, “Свои люди - сочтемся!” В былые времена театр не мог найти общего языка с А.П.Чеховым - при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: “Вишневый сад”, “Дядя Ваня”, “Чайка”. Своего рода “визитной карточкой” Малого театра стала драматическая трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: “Царь Иоанн Грозный”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”. В спектаклях по А.К. Толстому звучит музыка Г.В.Свиридова, которую великий композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим внимание театр и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера, А.Стриндберга, Э.Скриба.

Театр возглавляют художественный руководитель - Народный артист СССР Ю.М.Соломин - и генеральный директор - Народный артист СССР В.И.Коршунов. В труппе театра много известнейших, любимых народом артистов - Народный артист СССР Е.В.Самойлов, Народная артистка СССР Э.А.Быстрицкая, Народные артисты России Т.П.Панкова, А.И.Кочетков, И.В.Муравьева, А.Я.Михайлов, Ю.И.Каюров, В.П.Павлов, Э.Е.Марцевич и многие другие - список можно продолжать и продолжать. Труппа театра насчитывает более 100 человек, а общее количество работников театра - более 700. Малый - единственный из всех драматических театров страны - сохранил свой вокально-драматический состав, хор и малый симфонический оркестр. В составе оркестра - музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов.

В октябре 1995 года был открыт после ремонта филиал Малого театра на улице Большая Ордынка. Если на основной сцене Малого театра идет только классика, то филиал предполагается сделать экспериментальной площадкой, где классика будет сосуществовать с новыми для старейшего коллектива формами - так, недавно там был поставлен мюзикл А.Колкера по пьесе А.В.Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского”.

Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра - за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль “Островский в Доме Островского”. Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился еще один театральный форум - Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

У входа в здание Малого театра установлен памятник писателю и драматургу , пьесы которого сформировали основу репертуара театра. Памятник установлен в 1929 году. Скульптор - Николай Андреев, архитектор - Ф. О. Шехтель. Памятник выполнен из бронзы и располагается на гранитном постаменте.

Историческая справка

Труппа театра была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: “Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...” Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.

На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра.

В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр. “Московские ведомости” поместили объявление о первом спектакле в Малом: “Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...

В литературе

Рядом со мной, у входа в , сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал «Волки и овцы». На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далекое прошлое.

К подъезду Малого театра , утопая железными шинами в несгребенном снегу и ныряя по ухабам, подползла облезлая допотопная театральная карета. На козлах качался кучер в линючем армяке и вихрастой, с вылезшей клочьями паклей шапке, с подвязанной щекой. Он чмокал, цыкал, дергал веревочными вожжами пару разномастных, никогда не чищенных «кабысдохов», из тех, о которых популярный в то время певец Паша Богатырев пел в концертах слезный романс:

Были когда-то и вы рысаками

И кучеров вы имели лихих…

- гостиницы Москвы

Театр Гоголя и Островского. Театр, на сцене которого впервые увидели свет «Горе от ума» и «Гроза». Театр, где блистали Щепкин и Мочалов. Один из старейших театров России, Малый театр, об истории которого расскажет сегодня Diletant . media .

Комедий и трагедий театр

История московского Малого театра началась в 1756 году с указа Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Правда, это было время появления лишь труппы театра — ее основали при университете и отдали под чуткое руководство знаменитого поэта и драматурга Хераскова (того самого, который написал эпическую поэму «Россиада»). Университетский Вольный театр послужил основой для создания драматического Петровского театра. Кроме студентов, в труппу входили также актеры из крепостных театров, первым из которых был театр помещика Волкова в Ярославле).

Здание от Бове и Тона

Как это часто бывало, здание театр сгорело, и только в 1824 архитектор Бове, то самый, что построил Большой театр, создал проект перестройки особняка купца Варгина, который и стал зданием Малого театра. Позже оно было перестроено архитектором Тоном и приняло свой окончательный вид. Сегодня перед зданием театра стоит памятник Островскому. В это же время театр стал казенным, что было очень важно: теперь актеры, пришедшие из крепостных театров, получали свободу. Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой. Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» Чайковского.

Театр Мочалова и Щепкина

Объявление о первом спектакле в Малом театре можем найти в «Московских ведомостях» за 1824. Интересно, что там название театра писалось с маленькой буквы, ведь это просто указывало на небольшие размеры театра. Но вскоре Малый стал так популярен, что его название стали уважительно писать с заглавной буквы. Далеко не последнюю роль в растущей славе театра сыграли его знаменитые актеры — Щепкин и Мочалов. Щепкин был бывшим крепостным актером, ему приходилось играть даже женские роли, например, Еремеевну в «Недоросле» и Бабу Ягу в опере Горчакова. Мочалов также родился в семье крепостных актеров, и он стал одним из величайших трагиков XIXвека. Его герои-одиночки быстро сделали его знаменитым: Гамлет, Ричард III, Чацкий.



Фотография Щепкина в газете к 50летию его смерти

Театр Гоголя и Островского

Малый театр был центром культурной жизни. В его обширном репертуаре находилось место произведениям Шекспира и Шиллера, Пушкина и Грибоедова. Именно на сцене Малого в 1831 впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский. За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 год был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы». Пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев.



Пьеса «Гроза» в постановке Малого театра, конец
XIX века

Ставились на сцене Малого и произведения других русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия Алексея Константиновича Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на сцене шли только его водевили. Но сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно заняли свое место в репертуаре.

Сохранение традиций

Начало XX века была для театра сложным. Несмотря на новаторские течения, распространившиеся по театрам России, Малый остался верен традициям. В 1918 при театре открылась театральная школа, позже выросшая в Высшее театральное училище имени Щепкина. После революции Малый театр стоял на грани исчезновения: театральный комиссариат считал, что Имперский театр новому зрителю не нужен. Благо, Луначарский вовремя встал на его защиту, и Малый удалось сохранить. В 30-е и 40-е годы театр в основном возвращался к классике, предпочитая не ставить произведения современных авторов. Тогда на сцене снова появились Островский, Гоголь и Грибоедов.



Малый театр сегодня

Во время войны театр не переставал работать. После войны в основном тоже ставили классику: «Васса Железнова» Горького, «Маскарад» Лермонтова, «Макбет» Шекспира, «Федра» Расина", «Госпожа Бовари» Флобера и «Ярмарка тщеславия» Теккерея. Сегодня в театре также придерживаются традиций, представляю зрителю Островского и Чехова. К тому же труппа театра постоянно гастролирует по всему миру. Малый также был инициатором создания Всероссийского фестиваля «Островский в доме Островского» — «певца Замоскворечья» помнят и чтят в Малом и по сей день.

Екатерина Астафьева



Статьи по теме: