Примеры архитектурных сооружений классицизма. Линии стиля классицизм

Архитектурный классицизм - это возвращение к античному зодчеству, считавшемуся эталоном строгости, гармонии, монументальности и наряду с тем лаконичности. Зданиям в стиле классицизма присуща четкость форм и регулярность планировки. За основу зодчие брали ордер, по своим пропорциям напоминавший античный, а кроме того использовали симметрично-осевые композиции и были достаточно сдержаны в декорировании.

Откуда родом классицизм

Этот всем известный стиль пришел из Венеции, где он был сформулирован двумя известными мастерами - Палладио и Скамицци - в самом конце эпохи Ренессанса. В основу венецианского зодчества легли принципы античной храмовой архитектуры. Именно на них базировались проекты самых известных частных особняков.

Немного позже, благодаря усилиям Иниго Джонса, классицизм был перенесен и в Англию, где и просуществовал примерно до середины 18 века. Такой успех нового стиля был предопределен, поскольку барокко и рококо уже в буквальном смысле пресытили вкусы европейских интеллектуалов. На смену помпезности и роскоши при решении градостроительных задач должен был прийти совсем иной стиль. И он был найден в подражании древнеримским и древнегреческим канонам. Так родились известнейшие архитектурные ансамбли - площадь Согласия и церковь Сен-Сюльпис в Париже.

Общество, услышав призыв обновить искусство современности прелестью античности, весьма активно вняло ему и полностью поддержало новый архитектурный стиль. Прогрессивный классицизм, противопоставляемый придворному барокко, полностью соответствовал духу того времени - эпохи буржуазных революций, когда на смену устоявшемуся, застаревшему политическому режиму приходили новые веяния.

Основы классицизма

Более всего классицизм проявился при возведении княжеских дворцов-резиденций, хотя последние уже с большой натяжкой могли называться главным объектом архитектуры и строительства. В те времена в огромном количестве возводились загородные дома и виллы, а с точки зрения государственных масштабов активно выстраивались и сооружения общественного назначения: университеты, библиотеки, музеи и театры. Классицизм также проявил себя и при возведении больниц, домов для людей с увечьями и даже казарм и тюрьм.

В те годы храмовое строительство уже потеряло свое значение, хотя справедливости ради стоит отметить, что все же в Дармштадте, Карлсруэ и Потсдаме были возведены известнейшие сооружения религиозного толка. Вот только и в наши дни ведутся активные споры о том, насколько архитектурные формы в языческом стиле соответствуют подобным христианским обителям.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель , Гораций).

Преобладающие и модные цвета Насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно — голубой
Линии стиля классицизм Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия
Форма Четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир — выразительные помпезные монументальные формы
Характерные элементы интерьера Сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод; для стиля ампир военный декор (эмблемы); символы власти
Конструкции Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные
Окна Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением
Двери стиля классицизм Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями

Направления классицизма в архитектуре: палладианство , ампир , неогрек , «регентский стиль ».

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер , в пропорциях и формах близкий к античности . Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов .

Возникновение стиля классицизм

В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: «Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, — это подражать древним». Этот призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела в классицизме необходимое противопоставление придворному барокко. Но и просвещенные феодалы не отвергали подражание античным формам. Эпоха классицизма совпала по времени с эпохой буржуазных революций — английской в 1688 г., французской — через 101 год.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Историческая характеристика стиля классицизм

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.

Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис , а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

От форм рококо, отмеченных поначалу римским влиянием, после окончания строительства Бранденбургских ворот в Берлине в 1791 г. был сделан крутой поворот в сторону греческих форм. После освободительных войн против Наполеона этот «эллинизм» нашел своих мастеров в К.Ф. Шинкеле и Л. фон Кленце. Фасады, колонны и треугольные фронтоны стали архитектурной азбукой.

Стремление претворить в современное строительство благородную простоту и спокойное величие античного искусства вели к желанию полностью скопировать античную постройку. То, что у Ф. Жилли осталось как проект памятника Фридриху II, по приказу Людвига I Баварского было осуществлено на склонах Дуная в Регенсбурге и получило название Вальхалла (Walhalla «Чертог мертвых»).

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом , вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов . Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом , - таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна . По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны . Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» - ампир . В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов.

В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург , Хельсинки , Варшава , Дублин , Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой , в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику . В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек »), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона .

Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см. боз-ар).

Центрами строительства в стиле классицизма стали княжеские дворцы — резиденции, особую известность приобрели Марктплатц (торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство в Дармштадте. Прусские короли в Берлине и Потсдаме строили преимущественно в классическом стиле.

Но дворцы уже не были главным объектом строительства. Виллы и загородные дома уже невозможно было от них отличить. В сферу государственного строительства были включены общественные сооружения — театры, музеи, университеты и библиотеки. К ним добавились здания социального назначения — больницы, дома для слепых и глухонемых, а также тюрьмы и казармы. Картину дополняли загородные поместья аристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.

Строительство церквей уже не играло первоочередной роли, однако в Карлсруэ, Дармштадте и Потсдаме были созданы замечательные сооружения, хотя при этом и велась дискуссия, подходят ли языческие архитектурные формы для христианской обители.

Строительные особенности стиля классицизм

После распада великих исторических стилей, переживших века, в XIX в. происходит явное ускорение процесса развития архитектуры. Это становится особенно очевидным, если сравнить прошлое столетие со всем предшествующим тысячелетним развитием. Если ранняя средневековая архитектура и готика охватывают около пяти веков, ренессанс и барокко вместе — уже только половину этого срока, то классицизму потребовалось неполное столетие для того, чтобы овладеть Европой и проникнуть за океан.

Характерные черты стиля классицизм

С изменением точки зрения на архитектуру, с развитием строительной техники, появлением новых типов сооружений в XIX в. произошло также значительное перемещение центра мирового развития архитектуры. На первом плане оказываются страны, которые не пережили высшего этапа развития барокко. Своей вершины классицизм достигает во Франции, Германии, Англии и России.

Классицизм был выражением философского рационализма. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения.

Классицизм стимулировал археологические исследования, которые привели к открытиям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях, заложили теоретические основы движения, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты. Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшие изображения архитектурных памятников.

Типы сооружений стиля классицизм

Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия.

Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты.

Классицизм в архитектуре интерьере , то рад предоставить для Вас статью на данном сайте. Не хочу лить воду — приступим к основе етого стиля.

  • Понятие стиля классицизм:

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

Основа классицизма вмещает в себе идеи рационализма, формирование которых происходило одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественные творы или произведение, в разумении классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, несмотря на ето обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.


КЛАССИЦИЗМ — Стиль европейского искусства XVII-начала XIX в. Есть два периода в развитии етого стиля . Первый сложился в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVIII век принято считать новым этапом развития, потомучто классицизм в архитектуре начал отражть иные гражданские идеалы, которые имели основоположение на идеях философского рационализма Просвещения. Но есть то, что объединяет оба периода стиля классицизм и ето представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.
Архитектуре классицизма есть своя свойственна характерность потому мы имеем во-первых строгость формы, во-вторых ясность пространственного решения, в-третьих геометризм интерьеров, и наконец мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. Классицизм отличается от барокко в том что не создавалась пространственная иллюзия, искажавшая пропорции здания. И даже парковая архитектура имела свой регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют композицыонно правильную форму, а все зеленые растения размещены строго в линию и тщательно подстрижены (поспотрите например, садово–парковый ансамбль Версаля).

Стиль классицизм в архитектуре фото

  • Итак коротко о характере классицизма в архитектуре:
  1. Торжественная ясность геометрии и пространства
  2. Сдержанность и лаконизм отделки
  3. Регулярность, ритм
  4. Совершенство пропорций
  5. Ордер, «золотое сечение»
  6. Декор, подчеркивающий форму

Стиль классицизм в интерьере фото

После прочитаного имеем такую текстовую картину:

Стиль классицизм в архитектуре интеьере сформировался в конце 18 века и он до нашего времени имеет свою актуальность. В нем просматривается строгая соразмерность и гармоничность всех его составляющих. Даже мебели присущи геометричность, видим четкий стык элементов, имеем прямые или чуть изогнутые формы. Все ето можно увидеть в корпусной мебели, и стульям. Важно что декор используется в минимальных количествах. Если посмотреть на современные интерьеры, то классический стиль отлично комбинируется с другими стилями и образует эклектическое смешение.

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ

Русский классицизм - одна из самых ярких страниц в истории мирового зодчества. Он прошёл несколько этапов в своем развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762-1796). Россия, ещё совсем недавно воспринявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов.

«Архитектурный театр» Москвы: В. И. Баженов и М. Ф. Казаков

Хотя «пред новою столицей померкла старая Москва» (А.С. Пушкин), именно здесь было создано немало архитектурных шедевров мирового значения. Главный из них - Пашков дом - принадлежит великому русскому зодчему Василию Ивановичу Баженову (1737/38-1799). Этот дивный белый дворец, возвышающийся на холме, как на пьедестале, и сегодня является подлинным украшением Москвы. В общей композиции ансамбля легко угадывается рука большого мастера, наделённого прекрасным знанием традиций западноевропейской архитектуры, безошибочным чувством пропорций, ювелирной тонкостью отделки деталей, умением органично связывать здание с окружающей природой.

В.И. Баженов. Пашков дом. 1784 - 1788 гг. Москва

Вход во внутренний двор усадьбы вёл через арку парадных въездных ворот. От внешнего фасада здания вниз шла лестница, у подножия которой был разбит регулярный парк, ограждённый красивой кованой оградой с фонарями на столбах (в настоящее время сохранилась лишь часть решётки). В саду, украшенном беседками, фонтанами и скульптурой, гуляли редкие птицы. В синих зеркалах прудов плавали экзотические рыбы и белоснежные лебеди. Великолепен главный дом с двумя низкими флигелями, подчёркивающими протяжённость ансамбля и его раскрытость навстречу Кремлю. Нижняя часть здания отделана рустом. Она выступает вперёд и служит опорой для ионических колонн портика и двух статуй, расположенных по краям на уровне окон второго этажа. На фоне рустованной стены плавно повторяются арки оконных проёмов, украшенные лепными гирляндами и львиными масками. Они образуют своеобразную арочную галерею и подчёркивают общий ритм здания. Пилястры, расположенные в двух главных этажах, передают стенам устремлённость вверх.

Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд непременно скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere - прекрасный вид) - круглой надстройке в виде павильона или беседки. До пожара в 1812 г. его венчала статуя богини Минервы. Лёгкость и изящество зданию придают античные вазы на балюстраде. Праздничная нарядность и красота здания достигнуты не обилием украшений, а соразмерностью частей, строгостью пропорций и цельностью авторского замысла.

В.И. Баженов. Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 -1785 гг. Москва

Всю жизнь В.И. Баженов мечтал возводить сооружения «к славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых десять лет! По её приказанию строительство было запрещено: возведённые здания следовало немедленно снести. Попав в опалу, Баженов покинул Москву и поселился в Петербурге. Павел I, давний поклонник и покровитель архитектора, вступив на престол, дал Баженову высокий чин действительного статского советника, а через месяц подарил тысячу душ крестьян. Но царская милость пришла слишком поздно...

Творчество Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812) прочно связано с классической архитектурой Москвы. За пятьдесят лет своей деятельности он значительно изменил облик древней столицы. Здесь он создал нечто большее, чем десятки дворцов, общественных зданий, храмов и домов... Ему удалось не только не нарушить «естество» города, но и вступить в блистательный диалог с архитектурными сооружениями старой Москвы.

Его имя не сразу засверкало на архитектурном Олимпе. Он был учеником известного московского архитектора Д.В. Ухтомского (1719-1774). В отличие от В.И. Баженова, обучавшегося в Италии и во Франции, Казаков получил образование в Петербургской Академии художеств. В своём творчестве он всегда ориентировался на русские архитектурные традиции.

В 1768 г. судьба свела двух замечательных архитекторов вместе. Им было поручено создать «наиславнейшее в свете здание» Большого Кремлевского дворца. Несмотря на незавершённость работы, Казаков - первый помощник Баженова - прошёл прекрасную школу архитектурного творчества. В 1763-1767 гг. под его руководством был возведён Путевой дворец в Твери. С этого времени вся его дальнейшая судьба была связана с Москвой.

Архитектурное дарование М.Ф. Казакова в полной мере проявилось в создании увеселительных строений на Ходынском поле (1775). Императрица Екатерина II была вполне довольна и даровала Казакову чин архитектора. Сохранившиеся графические рисунки, выполненные с исключительным мастерством, считаются одним из высших достижений великого зодчего. С той поры на него буквально хлынул поток заказов в Москве.

М.Ф. Казаков. Петровский дворец. 1775 - 1782 гг. Москва

Петровский дворец (1775-1782; ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского) - одно из самых значительных творений М.Ф. Казакова. Ансамбль дворца необычен и оригинален. Парадный двор замкнут одноэтажными служебными корпусами, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются с традиционными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые арки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменных украшений. В архитектурном облике дворца также присутствуют готика и нарышкинское барокко.

Через год М.Ф. Казаков уже обдумывал проект здания Сената в Кремле. Он сразу же отверг его тотальную перестройку, желая лишь «подновить его свежими красками». Поразительное чувство меры и масштаба присущи треугольному в плане зданию, украшенному огромным куполом-ротондой. Кажется, в нем ожили дух Античности и классические «законы чистого разума». В «безмолвную громаду камней холодных» Казаков сумел вдохнуть жизнь. Центры фасадов были искусно украшены дорическими колоннами и пилястрами.

М.Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле. 1783 г.

Строгость и простота внешнего облика Сената контрастировали с пышным интерьером Круглого зала, который современники справедливо называли «русским Пантеоном». Его отделка особенно нарядна и совершенна. Вдоль стен идёт торжественный ряд коринфских колонн, в простенках между колоннами помещены рельефные панно. Высокий купол (диаметр 24,7 м) богато украшен кессонами.

Екатерина II, вступившая под его величественные своды, не смогла сдержать своего восторга.

К величайшим творениям М.Ф. Казакова принадлежат здание «жилища наук» - Московского университета (1786-1793), здание Благородного собрания (1784-90-е гг. XVIII в., ныне Колонный зал), Голицынская больница (1796-1801, ныне Первая градская больница) и другие сооружения. Кроме того, он оставил нам свои бесценные альбомы чертежей всех главных московских построек. Рассматривая их сегодня, мы как будто совершаем путешествие по старым улицам Москвы, любуясь творениями его гениальной фантазии. И становятся понятными чувства, переполнявшие душу художника, когда он получил известие о пожаре в Москве в 1812 г. Он был воспринят М.Ф. Казаковым как национальная трагедия, невиданная по масштабам катастрофа, крушение всех планов и замыслов. Впереди была только смерть...

«Строгий, стройный вид» Петербурга

С начала XVIII в. центром классической архитектуры стал Петербург - новая столица Российского государства.

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским -

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским...

Д. Самойлов. «Над Невой»

Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж.Б. Леблона (1679-1719; застройка Васильевского острова), Д. Трезини (1670-1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (1710-1794; Мраморный дворец), И.Е. Старова (1745-1808; Таврический дворец), Д. Кваренги (1744-1817; Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт благородных девиц).

Прекрасным дополнением служили архитектурные творения в духе классицизма в пригородах Петербурга: «Китайский дворец» А. Ринальди в Ораниенбауме, Гатчинский дворец Н.А. Львова (1751 -1803/04), Александровский дворец в Царском Селе Д. Кваренги, Камеронова галерея в Царском Селе и дворец в Павловске Ч. Камерона (40-е годы XVIII в. - 1812).

Карл Росси. Александринский театр. 1828 - 1832 гг. Санкт-Петербург

К выдающимся творениям классицизма относятся сооружения начала XIX в.: здание Адмиралтейства А.Д. Захарова (1761-1811), первая российская биржа Тома де Томона (1760- 1813), Казанский собор и здание Горного института А.Н. Воронихина (1759-1814), Михайловский дворец, Александринский театр, здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой площади К.И. Росси (1775-1849), Исаакиевский собор О. Монферрана (1786-1858).

Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся лишь к некоторым из них.

Доменико Трезини. Здание Двенадцати коллегий. 1722 - 1734 гг. Санкт-Петербург

Здание Двенадцати коллегий (1722-1734; ныне Санкт-Петербургский университет) создано известным зодчим Доменико Трезини. Двенадцать трёхэтажных строений, объединённых в один архитектурный ансамбль, подчёркивают идею единства и согласованности действий важнейших административных служб Российского государства. Петр I, по инициативе которого возводился этот ансамбль, требовал, чтобы двенадцать его корпусов «снаружи все были равные долготою и высотою». Трезини строго следовал этому указанию: двенадцать однотипных корпусов образуют единую стену протяжённостью более полукилометра, перекрытую зубчатой четырёхскатной кровлей. Лишь сдвоенные пилястры на стыках зданий чётко определяют их границу.

Каждая коллегия имела протяжённость в девять окон, её центральная часть в три окна - ризалит - несколько выступает вперёд, нарушая, таким образом, впечатление монотонности и однообразия длинного фасада. В каждом из ризалитов расположен парадный вход, над которым на уровне второго этажа нависает балкон с красивой кованой решеткой. Ризалит украшен нарядным фронтоном, в середине которого находится лепное изображение эмблемы коллегии. По бокам возлежали каменные символические фигуры.

В архитектурном облике здания чувствуются рациональность планировки, строгость пропорций, во всём господствует дух деловитости и экономичности. Несмотря на то что в целом здание явно ориентировано на западноевропейскую классическую архитектуру, в нём сохранены и русские традиции. Белые детали наличников окон на краснокирпичном фоне фасада напоминают белокаменную резьбу древней столицы Москвы.

А.Д. Захаров. Адмиралтейство. 1806 - 1823 гг. Санкт-Петербург

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства , к которому вели три главные магистрали города. Оно было создано по указанию Петра I русским архитектором И.К. Коробовым. Мечта Петра I о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реальностью: корабли «...со всех концов земли к богатым пристаням» стремились.

К началу XIX в. здание Адмиралтейства обветшало, требовалась его капитальная реконструкция. В 1805 г. Андреян Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства. Свои задачи он видел в бережном сохранении первоначальной структуры здания, в разработке и уточнении плана архитектурного комплекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П-образных корпуса, между которыми некогда проходил канал от Невы.

Главный фасад протяжённостью в 406 м (!) имел небольшую высоту - 16 м. Как же в таком случае избежать монотонности и однообразия? Захаров разбивает фасад на пять частей. Его центром остается башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом города - столицы морской державы. Первый ярус башни представляет собой монолитный куб, служащий основанием для лёгкой и изящной колоннады. Главный въезд осуществлялся через центральную башню, он был оформлен в виде триумфальной арки в честь русского флота.

По обе стороны от центральной башни расположены два двенадцатиколонных портика, выдержанных в спокойном дорическом стиле. Им вторят дополнительные выступы - ризалиты, украшенные шестью колоннами. Таким образом, строгая гладь стен, сочетающаяся с колоннадами, образует единый ритм фасада. Часть здания, выходящую к Неве, Захаров украшает двумя павильонами. Перед одним из них дремлют львы - олицетворение силы и власти, перед другим лежат античные амфоры - символ вечной красоты и гармонии.

Ф.Ф. Щедрин. Морские нимфы на здании Адмиралтейства. 1812 - 1813 гг. Санкт-Петербург

А.Д. Захаров тщательно продумал скульптурные украшения всего архитектурного комплекса. Они также были призваны оживить общий вид монументального здания. Для этих целей были привлечены лучшие скульпторы того времени. Ф.Ф. Щедрин (1751- 1825) изваял две группы морских нимф, поддерживающих небесную сферу - символ русского мореплавания, охватившего все океаны Земли. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами. И.И. Теребнёв (1780-1815) украсил здание двумя летящими фигурами Славы со скрещенными знаменами, осеняющими корабли русского флота. Ему принадлежит аллегорическое панно с изображением Нептуна, передающего Петру I трезубец - символ владычества над морями. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять морскую державу России.

Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом Адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу.

Чтоб в громе пушечных ударов

В Неву входили корабли,

Поставил Андреян Захаров

Маяк отеческой земли.

И этой шпаги острый пламень,

Прорвав сырой туман болот,

Фасада вытянутый камень

Приподнял в дерзостный полёт.

В. Рождественский

Казанский собор - одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина. Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга.

А.Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальянское творение на невские берега. Его оригинальный замысел отличался смелостью решения и выверенностью научных расчётов.

Идеально гармоничны и легки пропорции центрального портика главного здания, украшенного шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр - 17 м) идеально соизмерен с масштабами и пропорциями всего здания. Он не подавляет, а торжественно венчает барабан, прорезанный удлинёнными и узкими окнами. При сооружении купола были впервые в строительстве применены металлические конструкции из железа и чугуна.

А.Н. Воронихин. Казанский собор. 1801 1811 гг. Санкт-Петербург

Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда. Она естественно переходит в широкую площадь, сливающуюся с главной магистралью Санкт-Петербурга - Невским проспектом. Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается широкими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки. Современники сомневались, смогут ли колонны выдержать тяжесть массивного свода, но их опасения оказались напрасными. Блестящий проект Воронихина был безупречен не только с художественной, но и с технической точки зрения.

Ощущение торжественности и гармонии не только сохраняется, но и усиливается внутри здания. Стройные ряды парных колонн, высеченных из монолитных блоков розового гранита, разделяют пространства трёх нефов. Несмотря на скупость декоративного внутреннего убранства, стены, колонны и высокие своды собора блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золочёной бронзой.

К сожалению, А.Н. Воронихину не удалось завершить строительство собора, но и то, что он успел сделать, свидетельствует о выдающихся способностях великого мастера.

В конце первой трети XIX в. система архитектурных воззрений классицизма начинает быстро меняться. Художественные идеалы, казавшиеся ещё совсем недавно незыблемыми, подвергаются сомнению и вызывают скептическое отношение. В статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1834) Н.В. Гоголь писал: «Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Домы старались делать как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на весёлые жилища людей. Совершенно гладкая их форма ничуть не принимала живости от маленьких правильных окон, которые в отношении ко всему строению бы похожи на зажмуренные глаза. И этою архитектурою мы ещё недавно тщеславились, как совершенством вкуса, и настроили целые города в её духе!.. новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что, прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую».

Здание в стиле классицизм Уобёрн-Эбби (Woburn Abbey) Архитектор Генри Флиткрофт (Flitcroft. 1697 - 1769 гг.) 1746 г.

В середине 18 в. в европейском обществе ощущалось воздействие рационалистических просветительских идей. Внимание архитекторов привлекала античность, строгость ордерной системы, простота решения архитектурных форм планов, конструктивность и благородство пропорций, ритмичное сечение фасадов. Рассмотрим работы некоторых архитекторов и примеры зданий в стиле классицизм. Выразителем идеалов Просвещения был французский зодчий Жак-Анж Габриэль (1699—1782 гг.). Габриэль в своих работах ориентировался на создание городских ансамблей. В середине 18 в. архитектор между садами Тюильри и Елисейскими полями спроектировал площадь Людовика XVI (площадь Согласия) прямоугольной формы. С одной стороны площади расположены здания в стиле классицизм: Военное и Военно-Морское министерство. Фасады строений оформлены двумя колоннадами коринфского стиля, которые опираются на аркаду с рустованными пилонами.

Площадь Согласия в Париже. Архитектор Жак-Анж Габриэль. 18 в.

Габриэль создавал и загородные особняки. Например, Малый Трианон (1762—1768 гг.) в Версальском парке - сооружение с классическим портиком, объединяющим два этажа. Это здание классицизма имеет строгие геометрические формы, небольшие размеры, низкие парапеты, украшено четырьмя лестницами, расположенными попарно. Другой знаменитый французский зодчий, возводивший здания классицизма - Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot, 1713—1780 гг.) Его работе принадлежит «Пантеон в Париже», изначально задуманный как церковь св. Женевьевы (покровительницы Парижа). В 1791 г. это здание в стиле классицизм превращено в некрополь. В плане здание имеет форму креста, венчает его купол с фонарем на постаменте, окруженном колоннами. Главный фасад украшают шестиколонный коринфский портик и фронтон.

Пантеон в Париже. Архитектор Суффло.

В Германии здания классицизма возводили знаменитые Карл Готтард Лангханс, Карл Фридрих Шинкель. Примерами могут служить Новая вахта (Neue Wache, 1816-1818 гг.), Старый музей (1830 г.), с которого начиналась история Берлинского Музейного острова.

Новая вахта (Neue Wache). 1816-1818 гг. Архитектор Карл Фридрих Шинкель.

В Баварии прославился архитектор Лео фон Кленце (Leo von Klenze. 1784- 1864 гг.) Здания в стиле классицизма, построенные Кленцем: королевский дворец в Мюнхене (Münchner Residenz), замок Вильгельмсхоэ в Касселе (Schloss Wilhelmshöhe. 1786 г). Глиптотека на Кёнигсплатц (Glyptothek. 1816-1830 гг.), Первая Пинакотека (Старая Пинакотека) 1836 г., Национальный театр (реконструкция) 1825 г., галерея освобождения от Наполеона (Бефрайунгсхалле -Befreiungshalle) в Кельхайме (1842 г.), галерея славы — Пантеон немецкого народа (Вальхалла - Walhalla) под Регенсбургом, дворцы графа Арко.

Бефрайунгсхалле (Befreiungshalle). Галерея освобождения от Наполеона в Кельхайме. архитектор Лео фон Кленце. 1842 г.

Лео фон Кленце был известен не только в Баварии и выполнял заказы зарубежных властителей. По приглашению российского императора Николая I он работал над проектом Нового Эрмитажа в Петербурге (1842-1852 гг.) В этом сооружении автор объединил разные стили: ренессанс, античность, барокко, классицизм. В Швейцарии в короткий расцвет стиля в начале и середине 18 в. появляются здания в стиле классицизм, обновления некоторых старых строений также выполняются в этом стиле: например, фасад собора Святого Петра Cathédrale Saint-Pierre de Genеve.

Портик собора Св. Петра (Cathеdrale Saint-Pierre de Genеve) в стиле классицизм. Женева. Достроен к существовавшему собору в 18 в.

В 18 - начале 19 веков классицизм утверждается в Италии. Наиболее известны здания классицизма архитектора Дж. Пьермарини (Giuseppe Piermarini, 1734 -1808гг.): например, знаменитый оперный театр в Милане Ла Скала (Teatro alla Scala, 1778г.)

Оперный театр Ла Скала (Teatro alla Scala). Архитектор Дж. Пьермарини. 1778г. Милан.

В Испании здания в стиле классицизм строил архитектор X. де Вильянуэва (Juan de Villanueva. 1739 —1811гг.) Его работы: неогреческий храм в Королевском парке Аранхуэса (Aranjuez); Королевская обсерватория в Мадриде (1790г., окончание 1847 г. - архитектор Коломер), музей естественной истории Прадо в Мадриде (1785-1787гг.), Домик принца и Домик инфанта в королевском парке Эскориала (1772-1777гг.), Музей естественной истории Прадо в Мадриде (1785-1787гг.).

Королевская обсерватория в Мадриде. Архитектор Вильянуэва Хуан де. начало строительства в 1790г.

Здания в стиле классицизм в 18-19 вв. строились во всех странах Европы, отражая направление общественной мысли и соединяясь с местными традициями.



Статьи по теме: