Джованни пизано работы. Романский и готический стили в искусстве средневековой европы, важнейшие памятники архитектуры

Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano) (ок. 1250 – ок. 1315) - итальянский скульптор и архитектор. Сын и ученик Никколо Пизано, один из деятелей Проторенессанса, он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Биография

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта)и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Скульптуры Джованни Пизано

  • Статуи на фасаде сиенского собора, 1284-99,
  • Кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое,
  • Нижняя часть фасада сиенского собора, 1284-99
  • Кафедра в соборе Санта-Мария-Ассунта в Пизе

Литература

  • Мировая художественная культура XIII в.
  • Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-2, М., 1956- 59
  • Fasola G. N., Nicola Pisano, Roma, 1941
  • Toesca I., Andrea e Nino Pisani, Firenze, 1950
  • Mellini G. L., Giovanni Pisano, Mil.,

Он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Никколо Пизано, кафедра пизанского баптистерия. Джованни Пизано, "Избиение младенцев", кафедра церкв

    ✪ Андреа Пизано. Рельефы Кампанилы во Флоренции

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 1 из 4)

    Субтитры

    Мы смотрим на баптистерий в Пизе, здание, заложенное в середине XII в. Оно расположено в одном из известных мест, которое вы могли видеть. Здесь же стоит падающая Пизанская башня. Да, именно. Знаменитая Пизанская башня на самом деле - колокольня собора. Это здание, баптистерий, стоит перед собором. Так обычно и располагались здания в итальянских городах Позднего Средневековья. Собор с баптистерием перед ним означает некий религиозный и гражданский центр города. Например, мы видим то же самое в Флоренции. Да. И здесь мы видим ту же схему расположения. Баптистерии были особенно важными зданиями. Именно здесь крестили детей. Это имело огромное значение в этих городах, где жизнь определялась христианской верой и обрядами. А здесь, в этом месте, каждого человека через обряд крещения вводили в христианское сообщество города. Поэтому понятно, почему правительство города активно украшало именно это место. Обычно эти места были очень богато украшены, за ними ухаживали, относились с большим вниманием. Это было важно для таких городов. Отлично, давайте зайдём. С архитектурной точки зрения это Средневековье, верно? Зайдя внутрь, мы видим... Внутри мы видим то, что предвосхищает радикальные изменения, в чём-то даже революционные. Это видно при взгляде на конструкцию внутри баптистерия. Это кафедра авторства Никколо Пизано в баптистерии Пизы, законченном примерно к 1260 году. Именно на кафедре стоял священник во время проповеди. Да. Нужно было подняться на кафедру, и эти рельефы - по сути невысокая стенка. Здесь орёл поддерживает небольшую полку, куда можно положить книгу или другой текст для чтения проповеди священником. Так что все могли его видеть и слышать. Мы видим разноцветные колонны с капителями. Над капителями изображены добродетели. А выше здесь мы видим другие рельефы, сюжетные рельефы, показывающие эпизоды из жизни Христа. Они разделены маленькими колоннами. Хочу обратить ваше внимание на очень интересную фигуру Стойкости. Это одна из добродетелей. Одна из добродетелей на капители, под рельефами. Это стойкость, сила. Мы видим аллегорическую фигуру, представляющую эту добродетель - стойкость. Эта фигура очень интересна, она отражает изменения, открывает новую тенденцию. На самом деле, она уже не похожа на средневековую скульптуру. Именно. Не слишком похоже на романский стиль. Это определённо и не готический стиль. Но что это такое? Очень сильное влияние античной классики, с точки зрения внешнего вида и значения. Конечно, мускулистая атлетическая фигура - логичное представление стойкости и силы. Дальше можно предположить, кого представляет эта фигура: на его левую руку намотана львиная шкура, а на правом плече он держит львёнка. Это позволяет нам узнать в этой обнажённой атлетической, мускулистой фигуре Геракла, или Геркулеса, греческого и римского мифологического персонажа, полубога, известного за свою силу. В одно и то же время это античный персонаж, изображённый в античном стиле, и символ христианской добродетели. Правильно. Это христианская добродетель силы и стойкости, воплощённая в античном герое Геракле. Соответственно, значение у неё античное. Как вы сказали, он и выглядит в античном стиле. Удивительно. Возможно, проще всего это увидеть в сравнении с настоящей античной скульптурой. Здесь мы видим изображение Стойкости авторства Никколо Пизано в сравнении с «Диадуменом» - античной скульптурой, вероятно созданной Поликлетом, её мраморной версией. Можно видеть, в чём Никколо Пизано явно подражал античной скульптуре, существовавшей за века до него. Какие элементы копировал, как она повлияла на его работу? Сходство поразительно. Они оба стоят в контрапосте. Да. Они выглядят очень расслабленно и естественно в своих позах. Очень много внимания уделяется анатомии человека, мышцам тела, своего рода натурализму тела. Да. Корпус несколько скручен, смотрит в разных направлениях. Бёдра повёрнуты. Плечи повёрнуты. Здесь есть натурализм в этом внимании к мускулатуре, к положению корпуса. И обратите внимание: скульптура Никколо Пизано хотя и соединена с кафедрой, по сути она существует отдельно. Ощущение, что он может сойти с кафедры. Именно. Мы видим здесь античную с виду фигуру, и тема тоже характерна для античности, потому что здесь действительно изображён Геракл. Это очень важно, потому что на протяжении Средних веков до этого самого момента можно иногда встретить фигуры, в которых иногда угадывается влияние античности. Но обычно они сильно отличаются по смыслу от любого античного значения. Это один из первых в этом периоде примеров некоего воссоединения античной формы с античным значением, хотя в конечном итоге это изображение христианской добродетели на очень христианском объекте внутри крайне христианского здания. Здесь мы видим растущий интерес, своего рода влияние и открытие античной классики заново в разных формах. Верно. В подтверждение давайте сравним какую-нибудь готическую скульптуру с античной. Вот примеры скульптурной готики. С западного входа в Шартрский собор, который был основан в середине XII в., примерно в то же время, когда строился баптистерий в Пизе, когда создавались эти скульптуры; немного раньше создания кафедры Никколо Пизано. И далеко отсюда, в Париже. Да, далеко. Мы покажем разные школы скульптуры, существовавшие примерно в одно и то же время. Возможно, вы знаете, что для готики характерны очень статичные, вытянутые, стилизованные фигуры, намеренно далёкие от любого натурализма, с повторяющимися складками тканей, с лицами без индивидуальности, с одинаковыми жестами. Это фигуры, не существующие отдельно от фона. Их пропорции и их внешний вид диктуются готической конструкцией, которую они украшают. Посмотрите на их ноги. Они просто не могут стоять. Не похоже, чтобы они стояли на чём-то, чтобы они с какой-то степенью достоверности взаимодействовали с миром вокруг них. Не контрапост. Не контрапост. По сравнению с фигурой Никколо Пизано это другая эпоха. Видно, как решительно он отходит от подобной готической традиции и от других традиций средневекового романского стиля. Посмотрим на верхнюю часть кафедры, можно видеть нашего друга. Стойкость, вот здесь. Эти рельефы, как мы сказали, представляют сюжеты или моменты жизни и смерти Христа. Например, в этой сцене выше и правее Стойкости показаны Дары Волхвов, трёх царей, пришедших поклониться новорожденному Христу и Деве Марии, вот она сидит в кресле. Здесь мы видим античную эстетику, отход от романского и готического стилей, которые тоже заметны в этих рельефах. Безусловно. Монументальные, тяжёлые фигуры... Крупные складки тканей. Очень тяжёлые, в чём-то натуралистичные складки тканей, которые создают... Отличаются от линий драпировок в готике. Есть некоторые повторы. Есть и некоторая стилизация. Но можно видеть, что это определённо отход от этих стилей под сильным влиянием античной классики. Это неудивительно для пизанцев, которые пользовались этим объектом, видели его, когда он только был создан. Почему? Потому что у этого города очень богатое античное наследие. Пиза была основана древними римлянами. Средневековые пизанцы об этом знали. Наследие этой античной классики окружало их везде, куда ни взгляни. Их окружало множество примеров античной скульптуры. Один из примеров - саркофаг, украшенный резьбой гроб, который тогда был и сейчас остаётся в Пизе. Было очень много таких фрагментов и предметов, некоторые из них даже включили в средневековые стены и здания города, и ощущение, что античная классика создаёт фактуру и характер Пизы, было очень явным. Но её почти не замечали долгое время, а теперь открывали заново. Теперь они чувствовали, что они могут восстановить связь с этим античным наследием и историей. Конкретно этот саркофаг - особенно в связи с рельефами, на которые мы только что смотрели, важен тем, что фигуры здесь довольно крупные. Они занимают стены саркофага на всю высоту, совсем как более поздние рельефы Никколо Пизано. Этот обнажённый стоящий атлет очень, очень похож на фигуру Стойкости, так что эта фигура могла повлиять на создание той. Мы видим сидящую женщину, которая, хотя и сидит, занимает всю высоту рельефа так же, как Дева Мария в «Дарах Волхвов», на которую мы только что смотрели. Может, именно на этот пример ориентировался Никколо Пизано. Он находится очень близко - на кладбище Кампосанто, всего в нескольких метрах от Баптистерия. Здесь мы видим реальное влияние античности. Фамилия Никколо Пизано означает «пизанец», но на самом деле он не из Пизы. Вероятно, он с юга Италии, может быть, связан с двором императора Священной Римской Империи, Фредерика Второго, который интересовался античностью и покровительствовал её возрождению. Возможно, художник под влиянием этого факта биографии приходит в Пизу, видит город с богатым античным наследием, людей, открытых такого рода связям времён, и на этой почве расцветают новые формы. Логично. У Никколо был сын, его звали Джованни. Они вместе работали над рядом проектов. Около 1300 г. Джованни Пизано открывает собственную мастерскую и работает над своими проектами. Вот это один из них. Это кафедра из церкви Сант-Андрэа в Пистойе, созданная в 1301 году. Её автор Джованни Пизано. По сути структура та же. Есть цветные мраморные колонны с капителями, аллегорические фигуры на капителях под рельефами, которые образуют низкие стенки кафедры. Одно отличие сразу бросается в глаза: в углах между рельефами вместо маленьких колонн стоят фигуры. Это создаёт ощущение большей слитности и связи между отдельными рельефами, здесь они не отделены так чётко этими рамками, как мы видели в работе его отца, сорока годами ранее. Там мы видели колонны на этих местах. Хочу обратить внимание на одну деталь этой кафедры: рельеф, который мы видим наверху - «Избиение младенцев». Здесь показан эпизод из Нового Завета, когда Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме, после того как узнал о рождении Христа. Что это новый человек, который принесёт великие изменения, не нужные Ироду и он приказывает совершить это убийство. И здесь мы видим эту очень эмоционально тяжёлую сцену, где римские солдаты убивают детей. И матери. Их матери, как мы видим здесь, пытаются защитить их или оплакивают их мёртвые тела. Или отводят глаза. Отводят глаза, убегают. Солдаты с ножами в руках, режущие младенцев. Женщины, закрывающие лица. Вот Ирод даёт приказ. В некоторых аспектах скульптуры Джованни Пизано продолжают работы его отца. Есть этот натурализм, зарождение которого мы видели раньше. Есть классицизм, особенно в некоторых других элементах кафедры. Но что более явно отличает скульптуры Джованни Пизано от начала XIV в., это, конечно, растущий интерес к передаче эмоций. Это живое, в чём-то экспрессионистское изображение чувств, которые вызывает эта ужасная сцена, на которую мы смотрим. Она захватывает зрителя. Через их жесты, их мимику. Именно. Это основной инструмент для него и других художников того периода: использование жестов и мимики, чтобы максимально выразительно рассказать историю. Конечно, это ещё один признак отхода от Средневековья, от этих невыразительных лиц готики. Особенно с точки зрения объединения таких выражений, таких эмоций с натурализмом. Потому что в готическом искусстве иногда можно встретить что-то очень страшное и яростное, но при этом очень стилизованное. Здесь мы видим своего рода натуралистичное изображение, т. е. натуралистичное с позиции физической формы, с точки зрения психологической выразительности. Интересно, что это происходит в первые годы XIV в., в то же время, когда Джотто делает абсолютно то же самое в своих картинах. Subtitles by the Amara.org community

Биография

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта)и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Биография

Фасад кафедрального собора в Сиене


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джованни Пизано" в других словарях:

    - (Giovanni Pisano) (р. около 1245 50 умер после 1314), итальянский скульптор и архитектор Проторенессанса; см. Пизано …

    - (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов XIII XIV вв. Никколо (Никола) Пизано (около 1220 между 1278 1284), скульптор. Один из основоположников Проторенессанса. Испытал воздействие позднеримской, южно итальянской и… … Художественная энциклопедия

    Пизано - Джованни Пизано. Нижняя часть фасада собоpа. ПИЗАНО (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13 14 вв. Наиболее известны: Никколо (около 1220 между 1278 1284), один из основоположников Проторенессанса, создатель пластически… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Pisano) имя нескольких средневековых художников и ремесленников из Пизы: Никколо Пизано Джованни Пизано (сын предыдущего) Андреа Пизано Бонанно Пизано Иные персоналии по фамилии Пизано: Бернардо Пизано композитор Леонардо… … Википедия

    - (Pisano) прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13 14 вв. Никколо (Никола) П. (около 1220, Апулия, между 1278 и 1284, Тоскана), скульптор. Один из основоположников Проторенессанса. Испытал воздействие южноиталийской и… … Большая советская энциклопедия

    Пизано, Джованни - (Pisano, Giovanni) Ок. 1245 после 1317. Итальянский скульптор, сын Никколо Пизано, один из ведущих мастеров т. н. эпохи Данте и Джотто. Вплоть до смерти Никколо Пизано (1278/1284) работал в мастерской своего отца, участвовал в создании… …

    Пизано, Никколо - (Pisano, Niccolo) Ок. 1215 1278/1284. Итальянский скульптор 2 й пол. XIII в., один из ведущих мастеров т. н. эпохи Данте и Джотто, ставшей началом нового этапа в истории итальянской и европейской культуры. Биографические сведения о Никколо… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (Pisano, Giovanni) (ок. 1245/1250 после 1320), итальянский скульптор и архитектор эпохи проторенессанса; сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Родился в Пизе ок. 1245. В 1265 1278 работал вместе с отцом. Около 1270 1276 посетил Францию; в его… … Энциклопедия Кольера

    Марко Пизано Общая информация … Википедия

    Джунта Пизано или Джунта ди Капитино (итал. Giunta Pisano, документирован с 1236 по 1266 год) итальянский художник. Имя Джунта Пизано. «Крест», деталь. 1250 54гг. Болонья, ц. Сан Доменико. Имя Джунта ди Капитино было обнаружено на расписном… … Википедия

Книги

  • От иконы к картине. В начале пути. В 2-х книгах. Книга 1 , Шварцман Надим Абрамович , Книга 1. Франко-готические мотивы и византийские корни итальянской живописи. Французская готическая храмовая архитектура и скульптура воспринималась в Италии с большими оговорками, что… Категория: Живопись, графика, скульптура Серия: Шедевры живописи Издатель:
Giovanni Pisano

Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano ) (ок. 1250 – ок. 1315) - итальянский скульптор и архитектор. Сын и ученик Никколо Пизано , один из деятелей Проторенессанса , он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Биография

Фасад кафедрального собора в Сиене

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта) и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Сын Никколо Пизано , его ученик и помощник, стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец.
В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.
В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам» ) свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Джованни Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон» , «Исайя» ). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

Мириам . Джованни Пизано 1285-97 гг.


Платон . Джованни Пизано . Около 1280 г.


Исайя. Джованни Пизано. 1285-97 гг.


Моисей . Джованни Пизано . 1285-97 гг.

В 1299 г ., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301 ). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств уже нет в последующих работах мастера.


Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе . Джованни Пизано. 1301 г.


Избиение младенцев. Рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе. Джованни Пизано. 1301

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Мадонна с Младенцем. Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя. Пизано Джованни. 1305-06 гг.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»).
В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).


Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской . Джованни Пизано. Мрамор. 1313 г.

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г .; считается, что вскоре после этого он умер.

1. * Мариам (ивр. מירים‎, Мириам; в Септуагинте Μαριάμ, в Вульгате Maria) - дочь Амрама и Иохаведы - Мариам-пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея.



Статьи по теме: