Проекты домов в стиле гауди. Пять архитектурных шедевров антонио гауди в барселоне

Нет более выразительной альтернативы архитектурным шаблонам, чем творения каталонского гения Антонио Гауди в Барселоне. Это вовсе не означает, что унификация в градостроительстве - нечто устаревшее. Напротив, она вечна и необходима. Но в том и состоит ценность архитектуры Гауди (1852-1926 гг.) и его единомышленников, других барселонских модернистов, что у них получалось создавать уникальные здания не в ущерб канонам строительной инженерии. Благодаря тому, что они смело смотрели за горизонт этих канонов.

Эшампле и Грасиа

Большинство памятников каталонского модерна находятся в районах Эшампле и Грасиа. Название района Эшампле, расположенного по обе стороны проспекта Пассеч-де-Грасиа, переводится как «расширение». Эшампле славен прежде всего собором Саграда Фамилия (Святого Семейства), недостроенным. По одним оценкам, он будет завершен к 2026 г., по другим - к 2030-му. Начал строить собор в неоготическом стиле в 1884 г. Франсиско де Вильяра, но потом счел эту работу непосильной для себя, и в 1891 г. главным архитектором собора был назначен Гауди. Сказать, что он жил этим собором, - ничего не сказать. Он отдал ему весь свой несравненный и мощный талант. Им было задумано три фасада - Рождества, Страстей Христовых и Воскресения, каждый с четырьмя башнями высотой 112 м. Двенадцать этих башен символизируют апостолов. Еще четыре башни по 120 м - евангелистов. Центральная, самая высокая (170 м) посвящена Иисусу. Башня с колокольней в честь Девы Марии венчает апсиду.

В 1926 г. Гауди погиб, попав под трамвай. К этому моменту были готовы крипта, апсида, одна башня и великолепный фасад Рождества. Гауди оставил лишь наброски; проработанных в деталях чертежей он вообще не составлял, искренне полагая, что получает вдохновение от Бога. Но делал макеты, большинство из которых были уничтожены во время гражданской войны 1936-1939 гг. Продолжили его работу в 1950-х гг. другие архитекторы. Они следуют замыслу гения, но импровизируя. Против этого Гауди вряд ли возражал бы, он и сам был великим импровизатором и эклектику грехом не считал. Так или иначе, но законченный в 1980-х гг. фасад Страстей Христовых архитектора Субиракса имеет мало общего с фасадом Рождества.

В Эшампле находятся и другие шедевры Гауди. Дом Мила, или Ла Педрера (Каменоломня): он имеет нарочито грубо обработанный фасад. Изящные решетки балконов этого дома создавал его коллега Жузеп Мария Жужоль. Другой знаменитый дом - Бальо, называемый также домом Костей. На его фасаде мотивы чешуи, в формах колонн бельэтажа и балконов угадываются кости и черепа. Символика эта получила разные толкования: море, карнавал и т. д. Наиболее обоснованной считается трактовка изображений как победы св. Георгия над драконом. Дома Амалье и Морера рядом с домом Бальо созданы другими архитекторами и интересны каждый по-своему. Все три дома образуют Квартал несогласия, прозванный так из-за стилистической разнородности зданий.

В районе Грасиа стоит дом Висенс в испано-арабском стиле мудехар, построенный Гауди в 1878 г., и все там, вплоть до дверных ручек - его авторства. В Грасиа находится и парк Гуэль, который создавался в 1900-1914 гг. в духе английской концепции города-сада, но так, как англосаксы не могли даже представить себе. Это - воплощение безудержных фантастических грез Гауди. Самые знаменитые объекты парка - два словно бы сказочных домика у входа, зал ста колонн (в реальности их 86) и извилистая бетонная скамья, декорированная мозаикой из обломков стекла и керамических плиток, по совместному замыслу Гауди и Жужоля.

Район Грасиа, еще в XIX в. обжитый барселонской художественной богемой, таковым и остался. Он отличается уютной, в чем-то даже «деревенской» атмосферой, без той парадности, что присуща Эшампле, но модернистских домов, как правило, небольших, элегантных, здесь немало.

Район Эшампле возник в XIX в. на небольшой равнине между и бывшими городками Сантс, Грасиа и Сант-Андреу-де-Паломар, Ампле и Грасиа, приобретший статус городского района, по генеральному плану Барселоны 1859 г. стали четко урбанизированной средой с сеткой перпендикулярных друг к другу улиц. В районе Сантс-Монжуик находится гора Монжуик, часть горного хребта Кальсеролла, огибающего Барселону с юга. Этот район включает в себя также промышленный портовый кластер Зона Франка.

Сантс-Монжуик

Холм Монжуик, который в Барселоне именуют горой, от самого его подножия - своеобразная торжественная кулиса центральной части города. Среди ее красок и история, и культура, и спорт, и природа.

Название Монжуик со старокаталанского переводится как «еврейская гора». Евреи жили здесь до 1492 г., когда, согласно Гранадскому эдикту, они, если не приняли крещение, должны были покинуть Испанию. Большинство из них так и сделали. Но первыми здешними оседлыми жителями были не евреи, а иберы. Это было большое племя невыясненного происхождения, заселившее восток Пиренейского (Иберийского) полуострова, в том числе территорию современной Каталонии, приблизительно в VII-VI вв. до н. э. По этой горе назван и район Сантс-Монжуик, в состав которого вошел и бывший городок Сантс.

С горы видны вся , порт и море. В XVII в. это обстоятельство имело важное оборонительное значение, и здесь появляются сначала дозорная башня, затем земляные валы с небольшим фортом, а в 1640-1694 гг. вырастает крепостной замок с высокими стенами, на которых было установлено 120 пушек. Часто стрелять им не приходилось, но эпизоды такие были. Например, в 1842 г. во время мятежа каталонцев против регента Испанского королевства Бальдомеро Эспартеро.

Достраивался и расширялся замок еще 100 лет, после чего стал тюрьмой для политических заключенных, а во время гражданской войны 1936-1939 гг., когда сторонники Франко завоевали Каталонию, здесь, в специальной яме, расстреливали его противников. Замок оставался тюрьмой до 1960 г. В 1963 г. по распоряжению все того же Франко после кардинальной реконструкции он был преобразован в Военный музей.

Другой большой музей - Национальный музей искусства Каталонии, объединивший в 1990 г. Музей современного искусства и Музей искусства Каталонии и Испании. Он расположен в Национальном дворце, построенном в неоклассическом стиле в 1929 г. к Всемирной выставке в Барселоне. В музее хранится богатейшая коллекция из 236 тыс. работ каталонских, испанских и других западноевропейских художников, в основном XVII-XX вв., а также большая коллекция нумизматики. При музее работают Художественная библиотека и несколько просветительских центров. В том же 1929 г. перед дворцом был разбит Волшебный фонтан. Вечером его струи меняющейся высоты и плотности, подсвечиваемые лучами разных цветов, подчиняются темпоритмам звучащей музыки. Нечто подобное или похожее есть во многих больших городах, но мнение всех, кто имеет возможность сравнивать, единодушно: барселонский фонтан на фоне Национального дворца - самый впечатляющий.

1929 г. ознаменовался для Монжуика еще одним ценным приобретением - Испанской деревней. Это музей под открытым небом, представляющий традиционную архитектуру разных регионов Испании и образ жизни людей в них. Всего в деревне 117 строений. Это и подлинные, перевезенные сюда дома из разных мест, и уменьшенные копии знаменитых зданий. Испанская деревня при этом - очень живое место, здесь работают ремесленники, использующие старинные технологии. Их мастерские открыты для всех.

К XXV летней Олимпиаде 1992 г. в Барселоне в центральной части горы Монжуик был возведен комплекс сооружений, составивших Олимпийское кольцо. Среди строений, работающих и поныне, есть и настоящее произведение искусства - башня в эстетике биотек, предназначенная специально для оперативной полной трансляции спортивных соревнований. Ее автор Сантьяго Калатрава, всемирно известный архитектор, в творческом аспекте - наследник Гауди. Дворец спорта Сан-Жорди после Олимпиады стал выполнять и другие функции: здесь кроме спортивных состязаний проходят концерты, спектакли, ярмарки, фестивали, международные конференции, выставки. Динамику Сантс-Монжуика оттеняют, и в буквальном смысле тоже, великолепные сады и парки.

Общая информация

Три центральных района Барселоны - столицы автономной области Каталония в Испании.
Денежная единица : евро.
Языки : каталанский, испанский (кастильский).
Аэропорт : Эль-Прат (международный).

Цифры

Площадь района Эшампле : 7,48 км 2 .
Население Эшампле : 269 185 чел. (2010 г.).
Площадь района Сантс-Монжуик : 21,65 км 2 .
Население Сантс-Монжуик : 252 171 чел. (2015 г.).
Высота горы Монжуик : 173 м.
Площадь парка Гуэль : около 17 га.
Площадь Испанской деревни на горе Монжуик : 4,2 га.

Климат и погода

Субтропический средиземноморский.
Средняя температура января : +11,8°С.
Средняя температура июля : +25,7°С.
Среднегодовое количество осадков : 565 мм.
Среднегодовая относит, влажность : 72%.

Экономика

Туризм, торговля, банковские услуги.

Достопримечательности

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

    Собор Саграда Фамилия (строительство начато в 1884 г.)

    Дом Висенс (1885 г.)

    Дом Мила (1910г.)

    Парк Гуэль (1900-1914 гг.)

    Дом Бальо (1877 г., перестроен Гауди в 1904-1905 гг.)

Музеи

    Крепостной замок Монжуик (XVII-XVIII вв.)

    Военный музей

    Национальный дворец (неоклассицизм, 1929 г.)

    Национальный музей искусства Каталонии

    Ботанический сад Барселоны

    Сады Муссон Каста-и-Льдобура (экзотические растения)

    «Испания индустриальная»

Любопытные факты

    Специалисты считают, что одна из главных причин беспримерно затянувшегося строительства собора Саграда Фамилия - эксклюзивные особенности колонн, поддерживающих свод. Каждый камень-блок в них должен иметь свою, особенную и уникальную форму, будучи при этом технически надежным, прежде всего сточки зрения безопасности. Добиться этого баланса инженерам-строителям бывает крайне непросто.

    Те, кто знал Гауди в зрелом возрасте, с трудом могли себе представить, что в юности он одевался изысканно и по последней моде: великого гражданина Барселоны в его зрелые годы довольно часто принимали за неопрятного бездомного. Перелом в его облике произошел, когда он пришел к осознанию того, что его единственная миссия на земле - всеми силами служить одному только искусству архитектуры, и он перестал придавать значение всему прочему, даже собственному внешнему виду.

    В 1999 г. Барселона была награждена Королевским институтом Британских архитекторов (RIBA) золотой медалью. Впервые она была присуждена не персонально архитектору или группе архитекторов, а городу. В профессиональном сообществе это награда имеет самый высокий престиж.

    В канун Рождества в Барселоне ставят на видное место фигурку каганера - присевшего по нужде человечка в красной шапочке барретине со спущенными штанами. Он удобряет землю, чем приносит хорошие виды на урожай наступающего года. Вероятнее всего, это языческая традиция. В образе каганера может быть изображен кто угодно, любой политик, да хоть папа римский: для каталонцев шутки на темы плоти - обычное дело.

    Для детей ставят кага тио - «какающего дядю». Его ягодицы подпирает бревно, которое, чем ближе к празднику, тем толще становится (это забота родителей). В сочельник дети колотят кага тио палками, и из-под наброшенного на него покрова сыплются конфеты.


Антонио Гауди (25 июня 1852, Реус - 10 июня 1926, Барселона, полное имя: Antonio Gaudi y Cornet ), - выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне. Антонио Гауди выработал новые представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства пространственной геометрии.

Гауди создал многие архитектурные объекты Барселоны.

Немногие архитекторы в мире оказали столь значительное влияние на облик своего города или создали нечто столь знаковое для своей культуры. Антонио Гауди - самый известный архитектор Испании. Творчество Гауди ознаменовало высший расцвет испанского модерна. Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Мир природы у Гауди стал главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Антонио Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; он избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога. Гауди объявляет войну прямой линии и навсегда переселяется в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.


Антонио Гауди родился 25 июня 1852 г . в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 г . жил в Барселоне, где в 1873-1878 гг. занимался в Высшей технической школе архитектуры. Гауди изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.) в мастерской Э. Пунти.


В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Антонио Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям, представлениям Гауди и, можно сказать, на долгие годы стало творческим кредо архитектора.




Но в еще большей степени Гауди испытал воздействие реальной местной готики с ее живописным сочетанием европейских и восточных, мавританских мотивов.



В 1870-1882 гг. выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф Вильяра. Первая самостоятельная работа Гауди (фонтан на площади Каталонии, 1877 г .) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора.


В 1880-83 гг. было построено здание по его проекту - Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. Дом, построенный для владельца керамической фабрики М. Висенса - Каса Висенс (1878—80), был похож на сказочный дворец. В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы: изобилие керамической отделки; пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов; контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей.


Дом Висенс - это диалог с арабской архитектурой. Асимметричное решение фасадов, ломаная линия крыши, геометрический орнамент, кованые решетки на окнах и балконах, яркий колорит за счет керамики - вот отличительные черты Каса Висенс.





В 1887-1900 гг. Антонио Гауди осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Антонио Гауди выступал и как реставратор.




В 1883—1885 годах по проекту Гауди создается Эль Каприччо (кат. Capricho de Gaudí) — летний особняк на Кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера. В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами в долину, нисходящую к морю. В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже располагаются просторные залы, курильная, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания — салон-гостиную с двухуровневым потолком.



Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Главный фасад подчеркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.


В 1883 г . Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем , который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет, до самой смерти мецената, архитектор проектировал для его семьи всё необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.




Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).




В 1884—87 гг. создал ансамбль усадьбы Гуэля под Барселоной. Облицовка стен мозаикой из колотой керамической плитки стала отличительной чертой построек Гауди. Наиболее знаменитые сооружения парка Гуэль на усадебных землях (1900—14) - т. н. «Греческий храм» (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвёл целый лес из 86 колонн, и «Бесконечная скамья» длиной несколько сотен метров, извивающаяся, словно змея.


В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.




Печатью гениальности зодчего отмечена знаменитая криволинейная скамья Зала ста колонн и дом-музей самого архитектора, женский монастырь св. Тересы (Convento Teresiano) и дом Кальвет ( La Casa Calvet ).


В 1891 архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны - Саграда Фамилиа (храм "Святого Семейства"). Храм Саграда Фамилиа стал высшим плодом фантазии мастера. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с 1910 г . целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.



Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора Саграда Фамилиа рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов. Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.


Работы над созданием храма Саграда Фамилиа начались еще в 1882 г . под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г . строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м , лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.


По замыслу Гауди, храм Святого семейства (Саграда Фамилиа) должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.


Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.


Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.


Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г .




Одно из самых популярных сооружений Гауди - дом Батло (1904-06) - плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение. В нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой.



Каса Батло - лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона.




К числу шедевров современной архитектуры причисляют дом Мила (1906-10), одна из известных построек модерна, получившая название "Ла Педрера" (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это - расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами.




Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.

Всемирно известный каталонский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) успел создать 18 шедевров, которые многие десятилетия считаются верхом новаторского и уникального стиля. До сих пор его фантастические сооружения кто-то считает гениальными, а кто-то просто сумасшедшими. Основная часть этих произведений находится в родной мастеру Барселоне, которая стала не только его домом, но и своего рода странной лабораторией, в которой Гауди проводил потрясающие архитектурные опыты.


Хоть и принято считать, что испанский зодчий творил в стиле модерн, но вместить его проекты в рамки вообще какого-либо течения не получается. Он жил и творил по понятным только ему правилам, придерживаясь непостижимых законов, поэтому все творчество мастера лучше классифицировать как «стиль Гауди».

С несколькими его шедеврами, которые по-праву считаются вершиной архитектурного искусства, мы сегодня и познакомимся. Справедливости ради надо отметить, что из 18 его проектов, семь было включено ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия!

1. Дом Висенс (1883-1885), первый проект Антонио Гауди


Резиденция Висенс (Casa Vicens), первое самостоятельное творение зодчего, была создана по заказу богатого промышленника Мануэля Висенса (Manuel Vicens). Дом до сих является главным украшением улицы Каролинес (Carrer de les Carolines), считаясь самой яркой и нестандартной достопримечательностью Барселоны, который ЮНЕСКО включен в список объектов всемирного наследия.


Этот дом построен в стиле модерн и составляет четырехуровневый архитектурный ансамбль, в котором даже самые мелкие детали играют важную роль.


Поскольку Гауди являлся приверженцем природных мотивов и в них черпал источник вдохновения, то каждый элемент этого необычного дома был отражением его предпочтений.


Цветочные мотивы присутствуют везде, начиная от кованой ограждающей решетки, а также самого фасада и заканчивая внутренним интерьером. Самым излюбленным изображением создателя стали желтые бархатцы и пальмовые листья.


Структура самого дома Висенса, включая элементы его отделки, говорит о влиянии восточной архитектуры. Декор всего необычного комплекса выполнен в мавританском стиле мудехар. Он явно проявляется в оформлении мусульманских башенок на крыше и в некоторых деталях роскошного внутреннего убранства.


2. Павильоны и усадьба Гуэля (Pavellons Guell)


Для графа Эусеби Гуэля, который после этого грандиозного проекта стал не только покровителем великого мастера, но и другом, Антонио Гауди создал необыкновенную усадьбу, которая больше известна под названием павильоны Гуэля (1885-1886).


Выполняя заказ графа, неординарный зодчий не просто провел полную реконструкцию летнего загородного поместья с облагораживанием парка и созданием конюшен и закрытым манежем, а объединил весь эти обычные постройки так, что они превратились в сказочный комплекс.


При создании этих павильонов Антонио впервые применил особую технологию – тренкадис, которая заключается в том, что при облицовке фасада используются кусочки керамики или стекла неправильной формы. Облицевав поверхности всех помещений одинаковым узором особым образом, он добился изумляющей схожести с чешуей дракона.

3. Городская резиденция Гуэль (Palau Guell)


Этот фантастический проект для своего друга Антонио Гауди в 1886-1888 годах и представляет собой необычный дворец, который мастер умудрился создать на площади менее 400 квадратных метров!


Зная главное стремление владельца поразить элиту города роскошью своего жилища, архитектор виртуозно разработал весьма необычный проект, который и позволил создать действительно неординарный и сказочно богатый замок. В стиле которого смешались многовековые традиции, новаторские техники и идеи, которые он с таким же успехом применял в последующих комплексах.


Главная изюминка этого интересного с точки зрения архитектуры дворца – печные трубы, которые имеют образ ярких диковинных скульптур. Такое великолепие достигнуто благодаря облицовке осколками керамики и натурального камня.


Фронтоны и терраса на крыше, которая предназначена для впечатляющих прогулок, приводит посетителей в невероятный восторг своим открывающимся видом на город и «волшебный сад», созданных и изумительных печных туб.

4. Парк Гуэля (Parc Guell)


Проект необычного парка Гуэль (1903-1910) был задуман в стремлении создать город-сад, в противовес набирающей оборотов индустриализации страны и защитой от ее ужасных последствий.



Огромный участок был куплен графом для этих целей, но горожане так и не поддержали идею автора и вместо 60 домов было выстроено всего три выставочных экземпляра. Со временем город выкупил эти земли и превратил их в парк отдыха, где красуются восхитительные пряничные домики архитектора Антонио Гауди.



Поскольку здесь планировался элитный поселок, Гауди создал не только все необходимые коммуникации, но и распланировал живописные улочки и площади. Самым поразительным сооружением оказался зал «100 колонн», к которому ведет особенная лестница, а на крыше расположилась потрясающе яркая скамья, полностью огибающая контуры комплекса.


Этот город-сад до сих пор радует своих посетителей необыкновенной архитектурой и убранством, он также включен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.

5. Дом Бальо (Casa Batllо)


Дом Бальо (1904-1906) напоминает зловещую фигуру дракона, которая облицована мозаикой-чешуей и способна менять свой цвет в зависимости от времени суток. Как только его не называют – «дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом».



И действительно глядя на его странные балконы, решетки для окон, фронтоны и крышу, напоминающую спину дракона, избавится от впечатления, что это останки огромного монстра!


Создавая фантастический внутренний дворик, для улучшения и равномерности освещенности он добился игры светотени, выложив керамическую плитку особым образом – постепенно переходя от белого до голубого и синего.


Крышу дома, по традиции, украсил своими диковинными башнями-дымоходами.

6. Дом Мила - Педрера (Casa Milа)


Это последний жилой дом, который создал великий архитектор. Он более известен как «Ла Педрера», что в переводе означает – «каменоломня». Он считается самым невероятным проектом жилого дома не только всей Барселоны, но и мира.


Изначально, это творение мастера не приняли и считали его полным сумасшествием. Невероятно, но Антонио и владельца этого здания даже штрафовали за несоблюдение существующих норм градостроительства.



Со временем к нему привыкли и даже стали считать гениальным творением, ведь при строительстве безо всяких расчетов и проектов зодчий сумел внедрить технологии, которые на несколько десятилетий опередили время.
Только через сто лет подобную технологию разработали проектные институты и стали активно применять при сверхсовременном строительстве.

7. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori De La Sagrada Familia)


Последние сорок лет своей жизни гениальный архитектор посвятил воплощению в жизнь самой нереальной своей фантазии – заключая в камень персонажей притч и основные заповеди Нового завета.


В его оформлении преобладает сюрреалистическая готика, стены украшены образами святых и всякими тварями божьими начиная с черепах, саламандр, улиток и заканчивая лесом, звездным небом и всей Вселенной.


Высочайшие колонны и необычная роспись украшают интерьер храма (Temple Expiatori De La Sagrada Familia).

Однако воздвижение столь масштабного собора продолжается до сих пор. Поскольку зодчий все чертежи и планы держал в голове, для продолжения строительства понадобились годы, чтобы произвести столь сложные расчеты. Невероятно, но с этой задачей смогла справиться лишь программа НАСА, которая рассчитывает траекторию космических проектов!

Благодаря неординарным архитекторам и в наше время создаются уникальные здания, которые можно считать и вычурностью форм.

В 70-х гг 19 века юный Гауди переехал в Барселону. После 5 лет подготовительных курсов Гауди был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую он окончил в 1878 году.

В 1870-1882 годах Антони Гауди работал чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах. Он изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектируя и мебель для собственного дома.

В это время в Европе начался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал за передовыми идеями. Провозглашённая последователями неоготики декларация «Декоративность - начало архитектуры» полностью совпадала с представлениями Гауди, который со временем развил свой собственный, совершенно неповторимый архитектурный почерк.

Архитектура Гауди

В начале творчества Гауди, находясь под влиянием архитектуры Барселоны и архитектора Марторела, строит свои первые здания, богато декорированные: «стилистические близнецы» - нарядный Дом Висенс () и причудливый Эль Каприччо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный Дом Кальвет (Барселона) в псевдо барочном стиле. В это же время Гауди делает проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле - Школа при монастыре Святой Терезы (), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).

Решающую роль в реализации Гауди сыграла встреча архитектора с Эусеби Гуэлем, с которым он подружился. Этот текстильный магнат, богатейший человек , не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического ().

Со временем Гауди выработал свой собственный стиль, где не было ни единой прямой линии. Строительство Дворца Гуэля превратило Гауди в самого модного архитектора Барселоны, вскоре превратившись в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя - Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии - Дом Бальо.

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.

Смерть Гауди

Гауди погиб в возрасте 73 лет. 7 июня 1926 года он вышел из дома, отправившись в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Когда он шел рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай, и Гауди потерял сознание.

Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Все-таки Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали только примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан . К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им собора.

Архитектура Гауди в Барселоне:

Дом Бальо-и-Каса-новас

Дом Бальо́ (кат. Casa Batlló) , еще называемый «Дом Костей» - жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса по адресу , 43 в районе , и перестроенный архитектором Антони Гауди в 1904-1906 годах.

Ещё не окончив работы по строительству , Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома намеревался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.

Архитектура Дома Бальо

Гауди сохранил исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, но спроектировал два новых фасада, главный - со стороны , и задний - внутрь квартала. Помимо этого, Гауди полностью переделал нижний этаж и бельэтаж, сделав оригинальную мебель, и добавив подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что улучшило дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила .

Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные проекты Гауди будут строиться на основе его собственного видения, без оглядки на принятые нормы и стили.

Особенности Дома Бальо

Отличительной особенностью дома Бальо является почти полное отсутствие в его архитектуре прямых линий. Декор фасада изиз тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, а также оформление интерьера - все сделано на основе волнистых линий. Весьма по разному интерпретируют внешний вид фасада, но в общем сходятся к тому, что главный фасад - это аллегория на дракона - излюбленного персонажа Гауди, чей образ использовался во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

Как свойственно Гауди, все детали в доме Бальо тщательно продуманы. Обратите внимание на оформление светового дворца, где Гауди создал особую игру светотени. Чтобы добиться равномерного освещения, архитектор постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, делая его более глубоким по мере продвижения снизу вверх, звершив настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Для того же меняется и размер окон, выходящих в патио, которые постепенно уменьшаются с высотой. Элегантная мансарда дома основана на параболических арках, использованных Гауди и при реализации других проектов.

Декор Дома Бальо

Весь декор дома сделан лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы выполнены кузнецами братьями Бадия, витражи - стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы - П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. Манакор (остров Мальорка). Мебель, созданная Гауди при оформлении интерьера, сейчас входит в собрание в Парке Гуэля .

Дом Бальо, вместе с домом Амалье и домом Льео Морера, является частью «Квартала несогласия» , названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.

В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, в 2005 году включён в список .

Посетить Дом Бальо в Барселоне:

  • Вебсайт: www.casabatllo.es
  • Время работы: ежедневно 9 - 19 (последний вход в 20:00)
  • Проезд: 7, 16, 17, 22, 24 и 28. Barcelona Tourist Bus (North & South) остановка Casa Batlló – Fundació Antoni Tàpies.| Barcelona Tourist Bus (North & South) остановка Casa Batlló – Fundació Antoni Tàpies.| Метро: станцмя Passeig de Gràcia: L2, L3 и L4.
  • Аудиогид - включен в стоимость билета. Есть на русском языке.
  • Вход:
    • взрослые: 21.5€
    • студенты и пенсионары > 65 лет: 18.5€
    • 7 - 18 лет: 18.5€
    • дети до 7 лет - бесплатно
    • Ночной визит (21:00) - 29€

Дом Мила

На углу с Cаrrеr dе Prоvеncа (ул. Провенса) стоит главная бульвара – дом Мила (Casa Milà, Provença, 261-265, Pаssеig dе Grаtiа, 92). Эта постройка Антонио Гауди больше напоминает скульптурное произведение, чем произведение архитектуры.

Архитектура Дома Мила

Шестиэтажный дом похож на огромную скалу, его оконные и дверные проемы напоминают гроты, балконные кованые решетки выполнены в виде фантастических растений. Дом часто называют Ла- Педрера, то есть «Каменоломня». Гауди возвел его в 1906-1910 гг. для богатейшей семьи Мила; здесь располагались жилые помещения хозяев, контора, а часть квартир сдавалась внаем. Сейчас, помимо банка C а ix а d е C а t а luny а, выделившего средства на реставрацию здания, в доме находится музей Гауди.

В одной из квартир устроен своеобразный музей быта эпохи модерна; обратите внимание, что здесь нет прямых линий! Можно также подняться на фантастическую крышу, где гигантские разноцветные выступы дымоходов напоминают средневековых рыцарей. Именно на этой крыше проходили съемки знаменитого фильма М. Антониони «Профессия: репортер».

Религиозные мотивы в архитектуре Гауди

Дом построен на месте храма Девы Марии XI в., и поэтому весь его облик пронизан религиозными мотивами. Венчать здание должна была колоссальная фигура Мадонны (12 м) с ангелами – все здание дома Мила воспринималось бы тогда как ее грандиозный постамент. Однако Мадонна так и не была установлена из-за антицерковных беспорядков Трагической недели 1909 г., когда толпа громила и жгла церкви и монастыри. Религиозная символика присутствует во всех постройках Гауди; «безмолвная волна синей горы» (так назвал дом Мила английский искусствовед Д. Рескин) должна была запечатлеть «душу Каталонии2 и напоминать монастырь Монсеррат .

Но нужно помнить, что Гауди намеревался несколько смягчить впечатление суровой мощи от этого дома - жильцы должны были украсить свои балконы стелющимися и свисающими цветами, кактусами, пальмами, тем самым дополнив архитектуру и скульптуру живой растительностью. Важнейшую роль в возведении дома Мила сыграл постоянный помощник Гауди Ж. Жужоль, который проектировал кованые решетки балконов здания.

Посетить Дом Мила в Барселоне:

  • Дом Мила - в списке
  • Адрес: Provença, 261-265, Барселона
  • www.lapedrera.com
  • Проезд : метро: L3 и L5 остановка Diagonal.| автобусы: 7, 16, 17, 22, 24, 39 и V17.| Поезда FGC: станция Provença.| Barcelona Bus Turístic: остановка Pg. de Gràcia-La Pedrera.
  • Время работы:
  • Ноябрь - февраль: La Pedrera днем: ежедневно 9 - 18:30, последний вход 18 часов. The Secret Pedrera: среда - суббота 19 - 22:30, выбор туров и языков.
  • Март - октябрь: La Pedrera by Day: еж. 9 - 20, последнй вход 19:30. The Secret Pedrera: еж. 20:30 - 0:00, выбор экскурсий и языков.
  • Закрыто: 25 декабря и 1 неделю в январе.
  • Вход: ДНЕМ : взрослые €16.50, студенты: €14.85 инвалиды: €14.85, дети(до 6 лет включительно): бесплатно, дети 7 - 12 лет:€8.25
  • Вход ВЕЧЕРОМ : взрослые: 30 €, дети 7 -12 дет: 15€, дети до 6 лет включительно - бесплатно.

Саграда-Фамилия (Собор Святого Семейства)

Это было одно из первых своих сооружений, которое Антонио Гауди построил в 1886-1889 гг. для своего покровителя, текстильного магната Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Вероятно, именно благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические пробле- мы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них все – и приспособления для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и целый парк.

Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей , оба были фанатичными патриотами . Обязательно зайдите во дворец; вряд ли вас оставят равнодушными камины, флюгеры в виде летучих мышей, параболические арки, неовизантийские гостиные, колонны-копья на втором этаже, разноцветные керамические дымоходы на крыше (по легенде, чтобы добиться нужного эффекта, Гауди разбивал предметы чрезвычайно дорогого лиможского сервиза).

Интерьер дворца Гуэля

Убранство комнат стоило баснословно дорого – резные потолки из палисандра и дуба украшены накладными листьями из золота и серебра, инкрустированы слоновой костью и черепаховым панцирем; подсвечники крепились к мраморным стенам. Некоторые искусствоведы считают, что чертеж особняка напоминает план в ; другие отмечают сходство с вавилонскими зиккуратами. Особняк был парадной официальной резиденцией Гуэля - еще до завершения строительных работ его посетила здесь королева-регентша Мария-Кристина.

В 1880-е гг., когда велось строительство дворца Гуэля , юго-восточная сторона считалась малопригодной для фешенебельной жизни - этот злачный район назывался тогда Китайским кварталом и кишел проститутками, алкоголиками, сифилитиками; именно здесь жил французский писатель Жан Жене, создавая свой «Дневник вора» - летопись жизни барселонского «дна». Сейчас этот район населен, в основном, эмигрантами из Латинской Америки и до сих пор считается трущобами Барселоны. Кстати, если вы хотите жить близко к центру Барселоны и очень дешево, и вы не слишком щепетильны, то это место будет идеально - множество дешевых ресторанов вокруг, до рукой подать…

Посетить дворец Гуэля в Барселоне

  • Palau Güell
  • Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5
  • Тел: +34 934 72 57 75
  • Время работы:
  • Открыт со вторника по воскресенье, оба дня включительно.
    • Летний график работы (c 1 апреля по 31 октября): с 10 до 20 ч. (кассы закрываются в 19 ч.)
    • Зимний график работы (с 1 ноября по 31 марта): с 10 до 17:30 ч. (кассы закрываются в 16:30 ч.)
    • Выходной: понедельник, за исключением праздничных дней, 25 и 26 декабря, 1 января и с 6 по 13 января (на профилактику)
  • Вход :
    • взрослые: 12€
    • другие варианты:
    • Аудиогид входит в стоимость билета.
  • Купить билет во вдорец Гуэля:
    • Билеты можно приобрести в кассах Дворца Гуэля, расположенных на ул. Ноу-де-ла-Рамбла, д. 1, в 20 метрах от главного входа во Дворец Гуэля. Билеты также можно купить заранее на конкретное время и дату.

Барселону считают одним из самых красивейших городов мира. Во многом этому факту Барселона обязана архитектору Антонио Гауди. Его необычные, шокирующие и противоречивые творения привлекают в Барселону туристов всего мира. Люди отрываются от приятного ничего не деланья, all inclusiva и ближайшего пляжа, чтобы пройти по Рамбле, забраться на Монжуик, походить с широко раскрытыми глазами по парку Гуэль, скрыться от жары в Готическом квартале старой части Барселоны...и, конечно, своими глазами увидеть Саграду Фамилию, причудливые дома Мила и Батло.

В данной заметке я хочу рассказать о непростой судьбе архитектора Антонио Гауди, о его стиле и творениях. В Барселоне сейчас находятся 14 архитектурных строений Гауди. Дома, которые он строил на заказ - это не туристические аттракционы, а место для жизни людей, попросту – жилые дома. И по сей день в них живут люди, зачастую организовывая в некоторых комнатах музеи. О творениях Гауди в Барселоне писали здесь .

Кто же такой Антонио Гауди?

Имя Гауди окутано завесой таинственности. Вероятно, первое, что затрудняет понимание его творчества, - это загадка, присущая всем гениям. Он не оставил никаких записей и дневников, у него не было близких друзей (кроме Эузебе Гуэля). Все, что мы знаем о Гауди, связано с его работами и творчеством, а личная жизнь покрыта мраком.

Родился Антонио Гауди в каталонском городе Реус, расположенном около 40 километров от Барселоны. В семье кузнеца и простой домохозяйки почти каждый год рождался ребенок, но все они умирали в младенческом возрасте. Маленький Антонио тоже сильно болел, мать готовилась к самому худшему. Но все обошлось.

Кстати, в Реусе построен великолепный современный центр, посвященный творчеству Антонио Гауди, о нем можно прочитать здесь.

Однако, маленький Антонио мучился от ревматической боли в ногах, поэтому большую часть времени проводил дома. Проблема Гауди с ногами прошла только во времена студенчества, поэтому он всячески наслаждался прогулками по городу.

Невозможность бегать и играть во дворе маленький Гауди компенсировал усердием в учебе. До 11 лет Гауди учился дома. Его малограмотная мать научила сына писать и читать, а отец - рисунку, в котором юный гений преуспел. Однако ум мальчика не был удовлетворен теми знаниями, которые дали родители, поэтому Гауди начал посещать школу. Учителя не очень любили мальчика за строптивый характер. Он не боялся спорить и высказывать свою точку зрения. Например, на фразу учителя о том, что у птиц есть крылья, чтобы они могли летать, Гауди заявлял, что у домашней птицы тоже есть крылья, но чтобы просто быстро бегать.

Еще одним недугом, который мучил архитектора, была загадочная болезнь слишком быстрого старения. Например, знаменитый и один из немногих портретов Гауди сделан в возрасте 26 лет. Правда, сложно поверить, что этому человеку всего 26?

В школе Антонио Гауди прославился своими рисунками, которые впервые опубликовали в школьном журнале «Эль Арлекин». После ему уже доверили оформить сцену школьного театра. Но настоящей страстью талантливого мальчика была архитектура.

После окончания школы, в 17-летнем возрасте, Гауди уехал из родного Реуса в Барселону. Он устроился на должность чертежника в городское архитектурное бюро и записался на курсы при Барселонском университете, на которых изучали архитектуру. Целых 5 лет архитектор постигал таинства науки, усердно корпел над книгами и чертежами. Параллельно Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры, где был лучшим учеником.

В семье Гауди никогда не было достаточно денег, тем более уже подрастала младшая сестра Гауди. Работа чертежника не приносила архитектору большого количества денег, он жил на грани с бедностью, поэтому всячески избегал компаний и тусовок.

Первая победа Гауди в качестве профессионала произошла в 1870 году. Ему удалось выиграть тендер старого монастыря в Поблет на переработку личного герба настоятеля монастыря. Герб стал первым проектом Гауди. Кроме того, за это хорошо заплатили.

В институте Гауди заслужил славу то ли гения, то ли сумасшедшего. Он сдавал все предметы на 5, но все концептуальные вопросы превращал в жаркие дискуссии с преподавателями, за что схватывал двойки.

Иногда протест «шаблонным» канонам Гауди выражал в чертежах. Однажды, работая над архитектурой городского кладбища, он нарисовал в центре катафалк со всеми деталями. На вопрос, зачем, он сказал, что хочет передать атмосферу кладбища и добавить воздуха в чертеж.

Забегая вперед, стоит напомнить, что Гауди редко делал свои дальнейшие проекты с чертежами. Он лично руководил стройкой, но при этом, каждый объект поражал необычным дизайном и глубокой инженерной мыслью и функциональностью. Он мог легко разрушить уже почти построенное здание и начать его переделывать на ходу, без чертежей и согласований с заказчиками. Ему вообще было наплевать на их мнение, потому что только он знает, как будет лучше.

Гауди был ярким представителем течения модернистов, используя в своих интерьерах и фасадах природные мотивы. Он всегда уделял внимание мелочам, делал все так, чтобы человек чувствовал себя комфортно в созданных им зданиях.

За время студенчества Гауди выполнил несколько проектов для Барселоны, которые так и остались на чертежах. Это были ворота для городского кладбища, больница и причал для морских судов.

Наконец Гауди получил первый общественный заказ и разработал фонарь для Барселоны.

В 1878 году Антонио Гауди стал обладателем диплома архитектора. С этого момента начался новый этап его жизни.

Антонио Гауди - архитектор Барселоны

Гауди очень любил Барселону. Мечтал возродить старые готические формы любимой Барсы. Одним из кумиров Гауди был архитектор Виолее-ле-Дюк, написавший книгу про готические соборы Франции. Гауди отправился к нему в Каркассон, чтобы услышать мнение о собственных идеях.

Надо сказать, что Гауди не перестал спорить с обществом, утверждал, что знает истину. Он отказывался строить по навязываемым ему канонам архитектуры, кричал: «Пусть строит тогда кто-нибудь другой, а не я!».

К этому времени он стал немного зарабатывать и стремился выглядеть успешнее, чем есть на самом деле.

И ему поверили, хотя зачастую дать объяснение своим идеям он не мог. Его проекты каждый раз поражали заказчиков своей несуразностью, но спустя время, люди ценили тот комфорт, который смог создать Гауди и ту красоту, которую надо сначала разглядеть.


Турист, приехавший в Барселону, может сказать, что не понимает гения Гауди, ему вообще не нравятся эти пряничные домики. Так каждый дурак может.

Чтобы не быть вот таким туристом, стоит понять главное - все, что строил Гауди, было для чего-нибудь нужно. Его волновали инженерные коммуникации, проблемы света и воздуха в помещениях. Это сейчас архитектору-дизайнеру не надо ломать голову, как же сделать проветривание в комнатах, а Гауди пришлось все это придумать. Он искал новые формы. Как сделать арки более изящные, а колонны более тонкими? И чтобы все это стояло на века.


Наши отзывы и много практической информации о достопримечательностях, шопинге и отдыхе в Барселоне можно прочитать вот здесь .

Антонион Гауди и религия

На протяжении многих лет Гауди был отъявленным скептиком. Он не посещал храмы, хотя делал для них проекты. Он просто не верил в Бога. Однако, что-то заставило его превратиться в глубоко набожного человека. По одной из версий, к Богу его подтолкнула смерть матери в достаточно молодом возрасте.

Знакомство Гауди с Гуэлем

Наверняка многие слышали о необычном парке Гуэль в Барселоне? Так вот, называется этот парк в честь реального человека, покровителя архитектора и заказчика этого странного парка.

По одной из версий, Гуэль нашел Гауди на парижской выставке 1878 году, где архитектор в павильоне Испании представил свой проект рабочего поселка Матаро. Поселок остался только на бумаге, но Гауди удалось взбудоражить общественность, которая увлекалась модным в Европе стилем Арт Нуово.

Другая версия рассказывает о том, что Гауди после получения диплома хватался за любую работу, чтобы заработать лишнюю копейку. Однажды ему пришлось заниматься оформлением магазина перчаток, где его и увидел Гуэль. Он попросил познакомить его с молодым человеком, задал несколько вопросов и пригласил архитектора к себе домой.

Это знакомство определило дальнейшую судьбу Антонио Гауди. Гуэль стал верным другом и меценатом, искренне ценившим творчество Гауди. Он смог заработать достаточно денег на текстильной промышленности и понимал, что лучшее вложение денег - недвижимость. За исключением проекта парка Гуэля меценат всегда оказывался в плюсе. Поэтому он с удовольствием смотрел наброски, которые приносил Гауди и успешно конвертировал их в долгосрочные проекты.

Эусебио Гуэль стал для великого мастера не только самым главным заказчиком и даже покровителем, но и хорошим, верным другом. Со дня их знакомства и на протяжении 35 лет, до самой кончины мецената, архитектор проектировал и создавал для семьи Гуэль великие творения, которые и сейчас можно увидеть в Барселоне. Великий Гауди создал все необходимое – от домашней утвари и предметов обихода, до шикарных особняков и парков отдыха с неповторимым изыском и игрой воображения, свойственной только самому мастеру.

Гуэль был текстильным магнатом и одним из богатейших людей в Каталонии и мог позволить себе заказать и олицетворить любую мечту, а Гауди, при этом, мог самовыражаться и творить без запретов и границ, не думая о расходах.

Сам Гуэль был очень образованным человеком, и, кроме всего прочего, их с Гауди сближала любовь к искусству и общий интерес к поэту Вердагеру, который создал великий шедевр «Атлантида», ставший гимном прошлого католического патриотизма. Так же оба великих мастера своего дела были поистине патриотами своей родины и их общие политические взгляды нашли свое отражение в некоторых архитектурных постройках. Одним из таких олицетворений внутреннего духовного мира Гауди и Гуэля является дворец в Барселоне, который и сейчас не перестает радовать посетителей своим грациозным и неповторимым видом.


Гауди отзывался о Гуэле, как о джентльмене и сеньоре, с высокими манерами и необыкновенно чувственном человеке, который не хвастает своим состоянием, а очень мудро им распоряжается. Архитектор так же очень ценил в своем попечители и то, что он не ограничивал его в финансовых вопросах во время работ, и он имел возможность спокойно ваять свои произведения архитектурного искусства из дорогих материалов – мрамора, драгоценные камни и другие дорогостоящие материалы. Лишь секретарь Гуэля – Раймон Кампамар, всегда с легким недоверием относился к необдуманным тратам своего господина, но это были лишь его личные опасения.

Для семейства Гуэль Гауди выполнил много проектов, среди которых:

  • Павильоны и усадьбы в Педральбесе, недалеко от Барселоны;
  • Винные погреба в Гаррафе;
  • Часовни и интересные крипты Санта Колома де Сервельо;
  • Ошеломительной красоты парк Гуэля в Барселоне;
  • Ансамбль усадьбы Гуэля, созданный в 84-87 годах 19 столетия явился одной из отличительных построек мастера;
  • Также стоит отметить криволинейную скамью Зала ста колонн;
  • Дом Кальвет;
  • Монастырь св. Тересы;
  • Дом-музей архитектора;
  • И самое главное, и величественно творение – дело всей жизни великого мастера - собор Саграду Фамилия, который является символом Барселоны.

Собор Саграда Фамилия (Собор Святого семейства)


Церковь Саграда Фамилия явилась делом все жизни великого архитектора Гауди, которому он посвятил весь остаток своих дней. История данного строения началась еще в 1883 году, когда по задумке властей Барселоны собор начал возводить и проектировать Франсиско де Вильяру. Де Вильяр задумал данную церковь в стиле неоготики. Правда ему удалось построить одну лишь крипту под аспидой и далее проект был передан Гауди в 91 году того же 19 века.

Гауди посвятил собору 43 года своей жизни и сотворил строение в своем собственном стиле, не похожем ни на одно из придуманных великими мастерами направлений. Антонио Гауди во всей истории архитектуры находится в стороне от всех, так как ему не было, и нет равных и даже сегодня, когда храм так и не был достроен до конца. Не нашелся еще тот, кто смог понять идею художника и его цель и закончить дело его жизни.

Кафедральный собор святому семейству был задуман архитектором, как воплощение нового Завета в жизнь и вся лепнина фасада должна была передать жизнь и дела Христа на Земле. Гауди и тут не отошел от своих принципов и ни чего не придумывал заранее, а воплощал свои идеи в жизнь по мере их возникновения во время работ. Для этого он постоянно присутствовал на строительных площадках, и полностью контролировал весь процесс.

Чтобы находиться ближе к своему детище, Антонио переселился в одну из комнат будущего Собора, и порой, его задумки шли на перекос с его же прошлыми идеями. После чего строителям приходилось ломать одно и возводить что-то новое, что Гауди только что придумал. Именно так и начал над всеми домами Барселоны медленно расти и возвышаться удивительный Собор, который поражал своими формами и архитектурными изваяниями всех жителей в те времена и продолжает поражать взгляды посетителей со всего мира и сегодня.

По задумке Гауди церковь должна была иметь вид в форме трех фасадов с одинаковым оформлением, которые должны украсить четыре криволинейные башни. В результате должно быть 12 башен, каждая из которых символизирует одного из апостолов, а фасады должны были олицетворить жизнь Христа – «Рождество», «Страсти Христа» и «Воскресение».

Но, как это ни печально, даже после стольких лет строительства, Гауди успел воплотить в жизнь только часть своих идей, и ему удалось представить взору граждан один лишь «рождественский» фасад – восточная часть Собора. А так же четыре его башни, которые, правда, были достроены уже после смерти мастера в 1950 году. Остальные фасады, лепнина и башни так и остались в незавершенном своем состоянии.

Смерть великого мастера

С 14 года 20 столетия Гауди стал отдавать всего себя на строительство храма и начал все чаще и больше уходить в свой внутренний мир и постепенно превратился в отшельника. Он сутками находился в своей мастерской на строительной площадке и лишь изредка выходил за ворота для того, чтобы собрать средства и пожертвования для дальнейших работ. Возведение соборных стен и всего здания стало для Гауди навязчивой идеей и целью в его жизни.

В один из обычных дней в 1926 году, когда Антонио Гауди направился в ближайшую церквушку к вечерне, его по дороге сбил трамвай. Это и стало последним днем в жизни гениального архитектора Каталонии. В лежащем на дороге старике в изношенных одежонках никто из прохожих не узнал мастера Гауди. Его приняли за бездомного старца и отправили в госпиталь Святого Креста и Павла для бедных. Два дня архитектор пробыл в бессознательном состоянии и в возрасте 74 лет скончался на больничной койке.

Лишь после его кончины в теле покойного узнали Антонио Гауди и похоронили со всеми почестями в крипте недостроенного им собора.

Много раз пытались закончить дело рук Гауди современные мастера, но ни кто так и не смог повторить идею художника и воплотить ее в жизнь. Сейчас собор так и красуется своим грозным и устрашающим видов в Барселоне и с годами стал ее главным строением и лицом города.

Отели Барселоны: отзывы и бронирование

Билет на 4D фильм о Гауди

Автобусный тур по Барселоне онлайн

Билеты в музеи Барселоны онлайн

Достопримечательности Барселоны онлайн билеты
Виза онлайн с доставкой на дом



Статьи по теме: