Тургенев дворянское гнездо анализ. Курсовая работа Типологические и индивидуальные черты в романе И.С Тургенева «Дворянское гнездо

«Дворянское гнездо» — лирический роман, в центре которого проблема соотношения идеологических концепций современной дворянской интеллигенции, ее духовных исканий с традиционным народным мировоззрением, — поразил современников после «Рудина», где эта проблема не ставилась.

Помимо того, само построение романа с двумя равноправными героями (Лаврецкий и Лиза Калитина), с подчеркнутым воспроизведением обстановки, передающим органическую связь героя с родной страной, с почвой, резко отличалось от лаконичной организации материала в «одноцентренном» романе «Рудин».

В «Дворянском гнезде» идейный спор героев впервые занимает центральное место и впервые «сторонами» этого спора становятся любящие. Сама любовь превращается в арену борьбы идеалов.

Интерес к народу, желание быть полезным ему, найти свое место в исторической жизни страны, главным смыслом развития которой должно быть улучшение народного быта, основанное на познании потребностей и устремлений народа, характерны для Лаврецкого.

Лаврецкий — мыслитель. Сознавая необходимость действия, он считает главной для себя заботой разработку смысла и направления этого действия. Уже в первой молодости он погрузился в ученые занятия, которые должны были придать теоретические основания его деятельности.

Тургенев одновременно работал над «Дворянским гнездом» и статьей «Гамлет и Дон-Кихот». В роман «Дворянское гнездо» введено немало моментов, долженствующих подчеркнуть гамлетизм главного героя. Автор сталкивает Лаврецкого с тремя людьми деятельного характера, с тремя носителями законченных, устоявшихся убеждений, с людьми, живущими в соответствии со своими убеждениями.

Со всеми этими тремя персонажами его герой вступает в споры. Спор с Михалевичем, наиболее полно и прямо воплощающим образ тургеневского Дон-Кихота с его бесконечной добротой, убежденностью и непрактичностью, рисуется как обмен мнениями, бурный и ожесточенный характер которого определяется и противоположностью натур героев, и родством их умственных интересов.

Михалевичу Лаврецкий задает важный для них обоих вопрос: «Что делать?». Вопрос этот для них имеет не узкопрактическое значение, а соотносится с самими основами теоретического решения проблем истории, политики и философии.

Подлинный Дон-Кихот — Михалевич считает этот вопрос решенным, и решенным не разумом, а чувством, интуицией и верой.

Для него задача человека — не размышления о смысле деятельности и ее плодотворности, а активная, практическая работа по воплощению добытой интуицией истины.

Укажем на черту, характеризующую друзей-антагонистов и затем нередко встречающуюся в литературе 60-х гг. при характеристике подобной «пары», столкновении гамлетического и донкихотского характеров: Лаврецкий оказывается практически гораздо более состоятельным, чем превозносящий значение «работы, деятельности» Михалевич. Михалевич счел бы достижение результатов, которых добился Лаврецкий, прямым путем в царство свободы и благоденствия. Лаврецкого же эти результаты не спасают от чувства глубокой неудовлетворенности.

Принципиально иной характер, чем спор Лаврецкого с Михалевичем, носит его спор с Паншиным, также убежденным человеком «дела». Паншин не только не Дон-Кихот, он противостоит этому роду людей. Главные его черты — эгоизм, честолюбие и животная жажда благ жизни.

Он до мозга костей петербургский чиновник, «исполнитель». Вместе с тем он готов проводить в жизнь самые решительные реформы, ломать и крушить. Идеалы его ограничиваются последними «видами» правительства, так как верность этим «видам» и безоглядность деятельности по их выполнению сулит ему личные выгоды.

Реформаторский зуд «сугубого» (выражение Салтыкова) молодого администратора — камер-юнкера, внешний либерализм его речей яснее всяких датировок свидетельствуют о том, какая эпоха изображена в романе.

Еще более ясно это следует из конспективного авторского пересказа возражений Лаврецкого Паншину: «...отдавал себя, свое поколение на жертву, — но заступался за новых людей, за их убеждения и желания». Таким образом, речь идет о новом, молодом поколении, которое должно сменить людей, живших под гнетом николаевского царствования.

Оговоримся, что историко-политический план здесь хронологически не совпадает со временем, необходимым для осуществления лирического сюжета.

Между спорами, о которых идет речь, и эпилогом романа, рисующим последнюю встречу Лаврецкого с молодежью дома Калитиных и с Лизой-монахиней, проходит 8 лет. Именно поэтому Тургенев, очевидно, вынужден был отнести начало действия романа к 1850 году вопреки всей исторической обстановке, изображенной в нем.

Характерно, что Паншин называет Лаврецкого отсталым консерватором.

Неприятие лжи как характерная черта Лаврецкого выразилось в его отрицательном отношении к Паншину, в бескомпромиссном его нежелании в чем-либо согласиться с последним. Широковещательным планам Паншина, которые он воспринимает как «фразу», Лаврецкий противопоставляет требование изучения родной страны и «признания народной правды и смирения перед нею».

На нетерпеливый вопрос Паншина «...что же Вы намерены делать?» (как видим, и Паншина интересует вопрос «что делать?», но для этого чиновника «делать» — значит безотчетно и бездумно перекраивать жизнь народа, пользуясь его безропотностью) Лаврецкий дает ответ, облеченный в форму нарочитой простоты и прозаичности: «Пахать землю <...> и стараться как можно лучше ее пахать».

В этой позиции Лаврецкого есть сходство с позицией героя Толстого — Левина, также иронически относившегося к «административному восторгу» бюрократов и либеральных помещиков, проводивших всякого рода реформы, также видевшего свою задачу в организации земледелия на новых основах, также неоднократно слышавшего в свой адрес обвинения в консерватизме. Впоследствии подобный тип, названный Михайловским «кающимся дворянином», привлек к себе внимание писателей и критиков.

Любовь, интерес и уважение Лаврецкого к народу роднит его с Лизой Калитиной, девушкой, поступки которой прямо и непосредственно следуют из ее убеждений.

Говоря о преданности людей типа Дон-Кихота определенному, раз навсегда принятому идеалу, Тургенев утверждал: «Многие получают свой идеал уже совершенно готовым, в определенных, исторически сложившихся формах; они живут, соображая жизнь свою с этим идеалом, иногда отступая от него под влиянием страстей или случайностей, — но они не рассуждают о нем, не сомневаются в нем...».

Именно к такому типу людей относится Лиза Калитина. Ее убежденность, а также и то, что ее «свои мысли» являются по существу лишь применением традиционной, бытующей в патриархальной крестьянской среде и освященной веками системы представлений к данной ситуации, делают ее поступки непонятными и неожиданными для людей, воспитанных в традициях дворянского быта.

Лиза ведет с Лаврецким постоянный спор, пытается обратить его в свою «веру». Сюжет «пропаганды», идейного воспитания девушки мужчиной, который Добролюбов считал типичным для Тургенева, в «Дворянском гнезде» как бы перевертывается. Лиза не только глубоко убеждена в нравственных истинах, которые усвоила с детства, — она, подобно Михалевичу, «верует» в них, и где-то эта вера граничит с фанатизмом.

Недаром ее воспитательница Агафья ушла в старообрядческий скит. Религия для Лизы — источник готовых нравственных ответов на самые глубокие тайны бытия, на самые трагические противоречия человеческой жизни. Любя свою страну, простых людей, простой быт, Лиза встречает в Лаврецком единомышленника, человека, который уважает Россию и ее народ; однако Лиза видит и скептицизм, и неверие Лаврецкого, его равнодушие к религии. Она надеется обратить его к религии.

Религиозность Лизы овеяна чувством трагизма жизнии неотделима от присущей ей высшей этической требовательности по отношению к самой себе. Михалевич утверждал, что в современной России «на каждой отдельной личности лежит долг, ответственность великая перед богом, перед народом, перед самим собою!». Лиза Калитина инстинктивно чувствует эту ответственность.

Внешние трагические обстоятельства, не дающие соединиться Лизе и Лаврецкому, воспринимаются Лизой как сигнал той сложной связи самых, по видимости, далеких друг от друга явлений, вследствие которой счастливая любовь может восприниматься как грех в то время, когда страдают, голодают, дичают крестьяне в деревне.

Отцы современных либеральных помещиков грабили, пытали, убивали отцов современных крестьян. Эта роковая вина тяготеет над людьми нового поколения. Лаврецкий замечает в Лизе черты фатализма и покорности — патриархальные добродетели, которые пугают его. Ей «все жребии равны», но не потому, что она испытала любовное разочарование, а потому, что ее окружает море народных страданий и в этих страданиях она считает повинными своих предков.

Эти настроения понятны Лаврецкому, но он не может принять старинную мораль отречения и смирения. Лаврецкий пытается предостеречь, убедить ее и вынужден говорить на ее же языке.

Его уверения, что свобода чувства — высшее благо, что нарушение этой свободы влечет за собою несчастье и тот, кто нарушает ее, отвечает за последствия такого нарушения, — наталкивается на сопротивление Лизы, источником упорства которой является ее приверженность определенной этической системе.

От образа Лизы прямые нити тянутся к героине рассказа Тургенева «Странная история» — барышне Софи, которую все находят «странной» и самый жизненный подвиг которой (подвиг самоотречения и религиозного служения — традиционный, древний подвиг паломничества и послушничества), освященный идеей, но идеей ложной, выглядит не более как «странной историей».

Она не нашла пути к великому, к подлинно полезному для человечества приложению своих сил и осталась не более как «странным человеком». Последовательно отрицательно относясь к религиозному фанатизму, полемизируя с Герценом, видевшим в старообрядчестве и сектантстве возможный источник революционных настроений, Тургенев вместе с тем сравнил Софи с юными революционерками-народницами, которые впоследствии, как подчеркивает писатель, шли на подвиг ради того, что «они считали правдой и добром», воплощая свои «незыблемые и неискоренимые убеждения». В статье «Гамлет и Дон-Кихот» сказано: «Все люди живут <...> в силу своего <...> идеала, т. е. в силу того, что они почитают правдой, красотою, добром».

Убеждения Лаврецкого не соответствуют аскетическим взглядам Лизы, он спорит с нею, но его смирение перед народнойправдой, готовность, с которой он покоряется ложному, не по его вине возникшему положению (ведь он мог развестись с женой) и отказывается от борьбы за свое счастье, упреки, которые он адресует себе, противопоставляя труд на благо обездоленного народа любви и радостям жизни, — свидетельствуют о том, что и он не верит в свое право на счастье.

Расставшись с Лизой и аскетически посвятив себя работе на благо своих крестьян, Лаврецкий, забытый всеми и одинокий, «перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях», и именно поэтому «сожалеть ему было о чем, стыдиться — нечего».

Роман «Дворянское гнездо» проникнут сознанием течения исторического времени, уносящего жизни людей, надежды и мысли поколений и целые пласты национальной культуры.

Самый образ «дворянского гнезда», образ, локально и социально «отмежеванный» от большого обобщенного образа России, родины, все же представляет собой производное от него, и эта сторона созданного в романе мира не менее важна, чем выраженное в нем «чувство истории».

В «Дворянском гнезде», в старинном доме, в котором жили поколения дворян и крестьян, обитает дух родины, России, от него веет «дымом отечества». Лирическая тема России, противопоставленной Западу, сознание особенности русских исторических условий и характеров в «Дворянском гнезде» предвосхищают проблематику романа «Дым».

В «Дворянском гнезде», в домах Лаврецких и Калитиных, родились и созрели духовные ценности, которые навсегда останутся достоянием русского общества, как бы оно ни переменилось.

«Светлую поэзию, разлитую в каждом звуке этого романа», по определению Салтыкова-Щедрина, следует видеть не только в любви писателя к прошлому и его смирении перед высшим законом истории, а в его вере во внутреннюю органичность развития страны. В конце романа новая жизнь «играет» в старом доме и старом саду, а не уходит из этого дома, отрекаясь от него.

Ни в одном произведении Тургенева в такой степени, как в «Дворянском гнезде», отрицание не связано с утверждением, ни в одном противоположности не сплетены в такой тесный узел. Рисуя исторический закат помещичьих гнезд, Тургенев показал, что непреходящие ценности дворянской культуры были созданы в процессе ее взаимодействия с духовной жизнью народа, крестьянства.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Сегодня мы поговорим о романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

У неё есть своя семья, и Тургенев все больше чувствует себя лишним. В таком настроении Тургенев пишет и Толстому (рис. 2),

Рис. 2. Л.Н. Толстой ()

и Фету (рис. 3),

и другим своим корреспондентам, что он должен вернуться в Россию, чтобы «пахать землю». Эта фраза потом будет отдана главному герою романа «Дворянское гнездо» Федору Лаврецкому. И Тургенев действительно возвращается в Россию. Лето 1858 года выдалось для него одним из самых счастливых в его жизни. Он много встречается с Толстым, Фетом, Борисовым. Они охотятся, читают друг другу произведения, говорят о дальнейшей судьбе России, о крестьянском вопросе. Тургенев старается обустроить жизнь своих крестьян. Но чем дальше, тем больше убеждается, что не так все просто. Его уступки крестьянам доходят почти до подлости, а крестьяне проявляют все больше недовольства и непонимания. В какой-то момент Тургенев начинает ощущать, что дело не просто в нем, в том, что он не умеет хозяйствовать на земле, которому чужды эти проблемы. Дело в чем-то гораздо более серьезном. Вероятно, все дворянское сословие должно уйти с исторической сцены. С Тургеневым яростно спорят и Толстой, который в этот момент почти полностью посвятил себя сельскому хозяйству, и Фет. Чуть раньше, в 1857 году, состоялся примечательный спор, почти скандал, между Тургеневым и Фетом. Они спорили о долге дворянства. Тургенев считал, что дворяне должны быть на земле и помогать крестьянам чем угодно, поэтому он посмеивался над Фетом, у которого не было даже клочка земли. Этот спор тоже найдет свое отражение в романе «Дворянское гнездо», когда Михалевич приедет в гости к Лаврецкому, и они будут спорить до криков и хрипоты всю ночь напролет.

Вот в такой жаркой обстановке идейных споров проходила работа над романом «Дворянское гнездо» (рис. 4).

Рис. 4. Титульный лист рукописи романа «Дворянское гнездо». Автограф. 1859 года ()

Однако, когда роман вышел в свет, критика приняла его не единодушно. Возник вопрос: «Зачем еще один роман о дворянине, интеллигенте, неудавшейся судьбе? Тургенев последовательно возражал своим критикам. Между героями романов есть существенная разница. Во-первых, к Рудину, герою одноименного романа, можно предъявить целый ряд нравственных претензий: он болтлив, тщеславен, он любит актерствовать, любит пожить за чужой счет. К Лаврецкому ничего такого предъявить нельзя. Во-вторых, у Рудина фактически нет биографии, поэтому мы не совсем понимаем, как именно сформировался этот герой. У Лаврецкого же есть не только биография, но и история рода Лаврецких на протяжении четырех поколений. Род Лаврецкого пришел в Россию во времена Василия Темного (рис. 5).

Рис. 5. Князь Василий ІІ Темный ()

Затем Тургенев начинает рассказывать о прадеде Лаврецкого Андрее: « Андрей, человек жестокий, дерзкий, умный и лукавый. До нынешнего дня не умолкла молва об его самоуправстве, о бешеном его нраве, безумной щедрости и алчности неутолимой. Он был очень толст и высок ростом, из лица смугл и безбород, картавил и казался сонливым; но чем он тише говорил, тем больше трепетали все вокруг него…»

Вот такая сильная, неординарная и яркая личность. Следующий в этой семье - Петр, обычный степной помещик, который ловил зайцев, играл в карты, проиграл часть нажитого отцом имения. Третий в этом семействе - Иван, человек начала XIX века, который получает образование у богатой тетки, выписавшей ему лучших преподавателей. Но кто же эти преподаватели? Бывший наставник Ивана Петровича - отставной аббат и энциклопедист, бежавший от французской революции аристократ, сторонник учения Руссо, Вольтера, Дидро - удовольствовался тем, что влил в своего воспитанника всю премудрость XVIII века, которая пребывала в нем, не проникнув в его душу. Но образованный Иван оказывается в тяжелом положении: тетка под старость выходит замуж за этого аббата, которого она называет « fine fleur эмиграции » . Он переписывает на себя ее капитал и бежит во Францию, тетка умирает, а Иван, оставшись без наследства, возвращается домой, где никто толком не знал о Руссо и Дидро. Разумеется, в такой обстановке Иван томится, поэтому заводит роман с молоденькой деревенской девушкой Маланьей, которая искренне влюбляется в своего господина. Этот роман вызывает скандал, но Иван объявляет, что женится на своей крепостной Маланье. И действительно, он обвенчался с ней, но затем уехал от неё на долгие годы, не подумав о том, что у Маланьи растет его сын Федор.

Так появляется на свет Федор Иванович Лаврецкий (рис. 6) - главный герой романа «Дворянское гнездо».

Рис. 6. Федор Лаврецкий (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») ()

Таким образом, если в романе «Рудин» речь шла о судьбе одного человека, то здесь разговор уже идет о судьбе целого рода Лаврецких. Более того, если первый роман Тургенева назван по имени главного героя, то второй - «Дворянское гнездо», потому что автору важно рассказать об исторических судьбах дворянства в эпоху реформ. Эти судьбы видятся Тургеневу не в самом радужном свете. На примере истории рода Лаврецких мы можем сказать, что происходит длительное увядание самого дворянства как явления: от сильного и жестокого Андрея к слабохарактерному Ивану, который долгое время жил за границей, стал англоманом, а по возвращению в Россию вынашивал реформаторские идеи. Но после восстание декабристов Иван испугался и затворился в деревне, на всякий случай стал верующим, раскис, ослаб. Таким образом, мы видим это увядание дворянского сословия, на причины которого Тургенев пытается ответить всем ходом романа «Дворянское гнездо».

Федор Лаврецкий вначале воспитывается под призором мрачной и суровой тетки Глафиры Петровны, затем его с матерью забирает к себе дед Петр Андреевич, но воспитывает без участия Маланьи, которая только издали робко смотрела, как гуляет ее сынок по саду в господской одежде. Некоторое время образование Лаврецкий получал под присмотром Глафиры, причем образование это заключалось в чтении житий, содержавших страшные и суровые истории о том, как люди шли на мучения и казнь, но не изменяли своим убеждениям. Это был очень важный урок в жизни Лаврецкого. Но когда вернулся отец, он начал учить его по самой новейшей методике. Он будил его в 4 часа утра, обливал ледяной водой, заставлял делать упражнения. Вначале бедный ребенок чуть не умер от воспаления легких, но затем окреп и поздоровел. Иван не отпустил сына в университет, и тому до 23 лет пришлось нянчиться со своим несчастным, капризным и даже ослепшим под конец жизни отцом. Смерть отца стала свободой для сына. И вот Федор, молодой и образованный юноша, выходит в жизнь. У него еще нет жизненного опыта, и поэтому он становится легкой добычей веселой, красивой и наглой авантюристки. Его буквально женит на себе светская барыня Варвара Павловна. Брак для Лаврецкого значит необычайно много. Он, у которого было одинокое детство, отсутствие матери, видит в супруге и подругу, и мать, и сестру. Она для него всё. А для Варвары Павловны он просто богатый муж, которого она увозит в Париж, хотя Лаврецкий хотел начать преобразования в деревне. В Париже Варвара Павловна дерзко изменяет своему мужу. Она оставляет на видном месте записку позорного содержания, которую обнаруживает Лаврецкий. Трудно представить всю глубину разочарования Федора: человек, который был для него всем, становится предателем. И он в растерзанном состоянии мечется по разным странам, не находит себе приюта, но все-таки принимает решение: поскольку личное счастье ему уже не светит (разводов в России того времени не существует), он собирается ехать в Россию, чтобы «землю пахать» .

В России Лаврецкий попадает в дворянское гнездо: в прекрасную, усеянную поэзией усадьбу его дальних родственников Калитиных. Там он встречает девушку, с которой мог бы быть счастлив. Это 19-летняя Лиза Калитина, умная, честная и глубоко религиозная девушка (рис. 7).

Рис. 7. Лиза Калитина (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») ()

Счастье между ними невозможно (Федор женат), но тут следует внезапный, даже авантюрный поворот сюжета: приходит известие о смерти Варвары Павловны. Лаврецкий тяжело переживает смерть жены, несмотря на то, что он не любил и презирал её. Но вместе с тем герой радуется тому, что он теперь свободен и может связать свою жизнь с совершенно другим человеком, который не будет отвлекать его от занятий на земле. Казалось бы, что героям ничего не угрожает, они свободны и счастливы, но их что-то отводит от счастья. Их мучит предчувствие, они печальны и тревожны. Разумеется, это чувство их не подведет. В Россию приезжает Варвара Павловна, которая не умерла и приехала за деньгами (рис. 8).

Рис. 8. Примирение Лаврецкого с женой (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») ()

Для героев это катастрофа. Но для Тургенева важно, что катастрофу эту герои предчувствовали. Таким образом автор отвечает на вопрос о роли дворянства в эпоху реформ. Над дворянским сословием тяготеет некое страшное родовое проклятье. Как только Лаврецкий начинает думать о личном счастье, ему вспоминается его мать, тихая, кроткая, вечно виноватая, забитая, испуганная Маланья. Как только он начинает раздумывать над тем, почему ему это счастье не удалось, он видит мужика, оборванного, грязного, несчастного, у которого умер сын. Т. е. тема народа начинает звучать именно тогда, когда герои начинают задумываться над личным счастьем. Лиза тоже не верила в возможность счастья для себя. Она говорила Лаврецкому о том, что знает, как все создавалось, и что теперь это надо отмолить.

Таким образом, родовая вина - это вина перед народом. Дворянство действительно создало уникальную культуру, золотую культуру XVIII-XIX веков, но она создавалась за счет несчастного, изнуренного мужика, которому от этой культуры не досталось ничего. Эта вина копилась, умножалась из поколения в поколение, и дворянство, отягченное этой страшной виной, должно уйти с исторической сцены. Многие спорили с Тургеневым, почему судьба дворянства закончена. Толстой приводил пример того, что многие дворяне готовы были отдать собственную землю крестьянам и даже писали петицию императору. Почему же дворянство исчерпало свои творческие возможности? Тургенев считал, что это действительно так.

С раздумьями о России связано и еще одно различие между героями первого и второго тургеневских романов. Рудин был западником, а Лаврецкий - славянофилом. Тургенев сам называл себя западником, а славянофильство считал ложным учением, но важным для него было то, что его герой стоял на земле и был кровными узами связан с ней. Но даже такой сверхположительный герой, как Лаврецкий, изменить ни в своей судьбе, ни судьбе крестьян ничего не мог. Остается только удивиться социальной чуткости Тургенева. Он считал, что дворянство заплатит за эту роковую вину личной несчастливостью. И действительно, оставшихся 4 % столбового дворянства в России через 60 лет ждет трагическая судьба.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Интернет-портал A 4format.ru ().
  2. Интернет-портал Bestreferat.ru ().
  3. Интернет-портал Litsoch.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте сравнительную характеристику образов Дмитрия Рудина и Федора Лаврецкого.
  2. Определите новшества в романе «Дворянское гнездо» по сравнению с предыдущими произведениями Тургенева.
  3. * Подумайте, в чем выражается психологизм романа. Запишите обоснованный и подтвержденный примерами из романа ответ.

Создал себе прочное положение в литературе, как художник, выдающейся по силе и глубине произведений. Роман появился в 1856 году и был встречен дружными похвалами публики и критики. В этом новом произведении сложнее задача художника, больше действия, приемы художественного изображения здесь тоньше и своеобразнее. С величайшей простотой подошел автор к сложной душевной драме своих героев, дал их живые облики и начертал нежный и чистый образ Лизы , исполненный красоты и совершенно правдивый под пером художника. Фигуры действующих лиц здесь очень разнообразны, и каждое очерчено во всей своей характерности: с особыми приёмами художественного рисунка. Таков несколько грубоватый, но дышащий прямотой и добродушием, облик Марфы Тимофеевны, для которой у автора нашлись особый народные словечки, облик, хорошо выдержанный на всем протяжении романа. Также характерен и целен облик Паншина. Рисуя жену Лаврецкого, автор в детальном и красочном описании подчеркивает чувственный характер красоты, между тем, как к облику Лизы писатель подходит с какой-то нежной осторожностью и набрасывает его чертами воздушными, легкими и, несмотря на то, сияющими всею прелестью её натуры. Автор почти не дает цельного её рисунка, но набрасывает отдельные черты, из которых слагается в стройном и живом целом облик этой чистой, внутренне сосредоточенной, несколько суровой к себе и другим девушки. Также просто и жизненно нарисован образ Лаврецкого .

Тургенев. Дворянское гнездо. Аудиокнига

Жизнь Лаврецкого. Детство. Жизнь Лаврецкого представляла борьбу двух влияний – первоначального влияния его отца, воспитавшего сына по особой методе, и позднейшего – влияния книг, друзой и собственных размышлений. Эта борьба немало сил стоила Лаврецкому. Его отец, поклонник европейской культуры, любил в молодости, щеголять среди крестьян и соседних помещиков парижским фраком, модной тростью и модным вольнодумством, идеями французской философии XVIII века . Позднее он также чисто внешним образом увлекся подражанием английскому характеру жизни. Согласно новым идеям своим о воспитании, он вздумал развивать и своего сына. Мальчику пришлось выдержать тяжелый и нелепый режим, которому он подчинился, как самодурству отца. Молодому Лаврецкому внушали идеи Руссо , старались вселить в него раннее отвращение к забавам и увлечениям жизни, одели в шотландский костюм, приучали к «спартанскому» образу жизни. Пройдя эту муштровку, Лаврецкий после смерти отца очутился в жизни совершенно беспомощным, не зная её, ни имея представления и о том, как вообще живут люди на свете. Противовесом влиянию отца были унаследованные Лаврецким от матери черты природного добродушия, стойкости, терпения и душевной прямоты. Простая крестьянка, на которой из прихоти женился барин, мать Лаврецкого испытала в жизни много мук и явила собой живой пример доброты, терпения и смирения. Позже Лаврецкий всегда умел глубоко чувствовать эту душевную «народную правду», правду бесконечной доброты и смирения души и проповедовал «смирение» перед нею.

В университете. Одолев отцовское влияние и сбросив его, Лаврецкий вошел в жизнь простым и добрым малым, совершенно не знающим жизни и от того конфузливым и сурово прячущимся в себя. Самолюбивый и осторожный, он страдал за свое нелепое прошлое, боялся выказать следы той ломки, которую в детстве упорно над ним производили. Но природная стойкость натуры помогла ему наверстать потерянное. Уже далеко не юноша, сознавая большие пробелы в своем образовании, он поступает в университет, где держится особняком. Подружился он только с Михалевичем, типичным романтиком 1830-х годов, восторженным энтузиастом, скрашивающим свои суровые дни нужды и лишений вечными порывами духа и вечными проектами и планами идеальной жизни. Михалевич знакомит Лаврецкого с его будущей женой. Когда над Лаврецким разразился удар, разбивший его семейную жизнь, он снова, благодаря силе и стойкости своей натуры, оправляется и принимает решение ехать в деревню, жить мирным трудом на родной земле, близ родного народа, исполняя свой долг по отношению к нему.

Близость к народу. Какими-то невидимыми нитями связан Лаврецкий с народом, он глубоко чувствует те нравственные и религиозные основы, на которых построена народная жизнь. Наследственные черты от матери – крестьянки, натуры глубокой и простой, усиливали эту связь Лаврецкого с народом. Стремления же отца «европеизировать» его с ранних лет внушили ему только отвращение ко всему внешне-западному. Лаврецкий не задумывается сам над тем, славянофил он или западник , но, будучи человеком чутким и серьезным, он не может не считаться с тем внутренним душевным укладом народной жизни, в котором чувствуется ему нечто правдивое, важное и глубоко значительное. Потому-то и говорит он о необходимости «признать народную правду и смириться пред нею». Не отдавая себе отчета, он чувствует глубокое успокоение и мир в душе, когда приезжает в родные места, в деревню, чувствуя родину именно здесь – среди просторов родной природы и близ родного народа.

Дело жизни. Он нашел для себя теперь тихое и близкое душе его занятие, которому и хочет он отдать всю свою жизнь: это – работа на земле, он хочет «пахать землю и как можно лучше ее пахать». С такими планами устраивается он в своей тихой деревеньке, где душу его охватывает невозмутимый покой, разлитый вокруг в жизни людей и всей природы. Но узнавши Лизу, он чувствует глубокое душевное тяготение к ней и привязывается к девушке незаметно для себя. В течение нескольких дней знал он счастье, которое было как бы озарено внезапным вдохновением старика Лемма и его дивной музыкой, от которой плакал в восторге Лаврецкий. Но вторично личная жизнь его разбивается, и снова, на этот раз уже навсегда, уходит он в тихое исполнение своего долга, отдавая жизнь любимому труду на родной земле. Как и Лиза, как и его крестьянка-мать, он проводит жизнь в отречении и служении долгу.

Жизнь Лизы. Детство. Цельность характера Лизы. Основные черты характера Лизы можно проследить еще в её детстве. Лиза не из тех натур, которые переживают в жизни резкие перемены внутреннего уклада и миросозерцания. Наоборот, особенности её характера с детства развивались в ней и крепли, и в общем Лиза представляет натуру очень цельную, твердую и стойкую, причем стойкость и сила её объясняются не природным упорством характера, но тем, что она раз навсегда поверила в ненарушимую внутреннюю обязательность своих нравственных идеалов, которым и была верна всю жизнь. Миросозерцание её определилось под влиянием идеала религиозного. С детства ее отличала замкнутость, способность жить своей внутренней жизнью.

Няня Агафья. Её влияние. На ребенка вдумчивого и мечтательного большое влияние имела её няня Агафья, крестьянка, много претерпевшая на своем веку, знавшая и довольство жизни, и гнет барской опалы. Пройдя через различные условия жизни, будучи то рабой, приближенной по прихоти барина, то угнетаемой, Агафья в конце концов почувствовала стремление освободиться от условий прежней жизни, делавшей ее игрушкой чужых прихотей. Она замкнулась в себе, стала одеваться в темные и грубые одежды, много молилась и всеми мыслями своими ушла в религию. Жизнь её приняла монашеский характер; в конце концов, отдавшись влечению сердца, она пошла странствовать по монастырям и молиться за мир. В период такого преображения внутреннего, Агафья стала няней Лизы, и девочке пришлась очень по душе её строгая, религиозно-настроенная и тихая няня. Вместе они читали жития святых, беседовали об их жизни в пустыни, строгой, чистой, озаренной глубокой верой, о жертвах, приносимых ими Богу, о казнях и мучениях святых. По утрам тайком от матери, Агафья будила Лизу, и они уходили к заутрене и в церкви горячо молились.

Религиозность Лизы. В воображении девочки вырос идеал чистой религиозной жизни, исполненной величия и красоты в силу постоянного единения души с Богом. Детским воображением постигла она таинственный облик Бога: «образ Вездесущего, Всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в её душу, наполнял ее чистым благоговейным страхом, и Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным». Религиозный идеал озарил всю её жизнь, отличавшуюся скромностью, простотой и строгостью по отношению к себе и к людям. Лиза считала непреложным всю жизнь, каждый шаг её, сообразовать с требованиями совести, со своим нравственным идеалом.

Жизнь в доме матери. Когда Агафья ушла в странничество, а к ней приставили легкомысленную француженку гувернантку, Лиза еще больше замкнулась в самой себе и продолжала жить одиноко, идя в жизни своим особым путем, верная раз навсегда принятым высшим целям. Пример Агафьи не раз заставлял ее задумываться о тишине и чистоте монастырской жизни, всецело преданной Богу. Жизнь в «миру», среди людей всегда казалась ей страшной и грубой. Автор отмечает, что характер жизни Лизы в доме матери делал ее похожей на монашенку, её комната своей чистотой и строгой простотой походила на келейку. Не принимая никакого определенного решения и боясь огорчить им мать и любимую ею старушку, Марфу Тимофеевну, Лиза до встречи с Лаврецким вела простую и тихую жизнь в доме матери. Она совершенно не ждала и не мечтала о личном счастье.

Отношения к жизни и людям. Жизнь казалась ей какой-то ответственной важной задачей, которую надо было решить в полном соответствии с голосом совести и своим чувством Бога. Это сознание делало её жизнь серьезной и глубокой. Она ровно относится к людям, любит всех одинаково и хочет для всех единого правильного разрешения жизненной задачи, ибо «все под Богом ходим». Натуры угрюмые и одинокие, как старый музыкант Лемм, в её присутствии оживают, раскрывают тайники своей души, тянутся к её чистой и светлой душе. Но и легкомысленный эгоист Паншин находит у неё радушие и также испытывает силу её обаяния. Простая, сдержанная и доверчивая, Лиза любит простой народ, охотно общается и. беседует с крестьянами, чувствуя, что самое главное – религиозный душевный идеал у неё и у них – одно.

Самостоятельность натуры Лизы. Одним из отличительных свойств Лизы следует признать её самостоятельность, её независимость в жизни. Она ни у кого не спросит указаний, как жить и как поступать в отдельных случаях. Она считается только с голосом своей совести, будучи очень чуткой к её требованиям. Она утвердила всю свою жизнь на нравственном идеале, который сознала умом и восторженно почувствовала душой. И потому-то она твердо идет своей дорогой жизни, не отступая от пути, который кажется ей единственно верным. Когда она задумывает какое-либо решение, ни Лаврецкий, ни мать, ни Марфа Тимофеевна не пытаются с ней спорить, но принимают её решение, ибо Лиза приняла его не легкомысленно, но вследствие глубокой внутренней потребности.

Обратимся к "узловым" моментам анализа "Дворянского гнезда". Начать необходимо с того, что, несомненно, это был общественный, остро злободневный роман, в котором Тургенев вновь обращается к проблеме дворянства, его роли в сложный период жизни России. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне, подъем крестьянского движения необыкновенно активизировали русское общество. Какую же позицию может занять дворянин при подобном стечении обстоятельств? Как жить дальше? Этот вопрос впрямую ставит перед Лаврецким Паншин: "...Что же вы намерены делать?" — "Пахать землю, — отвечает Лаврецкий, — и стараться как можно лучше ее пахать".

"Дворянское гнездо" — "персональный роман", герой которого своим внутренним благородством, порядочностью, патриотизмом и многими другими достойными качествами напомнит о себе в Пьере Безухове, Андрее Болконском, чеховских героях-интеллигентах.

В "Дворянском гнезде" Тургенев обратился не только к личной судьбе главного героя, но и панорамно изобразил историю рода Лаврецких с тем, чтобы иметь возможность представить обобщенный портрет русского дворянства в аспекте проблематики романа. Особенно жесток автор в оценках отрыва самого передового сословия России от своих национальных корней. В связи с этим тема родины становится одной из центральных, глубоко личностной и опоэтизированной. Родина врачует возвратившегося из-за границы Лаврецкого, равно как народное жизнечувствование помогает ему пережить трагическую любовь к Лизе Калитиной, наделяя его мудростью, терпением, смирением — всем тем, что помогает человеку жить на земле.

Герой проходит испытание любовью и с честью выдерживает его. Любовь возрождает Лаврецкого к жизни. Вспомним описание летней лунной ночи, увиденной им. Следуя принципу "тайной психологии", Тургенев раскрывает через пейзаж пробуждение души героя — источник его нравственных сил. Но Лаврецкому предстоит пережить и состояние самоотречения: он смиряется с утратой любви, постигая высшую мудрость смирения.

"Дворянское гнездо" как "роман испытания" предполагает проверку жизненной позиции героя. В отличие от Лизы, Михалевича, Лема, отмеченных высотою избранной цели, Лаврецкий обыкновенен в своих земных притязаниях и в мыслимых идеалах. Он хочет трудиться и как можно лучше трудиться, до конца оставаясь верным самому себе. Оказавшись без надежд на собственное счастье, герой находит силы жить, принять законы естественного течения бытия, отраженные в народном миросозерцании, такие, как уметь страдать и терпеть и при этом признать нравственным долгом человека не замкнуться на себе, а помнить о тех, кто вокруг тебя, и стараться трудиться на их благо.

Лаврецкий, а с ним и Тургенев считают такое состояние единственно достойным, хотя и не лишенным горьких внутренних потерь. Не случайно в финале герой ощущает себя одиноким бездомным странником, оглядывающимся на свою жизнь — догорающую свечу.

Тем самым в "Дворянском гнезде" органично сомкнулись характерные для тургеневского романа два временных плана: исторический и вневременной, вылившиеся в философско-символический финал — особенность всех тургеневских романов — с его мыслью о принятии законов быстротекущей жизни с ее вечными противоречиями, обретениями и утратами. И здесь же звучит раздумье Тургенева относительно прерванной связи между поколениями в русской истории, которое станет главной темой романа "Отцы и дети".

«Дворянское гнездо» — лирический роман, в центре которого проблема соотношения идеологических концепций современной дворянской интеллигенции, ее духовных исканий с традиционным народным мировоззрением, — поразил современников после «Рудина», где эта проблема не ставилась.

Помимо того, само построение романа с двумя равноправными героями (Лаврецкий и Лиза Калитина), с подчеркнутым воспроизведением обстановки, передающим органическую связь героя с родной страной, с почвой, резко отличалось от лаконичной организации материала в «одноцентренном» романе «Рудин».

В «Дворянском гнезде» идейный спор героев впервые занимает центральное место и впервые «сторонами» этого спора становятся любящие. Сама любовь превращается в арену борьбы идеалов.

Интерес к народу, желание быть полезным ему, найти свое место в исторической жизни страны, главным смыслом развития которой должно быть улучшение народного быта, основанное на познании потребностей и устремлений народа, характерны для Лаврецкого.

Лаврецкий — мыслитель. Сознавая необходимость действия, он считает главной для себя заботой разработку смысла и направления этого действия. Уже в первой молодости он погрузился в ученые занятия, которые должны были придать теоретические основания его деятельности.

Тургенев одновременно работал над «Дворянским гнездом» и статьей «Гамлет и Дон-Кихот». В роман «Дворянское гнездо» введено немало моментов, долженствующих подчеркнуть гамлетизм главного героя. Автор сталкивает Лаврецкого с тремя людьми деятельного характера, с тремя носителями законченных, устоявшихся убеждений, с людьми, живущими в соответствии со своими убеждениями.

Со всеми этими тремя персонажами его герой вступает в споры. Спор с Михалевичем, наиболее полно и прямо воплощающим образ тургеневского Дон-Кихота с его бесконечной добротой, убежденностью и непрактичностью, рисуется как обмен мнениями, бурный и ожесточенный характер которого определяется и противоположностью натур героев, и родством их умственных интересов.

Михалевичу Лаврецкий задает важный для них обоих вопрос: «Что делать?». Вопрос этот для них имеет не узкопрактическое значение, а соотносится с самими основами теоретического решения проблем истории, политики и философии.

Подлинный Дон-Кихот — Михалевич считает этот вопрос решенным, и решенным не разумом, а чувством, интуицией и верой.

Для него задача человека — не размышления о смысле деятельности и ее плодотворности, а активная, практическая работа по воплощению добытой интуицией истины.

Укажем на черту, характеризующую друзей-антагонистов и затем нередко встречающуюся в литературе 60-х гг. при характеристике подобной «пары», столкновении гамлетического и донкихотского характеров: Лаврецкий оказывается практически гораздо более состоятельным, чем превозносящий значение «работы, деятельности» Михалевич. Михалевич счел бы достижение результатов, которых добился Лаврецкий, прямым путем в царство свободы и благоденствия. Лаврецкого же эти результаты не спасают от чувства глубокой неудовлетворенности.

Принципиально иной характер, чем спор Лаврецкого с Михалевичем, носит его спор с Паншиным, также убежденным человеком «дела». Паншин не только не Дон-Кихот, он противостоит этому роду людей. Главные его черты — эгоизм, честолюбие и животная жажда благ жизни.

Он до мозга костей петербургский чиновник, «исполнитель». Вместе с тем он готов проводить в жизнь самые решительные реформы, ломать и крушить. Идеалы его ограничиваются последними «видами» правительства, так как верность этим «видам» и безоглядность деятельности по их выполнению сулит ему личные выгоды.

Реформаторский зуд «сугубого» (выражение Салтыкова) молодого администратора — камер-юнкера, внешний либерализм его речей яснее всяких датировок свидетельствуют о том, какая эпоха изображена в романе.

Еще более ясно это следует из конспективного авторского пересказа возражений Лаврецкого Паншину: «...отдавал себя, свое поколение на жертву, — но заступался за новых людей, за их убеждения и желания». Таким образом, речь идет о новом, молодом поколении, которое должно сменить людей, живших под гнетом николаевского царствования.

Оговоримся, что историко-политический план здесь хронологически не совпадает со временем, необходимым для осуществления лирического сюжета.

Между спорами, о которых идет речь, и эпилогом романа, рисующим последнюю встречу Лаврецкого с молодежью дома Калитиных и с Лизой-монахиней, проходит 8 лет. Именно поэтому Тургенев, очевидно, вынужден был отнести начало действия романа к 1850 году вопреки всей исторической обстановке, изображенной в нем.

Характерно, что Паншин называет Лаврецкого отсталым консерватором.

Неприятие лжи как характерная черта Лаврецкого выразилось в его отрицательном отношении к Паншину, в бескомпромиссном его нежелании в чем-либо согласиться с последним. Широковещательным планам Паншина, которые он воспринимает как «фразу», Лаврецкий противопоставляет требование изучения родной страны и «признания народной правды и смирения перед нею».

На нетерпеливый вопрос Паншина «...что же Вы намерены делать?» (как видим, и Паншина интересует вопрос «что делать?», но для этого чиновника «делать» — значит безотчетно и бездумно перекраивать жизнь народа, пользуясь его безропотностью) Лаврецкий дает ответ, облеченный в форму нарочитой простоты и прозаичности: «Пахать землю <...> и стараться как можно лучше ее пахать».

В этой позиции Лаврецкого есть сходство с позицией героя Толстого — Левина, также иронически относившегося к «административному восторгу» бюрократов и либеральных помещиков, проводивших всякого рода реформы, также видевшего свою задачу в организации земледелия на новых основах, также неоднократно слышавшего в свой адрес обвинения в консерватизме. Впоследствии подобный тип, названный Михайловским «кающимся дворянином», привлек к себе внимание писателей и критиков.

Любовь, интерес и уважение Лаврецкого к народу роднит его с Лизой Калитиной, девушкой, поступки которой прямо и непосредственно следуют из ее убеждений.

Говоря о преданности людей типа Дон-Кихота определенному, раз навсегда принятому идеалу, Тургенев утверждал: «Многие получают свой идеал уже совершенно готовым, в определенных, исторически сложившихся формах; они живут, соображая жизнь свою с этим идеалом, иногда отступая от него под влиянием страстей или случайностей, — но они не рассуждают о нем, не сомневаются в нем...».

Именно к такому типу людей относится Лиза Калитина. Ее убежденность, а также и то, что ее «свои мысли» являются по существу лишь применением традиционной, бытующей в патриархальной крестьянской среде и освященной веками системы представлений к данной ситуации, делают ее поступки непонятными и неожиданными для людей, воспитанных в традициях дворянского быта.

Лиза ведет с Лаврецким постоянный спор, пытается обратить его в свою «веру». Сюжет «пропаганды», идейного воспитания девушки мужчиной, который Добролюбов считал типичным для Тургенева, в «Дворянском гнезде» как бы перевертывается. Лиза не только глубоко убеждена в нравственных истинах, которые усвоила с детства, — она, подобно Михалевичу, «верует» в них, и где-то эта вера граничит с фанатизмом.

Недаром ее воспитательница Агафья ушла в старообрядческий скит. Религия для Лизы — источник готовых нравственных ответов на самые глубокие тайны бытия, на самые трагические противоречия человеческой жизни. Любя свою страну, простых людей, простой быт, Лиза встречает в Лаврецком единомышленника, человека, который уважает Россию и ее народ; однако Лиза видит и скептицизм, и неверие Лаврецкого, его равнодушие к религии. Она надеется обратить его к религии.

Религиозность Лизы овеяна чувством трагизма жизнии неотделима от присущей ей высшей этической требовательности по отношению к самой себе. Михалевич утверждал, что в современной России «на каждой отдельной личности лежит долг, ответственность великая перед богом, перед народом, перед самим собою!». Лиза Калитина инстинктивно чувствует эту ответственность.

Внешние трагические обстоятельства, не дающие соединиться Лизе и Лаврецкому, воспринимаются Лизой как сигнал той сложной связи самых, по видимости, далеких друг от друга явлений, вследствие которой счастливая любовь может восприниматься как грех в то время, когда страдают, голодают, дичают крестьяне в деревне.

Отцы современных либеральных помещиков грабили, пытали, убивали отцов современных крестьян. Эта роковая вина тяготеет над людьми нового поколения. Лаврецкий замечает в Лизе черты фатализма и покорности — патриархальные добродетели, которые пугают его. Ей «все жребии равны», но не потому, что она испытала любовное разочарование, а потому, что ее окружает море народных страданий и в этих страданиях она считает повинными своих предков.

Эти настроения понятны Лаврецкому, но он не может принять старинную мораль отречения и смирения. Лаврецкий пытается предостеречь, убедить ее и вынужден говорить на ее же языке.

Его уверения, что свобода чувства — высшее благо, что нарушение этой свободы влечет за собою несчастье и тот, кто нарушает ее, отвечает за последствия такого нарушения, — наталкивается на сопротивление Лизы, источником упорства которой является ее приверженность определенной этической системе.

От образа Лизы прямые нити тянутся к героине рассказа Тургенева «Странная история» — барышне Софи, которую все находят «странной» и самый жизненный подвиг которой (подвиг самоотречения и религиозного служения — традиционный, древний подвиг паломничества и послушничества), освященный идеей, но идеей ложной, выглядит не более как «странной историей».

Она не нашла пути к великому, к подлинно полезному для человечества приложению своих сил и осталась не более как «странным человеком». Последовательно отрицательно относясь к религиозному фанатизму, полемизируя с Герценом, видевшим в старообрядчестве и сектантстве возможный источник революционных настроений, Тургенев вместе с тем сравнил Софи с юными революционерками-народницами, которые впоследствии, как подчеркивает писатель, шли на подвиг ради того, что «они считали правдой и добром», воплощая свои «незыблемые и неискоренимые убеждения». В статье «Гамлет и Дон-Кихот» сказано: «Все люди живут <...> в силу своего <...> идеала, т. е. в силу того, что они почитают правдой, красотою, добром».

Убеждения Лаврецкого не соответствуют аскетическим взглядам Лизы, он спорит с нею, но его смирение перед народнойправдой, готовность, с которой он покоряется ложному, не по его вине возникшему положению (ведь он мог развестись с женой) и отказывается от борьбы за свое счастье, упреки, которые он адресует себе, противопоставляя труд на благо обездоленного народа любви и радостям жизни, — свидетельствуют о том, что и он не верит в свое право на счастье.

Расставшись с Лизой и аскетически посвятив себя работе на благо своих крестьян, Лаврецкий, забытый всеми и одинокий, «перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях», и именно поэтому «сожалеть ему было о чем, стыдиться — нечего».

Роман «Дворянское гнездо» проникнут сознанием течения исторического времени, уносящего жизни людей, надежды и мысли поколений и целые пласты национальной культуры.

Самый образ «дворянского гнезда», образ, локально и социально «отмежеванный» от большого обобщенного образа России, родины, все же представляет собой производное от него, и эта сторона созданного в романе мира не менее важна, чем выраженное в нем «чувство истории».

В «Дворянском гнезде», в старинном доме, в котором жили поколения дворян и крестьян, обитает дух родины, России, от него веет «дымом отечества». Лирическая тема России, противопоставленной Западу, сознание особенности русских исторических условий и характеров в «Дворянском гнезде» предвосхищают проблематику романа «Дым».

В «Дворянском гнезде», в домах Лаврецких и Калитиных, родились и созрели духовные ценности, которые навсегда останутся достоянием русского общества, как бы оно ни переменилось.

«Светлую поэзию, разлитую в каждом звуке этого романа», по определению Салтыкова-Щедрина, следует видеть не только в любви писателя к прошлому и его смирении перед высшим законом истории, а в его вере во внутреннюю органичность развития страны. В конце романа новая жизнь «играет» в старом доме и старом саду, а не уходит из этого дома, отрекаясь от него.

Ни в одном произведении Тургенева в такой степени, как в «Дворянском гнезде», отрицание не связано с утверждением, ни в одном противоположности не сплетены в такой тесный узел. Рисуя исторический закат помещичьих гнезд, Тургенев показал, что непреходящие ценности дворянской культуры были созданы в процессе ее взаимодействия с духовной жизнью народа, крестьянства.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.



Статьи по теме: