Народные промыслы народов сибири история их развития. Художественные промыслы Сибири: вышивка

Геннадий Переладов

Мастера сибирских сел:

Декоративно-прикладное искусство в Сибири XIX – начала XX века

Старинные деревянные ворота, город Красноярск

Сегодня мы больше знаем Сибирь как богатейший край, где имеются огромные природные ресурсы, где построены и стро­ятся важные промышленные центры... Вместе с тем сибиряки и их культура со­ставляют одну из интереснейших граней духовного запаса нашей страны. Куль­турное наследие Сибири далеко не одно­значно. Оно по-разному проявляется как в отдельных регионах Сибири, так и на различных этапах ее освоения. Западную Сибирь достаточно сложно рас­сматривать как единый массив народной культуры. В нем сложилось несколько обширных регионов традиционной народ­ной культуры, обусловленных природны­ми и социально-историческими условия­ми: Север, Зауралье и Алтай. В течение XVII — начале XVIII века бы­ла осуществлена титаническая работа по освоению Западной Сибири.

Приток рус­ского населения в Сибирь вызывал необ­ходимость обеспечить переселенцев не только продуктами питания, но и про­мышленными изделиями. В целом можно сказать, что, начиная с XVII века, в За­падной Сибири начался процесс форми­рования промыслов, в том числе художе­ственных, основанных на традиционном народном искусстве. Этот процесс охваты­вает одну отрасль за другой. В течение XVII века здесь возникают деревообделочные, кожевенные, металлообрабатывающие, гончарные, портняжные, пимокатные и некоторые другие промыслы. Исто­рия показывает, что в XVIII—XIX веках промысловая деятельность сибирского крестьянства широко распространяется далее на восток и в южные районы За­падной Сибири. Вслед за зауральскими центрами промысловыми городами стано­вятся Ишим, Тюкалинск, Томск, Каинск, Мариинск, Барнаул и многие другие, а также промысловые села, их окружающие, что свидетельствует об устойчивых и развитых формах традиций народного де­коративно-прикладного искусства сиби­ряков.

Одним из самых ярких и широко распространенных видов народногоискусства стала художественная обработка дерева. И это, конечно, не случайно. Природа Сибири щедро наделена богатствами ле­са, где преобладают хвойные породы: сосна, ель, лиственница, кедр, много бере­зы и осины. Искусство сибиряка проявлялось с основательностью начиная со строительства дома. Некоторые старые избы Сибири, монументальные и крепкие, являются как бы соратниками крепостей. Зодчий чувствовал и понимал красоту дерева, он строил красивые и величест­венные остроги и крепости, а также до­ма. Они были конструктивно ясны и ла­коничны.

Скворечник из Сибири

Мастер никогда не привносил в свое сооружение ничего лишнего. Это роднит их с архитектурой Русского Севера. На стыке скатов крыши концы досок обычно перекрывались толстым выдолб­ленным снизу бревном — «охлупнем» («шеломом», «коньком»). В Западной Си­бири чаще употребляли название «конек». Своей тяжестью он прижимал всю кон­струкцию крыши, придавая ей необходи­мую прочность. Конец такого «конька» обычно выдавался вперед и иногда деко­ративно обрабатывался. Это был чаще трезубец или изображение головы коня. Любовь русского народа к узорочью осо­бенно сказалась в деревянной резьбе Си­бири. Образцы кружев из дерева без тру­да отыщутся в любом из старых сибир­ских городов. Среди всего многообразия форм резьбы по дереву есть скульптур­ная резьба, плоская, рельефная и пропильная, которая получила наибольшее распространение.

Резьбой украшались наиболее важные композиционные части сооружения: фронтоны, карнизы, обрамления окон и дверей, ворота. Это говорит о живучести традиций русского народного зодчества в условиях Сибири, где также все строго продумано, все являет единство конструк­тивного и эстетического.

Обработка фриза избы выпиловочным орнаментом в с. Малышевка. В селе Малышевка Иркутской области на избе А.И. Соколова имеется фриз с надписью: «Сия ажура приложена А. И. Соколову в память мастера». Выпиленная из доски надпись с затейливыми буквами размещена только по главному фасаду и хорошо оформляет переход от стены к крыше. Источник информации http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006348 « Крестьянское жилище Восточной Сибири» ( По книге: Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М. 1953)

Богатство деко­ра нарастает от основания дома к его крыше. Особенно пышно украшен фронтон, поскольку он завершает, «венчает» дом. К торцам кровли прикрепляются «подзоры», а к центру поля фронтона — ажурное «солнышко». Некоторые элементы резьбы имеют давнее происхождение. На­пример, крыша дома и прилегающие к ней части воспринимались крестьянским со­знанием как подобие головного убора. Мы знаем, что головным уборам в древ­ности уделялось чрезвычайно большое внимание, им приписывались различные магические свойства. Интересные ассоци­ации вызывает в связи с этим характерное для наиболее старых жилищ Томской области оформление верхнего наличника окна резной доской, напоминающей древнейший женский головной убор — рогатую кичку. В резьбе таких наличников особенно часто встречаются мотивы солнечной розетки, коня, птицы, которые, как мы знаем, являлись оберегами в представлении восточных славян. Эти пережитки языческого культа животных, связанного с представлениями о плодородии, жизни, добром начале, сохранились в крестьян­ском искусстве практически до наших дней, хотя их изображения, конечно же, давно утратили первоначальное значение оберегов, превратившись в чисто декора­тивные элементы оформления жилища.

Стена подполатного угла. Конец XIX в. деревня Катышка. Из коллекции Н. Синячихинского музея заповедника. Источник изображения http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-08.htm (Урало-сибирская роспись)

Отличительную особенность сибирских изб составляет роспись масляной краской по штукатурке или по дереву. Кроме традиционной растительной орна­ментики в росписи встречаются бытовые и даже исторические сюжеты: сцены охоты, эпизоды из похода Ермака и др. Местное население, восприняв и творче­ски переработав многие наслоения, выра­ботало свою живописную систему, кото­рая позволяет называть ее сибирской кистевой (маховой) росписью, истоки которой уходят в северную и уральскую шко­лу этого вида народного творчества. В на­стоящее время в Западной Сибири сохра­нились редчайшие образцы интерьернои росписи. Центрами распространения росписи были купеческие селения регио­на: Каинск, Колывань, Черепаново, Камень-на-Оби, Мариинск и многие другие. Многие сибирские дома украшались не только резьбой и росписью, но и различ­ными изделиями из жести: чаще всего это водостоки, иногда дымники, флюгера, а то и просто украшения на крыше. Особенно славится дымниками Тюмень, но есть они и в Новосибирске, Томске, Кемерове и других городах и населенных пунктах Сибири.

Тюменский дымник из Сибири

Со второй половины XIX века просечное железо приобретает широкую популяр­ность в украшении балконных ограждений, фронтонов крылец, садовых ворот. В городах, а иногда и селах Сибири мно­гие из дымовых труб и водостоков укра­шались, да и украшаются по сей день, художественными венцами. Иногда ставят «флюгер», что указывает на старую традицию северных изб устанавливать вращающуюся птицу-флюгер. Интересно, что в Новосибирске даже на одной ил труб мылзавода стоит именно такая птица-флюгер в виде петуха, выполненная из просечного металла. Мастера-кровельщики изготовляли и множество подвесных кружевных подзоров из жести, но особенно много их руками создавалось дымников. Из жести изготовлялась также посуда — чайники, кружки, ковши и пр. Производство жестяных изделий было со­средоточено в большей степени в крупных населенных пунктах и городах, таких как Бийск, Новосибирск, Барнаул, Омск и Томск, но был развит этот промысел и в городах меньшего масштаба: Куйбышеве (Новосибирская область), бывшем Каинске, Барабинске, Камне-на-Оби и дру­гих.

Ценность для современных промыслов представляют бытовые изделия с росписью, которые имеют свои отличительные особенности. Это расписные прял­ки, деревянная утварь, сундуки, долбленая посуда, бондарные ушаты, изделия из бересты и многое другое. Раньше в больших селениях, где были ярмарки, име­лись обычно мастера, изготовлявшие прял­ки, гребни, трепала и т. д. Многие изде­лия народных мастеров обращают на се­бя внимание художественной отделкой. Резьба и роспись на предметах быта и орудиях труда выполнялись в традиционной манере. Росписью народные мастера Сибири покрывали стены дома, мебель, орудия труда; расписывались бондарная посуда, изделия из бересты и токарные изделия из дерева. Несмотря на разный материал, форму и назначение изделий, есть общее в стилистике их росписи. Можно говорип. об особом варианте ура­ло-сибирской росписи, которую мы назва­ли сибирской. Кроме того, в сибирской росписи можно выделить омскую, новоси­бирскую, томскую и кемеровскую ее раз­новидности. В целом для нее характерны цветной фон и лаконичный растительный орнамент живописного типа.

Широко раз­вит в Сибири также и керамический про­мысел.

Крынки из Сибири

Исследователи отмечают, что в XIX веке более всего гончарным делом славились села Томской и Тобольской губерний. Много керамики делалось и на Алтае. П.А. Голубев, исследователь этого про­мысла в прошлом веке, отмечал, «...что редкая сибирячка не может сделать горшок сама». На территории юга Западной Сибири сложилось несколько крупных районов по производству керамики — в Томской, Новосибирской, Омской и Кеме­ровской областях. На территории Новосибирский области, например, керамические центры были в Венгеровском. Ордынском, Кыштовском, Сузупском, Колыванском районах. Изделия сибирских кустарей отличались разными формами, размером и назначением: банки для ва­ренья, крынки, квашенки. горшки для цветов, миски и т. д. Лучшей по качеству слыла посуда колыванских мастеров, по­лучившая название «колыванок», но ранние лепные образцы в основной своей массе выглядели грубовато. Расписная посуда в Сибири была редкостью, так как ангобы малоизвестны, а для глазури требовалось сырье особого качества и глёт (окись свинца), который стоил очень дорого и был не всем доступен. Гончары-глазуровщики старались сохранить в тай­не секреты глазури и не всегда передавали их по наследству. Более традиционно для керамики Западной Сибири украшение рельефом. сохранившееся до XX века. Украшения делались в виде зигзагов из белой глины или рантов и веночек, выступающих над плоскостью черепка.

Большой горшок. Раньше такие называли макитрами. Отремонтирован при помощи берестяных лент. Источник изображения и информации http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=885

Любопытно, что в Сибирь гончарный круг пришел раньше, чем во многие центральные области России. В подавляющем большинство керамика делалась на нем. Однако встречаются в регионе и образцы лепной керамики, например, сосуд для кислого молока (XVIII в.) из д. Кирза Ордынского района Новосибирской обла­сти. Славилась Сибирь и так называемы­ми «колыванками» — это широкогорлый тип горшка с короткой тульей. Сосуды этого типа изготовлялись в селе Колывань Новосибирской области. Название «колыванка» относилось к упомянутому выше типу широкогорлого горшка, а не ко всей керамической продукции села Колывань.

В Западной Сибири местное население обыкновенный сарай, где делали керами­ку, называло уважительно «завод». Такие заводы работали до революции и в селах Кама и Гжатск Куйбышевского района Новосибирской области, районных центрах Колывань, Бердское, Черепаново, деревне Низовое па границе с Омской областью, поселке Черлак Омской области и многих, многих других.

Если гончарством в Сибири занимались и мужчины, и женщины (позднее, прав­да, только мужчины), то «сидеть на веретёшке» — заниматься прядением — это, конечно, было «привилегией» женщины. В конце XIX — начале XX века в некоторых местах еще продолжалось изготовление ткани домашним способом. Ткали на «кроснах». Из овечьей шерсти изготавли­валось сукно.

Имелись целые селения или даже районы, где преобладающим заня­тием являлись различные кустарные промыслы. Крупные районы кустарной промышленности сформировались в юго-западной части Западной Сибири. Узорным ткачеством занимались повсеместно. Почти в каждой деревне были мастерицы, бравшие заказы па узорные «браны», но домотканые изделия постепенно вытеснялись фабричными.

Браные узоры на текстильных изделиях русских крестьян Восточной Сибири. Источник изображения и информации http://www.liveinternet.ru/users/zetta_starlec/post258579181

Текстиль и его художественная обработ­ка занимает заметное место в народном декоративно-прикладном искусстве Сиби­ри. И сейчас мы повсеместно можем встретить народных умельцев, которые ткут ковры, дорожки, паласы, изготавливают «круги», вышивают и вяжут. Ковры в Западной Сибири употреблялись для застилания полов, для декоративного убранства жилища, вместо постелей, си­денья, для укрывания от холода пассажи­ров при езде в санях. В настоящее время бытует множество типов ковровых изде­лий: традиционный тканый махровый ковер — «сибирский», ворсовые ковры обычного типа, узелковые и «игольчатого» типа, вышитые швом «болгарский «крест», паласные, аппликационные и лоскутные. Начиная с XIX века образцы сибирского махрового ковра распространились по всей территории Сибири. В XX веке худо­жественная ценность ковров не только не утратилась, а, наоборот, возросла. При художественном своеобразии сибирского махрового ковра с розами у него имеется определенная перекличка с курскими, орловскими и воронежскими коврами по­добного типа. Это неудивительно, ведь переселенцев из центральных областей в Сибири было множество, и это не могло не сказаться, в частности, на стиле ков­ров.

Уникальные тюменские ковры. Источник изображения и информации http://smartnews.ru/regions/tymen/6351.html . Именно знаменитый тюменский ковер увековечил художник Василий Суриков на своей картине «Взятие снежного городка». На ковре с длинным ворсом на черном фоне изображен большой букет роз и маков в обрамлении бутонов и пышных листьев.

Определенное влияние на русскую культуру сибиряков в ковровом промысле оказало искусство соседних восточных народов: казахов, киргизов, узбеков.

Большое распространенно получил и тип восточного ковра с геометрическим рисун­ком: ромбы, квадраты, круги, треугольни­ки. Но и в данном случае сибиряки вно­сят свое: общий рисунок па ковре не имеет той сложности, отдельные орнамен­ты упрощаются и увеличиваются в раз­мерах, колорит несложный, с малым ко­личеством полутонов, весь художествен­ный стиль ковра строгий, монументаль­ный.

Необходимо отметить и другие виды текстильной продукции: многоремизное, пе­реборное, выборное и браное. Этот вид искусства является характерным для районов юга Западной Сибири, имеет мест­ные специфические особенности и суще­ствует во многих формах: скатерти, сал­фетки, полотенца, покрывала и т. п. К этой же группе изделий можно отне­сти тканые узорные пояса, опояски и вожжи, которых на территории региона ткалось очень много. Особенно в районах, прилегающих или входящих в Кыштовский район Новосибирской области.

Пояса Поломошновой Т.А., 1914 г.р., с. Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края. Слева тканый пояс с узором "пятиягодка". Источник изображения и информации http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/russian/russian.htm

Учи­тывая многообразие и большое количест­во памятников этого вида народного искусства, следует отметить, что большин­ство этих изделий несут черты влияния коми-пермяцкой народной культуры. Од­нако в данном случае сибиряки привносят свое творческое отношение к создава­емым изделиям. Работая в традиционной технике «на дощечках», они ткали не только различные по ширине, длине и орнаментике пояса, но и вожжи — гордость сибиряков. Может быть, поэтому их так любовно украшали кистями из цветной шерсти. На вожжах, как и на опоясках, варьировался орнамент, подби­рались новые сочетания цвета, изготав­ливались именные вещи и т. д., то есть в рамках старой традиции создавался свой, особый ассортимент вещей. В си­бирских селах изготавливалось и большое количество широких (18—22 см) ямщицких поясов.

Многообразная по технике сибирская вышивка

Вышивка относится к развитой форме народного творчества сибирских женщин. Искусство вышивания в Сибири разви­валось только в форме домашнего ремесла: все вышитые изделия использовались для нужд семьи. Вышитыми узорами сибирские женщины украшали одежду, по­лотенца, салфетки и т. д. Художественные текстильные изделия входили составной частью в оформление сибирского жили­ща, в приданое невесте, в праздничные ритуалы.

С начала нынешнего века и до 30-х годов самым широким образом была развита вышивка по филейной сетке. Для «фи­лейных» работ характерны ясность и яркость орнамента, своеобразная «пыш­ность», наиболее распространенный ри­сунок — объемная роза в окружении лист­вы и различные картуши. В вышивке сохранились многие мотивы, уходящие корнями в классическое искусство. Осо­бый интерес представляют вышитые крестом полотенца и рубахи, где преобладают ромбы, прямые и косые кресты, меандр.

Подводя общий итог развития сибирского народного декоративно-прикладного искусства второй половины XIX — начала XX века, следует отметить, что сложилась достаточно своеобразная народная культура, которая, сепарировав многое из привнесенного, переработала все на свой лад. Определяющим условием этих переработок стал рационализм сибиряка, который вытекал их жизненных условий и особенностей его быта.

Народное искусство Сибири показывает, как важно знать те истоки красоты, которые позволили русскому человеку в некогда новых для него условиях сохранять традиции своей культуры, его «духовную оседлость», нравственную самодисциплину, словом, все то, чем полнилась душа.

Цели урока :

а) познакомить учащихся с народно-прикладными промыслами народов севера;

б) показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства;

в) заинтересовать учащихся этим видом искусства и прививать любовь и гордость за край, в котором они живут.

Оформление, оборудование: оформлена доска, стенды по теме. Проигрыватель, грампластинка “Песни Ямала”, телевизор, видеомагнитофон, видеофильм, выставка книг, рефератов учащихся, создан мини музей поделок из меха, бисера и кости, географическая карта.

Есть такой волшебный дом-
Тундра вся вместилась в нем:
Птицы, звери - вся природа...
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры...

Ход урока: (урок ведут ученики 8 класса)

Какие народы населяли Западно-Сибирскую низменность? (Манси, ханты, зыряне, остяки и т.д.)

Манси были первыми, с кем встретились русские в Сибири. (Показывает на карте место их расположения.) Народность эта населяла бассейны рек Сосьвы, Конды, склоны Уральских гор. От соседствующих с ними коми-зырян оно получили название “вогулов” - “чужой”, сами они называли себя “мансь”- малый народ, малое племя.

В . Знаете ли вы, как переводится на русский язык слово ненец? (Человек).

Они населяют территорию севернее 60-й параллели (показывает по карте). Ханты вели кочевой образ жизни, основным занятием их были оленеводство, звериный промысел, рыболовство. Ханты - самая многочисленная народность, в древности их называли “ арьяхи” - “ много людей”. Попав под власть татар, ханты стали называть себя “ хандихо” - ханский человек. Ханы называли их остяками – “дикий”.

Многое в образе жизни, быте, культуре аборигенов казалось чудным, диковинным, к примеру, их дом?

(Работа со словарем на доске, все записывается в тетрадь.)

В . Как называется дом ханты? (Чум)

(Демонстрируется видеофильм.)

Буквально за считанные минуты устанавливаются шесты, которые жестко связываются в каркас. Конструкция эта покрывается оленьими шкурами, сшитыми в два слоя, мехом наружу, внутри очаг, на земляной пол укладываются циновки, шкуры. Топится железная печь или костер.

Удивительна связь оленя и человека. Олень- пища, транспорт, одежда, обувь. До сих пор в тундре ничего не может заменить традиционную одежду аборигенов, практичную, но и почти всегда имеющую художественную художественную ценность.

У различных народов по - разному проявляется тяга к прекрасному - украшение орудий труда, предметов быта, одежды.

Строгая зимняя одежда ненцев, ханты, манси отделывалась орнаментом. Запишите в тетрадь слово орнамент - от лат. Означает украшение или узор, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов. Основные мотивы для орнаментов человек находил в природе, знакомясь с различными видами орнаментов, мы узнаем в их рисунках обобщенные образы природных форм- листьев, цветов, зверей. Орнаменты северные народы так же берут из природы, давайте посмотрим на их орнамент.

(Представлены виды орнамента: ветка березы, локоть соболя, рога оленя, хвост лисы и т.д.)

В тайге, в тундре долгой полярной ночью при тусклом светильнике, мастерицы воссоздавали на мехе цветы ушедшего лета. Читается стихотворение “В меховой мастерской”. Прокопий Автысый.

В. Как называется одежда, которую носят народы Севера? (Малица, кон, кисы и т.д.)

Поселившиеся на Севере Западной Сибири русские люди полностью заимствовали типы верхней одежды и обуви (видеофильм). Народы севера носили малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, более зажиточные предпочитали парку из оленьих шкур. Зачастую на малицу или парку надевали “ сорочку” из плотной материи для предохранения мездры от снега. Ноги от холода предохраняли чижи- чулки из мягких оленьих шкур, “кисы” - сапоги из оленьего меха. (Данные слова предлагаются ученикам записать в тетрадь). Ведущий предлагает ребятам прочитать стихотворение об одежде. Читается стихотворение “ Веселые пимы”. Прокопий Автысый.

У живущих ханты и манси наряду с украшением одежды прикладное искусство проявилось в обработке бересты, из нее делали посуду, детские колыбельки, табакерки, в орнаменте на бересте можно узнать стилизованные изображения деревьев и животных. Береста заготавливалась трижды в год. Прежде чем использовать бересту, ее варили в воде или рыбьем жире, после чего она становилась прочной и эластичной, узоры наносили выскабливанием, накладной аппликацией по цветному или закопченному фону при помощи ажурной резьбы.

Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера. (Обращение внимания учащихся на образцы). Вышивкой покрывались рубахи, штаны, косынки, платки, рукавицы, интересны они тем, что сохранили орнаментальные мотивы, связанные с мифологией народа. Не даром в поверьях многих народов вышивка считалась магическим оберегом от зла и болезни. Любой мужчина мог смастерить лодку, лыжи, нарты.

В. Что такое слово нарты? (Лексическое толкование записывается в тетрадь). Предлагается прочесть стихотворение. Читается стихотворение “Нарты спят”.

Отдельные умельцы вырезали из дерева изображение богов- хранителей жилищ и покровителей на охоте. Хозяйство велось комплексно, большое значение имела охота. Читается стихотворение “Песня охотника” и “Песня ездового”, звучит песня в исполнении Сусой “Тюли се” (Песня о охоте).

В. Чем пользовался охотник на охоте? (Ружье, самострел, кистень, лук со стрелами).

В. Какое оружие было главным? Лук, делали его из трех слоев разных деревьев, кедра, березы, черемухи, каждый слой отдельной отделки сушился, пропитывался смолой, затем они склеивались и покрывались берестой. Северные охотники употребляли также самострел - сторожевой лук из кедрового дерева, с тетивой из кудели. Многие, жившие при родовом строе народы, начинали историю своего рода от различных животных, которые считались священными (Обращение к стенду и чтение стихотворения “ Три олененка” Прокопий Автысый).

В. Назовите, какими промыслами занимались Северные люди? (Рыболовство, оленеводство, прикладное искусство, охота).

Ученик рассказывает об охоте.

Когда люди поймают зверя, они пытаются убедить его в том, что не желают зла. Люди называют ружье - палкой, убив медведя, целовали ему голову и шептали: “Мы тебя уронили, но мы не виноваты, другой виноват, кто придумал железную палку”. Когда добычу доставляли в селение, начиналось пиршество, на него приглашались все жители, которые приносили подарки медведю. После трапезы каждый ”показывал себя”, пел, танцевал. Давайте послушаем песню о медведе в исполнении Туритиной “А ны се”.

А теперь, ребята, вам расскажут об одном из интереснейших народных промыслов, который известен не только у нас, но и в мире - это резьба по кости.

В ходе выступления ученицы демонстрируется видеофильм.

Искусство художественной резьбы по кости зародилось в Тобольске. Промысел возник в XIX веке и был заимствован у народов Тюменского Севера. Тобольск развивался неровно, тоже происходило и с резьбой по кости. Умение и навыки хранил народ. Последующие поколения подхватили и развили искусство безымянных мастеров. На витринах музейных экспозиций, раскрывается простой, но удивительный мир. Рыбаки тянут тяжелые сети, на широких лыжах спешат охотники, по снежной глади несется упряжка оленей, взметнувшийся фонтан нефти вызывает ликование северян. А вот на холодной льдине резвятся полярные мишки, дети играют в оленя, ненка расцвечивает узором меховую одежду, в сноровке и силе соревнуются оленеводы, малыш с книжкой в руке идет в первый класс. Читается стихотворение Прокопия Автысый “На уроке”.

Разные скульптурки! Забавные и скромные, грустные и серьезные, они будто частицы драгоценной мозаики, содержание которой - жизнь народов Севера. Аккуратно отполированные, с тончайшей резьбой деталей, костяные скульптуры радуют глаз богатством моделировки, гармонией движения, одухотворенностью. В опытных руках природные свойства материала раскрываются во всей его красе. Глядя на них, мы даже не задумываемся над тем, что выполнены они то из невзрачного шершавого зуба кашалота, то из обычной животной кости.

Скульптурные группы, художественные изделия, созданные в разное время и собранные вместе, по - своему раскрывают вкус и быт людей разных эпох, линию развития промысла, манеру мастерства.

В. Какой город известен мастерами по резьбе из кости? (Тобольск)

Тобольск основан в 1587 году, а уже к середине XVII столетия в нем было около 70-ти ремесленных предприятий. В числе вывозимых товаров значились изделия из кости. Коллективное творчество сменилось индивидуальным творчеством, но именно разрозненно работающие умельцы и сохранили приемы и навыки резной обработки кости.

В 1870 году в Тобольске открыли краеведческий музей, при нем собралась группа, целью которой было просвещение народа.

В. Каких вы знаете известных мастеров - резчиков XIX века? (Овешков, Филимонов, Лопатин, Песков, Денисов, Трегубов и Терентьев).

В 1872 году И.Е. Овешков собрал резчиков Тобольска и предложил им совместно работать “из любви к искусству”. Желающие нашлись, в том же году открылась мастерская на любительских началах. Изделия сразу же приобрели популярность, и в 1874 году в Тобольске появилась “Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости”. Заведение было невелико: три верстака, два токарных станка, зуборезная машина для гребней; производство считалось ручным, ремесленным. В мастерской постоянно работало 6 мужчин, трудились они в мастерской по 9 часов в сутки, рабочий месяц равнялся 25 дням. Известны имена Акуловского, Венгерского, Лисицына, братьев Невских, Фонякого и др. резчиков по кости. Раз было заведено производство, то потребовалось и сырье - им была мамонтовая кость. Специальные промысловики летом ходили по берегам рек и на обнаруженные в осыпях мамонтовые клыки клали сверху крестом две веточки: знак, что находка имеет хозяина.

Малые народы Севера изготовляли из лосиного рога, реже из кости мамонта, детали сбруи оленя, охотничьего снаряжения, украшая их фигурной резьбой. Одна такая примитивно, но выразительно выполненная поделка на оленях была привезена в музей в 1915 году. Изготовляя резные изделия для души, мастера, прежде всего своим творчеством стремили порадовать тоболяков. Более прочный и выразительный материал - кость - таил и дополнительные возможности для достижения художественного эффекта: бело-кремовый цвет и мелкая сетчатка допускала мельчайшую резьбу во всех направлениях.

1880 -90 -е - время расцвета промысла - бесчисленное множество различных предметов, рожденных фантазией и умением, свидетельствовало, что мастера в совершенстве владели искусством гладкой резьбы, вдохновенно вырезали ажурный орнамент и накладной рельеф, характерны скульптурные миниатюры, связанные с жизнью северных народов - “Охота на медведя”, “Поездка на собаках”, “ Вяленье рыбы” и т.д.

П.Г. Терентьев был одним из резчиков, чей талант и великая работоспособность помогали мастеру в сложной борьбе за существование. Он оставил яркий след в истории промысла. При жизни он был знаменит своей необычностью - работал перочинным ножом. Придет вдохновение - с неделю никто не мог потревожить, войти, весь он находился во власти искусства. Терентьев работал над тематическими скульптурными группами как по мотивам жизни людей Севера, так и быта тоболяков, животных он изображал в сюжетных ситуациях - щенок с большими ушами тупо уставился на цыпленка, два козла встретили на бревне третьего, последний поднялся в боевой позе и ни за что не желает уступать дорогу.

Интересна история создания скульптуры и барельефного портрета Толстого, он был выполнен к 80-летию писателя в 1908 году в Тобольске. Получив бивень мамонта, мастер отпиливал лучковой пилой кусок кости требуемой величины, после нанесения рисунка производилась опиловка змейкой по контуру. Едва угадываемая будущая фигура подвергалась сначала грубой обработке стамесками, а затем резцами и напильниками последовательно доводилась до окончательной формы. Заключительным этапом было полирование и монтировка.

Новый принцип трактовки пластической формы диктовал мастерам изменения условий производства, характер изделий скульптур стал зависеть от сырья; мамонтовая кость стала редкостью, освоение навыков работы с новыми материалами - зубом кашалота, животной костью- совпала с техническим переоснащением производства. Многофигурные композиции смотрятся выигрышно, но и по душе пришлись такие фигурки, которые позволяли раскрыть физическую красоту и духовный мир людей, живущих в Северных просторах наедине с природой. И по сей день этот промысел развивается.

Работа со словарем. Учитель предлагает раскрыть лексическое значение слов: оленевод, ханты, остяки, малица, кисы, аркан, хорей и т.д .

Проверка домашнего задания. Учитель предлагает классу выявить лучшего знатока загадок. Начинается опрос, в ходе которого выявляется знаток.

Обращается внимание на выставку книг, которые помогут дальнейшей подготовке к урокам, а также обращается внимание на выставку рефератов и изделий, изготовленных самими ребятами.

Подводятся итоги , выставляются оценки.

Домашнее задание: подготовить стихотворение о природе Севера современных поэтов и нарисовать к ним рисунок.

Промышленная деятельность жителей Минусинского округа сводилась к переработке продуктов сельского хозяйства и ремёслам, удовлетворявшим потребности, как жителей города, так и окрестных деревень.

В Минусинском округе имели распространение смолокурение, сидка дёгтя, выжигание древесного угля, плотничество, столярничество, охота, бондарство, пчеловодство, обработка кож и меха и другие ремесла.

Любопытную, характеристику промыслов жителей Минусинского округа на 1879 год даёт Ф. Ф. Девятов, селекционер из села Курагино: « Относительно ремёсел, составляющих необходимость всякого хозяйства и домашнего обихода здешние жители настоящие энциклопедисты. Сохи, бороны, сани, телеги делает каждый сам для себя, не говоря уже о вилах, граблях и лопатах. Делают колёса, прядут верёвки, гнут дуги, сами дома строят, многие печи бьют сами, выделывают кожи на сыромять и на обувь, тоже сами, очень многие делают овчины, делают хомуты, шьют шлеи, шьют обувь. Женщины приготовляют сукно, холст, хотя и в недостаточном количестве, жена мужу шьёт шубу, кафтан, рукавицы и шапки, муж жене шьёт обувь. Кому досуг по вечерам вяжут чулки и варежки; пояски и кушаки тоже приготовляют домашним образом. Многие мужчины умеют делать деревянную посуду, а женщины горшки льют, свечи и многие варят мыло сами. Всё это делается так, один делает очень хорошо, другой похуже, третий совсем худо и всё оправдывается пословицей «Хорошим хозяином и настоящим крестьянином считается тот, кто умеет делать всё сам».

В каждой деревне и каждом селе были и есть в настоящее время свои народные умельцы, развивались и продолжают развиваться ремёсла.

В селе Лугавском, со слов старожилов, развивалось ткацкое мастерство, прядение, вязание, пчеловодство, вышивка, деревообработка, печное дело, кузнечество, бондарство, сапожничество, кузнечное дело. В настоящее время сохранились: ткацкое мастерство, прядение, вязание, вышивка, деревообработка, пчеловодство, печное дело.

Ткацкое ремесло, прядение, вязание, вышивка.

Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня. В 15 веке была изобретена самопряха с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С 18 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками, прялке. Из рассказа народной умельцы нашего села Рёвтовой Елизаветы Гавриловны, которая родилась в селе Лугавском. Любовь к ремеслу привила мать. Этим делом она занимается семьдесят лет и считает, что оно помогает сохранить ей здоровье, мы узнали о прядении: «Пряха вытягивает из пучка шерсти несколько длинных волокон, скручивает их пальцами и привязывает к веретену – к круглой деревянной палочке, которая посередине толще, а к концам тоньше. Веретено, должно быть, оттого так и называется, что его дело – вертеться и скручивать нитку. А скручивать её надо, чтобы она ровнее и прочнее была. Если её просто вытянуть из шерсти, она будет рваться. Пряха вертит веретено и наматывает на него нитку. Вот так работают на прялке. Сырьём для изготовления пряжи была конопля, лён, и шерсть.

Конопля. С коноплёй человечество познакомилось рано. По мнению специалистов, одним из косвенных доказательств тому служит охотное употребление в пищу конопляного масла. Кроме того, некоторые народы, к которым культура волокнистых растений пришла через посредство славян, заимствовали у них начало коноплю, а лён – уже позднее.

Коноплю, в отличие ото льна, убирали в два приёма. Сразу после цветения убирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа в поле – «донашивать» маслянистые семена. Уже было сказано, что пищевое конопляное масло ценилось; по несколько более поздним сведениям, коноплю на Руси выращивали не только на волокно, но и специально на масло. Обмолачивали и стлали – мочили коноплю почти так же, как и лён, но вот мялкой не мяли, а толкли в ступе с песком. Коноплю использовали для плетения пеньковых верёвок.

Лён. Об урожаи льна гадали заранее («бельё зимой долго не сохнет – льны не хороши будут»), а самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. В частности, лён, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Помолившись Богам, они выходили в поле ночевали и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. При этом сеятели старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешком: по мнению древних, так должен был колыхаться под ветром рослый, волокнистый лён. И конечно, первым шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт.

Особое внимание уделялось фазами луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лён, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» - то в полнолуние.

Когда у растений бурели головки, их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена от волокнистого стебля, ещё в начале 20 века в разных местах России коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепями, вальками, «лапами» - изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками, вырезанными из «копани» - ствола дерева вместе с корнем.

Шерсть. Шерсть в подсобном хозяйстве наших сельчан была овечья. Считается, что овца была одомашнена несколько тысячелетий назад. Овец стригли железными пружинными ножницами. Затем перед прядением шерсть очищали от мусора и чесали железными и деревянными граблями. Шерсть использовали не только овечью, но ещё и собачью, и козью.

Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лён тонким слоем раскладывали на влажном лугу и выдерживали в течение 15 – 20 дней, или опускали связками в пруд, или в специальную яму, выдутую в низине. Использовалась только стоячая вода. Затем его сушили, мяли, отделяя волокно от посторонних тканей стебля. Далее лён трепали. И наконец, чтобы хорошо рассортировать волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лён чесали с помощью гребней. Получалось высокосортное волокно – кудель. Готовую кудель можно было прикреплять к прялке – и прясть нить.

А ещё баба Лиза рассказала нам игру «Прялица»: все ходят по кругу и поют:

Прялица, кормилица моя,

С горя выброшу на улицу тебя.

Стану прясть и попрядывать,

На беседушку поглядывать.

По беседы нет весельица,

Моя милая не сердится.

Моя милая по дорожке шла,

Черноброва барабан нашла,

Она била, барабанила,

Из – за лесу парня манила,

Из – за лесу, лесу темненька.

А во время песни в кругу парень и девушка вертятся в одну, потом в другую сторону, целуются и уступают место другой паре.

В такую игру играли во времена молодости бабы Лизы.

Нитки у нас есть, а о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, Вы узнаете, отгадав загадку, которую нам рассказали сельские мастерицы по вязанию: Чиркова Елена Владимировна, родившаяся 1972 года в городе Кызыле. Вязать научилась сама, спицами вяжет с шести лет, а крючком с 25 лет. Считает, что человек, занимающийся вязанием должен обладать терпением. После очерёдной красиво связанной вещи появляется азарт, и хочется вязать ещё и ещё. С ней согласна и Германчук Татьяна Геннадьевна, родившаяся в городе Минусинске и проживающая в нашем селе больше десяти лет. Вещи, изготовленные Татьяной Геннадьевной, отличает особая фантазия, индивидуальность.

Две весёлые сестрицы –

На все руки мастерицы:

Сделают из ниточки

Носки и рукавички.

Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания – точно не известно. Овцы были одомашнены ещё за девять тысяч лет до нашей эры. В России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появилось очень давно. Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками неповторима.

Многие мастерицы нашего села занимаются вышивкой.

Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в 9 – 11 веках в Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, серебра, шерсти, золота, драгоценных камней. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображая женщин, деревьев, птиц, растительности. Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для севера характерна вышивка крестиком, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки - цветная перевить (мережка).

Удивительно красивые вещи вышивает крестиком ученица 10 класса нашей школы: Черкасова Наталья

Таким образом, в нашем селе в настоящее время развивается ткачество, прядение, вязание и вышивка.

Пчеловодство.

Одно из древнейших занятий человека – пчеловодство. Исследователями установлено, что в России им занимались ещё в 11 веке. Пчёл разводили славянские племена, которые жили по берегам Волги, Оки, Клязьмы. Промыслу способствовала сама природа. Окружавшие населённые пункты, леса, поймы рек, покрытые сплошным ковром дикорастущих цветов и трав, представляли собой не отнимаемую базу для мёдосбора. Люди вначале использовали мёд только для пинания, а затем и для лечения. Позже было найдено применение и воску. Оба продукта являются важнейшим сырьём для пищевой, фармацевтической и радиоэлектронной промышленности. После того, как были открыты лечебные свойства яда насекомых и найден способ его получения в чистом виде, люди стали проявлять ещё больший интерес к пчёлам. Пчёлы являются хорошими помощниками агрономов. Они главные опылители подсолнечника, клевера, гречихи, эспарцета, донника, кориандра, плодовых и овощных растений. Прибавки урожая, полученные в результате опыления медоносными пчёлами, существенно превышают стоимость прямой продукции пчеловодства. Уже по этой причине необходимое всемирно поддерживать и развивать пчеловодство. Таким образом, пчеловодство в нашем сельском хозяйстве получило ещё одно название. Оно стало одним из важнейших способов повышения урожайности сельскохозяйственных культур без применения удобрений и особого ухода за посевными посадками.

Из жизни крылатых тружениц мне рассказали наши пчеловоды: Ильина Нина Васильевна, Снеговых Нина Васильевна и Абрамова Галина Михайловна, которая родилась в 1937 году в селе Лугавском. Пчеловодством её увлёк дед. Любимым делом она занимается с 1961 года, более сорока лет. Работает для удовольствия и денег.

Медоносные пчёлы, пожалуй, единственные насекомые из живущих сообществами, которых сумел приручить человек. Крылатые труженицы обладают удивительными природно-охранным свойством. Пчёлы не уничтожают цветы и растения, не вредят им, а наоборот, способствуют их выживанию и развитию. Растения, в свою очередь, щедро одаривают пчёл пыльцой и нектаром. Природа наделила пчел грозным оружием – жалом и сильнодействующим ядом. Женщин - пчеловодов пчёлы очень успокаивают, дают силу, бодрость, лечат. По их мнению, пчёлы – это самые трудолюбивые существа. Пчёлы очень миролюбивые. Тех, кто им не угрожает, не боится их, они не трогают. По их словам пчёлы летают вокруг их, садятся на руки, лицо и ни когда не кусают. Надо знать их характер и уметь себя с ними вести. Для них это полезное дело, интересное, от этого занятия светлее на душе.

Деревообработка.

Для изготовления мебели, столярно-строительных изделий, покрытий для полов используют древесину.

Мастер по дереву мог заниматься своим ремеслом как одновременно с земледелием, так и специализируясь на нём. Главное, чтобы мастерство приносило пользу и удовольствие от работы как самому мастеру, так и людям.

В нашем селе особенно знамениты деревообработчики: Самарин Василий Иванович (родился 1951 году в селе Быстрая, мастерству обучался самостоятельно. Считает, что для этого дела необходимо трудолюбие и желание принести пользу людям. Занимается ремеслом более 15лет. Получает от своей работы удовольствие, деньги) и Попов Александр Леонидович (считает, что для работы главное – усидчивость. Занимается резьбой по дереву с детства, научился от отца. От работы он получает большое удовольствие).

Печное мастерство.

Одним из самых нужных и уважаемых мастеров старой деревни был печник, ибо без печи нет жизни в доме. Печь – источник тепла и жизни. Первоначально печи «били», т. е. на деревянный опечек устанавливали короб, по периметру частично плотно набивали густой, хорошо промешанной глиной, а затем устанавливали деревянный разборный свод – «свинью», затем, подсушив печь, её слегка начинали подтапливать, слабым огнём, чтобы она не потрескалась. Печи получались монолитными, очень прочными. Рассказывают, что, бывало, в старину разбирали ветхий дом, а затем строили новый, вокруг печи.

В 19 веке печи начали класть из кирпича. Тогда и появились настоящие, творчески работающие печники, потому что в каждой избе они по – своему складывали печь.

Печь должна была соответствовать площади дома, её высота завесила от роста хозяйки, вход в избу и планировка определяли её местоположение и т. д. Хорошая печь не дымила в избу, «тяга» должна быть такой, чтобы выходил дым, и в то же время не выдувало тепло. Печь не должна быть угарной, но должна быть жаркой и, в то же время, «экономной» в отношении дров. Кроме того, на печи делалась достаточно обширная лежанка для стариков и детей. И, конечно, хороший мастер клал красивые печи, чтобы была аккуратно украшена карнизами с гладкой обмазкой. В Сибири повсеместно печи белили, а иногда расписывали узорами.

Хороший печник работал неторопливо, степенно, аккуратно. Основным инструментом был мастерок и кельма. Хозяин от души кормил печника, оплата – по договорённости. Хороший мастер славился на район.

Так и наш печник Подлинных Анатолий Анатольевич, славится не только в нашем селе, района, но и в соседней Хакасии.

Родился мастер в 1954 году в Ермаковском районе, в селе Ново – Полтавка. Прочитал в книге о печном деле, и его это очень увлекло. Настойчивость помогла преодолеть все преграды. Занимается этим делом 45 лет.

3. Заключение.

Итак, исследовав современное состояние промыслов в селе, можно сделать вывод, что в Лугавском активно развиваются

Ткачество;

Вязание;

Пчеловодство;

Деревообработка;

Печное дело.

Моя работа не была бы такой интересной, если бы я не встретила на своём пути простых сельских тружеников, которые убедили меня ещё раз в том, что на селе живут люди, на которых держится земля Русская, что труд – источник простого человеческого счастья.

Мы, ребята Лугавской школы, встречаемся с мастерами, и они передают нам не только секрет своего мастерства, но и учат общению, беречь русские традиции:

Мы лугавские ребята,

Интересно все живём,

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.

Дайте лён, дайте лён,

Дайте 49 веретён.

Стану прясть - попрядывать

На дружка поглядывать.

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица.

Не стругает мой рубанок,

Не пилит моя пила,

Ко мне милка не приходи,

И работа не мила.

Моя пряха не прядёт,

Колесо не вертиться.

Что – то милый не идёт,

Видно, долго сердится.

Шила, шила сарафан –

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

За мной гурьбою мальчики.

Мы не все частушки спели,

Знаем много их втроём.

Приходите в гости к нам,

Мы другие Вам споём.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы Западная и Восточная Сибирь

Плетение из бересты. В народном быту широко применяли традиционные берестяные изделия: туески, или бураки, набирушки, лукошки, заплечники, сумки.

Плетение Плели различные необходимые в быту изделия из всего, что попадалось под руки: из коры деревьев, из гибких ветвей, из кожи животных, позже пошли в ход веревки, пенька и многое-многое другое. Огромной популярностью пользовались плетеные корзины, плетеная мебель, плетеные коляски для кукол и детей и многое-многое другое.

Гончарное ремесло В сибирском быту этому традиционному промыслу всегда уделялось много внимания. Широкое использование керамических изделий в хозяйстве и быту крестьян объяснялось доступностью и почти повсеместным производством их в русских селах.

Пушной промысел О значении пушного промысла в развитии Сибири XVII в. свидетельствует и сама символика ее герба из жалованной грамоты 1690 г.: два соболя, пронзенные двумя скрещивающимися стрелами и держащие в зубах "корону сибирского царства". С пушного промысла в XVII в. началось развитие капиталистических отношений в Сибири. Наибольшую выгоду приносила добыча соболей.

Кочевой и охотничий в прошлом образ жизни определил стремление к художественному оформлению охотничьей одежды и предметов охотничьего снаряжения.

Резьба по дереву Почти у всех коренных народов Сибири была распространена резьба по дереву. Резьбой украшалась посуда, деревянные предметы домашнего обихода у якутов, бурят.

Резьба по кости Древним искусством сибиряков является резьба по мамонтовой кости, а так же по кости других животных

Ткачество Холсты разных сортов и добротности выделывали повсеместно. Современники отмечают высокое качество холста рубашечного: тонок, чрезвычайно плотен, ровен, не шероховат, на цвет белоснежен, на ощупь мягок, как шелк.

Народное творчество мастериц-рукодельниц проявилось в создании так называемых пестрядей и узорных браней с многообразным цветовым рисунком.

Женщины-крестьянки изготовляли домашним способом одежду. И мужские и женские костюмы украшались вышивкой, аппликацией на одежде и обуви.

Аппликацией украшались и войлочные ковры.

Изделия из кожи

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России.

Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной ценностью....

Народные промыслы России

Нестандартный урок - конференция в 9 классе. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России....

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой - результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.

Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве Сибири.

В докладе речь пойдет о таком виде народного творчества, как вышивка.

Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. На сегодняшний день многие люди увлечены этим хобби. Не только как занятием для души, но и на продажу - в городах открываются мастерские, где можно заказать любую вышитую картину(вышивают нитками, бисером, лентами и т.д.). В Интернете многие сайты по рукоделию также предлагают такую услугу. И это стало неплохим бизнесом. В музеях и галереях стали проходить выставки по вышивке. Это значит, что вышивка мода на вышивку возвращается к нам из тех далеких веков, когда почти каждая девушка умела вышивать, и занятие вышивкой было ежедневным времяпрепровождением. Сейчас этим интересным хобби занимаются многие люди (интересно то, что увлекаются вышивкой люди совершенно разного возраста. Не только девушки, молодые и пожилые женщины (как это было раньше), но мужчины!



Статьи по теме: