«Материальная культура казачества. Декоративно – прикладное искусство кубанских казаков в XIX веке» - презентация


Ремесла Кубани Керамика Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки; Текстиль Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество; Плетение Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы; Резьба по дереву Резьба по дереву; Ковань Ковань; Роспись Роспись.


Керамика В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.



Керамика Макитра для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.




Вышивка. Была наиболее распространенным видом народ­ного декоративно- прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.


Текстиль Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распростра­нение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамен­та (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполнен­ное спицами (салфетки), челноком (филейно- гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.


Ткачество. На Кубани развивалось преимущественно в сре­де не казачьего населения (иногородних). Использовали в основ­ном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселен­цами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.


Плетение из лозы Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными. Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева. Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки. В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры. Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.




Кузнечное дело Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника. В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему? Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки. В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.



Роспись. Расписывали доливку (земляной пол), печь, сунду­ки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.

Иванна Ткаченко
Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой»

Задачи : познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани : вышивкой, кубанской росписью . Дать представление о традициях кубанского быта . Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани , развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа , гордость и любовь к своему родному краю.

Предварительная работа : знакомство с бытом кубанских казаков ; одеждой; народно – прикладным искусством Кубани (вышивкой, вязанием крючком) . Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками; изготовление глиняных игрушек-птичек; посещение музея. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора ; разучивание народных песен , хороводов.

Оборудование : глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами , кисти тампоны. Предметы казачьего быта, стихи, записи кубанских мелодий .

Ход занятия.

Вводная беседа.

В старину на Кубани казачки занимались вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки, вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом» . С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного » угла. Иногда люди делали это в одиночку, а чаще всего, собирались вместе на сходницу и под задушевную песню вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки, посуду из глины. Ее изготовлением занимались гончары. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно.

Основная часть.

Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками взрослых с большой любовью и желанием.

Что вам больше всего нравится?

Что вы видите?

(Дети рассматривают образцы и иллюстрации) .

Что это, ребята? (скатерти) .

Да, это скатерти, украшенные ажурными кружевами, в старину они назывались настольниками.

А это- полотенца- рушники, вышитые умелыми руками : узоры подсматривали у природы : цветы, птицы, животные.

Какие цвета использовали мастерицы? (красный , черный, зеленый) .

Что означают эти вышивки?

-Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая линия – символ земли.

Рушниками украшали дом – угол, где висела икона. С наступлением весны девушки выходили на улицу со своими рушниками и встречали весну. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков» . Этих «птушек» раздавали детям.

Давайте и мы подготовимся к встрече весны.

Практическая работа.

А теперь мальчики подойдут к этому столу и будут разукрашивать птичек.

А девочки тампончиками «вышивают рушники» .

(Тихо играет кубанская музыка , дети работают)

Молодцы, ребята, постарались, работы получились хорошие.

Воспитатель и дети читают стихи.

Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали?

А мы время не теряли, рушники вам вышивали.

А вы хлопцы-казачата, сложа руки не сидели?

Мы все время глаз не сводили, мы гончарный круг крутили.

Ну, девки белые, что вы еще делали?

Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.

А что хлопцы – казачата, покажите – ка девчатам,

Как корзины из лозы для хозяйства вы плели?

Что же, девки белые, вы еще делали?

А мы песни распевали и холсты под песни ткали.

Ну же хлопцы – казачата, что еще вы делали?

Молоточками стучали и подковы мы ковали.

Ай да, девки белые, что еще вы делали?.

Мы лепешки катали, пирожки выпекали.

Всех ребяток угощали.

А теперь, ребята, берите свои поделки и идем на улицу, весну кликать будем.

Эй, добры молодцы, да красны девицы !

Собирайтеся, снаряжайтеся солнце красное встречать .

Весну красну зазывать !

(Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг) .

Жаворонки, прилетите-ка

Весну – красну принесите-ка

Запирать будем на девять замков

Зиму лютую.

Отпускать на волю

Весну красную !

Дети поют :

Ясна – красна , приди весна с голубою далью, с Иваном да с Марьей, с золотистым гребнем с изумрудным стеблем.

Пришла весна войной, пошла на все в зимнем : на льды ливнем, на снег теплом, на всю зиму помелом.

Исполняется танец с рушниками.

Публикации по теме:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша.

Художественно-эстетическое развитие средствами народно-прикладного искусства Кубани. Знакомство с Петриковской росписью Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством - вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством - одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Ремесла распространенные в Краснодарском крае

Знакомства с ремеслами Краснодарского края способствует углубленному изучению его исторического прошлого. Их возрождение в современности необходимо для воспитания полноценного поколения.

Краснодарский край всегда славился умельцами, способными создать настоящий шедевр из куска дерева или глины. До сегодняшнего дня предметы быта, изготовленные ручным способом, высоко ценятся и считаются народным достоянием. На Кубани активно возрождаются старинные виды рукоделия и ремесла.

Прикладное мастерство

В каждой кубанской станице были мастера, которые из куска дерева могли сотворить настоящий шедевр. Лесные богатства края позволяли изготавливать из дерева практически все предметы быта - от посуды до мебели. Сундуки с росписью, резные зеркала, тарелки и иная утварь хранятся в городских музеях в память о старине.

Кузнечное дело

Одним из самых почитаемых ремесел на Кубани издавна считается кузнечное дело. Раньше его называли просто - «ковань». Кузнецы считались главными мастерами. В городах было по несколько работающих кузниц, где день и ночь трудились над предметами быта - ковали ставни, подковы, ухваты, ножи, топоры, замки, украшения для мебели.
Особенно ценились мастера, способные выковать тонкую и прочную кольчугу. Она была неотъемлемой частью гардероба всех мужчин, особенно в годы войны. Металлическая рубашка защищала человека от смертельных ударов противника.
В кузницах всегда было темно. Полумрак нужен был для того, чтобы вовремя увидеть, когда железо будет готово к ковке, приобретя соответствующий цвет от накаливания.
В конце 19 века стало развиваться художественное направление ковки. Кузнецы придумали собственный орнамент, который отличал кубанскую ковку от остальных. Были выделены его 4 основные вида:

  • растительный (листья, цветы);
  • меандровый (орнамент из непрерывного бордюра);
  • зооморфный (изображения животных и птиц);
  • геометрический.

Кружева из металла стали украшать заборы, окна и двери, крыши и парадные лестницы. Они стали памятником декоративно-прикладного искусства Кубани исторического значения.

Ткацким ремеслом на Кубани в основном занимались женщины. На станках они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. Женские и мужские казацкие костюмы до сих пор хранятся в музеях.

В основе женского костюма была рубаха. Ее шили из домотканого льняного или конопляного полотна. Манжеты, ворот, подол всегда были украшены оригинальной вышивкой. Мужской костюм выглядел проще, он состоял брюк, бешмета или черкески, и сапог.
Орнамент, которым украшали одежду, был выполнен вышивкой крестом. Это были яркие цветы, птицы, геометрический рисунок. Подол мужской рубахи отделывали прошвой или мережкой.

Особо ценились мастера, умеющие обрабатывать кожу. Они шили сапоги, пояса, седла.
Все женщины на Кубани должны были владеть ткацким и вышивальным ремеслом. С малых лет девочек обучали работе на станке, чтобы они могли сами соткать и украсить орнаментом свое приданое.

Фотографии

    Около 480 г. до н. э. города-полисы, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современная Керчь), единственный крупный город на западном побережье пролива.

    Урок для 7 кл.

    Подготовила учитель кубановедения

    Алексеенко Т.А.


    Декоративно-прикладное творчество населения Краснодарского края

    • Гончарное производство
    • Художественная роспись
    • Плетение

    Гончарное ремесло

    Районы распространения гончарного дела: ст.Пашковская, Старощербиновская,

    Рождественская, Баталпашинская.


    Материал для гончарного производства: глина

    Глиняная посуда :

    • макитра - большой глиняный горшок
    • * глэчик - горшок с широким высоким горлом
    • Крынка - сосуд для хранения молока


    Современные гончары

    • Алексей Максименко- керамическая мастерская(станица Холмская Абинского района)
    • Виктор Турков (город Краснодар)
    • Анатолий Шнатько и Николай Надточиев (Лабинский район)
    • Михаил Чудной и Геннадий Машкарин (город Славянск-на –Кубани)
    • Михаил Скворцов (п. Мезмай Апшеронского района)

    Мастера обучают молодежь гончарному искусству, выполняют работу на заказ. Это и авторская керамика, и кубанский сувенир, и гончарные изделия, и глинянные игрушки.



    Типы орнамента кубанской ковки

    • Ковань- мастерство художественной ковки.
    • Растительный тип (листья,гроздья, стебли, злаки,цветы)
    • Геометрический тип- геометрические фигуры
    • Зооморфный- изображение птиц,драконов, морских коньков.

    Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу

    • Михаил Скворцов (п. Мезмай)
    • Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян(г.Краснодар)
    • Анатолий Турукин (ст. Новотитаровская,Динской район)

    Художественная роспись в архитектуре.

    • старинные украшения и росписи наличников окон
    • встречается узор наличников, который состоит из трех параллельных линий.
    • Центральная линия немного длиннее крайних.
    • Эти линии - символ трех позиций солнца на небе: утром, в полдень и вечером.
    • Некоторые ученые считают, что символ «три линии» олицетворяет ясное небо в течение всего дня и обозначает теплое время года, яркое солнце, которое дарует изобилие и плодородие.


    Украшения комнаты

    «с добрым утром» - пеленка для

    новорожденного

    Рушники – вышитые полотенца


    Наиболее древние сочетания цветов

    В вышивке – красный и белый.

    Красный – символ плодородия

    Сырье- для ткацкого станка –

    конопля и овечья шерсть.


    плетение

    Плетеные корзиночки

    кубанских мастеров



    Кубанский казачий хор

    В. Г. Захарченко- руководитель Кубанского казачьего хора с 1974 года.


    С 1990 года на базе Кубанского хора действует Центр народной культуры Кубани, детская экспериментальная школа народного искусства, благотворительный фонд возрождения народной культуры Кубани

    « Истоки», ансамбль казачьей песни « Казачья душа», фолк – группа

    « Ярохель».



    Итог урока:

    Кубанская земля славится своими промыслами, ремеслами,

    народными умельцами и ярким самобытным фольклором.

    При изготовлении любой вещи или при создании какой -либо песни,

    человек вкладывал в нее свою душу.

    Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины-

    создавались произведения искусства.

    Из простых слов, используемых в повседневной

    жизни, слагались песни, которые передаются из поколения в

    поколение

    и греют наши сердца.


    Домашнее задание

    • Подготовить сообщения на темы:
    • Народные умельцы Кубани
    • Кубанский казачий хор
    • Ансамбль «Криница»
    • Ансамбль «Казачья вольница»
    • Расспросить у бабушек о местных мастерах умельцах
    • Принести для демонстрации вышивки, поделки и т.д.

    Д.п.н. Мальцева Л.В.

    Кубанский государственный университет, Россия

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ

    (ВЫШИВКА РУШНИКОВ)

    В настоящее время в нашем образовании происходит процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главнаяцель, состоит в том, чтобы привить художественные и эстетические ценности старшего поколения молодежи. Особую остроту приобретает воспитание на традициях, обычаях и культуре кубанских казаков. Традиции всегда являются новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками.

    Традиционная культура кубанских казаков всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека. Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций, обычаев.

    Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовое решение, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивка на Кубани была распространена повсеместно и являлась основным видом народного искусства кубанских казаков. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого казачки вышивали специальные узоры или орнамент. Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южного населения, среди украинцев. Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельем.

    Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. Любили казачки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости.Узор из растений был не менее популярен на Кубани.

    Рушники служили в качестве подарка ими одаривали, пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами молодым вступающих в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно.

    Как только девочка научалась шить и вышивать, она начинала готовить свое приданное. Помимо всего прочего в него обязательно входили рушники. На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом. Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха, украшали свадебный поезд, но самые главные рушники, это рушники для самого свадебного обряда.

    При вышивании имелись свои правила, которые строго соблюдались. Нельзя было украшать рушник мережками, считалось, что жизнь будет дырявой. Вышивать свадебный рушникночью не разрешалось, так как в это время суток вышивают только магические вещи. Казачка вышивать рушник так чтоб он был чистым и аккуратным с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная для Бога. Рушник – это дорога жизни считали на Кубани, поэтому полотнище должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

    На свадебных рушниках обязательно вышивали пары птиц, не вышивали кукушек – вдовий символ, соловей – символ неженатых парней, чтобы муж не изменял. Все размеры ширина, длина должны делиться на семь. Центр обязательно должен оставаться пустым, без вышивки считалось Божье место. Становясь на рушник, молодые получали благословение свыше. После свадьбы свадебный рушник хранили, как символ счастливой семейной жизни его скручивали в трубочку, чтобы нечистая сила ходила по кругу. Свадебный рушник под ноги использовался один раз. Если семейная жизнь была, счастливой в наследство передавали, только узор, рушник вышивался новый. По старинным обычаям рушники напрокат не брали.

    В доме у казаков имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это были рушник для новобрачных – молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика – геометрический орнамент, для девочки – растительный орнамент. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками.

    Вышивка помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась у казаков как оберег, поэтому в домах присутствовали вышитые изделия.

    Заявка на участие

    в конференции «Образование и наука XXI века»

    1. Мальцева Людмила Валентиновна

    2. Тема «Декоративно-прикладное искусство Кубани (вышивка)»

    3. Доктор педагогических наук, профессор

    4. место работы: город Краснодар, Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна



Статьи по теме: