Орнамент в полосе легкий. Где используется растительный орнамент и что он означает

Орнамент (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений.

Мотив - часть орнамента, его главный элемент. В зависимости от мотивов орнаменты делятся на три группы: геометрические, растительные, животные. Как видно из названия, главным мотивом геометрического орнамента являются геометрические фигуры.

В основе растительного орнамента лежат реально существующие в природе цветы, листва, плоды и т.д.

В животных орнаментах изображают животных, например коня, зайца, рыб, петуха, голубя, кукушку.

По композиции орнаменты делят на несколько видов: в полосе (фризы), в квадрате, в прямоугольнике, в треугольнике, в круге (розетты). Исходя из этого, различают три их типа:

    • линейные;
    • ячеистые (состоящие из равных ячеек);
    • замкнутые.

Орнаментальный мотив

Фриз

Раппорт

Розетта

Линейные орнаменты - это орнаменты в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

Ячеистый , или раппортный , орнамент - это мотив, который повторяется и по вертикали, и по горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт - элемент орнамента, его главный мотив. Обычно используют прямоугольный раппорт.

Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетте). Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Ось симметрии - воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия - средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение - это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

Ритм может быть:

  1. метрический (равномерный);
  2. неравномерный.

Ученическая работа. Орнаменты, выполненные краской и кистями

Ученические работы. Орнаменты, выполненные краской и кистями (1); вытынанки (2, 3)

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Неравномерный ритм придает композиции динамику, а равномерный делает ее спокойной.

  1. Что такое орнамент? Как разделяют орнаменты по различию мотивов? По композициии?
  2. Какие три типа орнаментов вы знаете?

Выберите формат и попробуйте создать орнаментальную композицию.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

  • Выберите тип и формат будущего орнамента, его основные мотивы и цветовую гамму.
  • Решите, какой тип симметрии вы примените.
  • Элементы орнамента будут повторяться или чередоваться?
  • Определите, где в вашей композиции будут акценты, какой цвет будет доминировать.
  • Определите, статическим или динамическим будет ваш орнамент.
  • Какими деталями вы обогатите свою композицию, каким будет фон?

В ЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ПОЛОСЕ Выполнила: студентка гр.4431 специальности «Дошкольное образование» Кириенко Марина Проверила: Илларионова Т.В.


Орнамент (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений. Композиция (от лат. сотроsitio) это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.












К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер. Элементы геометрического орнамента: линии прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.




Линейная Композиция - эта наиболее распространенная в орнаментике схема имеет под собой глубокие смысловые корни, обусловленные идеей постоянного поступательного движения, которое находит конкретное выражение в определенных мифологических реалиях, будь то движение Солнца, воды, молнии, змеи и проч. Нет сомнения, что изначально линейный орнамент был синкретично связан с идеей замкнутого, кругового движения, т.е. с идеей круга. Впоследствии, когда человек формирует вертикальное представление о бытии, возникает линейно-ярусная форма, и в этом случае орнамент располагается на поверхности в виде сплошных горизонтальных полос.



Ритм главное организующее начало линейной композиции. В орнаменте полосы и клетки ритм неразрывно связан с пропорциями, масштабом рисунка и раппортным построением ткани. Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов композиции и интервалов между ними.


Ритмические ряды в рисунке полосы и клетки образуются чередованием более выразительных элементов, называемых акцентами (доминантой рисунка), и менее выразительных, называемых интервалами. Ритмические ряды могут быть равномерными, убывающими и нарастающими контрастно или нюанс но. В линейном орнаменте различают два вида ритмических закономерностей (повторов): метрическую метр и собственно ритмическую закономерность ритм.


Ритмический порядок (ритм) характеризуется более сложным, неравномерным, пропорционально последовательным изменением повторяемых линий и пятен, интервалов, цвета и фактуры. Следовательно, закономерность ритмического ряда в динамичной линейной композиции заключается в том, что постоянно сохраняется разница между любыми двумя соседними интервалами фона (при более простом построении) и шириной линий и интервалами между ними (в более сложном построении). В результате ритмическое движение в композиции нарастает или затухает. Динамика это зрительное движение элементов в композиции. Несогласованность зрительных движений элементов может привести к распаду композиции на отдельные, не связанные друг с другом части, т. е. разрушить главное ее качество единство.


Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга


Проектирование урока изобразительного искусства раздела «Орнамент».

Тема: «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Тип урока: практикум.

УМК «Школа России».

1 класс, урок 45 минут.

Чекмезова Мария Леонидовна

Санкт-Петербург


1. Методы обучения:

1. Рассказ с использованием наглядных пособий (пассивный метод).
2. Беседа (активный метод).
3. Демонстрация.
4. Инструктирование (смешанное).
5. Практическая работа.

2. Средства обучения:

1. Презентация;
2. Наглядный материал (платок, посуда, игрушки);
3. Готовый нарисованный геометрический орнамент;
4. Подготовленные геометрические фигуры.

3. Материалы, инструменты, приспособления для учащихся:

1. Белая бумага, формат А4;
2. Простой карандаш;
3. Гуашь;
4. Кисточка для краски;
5. Стакан для воды;

4. Предварительная подготовка:

1. Составить презентацию;
2. Вырезать из картона фигуры.

5. План урока с учётом времени:

1. Организационный момент: 1 мин.
2. Объявление темы и постановка цели урока: 2 мин.
3. Объяснение нового материала: 8 мин.
4. Анализ рисунка: 5 мин.
5. План работы: 1 мин.
6. Практическая работа: 20 мин.
7. Выставка работ: 3 мин.
8. Уборка рабочего места: 1 мин.
9. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку!

2. Объявление темы и постановка цели урока:

Посмотрите, что изменилось в нашем классе? Что вы видите интересного?

Появились разные предметы, красиво раскрашенные.

Правильно. Вы видите: платок, игрушки, посуду. А чем же они так привлекательны?

Рисунком, узором.

Молодцы. Сегодня мы узнаем, что такое орнамент, его виды и научимся рисовать геометрический орнамент в полосе.

3.Объяснение нового материала:

Рассказ сопровождается показом слайдов:



Давайте посмотрим на эти рисунки. Что вы видите?

Рисунки, узоры.

Из каких элементов состоят узоры?

Из листочков, линий, ромбов, кругов, квадратов.

А как они расположены?

Они повторяются.

Все четыре рисунка на слайде - это орнаменты.

Попробуем сформулировать определение.

Орнамент – это узор, из деталей, которые повторяются.

Итак, орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.








Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Сегодня я познакомлю вас с двумя видами орнамента.

Посмотрите на следующий слайд.
Что вы видите?

Орнамент.

Из каких элементов он состоит?

Из листиков.

Правильно. А листья – это у нас часть чего?

Растения.

Значит, этот вид орнамента называется – растительным, он состоит из листьев, цветов, плодов.


Посмотрите, это тоже орнамент.

Чем он отличается от растительного орнамента?

Он без растений.

Верно. А из каких элементов он состоит?

Из геометрических фигур.

Молодцы! Какие геометрические фигуры вы видите?

Круг, треугольник, овал.

Какой мы сделаем вывод? Как называется этот орнамент?

Геометрический!

Итак, орнамент, состоящий из геометрических фигур, точек и линий, называется геометрическим.

4.Анализ рисунка :

Сегодня я для вас приготовила вот такой рисунок. Посмотрите. Как мы можем его назвать?

Орнамент.

Из чего он состоит?

Из геометрических фигур.

Из каких?

Круг и квадрат, треугольник.

А в чём находятся эти фигуры?

В полоске.

В чём особенность этого рисунка?

Фигуры повторяются.

Сделаем вывод, что это геометрический орнамент. Где его можно встретить?

На одежде, посуде и т.д.

Сегодня вы научитесь рисовать геометрический орнамент в полосе. В будущем, вы сможете использовать такой орнамент для украшения своих поделок из бумаги, вышить такой узор на ткани, расписать какой-нибудь предмет.

5. План работы над рисунком :

Посмотрите на доску и прочитайте план нашей с вами работы.

а) Составление рисунка орнамента из геометрических фигур;

в) Раскрашивание орнамента красками.

6. Практическая работа:

1) Возьмите лист бумаги. Положите лист горизонтально, сложим его пополам для этого потянем нижний край лист к верхнему - соединим, прогладим линию сгиба от центра к краям (показ учителем приема работы). Получилась основа вашего орнамента, полоса.

2) Давайте рассмотрим все виды геометрических фигур, которые вы можете использовать в составлении орнамента? Посмотрите на примеры: (можно развесить на доске или показать на компьютере).




Можно использовать разные линии, полукруг, прямоугольник и т.д

Какие условия должны соблюдаться в составлении орнамента?

Повторение и чередование элементов.

Обратите внимание, что орнамент должен располагаться в полосе!

Молодцы! Теперь, чтобы нам потренироваться, мы поиграем в игру. Разделитесь на три команды. Каждая команда должна составить из вырезанных фигур орнамент в полосе, на доске. Вам даётся 1 минута. Начали!

Давайте проверим. Какие вы молодцы! Посмотрите, все орнаменты верно составлены?

Нет! У второй команды все фигуры разные, они не повторяются.

3) Теперь каждый самостоятельно должен придумать и нарисовать геометрический орнамент в полосе.

4) Все понравились? Молодцы! Теперь возьмите краски и кисточки и раскрасьте свои орнаменты.

Обращаю ваше внимание на то, что в вашей работе должны быть соблюдены правила орнамента, элементы не должны быть огромными, или наоборот слишком мелкими, диаметр круга не более 2 см, ширина квадрата не более 4 см, раскрасьте орнамент яркими цветами, не забудьте раскрасить фон.

7. Выставка работ учащихся:

Давайте развесим наши работы на доске!

Давайте внимательно посмотрим на ваши работы, какая вам нравится больше всего? Чем?

Нравится работа ученика N , она яркая!

Посмотрите, все работы выполнены правильно? Везде ли соблюдены правила орнамента?

На работе ученицы M рисунок не повторяется.

8.Убока рабочего места:

Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах.

9. Итоги урока, рефлексия:

Довольны ли вы своей работой? Чему вы сегодня научились? Что узнали для себя нового? Получилось ли то, что вы хотели? На что следует обратить внимание? Что получилось особенно удачно? Можете ли вы сами назвать свои ошибки? С каким настроением вы работали? Хочется ли вам сделать ещё что-нибудь подобное?

Все сегодня отлично постарались! Молодцы!

КАРТА УРОКА

«Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».

Цель:

Познакомить с понятием «орнамент», учить составлять композицию геометрического орнамента в полосе.

Конкретизация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области.

Уровни познавательной деятельности

Задания, выполнение которых
решает поставленные задачи

Знать

1.Что такое орнамент, виды орнамента: растительный и геометрический.

2.Знать из чего состоит и как рисовать геометрический орнамент в полосе.

4. Как составить орнамент.

1.Слушание учителя, просмотр презентации.

2. Беседа.

4.По инструкции учителя нарисовать свой орнамент.

Понимать

1.Чем отличаются виды орнамента.

Где можно увидеть орнамент, для чего его используют сейчас и раньше. Где можно использовать его в будущем.

1.Слушание учителя, презентация.

2. Беседа.

Применять

1.Нарисовать свой геометрический орнамент.

2.Н аходить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы .

3. Составление орнамента в команде.

4. Применять правила орнамента в практической работе.

1.Выполнение практического задания.

2. Беседа.

3. Игра.

Анализировать

1.Из чего состоит изделие, из каких предметов.

1.Анализ изделия учителя.

Синтезировать

1.Способность совместить все навыки составления геометрического орнамента воедино.

Составление орнамента, придумывание орнамента, раскрашивание орнамента, представление своей работы на выставке.

Оценивать

1.Правильно ли выполнено задание у себя и других.

2.Где допущены ошибки.

Выставка и обсуждение работ.


Самоанализ проекта урока изобразительного искусства

Критерии анализа

Анализ

баллы

Связь темы урока с разделом методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Тема связана с разделом методикой изобразительного искусств «Орнамент», так как предполагает проектирование урока по изучению понятия «орнамент» и исполнению рисунка с геометрическим орнаментом.

Реализация деятельностного подхода

На уроке осуществляется деятельностный подход на примере таких заданий, как составление, придумывание и раскрашивание геометрического орнамента на этапе практической работы. И на примере таких вопросов, как анализ готового рисунка, на этапе анализа рисунка учителя и анализа рисунков одноклассников.

Отбор методических приёмов на каждом этапе урока обучения в соответствии со спецификой учебного предмета и УМК

На этапе постановки цели использовался приём поиска, он способствует развитию мышления. На этапе анализа изделия используется приём пошагового разделения изделия, это способствует тому, что дети учатся видеть не только целое, но и разделять предмет на части, видеть его состав. Этап составления орнамента, способствует развитию пространственного мышления. На этапе практической работы, приём индивидуальной работы, способствующий проявлению личности ребёнка и его персональных предпочтений. На этапе выставки работ, приём коллективного обсуждения, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Учтены следующие особенности УМК «Школа России»: р ебенок должен шаг за шагом открывать многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющих всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека , роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса ;

Выбор форм организации продуктивной деятельности

На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность: способность обсуждать и оценивать свою работу и работу других; индивидуальная деятельность: формировалась способность выразить свою фантазию в составлении орнамента, в выборе цветов.


Общее количество баллов: максимально – 4 б. фактически - ________

В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.

Орнамент - это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат - землю, треугольник - горы, спираль - развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.

Кто же придумывал эти узоры?

Откуда древние мастера их «срисовывали»?

У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?

Слайд №2,3

– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.

Слайд № 4

Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».

Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.

Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.

Слайд № 5

– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими .

Слайд № 6

Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды

Слайд № 7

Ж ивотные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Слайд № 8

Что изображается на смешанном орнаменте?

Слайд № 9

Проверим себя.



Статьи по теме: