Название частей шахерезады. Конспект занятия с презентацией в ДШИ по музыкальной литературе

Реферат на тему:

Шехеразада (сюита)



Шехерезада рассказывает сказки Царю Шахрияру

Музыкальная тема Н. А. Римского-Корсакова Шехеразады

«Шахереза́да» - симфоническая сюита «Шахерезада», одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, написанное в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шахерезаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Произведение входит в рамки и традиций «Востока» в русской музыки, идущая от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов тонов «Шахерезада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Также форма «Шахерезады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шахерезада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии. В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шахерезада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.

  • В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста.

Состоит из 4 частей:

1. Море и Синдбадов корабль (The sea and Sinbad’s ship) - Сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).

2. Рассказ царевича Календера (The story of the Kalandar prince) - Сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.

3. Царевич и царевна (The young prince and the young princess) - сонатная форма с кодой без вступления и разработки.

4. Праздник в Багдаде (Festival at Baghdad) - Рондо (Чередование всех частей из первых трех частей).


Обработки

Шехерезада - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами.

  • Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехерезады» в виде электроорганной композиции «Medley: Prelude to Happiness », соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд. Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple .
  • Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum
  • Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехерезады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.

Фрагмент «Шехерезады» использован в фильме «Кавказская пленница»

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 09:35:24
Похожие рефераты: Шахерезада , Шахерезада (балет) , Шахерезада (фильм) ,
Op. 35
Праздник в Багдаде
Помощь по воспроизведению

«Шехераза́да» - симфоническая сюита , одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова , написанное в 1888 году . Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи ». Произведение входит в рамки и традиций «Востока» в русской музыки, идущая от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра . Также форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии . В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.

  • В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада » на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста .

Состоит из 4 частей:

  1. Море и Синдбадов корабль (The sea and Sinbad’s ship) - Сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).
  2. Рассказ царевича Календера (The story of the Kalandar prince) - Сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.
  3. Царевич и царевна (The young prince and the young princess) - сонатная форма с кодой без вступления и разработки.
  4. Праздник в Багдаде (Festival at Baghdad) - Рондо (Чередование всех частей из первых трех частей).

Обработки

Шехеразада - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами.

  • Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Prelude: Happiness/I’m So Glad », соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд . Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple .
  • Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum
  • Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехеразады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.
  • Фрагмент «Шехеразады» использован в фильме «Кавказская пленница »
  • Музыка из «Шехерезады» использована в мультфильме «Русалочка (мультфильм, 1968) »

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шехеразада (сюита)" в других словарях:

    Музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы,… … Энциклопедия Кольера

    - (франц. suite, букв. ряд, последовательность) одна из осн. разновидностей многочастных циклич. форм инстр. музыки. Состоит из неск. самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художеств. замыслом. Части… … Музыкальная энциклопедия

    Ы; ж. [франц. suite] Музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. С. Грига. // Балетный цикл из ряда танцевальных номеров, объединённых одной темой. Балетная с. ◁ Сюитный, ая, ое. С ая … Энциклопедический словарь

    Сюита - СЮИ́ТА (франц. suite, букв. – ряд, последовательность, продолжение), 1) Циклическое муз. произведение, состоящее из неск. самостоятельных частей, объединённых общностью художеств. замысла и следующих одна за другой по принципу контраста. С.… … Балет. Энциклопедия

    - (франц. suite, буквально ряд, последовательность) одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от… … Большая советская энциклопедия

    Сюита - (от франц. suite ряд, последовательность) инструмент. или реже вокально инструмент. жанр в форме нерегламентированного многочастного цикла. Целостная худож. композиция С. образуется на основе чередования танцевальных или нетанцевальных частей,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

«Шехераза́да» - симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова , написанная в 1888 году . Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь ». Произведение входит в рамки и традиции «Востока» в русской музыке, идущих от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю - симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Кроме того, форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада» как сюита в целом приобретала характер симфонии. В результате, Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.

В балете

Состоит из 4 частей:

1. Море и Синдбадов корабль - сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).

2. Рассказ царевича Календера - сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.

3. Царевич и царевна - сонатная форма с кодой без вступления и разработки.

4. Праздник в Багдаде - рондо (чередование всех тем из первых трех частей).

Обработки

Шехеразада - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами.

  • Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Prelude: Happiness/I’m So Glad », соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд . Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple .
  • Английская группа Renaissance записала в 1975 году заслуживающий внимания альбом Scheherazade and Other Stories , который не базируется полностью на произведении Римского-Корсакова, однако содержит основной мотив из шести нот, который является отсылкой к «Шехеразаде» .
  • Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum.
  • Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехеразады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.
  • Фрагмент «Шехеразады» использован в фильме «Кавказская пленница ».
  • Музыка из «Шехерезады» использована в мультфильме «Русалочка ».
  • Фрагмент из четвёртой части сюиты (тема Шахрияра) игрался оркестром на представлении в Варьете, устроенном Воландом и его свитой (роман «Мастер и Маргарита »).
  • Музыка из «Шехерезады» использовалась в церемонии закрытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году .
  • Является саундтрэком к телесериалу

В классической музыке существует множество разных жанров: концерты, симфонии, сонаты, пьесы. Все они отличаются друг от друга особенностями строения, способом развертывания материала, а также типом художественного содержания. Один из самых интересных жанров — сюита, сочетание нескольких разнохарактерных пьес, объединенных одной идеей. Сюиты бывают инструментальные (для одного инструмента) и симфонические (для целого оркестра). Что такое симфоническая сюита в музыке? В этой статье мы расскажем об этом на примере одного из самых прекрасных произведений в данном жанре.

История жанра сюиты. Клавирные сюиты

Феноменом появления сюиты мы обязаны французским клавесинистам. Именно в их творчестве этот жанр получил наибольшее распространение. Изначально сюиты носили исключительно прикладной характер — это был набор танцев, где быстрый чередовался с медленным. Существовала определенная последовательность — алеманда, куранта, сарабанда, жига. Причем темповая разница между ними выглядела так: спокойно/подвижно, медленно/быстро. После куранты иногда могли следовать один или несколько вставных танцев — менуэт, ария.

Несколько другое значение привнес в трактовку этого жанра И. С. Бах. В его французских и английских сюитах танцевальность осталась только лишь в качестве метрической основы. Содержание же стало намного глубже.

Что такое симфоническая сюита?

Композиторы-романтики, известные своей любовью к возрождению старинных жанров, очень часто обращались к сюитным формам. От танцевальности в них уже не было и следа, но принцип контрастности остался. Только теперь он касался, скорее, содержания музыки, ее эмоциональной наполненности. Отвечая на вопрос, что такое симфоническая сюита в творчестве романтиков, важно подчеркнуть, что в первую очередь она стала базироваться на программности. Объединение частей основной идеей придало симфоническим сюитам целостность и сделало их близкими жанру поэмы. Особенное распространение этот жанр получил в творчестве русских композиторов.

Какие еще есть симфонические сюиты?

Иногда симфонические сюиты писались композиторами как самостоятельное произведение, например, сюита П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Очень часто они составлялись из номеров какого-нибудь крупного сочинения, например, сюита С. С. Прокофьева по мотивам собственного балета «Ромео и Джульетта», опять же. Были случаи, когда симфоническая сюита становилась результатом переложения одним композитором инструментального сочинения другого. Так произошло с циклом М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», который М. Равель впоследствии оркестровал. Чаще всего основой программности сюиты являлось литературное произведение. Так была написана симфоническая сюита Римского-Корсакова.

Арабские сказки в оркестровом исполнении

Русские композиторы испытывали неутолимую любовь к восточным темам. В творчестве практически каждого из них можно встретить ориентальные мотивы. Не стал исключением и Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шахерезада» была написана под впечатлением от сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Композитор выбрал несколько не связанных друг с другом эпизодов: историю про Синдбада-моряка, рассказ царевича Календера, праздник в Багдаде и сказку про любовь царевича и царевны. «Шахерезада» вылилась из-под пера композитора в течение одного лета 1888 года в Нежговицах. После первого же исполнения это произведение стало необыкновенно популярно у слушателей, и до сих пор является одним из самых исполняемых и узнаваемых сочинений.

Музыкальный материал «Шахерезады»

Лейтмотив — это термин, придуманный романтиками. Он обозначает яркую, запоминающуюся тему, закрепленную за определенным характером, идеей или персонажем. Узнавая ее среди общего музыкального потока, слушателю легче ориентироваться в литературной канве произведения. Таким лейтмотивом в сюите Римского-Корсакова служит тема самой Шахерезады. Чарующее звучание скрипки соло рисует тонкий стан мудрой султанши, изгибающейся в изящном танце. Эта знаменитая тема, являющаяся, кстати, весьма серьезным вызовом мастерству скрипача, служит объединяющей нитью всего произведения. Она появляется перед первой, второй и четвертой частями, а также в середине третьей.

Очень ярким музыкальным материалом является тема моря. Композитору так удачно удалось передать с помощью оркестровых средств движения волн, что мы просто зримо ощущаем дыхание океана и дуновение морского воздуха.

Форма и содержание: симфоническая сюита «Шахерезада»

Римский-Корсаков не хотел, чтобы у слушателя возникал определенный образ при прослушивании этого произведения. Поэтому у частей нет программных названий. Однако, зная заранее, какие образы там могут встретиться, слушатель сможет гораздо больше насладиться этой великолепной музыкой.

Что такое симфоническая сюита «Шахерезада» с точки зрения музыкальной формы? Это четырехчастное произведение, сцепленное общностью тем и образов. Первая часть рисует картину моря. Неслучаен выбор тональности — ми-мажор. Римский-Корсаков, обладатель так называемого цветного слуха, видел эту тональность в сапфировом цвете, напоминающем цвет морской волны. Во второй части соло фагота выводит на сцену гордого и храброго царевича Календера, расказывающего о своих военных подвигах. Третья часть — история любви между царевичем и царевной. Она полна любовного восторга и сладостной неги. В четвертой части Римский-Корсаков сполна использовал все краски оркестра, чтобы передать безудержное веселье на празднике в Багдаде.

Итак, что такое симфоническая сюита «Шахерезада»? Это яркое произведение, имеющее ощутимый ориентальный аромат, скрепленное одной идеей. Каждый вечер Шахерезада рассказывает своему грозному супругу, поклявшемуся казнить своих жен после первой же ночи, очередную сказку. Ее повествовательный дар так велик, что зачарованный султан откладывает ее казнь. Так продолжается в течение тысячи и одной ночи. Четыре из них и мы сможем послушать, если познакомимся с «Шахерезадой» Римского-Корсакова.

Н.А.Римский-Корсаков: Симфоническая сюита "Шахерезада"...Сегодня день памяти выдающегося русского композитора


Тангейзер: Мне очень нравится этот симфонический шедевр Николая Андреевича Римского-Корсакова...И я в этом не одинок...) Прошу сорри за излишнюю "девичью" эклектику при оформлении поста...))

Симфоническая сюита, соч. 35

Сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под
управлением автора.

«Шахерезада» - музыкальное воплощение отдельных эпизодов и картин
из знаменитого сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Вот
программа, приложенная к партитуре самим композитором: «Султан Шахриар,
убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих
жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла
его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый
любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил
своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов
и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ». Сюита «Шахерезада»
- одна из вершин русского программного симфонизма, она часто исполняется оркестрами.В
сюите четыре части.

I часть - «Море». Две темы в её вступлении - грозная тема Шахриара
и тема солирующей скрипки - Шахерезады. Первая часть - это морское путешествие.
Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля,
затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма. Буря утихает, корабль
плавно скользит по морским просторам.


II часть - «Рассказ Календера-царевича» - это повествование о
битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит тема Шахерезады
- как напоминание о рассказчице.


III часть - «Царевич и царевна», построенная на двух восточных
темах, - очень танцевальна. В середине вновь солирующая скрипка напоминает нам
о Шахерезаде.


IV часть объединяет две контрастные картины - «Багдадский праздник»
и «Корабль, разбивающийся о скалу».


В финале сюиты скрипка ещё раз исполняет тему Шахерезады, тема Шахриара идёт
в новом звучании - спокойно и умиротворённо.

От сказок моих, сладостных и нежных,
мужчины часто голову теряли...
Всегда я оставалась безмятежной -
Ведь сердце и душа моя молчали...

Но ты...Ты покорил Шехерезаду...
Я сказки про любовь слагать умею.
Способности такой не очень рада...
Мужчины - они просто столбенели.

Ты устоял...Ты рассказал мне сказку,
Такую, о которой не слыхали...
Ты растопил мне сердце тихой лаской
И я - твоя...Ты просто уникален...

Откуда ты пришёл? Какой дорогой?
Но, впрочем, мне до этого нет дела,
Я отпускаю беды и тревоги
И слушать бы тебя всегда хотела...



Статьи по теме: