Что такое варган и для чего он. Уникальная находка археологов

Куклы – это не просто игрушки, которыми любят играться маленькие девочки! Куклы – это магические предметы, влюбившись в которые один раз в жизни, становишься их рабами на всю жизнь!

Куклами издревле шаманы Вуду совершали свои страшные магические действа, лицедеи заставляли зрителей плакать и смеяться в своих театральных спектаклях, куклами — оберегами на Руси защищали свое жилище!

Сейчас снова входят в моду различные обряды — обереги, главным действующим лицом которых является кукла — мотанка, травяница и многие другие…

Современные же дизайнеры тоже приложили свою руку в данном направлении – благодаря их стараниям Куклы стали в некоторых интерьерах необходимым аксессуаром, предметом обстановки. Рассмотрим же несколько вариантов их , которые, при большом желании и упорстве вы сможете сделать сами в домашних условиях.

Из далекой древности к нам пришла таинственная и всемогущая кукла Мотанка. С помощью кукол-оберегов наши предки защищались от злых духов и призывали в свои жилища счастье, благополучие, хороший урожай, здоровье и долголетие для каждого члена семьи. Очень важную роль в создании данной куклы играл цвет одежды и ниток, которыми был выполнен этот оберег. Для защиты жилища применялись синие и голубые цвета, а для привлечения плодородия (детей, урожая…) Мотанку выполняли в красных тонах.

Главным условием создания куклы Мотанки – не пользоваться при ее изготовлении колюще-режущими предметами, такими как…игла, ножницы и не прорисовывать Кукле лицо – древние считали, что это может привлечь злых духов в жилище!

Вот несколько вариантов:

Для изготовления куклы берем СЕНО. Выбираем два пучка. Один пучок перегибаем посредине, верхнюю часть перекручиваем и завязываем туго нитками, это голова Куклы.
Второй пучок поменьше с двух концов завязываем нитками (отделяем ладони), продеваем сквозь первый пучок соломы в районе туловища – получаются руки.

На линии талии снова туго перевязываем нитками – оберег почти готов!
Теперь ее нужно нарядить! Для этого яркими нитками или тесьмой накрест перевязывали голову Куклы, сверху повязывали платок, накидывали рубаху из полотняного лоскута и передник.


Для этого нужно взять небольшой лоскутик и туго скатать его в трубочку, после этого несколько раз сложить полученную трубочку.


Получившийся прямоугольник вложить в белую тряпочку – это голова и внизу замотать нитками.
Теперь нужно выполнить первые элементы оберега. Возьмите нитки разных цветов (синяя, красная, желтая) и по очереди каждой ниткой намотайте через всю голову кресты (один рядом с другим…), сначала одним цветом, потом другим и, наконец, третьим.

Трубочку подлиннее сгибаем пополам и обматываем туго верх шерстяной ниткой.


Вставляем приготовленные таким же образом руки в образовавшееся отверстие и очень туго наматываем нить по всей длине туловища так, чтобы руки не ездили вверх вниз.
Следующая задача – насадить голову на туловище при помощи лоскутков. Для этого внизу головы наматываем туго нить – это шея, и при помощи лоскутков и нити приматываем голову с шеей к туловищу.


Осталось одеть изготовленный оберег в сорочку, широкую юбку, повязать передник, украсить бусами из бисера. Для того чтобы украсить голову куклы просто повяжите ей платок, другой вариант — сплетите косы из льна или шерстяных ниток и повяжите их вокруг головы.

Следуя данным инструкциям, вы можете создавать самые разные кукольные обереги и дарить их своим знакомым на свадьбу, день рожденья, рождество и другие праздники.

Одними из самых красивых кукол, которые вы реально можете сделать своим руками это каркасные куклы. В изготовлении этих «игрушек» для взрослых (и не только), применяются как новейшие, так и общепринятые техники, например папье-маше.

Решившись на изготовление подобной красавицы. Вы должны тщательно продумать ее образ в голове, до мельчайших подробностей. Помощником вам в этом будет лист бумаги и карандаш! Возьмите и прорисуйте различные образы, пофантазируйте и выберите наиболее понравившийся.

Для работы над каркасной куклой вам понадобятся такие материалы:

  • Стальная проволока;
  • Плоскогубцы;
  • Ножницы;
  • Пластилин;
  • Газетная бумага;
  • Клей ПВА;
  • Туалетная бумага;
  • Клейстер;
  • Стеки и досточка для лепки;
  • Ватин, синтипон или вата;
  • Акриловые краски;
  • Мелкая наждачная бумага;
  • Лаки для ногтей;
  • Атласные ленты;
  • Ткань для обшивки тела (трикотаж, бязи и другие мягкие ткани);
  • Красивые лоскутки тканей для одежды.

Приступая к работе над изделием, в первую очередь, уделим внимание каркасу куклы. Проволоку лучше взять стальную, так как она отличается особой прочностью и позволит нашей игрушечной «мадам» принимать различные позы.

Скрутите куски проволоки так, чтобы наметились шея, туловище, руки и ноги. Обязательно оставьте лишнюю проволоку на шее длинной в 8 см, и по 5 см на каждую руку (до кистей);

Разметьте на готовом каркасе расположение коленей и локтей;

Теперь придется применить технику папье-маше для превращения заготовки из пластилина в будущую кукольную головку. С этой целью обклеивайте пластилиновую голову газетными обрывками в несколько слоев (6-8). Каждый слой должен хорошо просохнуть. Когда голова затвердеет – тщательно отшлифуйте ее мелкой наждачной бумагой. Когда головка станет гладкой и приятной на ощупь – разрежьте ее и достаньте больше не нужный пластилин. Голову снова обклейте по шву газетами и дайте бумаге подсохнуть;



Для изготовления ног до колена и рук до локтя, воспользуйтесь той же техникой папье-маше и зачистите высохшие ножки шкуркой. Эта техника используется в тех случаях, когда вы хотите придать твердости и гладкости, открытым на обозрение частям куклы. Если же ваша кукольная красавица будет «одета» в длинное закрытое платье, то подойдет другой вариант изготовления рук.

Возьмите медную проволоку толщиной в 0,7-1,5 мм, нарежьте ее кусочками, которых бы хватило для изготовления пальцев и ладони с небольшим проволочным запасом. Теперь нужно каждую проволочку обшить тонкой тканью и при помощи ниток, собрать все в ладошку. Помните, мы с вами оставили 5 см запаса на каждой руке? Теперь он нам очень пригодится — с его помощью мы прикрутим ладошки к каркасу будущей руки. Какой из вариантов вам подходит больше – решайте сами;

Теперь займемся лепкой! Пришла очередь основательно заняться головой нашей «дамы», нам нужно завершить работу и выразить при помощи клейстера и туалетной бумаги мелкие черты лица – проявляя ее индивидуальность. Замесив из клейстера и туалетной бумаги некую массу, схожую по структуре с тугим тестом, пользуясь стеками вылепливаем окончательный рельеф лица. После затвердения массы снова прибегаем к помощи клея ПВА и газеты – обклеиваем новые места газетой, даем ей высохнуть и снова шлифуем;

Очередь наконец дошла до формирования тела куколки. Подходящим материалом для этой цели может быть синтипон, ватин, или даже обыкновенная вата. Обкручиваем выбранный материал вокруг проволочного каркаса, где нужно – уплотняя, где нужно расширяя тело куклы. Чтобы уплотнитель держался в том положении, которое мы ему придали – обкручивайте его плотными нитками;

Форма кукле придана. Следующая задача – еще сильнее закрепить форму тела и сгладить его рельеф при помощи ткани. Для этого возьмите трикотажную ткань и обшейте кусочками из нее руки, ноги до колен и туловище куклы;

Пришла очередь приступить к грунтовке лица и ног куколки с помощью акриловых красок. Когда лицо высохнет – станет возможным приступить к его росписи;

Берем ту же ткань, которой мы выполняли ладони куклы и обшиваем кусочками из нее бедра и мягкие ноги. Эта ткань будет выполнять функцию «кожи». Из нее же выполните шею, плечи и руки нашей «дамы»;

Займемся платьем для нашей красавицы. Для него подойдут различные лоскутки красивейших тканей. Используйте кусочки меха, бисера, различных кружев и тесемок! Создайте неповторимый образ для вашего творения. Платья могут быть съемными и нет. Съемное вам нужно будет изготовить отдельно, а потом уже одеть в него вашу красавицу, а вот цельное просто нашивается на куклу отдельными кусками;

«Дама» наша одета, а вот ее лицо еще не прорисовано!!! Непорядок! Пришла очередь окончательно привести в порядок кукольное личико и аккуратно прорисовать акриловыми красками или темперой губы и глаза. При желании можете «нанести» своей красотке декоративный макияж. Чтобы краски стали водостойкими – добавьте в них немного матового лака. Это придаст вашему творению устойчивости к сырости и механическим повреждениям. Покрасив губы и глаза прозрачным лаком для ногтей, вы придадите дополнительный блеск этим частям лица. Реснички для нашей модницы могут продаваться в магазине, просто купите и приклейте их;

Займитесь ножками – та же методика, что и у лица. Акрил, лак…;

Каждую женщину украшают волосы. Наша красавица не исключение и нуждается в шикарной прическе. Ее мы можем создать из атласных лент нужного цвета. Нарезаем ленты одной длинны, распускаем каждую ленту, не доходи 0,5 см до конца. Приклеиваем ленты строгими рядами к голове оставшимися краями– волосы готовы. Уложите их в прическу;

Наша дама одета, с прической… Чего же ей еще не хватает, для завершенности образа? Ей нужны босоножки! Причем на шпильках! Л. Гурченко говорила: «…Какая же красотка может обойтись без шпилек?», вот сейчас мы будем ваять шикарные босоножки нашей крале. Материалом для обуви могут служить кусочки кожи, экзотических тканей, шнурков и полиуретановых набоек. Проявите настойчивость и фантазию, босоножки выйдут – высший класс.

Такая каркасная кукла впишется в любой интерьер и сделается его изюминкой, при всем при этом вы можете каждый день менять ее позы, переставлять на новые места! Это оригинально, красиво, необычно! Вы ее сделали САМИ!

Характерной особенностью именно этой куклы является мягкое тряпчаное тело, на лице яркий румянец и маленькие глазки-точечки. Появилась Тильда в 1999 году, благодаря дизайнеру из Норвегии Tone Finnanger. Эта игрушка была настолько проста и необычна, что именно благодаря этим своим качествам полюбилась любителям кукол.

Тильду не сложно изготовить своими руками. Нужно только запастись все необходимыми материалами и терпением. Сейчас на примере куклы Тильды «Винтажный Ангел», разберем все этапы создания этого простенького шедевра.

Итак, приготовьте:

Хлопчатобумажная или льняная ткань;
Красочная ткань для платья;
Тонкая и светлая ткань для крылышек нашего Винтажного Ангела;
Ленточки, кружева, тесемки – для украшения одежды куклы;
Синтипон, вата или любой другой наполнитель для нашего изделия;

1. При помощи бумажных выкроек мы будем выкраивать детали куколки из ткани. Для тела – наложите и сшейте ткань льняную с тканью, из которой будет выполнено платье Ангела так, чтобы получится прямоугольник. Сложите полученный прямоугольник вдвое и, наложив выкройки деталей тела с головой, вырежьте их.

2. Вырежьте по четыре детали ножек и ручек из льняной ткани. Не забывайте оставлять припуски на швы при выкраивании;

3. Приступаем к сшиванию полученных деталей. Для этого сложите попарно все детали лицевой стороной вовнутрь. Сшейте их, но оставьте незашитым низ каждой детали – через это отверстие мы сможем вывернуть заготовку на лицо и набить ее наполнителем из синтипона;

4. Когда все детальки тела будут сшиты, вывернуты налицо и набиты синтипоном можно приступать к формированию силуэта . Для этого аккуратно пришиваем ручки и ножки к телу Тильды;

5. Пришла очередь заняться головой куколки. Начнем с волос. Шерстяная нить хорошо подойдет для этой цели. Красиво разместим «волосяную» нить по кругу по всей голове и закрепим ее при помощи нитки и иголки. С двух сторон головы вставим булавки и накрутим вокруг них шерстяную нить, формируя локоны. Снова прошиваем все и закрепляем;

6. Лицо – отличает Тильду от других текстильных кукол. Глазки выполняются при помощи особого французского узелка, но если с этой техникой вы не знакомы – пришейте обычную бисеринку – глаза готовы! Обязательным признаком Тильды являются также яркие щечки этой куклы, нарисуйте их при помощи румян или помады!;

7. Кукла из текстиля готова, приступаем к ее одежде! Для этого снова обращаем свое снимание на выкройку платья. Вырезаем детали кокетки и рукавов, в нужных местах рукав присобираем на нитку и пришиваем к кокетке. Все швы выполняются на изнаночной стороне платья. После этого приступаем к юбке платья – сложив ткань вдвое. Прикладываем выкройку низа, вырезаем и у нас получается кусок ткани, в два раза больший выкройки. Так и должно быть! Теперь стягиваем на ниточку (присобираем) верхнюю часть ткани и пришиваем ее к кокетке. Отделываем низ платья кружевом и пришиваем завязки к кокетке – наше платье готово и мы можем смело нарядить в него нашу «модницу»!;

8. Но «модница» наша называется Ангелом, а это значит, что пришла пора заняться крыльями! Для крыльев берем светлую ткань и вырезаем четыре детальки крыльев. Сшиваем их наизнанку попарно, выворачиваем и набиваем синтипоном. Теперь хорошенько простегайте иголочкой крылышки, выделив перышки, пришивайте к спине Тильды прямо через платье! При надобности пришейте еще и петельку из тесьмы – вдруг ваша Тильда – Ангел захочет «полетать» где-то под потолком или на стене!

Ознакомившись с изготовлением таких разнообразных кукол, наверняка вам захочется своих родных и знакомых подобными «шедеврами» ручного изготовления!

История кукол-мотанок простирается далеко в века. Их делали задолго до крещения Руси, но невозможно установить даже примерную дату появления этого оберега. Вопреки распространенному убеждению, они не были сугубо славянским достоянием. Народы Кавказа и Азии тоже занимались созданием тряпичных кукол, которые использовались в различных ритуалах. Внешний вид и символика мотанок отличались в зависимости от местных верований.

На протяжении многих лет традиция создания этих лялек была забыта, однако сейчас она возрождается с еще большей силой. Люди тянутся к наследию своих предков, восстанавливая родовую связь и пытаясь отыскать силу, которая передавалась от поколения к поколению. Мотанка - это маленькое, но важное звено в цепочке народной памяти, поэтому стоит узнать о ней больше или даже сделать свою собственную куклу-берегиню.

    Показать всё

    Разновидности кукол-мотанок

    Сложно вспомнить хоть одно значимое событие в жизни наших предков, которое обходилось бы без создания мотанок. Эти куклы не только применялись в обрядах, но и становились помощниками в быту, поэтому перечислить все их разновидности практически невозможно. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди брали с собой Подорожницу - она была призвана помогать путнику в поиске еды и крова и гарантировала возвращение домой.

    Чтобы в доме было много детей и не прерывался род, делали мотанку, называемую Плодородие или Семья. Второе имя не случайно, ведь состояла она из одной большой куклы, символизирующей мать, и шести маленьких, привязанных к ее груди, под которыми подразумевались дети.

    К праздникам создавали Пасхальницу, Вербницу, Масленицу, Коляду. Также мотанки использовали в качестве посредников в диалоге со стихиями, наделяя их способностью вызывать дождь или утихомиривать ветер.

    Некоторые куклы были обязательным атрибутом и присутствовали в каждом жилище. Они были призваны уберечь хозяев от всяческого зла, обеспечить покой, уют, благополучие и здоровье.

    Берегиня


    Наиболее известная мотанка. Издавна верили в ее способность нейтрализовать плохую энергетику, направленную в сторону жителей дома. Ни один лихой глаз, никакая порча не были страшны тому, кто находился под ее защитой. Кроме того, она отводила несчастья и утоляла печали.

    Поскольку Берегиня ассоциировалась с матерью, то и внешность у нее была соответствующей. Большая грудь - как символ тепла, любви, заботы и опеки, и полностью покрытая голова. В процессе создания среди лоскутов прятали зерна пшеницы или деньги. Считалось, что так можно увеличить достаток семьи.

    Эта кукла имела свое место в доме. Ее подвешивали или ставили напротив входной двери, чуть выше уровня глаз. Если же по каким-то причинам не получалось расположить Берегиню у входа, ей отводили угол на восточной стороне.

    Невеста

    Самая красивая и нарядная кукла-мотанка. Создавалась она в виде молодой девушки в свадебном наряде. Для нее использовали кружева и дорогие ткани, не жалели жемчугов и прочих украшений, поскольку считалось, что каким будет ее убранство, такого жениха она и привлечет. Обязательно приплетали длинную косу, которая символизировала такую же длинную супружескую жизнь. Делала куклу мать невесты или старшая женщина в семье, часто она передавалась по наследству в течение нескольких поколений.

    До свадьбы мотанку не показывали чужим людям и не разрешали ее трогать. Ставили ее в неприметном месте, желательно возле зеркала, а общаться с Невестой девушки предпочитали в одиночестве. После замужества куклу забирали с собой и новоиспеченная жена должна была играть с ней аж до появления первого ребенка.

    Современная традиция украшать свадебные автомобили фигуркой невесты произошла именно от этой мотанки. А вот древние ритуалы так и остались в веках.

    Неразлучники


    Это пара свадебных кукол, подобие которых можно встретить и сейчас. Их крепят на крышу машины, в которой невеста отправляется на брачную церемонию. Почти так же поступали наши предки - они подвешивали этих мотанок под дугой упряжи, однако выглядел их оберег иначе. Его главной особенностью было наличие одной общей руки. При изготовлении Неразлучников их приматывали к палочке, на которой куклы могли свободно двигаться, она и выполняла роль верхних конечностей. В отличие от Невесты, женскую мотанку из этой пары наряжали в национальный костюм или ежедневное платье.

    После венчания кукол хранили в доме как залог верности и семейного счастья. После рождения детей делали Пеленашек и прикрепляли их между мотанками-родителями.

    Пеленашка

    Кукла, символизирующая ребенка и призванная охранять его от недоброжелателей, болезней, нечистой силы. Кроме магических функций часто выполняла роль пустышки - для этого в нее заворачивали хлебный мякиш. Известны также игровые Пеленашки, их создавали специально для детских забав и не наделяли волшебными свойствами.

    Поскольку колыбель делали за несколько недель или даже месяцев до рождения малыша, а суеверия запрещали держать ее в доме пустой, беременная женщина мастерила мотанку, которая заменяла ребенка. После его появления на свет Пеленашку не выбрасывали, а клали рядом на подушку. Когда в дом заходили чужие люди, мать или бабушка мысленно произносили фразу «не с дитем играй, а ляльку забирай». Считалось, что порча или сглаз в таком случае перейдут на мотанку.

    Если ребенок болел, делали специальную Пеленашку, в которую с помощью ритуала переселяли хворь. Потом ее сжигали.

    В создании куклы не использовались пуговицы, бусины и прочие мелкие предметы, которые ребенок мог бы оторвать и проглотить. Украшением служила красивая лента или кружево.

    Благополучница


    Является разновидностью Берегини и выполняет схожие функции. А вот внешним видом и способом изготовления существенно отличается - юбка Благополучницы выполнена в форме мешочка с крупой и руки связаны узлом на животе. Внутрь обязательно помещали монету достоинством в 5 копеек. У этой мотанки отсутствовала большая грудь, поскольку с матерью ее не ассоциировали.

    Задачей Благополучницы было не столько привлечение богатства, сколько удержание его в доме. Этим объясняется форма ее рук - она словно прижимает к себе достаток, никуда его не отпуская.

    Желанница

    Эта кукла была для женщин не просто амулетом, но и помощницей, подружкой, которой они доверяли свои самые сокровенные желания. Для их исполнения нужно было соблюсти несколько правил. Во-первых, сшить мотанке красивый наряд, украсить ее ожерельем или лентами - это была своеобразная предоплата за «труды». Во-вторых, четко сформулировать желаемое, представить его точно таким, каким оно должно быть в реальности.

    К одной и той же кукле разрешалось обращаться по многу раз. За каждое желание ей полагалось новое платье (оно одевалось поверх старого) и украшение.

    Обязательный аксессуар Желанницы - зеркало. Его клали в карман на ее одежде или рядом с ней.

    Считалось, что, увидев эту ляльку, другой человек может сглазить ее, поэтому Желанницу всегда прятали в шкатулке или красивом мешке из дорогой ткани. Общались с ней только с глазу на глаз и никому не рассказывали о просьбах до тех пор, пока они не сбудутся.

    Особенностью такой мотанки был размер. Он всегда соответствовал длине пальца, ладони или другой части тела ее хозяйки. При выборе величины ориентировались не на масштабность желаний, а на планируемое место хранения.

    Травница


    Ее использовали для ароматизации воздуха в доме, в том числе и с лечебной целью. В руках Травница держала один или несколько мешочков с высушенными растениями, ими же наполняли ее юбку. Часто эту мотанку вешали над детской колыбелью, наполняя травами, запах которых успокаивал ребенка - мелиссой, душицей, ромашкой. Время от времени ляльку мяли в руках, после чего источаемое ею благоухание усиливалось.

    Травнице была под силу борьба с болезнетворными микробами и вирусами. Этому способствовали помещенные в нее сосновые иголки, дольки чеснока, полынь, зверобой, чистотел и череда.

    Чтобы в избе приятно пахло, в мотанку заворачивали лаванду и мяту. Иногда такую куклу клали в сундук не только чтобы одежда пропиталась ароматом, но и для защиты от моли.

    Десятиручка

    По легенде первая мотанка-десятиручка была создана богиней Макошью и подарена женщине, которая не успевала управляться по хозяйству. С тех пор в каждом доме можно было найти как минимум одну такую куклу.

    Десятиручек изготовляли самостоятельно или получали в подарок на свадьбу. Каждой паре рук назначалось дело, в котором лялька должна была оказывать содействие. Наиболее подходящим днем для работы над мотанкой считалось 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы).

    Подол юбки, сшитой для этой куклы, украшали девятью нитяными бантами. Их завязывали из красных шерстяных или шелковых ниток, ими же наматывали крест на ее голове. Готовую Десятиручку вешали там, где женщина чаще всего занята работой.

    Символика мотанок

    Каждый элемент куклы имел свое значение. В ней не было ничего лишнего, поэтому добавление или изъятие любой части мотанки могло в корне изменить ее суть.

    Одежда ляльки служила для связи с высшими силами. Головной убор или ленты, вплетенные в косу, отвечали за воздушную стихию, сорочка или блуза влияли на окружающий людей мир, а юбка, фартук и подол платья относились к тому, что на земле и под ней.

    Важным был и цвет используемых для изготовления куклы материалов. Красный обеспечивал защиту от злых духов. Зеленый обычно сочетали с растительными орнаментами, ведь он воплощал в себе Мать-Природу, был символом молодости, роста и здоровья. Желтый отождествляли с Солнцем. Черный и коричневый ассоциировали с Матерью-Землей, синий - с водой, а белый означал небеса, где обитают боги.

    При изготовлении оберегов для мужчин в качестве основного цвета использовали черный, красный и синий, а для женщин традиционными были белый, зеленый, красный и желтый.

    Кукле никогда не рисовали лицо. Считалось, что наделенный человеческими чертами предмет может стать легкой добычей для нечисти, которая будет использовать мотанку в своих недобрых целях. К тому же, сделать привязку безликой ляльки к хозяину было проще. Вместо лица на голову наматывали крест, который усиливал обережные способности куклы.

    Как сделать мотанку своими руками

    В создании такой куклы на счастье нет никаких сложностей. Для начала следует определиться с тем, для чего она нужна, будет ли использоваться в качестве оберега или выполнять декоративную функцию в интерьере. В первом случае нужно выполнять правила, составленные еще нашими предками и основанные на верованиях тех времен, а во втором ими можно пренебречь:

    1. 1. Запрещено мотать кукол в воскресенье и пятницу, поскольку эти дни подчиняются богу Роду и богине Макоши. Чтобы выбрать дату для работы с той или иной лялькой используют лунный календарь. Мотанки, предназначенные для защиты и сохранения чего-либо, делают в полнолуние, а те, цель которых - борьба с болезнями и неудачами, на убывающей луне. Если с помощью куклы нужно достичь определенного результата, больше всего подойдет период, когда ночное светило находится в фазе роста.
    2. 2. Используемые нитки и ткани должны быть натуральными. Это же касается наполнителя - нельзя закладывать в основу куклы синтепон, поролон и прочие искусственные материалы.
    3. 3. Начать и закончить мотанку нужно в один день.
    4. 4. Совершать наматывающие движения разрешается только по часовой стрелке. Кукла, созданная с отступлением от этого правила, станет разрушительницей всего доброго и привлечет в дом несчастье.
    5. 5. Во время работы с мотанкой нельзя отвлекаться на разговоры, просмотр телевизора, сторонние мысли. Можно включить хорошую классическую музыку. Если это обрядовая кукла, создаваемая к одному из праздников, подойдут обрядовые песни.
    6. 6. Перед созданием ляльки стоит продумать все цели, в достижении которых она должна помогать.
    7. 7. Нужно учитывать цветовую гамму и ее значения.

    Обязательным условием является хорошее настроение. Куклы, сделанные в состоянии гнева, печали, тоски, ярости, зависти никогда не смогут выполнить возложенные на них задачи, более того, они будут поддерживать в своем создателе эти негативные эмоции.

    Материалы для изготовления

    Все, что может пригодиться в процессе работы, подготавливают заранее и с запасом. Поскольку нет одинаковых кукол и каждая из них мотается по индивидуальному эскизу, не обязательно использовать все декоративные материалы из перечня одновременно.

    Итак, понадобится следующее:

    • полотно, хлопковая вата, кукурузный початок, зерно или травы для остова куклы;
    • льняная ткань для создания тела;
    • нитки мулине для имитации волос (если это мотанка-девушка);
    • клубок шерстяных или шелковых ниток для обмотки ляльки;
    • ленты для украшения одежды и создания головного убора;
    • натуральные камни (можно скол), деревянные бусины, мелкие речные ракушки, высушенные листья и ягоды для украшения.

    Пользоваться колющими и режущими предметами (в том числе ножницами, иголками) категорически запрещено. Разделить ткань на мелкие куски можно, разорвав ее руками. Обрывать или довязывать нить во время работы тоже нельзя, нужно рассчитать ее длину так, чтобы хватило на всю куклу.

    Одежда для мотанки шьется загодя. В крайнем случае не возбраняется одеть куклу на следующий день, но ни в коем случае нельзя шить платье и делать куклу одновременно.

    Пошаговая инструкция изготовления ляльки-оберега


    Шаг первый. Нужно взять кусок ткани, длина которого вдвое превышает желаемый рост куклы, и скрутить его колбаску. Она должна быть неплотной и как бы приплюснутой. Если основой мотанки будет кукуруза, этот этап не выполняется.

    Шаг второй. Самое время заняться созданием головы. Для этого готовую колбаску сгибают пополам, намечают линию шеи и делают несколько витков нитки, чтобы закрепить ее, после чего можно переходить к намотке креста на лице. При желании лицо куклы не возбраняется оставить чистым. Кукурузной мотанке голову делают из небольшого куска материи, в центре которого лежит ком ваты. Его приматывают к телу так, чтобы края ткани остались свободными, и тоже выполняют крест, который заканчивается у шеи.

    Шаг третий. Пора сделать кукле-мотанке руки. Для этого кусок ткани, длины которого хватит для желаемого размера рук, складывают идентично первому шагу и нитками мулине перевязывают концы на небольшом расстоянии от края - это будут кисти.

    Шаг четвертый. Чтобы собрать мотанку, нужно положить руки между двумя частями тела и, не отрывая нитку, которой была оформлена голова, несколько раз крест-накрест перевязать получившуюся грудную клетку. Нужно следить, чтобы с обоих концов руки получились одинаковой длины. К кукурузному кочану тканевую колбаску прикладывают со стороны лица и прикрепляют аналогичным образом.

    Шаг пятый. Кукла почти готова, осталось одеть и украсить ее. Платок на голове мотанки повязывают «зимним способом», то есть так, чтобы вся голова и большая часть лица были закрыты. Платье можно зафиксировать поясом из ленты или фартуком на завязках.

    Как сделать куклу-Пеленашку


    Это самая простая в изготовлении мотанка. Для нее понадобится всего три лоскута ткани - самый большой для формирования тела, маленький чтобы сделать косынку и так называемая пеленка. Работают над куклой пошагово.

    Первый кусок материи нужно свернуть рулетом и перевязать ниткой мулине, это не позволит ему деформироваться. Кукольному младенцу обозначают голову, обмотав верхний конец получившегося столбика косынкой. И завершающий этап - пеленание, после чего готовую мотанку следует зафиксировать лентой или нитками.

    Чтобы Пеленашка могла быть погремушкой, перед завязываем косынки в столбик вставляют грецкий орех, из которого вынуто ядро и вместо него насыпана гречка. Для надежности орех склеивают смолой фруктовых деревьев или перевязывают пряжей.

    Готовую куклу следует сразу же поместить на предназначенное для нее место. Если она сделана на продажу или в подарок, можно положить ее в красивую коробку (подойдет мешочек из красивой ткани) и убрать в шкаф или на специально отведенную полку.

    Ненужные мотанки не рекомендуется выбрасывать вместе с мусором. Если это лялька-оберег, ее необходимо отдать в добрые руки. Если желающих обзавестись древним талисманом не нашлось или кукла впитала в себя негатив и болезни, ее нужно сжечь, поблагодарив перед этим за услуги и попросив прощения за то, что ее придется уничтожить.

Варган (Хомус, Кубыз)

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото :





Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.
  • В свое время варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки утверждают, что прежде чем начать играть на новом инструменте, необходимо с ним «слиться» - отдать свою энергию. Для этого нужно некоторое время носить его как кулон на шее или положить в карман и ни в коем случае не передавать варган другому человеку. Только соблюдая эти условия, инструмент зазвучит без особых усилий, принося удовольствие исполнителю.
  • Международный центр, а также самый большой музей хомуса (варгана), который признан уникальным, располагается в столице Республике Соха г. Якутске. В основных фондах музея около 9 тысяч экспонатов, собранных в разных странах мира.


  • Ранее на Алтае и Сибири варганы изготавливали только те кузнецы, которые являлись родственниками шаманов.
  • Якутский хомус в декабре в 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где вместе с экипажем космического корабля «Союз » пробыл более 190 суток.
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в американском городе Айова-Сити в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), проходивший в Якутске в 2011 году, был отмечен в книге рекордов Гиннеса, так как в нем приняло участие рекордное количество участников – 1344 исполнителя на варгане.
  • В СССР, во время правления И.Сталина, варган (хомус) попал под запрет как инструмент шаманов - колдунов, которые в этот период подвергались суровым репрессиям.
  • В США варган получил название «еврейская арфа», но почему инструмент имеет такое странное наименование, американцы толком объяснить не могут.
  • Электронный варган был создан всемирно известным исполнителем на варгане Р. Загретдиновым в 1991 году.

История

Когда и где начинается история варгана – древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков – искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем варгана могла быть простая щепка. Аналогичные инструменты, изготовленные из этого материала, по сей день встречаются в нашей Сибири (республика Тыва).

Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.

Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.

Европейским государством, где производством варганов занимались наиболее активно, была Австрия. В XIX веке в небольшом городке Мольн изготовлением инструментов занимались около сорока семей, которые в год делали два с половиной миллиона инструментов. В том же XIX веке мастера музыкальных инструментов и исполнители постоянно экспериментировали с варганом. Так немецкий музыкальный изобретатель Иоганн Шайблер установил на поддерживающем диске десять варганов, настроенных по хроматизму, новый инструмент получил название «аура». А чуть позднее органный мастер Фридрих Бушман, положив в основу язычковую конструкцию варгана, изобрел всеми любимую губную гармошку.

или Негармоничный инструмент, творящий гармонию

Одна из самых волнующих умы варганистов тем касается зарождения звука варгана и появления обертонов. Обсуждения на форумах и в соцсетях, касающиеся этого вопроса, неизменно собирают множество дискутирующих, причем количество мнений нередко превышает число участников обсуждения. Поэтому я тоже решил высказаться по данному вопросу, хотя рассматриваемая тема и не имеет прямого отношения к исполнительству на варгане.

Строго говоря, предлагаемая "теория" зарождения варганных обертонов не является таковой, и тема ещё ждет своего исследователя. Предлагаемый материал это скорее гипотеза, однако подтвержденная расчётами, основанная на тщательном изучении физики процесса аналогичных явлений и подкрепленная наблюдениями и опытами. Она может оказаться не совсем точной, однако в любом случае способна направить исполнителя в правильное русло по управлению обертонами.

В этой статье мы рассматривает только свободные колебания.

Звук - это колебания, распространяющиеся в воздухе вокруг от источника звука. Начнём с такого понятия как чистый тон. Это такой звук, который не имеет призвуков, только одну составляющую. Однако такого звука природного происхождения не существует. Он может быть получен лишь с помощью электронного генератора тона и представляет собой правильную синусоиду. Все звуки в природе можно разделить на тональные и атональные. Например, гром, цимбалы, шейкер, тарелка ударной установки - это звуки, в которых трудно выделить тон, т.е. они нетональные. В то время как звучание голоса и большинства музыкальных инструментов - тональные: они имеют основной тон, но кроме него - призвуки, "окружающие" этот тон и придающие ему неповторимый тембр. Эти колебания называются сложными и их график отличается от синусоиды. Вот для примера звуковая волна исполнения на варгане якутского виртуоза Спиридона Шишигина:

Однако сложные колебания можно разложить на простые, такой метод называется фурье-анализом и, назван так по имени французского математика Ж.Фурье (1768-1830), впервые применившего его для анализа колебаний. Суть состоит в том, что сложное колебание, на рисунке изображенное красным, представляется суммой ряда (как правило, очень большого числа) простых колебаний, которые называются "гармониками". На рисунке их изображено всего несколько, и они нарисованы черными линиями. Соответственно можно сделать и наоборот - электронно сгенерировать ряд простых гармоник, совместить их вместе и получить сложный звук.

Гармоники

Гармониками называют призвуки, кратные натуральным числам и образующие следующий, так называемый натуральный или природный звукоряд: 1f, 2f, 3f, 4f, 5f, 6f, … где f - это частота базового тона.

Обертоны

Все колеблющиеся тела имеют определённые частоты собственных колебаний, и эти тела одновременно колеблются на частотах этих колебаний. Иногда говорят, что колеблется не только сам предмет, но и его отдельные части.
Поскольку этот момент рассуждений обычно вызывает наибольшее количество споров и несогласий, я приведу ЧЕТЫРЕ аргумента в пользу существования таких сложных, состоящих из гармоник колебаний язычка:
1. Математическое доказательство существования - здесь мы сразу углубляемся в работу .
2. Можно почитать про возникновение обертонов в музыкальных инструментах во множестве работ. Например .
3. Наличие флажолетов. Отличным доказательством существования гармоник в струне являются так называемые флажолеты. Выглядит это так: например, на середину колеблющейся струны ставится палец, который глушит самую длинную волну, колеблющую всю её целиком, но более короткие волны (гармоники), колеблющие половину, треть, четверть и.т.д. остаются и продолжают звучать. В результате мы слышим, как меняется тон. На аудио примере вы можете послушать, как звучит варган, если сделать флажолет на середине длины язычка, а затем на 1/3.

This text will be replaced


4. Наконец, можно воочию посмотреть наличие сложных колебаний на замедленном видео (автор: Р?ng Van Khai Nguyкn). Конечно, там видно только самые крупные колебания, для более точной визуализации потребуются гораздо более сложные видеосъёмки.


Вдобавок, можно убедиться теоретически. Давайте обратиться к классической теории изгиба Эйлера - Бернулли


Это уравнение собственных колебаний динамически нагруженных балок, которое имеет бесконечно много решений. Физический смысл заключается в том, что теоретически, тело имеет бесконечное количество свободных колебаний, аналогично тому, как в звуке варгана бесконечное число обертонов. Иными словами происходят одновременные колебания на разных частотах. Упростив это уравнение (см. ), мы получим формулу для расчета собственной частоты, где k - это её номер, или номер призвука, если мы говорим о звуке:


Собственно, это и есть бесконечное количество обертонов, которое производит тело, и здесь важно отметить,
что не все эти призвуки или обертоны являются гармоническими.
Появление обертонов, так мы для простоты будем называть гармонические призвуки, обычно объясняют на примере струны.

Идеальная вибрирующая струна производит колебания с базовой частотой и всеми гармониками этой частоты. Частоты гармоник равны:

Вторая f2= 2*f1
Третья f3=3*f1 и.т.д

Иными словами, мы получаем натуральный, гармонический звукоряд - идеальный чистые обертоны. Если вас интересует подробнее как получается такой звукоряд у струн, можно почитать здесь , а мы перейдем к нашему инструменту.

С варганом же всё намного сложнее! Дело в том, что его колеблющийся элемент, - язычок, является консольной балкой. Так называют тела, закрепленные не с двух сторон, как струна, а с одной, и это крепление жесткое. Такие предметы при колебании порождают собственные негармонические моды (собственные колебания) . Они выглядят так (на анимации сначала показана струна, а затем консольная балка):

Первая f1 = f1 (это базовая частота)
Вторая f2= 6,27*f1 (в гармоническом ряде это f2= 2*f1)
Третья f3=17,55*f1 (в гармоническом ряде это f3=3*f1)
Четвёртая f4=34,39*f1 (в гармоническом ряде это f4=4*f1) и.т.д


Получается, что частоты собственных колебаний прямоугольной на виде сверху, тонкой стальной полоски, защемленной с одного края, не дают гармоник!
Однако давайте замерим спектр звуковых колебаний, порождаемый такой пластинкой:


Мы видим, что сложная звуковая волна состоит из ряда частичных тонов, показанных на графике отдельными пиками. Собственно, это и есть "новорожденные" обертоны нашего варгана! Если сравнить их частоты с базовым тоном, то можно с удивлением обнаружить, что негармонически колеблющаяся балка порождает звуковую волну с частичными тонами очень близкими к гармоническим. Из-за чего это происходит? Этот вопрос ещё ждет своего исследователя. Мое грубое предположение - колеблющаяся пластина не просто создаёт зоны разряжения и давления своими колеблющимися частями, но и рассекающие воздух колеблющиеся её кромки создают звуковые волны, и кроме того массу вихрей, также порождающей призвуки. Суммируясь, они дают сложный звук, содержащий как гармонические, так и не гармонические призвуки.

Как бы то ни было, эту негармоническую составляющую мастера варгана уменьшают за счет подбора профиля язычка, наличия колена и других конструктивных мер. Вот посмотрите, как отличаются обертоны двух язычков (они оба записаны без варгана и настроены на один базовый тон):

1. Синим цветом показаны колебания плоской трапециевидной полоски. Язычка, у которого ещё не загнуто колено.
2. Зелёным цветом колебания готового варганного язычка, который вынули из варгана.


А теперь посмотрим, что происходит с обертонами, если язычок вставить в варган, а затем приложить его ко рту человека:


Мы видим, что обертоны работающего в варгане язычка немного смещаются, причем становятся ещё ближе к гармоничным. Человек только усиливает эти обертоны (подробнее об этом ниже).

Звук варгана

Звук варгана рождается в рабочем зазоре. Язычок варгана, имеющий по краям остро заточенные кромки, колеблется относительно рамы (дек), также имеющих острые кромки, находящиеся на весьма малом расстоянии от кромок варгана. Язычок, перемещаясь относительно рамы, порождает периодические затухающие звуковые волны, являющиеся, по сути, последовательностью меньшей и большей плотности воздуха. Рожденная таким образом звуковая волна является сложной, т.е состоит из огромного количества гармоник, сложенных вместе.

На этом видео с помощью дыма визуализировано появление звуковых волн. В определённые моменты видно, как в четырёх направлениях (на самом деле звуковая волна идет во все стороны) расходятся струи дыма, влекомые воздушным потоком с вихрями.


Внутри этик потоков и вихрей множество звуковых волн разной частоты, суммируясь, производят сложный, богатый обертонам, "гудящий" звук варгана, содержащий гармоники натурального звукоряда.

Усиление звука варгана

Дальше звук варгана попадает в резонаторную камеру, которую мы делаем ротовой полостью*. Сама эта полость не может производить никакой звук, ни сложный, ни простой, для этого там нечему колебаться. Эта полость может только с помощью акустического резонанса выделить какую-либо частоту, уже имеющуюся в звуке. Подбирая её объём, мы можем вызвать резонанс на одной из гармоник (на одном из призвуков, на одном из обертонов, здесь это практически синонимы), сделав его громче. Но это именно акустический резонанс, никакого резонанса отдельных частей язычка не происходит (см. рисунок выше).

Варганная гамма

Усиленные вышеописанным образом обертоны и составляют "варганный лад", благодаря которому исполняются варганные произведения. Насколько эти ноты соотносятся со звукорядом, принятым в современной музыке? Этот вопрос весьма часто волнует начинающих варганистов, и в более ранней редакции этого пособия я приводил таблицу соответствия. Но сейчас мне кажется это неактуальным. Лучше воспринимать наш варганный звукоряд как самодостаточную гармоничную вещь, ведь практически все народные исполнители, не привязанные к хроматически настроенным инструментам, исполняют свою музыку в своих традиционных ладах, которые трудно перевести в европейский равномерно темперированный звукоряд, и ведь прекрасно получается! Так же и варган, он отлично исполняет подходящие для него мелодии. Достаточно знать, что варганный лад похож на мажорный. Поэтому, мы не будем подробно останавливаться на теоретических моментах, и лишь приведем для справки рисунок соответствия гармоник и нот традиционного европейского звукоряда (кликните для увеличения) .

Одним из древнейших музыкальных инструментов, который прошел через века и не изменил свой внешний вид, является варган. Предлагаем вам познакомиться поближе с этим самозвучащим язычковым инструментом. Разные народы давали ему всевозможные названия. На Алтае его называли камузом, в Якутии - хосусом, в Башкирии - кубызом, в Германии - маультроммелем. Украинцы и белорусы звали его просто дрымбой, японцы - миккури, филлипинцы - кубингом, индийцы - морчангом. Музыкальный инструмент варанг считается народным во многих странах, только имеет отличия по материалу, форме и технологии изготовления. У каждого отдельного инструмента свои неповторимые характеристики.

Варган - музыкальный инструмент северных народов

Название древнейшего язычкового инструмента произошло от старославянского слова "варги", что означает "уста". Само название говорит о принципе извлечения звука. Ротовая полость служит естественным резонатором звука. Тон и тембр этого маленького инструмента помогают изменить положение языка.

Ниже вы можете наблюдать фото музыкального инструмента варгана (хомуса). Появился он в глубокой древности на разных континентах. Существует мнение, что для его создания идеей послужил обычный охотничий лук. Как он срабатывал? Один конец лука ставили на землю, а в другой упирались зубами. Затем дергали за тетиву, чтобы извлечь звук.

Особенно популярным стал это инструмент у якутов, тувинцев, чукчей. эскимосов, бурятов, алтайцев, башкиров. Немного меньше варган был распространен в Поволжье.

Сегодня основным центром, где изготовляются и используются хомусы, является Якутия. Для местных жителей не просто музыкальный инструмент - варган, а средство выражения эмоций, настроений и чувств звуками. Некоторые умудряются во время игры на варгане произносить слова, используя "говорящее" исполнение. В наше время возрастает интерес к русской языческой культуре, поэтому появляются новые мастера, создающие аутентичные инструменты.

Два типа варганов

Чтобы вы имели больше представления о музыкальном инструменте варгане, ознакомьтесь с его основными двумя типами:

  1. Варган пластинчатый . Это узкая, тонкая деревянная, бамбуковая, костяная или металлическая пластинка и язычок. Он расположен в середине этой пластинки.
  2. Варган дуговой (дугообразный). Сделан из металлического прута, к которому крепится стальной язычок, имеющий на конце крючок.

Самые известные виды инструмента

Варган считается нестандартным инструментом, каждый имеет свое звучание. Для игры на нем используются не только привычные для всех семь нот, но и различные обертоны, призвуки, глубины. Самые известные виды этого инструмента:

  • достаточно высокое звучание имеет алтайский варган Поткина, этот интструмент совсем небольшого размера и сделан из желтого металла;
  • басовое и мощное звучание у хакасских варганов Валгутова, они темные (вороненые);
  • звонким звучанием характеризуются русские варганы Нуреева, их изготовляют из нержавеющей стали;
  • тонким звенящим звуком отличаются вьетнамские инструменты.

Из каких материалов изготовляют варганы?

Для производства необычного инструмента используют металл, дерево, кость или другие экзотические материалы. Материал и технология изготовления влияют на звучание маленькой "свирели", ее надежность и долговечность. Самым распространенным считается металл. Для его обработки нужен сложный процесс. Прикрепленный к основанию язычок делит варган пополам. С помощью него и создается магия звука.

Как можно описать звучание этого инструмента? Оно успокаивающее, бархатное, приятное уху, настраивающее на раздумия. Каждый исполнитель дает инструменту свой тембр, диапазон и оттенки звука. Часто звуки и призвуки варгана сочетают с

Немного об истории инструмента

История варгана уходит вглубь веков. Первым появился пластинчатый инструмент. Его изготавливали из подручных материалов. Кто-то предпочитал дерево, кто-то - кость. Постепенно стали появляться металлические изделия. Чтобы усилить звучание, к инструменту добавили металлическую рамку - дугу. От этого и произошли дугообразные варганы.

Игрой на этом инструменте занимались в основном русские женщины. Вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялись богатые традиции игры на варгане. Во время правления Сталина их отменили, считая вредным пережитком прошлого. Старшие люди все равно передали свое умение потомкам.

Игрой на варгане увлекались также и в европейских странах. Этим инструментом пользовались молодые люди, чтобы привлечь внимание прелестных девушек. Экзотическое звучание варгана завоевало внимание светских салонов в эпоху романтизма. Больше всего инструментов создавали в Австрии.

В конце XIX века игра на варгане потеряла популярность, некоторые виды инструмента вообще исчезли со сцены. Это было связано с тем, что на основе варгана немецким мастером Бушманом была сконструирована первая губная гармошка. Потом появились баян и аккордеон. Успех у новых инструментов был большой, а про варган забыли.

В 60-70-е прошлого столетия стали возрождать этнические культуры и развивать эзотеризм. Якутский исполнитель опять возродил интерес к хомусу. Инструментом снова настолько заинтересовались, что в 1984 году провели фестиваль варгана на международном уровне. Он прошел в США. Сегодня норвежцы, американцы, австрийцы, русские активно развивают искусство игры на этом инструменте и создают целые общества любителей. Варганная музыка стала пронизывать многие музыкальные стили. Современные музыканты прекрасно импровизируют, экспериментируют с обертоновым и авангардным направлением. Этот примитивный по устройству инструмент довольно сложный в игре, многие его стороны еще не раскрыты до конца. Это дает возможность назвать его инструментом XXI столетия.

Детали и размер варгана

Этот инструмент бывает разных размеров, все зависит от пропорций кисти и рта. От размера зависит удобство игры и звук. Музыканту должно быть удобно держать раму и ударять по язычку. У маленьких варганов высокое звучание и небольшая длительность колебаний язычка. У большого инструмента звучание продолжительное и басовитое. Миниатюрные девушки выбирают небольшое приспособление, крупным мужчинам удобнее играть на большом варгане.

От размера зависит удобство прижимания дек к зубам и губам. Жесткость язычка также может быть различных пределов. Легче управлять варганами с мягким язычком, от них нет отдачи на зубы и кости головы. Звук получается хоть и тихий, но нежный и плавный. Они подходят для неторопливых мелодий, медитаций и релаксаций. Жесткий язычок придает яркости и четкости звучанию. На таком инструменте исполняют ритмичные композиции, подвижные мелодии. Он позволяет создать даже очень быстрое звучание.

Длина язычка также влияет на игру. Звук может быть медленным, неторопливым, медитативным у варганов с длинным язычком. Короткий язычок придает мелодии нотки веселья, подвижности, легкости. На нем лучше исполнять народные наигрыши и бодрые танцы.

У язычка есть колено и кольцо. Большое колено незаменимо при медленной игре, заставляет звучать инструмент низко. Маленькое колено лучше для быстрой игры. Для мягкости и точности лучше по нему стучать пальцами. Важно знать, что вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости музыканта.

В качестве металла для изготовления варганов используется сталь, латунь, медь. Кроме них встречаются инструменты их дерева, оргстекла, камня, китового уса, кости. Более приятные по ощущениям деревянные приспособления, они дают меньшую отдачу на зубы. Звучание кованых варганов яркое и богатое. Медные инструменты придают мелодиям бархатистость.

Как играть на варгане?

Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.

Использование варганов шаманами

Северные народы издавна считали священными оленя, огонь, бубен и варган. Бубном чаще пользовались мужчины, а варганом - женщины. Древние шаманы считали, что они с помощью этих приспособлений входят в транс, изменяют состояние сознания. Шаманы входили в разные миры, чтобы преобразовать реальность. Кроме игры на музыкальных инструментах ими использовались и другие техники. Шаманские камлания не обходились без варгана и бубна. С помощью инструмента шаманы призывали духов-защитников и общались с ними.

Мировоззрения шаманов были идентичны в разных уголках мира. Встречались они не только в Сибири и Африке, но и в Северной и Южной Америке, Австралии. Поэтому мы смело можем назвать варган музыкальным инструментом шаманов, с помощью которого они путешествовали в поисках силы и информации.

Туркменский металлический варган

Трудно понять секрет популярности человеку, который не держал в руках туркменский музыкальный инструмент - варган (металлический). Мир меняется, когда этот инструмент заводит свою песню, наполняясь настроением хозяина. Каждый вздох отдает россыпь звуков, сплетающихся в удивительную мелодию. Туркменский варган становится продолжением играющего, их души сливаются. Поклонникам этого инструмента трудно оторваться от его мелодичности звучания и легкости исполнения.

Существует несколько моделей туркменского варгана - одни звучат низкими бархатными мелодиями, другие щебечут нежными голосами. Он очень подходит для сольных партий, где исполнитель следует своему вдохновению, создает неповторимые музыкальные образы. Этот инструмент прекрасно снимает стресс, настраивает на позитивную волну, наполняет душу гармонией.

Чукотский инструмент

Многие любители стараются купить чукотский музыкальный инструмент - варган. Еще в древности ему приписывали магические силы. Чукотские шаманы музыкальными вибрациями узнавали будущее и вызывали духов. Ценится варган (музыкальный инструмент чукчей) высоко, а мастера, его создающие, считаются людьми высшего порядка. Профессиональные секреты изготовления инструмента строго охраняются. Приспособление удобно в использовании, а его форма отдаленно напоминает ключ.

Уникальная находка археологов

Недавно в алтайских горах ученым удалось найти язычковый музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Находку считают самой древней в Евразии подобного рода. Ученые относят инструмент к скифо-сарматскому периоду (I тысячелетие до нашей эры). Варган нашли во время раскопок возле реки Катуни. Эта находка является этнографической чертой обитателей южной Сибири.

Варганы в магазинах музыкальных инструментов в Перми

В предгорьях Западного Урала расположен крупный промышленный и торговый центр - Пермь. В нем живет более полумиллиона жителей. В этом городе многие увлекаются игрой на варгане. Здесь есть несколько магазинов, где можно приобрести алтайские варганы (хомусы). Их приобретают для профессиональной игры, а также для хобби, удовольствия. Многие обращаются за приобретением в интернет-магазины, где можно получить консультацию профессионального менеджера.

Некоторых привлекает модель с необычным дизайном, где рама выполнена из оргстекла. Такой инструмент современный и стильный. Варганы продаются в оригинальных деревянных или пластиковых футлярах, которые сохраняют их при транспортировке.

Стоимость инструмента

Те, кто освоил довольно сложную технику игры на варгане, считают, что он должен быть в каждой семье. Может ли любой покупатель со средним достатком приобрести себе этот чудесный инструмент? Самый доступный варган стоит 600-700 рублей. Более сложные модели, с интересными призвуками, стоят от 1500 рублей и выше. В продаже есть инструменты, инкрустированные драгоценными камнями. Их упаковывают в авторские стальные чехлы уникальной формы. Естественно, цена за такую работу высокая.



Статьи по теме: