Что составляет основу хозяйственной деятельности коряков. Коряки

Обитающий в пределах Приморском крае по берегам и на полуострове Камчатка, с одной стороны в соседстве с и тунгусами, с другой - с чукчами. Первые сведения о коряках появились в начале XVII века, после походов на . Тогда же впервые появился и этноним «коряки». Вероятно он восходит к корякскому слову хора («олень»). По образу жизни коряки разделяются на сидячих и бродячих (оседлые и кочевники).

Тип коряков во многом отличен от монгольского: несколько сплюснутая голова, круглое лицо, небольшие скулы, маленькие, живые и смелые глаза, длинный нос, часто горбатый, большой рот, смуглый цвет лица, борода редкая, черные волосы, у мужчин коротко обстриженные, у женщин - заплетенные в две косы; рост умеренный, телосложение крепкое и стройное, особенно у олюторцев.

Язык коряков, в общем сходный с языком чукчей, разделяется на 5 наречий. Оседлые коряки исповедуют православие, кочевники в большинстве принадлежат к шаманству. Коряки-идолопоклонники для умилостивления своих богов приносят жертвы то из оленей, выставляя их головы на большие, обращенные к востоку камни, то собак, вывешивая их на высоких жердях вокруг своих шалашей. Из животных почитают волка (слуга злого духа), шкура которого играет важную роль при шаманских обрядах.

Традиционным жилищем оседлых коряков служат частью дома, жилищем кочевников - шалаши, жердяной конический остов которых покрывается оленьими шкурами. Традиционная одежда: куклянка - род рубашки из оленьей шкуры (летом с короткой шерстью), на талии перехваченная ремнем, по подолу отороченная черным мехом, украшенная бусами и металлическими пластинками; меховые штаны, высокие сапоги из оленьей шкуры и большая волчья шапка; иногда шапку заменяет капюшон, пришитый к куклянке. Праздничное платье у женщин опушено мехом выдры и росомахи и вышито бисером.

Оседлые коряки занимаются звероловством и рыбным промыслом. Лодки для охоты (байдары) весьма легки; деревянный их остов покрыт тюленьими шкурами. Мясо идет в пищу, меха - в продажу. Для езды держат и собак. Часть оседлых коряков приготавливает теплую зимнюю одежду из оленьих шкур для продажи приезжающим торговцам; также выделываются необходимые в быту инородцев изделия из железа и моржовых клыков (ложки, трубки).

Кочующие коряки заняты почти исключительно оленеводством; некоторые кочевники промышляют пушного зверя. Летом часть коряков занята собиранием кореньев, особенно луковицы сараны (Lilium). Главная пища их - оленье мясо и юкола.

Говорят на корякском языке, письменность на основе русского. Часть верующих коряков православные. Также распространены традиционные верования: шаманизм, промысловые культы.

Среди приморских коряков в Сибири существует удивительно странный обычай, касающийся взаимоотношений мужей со своими женами. Муж считает за большую честь для себя, если его жена вступает в половую связь с незнакомцем. Поэтому коряки с радостью уступают своих жен любому путнику, который оказался в их доме, чтобы доставить ему сексуальное удовольствие.

В царские времена pycских путешественников, особенно почтальонов, мужчины — коряки буквально упрашивали переспать со своими женами.

Если такой гость возвращался вновь в тот же дом через год или два, то ему оказывали потрясающее гостеприимство. Сияюший от счастья муж настолько paдовался их новой встрече, что предлагал гостю дорогие подарки.

Как правило, главная причина столь неуемной радости заключалась в том, что в результате coития этого путника с женой хозяина на свет появился желанный мальчик. Это тем более удивительно, что у других коряков наблюдается абсолютно противоположное отношение к сексу. Они считают, что такое сексуальное «гостеприимство» недопустимо, просто немыслимо, и муж, если заставал свою жену на месте преступления, то право тут же на месте убить обоих партнеров.

Ревность мужей достигала такого накала, что их жены, дабы избежать неприятностей, старались выглядеть как можно уродливее при встрече с другими мужчинам, чтобы отбить у них всякое желание. Для этого женщины, уходя из дома, надевали самую грязную и рваную одежду.

Сексуальное «гостеприимство» было распространенным явлением не только в Сибири, но и в Горном Тибете.

Марко Поло, посетив Тибет в XIII столетии, с удивлением писал:

«Ни один местный мужчина не считает себя оскорбленным, если незнакомый ему человек обесчестит его жену или дочь или вообще любую женщину в его семье. Напротив, он считает такое сношение предзнаменованием доброй судьбы.

Местные жители утверждают, что это приносит благоволение их богов, а также во многом способствует их процветанию в этой, земной жизни, поэтому они запросто предлагают своих женщин путешественникам».

У эскимосов существует обычай сдавать своих жен в краткосрочную аренду. Жене разрешается принять участие в охоте другого мужчины, не ее мужа, и все это время она становится не только его сексуальной партнершей, но еще и кухаркой.

Такая договоренность обычно достигается среди членов одного клана, так как все они считают себя сводными братьями. Даже если сводный брат жил в другой деревне, то он все равно, приходя в гости, имел право пользоваться женой хозяина.

Интересно отметить, что подобная «аренда жен» для сексуального удовольствия знакома и в Средневековой Европе. В Ирландии, например, «сексуальное гостеприимство» считалось привилегией могущественного короля страны или его сыновей.

Когда Эд Мак-Эйнимарч, сын ирландского короля, путешествовал по стране, то каждую ночь ему приводили новую девушку, чтобы удовлетворить его сексуальный аппетит.

Бытовал обычай предлагать для этой цели женщину любому путнику, который оказывался в доме, где ему предоставляли ночлег. Если хозяин не хотел отдавать ему свою жену, то ее роль могла сыграть ее родственница или даже простая служанка.

Сексуальное «гостеприимство» когда-то было распространенным обычаем и в Японии. В некоторых районах страны он дожил до средних веков, но он касался только жен чиновников. Когда высокопоставленное официальное лицо отправлялось в далекую провинцию для инспекции, то жена местного начальника, по рангу гораздо ниже прибывшего, была обязана оказывать ему сексуальные услуги.


Если она отвечала отказом на предложение стать «женой на ночь», как тогда назывался этот обычай, то за ним следовало немедленное смещение ее супруга с занимаемого поста.

Среди некоторых племен австралийских аборигенов (например, арунта) муж имел право передать свои права на жену другому мужчине на какой-то определенный срок, если только при этом оба принадлежали к одной родовой группе. Однако в течение всего этого срока муж оставался хозяином жены и мог в любую минуту нарушить уговор.

Если кто-то занимался сексом с его женой без его позволения, то такой человек считался преступником и его обычно называли «вором вульвы».

Место проживания - Корякский автономный округ, Камчатская область.

Язык - чукотско-камчатская семья языков.

Самоназвание; расселение. К началу контакта с русскими в XVIII веке коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу - "оленевод") и оседлых (нымылъо - "жители", "поселяне"), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы (каран’ынылъо ), паренцы (пойтылъо ), каменцы (вайкынэлъо ) и т. д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.

Письменность существует с 1931 года на латинской, а с 1936 года - на русской графической основе.

Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения. Для кочевых коряков - чавчувенов характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года они совершали четыре главные перекочевки: весной (перед отелом) - на ягельные пастбища, летом - в места, где меньше гнуса (комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат ) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой чавчувены охотились на пушных зверей.

В хозяйстве нымылъо - оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.

Морской зверобойный промысел - основное занятие жителей Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев). Он также играл важную роль у апукинцев и карагинцев, в меньшей степени - у паланцев. Охота на морского зверя весной носила индивидуальный, а осенью - коллективный характер, начиналась в конце мая - начале июня и продолжалась до октября. Основными орудиями были гарпун (в’эмэк ) и сети. Передвигались на кожаных байдарах (култаытвыыт - "лодка из шкур лахтака") и одноместных челнах-каяках (мытыв ). Добывали лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины XIX века оседлые коряки Пенжинской губы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы и карагинцы.

К концу XIX века в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике нымылъо стало играть рыболовство. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, кижуча, кунжи; в феврале - марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле - мае воды у берегов "кипели" от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и съедобных корней. Из орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (насторожка срывается, и бревно придавливает зверька), черканы и тому подобное, а с конца XVIII века стали пользоваться огнестрельным оружием.

Карагинцы и паланцы освоили огородничество и скотоводство.

Жилища. Кочевые коряки жили летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна ), основу которых составляли три шеста высотой 3,5–5 метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром 4–10 метров, укрепляли невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур, мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна ), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой 1,3–1,5 метра, длиной 2–4 метра, шириной 1,3–2 метра. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

У оседлых коряков преобладающим типом жилища была полуземлянка (лымгыян , яяна ) длиной до 15 метров, шириной до 12 метров и высотой до 7 метров. При ее сооружении в круглую яму глубиной 1–1,5 метра по окружности вкапывали восемь вертикальных столбов и четыре - в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда распиленных вдоль бревен, образующих стены жилища, сверху скрепленные поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой через верхнее отверстие попадали в жилище. В промысловый сезон входом служил боковой коридор. Внутри такой землянки на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи из вытертых шкур оленя или выношенной меховой одежды.

В начале XIX века под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы. К концу XIX века карагинцы и частично паланцы начали строить наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивали кишками морских животных или медведя. В центре таких жилищ устанавливали железную или кирпичную печь с трубой, вдоль стен сооружали деревянные нары.

Одежда. У всех групп одежда коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские использовали, наряду с оленьими, шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом - одинарную одежду. "Всепогодный" мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние - из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца XIX века береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.

Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху - камлейку - с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.

Зимняя и летняя мужская обувь - башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).

Меховой мужской головной убор - малахай капорообразного кроя с наушниками - носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит ) из оленьего камуса.

Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых , для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью - меховую рубаху гагаглю (кагав’лён ) мехом внутрь, значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй , кэкэй ): зимой - двойной, а летом - одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.

Пища. Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С XVIII века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. Основой социальной жизни была большая патриархальная (от лат. pater - "отец", arche - "власть") семейная община, объединявшая близких, а у оленных - иногда и отдаленных родственников по отцовской линии. Во главе ее стоял старейший мужчина. Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя. По истечении его следовал так называемый обряд "хватания" (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Это давало право на брак. Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ века сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - "деверь, брат мужа"): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror - "сестра"): вдовец должен жениться на сестре умершей жены.

Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом.

Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с XVIII века у кочевых коряков имущественное разделение (расслоение), обусловленное развитием частной собственности на оленей, привело к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими жителями стойбища.

В начале ХХ века произошло разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это было переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.

Праздники, обряды. Главные обряды и праздники оседлых коряков XIX - начала ХХ века посвящались промыслу морских животных. Основные их моменты - торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных "охранителей".

Главный осенний праздник кочевых коряков — Коянайтатык - "Перегонять оленей" - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали "возвращение солнца". В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения - сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в XVIII веке, православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

Фольклор, музыкальные инструменты. Основные жанры повествовательного фольклора коряков - мифы и сказки (лымныло ), исторические предания и легенды (панэнатво ), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку ) - Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Популярны сказки о животных. Персонажами в них чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с , с , межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов ( , русских).

Музыка представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят "именную песню" и "родовую песню", воспроизводящие местные и семейные напевы.

Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын . Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

Современная культурная жизнь. В школах дети изучают родной язык. В поселке Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив "Вэем" ("Река"). На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация "Коренные народы Севера Корякского автономного округа", во всех национальных селах, а также в Тигильском и Карагинском районах имеются ее первичные ячейки. В Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.

Об алюторцах. Как особая этнографическая группа коряков долгое время рассматривались алюторцы, олюторцы, алюторы (по-корякски и по-чукотски - алутальу , элутальу ). В русских источниках они впервые упоминаются с начала XVIII века как особый народ. Переписью 1989 года выделены в качестве самостоятельного народа.

Названы по селу Алют, по другой версии - от эскимосского алутора - "заколдованное место". Самоназвание - нымыльу , то же, что и у различных групп береговых коряков.

Численность 3500 человек. Живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до села Тымлат на юге, и по среднему течению реки Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в селе Реккинники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков. Некоторые лингвисты рассматривают алюторский диалект как самостоятельный язык. По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: также занимались морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китообразных и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX века - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, одной из особенностей последней были непромокаемые камлейки из кишок моржа; отличало алюторцев также обыкновение пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских. Христианство, распространявшееся среди них с начала XVIII века, не было ими воспринято. Алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 года постановлением Правительства РФ они включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Коряки, единого самоназвания не имели (групповые самоназвания: «чавчыв», «чав’чу» («оленевод»), «нымылгын» местный житель»), «нымылг–аремку», «кочующий житель» и др.), или « нымыланы», «чавчувены», «алюторцы» - коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России.

Первые упоминания о коряках в русских документах относятся к 30-40-м годам XVII века, тогда же впервые появляется и этноним «коряки». Вероятно он заимствован у юкагиров или эвенов, от которых русские первопроходцы и узнали об этом народе. Юкагиры называли этот народ «карака», эвены - «хэёкэл» («тот, кто показывается из-за бугра), что в русской адаптации и превратилось в слова «коряк». Существует предположение, что этноним «коряк» восходит к корякскому слову «хора» — «олень».

Общая численность коряков в настоящее время составляет около 9 тысяч человек, они являются коренным населением Корякского автономного округа Камчатской области (около 7 тысяч), живут также в Чукотском автономном округе и в Северо-Эвенкийском районе Магаданской области. Основные этнографические группы: коряки береговые, оседлые (нымыланы), коряки оленные и кочевые (чавчувены).

Говорят коряки на корякском языке чукотско-камчатской семьи, письменность - на русской графической основе. В настоящее время коряки говорят в основном по-русски, около 2 тысяч человек сохраняют корякский язык, около тысячи - алюторский язык.

Часть верующих коряков - православные, но широко распространены традиционные верования: шаманизм и промысловые культы.

Коряки ранее (да и сейчас) разделялись на две большие хозяйственно-культурные группы: береговы е - рыболовы и охотники на морского зверя и тундровые - оленеводы.

Каждая группа включала несколько более мелких территориальных групп и говорила на своём языке или диалекте.

Тундровые коряки («кочевые», «чавчувены», самоназвание - «чавчыв» , «чавчывав» , т.е. «оленевод»), это кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей, говорят они на собственно корякском языке. К ним относятся каменцы , проживающие на побережье Пенжинской губы), паренцы , проживающие на реке Парень, на северо-востоке полуострова Тайгонос, итканцы , живущие в сёлах Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке полуострова Тайгонос и апукинцы , проживающие в низовьях реки Апука.

Береговые коряки (или «оседлые») - «нымыланы», самоназвание «нымылъын» , «нымылъу», - это оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык - алюторский, поэтому всю группу иногда называют алюторцам и. К ним относятся паланцы (северо-западное побережье Камчатки между сёлами Усть-Воямполка и Лесная), карагинцы (побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат) и собственно алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки между сёлами Тымлат и Олюторка)

К береговым корякам близки кереки (берег Берингового моря между бухтой Наталья и мысом Наварин), в советское время их включали в состав коряков.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРЯКОВ

Историю происхождения коряков связывают с автохтонной культурой их предков (судя по культурной близости) - охотской культуры первого тысячелетия н. э.В бассейне Охотского моря археологами выявлены памятники охотской культуры - культуры охотников на морского зверя, рыболовов и охотников на дикого оленя, в которой прослеживаются черты корякской культурной традиции, в относительной хронологической непрерывности вплоть до древнекорякских поселений XVI-ХVII вв.

Основу охотской культуры составляют внутриконтинентальные неолитические традиции Прибайкалья и юго-восточные компоненты Приамурья. Древние племена коряков постепенно продвигались вглубь Камчатки, а переход к морскому зверобойному промыслу и оседлости способствовал обособлению отдельных групп древних коряков, дроблению древнекорякского языка на диалекты, становлению специфических черт культуры береговых коряков и их современного физического облика.

Приобщение к оленеводству произошло у коряков в XI-XVI веках вследствие его заимствования отдельными группами оседлых зверобоев у эвенков в районе Пенжинской губы, а также на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающем к Чукотке. Первоначально оленеводство лишь дополняло уже сложившийся хозяйственный комплекс прибрежных жителей — охоту на морского зверя и диких оленей, рыболовство и приморское собирательство, но позднее оно трансформировалось в специализированное пастбищное оленеводство.

Наиболее тесно коряки взаимодействовали с ительменами, что фиксируется практически во всех сферах культуры, а с ХVII века наиболее значимым фактором, определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи. Совместное проживание с русскими, прежде всего береговых коряков, изменило их хозяйство и быт, хотя «оленные» коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общерегиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Следует отметить, что взаимоотношения береговых коряков, нымыланов с русскими в первые десятилетия русской колонизации складывались весьма сложно и казачьи отряды, продвигавшиеся к от Охотска и Анадыря, встречали ожесточённое сопротивление, причём война с охотскими береговыми коряками тянулась вплоть до середины XVIII века, и в ходе её нымыланы потеряли до половины общей числленности, особенно сильно пострадали алюторцы, паланцы, а также пенжинские коряки, численность которых сократилась в 3-4 раза. Кроме того, сильное опустошение среди нымыланов произвела также и эпидемия оспы в 1769-70 годах.

Тундровые коряки, чавчувены быстро приняли российское подданство и согласились платить ясак, причём казаки нередко привлекали их к походам против береговых коряков. В то же время происходили и частые военные столкновения чавчувенов с оленными чукчами, которые также воевали с русскими. К началу 80-х годов XVIII века, когда чукотско-корякские войны прекратились, чавчувены потеряли более половины населения, лишились части оленей и вынуждены были уступить чукчам и эвенам часть своей территории, откочевав от Анадыря к Гижиге и далее на Камчатку. Общая численность береговых и оленных коряков к концу XVIII века достигала пяти тысяч человек.

Со 2-й половины XVIII века установились мирных отношений береговых коряков с русскими первопроходцами и начинается постепенное сближение двух народов, появляются русские поселения — Гижига, Пенжино и др., широкое распространение получает торговля, в быт коряков входят новые орудия труда, металлическая утварь, мануфактурные изделия, пищевые продукты. На Охотском побережье распространяется русский язык и растёт число смешанных браков.

В XIX веке контакты коряков с соседними племенами ещё более расширяются, особенно с ительменами (карагинцы и паланцы) и северных групп чавчувенов с «оленными» чукчами.

С 30-х годов XIX века наметился стабильный рост численности коряков и по переписи 1897 их было более 7 тысяч человек.

ЯЗЫК

Коряки, как и другие палеоазиатские народы северо-восточной Сибири, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков , в которой он ближе всего к чукотскому .

Близость языков объясняется общностью языкового субстрата, из которого в различные временные периоды и обособлялись языки современных народов Северо-востока Сибири. Вначале, вероятно, это был ительменский язык, который длительное время развивался автономно, а затем - чукотский и корякский, которые дольше сосуществовали в субстратном состоянии в условиях достаточно активных контактов между этими народами.

В структуре языка культурно-хозяйственное разнообразие коряков отразилось в диалектах, названия которых, соответствуют выделяемым группам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. Диалекты олюторцев и кереков, как самостоятельных этносов, выделяют в настоящее время как самостоятельные языки.

В 1932 году под руководством В.Г. Богораза, лингвист С.Н. Стебницкий подготовил «Красную грамоту» - первый букварь на корякском языке. Сложность распространения грамотности среди коряков заключалась в делении их языка на две диалектные группы — северную и южную, каждая из которых состояла из говоров (4 и 3 соответственно). Наряду с ними выделялся и ещё один диалект - коряков-оленеводов чаучу. Поскольку чаучу составляют около половины численности коряков, именно их язык был взят за основу создания письменности, учебной и массовой литературы. В 1937-1938 году обучение было переведено на алфавит с русской графической основой.

ХОЗЯЙСТВО КОРЯКОВ - ОЛЕНЕВОДСТВО, РЫБОЛОВСТВО И ОХОТА.

Этническая культура коряков представлена двумя основными хозяйственно-культурными типами - оленеводство и рыболовство и охота на морского зверя.

Оленеводство - основа жизнеобеспечения коряков-чавчувенов (чаучу) которое дополняется охотой и рыболовством. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков, значимость данных видов хозяйства могла меняться. У алюторцев оленеводство лишь дополняется промысловым комплексом.

Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направленности соответствует самодийскому. Отличия фиксируются лишь в менее протяженных маршрутах сезонных перекочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойбища, а также отсутствия пастушеской собаки. Для коряков-оленеводов был также характерен высокоспециализированный олений транспорт.

Для алюторцев характерна меньшая обеспеченность хозяйств оленями и кооперация малооленных хозяйств, они больше времени уделяли охотничьему промыслу.

Рыболовство составляло основу хозяйства оседлых коряков - карагинцев, алюторцев, паланцев, а морской зверобойный промысел - пенжинцев и апукинцев. В начале XX века охотой на морских животных занимались до 63 % хозяйств коряков.

Ловили лососёвых рыб - кету, горбушу, нерку, кижуча, чавычу, кунжу, в основном в устьях рек во время нерестового хода, а также корюшку, ленка, сельдь, хариус, зимой практиковался подлёдный лов наваги. Орудия лова - сети из крапивных или жильных ниток, а позднее - привозные сети, реже удочки.

Развит также и пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку), который, однако, до прихода русских большого значения не имел, коряки охотились в основном на медведя, горного барана и диких оленей.

Охотились весной и осенью на нерпу, лахтака и ларгу с помощью гарпунов, сетей, колотушек и ружей, у пенжинских коряков был наиболее распространён промысел с байдар, карагинцы выезжали к морю по льду на нартах. Зверя добывали также на лежбищах. В прошлом важное значение имела и охота на китов.

Особенностью культуры оседлых коряков было и упряжное собаководство, разнообразные средства передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими традициями.

Традиционное хозяйство береговых коряков было комплексно, и в хозяйственном комплексе оседлых коряков рыболовство занимало ведущее место. Рыбный промысел, преимущественно речной и прибрежный, был наиболее развит у карагинцев, алюторцев и паланцев. Морским зверобойным промыслом в Охотском и Беринговом морях занимались все группы оседлых коряков и оленеводы-алюторцы.

Собирательство особенно было распространено у оседлых коряков – собирали съедобных моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи, ивовую кору, морскую капусту, дикий щавель, сарану, кипрей, борщевик и т.д.

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX - начале XX вв. была большая патриархальная семья . Известно и многожёнство, хотя в конце XIX века оно уже не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы, брачная система коряков исключала двоюродных кузенов, существовал и «калымом» (как в Средней Азии) - т.е. отработка за жену. Соблюдались также обычаи левирата (когда вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями) и сорората , когда мужчина вступал в брачные отношения с несколькими женщинами — родными или двоюродными сестрами. У всех групп коряков существовало строгое половое разделение труда.

Обитатели стойбища были связаны отношениями родства, численность населеия стойбища достигала иногда 50-70 чел. «Главой», т. е. распорядителем хозяйственной жизни стойбища, считался владелец большей части стада. Несколько стойбищ, кочующих на определённой территории, объединялись в группы, связанные кровными или брачными узами, а также и экономическими отношениями, возглавляли эти группы «старосты».

Формы собственности коряков - общинная на пастбища и частная на оленьи стада. Оленеводческое хозяйство чаучу, оленеводов, до его «реконструкции» в советский период оставалось патриархально-натуральным с заметными чертами первобытнообщинных отношений.

ОДЕЖДА, ЖИЛИЩА, ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ

Традиционных домашние промыслы - это обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур, в древности корякам было известно и примитивное гончарство.

Употребление металлов коряки знали ещё до контактов с русскими, а XIX-XX веках центрами корякского кузнечного ремесла были посёлки паренских коряков - Парень и Куэл. Коряки занимались горячей обработкой железа, холодным способом обрабатывали медь и латунь.

Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы.

Каменные топоры, наконечники копий использовались ещё в начале XX века, а каменные скребки для выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные отрасли оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную направленность Корякского Автономного округа.

Жилища коряков представляют собой конические переносные юрты - яранги. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом, мездрой внутрь.

У оседлых коряков преобладала округлая полуземлянка диаметром от 3-х до 12 метров с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах, с центральным квадратным или округлым очагом, обложенными камнями. Зимой в землянку входили землянку через дымовое отверстие. С середины XVIII века стали появляться срубные жилища.

Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг.

Специфика проведения промысла, прибрежный лов рыбы и добыча морских животных, определяла характер расселения. Поселки береговых коряков располагались по берегам рек, чаще в устьях и на морском побережье.

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки , штанов, капора и обуви. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу, подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер ), меховая рубаха (гагагля ), капюшон которой заменял головной убор. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей.

Основная пища оленеводов - оленье мясо, в основном в варёном виде. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге.

Все оленные группы коряки заготавливали юколу (сушёную рыбу), летом разнообразили рацион свежей рыбой.

Для оседлых коряков основная пища - рыба, мясо и жир морских животных, причём большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой, а мясо морских животных варили или замораживали.

Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца XIX века всё большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

ВЕРОВАНИЯ

Традиционное мировоззрение коряков связано с анимизмом , коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утёсам), практикуются жертвоприношения собак и оленей.

Широко распространены культовые предметы - аняпели, особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков.

Главные обряды и праздники оседлых коряков XIX - начала ХХ века посвящались промыслу морских животных, торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных тотемов.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили ещё при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище и в это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения — сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в XVIII веке, православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

ИСКУССТВО И ПРАЗДНИКИ

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (исключительно женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван). Орнамент был преимущественно геометрический, реже растительный, часто вышивали реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни. Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками.

Главный осенний праздник кочевых коряков - Коянайтатык («Перегонять оленей») устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали «Возвращение Солнца», в этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

Также был весенний «праздник рогов» — кильвей , а осенью праздник забоя оленей у оленеводов.

У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы «хололо» («ололо»). Существовали праздники «первой рыбы» и «первой нерпы».

И у береговых, и у оленных коряков устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов.

Основные жанры повествовательного фольклора коряков - это мифы и сказки («лымныло» ), исторические предания и легенды («панэнатво» ), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку ) - Вороне, который предстает и как творец, и как шутник и проказник. Популярны сказки о животных, персонажами в которых чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы и морские звери.

В исторических повествованиях коряков отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований и у других народов (эвенов, русских).

Музыка коряков представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят «именную песню» и «родовую песню», воспроизводящие местные и семейные напевы.

Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын . Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

Современная культурная жизнь. В настоящее время в школах дети изучают родной язык. В поселке Палана открыта школа искусств, при Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив «Вэем» («Река»). На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация «Коренные народы Севера Корякского автономного округа», в Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования. В последние десятилетия успешно развивается профессиональная хореография (национальный танцевальный ансамбль «Мэнго») и изобразительное искусство, созданы созданы объединения художников-любителей и литераторов, особой известностью пользуются художник Кирилл Кильпалин и писатель Коянто (В. Косыгин).

Алюторцы (олюторцы, алюторы по-корякски и по-чукотски - алутальу , элутальу ). Это особая этнографическая группа коряков в русских источниках упоминается с начала XVIII века как особый народ. Названы по селу Алют, по другой версии - от эскимосского «алутора» - «заколдованное место». Самоназвание - «нымыльу» , то же, что и у различных групп береговых коряков.

По переписи 1989 года алюторцы выделены в качестве самостоятельного народа, численность 3500 человек, живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до села Тымлат на юге, и по среднему течению реки Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в селе Реккинники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков.

По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: также занимаются морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китов и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX века - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, но одной из особенностей одежды были непромокаемые камлейки из кишок моржа, кроме того был обычай пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских, православие, распространявшееся с начала XVIII века, так и не было ими воспринято, алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 года постановлением Правительства РФ алюторцы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

А.А. Каздым
Академик Международной Академии наук,
член МОИП

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Коряки. «Полёт "пятой точки"», 2010


Общие сведения

КОР‘ЯКИ (единого самоназвания не имели; групповые самоназвания: чавчыв, чав"чу, "оленевод"; нымылгын, "местный житель"; нымылг - аремку, "кочующий житель" и др.), народ в России - 9 тыс. человек, коренное население Корякского автономного округа Камчатской области (7 тыс.) - с 1 июля 2007 Камчатская область и Корякский автономный округ объединены в один Камчатский край, живут также в Чукотском автономном округе и в Северо-Эвенкийском районе Магаданской области.

По данным Переписи населения 2002 года численность коряков, проживающих на территории России, составляет 9 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 7 тыс. 953 человека.

Основные этнографические группы: Коряки береговые, оседлые (нымыланы), Коряки оленные, кочевые (чавчувены). Говорят коряки в основном по-русски. Около двух тысяч человек сохраняют корякский язык, около тысячи - алюторский язык. В корякской бытовой лексике развиты слова, относящиеся к охоте, зиме, снегу и оленеводству. Письменность на русской графической основе. Письменность коряков создана в 1931 году (на латинской графике), в 1936 переведена на кириллицу. В основу литературного языка коряков положен чавчувенский диалект.

Среди коряков распространено христианство (русское православие), но остаются сильны и традиционные верования (шаманизм). От смерти и от хворей коряки защищались с помощью амулетов, а также совершая различные жертвоприношения. В случае чего (например, неожиданной болезни) за помощью обращались к шаманам. На бытовом уровне все недомогания объяснялись происками-кознями злых духов. Следовательно, вылечиться - значит отогнать от больного тех духов, которые вызвали хворь. Этим, как правило, и занимались шаманы.

У коряков распространены мифы и сказки-былички о животных (лымныло). Помимо Ворона (Куйкынняку), в сказках фигурируют мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери.

Вплоть до нынешних дней у коряков сохранялись обычаи левирата и сорората. В случае, смерти старшего брата, младший должен был жениться на его жене (вдове). И взять на себя заботу о ней и ее детях. В случае смерти жены вдовец должен был жениться на сестре умершей жены.

Первые упоминания о Коряках в русских документах относятся к 30-40-м годам 17 века, тогда же впервые появляется и этноним "коряки". Существует предположение, что он восходит к корякскому слову хора ("олень").

Коряки разделялись на две большие хозяйственно-культурные группы: береговые - рыболовы и охотники на морского зверя и тундровые - оленеводы. Традиционные занятия Коряков - оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел. Оленеводством занимались чавчувены и большинство алюторцев. Традиционное хозяйство береговых Коряков комплексно. В хозяйственном комплексе оседлых Коряков рыболовство занимало ведущее место. Рыбный промысел наиболее развит был у карагинцев, алюторцев и паланцев. Рыболовство преимущественно речное, прибрежное. Морским зверобойным промыслом в Охотском и Беринговом морях занимались все группы оседлых Коряков и оленеводы-алюторцы. Был развит пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку). Собирательство особенно было распространено у оседлых Коряков (съедобные моллюски, яйца диких птиц, ягоды, орехи, ивовую кору, морскую капусту, дикий щавель, сарану, кипрей, борщевик и другие растительные и животные продукты).

Из традиционных домашних промыслов известны обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности Корякам было известно гончарство. Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана Коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы. Каменные топоры, наконечники копий использовались ещё в начале 20 века, а скребки для выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные отрасли: оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную направленность Корякского автономного округа.

Основной экономической единицей всех групп Коряков в 19 - начале 20 века была большая патриархальная семья. Известно многожёнство, хотя в конце 19 века оно не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брачная система Коряков исключала двоюродных кузенов, при патрилокальном браке существовала отработка за жену. Соблюдался обычай левирата и сорората. Существовало строгое половое разделение труда.

Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом, мездрой внутрь. У оседлых Коряков преобладала полуземлянка с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. В центре жилища - очаг. Входили в землянку зимой через дымовое отверстие. С середины 18 века стали появляться срубные жилища.

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки, штанов, капора и обуви. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Летняя одежда Коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей.

Основная пища оленеводов - оленье мясо в основном в варёном виде. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Все оленные группы Коряков заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых Коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой. Мясо морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца 19 века всё большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Народное декоративно-прикладное искусство Коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный. Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни. Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками.

Традиционное мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утёсам). Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют культовые предметы - аняпели (особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.). Существовал профессиональный и семейный шаманизм.

Традиционные праздники - сезонные: весной праздник рогов - кильвей, осенью праздник забоя оленей у оленеводов. У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы - хололо (ололо). Существовали праздники "первой рыбы", "первой нерпы". И у береговых, и у оленных Коряков устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). В последние десятилетия развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографического (национальный танцевальный ансамбль "Мэнго") и изобразительного искусства.

Е.П. Батьянова, М.Я. Жорницкая, В.А. Тураев

Очерки

ДАВНО ЭТО БЫЛО. ДОЛГО НЕ ПЕРЕСТАВАЛ ДОЖДЬ…

В популярном советском фильме один геройский моряк с гордостью произносил следующую фразу «Нас мало, но мы в тельняшках». Это выражение многим запомнилось, и его стали употреблять в разных случаях - по делу и без дела. Для красоты слога, шутки ради или просто для бахвальства. Но если серьезно, то зададимся таким вопросом: по каким признакам тот или иной народ определяет свою особость, свою непохожесть на других? Вот, например, коряки. Их численность в Российской Федерации, по данным переписи 2002 года, составляет 8743 человека (в Корякском автономном округе - 6710). И фраза «Нас мало, но мы …» в устах коряка могла бы звучать так:

Нас мало, но мы знаем толк в лососевой рыбе.

Нас мало, но меховые головные уборы мы носим и зимой и летом.

Нас мало, но мы с амулетами, которые нам помогают.

Нас мало, но когда мы танцуем млавытын, кажется, что нас очень много…

(Танец млавытын сопровождался характерным гортанным хриплым пением).

Конечно, все это догадки, предположения, варианты, но они полезны в тех случаях, когда мы начинаем размышлять о своеобразии того или иного народа.

УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ У ВОРОНА

Остановимся на фразе «Нас мало, но наши легенды и сказки - самые интересные. Особенно про Куйкынняку, то есть про Ворона». В разных мифологических сказках-быличках он представлен по-разному. То как герой и творец, а то, как плут, хитрец-проказник (трикстер). Короче говоря, и характер у Куйкынняку противоречивый, и поступки у него довольно-таки запутанные, не однозначные. И к тому же он часто меняет обличья: может появиться в человечьем облике, а может легко превратиться в Ворона.

Не стоит, читая сказки-легенды про Куйкынняку, пытаться сразу же извлекать из них мораль или какие-то полезные советы для жизни. Мифы придумываются не для этого, а для создания целостной (космической) картины мира. Или, говоря другими словами, миф должен воздействовать на подсознание, на архаическую память. Или, если хотите, миф - это дневник тысяч и тысяч поколений, спрессованный до размеров короткой истории. Или цикла историй.

Вчитаемся в небольшую, но очень важную сказку-быличку «Как Куйкынняку прекратил дождь». Она записана С. Н. Стебницким в 1928 году в селе Кичига Корякского национального округа, ему же принадлежит и перевод на русский язык.

Давно это было. Долго не переставал дождь.

Тогда Куйкынняку сказал своим сыновьям:

Ну-ка, сыновья, наловите оленей!

Наловили сыновья оленей. Куйкынняку большую ладью сделал. В нее этих оленей загнал. Потом стал всех зверей собирать. Всякие звери к нему пришли. И мыши тоже пришли.

Сказка ничего не объясняет. Не объясняет, почему герой начинает поступать именно так, не иначе. Почему появляются звери. Почему акцент сделан на мышах. О них, кстати, упомянуто отдельно. Есть в этом некая тайна, загадка. Вот она-то и интригует слушателя, который, допустим, слышит или читает эту сказку впервые.

ПОДСКАЗОК НЕ БУДЕТ

Любопытно, что и сам Куйкынняку ведет себя странно, не логично. Никак не объясняет своих поступков.

Как было уже сказано, нарушен установленный порядок вещей. Идет дождь. Что-то надо делать. Дальнейшие события выстраиваются следующим образом. Куйкынняку составляет из мышей упряжку, запрягает их в ладью, едет к морю. Важная подробность: он берет с собой некоторое количество грибов-мухоморов. На всякий случай. Затем Куйкынняку добирается до моря. И во время путешествия он все время всматривается, вслушивается в природу. Вдруг что-то такое произойдет. Вдруг ему будет дан какой-то четкий знак свыше, или снизу, или сбоку…

Но ничего такого знакового или судьбоносного не происходит. Просто тотально идет дождь. Льет не переставая. Целый день Куйкынняку ждет у моря погоды, а затем (на другой день) отплывает. Долго плывет по морю. Наконец подплывает к острову и высаживается на берег. Видит - поселок. Идет туда.

Сделаем маленькую остановку. Несмотря на то, что сказка про Куйкынняку рассказывается медленно, события в ней происходят стремительно. Для сравнения - в русских сказках есть такой зачин: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Здесь же - с точностью до наоборот. Сказка медлит, не спешит, а дела и события мчатся на всех парах.

Куйкынняку приходит в поселок, движимый какой-то непонятной силой, и видит: женщина сидит, волосы расчесывает.

Наступает кульминационный момент. Герой должен узнать главное: из-за чего, по какой причине так долго льет дождь. Ситуация опять-таки невероятно странная. Никаких подсказок нет. Ни сверху, ни снизу, ни сбоку. Но правильный ответ надо угадать сразу. Взвешивать варианты, как в игре «Что? Где? Когда?» нельзя. И Куйкынняку, посмотрев на женщину, которая расчесывает волосы, сразу же выдает правильный ответ - репликой в сторону:

Ага, вот из-за чего дождь идет!

Самое интересное, что женщина и не подозревает о причине появления Куйкынняку пред ее светлыми очами. Для нее это обычное явление. Мало ли кто заезжает на остров. Видимо, путешественников, странников и бродяг хоть пруд пруди. Она просто спрашивает Ворона:

Мимо поедешь или здесь остановишься?

Куйкынняку отвечает уклончиво: - Переночую, а завтра дальше отправлюсь!

А женщина все причесывается. Следовательно, дождь льет не переставая. На правах гостя Куйкынняку начинает угощать женщину экзотическими мухоморами. Она ест их и пьянеет. Этого нашему герою Ворону только и надо. С опьяневшей женщины он срезает волосы. Все - до единого волоска. Затем снимает с нее одежду и закапывает в землю. И при этом выкрикивает, как бы настраивает себя на геройский поступок:

Погоди же, совсем тебя измучаю!

Пьяная женщина дрожит от холода, но по инерции тянется к голове, чтобы расчесать волосы, которых на самом деле уже нет.

Куйкынняку, который действует по наитию, опасается, что все вернется на круги своя. Поэтому на всякий случай он срезает у женщины брови и ресницы.

И МЫШКА ПРИГОДИЛАСЬ

Вот тут-то начинается самое интересное. Куйкынняку действовал радикально, но он не уверен в успехе. Вдруг он все сделал не так, как надо. Чтобы удостовериться в правильности содеянного, он посылает домой мышку посмотреть, не прояснилось ли небо.

Мышка плывет домой и вскоре возвращается. С хорошей вестью: дождя нет, солнечно.

С героя, как говорится, взятки гладки. Он победил, он выиграл. Победителя, естественно, не судят и судить никогда не будут. А женщина мерзнет, умоляет вернуть ей одежду. Но Куйкынняку ничего ей не возвращает. Не потому, что он плохой. Этот вопрос даже не затрагивается в данной истории. А потому, что логика мифа странная, абсурдная. Как знать, вернешь женщине одежду, она согреется и опять начнет делать что-то такое, что нарушит установленную картину мира.

Сказка заканчивается уникальным хеппи-эндом. Куйкынняку просто возвращается домой. И все. Никаких аплодисментов, приветствий, никакого праздничного веселья. Это все - от лукавого. Мир просто вернулся на круги своя. Вновь стал нормальным. И род (народ) может спокойно продолжать жить дальше. Именно это, жизнь и судьба рода, похоже, и ценится у коряков (и не только у них, а и у других малочисленных народов) превыше всего.

У коряков распространены мифы и сказки-былички о животных (лымныло). Помимо Ворона (Куйкынняку) в сказках фигурируют мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери.

Есть у коряков и исторические повествования (панэнатво). В них отражены реальные события прошлого. Например, войны коряков с чукчами, с эвенами, а также различные межплеменные стычки.

ЖЕНИХ ПОГНАЛСЯ ЗА НЕВЕСТОЙ

Интересно проследить, каким образом мифологическое (архаическое) сознание влияет на социальную жизнь. Скорее всего, это происходит не впрямую, а опосредованно. Через серию устойчивых привычек и ритуалов. У коряков основой социальной жизни была большая патриархальная община, объединявшая близкородственных людей. А если община занималась оленеводством, то ей помогали отдаленные родственники по отцовской линии. Во главе общины стоял старейший мужчина. Перед тем как вступить в брак, жених был обязан отработать испытательный срок в хозяйстве будущего тестя. Кстати сказать, «придумка» очень хорошая, ибо за время испытательного срока все получают возможность присмотреться друг к другу, притереться. И опять же, полезно оценить силы и способности жениха.

Допустим, испытательный срок закончился, жених проявил себя с лучшей стороны. Значит, можно играть свадьбу - без промедления. И вот тут-то дает о себя знать архаическое сознание (родовая память). Жениху уготовано еще одно испытание, корни которого уходят в далекое прошлое. Это так называемый обряд хватания. Жених должен поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела. Все это похоже на ситуацию, когда охотник преследует свою жертву.

Поражает простота данного ритуала. При любом раскладе жених-юноша догонит невесту-девушку. Слишком все просто, препятствий мало. Те, кто начитался волшебных сказок, знают, что жених (принц, царевич, королевич) должен пройти сквозь огонь, воду и медные трубы, прежде чем получит в жены принцессу, царевну, королевну. Но не надо забывать, что вся эта сложная череда испытаний - более поздняя «писательская» придумка. Община коряков, как родовая единица, не может послать жениха за тридевять земель. И к тому же на долгие годы. Жених и так показал себя с лучшей стороны во время испытательного срока. Он продемонстрировал свои лучшие качества, следовательно, нет смысла тянуть резину, длить испытания. «Взбаламученное море человеческих страстей» надо срочно привести к устойчивой семейной норме. Вот почему после того как «рука жениха ухватила руку убегающей невесты», следует переход в новую жизнь. Молодая жена оказывается в доме мужа. И через серию обрядов происходит ее приобщение к очагу и семейному культу.

Вплоть до ХХ века у коряков сохранялись обычаи левирата и сорората. Если, не дай бог, умирал старший брат, то младший должен был жениться на его жене (вдове). И взять на себя заботу о ней и ее детях. Это левират. А если умирала жена, то вдовец должен был жениться на сестре умершей жены. Это сорорат. Вопрос о любви или о взаимной симпатии даже не стоит. Смерть - нарушение привычной картины мира, как бы дыра в озоновом слое. Ее надо любой ценой зашить, залатать, ликвидировать. И на смену умершему сразу же приходит живой. И жизнь продолжается.

У человека западноевропейской культуры, ориентированного на индивидуальное бытие и эгоистичное сознание, может сложиться впечатление, что эмоциональная жизнь коряков была тусклой, неинтересной. Это явное заблуждение. Эмоциональная жизнь была регламентированной - это факт, но от этого она не становилась менее интересной. Точнее будет сказать так: свои эмоции коряки «включали», интенсивно проявляли во время праздников и ритуалов.

К ШАМАНУ ЗА ПОМОЩЬЮ

Главные обряды и праздники оседлых коряков ХХ - начала ХХ века посвящены промыслу морских животных. Это торжественные встречи и проводы, например, кита, касатки, а также пушных зверей. Интересно, что после исполнения ритуала шкуры, носы, лапы «убиенных животных» переходили в новое качество. Они становились домашними оберегами, семейными охранителями. И опять-таки, в этой картине мира поражает то, что в ней нет ничего лишнего, нет мусора. Каждой вещи и каждой живности находится свое место под солнцем и под луною, на земле и на небе.

Назовем еще несколько важных корякских праздников. Главный осенний праздник кочевых коряков - Коянайтатык («Перегонять оленей») - устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы отмечали «возвращение солнышка». В этот день происходили состязания в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками. Соревнующиеся набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб. Надо ли говорить, что эмоции во время таких праздников бьют через край?

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей и похороны. Как защищаться от болезней, когда вокруг нет лекарей? От смерти и от хворей коряки защищались с помощью амулетов, а также совершая различные жертвоприношения. В случае чего (например, неожиданной болезни) за помощью обращались к шаманам. На бытовом уровне все недомогания объяснялись происками-кознями злых духов. Следовательно, вылечиться, значит, отогнать от больного тех духов, которые вызвали хворь. Этим, как правило, и занимались шаманы.

Погребальную одежду коряки готовили еще при жизни. Но оставляли ее недошитой. Существовало поверье, что если одежду дошить, то и смерть придет.

А смерть по представлениям коряков - это нарушение привычной картины мира. Что-то вроде дыры в «озоновой сфере бытия». Конечно, это уже современный образ. Как выглядел ритуал погребения у коряков?

Во-первых, пока покойник находится в жилище, спать строго запрещается. Сурово, но в то же время и справедливо. Неспящие коряки получают возможность вспомнить все то хорошее, что связывало их с покойным. Во-вторых, погребальную одежду надо дошить. Интересная подробность: ее дошивают крупным, некрасивым швом. Как бы в нарушение всех эстетических норм! Видимо, когда рядом смерть, то тут не до красоты. Это слишком европейская точка зрения. Точнее будет сказать так: крупный, некрасивый шов, а рядом с ним ровненькие «стежки-дорожки» - это как две разные сферы, стык бытия и небытия.

В мир иной умерший коряк уходил через обряд сожжения. Сжигали покойника на костре из кедрового стланика. К этой части погребального корякского ритуала людям западной культуры полезно внимательно присмотреться, чтобы уловить суть иного, не европейского, «круговорота вещей». Вместе с умершим на костер укладывали вещи покойного, предметы первой необходимости, лук, стрелы, продукты. А также подарки ранее умершим родственникам. С точки зрения какого-нибудь Плюшкина - действие совершенно не разумное. Какая-то незапланированная материальная растрата! Но все дело в том, что и вещи в мире патриархально-общинных отношений функционируют не по материальным законам, а по духовным. Вещи включены в непрерывную цепь ритуалов и жертвоприношений. Сами по себе они представляют ценность разве что в пространстве этнографического музея.

ВАККЫ ПО-КОРЯКСКИ - БЫТЬ!

Коряки говорят на корякском… Это один из многочисленных чукотско-камчатских языков. Он включает в себя несколько диалектов: чавчувенский, апукинский, каменский, итканский и паренский.

Характерные черты фонетики корякского языка: сингармонизм гласных, отсутствие вибранта /р/. Наличие поствелярного фрикативного. Есть и другие языковые «хитрости»: дистактная ассимиляция зубных согласных по палатализованности, приращение добавочного слога после односложных основ. Это аспект будет нагляднее, если провести сравнение с чукотским языком. Глагол «быть» в чукотском варианте - вык, в корякском - ваккы.

В корякском языке хорошо развиты лексические средства, используемые в таких темах, как охота, зима, снег, оленеводство. Письменность коряков создана в 1931 году (на латинской графике), в 1936 переведена на кириллицу. В основу литературного языка коряков положен чавчувенский диалект.

В последние десятилетия у коряков успешно развивается профессиональная культура, главным образом в хореографической сфере (танцевальный ансамбль «Мэнге»). В Корякском округе созданы объединения художников-любителей и литераторов. Особой популярностью пользуются произведения художника Кирилла Кильпалина и писателя Коянто (В. Косыгина).

Музыка коряков особенная. Она представлена пением, речитативом, горлохрипением на вдохе и выдохе. Песни, как правило, делятся на именные и родовые. В них коряки воспроизводят местные и семейные напевы.

Для всех музыкальных инструментов есть общее название - г’эйнэчг’ын. Это слово может обозначать и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Упомянем еще пластинчатый варган (это зубной бубен в виде костяной или железной пластинки) и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

Нам кажется, что другой народ можно понять через сказки и легенды, через песни и ритуалы. Через музыку - тоже. Не забудем про загадки. У коряков они особенные. Исследователи установили, что для типичных корякских загадок характерна форма прямого вопроса. То есть загадывающий не ходит кругами, не темнит, не запутывает слушателя, а сразу выдает на-гора проблему. И тем самым отсылает отгадывальщика к сути вещей. Мы тоже предлагаем отгадать три корякских загадки. Они не сложные. И в принципе отгадать их возможно.

Что безостановочно?

Европейцы скажут, что время. А мудрый коряк скажет, что река.

Что это за старик, который ест горячее?

Чтобы отгадать эту загадку, надо съесть с коряками пуд соли и центнер мяса. А правильный ответ такой: «старик» - это крючок, которым вынимают мясо из котла.

И совсем неожиданная загадка. Прямо-таки не загадка, а какой-то философский парадокс, правда, только по первому впечатлению.

Что ненасытно?

Ответ такой: дверь. Почему дверь ненасытна? Да потому, что мы каждый день кормим ее ключами, а ей все равно хочется есть.



Статьи по теме: