Белорусы как народность сформировались. Народ белорусы

Гумбольдт Александр (1769-1859 гг.)

Немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник. Родился в дворянской семье в Германии. Детство ученого прошло в родовом замке с поэтичным названием Тегель. Далее последовала учеба в лучших университетах Германии - Франкфурте, Геттинген, Берлине и во Фрейбергской горной академии. В1799 г Гумбольдт прибывает в Мадрид, где встречается с министром иностранных дел Испании и самим испанским королем. Итог этой аудиенции для Гумбольдта был просто сказочным подарком: король разрешил провести любые исследования в испанских владениях в Новом Свете без каких-либо ограничений и самое главное - без встречных обязательств со стороны самого путешественника.

Из Испании местным властям были разосланы предписания всячески помогать экспедиции Гумбольдта. «Никогда еще испанское правительство не давало путешественнику такой неограниченной свободы», - писал об этом сам Гумбольдт. Вскоре он на корабле, носящем символическое название «Писарро», отправился к берегам Южной Америки, где и провел почти 5 лет, занимаясь научной работой - «физика мира, строение земного шара, анализ воздуха, физиология растений и животных, морских течений» и многое другое.

Гумбольдт проследовал и по части древних индейских маршрутов - на пироге из Апуре, потом от Ориноко до Ангостуры, ночуя в зарослях среди диких животных. Но особенно его поразили памятники цивилизации инков, их полные тайны заброшенные города и дороги. По этим инкским дорогам он проделал часть своего длинного пути. В мировой истории навечно осталась фраза, сказанная Александром Гумбольдтом: «Эти дороги инков - самое выдающееся творение человека за всю его длинную историю».

После своего триумфального возвращения из Латинской Америки прославленный ученый 20 лет обрабатывал и записывал свои наблюдения, ставшие самым фундаментальным трудом по изучению Южной Америки в XIX веке. Эти 30 огромных томов вышли в свет в 1807-1834 гг. под названием «Путешествие в равноденственные области Нового Света». Впервые за всю историю Южная Америка была описана так подробно.

Гумбольдт прожил еще полвека и в конце жизни издал фундаментальный пятитомный труд «Космос», в котором написал о старинных картах Америки, о тех причинах, которые привели к открытию Америки и об истории первых экспедиций. Эти уникальные материалы до сих используются во многих научных статьях. В1829 г. А. Гумбольдт совершил путешествие по Евразии. Он посетил рудники и заводы Алтая, совершил восхождение в горы, вел наблюдения за магнетизмом, общие

геологические и географические исследования По итогам своего путешествия ученым был представлен отчет, где он подробно описал свое пребывание на Алтае и отметил необходимость освоения ресурсов региона. Работы А. Гумбольдта оказали большое влияние на развитие естествознания, на взгляды Ч. Дарвина, Н. Северцова, К. Рулье, В. Докучаева, В. Вернадского. Он является одним из основоположников современной географии растений, геофизики, гидрографии.

«…Мы ночевали в лесах, окруженные крокодилами, боа и тиграми, которые здесь нападают даже на лодки, питались только рисом, муравьями, маниокой, пизангом, водой Ориноко и изредка обезьянами… В Гвиане, где приходится ходить с закрытой головой и руками, вследствие множества москитов, переполняющих воздух, почти невозможно писать при дневном свете: нельзя держать перо в руках - так яростно жалят насекомые. Поэтому все наши работы приходилось производить при огне, в индейской хижине…» (А. Гумбольдт. Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 годах).

До XIX в. научных путешествий история не знала. Конечно, в состав экспедиций Бугенвиля, Кука, Лаперуза и других входили ученые, однако главные цели всех этих плаваний были весьма далеки от науки. Пожалуй, только в Античности ученые греки позволяли себе странствовать по ойкумене, расширяя кругозор и создавая концепции мироздания.

Великие открытия дали толчок торговле, которая приобрела мировой характер, распространению новых сельскохозяйственных культур, ускорению смены феодализма капитализмом, а также многим наукам. Путешествия в дальние страны сыграли огромную роль в возникновении геологии и этнографии, ботаники и зоологии, метеорологии и океанологии и всегда были питательной средой для развития истории. Плавания через океаны оказались бы невозможными без прогресса астрономии, математики, физики и геодезии.

А что же сама география? Должны же были географические открытия XV-XVII вв. ускорить развитие науки о Земле! Но тут все далеко не так просто. Сведения о дальних странах поступали от моряков, купцов, работорговцев, монахов, врачей - в общем, от кого угодно, только не от географов. Марко Поло был купцом, а книгу о его многолетних странствиях в Китае написал со слов путешественника автор рыцарских романов Рустичелло. О плавании Магеллана и Элькано миру поведал юный дворянин «без определенных занятий» Антонио Пигафетта, о походах и преступлениях испанцев в Мексике - монах Бартоломео де Лас Касас. Путешественников XVIII столетия отличает значительно более широкий круг интересов и занятий. Например, Дампир был одновременно пиратом, гидрографом и писателем, Бугенвиль - математиком, юристом, литератором и мушкетером. Но ни их, ни других путешественников того времени нельзя назвать географами. Парадокс?

Совсем нет, если иметь в виду, что географии как науки еще не существовало. Разумеется, развивались отдельные ее отрасли, преимущественно инструментальные: в большей степени картография, в меньшей - изучение атмосферы и Мирового океана. Но географии как науки, объединяющей частные дисциплины, посвященные изучению земной поверхности и ее окружения, подобно тому как физика объединяет механику, оптику и электромагнетизм, не было.

Главная заслуга в создании науки географии принадлежит ученым-энциклопедистам XVII-XVIII вв., внесшим большой вклад во многие науки, как, например, Ньютон, Декарт, Ломоносов, Кант, Линней. Одним из таких разносторонних ученых был Александр Гумбольдт. Он родился в 1769 г. в Берлине, в 1787 г. поступил в университет Франкфурта-на-Одере, затем возвратился в Берлин, где изучал греческий язык и ботанику. Еще через год он стал студентом Геттингенского университета, слушал там лекции по естествознанию, горному делу, археологии и экономике. Чрезвычайно интересовали его также классическая литература, история и математика. В 1789-1790 гг. он предпринял путешествие по долине Рейна в Голландию и далее во Францию и Англию. В 1790-1791 гг. Гумбольдт учился в торговой академии в Гамбурге, затем во Фрейбургской академии, где получил диплом горного инженера. Поступил на службу в горное ведомство, одновременно занимаясь ботаникой, минералогией и химией. Его ждала блестящая административная карьера, но интерес к естественным наукам и страсть к путешествиям, которую еще в детстве породили в нем книги о плаваниях испанцев, англичан и французов, оказались сильнее.

Гумбольдту долго не удавалось осуществить мечту о дальних странствиях. Во-первых, решительно против выступала его мать. А после того как она умерла, оставив Александру немалое наследство, все время мешали другие причины. Он собрался было в Египет с лордом Бристолем, но вмешалась политика. Он мог участвовать в кругосветной экспедиции капитана Николя Бодена, но вынужден был отказаться. Наконец, в 1799 г. Гумбольдту посчастливилось побывать в Испании. Вместе с французским ботаником Эме Бонпланом он пересек страну и стал первым исследователем большого плоскогорья Месеты. В феврале 1799 г. путешественники прибыли в Мадрид. Здесь их познакомили с министром Луисом Урквихо, и тот устроил Гумбольдту аудиенцию у короля, в ходе которой ученый получил разрешение провести научные исследования в испанских владениях в Америке. Более того, власти в Новом Свете получили королевское предписание оказывать путешественникам всяческое содействие.

В том же году Гумбольдт и Бонплан отплыли из Ла-Коруньи на корабле «Писарро». Они провели несколько дней на Канарских островах, поднимались на действующий вулкан Пико-де-Тейде. Наблюдая по мере продвижения к его вершине смену растительных поясов, Гумбольдт задумался о закономерностях связи климата и растительности, что позже приведет его к созданию новой науки - географии растений и важнейшему обобщению - открытию законов высотной поясности и широтной зональности.

В июле путешественники прибыли в Венесуэлу, в город Куману. Вынужденные провести здесь несколько месяцев, Гумбольдт и Бонплан посвящали все свое время походам по окрестностям и сбору коллекций. Из Куманы путешественники отправились в Каракас, где тоже не сидели сложа руки. Затем они двинулись на юг, в город Апуре. Гумбольдта интересовал вопрос: действительно ли бассейны Ориноко и Амазонки связаны, как утверждали некоторые путешественники? В Апуре ученые наняли пирогу с гребцами-индейцами, на шестой день плавания достигли Ориноко и поднялись по ней до места, где река раздваивается и от нее отходит на юго-запад рукав Касикьяре, впадающий в Риу-Негру, приток Амазонки. Такое раздвоение называется бифуркацией. Гумбольдт стал первым ученым, давшим описание этого редкого явления.

Путешественники спустились по Ориноко до Ангостуры, главного города Гвианы. Коллекции между тем постоянно пополнялись. В ходе плавания по Ориноко ученые изучали электрических угрей и получили несколько чувствительных ударов, которые вполне могли стоить им жизни.

В ноябре 1800 г. Гумбольдт и Бонплан отправились на Кубу и провели там несколько месяцев, совершая походы из Гаваны в различные районы острова. После этого они вернулись на материк, поднялись по Магдалене до Онды, откуда добрались до Боготы, а в январе 1802 г. через перевалы Западной Кордильеры достигли Кито. Далее их путь лежал в Лиму. Гумбольдта особенно интересовали вулканы; вместе со спутником он поднимался на Пичинчу, Котопахи, пытался совершить восхождение на Чимборасо. До вершины он не дошел, однако мировой рекорд восхождения все же установил (5880 м). В декабре 1802 - марте 1803 г. ученые морем проследовали в мексиканский Акапулько и вскоре оказались в Мехико. В Мексике они прожили около года, совершая экскурсии по стране. После короткого визита в Соединенные Штаты Гумбольдт и Бонплан отплыли в Европу и 3 августа 1804 г., после почти пятилетних странствий по Америке, прибыли в Бордо.

Это путешествие признано одним из величайших в истории и названо «вторым открытием Америки», хотя крупных территориальных открытий в его ходе сделано не было. Гумбольдт стал первым ученым, подробно описавшим тропические области Южной Америки. Он исследовал ее геологию и рельеф, собрал сведения о климате страны. Гербарий состоял из 6 тыс. экземпляров растений, из них почти половина - неизвестные ранее виды. Были значительно дополнены и исправлены карты, определено направление некоторых горных цепей, нанесено на карту морское течение вдоль западного берега Южной Америки, впоследствии названное именем Гумбольдта (также известно как Перуанское течение). Он изучал растительность, климат, почвы, вулканы и их деятельность, исследовал пирамиды ацтеков. Ученый мир Европы встретил Гумбольдта с восторгом. Около 20 лет он вместе с французскими коллегами обрабатывал материалы, собранные в Новом Свете. В 1807 г. вышел его труд «Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 годах», а в 1808-м - «Картины природы, снабженные научными комментариями», где впервые были сформулированы идеи о тесной связи между климатом и характером растительности.

В 1829 г. Гумбольдт совершил путешествие по России: Уралу, Алтаю, прикаспийским территориям и Каспийскому морю. Итогом этой экспедиции стал трехтомный труд «Центральная Азия». А в 1845 г. Гумбольдт издал исследование в пяти томах под названием «Космос: план описания физического мира». Всего за свою долгую жизнь он написал 636 научных работ.

Интересы Гумбольдта были чрезвычайно разнообразны. Благодаря ему появились такие науки, как общая физическая география и география растений, большой шаг вперед сделали климатология и ландшафтоведение. Гумбольдт разработал метод изотерм и составил карту их распределения. Во многом благодаря исследованиям немецкого ученого были заложены основы геомагнетизма. Он установил связь вулканов и геологических разломов. Занимался Гумбольдт и химией, причем вполне профессионально. Он интересовался широчайшим кругом природных явлений, был глубоким специалистом во многих отраслях знаний и, возможно, именно поэтому являлся убежденным сторонником синтеза наук о природе земной поверхности. Гумбольдт определил направление развития самой географии. Он рассматривал природу как целое и главную задачу физической географии, как и всего естествознания, видел в изучении природных взаимосвязей.

Гумбольдт умер в 1859 г. Интересно, что именно в этом году появилась книга Чарлза Дарвина «О происхождении видов», взорвавшая, подобно бомбе, научный, и не только научный, мир.

Дети в возрасте 6-10 лет очень любознательны. Это утверждают все родители школьников. Малышам не терпится узнать как можно больше об окружающем мире. Нередко дети просят рассказать родителей какие-нибудь истории о странах и городах. Несомненно, каждому школьнику хочется услышать интересные факты о Белоруссии, России и Украине, ведь на уроках истории не расскажут о повседневной жизни, традициях и кухне этих стран. Именно поэтому родителям следует знать как можно больше о родной стране и ее соседях. В данной публикации мы собрали самые интересные факты о Белоруссии. Для школьников эта информация будет познавательной и увлекательной.

Как правило, если дети желают узнать интересные факты про Белоруссию современную, то родители не знают, что ответить, поэтому начинают рассказывать последние новости из жизни страны. Но этому маленькому, но удивительному государству есть чем гордиться. Представляем вашему вниманию 5 самых интересных фактов о современной Белоруссии:

  1. Сегодня в стране мирно сосуществуют 2 государственные религии. Как бы странно это ни звучало, но белорусы празднуют католическое и православное Рождество, а также 2 Пасхи.
  2. Лукашенко А. Г. - действующий президент государства. Он занимает этот пост уже более 20 лет!
  3. Ученикам будет полезно знать, что в белорусских школах действует 10-балльная система оценивания знаний. В отличие от России, здесь дети не будут рады 5 баллам в дневнике.
  4. Здесь до сих пор сохраняется и успешно развивается колхозная система.
  5. Интересно, что в Белоруссии все денежные операции проводятся с помощью купюр (включая покупки в магазине, проезд в общественном транспорте). Это объясняется тем, что государственный центральный банк просто не выпускает монеты.

Интересные факты о Белоруссии из истории

Представляем вашему вниманию 7 самых интересных фактов из истории страны:

  1. На протяжении длительного времени Белоруссия входила в состав других государств: Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи и СССР.
  2. В 1918 году, во время Гражданской войны, была создана независимая Белорусская Народная Республика.
  3. Спустя всего один год ситуация в стране кардинально изменилась. В 1919 году была провозглашена Белорусская ССР.
  4. Во время Второй мировой войны вся территория страны была оккупирована немецкими войсками. Белорусские земли вошли в состав рейхскомиссариата Остланд.
  5. Республика была освобождена от оккупационных войск в 1944 году в ходе операции под названием «Багратион».
  6. Во времена Второй мировой войны на территории БССР действовал самый большой партизанский отряд, в состав которого входили только евреи.
  7. Несмотря на то что прошлое этой страны тесно связано с Россией, белорусы никогда не отождествляли себя с каким-либо другим народом.

Достопримечательности

Родителям, подыскивающим интересные факты о Белоруссии для детей, не стоит упускать информацию о достопримечательностях этой страны. Здесь действительно есть на что посмотреть. Итак, представляет вашему вниманию Топ-5 самых известных достопримечательностей Белоруссии:

  1. Беловежская пуща - национальный заповедник. Это, пожалуй, самая известная О Беловежской пуще знают не только в Европе, а и в Америке. На территории заповедника (это наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса) обитают редкие представители местной флоры и фауны. Ну а самым известным жителем Беловежской пущи считается зубр.
  2. Большой театр в (Минске) - прекрасный образец архитектуры 20 века, возведенный в стиле конструктивизма.
  3. Брестская крепость - мемориальный комплекс, посвященный воинам, павшим во время военных действий 1939-1945 гг.
  4. в Могилеве. Этот мемориальный комплекс возведен на месте ожесточенных боев времен Второй мировой войны.
  5. Гомельский дворцово-парковый ансамбль.

Факты о белорусском языке

  • Белорусский язык близок к русском и украинскому. Однако, в отличие от последних, многие привычные для нас слова пишутся через букву «а». Такие названия, как Масква, малако, карова - это не результат безграмотности белорусов, а отличительная особенность их национального языка.
  • На улицах Могилева и других городов можно услышать очень непривычные слова: вяселка (радуга), дзякуй (спасибо), хлопец (парень).

Живет и кочует по публикациям забавный тезис: "Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку". [Хороший пример - классический труд профессора Е. Карского "Белоруссы" Т.1.]

Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов - названий водоемов), геноцид "литовцев" был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2). А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота .

А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.

Для начала - о каком времени идет речь?

До V в.н.э. - "культура штрихованной керамики" . Соответсвтуют термины "анты", "венеды ", "будины" "невры", "андрофаги" и т.п.

В IV-VI в.н.э. - "банцеровская (тушемлинская) культура" . Соответсвуют термины "кривичи ", "дреговичи" и т.д.

"Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи [ V век н.э.] и началу «великого переселения народов». ...Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие. Таким образом, славянские культуры V-VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур, а как эволюцию культуры населения."
Седов В.В. "Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг."

* Для справки - "прото-славянская страна" Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai) , от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) - в Летуве архаичное название беларусов.

"Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным. По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения."
Седов В. В. "Славяне. Историко-археологическое исследование"

Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин - "валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс" , практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.

* Для справки - термину "славянизированные литовцы" уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс - и "Козловские" стали "Kazlauskas" (самая распространенная фамилия в Летуве).

"Важнейшие этнографические признаки славянских культур V-VII вв.- лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство... Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями." (с) В.В. Седов.

Т. е. "славянство" - это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла. Вероятно, к IX-X веку - началу формирования Полоцкого княжества на "пути из варяг в греки ", - сложился общий язык-"койне". Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай, речь не идет.

"Принятие славянства" и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия. Еще в XVI в. Герберштейн в "Записках о Московии" описывал современных ему самогитов (не принявших "славянства") так -

"Самогиты носят плохую одежду... Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах... У них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами... Землю взрывают они не железом, а деревом."

Т.о. "славяне" и "древние племена" - это немного из разных категорий понятия. И претензии нашего северного соседа на все "дославянское наследие" слегка преувеличены и немного беспочвенны.

И др. Общая численность около 10 млн. человек. Говорят на белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи; различаются юго-западный, северо-восточный диалекты, так называемые полесские говоры. Распространены также русский, польский, литовский языки. Письменность на основе кириллицы. Верующие белорусы - преимущественно православные, около 25% - католики.

Белорусы вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Согласно наиболее распространённой концепции происхождения белорусов, древние племена, обитавшие на этнической территории белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в древнерусскую народность. (Существует также точка зрения о самостоятельном пути формирования белорусов из племенных образований.). В XIII-XIV веках в эпоху политической раздробленности западной земли Древнерусского государства вошли в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого происходило формирование белорусов. Специфические черты белорусов складывались на основе региональных особенностей древнерусской общности. Важными этнообразующими факторами были относительно высокий экономический и культурный уровень восточно-славянского населения, его большая численность и компактное расселение. Большую роль играл языковый фактор. Западный диалект древнерусского языка - древнебелорусский - в Великом княжестве Литовском выполнял функции государственного языка, в XVI веке на нём появилось книгопечатание.

Белорусская этническая общность складывалась в XIV-XVI веках. Название белорусы, белорусцы восходит к топониму Белая Русь, который в XIV-XVI вв. применялся по отношению к Витебщине и северо-востоку Могилевщины, а в XIX - начале XX вв. охватывал уже почти всю этническую территорию белорусов. В XIV-XVI вв. западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщина (исключая Брестчину) называлась Чёрной Русью, а южная болотистая и лесистая равнина - Полесьем. Форма современного названия - белорусы - возникла в XVII веке. В это же время появилось название для белорусско-украинского населения - полешуки. Одновременно существовали этнонимы литвины, русины, руськие. Как самоназвание этноним белорусы получил широкое распространение лишь после образования Белорусской ССР (1919).

Формирование белорусской этнической общности происходило в условиях конфессиональных противоречий между православием и католичеством, полонизации в эпоху Речи Посполитой и русификации в составе России , к которой белорусские земли отошли в результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795). К концу XVII века древне-белорусский язык был вытеснен из общественной жизни польским. Публикации на литературном белорусском языке, создававшемся на основе живой разговорной речи, появились лишь в XIX - начале XX вв. Сам факт существования белорусов как самостоятельной этнической общности ставился под сомнение, белорусов пытались представить частью русских или поляков. В результате конфессиональной разобщённости, политики церкви и государства самосознание белорусов часто подменялось представлением о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя «католиками» или «православными», а зачастую «тутейшими», т. е. местными. В конце XIX века усиливается процесс формирования национального самосознания белорусов.

При общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия , Понеманье (северо-запад), Восточное Полесье и Западное Полесье.

После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм. Однако в послевоенный период его функции резко сократились, бульшая часть белорусов перешла на русский язык во всех сферах общественной жизни. В 1988 в белорусских школах обучалось лишь 14% всех школьников. Произошли серьёзные изменения не только в языковом поведении, но и в менталитете белорусов. Для некоторой части белорусов характерно безразличное отношение к национальной культуре. В Республике Беларусь (провозглашена в 1991) предпринимаются меры для возрождения белорусского языка и культуры.

Традиционные занятия белорусов - земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье, у малоземельных - двухполье.

Основные пахотные орудия - соха (полесская, или литовская, витебская, или «перекладка», поднепровская). Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца XIX века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях - осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель - в истопках и погребах, склепах.

В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.

Получили развитие промыслы и ремёсла - изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.

Основные типы поселений белорусов - веска (деревня), местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора. Наибольшее распространение получили деревни. Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI-XVII веках. Число домов в поселении - от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Крестьянский двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть). Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный - весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом; погонный - жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях). В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и с несвязанными строениями.

Традиционное жилище белорусов эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале XX века основными типами были одно-, двух-, трёхкамерные бревенчатые строения с двухскатной, реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской; преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора (клеть). Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата + сени + хата; усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные помещения. Внутренняя планировка была устойчива - печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное место в доме. Там стоял стол и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати - нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны). На стене на кухне - полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны. Эволюция современного жилища белорусов выразилась в росте домов-пятистенок, появлении кирпичных, нередко двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.

Традиционный комплекс мужской одежды состоял из рубахи, наговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии , два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная - постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

Традиционная кухня белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов - сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные - солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки - кисели, жур, толокно.

Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками - картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки - скавародники, праснаки, коржи; в праздники - пироги. Традиционная еда белорусов - блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов - овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь - парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда - ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля - печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана - в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.

Обрядовая еда: каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов, - шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков - чая, какао, кофе. Исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки - солодуха, кулага, толокно, мучные кисели.

В XIX веке многие крестьяне жили большими семьями - отцовскими (включали родителей, неженатых детей, женатых сыновей, невесток и внуков) и братскими (из братьев и их семей). Процесс распада больших семей завершился в конце XIX века; стали преобладать простая нуклеарная семья и сложная, расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них входили ещё и родители супругов. Было распространено примачество. В XIX и даже в начале XX вв. в деревне сохранялись элементы общинной организации - взаимопомощь односельчан в работе - талока, сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадар). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали пасад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов - разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов - поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей и др.

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленничные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.

Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен и др.



Статьи по теме: