Герои похожи на февронию в чем сходство. Психологические портреты сказочных героев

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

  • -научить изображению смысловой связи между объектами,
  • -передаче пространственных отношений между ними;
  • -развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
  • -развивать чувство цвета.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например "Праздник". Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки "Два жадных медвежонка", когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах. В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо:

  • -разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
  • -научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.);
  • -развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);
  • -развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему сказок "Гуси-лебеди", "Морозко" и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен помочь детям разобраться в этом.

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.

Г.Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности . В руководстве рисования используются следующие игровые методы и приемы:

  • -обыгрывание предметов, игрушек;
  • -обыгрывание готового изображения;
  • -обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
  • -обыгрывание изобразительного материала (карандаши, краски, дополнительный материал);
  • -игровые приемы с элементами ролевого поведения;
  • -использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: "Как помочь Лунтику оказаться на луне", "Что может оказаться внутри волшебного сундучка" и др.

Другой игровой прием - обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию рисунка. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать "сюжетно-изобразительной игрой"

Особое место на всех занятиях по рисованию принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме ("Дети, сегодня будем рисовать…"), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль художника, актера, писателя, дизайнера и т. д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены рисованием, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях рисования также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, "Чудесные превращения", "На что это похоже", "Загадки и отгадки", "Морские камушки" и др.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

  • - "Нарисуй что-нибудь необычное". Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.
  • - "Ожившая фигурка". Ребенку говорят: "Ты получил прекрасный дар, все, что ты нарисуешь - оживает. Что бы ты нарисовал?..
  • - "Несуществующее животное". Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и нарисовать какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен нарисовать воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  • - "Поможем художнику". Взрослый рассказывает детям, что художник не успел дорисовать фигурки и просит ребят помочь ему.
  • - "Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение". Могут даваться инструкции: "Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д".
  • - "Добрый и злой". Ребенку предлагают нарисовать злого или доброго сказочного персонажа.

Художественное слово создаёт подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Воспитывая интерес и любовь к художественной литературе, педагог детского сада развивает у детей умение предпочитать одни произведения другим: дети учатся сознательно выбирать то, что им больше нравится. Предпочтительное отношение к тому или иному произведению - способность выбирать - является предпосылкой к развитию художественного вкуса, к развитию умения элементарно оценивать художественное произведение.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро "Красная Шапочка" обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.

Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т. п.

Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др.

Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение. Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.

Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по собственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку из всей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так как совершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным, неправильным. Литературное произведение следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могут самостоятельно справиться с этим. Воспитатель в начале занятия разбирает с ними, какие картины можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Воспитатель может сам предложить тему какого-либо эпизода или дать детям на выбор несколько эпизодов. Например, при рисовании на тему сказки "Теремок" воспитатель предлагает изобразить, как в дверь стучат один за другим звери, а кто именно, ребенок выбирает по собственному желанию. Или из сказки "Лиса, заяц и петух" детям предлагают изобразить плачущего зайчика около избушки, а кому он жалуется - медведю, собакам или петушку - выбирают сами ребята. Желая выразить положительное отношение к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании к сказкам.

Хорошо понимая пределы доступного для детей дошкольного возраста в смысле выражения ими задуманных образов и сюжета, воспитатели развивают у детей возможную для их возраста требовательность в отношении выразительности рисунка.

Таким образом, занятия по рисованию не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Введение

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат... Сказочники любуются его жизнью.

Волшебные сказки по своему сюжетному составу сложный жанр. Они включают в себя и героические сказки о борьбе со змеями, Кащеем Бессмертным, и сюжеты о поисках диковинок -- златорогого оленя, жар-птицы, и повествование о мачехе и падчерице, и многие другие.

Отметим, что художественные образы волшебной сказки представляют единую художественную систему, выражающую народные этические и эстетические представления. Каждый из традиционных образов имеет свою постоянную характеристику и действует в сказке согласно своей эстетической функции.

Цель: Охарактеризовать традиционные образы героев и антигероев в русских волшебных сказках.

В.Я. Пропп, исследовавший сказку по функциям персонажей, устанавливает в волшебной сказке семь основных действующих лиц: вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует его), даритель (передает герою волшебное средство), помощник (перемещает героя, помогает ему в борьбе с вредителем), царица (искомый персонаж), отправитель (отсылает героя), герой, ложный герой.

Дать анализ основным художественным приемам, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику;

Исследовать разновидности волшебных русских сказок, отображающих образ героев и антигероев.

Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику

Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с ноготок, баба-яга и другие, в роли дарителя - бабушка-задворенка, чудесные птицы и т. д. В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего, Кощей Бессмертный - страшный, сильный старичище, похищающий женщин - как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга -- «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый». Это Змей Горыныч, пышущий огнем, о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Это может быть и «мужичок с ноготок - борода с локоток» и др. Эти чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это ненавидящая детей мужа мачеха, это старшие братья героя и т. д.

Со всеми ними ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу.

Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

При всем сюжетном различии волшебные сказки обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия -- к кульминации, ведущей к развязке. Действие сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет последующий, подготавливая события основного, кульминационного, который передает наиболее драматический момент сюжетного действия: Иван-царевич побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене, обращенной в рысь, облик красавицы царицы, Кульминационный, или, иначе, центральный, мотив специфичен для каждого сюжета. Остальные могут варьироваться, т. е. подменяться сходными по содержанию мотивами в рамках данного сюжета.

Конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц, непременное условие сюжетного действия. В волшебной сказке она всегда мотивирована. Традиционными мотивировками, определяющими поступки героев, являются женитьба, желание получить чудесные предметы, уничтожение противника, наносящего герою (его семье или людям вообще) какой-то вред, например уничтожение посева, похищение царевны и т. п. Одна сказка может содержать две мотивировки (например, Иван-царевич побеждает змея и одновременно находит в подземном царстве себе жену). В зависимости от направленности сюжета мотивировки могут получать героическую, бытовую или социальную окраску. Композиция волшебной сказки по-своему проста, но эта простота -- ясность сложного, результат многовековой шлифовки сказки в процессе ее бытования. Падчерица вежливо отвечает Морозке и он награждает ее, дочери мачехи грубят Морозке и погибают.

При учете сюжетных - различий, авторских интерпретаций сказочные персонажи предстают широкой галереей типических образов. Среди них образ героя особенно важен, ибо он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок, воплощая в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы уже находим наметки изображения личности.

И все же говорить об индивидуализации образов можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев -- мужских и женских образах.

Сказочный герой по существу безымянен. Имя Иван допускает любые замены -- Василий, Фрол, Иван крестьянский сын, Иван Медведко и другие.

В начале сказки он называется среди прочих действующих лиц: «Жил-был царь, у него было три сына» -- таково типичное начало большинства волшебных сказок. Чтобы выделить героя среди второстепенных персонажей, сказка вводит ряд традиционных положений и ситуаций, связанных только с героем. Он молод, среди братьев он всегда младший и поэтому ему не доверяют. Определение «младший» может быть не только

возрастным, но и социальным: Иван-дурак презираем старшими братьями, его лишают наследства, Иван крестьянский сын, как младший, противопоставляется царским сыновьям.

Не редко героя отличает чудесное рождение: царица съедает горошину, выпивает воды из колодца или ручья - у нее рождаются сыновья-близнецы. Иван Медведко родится от брака человека и медведя, чудесную рыбу съедают царица, служанка и корова, у каждой из них рождается сын, но сын коровы (Иван Быкович) проявляет в будущем черты героя.

Эти мотивы, начинающие сказку, в силу своей традиционности, являются как бы сигнальными ситуациями, которые обращают внимание слушателей на героя и соответственно определяют отношение к другим персонажам. Такая предвзятость усиливает эмоциональное восприятие.

В большинстве волшебных сказок герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой. Богатырство его обнаруживается уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит -- рука прочь, кого за ногу схватит -- нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»): «...Ухватил клячу за хвост, содрал с нее шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал»

Следует отметить, что любое качество героя сказка дает не как щадит животных; Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки; охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери, побеждает многоголового змея, следуя ее наказу «не бить оружием дважды» или переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «Поди туда, не знаю куда» весь строится па выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные предметы, невесту.

Особую убедительность правильным поступкам придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.

Личность героя проявляется в поступках, в его реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными - богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета - где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.

Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича -- героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака - героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от

чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее детей.

Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений. Антитеза -- это художественный прием, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику. Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение, так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания сказок.

Основным типам героев -- активному (Иван-царевич) и пассивному (Иван-дурак, падчерица) -- соответствуют и типы противников. Условно их можно разделить па две группы: чудовищных противников «иного» царства-змей, Кащей, баба-яга и другие и противников «своего» царства -- царь, царевна, братья и пр.

Чудовищные противники -- персонажи героических сюжетов. Народная фантазия рисует их фантастическими чудовищами. Намеренно изображая героев внешне обычными людьми -добрым молодцем, красной девицей, сказка прибегает к гиперболе при описании врагов: девятиглавый змей, мужичок с ноготок - борода с локоток. Все они агрессивны, несут людям гибель и разрушение: похищают женщин, детей, сжигают царства. Но чем чудовищней противник, тем большей решимостью и мужеством должен обладать герой.

Антагонистические отношения героя и его противника составляют сюжетную основу всех волшебных сказок. Но при общем сходстве сюжетной фабулы ни одна сказка тем не менее не повторяет другую. Это различие кроется, в частности, в сюжетном многообразии, которое во многом обусловлено многочисленностью образов противников. Каждому из них присуща

конкретная традиционная функция в сюжете, отсюда различия в облике, атрибутах, свойствах, порождающих особые формы борьбы с ними. Число противников героя еще более увеличится, если принять во внимание, что за одним именем могут скрываться различные персонажи.

Таким образом, помимо основных действующих лиц - героя и его противника - в сказке немало и других персонажей, каждому из которых присуще свое назначение в сюжетном действии; среди них особенно многочисленна группа персонажей, дарящих чудесных помощников, и самих чудесных помощников. Это персонажи только волшебной сказки.

В волшебных сказках домашние и дикие животные всегда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка выполняет за падчерицу трудную работу, кошка и. собака возвращают похищенное царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царевичу достать смерть Кащея или разделаться с колдуном - любовником сестры.

Издавна, желая избавить себя от болезней и случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество самых разнообразных предметов: огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях, она своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных предметов, с помощью которых герой выполняет трудные поручения, избегает опасности. Чудесные предметы в сказке - это, как правило, внешне обычные бытовые предметы - гребень, щетка, полотенце. Чудесные свойства заключены в их действии: скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень превращается в непроходимый лес.

Герои и антигерои в русских волшебных сказках

1. Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику

Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с ноготок, баба-яга и другие, в роли дарителя - бабушка-задворенка, чудесные птицы и т. д. В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего, Кощей Бессмертный - страшный, сильный старичище, похищающий женщин - как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга -- «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый». Это Змей Горыныч, пышущий огнем, о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Это может быть и «мужичок с ноготок - борода с локоток» и др. Эти чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это ненавидящая детей мужа мачеха, это старшие братья героя и т. д.

Со всеми ними ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу.

Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

При всем сюжетном различии волшебные сказки обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия -- к кульминации, ведущей к развязке. Действие сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет последующий, подготавливая события основного, кульминационного, который передает наиболее драматический момент сюжетного действия: Иван-царевич побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене, обращенной в рысь, облик красавицы царицы, Кульминационный, или, иначе, центральный, мотив специфичен для каждого сюжета. Остальные могут варьироваться, т. е. подменяться сходными по содержанию мотивами в рамках данного сюжета.

Конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц, непременное условие сюжетного действия. В волшебной сказке она всегда мотивирована. Традиционными мотивировками, определяющими поступки героев, являются женитьба, желание получить чудесные предметы, уничтожение противника, наносящего герою (его семье или людям вообще) какой-то вред, например уничтожение посева, похищение царевны и т. п. Одна сказка может содержать две мотивировки (например, Иван-царевич побеждает змея и одновременно находит в подземном царстве себе жену). В зависимости от направленности сюжета мотивировки могут получать героическую, бытовую или социальную окраску. Композиция волшебной сказки по-своему проста, но эта простота -- ясность сложного, результат многовековой шлифовки сказки в процессе ее бытования. Падчерица вежливо отвечает Морозке и он награждает ее, дочери мачехи грубят Морозке и погибают.

При учете сюжетных - различий, авторских интерпретаций сказочные персонажи предстают широкой галереей типических образов. Среди них образ героя особенно важен, ибо он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок, воплощая в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы уже находим наметки изображения личности.

И все же говорить об индивидуализации образов можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев -- мужских и женских образах.

Сказочный герой по существу безымянен. Имя Иван допускает любые замены -- Василий, Фрол, Иван крестьянский сын, Иван Медведко и другие.

В начале сказки он называется среди прочих действующих лиц: «Жил-был царь, у него было три сына» -- таково типичное начало большинства волшебных сказок. Чтобы выделить героя среди второстепенных персонажей, сказка вводит ряд традиционных положений и ситуаций, связанных только с героем. Он молод, среди братьев он всегда младший и поэтому ему не доверяют. Определение «младший» может быть не только

возрастным, но и социальным: Иван-дурак презираем старшими братьями, его лишают наследства, Иван крестьянский сын, как младший, противопоставляется царским сыновьям.

Не редко героя отличает чудесное рождение: царица съедает горошину, выпивает воды из колодца или ручья - у нее рождаются сыновья-близнецы. Иван Медведко родится от брака человека и медведя, чудесную рыбу съедают царица, служанка и корова, у каждой из них рождается сын, но сын коровы (Иван Быкович) проявляет в будущем черты героя.

Эти мотивы, начинающие сказку, в силу своей традиционности, являются как бы сигнальными ситуациями, которые обращают внимание слушателей на героя и соответственно определяют отношение к другим персонажам. Такая предвзятость усиливает эмоциональное восприятие.

В большинстве волшебных сказок герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой. Богатырство его обнаруживается уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит -- рука прочь, кого за ногу схватит -- нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»): «...Ухватил клячу за хвост, содрал с нее шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал»

Следует отметить, что любое качество героя сказка дает не как щадит животных; Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки; охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери, побеждает многоголового змея, следуя ее наказу «не бить оружием дважды» или переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «Поди туда, не знаю куда» весь строится па выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные предметы, невесту.

Особую убедительность правильным поступкам придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.

Личность героя проявляется в поступках, в его реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными - богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета - где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.

Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича -- героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака - героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от

чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее детей.

Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений. Антитеза -- это художественный прием, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику. Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение, так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания сказок.

Основным типам героев -- активному (Иван-царевич) и пассивному (Иван-дурак, падчерица) -- соответствуют и типы противников. Условно их можно разделить па две группы: чудовищных противников «иного» царства-змей, Кащей, баба-яга и другие и противников «своего» царства -- царь, царевна, братья и пр.

Чудовищные противники -- персонажи героических сюжетов. Народная фантазия рисует их фантастическими чудовищами. Намеренно изображая героев внешне обычными людьми -добрым молодцем, красной девицей, сказка прибегает к гиперболе при описании врагов: девятиглавый змей, мужичок с ноготок - борода с локоток. Все они агрессивны, несут людям гибель и разрушение: похищают женщин, детей, сжигают царства. Но чем чудовищней противник, тем большей решимостью и мужеством должен обладать герой.

Антагонистические отношения героя и его противника составляют сюжетную основу всех волшебных сказок. Но при общем сходстве сюжетной фабулы ни одна сказка тем не менее не повторяет другую. Это различие кроется, в частности, в сюжетном многообразии, которое во многом обусловлено многочисленностью образов противников. Каждому из них присуща

конкретная традиционная функция в сюжете, отсюда различия в облике, атрибутах, свойствах, порождающих особые формы борьбы с ними. Число противников героя еще более увеличится, если принять во внимание, что за одним именем могут скрываться различные персонажи.

Таким образом, помимо основных действующих лиц - героя и его противника - в сказке немало и других персонажей, каждому из которых присуще свое назначение в сюжетном действии; среди них особенно многочисленна группа персонажей, дарящих чудесных помощников, и самих чудесных помощников. Это персонажи только волшебной сказки.

В волшебных сказках домашние и дикие животные всегда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка выполняет за падчерицу трудную работу, кошка и. собака возвращают похищенное царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царевичу достать смерть Кащея или разделаться с колдуном - любовником сестры.

Издавна, желая избавить себя от болезней и случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество самых разнообразных предметов: огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях, она своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных предметов, с помощью которых герой выполняет трудные поручения, избегает опасности. Чудесные предметы в сказке - это, как правило, внешне обычные бытовые предметы - гребень, щетка, полотенце. Чудесные свойства заключены в их действии: скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень превращается в непроходимый лес.

Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока

"Я забывал на горестной земле" - эти первые строки подтверждают, что влюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом. Но вот «час настал»...

Валентин Распутин – "Пожар"

В «Пожаре» ландшафт не играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотя и здесь чувствуется стремление писателя ввести его в мир героев, а героев показать через природу. Но в том-то и дело...

Ведущие библиотеки Беларуси. Характеристика одной из них

В работе нами использовались следующие методы: 1. Метод сравнительного анализа библиотечных систем; 2. Сопоставительный анализ состояния и развития ведущих библиотек Беларуси; 3...

Декаданс как теоретическое явление и художественная практика в современной литературе

Пожалуй, главной чертой и особенностью творчества Глеба Самойлова является то, что всё в нём строится на контрасте и противоречиях, всё в его мире «обратно» -- «жизнь наизнанку», «мир наоборот»...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве...

Заимствованные сюжеты в произведениях Леонида Филатова

I.Смешение устаревших слов литературного языка и современной разговорной лексики. Так получается выражение «дамских масс»: «Принцесса Прости за опозданье. Ты ждал меня?.. Здорово, Свинопас!.. (сокрушенно показывает на фрейлин) Увы!....

Исследование межтекстовых связей в сказке И. Литвак "Тридевятое царство и золотой рожок"

К приёмам межтекстовых связей относят: цитата, автоцитата, эпиграф, цитатные заглавия, аллюзия и реминисценция, повторяющиеся образы, указание на круг чтения героев, текст в тексте . Рассмотрим каждый приём в отдельности...

Лингвопоэтический анализ повести Виктории Токаревой "Птица счастья"

Как было отмечено ранее, художественный эффект достигается разницей между общим художественным содержанием артемы и лексическим значением ее стилистически нейтрального эквивалента...

Основные формы и приемы комического в творчестве Виктора Голявкина

Все основные художественные средства, все основные приемы комического служат созданию «образа» явлений, отклоняющихся от нормы, явлений, порождающих комическое. Краткой характеристике основных приемов комического...

Особенности перевода топонимов на материале романа Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец"

Существует три основных общепринятых приема перевода топонимов, как и остальных имен собственных: транслитерация, транскрипция и калькирование, разберем их более подробно...

Особенности сатиры и юмора М.Е. Салтыкова-Щедрина

Потенциальные слова в поэзии Е.А. Евтушенко

Винокур Г.О.: “В каждом языке, наряду с употребляющимися в повседневной практике словами, существуют, кроме того, своего рода “потенциальные слова”, т.е. слова, которых фактически нет, но которые могли бы быть...

Роль художественной детали в произведениях русской литературы 19 века

Судьба простой русской женщины хорошо показана в поэме «Кому на Руси жить хорошо» на примере крестьянки Матрены Тимофеевны. Это: Осанистая женщина, Широкая и плотная Лет тридцати оьми. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко...

Черты поэтики сентиментализма в романе Л. Стерна "Сентиментальное путешествие"

Роман «Сентиментальное путешествие» имеет форму самоповествования. Главным героем его становится пастор Йорик, от лица которого и написана книга. Повествование ведется от первого лица, в мемуарной форме...

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе по ФГОС (с использованием приемов репродуктивного чтения) УМК «Планета Знаний»

Тема: «Портреты сказочных героев»
Составитель: Степанова Татьяна Сергеевна, учитель изобразительного искусства, Дебесская СОШ, село Дебесы, Удмуртская республика.
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Цели урока:
- по содержанию: знать о декоративном вымышленном портрете, как о виде портрета; об особенностях его рисования;
- по способу работы: освоить приемы изображения портрета сказочного героя в технике рисования «от пятна».
Задачи урока:
- воспитывать бережное отношение к сказкам и сказочным героям;
- воспитывать любовь к чтению;
- продолжить формирование знаний о портрете, его видах и способах передачи настроения через цветовую гамму, мимику лица;
- развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям художников-иллюстраторов;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;
- развивать умение работать с текстом, оценивать, анализировать полученную информацию.

УУД
Личностные:

- осознавать необходимость уважительного отношения к книге и к сказочному герою; развивать логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, концентрацию внимания;
- развивать способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений художников-иллюстраторов России;
- развивать мотивацию и любовь к чтению книг.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Метапредметные: развитие умения работать с текстом, оценивать и применять полученную информацию;
Предметные: освоить основные приемы передачи настроения в портрете сказочного героя, а так же рисования в технике «от пятна».
Наглядные и дидактические материалы: изображения сказочных героев, презентация, раздаточные карточки для выполнения упражнений по смысловому чтению.
Литературный ряд: стихотворение Юрия Энтина «В мире много сказок…», стихотворение «», стихотворения о сказочных героях.
Оборудование Для учителя: образцы портретов сказочных героев, компьютер, проектор, доска, презентация, гуашь, кисти, формат А-3, раздаточные карточки. Для учеников: гуашь, кисти, альбом.
Используемые методы и приемы репродуктивного чтения:
- «Ассоциативный куст»;
- «Тонкие» и «толстые» вопросы;
- Синквейн.

Для справки:
«Ассоциативный куст» - один из основных приемов работы с информацией. Учитель дает ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между ними. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную способность учеников и мотивировать их на дальнейшую работу.

«Тонкие» и «толстые» вопросы – один из основных приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. «Толстые» вопросы требуют неоднозначных ответов «Дайте объяснение, почему…?»; «Почему вы считаете…?»; «Найдите отличия и сходства…»; «Предположите что будет, если…?». «Тонкие» вопросы требуют простого ответа «Кто?»; «Что?»; «Когда?»; «Согласны ли вы?».

Синквейн - один из основных творческих приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Портрет сказочного героя
Яркий, декоративный
Рисовали, фантазировали, воображали
Портрет передает настроение героя
Жанр

Ход урока:

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Красиво садитесь, спинки ровненькие, выпрямитесь! Молодцы!
Объяснение новой темы.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Юрия Энтина. Послушайте, пожалуйста, внимательно (стихотворение появляется на слайде 1):

- Ребята, о чем данные строки?
- Верно! Они о сказочных героях! Давайте разместим это понятие на классной доске (на кл. доске появляется табличка «Сказочный герой»)
- Ребята, а какие они – сказочные герои? Мы можем их как-то охарактеризовать? Давайте, вспомним снова строки из прочитанного стихотворения. Все ассоциации со сказочными персонажами мы будем записывать на доске, вокруг таблички (в классе возникает дискуссия, записываем ассоциации вокруг таблички, например, злые и добрые, волшебные, необычные образы и т.д.)
- Все верно! Сказочные герои могут быть злыми и добрыми, со своим характером, как и люди – они все разные. Но мы с вами сейчас написали общие ассоциации, про всех сказочных героев! Теперь, мне бы хотелось, чтобы вы каждый попробовали подобрать и записать ассоциации к конкретному герою сказки. У вас на партах у каждого лежит листочек с заданиями, где вы видите схему с конкретным сказочным героем и стихотворением про него. Сначала прочтите стихотворение, а затем запишите все ассоциации, которые у вас возникли вокруг сказочного героя, в данной схеме. Самостоятельная работа 2-3 минуты.


- Молодцы! Я вижу, вы справились с заданием! А теперь посмотрите на экран (слайд 2, стихотворение о портрете А. Кушнер) . Давайте прочтем стихотворение Александра Кушнера:


- Ребята, о чем это стихотворение?
- Верно! Оно о портрете (учитель прикрепляет на доску табличку с понятием «Портрет»).
- А теперь, исходя из данных двух понятий «Сказочный герой» и «Портрет», сформулируйте тему сегодняшнего урока!
- Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Портреты сказочных героев»! Учитель на доску прикрепляет табличку с надписью «Портреты сказочных героев» и на классной доске открывает закрытые портреты сказочных героев (наглядное пособие учителя, нарисованное на форматах А4)
- Ребята, посмотрите внимательно на данные портреты! Каких сказочных героев вы видите? У каждого персонажа сказки свой характер и он отражен в этих изображениях с помощью цветовой гаммы, линий, черт лица.






- Давайте посмотрим, как сказочных героев изображали художники-иллюстраторы. Перед нами иллюстрации художницы Ирины Петелиной (слайд 3). Ребята для анализа иллюстраций художников мы с вами будем отвечать на некоторые вопросы.


- Теперь рассмотрим иллюстрации художника Ивана Билибина (слайд 4).
Работа с анализом иллюстраций


- Так же рассмотрим иллюстрацию Виктора Васнецова к сказке «Иван царевич и Серый волк», на которой изображены царевна и Кощей Бессмертный (слайд 5).
Работа с анализом иллюстраций


- Изобразить сказочного героя можно реалистично и декоративно, но портрет в любом случае будет вымышленным (слайд 6). Рассмотрим это на примере иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» (слайд 6).


- Теперь я покажу вам, как нарисовать сказочного героя в технике «от пятна».
Учитель рисует педагогический рисунок (сказочный царь):
1. Лицо сказочного героя пишем «от пятна». Смешиваем белый, капельку красного и капельку желтого цвета.
2. Пока гуашь на лице подсыхает, глаза и другие черты лица рисовать нельзя, поэтому мы сначала пишем «от пятна» одежду, волосы, корону, бороду сказочного царя.


3. Прорисовка лица и других мелких деталей, например, узоров на одежде.
4. Фон – это может быть однотонный фон или изобразить в какой среде на тот момент находится герой, например, город, внутри избы, полянка и др.

Интегрированный урок: литература и МХК. Урок посвящен анализу "Повести о Петре и Февронии Муромских", и а также рассматривается создание икон, посвященных этим святым.Интегрированный урок: литература и МХК. Анализ "Повести о Петре и Февронии Муромских". Пётр и Февронии в иконописной живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Литература

Интегрированный урок: Литература, МХК

Тип урока: информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории.

Тема: Пётр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи.

Цель : раскрытие идеи всемогущества любви и её воплощение в «Повести…», определение нравственного облика человека Древней Руси.
1. Образовательная:

  1. определить многогранность отображения характера героев;
  2. раскрыть авторское отношение к героям;
  3. совершенствовать навыки составления характеристики героев;
  4. развитие умения сопоставлять и делать собственные выводы.

2. Воспитательная:

  1. воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;
  2. воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

3. Развивающая:

  1. развивать логическое мышление, устную речь, коммуникативные способности (работа в группах);
  2. формировать навыки исследовательской работы.


Тип урока: урок – защита проекта (с использованием интерактивных приемов); характер проекта – внутриклассный; по продолжительности – минипроект (1 урок)
Оборудование: , мультимедийный проектор, компьютер, рисунки учащихся, презентации учащихся.

Участники проекта:

Языковеды-переводчики:

Цель: познакомить с древнерусским текстом, объяснить слова, перевести отрывки текста на русский язык.

Агрик (агриков меч), от Петрова плеча, керамиды, пядь, чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, чудное зрелище, дивился, дева мудрая, наветы, блаженный, чистые души, иноческие одежды, преставиться, покров (воздух с ликами святых), риза, синклит, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Перевести отрывок: Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром….

…Слыша же, яко мнози суть врачеве в пределах Рязаньскиа земли и повеле себе тамо повести, не бе бо сам мощен на кони сидети от великия болезни. Привезён же бысть в пределы Рязанскиа земли и посла синклит свои весь искати врачев.

Един же от предстоящих ему юноша уклонился в весь, нарицающуюся Ласково. И прииде к некоего дому вратом и не видя никого же. И внииде в дом, и не бе, кто бы его чюл. И внииде в храмину и зря видение чюдно: сидяше бо едини девица, ткаше красна, пред нею же скача заецъ.

Литературоведы:

1. Кто такой Ермолай Еразм? К какому жанру относится «Повесть о Петре и….»? Когда она была создана? Можем ли мы отнести это произведение к чисто житию? Что об этом говорят исследователи? + хрестоматия по ДРЛ стр. 568 (красная), + хрестоматия по ДРЛ (черная) стр.189, 191.

2. Задача: определить, какие народные легенды прослеживаются в сюжете «Повести..»

3. Задача: определить многогранность отображения характера «дивной» Февронии.

4. Задача: определить, в чем прослеживается родство Февронии с героинями русских народных сказок.

5.Задача: определить своеобразие раскрытия характера «славного» Петра.

Образ Петра.

Смысл борьбы со змеем. (листы из журнала стр.14, 15)

6. Задача: раскрыть особенности композиции повести (четыре новеллы, объединённые идеей всепобеждающей лювви)

7. Задача: раскрыть воспевание идеальной супружеской жизни и мудрого управления княжеством. Определить отношение автора к героям.

8. Задача: сравнить «Повесть..» с романом о Тристане и Изольде. (листы из журнала. Стр 15), определить сходства и различия.

Артисты

Задача: инсценировка отрывка прихода юноши к Февронии и их диалог (Гонец у Февронии)

Искусствоведы: иконы, посвящённые изображению Петра и Февронии.

Словарь (на доске)

Пращур – очень далёкий, легендарный, безличный предок.

Устав и полуустав – типы почерков древних славянских рукописей

Агиография - (лат. Agiographia от греч. hagios - "святой" и grapho - "пишу") - церковно-житийная литература, жизнеописания святых христианской церкви)

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Мотивация

Ребята, как вы думаете, зачем нам, живущим в 21 веке, надо знать произведения древнерусской литературы?

Ответы учащихся: Знать свою историю, литературу, нравственные и духовные заветы предков, которые не устарели и до сих пор. Только знающий все это человек может считать себя патриотом своей страны, своей Родины.

А что такое Родина?

Вот как писал в своей статье «Родина» (1941 г.) Алексей Толстой:

«… Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это – вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру…

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, героические, волшебные, бытовые сказки.

Литература была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь…

… Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами и размышляли о правде человеческой и записывали уставом и полууставом мысли свои».

Вся широкая, творческая, страстная душа русского народа нашла свое отражение в литературе и искусстве.

Сегодня мы обратимся к агиографической литературе (см. запись на доске ), а именно к Повести о Петре и Февронии Муромских, а также поговорим об иконах, и иконописных портретах с изображением этих святых.

Скажите, кого причисляли к лику святых?

(Наиболее прславившихся подвигами самопожертвования и веры церковь причисляла к лику святых. О них современники и потомки рассказывали в произведениях, названными житиями и служившими основным видом чтения в эпоху средневековья. В житиях чудесно переплетались описания фактов действительности с легендами и фантазиями).

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

2. Литература. (слайд 5)

Учитель:

Поэтическое наследие Древней Руси насчитывает не одно произведение. Однако по глубине художественной мысли, по тонкости психологического анализа и по совершенству формы «Повесть о Петре и Февронии» по праву занимает особое место и в ряду древнерусских литературных памятников, и в мировой литературе.

Как вы понимаете современное значение слова повесть? (Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

Современное и древнерусское значение слова повесть различны между собой. В Древней Руси это не жанровое определение произведения, а «повесть» означает «повествование».

Давайте вспомним, кто написал это произведение?

Слайд 5.

I. Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный - русский писатель и публицист XVI века , автор повести о Петре и Февронии Муромских .

Литературное творчество его относится к 40-60-м годам XVI века, расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нём скудны и известны, главным образом, из его собственных сочинений.

Ермолай-Еразм был не только публицистом и церковным писателем. Ему принадлежат два произведения - Повесть о Петре и Февронии и Повесть о рязанском епископе Василии, которые можно характеризовать как произведения художественной прозы.

Совершенства в разработке сюжета Ермолай-Еразм достиг в Повести о Петре и Февронии. Эта повесть резко отличается от житий, написанных в это время.

В Повести о Петре и Февронии рассказывается история любви между князем и крестьянкой.

На каком языке написано данное произведение? (на древнерусском).

Слово языковедам-переводчикам.

Литературоведы:

У этой повести житийная основа:

Во-первых, герои повести – исторические лица, они княжили в Муроме в 13 веке. В 1547 г. церковь канонизировала их как святых, поэтому было написано житие. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году .

Черты жития.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Жития имели определенную структуру.Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития.

Во-вторых, г ерои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов.

II . Это повесть о силе и красоте любви, преодолевающей все жизненные невзгоды и побеждающей смерть.

Черты повести.

По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Несмотря на житийную форму изложения, используется приём рассказа, призванный убедить читателей в том, что все написанное является правдой, что именно так и было.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

1. Народные легенды в сюжете Ермолая-Еразма. Поэтический вымысел, восходящий к традициям устного народного творчества.

Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета.

(сюжет - ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя).

На Ермолая-Еразма оказала большое влияние народная легенда «О крестьянке Февронии из деревни Ласково», легенды о муромском князе и его жене, что он, хорошо образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу далёкое от житийного жанра. Повесть о Петре и Февронии резко отличается от житий, написанных в это время. Поэтический вымысел восходит также к традициям устного народного творчества, а именно к сказке.

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

В повести мы встречаем следующие черты сказки:

Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»;

Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»;

Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве;

Есть волшебные вещи: агриков меч;

Добро побеждает зло (Пётр победил змия);

Загадки.

2. Особенности композиции повести.

Интересна композиция повести, где объединены 4 новеллы, связанные идеей всепобеждающей любви: 1. Об огненном змие; 2. О мудрой деве;

3. исцеление Петра; 4. Княжение Петра и Февронии.

Мо мнению других ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. Другие ученые говорят, что повесть имеет не искусственную авторскую природу, а черты незначительно переработанного исторического предания. Характерная особенность повести – это отражение в ней деталей крестьянского и княжеского быта – это было новым в древней литературе.

Можем ли мы сказать, что это произведение принадлежит только житийной литературе?

Нет.

Слайд

Повесть о Петре и Февронии (полное оригинальное название « Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии ») - памятник древнерусской агиографической литературы XVI века , оставленный Ермолаем-Еразмом на основе устной легенды, а потому не является типичным образцом житийной литературы .

Скорее всего, это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

3. Родство Февронии с героинями русских народных сказок о мудрой деве.

С устно-поэтической народной традицией связан образ центральной героини – Февронии. Особенно ярко это проявляется, когда Феврония в форме загадок отвечает гонцу Петра. Её ответы имеют параллели в устном народном творчестве, а именно в загадках: Пришёл жених к невесте и стал спрашивать:

Где отец? – Отец уехал 100 рублей на пятак менять (псовая охота). _ А где мать? – Ушла взаймы плакать. Собрала бы я тебе, жених, пообедать, да обед у курицы под хвостом (яйцо).

А ещё ответы Февронии о чурочке и пучке льна очень схожи с народной сказкой об умной внучке.

4. Многогранность отображения характера «дивной Февронии».

Слайд (план)

Характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли.

Языковеды читают текст на древнерусском (слайд ), переводят.

Артисты показывают инсценировку – гонец у Февронии)

(см.Начало всех начал стр. 146)

5. Своеобразие раскрытия характера «славного Петра»

6. Воспевание идеальной супружеской жизни и мудрого управления княжеством («градом своим истиною и кротостью, а не яростью управляли»)

В глазах окружающих Феврония - «провидица», владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора - идеал нравственного богатства и духовной красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней, прослав ляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высо кие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях ее чувств, действиях, поступках скво зит душевное спокойствие и умиротворенность. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклица ний и стенаний прерывает Феврония свою работу, обмо тав ниткой иглу и воткнув ее в воздух, который вышива ла для церкви. В какой-то степени эта деталь восприни мается как символ конца земной жизни и начала жизни загробной.

8. Сходство и различия в «Повести..» с романом о Тристане и Изольде.

Учитель:

III. Заключение

«Повесть о Петре и Февронии» - оригинальное высокохудожественное произведение, оказавшее значительное влияние на становление светской литературы в Древней Руси. Повесть – гимн русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви.

МХК

Петр и Феврония в живописи.

Памятники и Праздник, посвящённый Петру и Февронии (презентация)

Д\З по лит-ре. Ответить на вопросы: »Что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского «Жития».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

П роект Петр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи.

Первоначальный текст "Повести о Петре и Февронии

Защитники проекта: Языковеды-переводчики Литературоведы Артисты Искусствоведы

Литература Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) - русский писатель и публицист XVI века, автор повести о Петре и Февронии Муромских. Литературное творчество его относится к 40-60-м годам XVI века, расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нём скудны и известны, главным образом, из его собственных сочинений.

языковеды-переводчик и Агрик (агриков меч), от Петрова плеча, керамиды, пядь, чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, чудное зрелище, дивился, дева мудрая, наветы, блаженный, чистые души, иноческие одежды, преставиться, покров (воздух с ликами святых), риза, синклит, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Черты жития. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру.Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития. Во-первых, автор прославляет святых, создавая идеальные образы. Во-вторых, г ерои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов.

Черты повести. По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Несмотря на житийную форму изложения, используется приём рассказа, призванный убедить читателей в том, что все написанное является правдой, что именно так и было. Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания. В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Народные легенды в сюжете Ермолая-Еразма. Поэтический вымысел, восходящий к традициям устного народного творчества. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета. (сюжет - ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя). Поэтический вымысел восходит также к традициям устного народного творчества, а именно к сказке. Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. В повести мы встречаем следующие черты сказки: -сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»; - не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»; - первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве; - есть волшебные вещи: агриков меч; - добро побеждает зло (Пётр победил змия); - загадки.

Повесть о Петре и Февронии (полное оригинальное название « Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии ») - памятник древнерусской агиографической литературы XVI века, составленный Ермолаем-Еразмом на основе устной легенды, а потому не является типичным образцом житийной литературы. Скорее всего, это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

Древнерусский язык Слышал же яко мнози суть врачеве в пределах Рязанской земли и повеле себе тамо повести не бе бо сам мощи на кони сидети от великия болезни. Привезен же бысть в приделы Рязанския земли и посла синклит в свои весь искати врачев.

Перевод отрывка Слышал же, что много в Рязанской земле исцелителей и повелел себя туда повезти, так как сам не мог на коне сидеть из-за болезни. Привезли его в Рязанскую землю, и послал он гонцов искать целителя.

Языковеды-переводчики: Перевести отрывок: Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром…. …Слыша же, яко мнози суть врачеве в пределах Рязаньскиа земли и повеле себе тамо повести, не бе бо сам мощен на кони сидети от великия болезни. Привезён же бысть в пределы Рязанскиа земли и посла синклит свои весь искати врачев. Един же от предстоящих ему юноша уклонился в весь, нарицающуюся Ласково. И прииде к некоего дому вратом и не видя никого же. И внииде в дом, и не бе, кто бы его чюл. И внииде в храмину и зря видение чюдно: сидяше бо едини девица, ткаше красна, пред нею же скача заецъ.

Многогранность отображения характера «дивной Февронии »: а) чувство собственного достоинства; б) необычайная сила ума и воли («в женской голове имела ты мудрость святых мужей»); в) нежное, чуткое, любящее сердце; г) способность бороться за свою любовь; д) благородство поступков, христианские добродетели.

Повесть о Петре и Февронии » - оригинальное высокохудожественное произведение, оказавшее значительное влияние на становление светской литературы в Древней Руси. Повесть – гимн русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви.

МХК Изображения Петра и Февронии Муромских на иконах и иконописных портретах

Памятники Петру и Февронии в Архангельске в Ульяновске в Сочи в Ярославле в Абакане в Ейске в Муроме

Д\З по литературе. Ответить на вопросы: »Что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского «Жития».




Статьи по теме: