Психологизм романа "преступление и наказание". Ма­стерство психологического анализа в романе «Престу­пление и наказание

Особенности психологического анализа романа
«Преступление и наказание»

Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».

В романе «Преступление и наказание» писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и его патриархальные устои.
Нельзя, например, сравнивать действительность Достоевского с действительностью Гоголя. Поэтому в романе Достоевского и явилось так много «бывших»: _ бывший студент Раскольников, бывший чиновник Мармеладов.

Объективно Достоевский изобразил в своем романе переходные типы переходной эпохи русской жизни. Писатель и не стремился воссоздать определенные социальные типы, соответствующие своей эпохе.

Реалистический принцип изображения действительности не был у Достоевского главным. У его предшественников быт, среда, социальное окружение - все объясняло характер человека. Достоевский же отвергает быт и социальное положение человека как основу его характера. Как правило, быт героев-персонажей писателя принадлежит их прошлому, а психология характеризует их в настоящем и даже в будущем. Если для его предшественников главным было создание социальных типов, то для Достоевского представляло интерес противопоставление социальному типу отдельного человека как объекта художественного исследования.

Главная задача писателя - раскрыть внутренний мир человека. Кстати, сам Достоевский не любил термин «психологизм». «Психологизм», по его мнению, слово научное, предполагающее рациональный анализ сознания человека, писатель считал, что одно созна-, ние не может анализировать другое сознание. Именно с такой позицией автора связаны Особенности психологического анализа романа «Преступление и наказание» .

Достоевский стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознания других. Такие Особенности психологического анализа М. М. Бахтин назвал «полифонией», Достоевский, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда большое значение в романе имеют монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому.

По Достоевскому, одно сознание должно преломиться в другом сознании.

Сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи, и взаимодействии с сознанием другого героя.

Здесь уже видно другое свойство анализа душевного состояния героя - диалогичность. Большое значение имеют и диалоги героев.

Здесь характерен диалог студента Раскольникова с офицером в трактире. Разговаривая с офицером, студент подсознательно понимает, что он может пойти на преступление, избавив тысячи жизней «от гниения и разложения».

В романе присутствует и еще одна Особенность психологического анализа героя: внутренний монолог и внутренний диалог героя. Герои очень часто размышляют про себя. Здесь особую роль играют, конечно, размышления студента Раскольникова, например перед убийством старухи.

Раскольников пытается убедить себя в том, что это не преступление. Он размышляет о том, почему почти все преступники так легко отыскиваются.

Внутренний диалог героя является уже своеобразной формой психологического анализа, так как в человеке идет раздвоение, в нем живет два. Например, Раскольникова мучают страшные кошмары, преследуют галлюцинации.

Особую роль играют взгляды, мимика, жесты героев, потому что они передают ощущения героев, их внутренние душевные состояния. Ведь Достоевскому важно показать подсознательное в своих героях, а потому исключительную роль играют сновидения и кошмары, которые преследуют Раскольникова после совершения им преступления.

Таким образом, такие художественные приемы, как двойное портретирование, внутренний монолог, описание снов и галлюцинаций, диалоги персонажей, помогают писателю полней раскрыть внутренний мир своих героев, понять мотивы их поступков.

Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека. Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внутренний мир персонажа показан в периоды максимального напряжения, когда состояние и. чувства экстремально обострены. Именно эта ситуация позволяет автору проникнуть в глубинные пласты человеческой психики и обнажить внутреннюю суть и сложность противоречивой натуры человека. У Достоевского в структуре всех произведений нет ни одного литературного приема, фразы или детали, которые не служили бы прямому или косвенному воспроизведению эмоционального состояния героев. Автор изображает внутренний мир человека как противоречивое единство добрых и злых начал в его душе. Достоевский показывает не столько эволюцию душевных качеств героя, сколько его колебания от одной крайности к другой.

Главный герой романа “Преступление и наказание” именно в таком состоянии, он мечется от отрицания своей мечты до твердого намерения ее осуществить. Достоевский не просто показывает существующую борьбу в душе героя, но и заостряет внимание на состоянии перехода человека от одной крайности к другой. И в этом мучительном переходе, в страданиях для его героев есть своеобразное наслаждение. Достоевский отображает психологические парадоксы в состоянии души героев (“Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось”.

). Достоевский одним из первых прозаиков показал неисчерпаемость и непознаваемость до конца глубин человеческой души. Иногда автор рисует психологическое состояние героя не как достоверное, реальное, а как возможное и приблизительное. Это придает описанию зыбкость. Достоевский показывает этим, что внутреннее состояние героя значительно сложнее, чем можно это передать точными словами, что все оттенки чувств можно изобразить лишь с некой долей приближения, что существуют такие пласты в душе человека, которые не поддаются описанию. Автор показывает внутренний мир своих персонажей ана-литично, но самые глубины человеческой натуры оставляет неосвещенными, давая читателю возможность самому додумать. Психологический анализ, как правило, сопровождается описанием атмосферы, которая сопровождается специально подобранными деталями, обозначающими чувства, ощущения.

Выбор времени года в романе Достоевским тоже не случаен, он создает определенную ситуацию. Лето, жара и духота убивают Раскольникова - Достоевский показывает ту часть Петербурга, жители которой не имеют возможности и средств куда-либо выехать, поэтому летом там так много народу, что воздуха не хватает. Порфирий Петрович, следователь, говорит Раскольникову: “Вам давно уже воздух переменить пора”. Этот душный город наталкивает Раскольникова на преступление.

Достоевский использует описание деталей внешнего, предметного мира, которые по его замыслу влияют на душу героя. Это и каморка Раскольникова, и Петербург в целом, город, который “высасывает жизнь из человека”. В романе очень много описаний солнечных закатов, Раскольников чаще всего выходит на улицу вечером, и описание атмосферы в то время очень символично. Достоевский включает в повествование картину заката для усиления воздействия на читателей, солнце светящее, весеннее, дневное появится только в эпилоге. Там, в залитой светом необозримой степи, Раскольников. избавится от своей теории.

Восходящее солнце - символ возрождения героя. Очень важна в романе цветопись. Наиболее часто используемые автором цвета: желтый, коричневый, голубой, черный.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” - границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и...

  2. Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека...

  3. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем...

  4. Роман Ф. М.Достоевского был опубликован в 1866 году.Фабула произведения - убийство,совершенное бывшим студентом РодиономРаскольниковым, и расследование этогопреступления. Описывая жизнь того времени,Достоевский поднимает различные проблемы.Одна из...

  5. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 559 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 623 просмотров
    • - 9 772 просмотров
    • - 8 698 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как , обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».

В романе « » писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и его патриархальные устои.

Нельзя, например, сравнивать действительность Достоевского с действительностью Гоголя. Поэтому в романе Достоевского и явилось так много «бывших»: _ бывший студент Раскольников, бывший чиновник Мармеладов.

Объективно Достоевский изобразил в своем романе переходные типы переходной эпохи русской жизни. Писатель и не стремился воссоздать определенные социальные типы, соответствующие своей эпохе.

Реалистический принцип изображения действительности не был у Достоевского главным. У его предшественников быт, среда, социальное окружение - все объясняло характер человека. Достоевский же отвергает быт и социальное положение человека как основу его характера. Как правило, быт героев-персонажей писателя принадлежит их прошлому, а психология характеризует их в настоящем и даже в будущем. Если для его предшественников главным было создание социальных типов, то для Достоевского представляло интерес противопоставление социальному типу отдельного человека как объекта художественного исследования.

Главная задача писателя - раскрыть внутренний мир человека. Кстати, сам Достоевский не любил термин «психологизм». «Психологизм», по его мнению, слово научное, предполагающее рациональный анализ сознания человека, писатель считал, что одно созна-, ние не может анализировать другое сознание. Именно с такой позицией автора связаны Особенности психологического анализа романа «Преступление и наказание» .

Достоевский стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознания других. Такие Особенности психологического анализа М. М. Бахтин назвал «полифонией», Достоевский, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда большое значение в романе имеют монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому.

По Достоевскому, одно сознание должно преломиться в другом сознании.

Сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи, и взаимодействии с сознанием другого героя.

Здесь уже видно другое свойство анализа душевного состояния героя - диалогичность. Большое значение имеют и диалоги героев.

Здесь характерен диалог студента Раскольникова с офицером в трактире. Разговаривая с офицером, студент подсознательно понимает, что он может пойти на преступление, избавив тысячи жизней «от гниения и разложения».

В романе присутствует и еще одна Особенность психологического анализа героя: внутренний монолог и внутренний диалог героя. Герои очень часто размышляют про себя. Здесь особую роль играют, конечно, размышления студента Раскольникова, например перед убийством старухи.

Раскольников пытается убедить себя в том, что это не преступление. Он размышляет о том, почему почти все преступники так легко отыскиваются.

Внутренний диалог героя является уже своеобразной формой психологического анализа, так как в человеке идет раздвоение, в нем живет два. Например, Раскольникова мучают страшные кошмары, преследуют галлюцинации.

Особую роль играют взгляды, мимика, жесты героев, потому что они передают ощущения героев, их внутренние душевные состояния. Ведь Достоевскому важно показать подсознательное в своих героях, а потому исключительную роль играют сновидения и кошмары, которые преследуют Раскольникова после совершения им преступления.

Таким образом, такие художественные приемы, как двойное портретирование, внутренний монолог, описание снов и галлюцинаций, диалоги персонажей, помогают писателю полней раскрыть внутренний мир своих героев, понять мотивы их поступков.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Особенности психологического анализа романа. «Преступление и наказание» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Композиция романа "Преступление и наказание" и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 3. Отношение автора к герою в романе "Преступление и наказание". 4. Противоречивость характера Раскольникова. 5. Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание". 6. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе "Преступление и наказание". 7. Теория Раскольникова и ее крушение в романе "Преступление и наказание". 8. Тема милосердия и
    1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня Мармеладова Г. Катерина Ивановна 4. Когда раскаивается Раскольников? А. Во время признания Б. Полюбив Соню В. Не раскаивается вообще Г. После разговора с Лужиным 5. Как можно определить жанр романа Ф. М. Достоевского "Преступление и
    1. Какое место занимает детская тема в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"? Детские образы - это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчеркивают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправдывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, являющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть порочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества. 2. Каковы мотивы преступления Раскольникова? Раскольников видит нищету и обездоленность бедных
    ТЕСТ НА ТЕМУ «Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ» Федор Михайлович Достоевский написал: А) «Бедная Лиза» Б) «Преступление и наказание» В) «Гроза» Г) «Леди Макбет Мценского уезда» Д) «Евгений Онегин» Герой романа «Преступление и наказание»: А) Родион Раскольников Б) Евгений Онегин В) Яким Нагой Г) Гриша Добросклонов Д) Евгений Базаров С какого момента начинается преступление Раскольникова: А) После убийства старухи-процентщицы и ее сестры Б) Во время убийства В) До убийства Г) На каторге Д) В каморке С какого момента начинается наказание Раскольникова: А) До убийства Б) После убийства В) После признания Соне Г) На каторге Д) В
    Тип занятия. Клуб интеллектуального чтения. Тема. Душа в мире бизнеса, или Нужен ли нам Достоевский? Предварительные задания 1. Инсценировка эпизода «Признание Раскольникова Соне». 2. Инсценировка «Критики о Достоевском». 3. Сообщение «Терроризм сегодня как “разрешение крови по совести”». 4. Выступление по поводу фильма Джулиана Джарэлда «Преступление и наказание» (Англия). 5. Выступление по поводу фильма Анджея Вайды «Бесы» (Франция). 6. Подготовить сводку криминальных событий по городу. 7. Сообщение «Достоевский и Ницше». 8. Подобрать цитаты из Некрасова, близкие по духу Достоевскому. Оформление 1. Тема. 2. Схема
    "Преступление и наказание" - роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не вокруг поиска виновных - убийца известен с самого начала - но вокруг психологического состояния Раскольникова, вокруг его решений и поступков, вокруг его метаний. Другие персонажи романа большей частью служат раскрытию драмы, происходящей в душе Раскольникова, но при этом они не утрачивают самостоятельности:"...Раскольников - единственный герой книги. Все остальные - проекции
    В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В “Преступлении и наказании” встречается четыре сна Родиона Раскольникова, но мы рассмотрим и проанализируем первый сон, описанный Достоевским в начале романе. Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака,

1. Эволюция психологического портрета.
2. Достоевский как новатор.
3. «Глубина души человеческой» в «Преступление и наказание».
4. Основные приемы создания психологического портрета.

После того как М. Ю. Ломоносов при создании «Героя нашего времени» впервые применил прием психологического портрета героя, в русской литературе начинается постепенная эволюция изображения психологического состояния человека. Ф. М. Достоевский как никто другой сумел изменить и дополнить этот процесс новыми методами и типажами.

Для этого автора психологический мир персонажа становится ведущим для всего произведения. Он показан в период максимального напряжения, когда все чувства героя обострены до предела. Чаще всего такое напряжение связано с нестандартными жизненными ситуациями, которые позволяют обнажить внутренний мир героя читателю. У Достоевского в произведении нет ни одной авторской фразы или ремарки, прямо или косвенно не указывающей на помыслы и чувства изображаемого человека. Внутренний мир любого человека для него представляет собой постоянное противоборство доброго и злого начал. Это не столько эволюция героя из одного состояния в другое, сколько наглядное изображение его колебаний от темного к светлому и наоборот.

Главный герой романа Писателя «Преступление и наказание» находится именно в этом состоянии эмоционального напряжения. Он разрывается между отрицанием своей мечты и стремлением к ней. Здесь автор демонстрирует не престо переход от одного состояния к другому, а наивысшие точки перехода, две крайности человеческого порыва. В этом переходе и кроется состояние страдания, непрестанно довлеющее над героями: «Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось».

Достоевскому одному из первых удалось изобразить на страницах своих произведений бездонную глубину души человеческой, неспособность самому человеку до конца осмыслить и понять тайны собственного сердца. Часто встречается изображение автором не действительного, а возможного или желаемого состояния у героя. Это делает описание зыбким и показывает сложность внутреннего мира, которую практически невозможно точно передать словами и терминами. Автор неоднократно повторяет, что есть в душе человеческой такие сокровенные пласты, которые вообще не поддаются словесному описанию. Для Достоевского нехарактерен полный, ясный и сухой анализ. Наоборот, он всегда оставляет за читателем возможность самостоятельно додумать или представить моменты, недосказанные самим автором.

Классический психологический анализ включает описание интерьера или пейзажа, памятного или важного герою. Обычно они наполнены определенными предметами — ключами, символизирующими определенные чувства и ощущения. Времена года также помогают понять точнее героя, потому Достоевский изображает жаркое и душное лето не случайно. Жара и духота буквально убивают Раскольникова. Кроме того, автор изображает ту часть Петербурга, у жителей которой нет возможности и денег выбраться куда-либо, и которым приходится дышать спертым смрадным воздухом. Следователь Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым бросает следующую фразу: «Вам давно уже воздух переменить пора». Именно духота и гнилая атмосфера города толкают героя на преступление. При этом писатель изображает внешние детали, которые могли повлиять на поведение Раскольникова. Это и город, и улица, и коморка, в которой он живет и которая «высасывает жизнь из человека». Герой романа выходит на улицу чаще всего вечером, поэтому для понимания его характера большое значение имеют описания закатов. Что символично, весеннее, яркое и сияющее солнце светит только в эпилоге романа, когда читатель уже понимает, какие перемены ожидают героя. В прочих же случаях картина заката описывается с величественной, но мрачной точки зрения.

Важна цветопись в романе. Не случайно для описания Петербурга Раскольникова Достоевский выбирает грязно-желтый, «гнойный» цвет. Желтого цвета стены домов, обои в квартире самого Раскольникова, старушки — процентщицы и мебель в доме Порфирия Петровича. Соня Мармеладова живет и работает по «желтому билету». Этот оттенок желтого символизирует грязь, власть, человеческие страдания. Оттенок создает особую атмосферу действий героя и его внутренней жизни, болезненной и напряженной.

Важно значение и другого цвета — зеленого. Он символизирует чистоту и обновление как природы (зелень свободной от пыли и гноя города листвы и травы), так и самого героя. Не случайно во время преступления свободные от дурных помыслов идеи Раскольникова окрашены изумрудно-зеленым, зеленый также встречается в эпилоге — это цвет платка Сони Мармеладовой, в котором она приходит на каторгу. Символичны также в основном контексте романа голубой и коричневый. Первый — цвет бога и небес, цвет глаз Сони и добрых устремлений и помыслов. Второй — символ трагедии и надлома. Так, в багровый и коричневый у Достоевского постоянно окрашена вода — словно замутнена кровью.

Особая заслуга Достоевского перед читателем — создание особого мира. Где рамки реального и нереального, внутреннего и внешнего оказываются разрушенными, границы — нечеткими, а сама картина мира становится зыбкой и размытой. Реальность приобретает особенный оттенок бредовых образов, видимых словно сквозь тонкую мерцающую дымку.

Так, мысли главного героя и события, происходящие в действительности изображаются автором с помощью одних и тех же приемов. Читатель погружается полностью в ставшие явью бред и кошмары Раскольникова.

Особая категория сознания героя в произведении — сны. В них эмоции и переживания сновидца становятся реалистичнее, ярче, четче. Тем самым писателю удается добиться ощущения нарастающей тревоги и ужаса, становящейся еще более очевидной во время высвобождения подсознания персонажа. Глаза как зеркало души человека играют здесь свою роль. У каждого героя описание глаз индивидуализировано. Присуще описание взгляда только главным героям и также важно для понимания основного замысла произведения, как и сны. Так, у Сони глаза голубые, у Раскольникова — потрясающие, прекрасные темные глаза, у Дуни они «сверкающие и гордые». В красоте взгляда кроется возможность воскреснуть для героя, очиститься и стать собой. Огромное значение как психологической характеристики имеют монологи и диалоги. Впервые в русской литературе герой сам рассказывает собеседнику и читателю о своих душевных переживаниях. Речь героев становится чрезвычайно выразительной, а авторские ремарки в процессе разговора позволяют точнее передать характер собеседника. Важен и ритм, и строй разговора, и мысли, которые приходят в голову в течение его. Так двойные мысли выделяются автором скобками, используются также паузы и курсив для передачи интонаций и движений голосов персонажей.

Благодаря подобным приемам Достоевский совершил революцию в рамках русской литературы и стал создателем, по сути, нового жанра психологического философского романа.



Статьи по теме: