Урок истории культура раннего возрождения в италии. Средневековое искусство

Вопрос 1. Кто называл себя «любителями мудрости»?

Любителями мудрости были люди из разных слоёв общества, но все хорошо образованными, которые не просто изучали знания античности, как делала схоластика, а преклонялись перед античностью и мечтали её полностью возродить. Они открывали новые литературные произведения.

Не то, что до этого они были скрыты, но схоластика ими не интересовалась, изучая лишь философское и научное наследие. Любители мудрости списывали доступные им надписи на камне, оставшиеся от древних римлян. До того люди средневековья не обращали на них внимания, потому что по сути каждая из них не несла в себе ничего важного.

Но любители мудрости ценили уже то, что её создали древние римляне. Именно эти люди утверждали, что они создают Новое время, а между ними и Древним миром – варварские Средние века.

Вопрос 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес не только к спасению его души, но и к земной его жизни. В то время как средневековая церковь осуждала греховность человека, его пороки, гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством.

Вопрос 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов?

В феодальном обществе слово «благородство» понимали буквально, то есть «благое рождение» – рождение от достойных предков. Гуманисты же утверждали, что ценно не то, от кого человек рождён, а то, чего человек достиг воспитанием души и возвышенными размышлениями.

Вопрос 4. Почему «любители мудрости» назвали своё время эпохой Возрождения?

Потому что они возрождали античность. Не просто восхищались ею, а именно хотели восстановить то, что разрушили варвары.

Вопрос 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

1) в живописи создана игра светотени, изображение стало объёмным;

2) созданы новые типы зданий, теперь архитектура ориентирована не вверх, как готическая, а по горизонтали;

3) архитектура стала реалистичной, как в античности.

Вопрос 6. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».

§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии

Урок 26. Культура раннего Возрождения в Италии.

Цель: объяснить значение идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Тип урока: открытия нового знания.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Мотивационно-целевой этап

Всем известно, что именно Италия была сердцем всего периода Возрождения. Великие мастера слова, кисти и философской мысли появлялись в каждый из периодов эпохи Ренессанса. Культура Раннего Возрождения в Италии демонстрирует зарождение традиций, которые будут развиваться в последующие века, этот период стал точкой отсчета, началом великой эпохи развития творчества в Европе. Давайте окунемся в эту эпоху и познакомимся с идейными вдохновителями того времени.

    Актуализация знаний

Давайте вспомним:

Что такое культура?

Что входит в понятие культура?

ТЕМА УРОКА: «Культура раннего Возрождения в Италии».

Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

План урока

    «Любители мудрости» и возрождение античного наследия.

    Новое учение о человеке и воспитание нового человека.

    Первые гуманисты в литературе и искусстве.

    Работа по теме урока

В середине XIV века в Италии зарождается новая эпоха – Возрождение. Первые полтора столетия называются ранним Возрождением.

Сегодня вы выступите в качестве исследователей. Разделимся на группы, каждая из которых получит свое задание.

1 группа. Работая с текстом п. 1 параграфа 29, ответьте на вопросы:

    Кто называл себя «любителями мудрости»?

    Как они относились к периоду Средневековья?

    Как они называли своё время?

2 группа. Работая с текстом п. 2 параграфа 29, ответьте на вопросы:

    Чем занимались мыслители Средневековья?

    Что являлось главным в сочинениях новых ученых?

    Как они называли свои занятия?

    Кто такие гуманисты?

    Что такое гуманизм?

    В чем суть учения гуманистов?

    Каков идеал гуманистов?

    группа. Работая с текстом п. 3 параграфа 29, ответьте на вопросы:

    Что утверждали гуманисты?

    Чему посвящали гуманисты все свое свободное время?

    Что заявляли гуманисты о благородстве?

Презентация работ групп.

Уже в эпоху раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения проникнуты идеями гуманизма. Давайте, познакомимся с первыми гуманистами Европы.

Доклады учащихся:

Франческо Петрарка

Джованни Боккаччо

Сандро Боттичелли

    Подведение итогов урока

Что нового появилось в эпоху Возрождения? Каковы характерные черты этой эпохи?

Ответы учащихся

Проверим насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Опрос с помощью сайта Plikers

А1. Эпохой Возрождения принято считать период

1) VIII-XI вв.
2) XIV-XV вв.
3) XIV-XVII вв.

А2. Какая страна является родиной Возрождения?

    Франция
    2) Италия
    3) Испания

А3. Почему «любителей мудрости» называли также гуманиcтами?

1) они призывали к милосердию

2) они проявляли интерес к человеку, его земной жизни

3) они защищали еретиков от инквизиции

А4. Первым гуманистом называют

1) Франческа Петрарку
2) Данте Алигьери
3) Джованни Боккаччо

А5. Кто из перечисленных деятелей Средневековья был живописцем?

1) Сандра Боттичелли
2) Бернар Клервоский
3) Фома Аквинский

VI . Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие умения и навыки отрабатывали?

С какими новыми терминами познакомились?

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание: параграф 29, выучить новые слова, даты, заполнить рабочую тетрадь

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура раннего Возрождения в Италии»

Цели: - выяснить причины подъёма культуры в Италии в XIV веке;

Обеспечить усвоение нового понятия « культура Возрождения»

Познакомиться с гуманистами и их взглядами;

Развивать умение работать с учебником и находить нужную информацию;

Развивать умение рассуждать, высказываться, делать умозаключения.

Воспитывать интерес к изучению культуры других народов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.

Метапредметные:

Познавательные : структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-символические средства для систематизации материала.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : компьютер, презентация, тесты, задания на карточках.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме: « Средневековая литература и искусство »

1. Как назывались поэты-певцы, которые проявились в Провансе в XI веке?

А) трубадуры

Б) трубачи

В) сочиняльщики

2. Что не воспевали в своих стихах поэты-певцы?

А) справедливую и богатую жизнь

Б) образ идеального рыцаря

В) служение Прекрасной даме, Мадонне

3. Как назывались рыцарские поэты, которые появились в Северной Франции. Италии. Испании, Германии?

А) трубадуры

Б) песняры

В) труверы

4. В средневековых романах отражались:

А) древние легенды и поверья

Б) взгляды древних мыслителей

В) легенды о короле Артуре, беззаветная любовь и судьба Тристана Изольды

5. Любимым жанром городской литературы был

А) поэмы

Б) рассказы в стихах и басни на бытовые темы

В) оды

6. Самым великим поэтом Средневековья был:

А) Франциск Виньонн

Б) Вергилий

В) Данте Алигьери

А) Рим и встречу с папой

Б) загробное царство

В) на небеса и разговор с Богом

8. Романский стиль характеризовался:

А) массивные здания с гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором

Б) низкие здания с большим количеством полукруглых окон

В) лёгкие здания с большим количеством просторных и высоких зданий

9. Художники средневековья стремились:

А) прославить красоту человеческого тела

Б) раскрыть богатый мир человеческой души, мысли, чувств.

В) писать портреты святых

10. Главной фигурой декора в храме, в монастырской келье, в спальне мирян было изображение:

А) Девы Марии

Б) любого святого

В) распятие Иисуса Христа

11. Средневековая живопись была представлена:

А) витражами и книжными миниатюрами

Б) фресками и мозаиками

В) картинами

Критерии оценки :

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

11 – «5»

Вот мы проверили с вами, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему

3. Сообщение темы и целей урока .

«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца».
М. Буанаротти

Начиная с XIV века культура Италии получает новый импульс в своём развитии. Этот период называют культурой Возрождения, как вы думаете, почему?

Чем могло быть вызвано появление новой культуры? Об этом мы и будем с вами говорить сегодня на уроке.

Запишите тему урока в тетрадь.

Какие цели мы для себя поставим сегодня на уроке при изучение данной темы?

(сл. 2) Изучать новый материал мы будем по такому плану:

    « Любители мудрости» и возрождение античного наследия.

    Новое учение о человеке.

    Воспитание нового человека.

    Первые гуманисты.

    Искусство раннего Возрождения.

Задание на урок:

(сл. 3 ) - Мне бы очень хотелось, чтобы на протяжении нашего урока вы подумали вот над каким вопросом: « Почему именно Италия стала родиной появления новой эпохи – эпохи Возрождения»

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Как уже говорили, в середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура - культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

Как вы думаете, почему возникла эта культура? Какие причины способствовали её появлению? (ответы детей) (сл. 4)

Давайте обобщим ваши предположения и запишем в тетради причины появления эпохи Возрождения:

1) Расцвет итальянских городов

2) Развитие торговли и ремесла

3) Развитие в городах образования

4) Стремление горожан узнать больше

1 . «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. (сл. 5)

Переходим к изучению первого вопроса.

Какие цели вы для себя поставите?

В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости ». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и муд-рыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жесто-кость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой.

(сл. 6) Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения.

- Запишем определение :

Возрождение или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.

(сл. 7) Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.

А как вы думаете, почему людей называли « Любителями мудрости»?

Что они должны были изучать, чтобы их так стали называть?

(изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.)

Как вы думаете, люди каких профессий могли попасть в число « любителей мудрости»? (Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник)

Собравшись вместе, они увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.
- «Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории.

Как вы думаете, они были правы? Почему вы так считаете?

(Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков) .

Можем ли мы сказать, что античное искусство было хуже, чем новая?

(Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести - античность
- Мы с вами выяснили, кто такие « люди мудрости», а теперь познакомимся с новым учением о человеке.

2) самостоятельная работа по учебнику:

Стр. 229-230

Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с новым учение о человеке, а потом я задам вам несколько вопросов, чтобы проверить, как внимательно вы читала этот материал.

Давайте проверим, как вы поняли прочитанный материал.

Каково второе название « любителей мудрости» ? (гуманисты)

(сл. 8) – запишем определение

Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;

Каким было отношение гуманистов к человеку? (они считали, что человек – это лучшее и главное творение Бога).

Каким способом человек может достичь звёзд и победить судьбу? (усилием воли и трудом)

Что послужит человеку наградой за его старание, труды и упорство? (слава современников)

Какой человек был идеалом для гуманистов? (« универсальный человек», который достиг совершенства во всём)
3) рассказ учителя :
3. Воспитание нового чело­века .

Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.
- Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух.
- Давайте вспомним, кого в феодальном обществе считали « благородным»?
(у кого были знатные предки.)

Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

Если бы вы сейчас оказались в Средних веках, то вас бы можно было назвать гуманными?
4. Первые гуманисты .

(сл. 9) Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304-1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.
-( сл. 10) Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чувства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.
- Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.
- За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па.

(сл. 11) Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов.

(сл. 12) Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313- 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо - «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.
- Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.
- В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.
5. Искусство раннего Возрождения .

(сл. 13) Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.
- Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет - ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.
- Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма . Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.
- (сл. 14) Самый замечательный живописец раннего Возрождения - флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445-1510).

(сл. 15-16) Самые известные картины мастера - «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.
(сл. 17 ) Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.
В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.
Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.

5. Подведём итог урока .

Вспомните, какие цели вы поставили перед собой в начале урока. Вы их достигли?

Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Игра «Да-нет»

1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения.

2. Её родиной считается Греция.

3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости»

4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а средневековье – «золотым веком»

5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм.

6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы.

7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку.

8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон»

9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро Боттиччели.

6. Выставление оценок

(прокомментировать)

    Рефлексия.

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

8. Домашнее задание:

Параграф29, заполнить таблицу «Культура Раннего Возрождения».

Эпоха Возрождения - это знаковый период в истории человечества. Это время изменения сознания людей, переход от средневекового господства божественного культа к стремлению возродить античные идеалы, сделать акцент на развитии человека как личности. Это период необычайного подъема живописи. Эта эпоха подарила нам таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, и других великих художников. До сих пор люди со всего мира приезжают в галереи, чтобы увидеть картины этих выдающихся мастеров. Происходит и подъем в науке, который связан с именами Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Живопись и наука эпохи Возрождения

Основные идеи эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности) нашли свое выражении в искусстве Возрождения (Ренессанса).

Великие географические открытия расширили представления европейцев о мире. Появилось доказательство шарообразности Земли, знания других культур. Это время характеризуется ростом городов, развитием мануфактур. Все это способствовало развитию науки.

События

Конец XIII-XIV вв. - Проторенессанс

XV в. - Ранний Ренессанс

Конец XV - начало XVI в. - Высокий Ренессанс

Середина - вторая половина XVI в. - Поздний Ренессанс

Черты

изобразительного искусства эпохи Возрождения:

Построение объемной композиции (трехмерность)
. применение линейной перспективы
. натурализм, подражание природе. Интерес к анатомии человека
. изменение статуса художника. Художник перестает быть анонимным ремесленником
. живописная картина вытесняет икону. Происходит обращение к внешним предметам, видимым физическим зрением (в отличие от иконы, для который первостепенный является невидимый, «прикровенный» смысл)
. появляются светские жанры, в частности, портрет
. появляется круглая (отделившаяся от стены и предназначенная для обозрения со всех сторон) и обнаженная скульптура

науки Возрождения:

Развитие наук о человеке
. развитие математики и естественных наук
. переход от чистого умозрения к опыту
. связь с практикой (развитие навигации, картографии, различных технологий)

Участники

Леонардо да Винчи :

Сандро Боттичелли:

Микеланджело Буанарроти:

Рафаэль Санти :

Питер Брейгель :

Альбрехт Дюрер :

Лукас Кранах Старший:

Заключение

Культура Ренессанса, первоначально сформировавшаяся в Италии, в XVI в. распространилась по всей Европе. Переход к Ренессансу означал новую эстетику, новый взгляд на искусство, науку и самого человека. Идеи Ренессанса оказали влияние на всю европейскую культуру Нового времени.

На данном уроке речь пойдет о живописи и науке эпохи Возрождения.

Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм . Это идейное течение выдвигало на первый план человека. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий)противопоставлялся теоцентризму (философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) Средневековья. Центром эпохи Возрождения была Италия .

В развитии итальянского изобразительного искусства эпохи Возрождения выделяют несколько этапов :

Проторенессанс (конец XIII-XIV вв.)

Раннее Возрождение (XV век)

Высокое Возрождение (конец XV - первая треть XVI вв.)

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века)

Первые художники, предвестники эпохи Возрождения, появились в Италии в конце XIII века. При создании художественных полотен традиционной религиозной тематики они стали использовать новые художественные приемы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это резко отличало их от предыдущей иконографической традиции, которая характеризовалась условностями в изображении. Для обозначения их творчества принято использовать термин - проторенессанс .

Джотто ди Бондоне - художник и архитектор эпохи Ренессанса. Среди ранних работ Джотто следует отметить фрески Верхней церкви Сан-Франческо, которые создавались между 1290-1299 гг. Так как фрески создавались группой мастеров, то достоверные работы Джотто определить крайне сложно. Некоторые исследователи вообще отрицают его авторство. Около 1310 года расписывалась нижняя церковь, в росписи которой также принимал участие Джотто. В период с 1304 по 1306 гг. Джотто создал свое самое главное произведение - роспись капеллы дель Арена в Падуе (рис. 1). Расположенные в три яруса росписи рассказывают в хронологическом порядке о жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических сюжетов, простота ситуаций, пластическая выразительность жестов и светлый колорит делают росписи шедевром проторенессансной живописи Италии.

Рис. 1. Джотто ди Бондоне - роспись капеллы дель Арена в Падуе ()

Расцвет живописи эпохи Возрождения приходится на первую четверть XVI века. Этот период называется Высокое Возрождение . Главной темой живописи эпохи Возрождения стал человек. Также живопись этой эпохи характеризуется стремлением к натуралистическому изображению оригинала, интересу к анатомии человека, появлению изображения обнаженных натур, а также появлением и распространением светских жанров: пейзажа, бытовой живописи и портрета. Даже в религиозном искусстве живописная картина вытесняет икону.

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (рис. 2) (1452-1519), знаток анатомии и физики, конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор. Он стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он составил проекты подводной лодки, летательного аппарата и парашюта. Среди художественных произведений Леонардо да Винчи наибольшую известность приобрел портрет «Мона Лиза» или «Джоконда» (рис. 3). Этот портрет является одним из лучших образцов портретного жанра эпохи Высокого Возрождения. По сей день картина находится в Лувре (Париж, Франция). Также известность получил «Витрувианский человек» (рис. 4), рисунок Леонардо да Винчи. Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок мастера. Изображение «Тайной вечери» (рис. 5) украсило стену одного из миланских монастырей. Эта картина изображает легенду, согласно которой незадолго до смерти Иисус собрал своих учеников и сказал им: «Один из вас предаст меня». На картине изображены ученики, пораженные этими словами. Гнев, отчаяние, испуг и недоверие на их лицах. Только Иисус спокоен и печален.

Рис. 2. Автопортрет Леонардо да Винчи ()

Рис. 3. Леонардо да Винчи - Мона Лиза (Джоконда) ()

Рис. 4. Леонардо да Винчи - Витрувианский человек, Галерея Академии, Венеция ()

Рис. 5. Леонардо да Винчи - Тайная вечеря ()

Микеланджело Буонарроти - младший современник Леонардо, художник, скульптор, военный инженер и поэт. Гениальным творением Микеланджело как художника является роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (рис. 6) с изображением библейских сцен. Она создавалась с 1508 по 1512 год. На площади в 600 кв. м. художник, стоя на лесах, изобразил сотни человеческих фигур, исполненных драматизмом. Основной раздел цикла составляют девять сцен из книги «Бытия» - первой книги Библии. Картины разделены на 3 группы. Тема первой группы изображений - создание Богом Земли и Небес, второй - создание Адама и Евы, грехопадение, изгнание из рая, третей - страдания, выпавшие на долю человечества через историю Ноя. Последовательность эпизодов расположена таким образом, чтобы зритель, войдя в капеллу, начал рассматривать сцены от алтарной стены. Спустя много лет Микеланджело вернулся к росписи Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд» (рис. 7).

Рис. 6. Микеланджело Буонарроти - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане ()

Рис. 7. Микеланджело Буонарроти - Страшный суд ()

Рафаэль Санти - великий итальянский художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения, современник Леонардо. Рафаэль выполнял различные работы. По приказу папы римского расписывал в Ватикане покои и залы для торжественного приема, проектировал в Риме Собор Святого Петра , занимался украшением интерьеров церквей и дворцов вельмож. Особое место в его живописи занимают женские образы . Сикстинская мадонна (рис. 8) - была написана Рафаэлем в 1512-1513 гг. для алтаря церкви монастыря Святого Сикста. Картина была создана по заказу папы римского Юлия II в честь победы над французами, которые вторглись в Италию. На картине изображена мадонна с младенцем, в окружении папы Сикста II и Святой Варвары, а также двух ангелочков внизу. Фигуры образуют треугольник, а раздвинутые занавесы лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Мастерство художника заключается и в том, что задний фон, который при первом рассмотрении кажется облаками, при более внимательном рассмотрении оказывается головами ангелов. В настоящее время эта картина находится в Дрезденской галерее в Германии.

Рис. 8. Рафаэль Санти - Сикстинская мадонна ()

Северное Возрождение - это термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в Северной Европе или по всей Европе за пределами Италии. В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежит живописи. В отличие от Италии живопись Северного Возрождения долго сохраняла традиции готического искусства, меньше внимания уделяла античному наследию и изучению анатомии человека. Среди выдающихся немецкий живописцев Северного Возрождения - Лукас Кранах Старший , его известной работой является портрет Мартина Лютера (рис. 9). Также к выдающимся немецким художникам этой эпохи относится Альбрехт Дюрер . Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры, он изучал перспективу и каноны человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Наиболее известны его гравюры из серии «Апокалипсис».

Рис. 9. Лукас Кранах Старший - Портрет Мартина Лютера ()

Также эпоха Возрождения затронула искусство Нидерландов, Испании и Франции .

Великие географические открытия расширили границы изведанных земель, доказали гипотезу о шарообразной форме нашей планеты, дали новые знания о других культурах. Рост городов, развитие мануфактурного производства, усиление торговых связей между странами требовали развития точных наук. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии .

Великий польский астроном (рис. 10) предложил гелиоцентрическую систему мира - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Он наблюдал в течение 30 лет за небесными светилами и пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси . Его гелиоцентрическая система сменила прежнюю - геоцентрическую - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды.

Рис. 10. Николай Коперник ()

Это была эпоха борьбы разума и религиозных догм. Последователем Коперника был Джордано Бруно . Он, по решению суда инквизиции, был сожжен на костре. Та же участь чуть не постигла Галилео Галилея , однако суд инквизиции сумел заставить его отречься от своих научных взглядов.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал закон движения планет по орбитам. Каждая планета Солнечной системы движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета Солнечной системы движется в плоскости, проходящей через центр Солнца.

В это время в математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии . Благодаря работам и трудам Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии Уильяма Гарвея, основоположника эмбриологии и физиологии Мигеля Сервета вперед шагнули медицина и анатомия.

Рубеж XVI - XVII вв. называют началом естественнонаучной революции .

Список литературы

  1. Баренбойм П., Шиян С. Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи. - М.: Слово, 2006.
  2. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.
  3. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М.: Алгоритм, 1997.
  4. Гребеников Е.А. Николай Коперник. - М.: «Наука» , 1982.
  5. Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980.
  6. История искусства: Ренессанс. - М.: АСТ, 2003.
  7. Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  8. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452-1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. - М.: КомКнига, 2007.
  9. Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. - М.: БММ, 2011.
  10. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. М.: «Просвещение», 2012.
  11. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  1. Fb.ru ().
  2. Studfiles.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Chuchotezvous.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечислите основные черты эпохи Возрождения, проявившиеся в живописи.
  2. На какие периоды делится эпоха Возрождения?
  3. Каких известных художников эпохи Возрождения вы знаете? Какие картины были ими написаны? Видели ли вы какие-нибудь из этих картин раньше?
  4. Расскажите о развитии науки в эпоху Возрождения.

Культура раннего возрождения

Возрождение, как эпоху в истории искусства и культуры,­ делят на­ четыре такие этапы:

1.­­ ­Проторенессанс, относится ко второй половине тринадцатого, начало четырнадцатого веков).
2.­­ ­Раннее Возрождение, начало пятнадцатого и до конца этого века.
3.­­ ­Высокое Возрождение, конец пятнадцатого века и первые двадцать лет шестнадцатого).
4.­­ ­Позднее Возрождение, со средины шестнадцатого до девяностых годов этого века.

Период­ «Раннего Возрождения» охватил с 1420 по 1500 года. В течение этих лет в искусстве, ещё совсем отрешенном от недавнего прошлого, примешиваются некоторые элементы, взятые из классики древности.

Возрождение­ - это эпоха, в которой отразилось начало перехода к капитализму от феодализма. Классические формы Возрождения сложились в самом начале в Италии, чуть позже аналогичные процессы начались и в Азии и в странах Восточной Европы. В каждой из стран у данного типа культуры были­ свои индивидуальные особенности, а именно этнические характеристики, специфические традиции, влияние других культур. Возрождение тесно связано с­ формированием светской культуры и­ сознания.

Главной особенностью культуры раннего Возрождения, которую представляли Боккаччо, Петрарка,­ Донателло, Джотто, Боттичелли,­­ являлись разносторонность и целостность­ понимания человека, культуры и жизни. Авторитет культуры все время резко возрастал, но оно никаким образом не противопоставлялось ремеслам и науке, а было равноценной и равноправной формой человеческой деятельности. До высокого уровня поднялись архитектура и прикладные искусства, в них было соединение художественного творчества, ремесел и с технического конструирования.­ Другая особенность Возрождения - это его ярко выраженный реалистический и­ демократический характер, в центре которого всегда стоит природа и человек.

Художниками достигается большой и широкий охват существующей действительности, ими правдиво отображаются все основные тенденции того времени. Они ищут самые эффективные способы и средства, чтобы ярче воспроизвести все богатство и разнообразие форм проявления реальности в мире: его красоту, гармонию и­ изящество.
Эта эпоха имеет большое положительное значение во всей мировой культуре, так как в искусстве воплощается идеал свободного и гармонического бытия человеческого.

Эпоха раннего Возрождения переходная от Средних веков к периоду нового времени. Именно в те времена происходили крупные изменения в культурной и экономической жизни с проявлением первых зачатков капиталистической промышленности, с развитием банковского дела и­ международной торговли. Происходит формирование научной картины мира,­ с зарождением экспериментального естествознания. Крупнейшие ученые этой эпохи: Коперник, Бруно,­ и Галилей обосновывают гелиоцентрическую систему. Кроме этого было совершено первое в мире путешествие вокруг света Колумбом и Магелланом с целью открытия новых земель.

Культура Возрождения имеет свое разное по темпам развитие. Так, в Италии она началась в четырнадцатом веке, в некоторых других только в пятнадцатом. Самой высшей точкой развития Ренессанса считается шестнадцатый век, когда он распространился уже на разные европейские страны, которых объединяют идеи гуманизма. Этот принцип стал выражением основной направленности всей культуры этого времени, так как он считается высшим нравственным и культурным в развитии человеческих способностей. Идеями гуманизма были охвачены разные слои общества, от купеческих кругов до религиозных сфер и простых народных масс. Это было время начала появления совершенно новой светской интеллигенции. Гуманизм - это вера в большие, совершенно без границ, возможности человека. В духовной культуре появляются новшества, связанные со­ свободой суждений, независимостью, со смелым критическим духом. Личность человека, прекрасная­ и могучая,­ по праву становится центром в идеологической сфере.

Первый гимн достоинству человека был написан Данте Алигьери - им стала «Божественная комедия». В этом произведении соединилась и­ поэзия и философии. В нем есть даже теология, наука, которая проникнута большой верой в предназначение человека на земле. Современник Данте -­ Петрарка был философом и лирическим поэтом. Именно его называют родоначальником итальянского гуманистического движения эпохи Возрождения.



Статьи по теме: