Сочинение на тему: Гибель человеческой души в рассказах Чехова. Сочинение на тему: Гибель души человеческой в повести Портрет, Гоголь

В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социально­историческим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии «Человек в фут­ляре», «Крыжовник», «О любви». Герои ее «связаны скрытой общностью»: гимназический учитель Беликов с его девизом «как бы чего не вышло» свел свою жизнь к следованию инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность — имение с крыжовником.

Алехин, который любил, не смог переступить через привыч­ные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова («Человек в футля­ре») разработан гротескно. «Футлярность» определяет все, что его окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в кало­шах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр — это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок. Он патологически боязлив. Поэто­му он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот «человек в фут­ляре» странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разгово­рами горожан. Смерть Беликова — это обретение вечного футля­ра, недаром он «лежал в гробу почти счастливый». Образ «чело­века в футляре» стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения ин­теллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе «Крыжовник» чиновник Чимша-Гималайский осу­ществил фанатическую мечту жизни — купил усадьбу, в кото­рой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, сол­датский сын, перерождается. Став собственником, он рассужда­ет о необходимости телесных наказаний для крестьян, превра­щается в тупого обывателя. Чехов рисует его гротескно: он по­хож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь, в общем, неплохой человек, — это тоже футляр, сковывающий свобод­ный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни кон­сервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе «О любви».

В трилогии главная тема — это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному переро­ждению героев. Анатомию опустошения и гибели человеческой души осо­бенно ярко Чехов показал в рассказе «Ионыч».

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изме­нения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую боль­ницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен ро­мантического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюб­ляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат — в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а рас­ставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенны­ми мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Стар­цева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: «Хорошо, что я тогда не женился». Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Стар­цев превращается в Ионыча — ленивого, разжиревшего, лишен­ного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только день­ги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчи­ками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассмат­ривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов те­перь — только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одно­му столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социальноисторическим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Герои ее "связаны скрытой общностью": гимназический учитель Беликов с его девизом "как бы чего не вышло" свел свою жизнь к следованию инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность - имение с крыжовником.

Алехин, который любил, не смог переступить через привычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова ("Человек в футляре") разработан гротескно. "Футлярность" определяет все, что его окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в калошах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр - это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок. Он патологически боязлив. Поэтому он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот "человек в футляре" странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разговорами горожан. Смерть Беликова - это обретение вечного футляра, недаром он "лежал в гробу почти счастливый". Образ "человека в футляре" стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения интеллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе "Крыжовник" чиновник Чимша-Гималайский осуществил фанатическую мечту жизни - купил усадьбу, в которой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, солдатский сын, перерождается. Став собственником, он рассуждает о необходимости телесных наказаний для крестьян, превращается в тупого обывателя. Чехов рисует его гротескно: он похож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь, в общем, неплохой человек, - это тоже футляр, сковывающий свободный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни консервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе "О любви".

В трилогии главная тема - это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев. Анатомию опустошения и гибели человеческой души особенно ярко Чехов показал в рассказе "Ионыч".

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат - в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а расставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенными мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Старцева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: "Хорошо, что я тогда не женился". Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча - ленивого, разжиревшего, лишенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь - только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одному столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нравы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляющие факторы. Основная же причина опустошения героя - в нем самом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию. М. Бахтин писал, что "человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности". Герои Чехова не дорастают до самих себя, это несвершившиеся люди.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Гибель человеческой души в рассказах А. П. Чехова уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Драматургия Вишневый сад История создания пьесы "Вишневый сад" Анализ пьесы Жанр пьесы Внешний и внутренний сюжеты Ход времени Двойное зрение Действующие лица Чеховский диалог Главный образ Критика о пьесе "Вишневый сад" К. С. Станиславский А. П. Скафтымов П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова Антон Павлович Чехов - биография Антон Павлович Чехов. Дядя Ваня Антон Павлович Чехов. Три сестры Антон Павлович Чехов. Чайка Высказывания и афоризмы А.
    Роль описания природы в рассказе Чехова «Пересолил» Антон Павлович Чехов – известный мастер коротких рассказов. Я читал, что Чехов, когда писал свои рассказы, искал очень короткие, но яркие выражения. У него в рассказах практически отсутствуют описания. А если они есть, значит, играют определениую роль. В рассказе «Пересолил» есть описание природы. Впервые с таким описанием мы встречаемся, когда землемер Глеб Гаврилович выехал со станции. Сначала автор говорит, какое это было время. Были сумерки.
    Родился Антон Павлович Чехов 17 (29) января 1860 года в Таганроге - небольшом портовом городке на берегу Азовского моря. Появившись на свет за год до отмены крепостного права, Чехов стал первым представителем интеллигенции в крестьянско-мещанском роду. Дед писателя по отцовской линии Егор Михайлович освободил семью от крепостной зависимости. Отец будущего писателя Павел Егорович, человек крутого нрава, воспитывал своих шестерых детей в труде, молитве и послушании. Позже Чехов не раз вспоминал: "В
    Произведение "Толстый и тонкий" по жанру является рассказом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: емкость, лаконичность, выразительные детали, быстрое развитие сюжета, краткость и точность языка. Даже в самом начале своего творческого пути Чехов писал не просто смешные или забавные рассказы, в его творчестве показывается жизнь рядовых людей, с их радостями и трагедиями. Все это он описывает с присущим ему юмором. Не придумывая ничего несбыточного, Чехов словно подставляет зеркало своим современникам,
    1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника"? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. "Толстый и тонкий" Б. "Лошадиная фамилия" В. "Дама с собачкой" Г. "Хамелеон" 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе "Хамелеон"? А. Трусость Б. Покорность В. Предательство Г. Угодничество 4. Какие детали в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре" говорят о характере Беликова? А. Зонт Б. Калоши В. Яркий шарф Г. Велосипед Д. Древнегреческий
    В начале своей писательской карьеры, еще выступая в качестве автора коротких юмористических рассказов, Чехов говорил: "В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр". По воспоминаниям современника, на пороге ХХ века Чехов предвещал: "Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за всё свое прошлое… В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия… Только не
    Чехов несравненный художник... Художник жизни... Л. Толстой На мой взгляд, А. П. Чехов - один из гениальнейших русских писателей. Он умел затронуть в своих произведениях такие вопросы, которые и сегодня делают его грустные и веселые рассказы и повести актуальными. Среди многих прочих А. П. Чехова всегда интересовала тема любви и счастья, гармоничных человеческих взаимоотношений. Так и в рассказе "Дама с собачкой" любовь не только ставит отношения двух любящих людей выше общепринятой морали, но

Тайна смерти всегда волновала человеческий ум. Пожалуй, каждый из нас боится смерти, этой мрачной и зловещей грани неотвратимости. Материалисты считали, что за смертью скрывается самое страшное – небытие, а существование любого человека по сравнению с вечностью Вселенной, всего лишь краткий миг.

Такая краткость человеческого бытия по сравнению с вечностью мироздания, может показаться попросту насмешкой Создателя.

Осознание цели существования на Земле человека и его души, предоставляют нам возможность перешагнуть грань обреченности.

Если человек при жизни стремится получать исключительно для себя максимум благ, то его душа никак не может считаться возвышенной, а позитивная личность будет проявлять лучшие душевные качества даже перед лицом смерти.

Таким образом, страх перед смертью кого-то делает еще хуже и подлее, а других – выше и благороднее.

К тому же смерть человека — огромнейший стимул для борьбы за жизнь, она вырабатывает у личности силу воли и желание преодолевать трудности. Вот почему можно утверждать, что смерть – это также и великий Учитель.

Причины и процесс смерти

Существует две основные причины смерти: преждевременная и смерть при истечении естественного срока жизни человека. Во втором случае человека можно сравнить с лампой, в которой закончилось масло и уже нет никакого способа предотвратить уход, а можно только к нему подготовиться.

Процесс смерти подробно описывается также в разных тибетских учениях, следуя которым, процесс состоит из внешнего и внутреннего распада. Если же прислушаться к свидетельствам очевидцев, пережившим клиническую смерть, то можно выделить такие этапы:

1. Отрицание

Реакция: «Нет, не я» — самая распространённая и прогнозируемая у человека при объявлении ему смертельного диагноза. В зависимости от того, насколько прочную поддержку оказывают человеку его близкие, настолько он сам способен взять события под контроль, этот этап преодолевается легче или тяжелее.

2. Гнев

Во время второго этапа, умирающий изливает свой гнев на заботящихся о нем людях и вообще на всех здоровых людей, поскольку пока не может принять свою участь и мучается вопросом: «почему же именно я должен умереть?»

3. «Торг»

Умирающий вступает в дебаты с высшими силами и просит продлить собственную жизнь: например, обещает быть идеальным верующим. Первые три этапа характеризуют период кризиса и могут развиваться с частыми возвращениями назад.

4. Депрессия и принятие смерти

На этом этапе человека больше не волнуют никакие вопросы, он уже смирился с мыслью о приближающейся смерти. Умирающий теперь уже просто смиренно ждет своей кончины.

Тайны строения души . Как происходит распределение душ

Душа у всех людей имеет сферическую форму. Это матрица, окружённая энергетическими телами.

Располагается индивидуальная душа одинаково у всех – она наложена на физическое тело в солнечном сплетении.

За некоторое время до смерти, Силы Тонкого мира (Ангелы) начинают отключать душу от тела. В такие моменты уходят все болевые ощущения (даже если болезнь человека была сопряжена с сильной болью), появляется чувство радости, покоя, уходит страх смерти. Этот случай характерен для светлого человека, но если человек негативный, то он начинает видеть тёмных существ (чертей и т. п.).

Таким образом, человека перед смертью посещают существа, которые его будут забирать после неё: либо в светлые, либо в тёмные миры (ады) для наказания.

За объективное распределение душ после смерти отвечает целая иерархия светлых существ. Учитывается всё – вплоть до мыслей в голове, до всех действий и тайных помыслов человека!

Чаще всего, человеческая душа сначала поднимается в место распределения душ, где взвешиваются все поступки (достижения и грехи), чтобы определить последующую судьбу. Этот процесс длится примерно 40 дней.

Затем душу подвергают следующим преобразованиям:

1. Если человеку предопределено следующее воплощение, его душа помещается в новое тело младенца.

2. Душа может быть направлена в Светлые миры (Рай), причём чем выше уровень души, тем больше период между дальнейшими воплощениями.

3. Душа заблудшая, порочного человека, приговаривается к отправке в подземные миры. Негатив, накопленный человеком за всю жизнь, выжигается в адском огне, чтобы душа сделала необходимые выводы и больше не совершала прошлых ошибок. Затем душу направляют на следующее воплощение, но оно не будет «сказочным». Отработка прошлых грехов продолжается, пока человек не изменится.

4. Но если человек прожил жизнь преступника и нёс окружающим только зло, то его душа моментально после смерти отправляется в Тёмные миры (он попросту проваливается под землю). Причём тёмная душа там задерживается надолго – бывает, что и на тысячи лет. Перспектива незавидная…

Что ждёт душу на суде и чистилище. Страшный Суд

Как правило, суд свершается на 40 — й день после смерти, но иногда он может быть увеличен до 2 – 2. 5 месяцев. После суда, в зависимости от того, сколько душа набрала за жизнь плюсов и минусов, её направляют либо в Чистилище, либо на раскодирование.

Страшный Суд происходит после завершения очередного цикла развития душ, то есть в период смены цивилизаций. На Страшном Суде душам не прощаются даже малейшие слабости, а Высшие Учителя — особо строги в оценивании качеств душ. При выявлении определённого процента брака душу выводят из эволюции, такая жизнь превращается в полнейшую пустоту, а вместо вечного существования её ждёт забвение. Глобальных Судов у землян было всего 5 (по числу цивилизаций на Земле). От обычных их отличает колоссальное число душ, отправленных на раскодирование.

В Чистилище души одних людей проходят очистку, нагрешивших больше мучают дольше, а не подлежащих развитию за их большую греховность уничтожают через раскодирование.

Как происходит раскодирование

Раскодированием душ занимаются специальные автоматы, управляемые Сутями. Процесс разборки происходит через компьютер, душа разбирается и навсегда исчезает, как личность.

При раскодировании душа чувствует, как её расщепляют на куски и испытывает сильнейшие муки – фактически такие, будто тело разрывают на части.

Контролируйте свои поступки, желания и мысли – заботьтесь о бессмертии души!

«Портрет» рассказывает нам о жизни и участи двух талантливых художников. Главным героем можно считать Чарткова Андрея Петровича , так как его единственного автор наделил именем. Его творческий путь описан в первой части произведения, а судьба второго художника, описанная­ во второй части, проливает свет на обстоятельства, связанные с портретом одного ростовщика , как при жизни, так и после приносящего людям одни беды.

В этом небольшом произведении автор использовал излюбленные им элементы мистики, а также раскрыл тему нелегкого жизненного выбора, который встает у каждого на пути. Чартков А. П. был талантливым, но бедным художником, с трудом сводившим концы с концами. Порой ему не хватало денег на лишнюю свечу, чтобы не сидеть вечером в потемках, а рабочие условия оставляли желать лучшего. К тому же Чартков должен был платить квартплату хозяину, что еще больше осложняло его положение.

Так случилось, что однажды на последний двугривенный он приобрел необычный портрет одного старика с азиатской внешности, который глядел с холста как живой. Портрет был неоконченный, но необычайно хорошо написанный. В раме главный герой обнаружил мешочек с деньгами, на котором была надпись «1000 червонцев». Это обстоятельство его обрадовало, так как он смог выплатить долги хозяину и перебраться в роскошные апартаменты. Чартков первым делом купил кисти, краски, холсты и приличную одежду, чтобы выглядеть подобающе.

Вскоре его стали узнавать в светских кругах. Художник зарабатывал хорошие деньги, прикладывая минимум усилий. Былой талант угасал на глазах, он ведь ему больше был не нужен. А, как известно, для человека творческого потеря мастерства приравнивается к гибели души. Поэтому характер у Чарткова сделался скверным и завистливым. О причинах таких резких перемен и неожиданной прибыли, свалившейся на главного героя, мы узнаем из второй части.

Дело происходит уже после смерти Чарткова. Во время одного из петербургских аукционов объявляется неизвестный художник , желающий купить портрет все того же ростовщика. При этом он утверждает, что был лично знаком с мастером, написавшим портрет и с ростовщиком, от которого у окружающих были одни беды. Как оказалось, все люди, которым ростовщик при жизни одалживал деньги, теряли свои людские качества и становились завистливыми, черствыми, ревнивыми, злыми. Многие не перенеся этой участи, кончали жизнь самоубийством.

Тема: «Гибель души человеческой»

(По повести Н.В. Гоголя «Портрет»)

Урок литературы в 8 классе.

Цели урока:

Выявить основную идею повести;

Учиться видеть творческий метод художника, понимать и чувствовать его мировоззрение;

Прививать интерес к Гоголю-писателю, Гоголю-личности в истории русской культуры.

Методическая цель: демонстрация способа анализа текста как средства формирования и совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, мультимедийное обеспечение, произведение Н.В.Гоголя.

Ход урока:

Учитель: "Портрет" - фантастическая повесть. Мы уже читали "Портрет Дориана Грея" (О. Уальд) и "Шагреневую кожу" (О. Де Бальзак). Эти произведения во многом схожи. Но наша задача сегодня - осмыслить влияние искусства на человека. Писатель считал, что искусство призвано служить человеку, обращая его сердце к Богу. Но искусство одновременно должно бороться со Злом, с враждебными Богу силами. Вопрос, который мучил Гоголя, звучит примерно так: "Все ли способен сделать художник для победы Добра над Злом в душе человеческой?"

"Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника. Что представляется самому Гоголю фантастическим, сверхъестественным?

Учитель: В "Портрете" сила денег воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое становится обыденным.

Когда мы читаем вторую часть повести, нам яснее виден Чартков, его образ жизни, он как бы приподнимается над тем пространством, где происходят события.

(Ученики легко ориентируются в среде обитания Чарткова, выявляя все новые и новые стороны его личности.)

Ученик-помощник: Молодой художник Чартков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, и образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реального Петербурга.

Учитель: Дьявол и "дьявольщина" в творчестве Гоголя. Эта тема нам уже знакома. Это было в "Вечерах...", в "Майской ночи...", в "Вие". Нас сейчас волнует другое: дьявол - черт - чертовщина - черты характера Чарткова (Чартков - Чертков - черты лица - черт - дьявольская черта). Прокомментируйте, пожалуйста, эту цепочку. Какие ассоциации возникают у вас, осмысливая ее?

Ученик-помощник: Нам видится Чартков, который нашел сверток с деньгами и на глазах стал меняться. Обратимся к тексту:

"Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот час же в театр, в кондитерскую, в... и прочее..."

После всего "он вышел на улицу живой, бойкий, по русскому выражению: черту не брат. Прошелся гоголем, наводя на всех лорнет".

Затем он таким же чертом прошмыгнул мимо своего профессора, "на что остолбеневший профессор долго еще стоял неподвижно на мосту, изобразив вопросительный знак на лице".

Учитель: Почему Чартков "прошмыгнул" мимо учителя?

Ученик-помощник: Чартков помнил наставления профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь... Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец..."

Учитель: Как он еще использует деньги? (Он поддается их злобному обаянию, изменяет искусству, начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту.)

Учитель : Как вы понимаете выражение "нравственная чистота"?(Чартков становится "практическим" человеком.)

Учитель: "Практический человек" - это плохо? (Да, для Чарткова это гибель, потому что художник должен быть свободным, он должен быть мечтателем, фантазером, может быть, по мнению непосвященных в искусство, несколько легкомысленным. Он начинает поклоняться мамоне (сирийское слово - "богатство". Евангелие от Луки, 24 гл.).)

Учитель:

- Как был написан портрет ростовщика?

Кем?

Как происходит падение художника, нарисовавшего портрет ростовщику? (Им овладевает зависть к своему ученику.)

Почему в его картинах нет святости? (У всех фигур дьявольские глаза.)

Как он относится к семье?

Почему он не сжег портрет?

(Учащиеся подробно пересказывают, как пережил художник смерть жены, дочери, малолетнего сына. Особенно интересен эпизод "воскрешения" художника после многих пет страданий. Образы младенца и Пречистой Матери, созданные художником, подводят учащихся к пониманию мысли Гоголя: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".)

Выводы:

Настоящий художник, талант - это от Бога.

Растлевающая душу власть денег, обреченность искусства там, где торжествует культ наживы, - это и есть главная тема повести.

Ростовщик - порождение века-банкира, XIX века, он не ведает другого предмета, кроме денег. Он дает деньги в рост, под проценты, он продает деньги, получая деньги за деньги.

Люди идут к нему в надежде, что золото принесет счастье ("нельзя верить в Бога и мамону").

Страшною ценою потерь понял старый мастер: "Кто заключил в себе талант. тот чище всех должен быть душою"...

Учитель: Чему учит Гоголь? (Создавать прекрасное и доброе искусство может духовно чистый, добрый человек. Гоголь как бы читает проповедь об очищении, о преданности великому.)

Да, верно. Николай Васильевич говорил всегда о роли подвижничества. Подвижник - человек, который принял на себя тяжелый труд, часто неблагодарный, лишения во имя великой цели, или во имя верности своей мечты, благородной идее.

Художник - автор портрета ростовщика - мечтал о портрете как модели "духа тьмы", в котором он отразил "все самое тяжелое, гнетущее человека"... Имел ли он право на изображение подобных явлений в окружающем нас мире? Мы ведь знаем, что из этого вышло.

Ученик-помощник: Каждый настоящий художник должен иметь свободу выбора. Гоголь, видимо, сам считает, что художник имеет право изображать все так, как он видит, понимает, чувствует. Но при этом писатель говорит: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою".

Учитель: А что же Чартков? (Он жалок. Гоголь говорит о нем: "все чувства и порывы его обратились к злому". Век-"торгаш", век-банкир щедро платит Чарткову за услуги, жалует его и золотом и мундиром. Он богат, известен, о нем пишут в газетах продажные писаки, он при должности... Но частица за частицей у Чарткова взамен уходят его дарование и душа.)

Цитата:

"Слава не может дать наслаждения тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому чувства и порывы его [Чарткова] обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью... Он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем..."

Учитель: Но что-то должно было его разбудить, если в нем осталось что-то человеческое? (Да, было одно событие. Он приехал в академию художеств дать свое суждение о картине русского художника, присланной из Италии.)

Учитель: Давайте обратимся к тексту.

Цитата:

"Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника... Невольные слезы готовы были покатиться по лицам посетителей, окружавших картину... Неподвижно с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною... Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновенье, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности..."

Учитель: Итак, какие чувства испытывает Чартков? (Гоголь говорит вначале о душевном волнении, об ужасной муке, которую испытывает герой. Но он уже испорчен деньгами, "свободой" и, как отмечает писатель, "им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства, желчь проступила у него на лице...")

Учитель: Но для чего Чарткову "отпадший ангел"? (Наверное, Чартков сравнивает себя с униженным, поверженным с небес ангелом, не признаваясь себе, что в нем больше демонического, чем ангельского. Возможно, Чарткову дается последняя попытка остаться в этом мире человеком... "Отпадший ангел" - это символ падения не только героя, но и гибель его души.)

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас с образом ангела? (Конечно, с демоном, которого изображает А. Пушкин, и об этом говорит сам Гоголь.)

Ученик-помощник читает стихотворение А. Пушкина "Демон ":

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, -

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, -

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапно осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно посещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел. (l823)

Учитель: Слово способно не только разрушать, но и защищать. Вся философия Гоголя - в его Словах. А они рядом с нами, стоит только прислушаться, открыв книгу. Гоголь - художник, Гоголь - личность, и жизнь это подтвердила. Учиться у Гоголя терпению и труду - это учиться жить. Так в чем же, по мнению Гоголя, заключается великая сила искусства и назначение Художника?

(Злая душа не может принести красоту в мир, потому что Добро и Зло несовместимы. Ростовщик после своей смерти получил материальную оболочку в виде портрета и продолжал свои черные дела среди людей, - в этом было страшное преступление художника, создавшего этот образ. Гоголь считает, что Художник не смеет предавать свое призвание ради денег, богатства, если он хочет, чтобы его искусство служило человеку. "Но кто-то заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится." )

Учитель: Вопрос о предназначении Художника сильно мучил Гоголя. Всю жизнь это писатель искал возможность служить Отечеству и не раз сомневался в выборе своего предназначения. Для этого было несколько причин: ответственность писателя за свое творчество, вера в могучие силы воздействия искусства на человека и, разумеется, глубокая религиозность Гоголя. Однако более подробно мы будем говорить об этом в старших классах. А сейчас остановим свое внимание на домашнем задании.

Домашнее задание. Учитель предлагает несколько тем для сочинений по выбору:

- "Слово Гоголя в повести "Портрет";

- "Чартков - герой или антигерой?";

- "Образ ростовщика в повести Н. В. Гоголя "Портрет";

- "Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова".




Статьи по теме: