Сергей прокофьев к юбилею композитора. Годы учебы в консерватории

23 апреля исполняется 125 лет со дня рождения одного из наиболее значимых композиторов ХХ века Сергея Прокофьева. К этой дате телеканал «Россия К» покажет: трансляции гала-концертов из Москвы и Санкт-Петербурга «Прокофьеву посвящается…», музыкальные программы, документальные и художественные фильмы.

Творчество одного из величайших композиторов ушедшего столетия Сергея Прокофьева в полной мере отразило бурный и революционный ХХ век. Он ворвался в классическое искусство и внес в музыку необузданную энергию, динамизм и свежесть. Прокофьев проложил пути новой музыки прошлого столетия, создав свой собственный, узнаваемый, непохожий ни на что язык. «Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы... Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на родину за настоящим русским духом». В своем творчестве композитор обращался к общечеловеческим идеям и темам, реалистичным музыкальным характерам и обобщающим образам истории. «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу, - отмечал Сергей Прокофьев. - Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

125-летие композитора отмечается по всей стране на государственном уровне - 2016 год объявлен . 23 апреля состоится музыкальный праздник-марафон в честь композитора. Маэстро Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра дадут два концерта в один день в двух городах: утром в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве, а вечером в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. «Это 5 часов чистой музыки. Плюс в течение всего дня будет звучать камерная, фортепианная музыка», - сказал Валерий Гергиев. Зрители телеканала «Россия К» увидят (23 апреля, 13:00 ) и (24 апреля, 23:05 ). Юбилейный XV Московский Пасхальный фестиваль, который пройдет с 1 по 17 мая, в этом году также будет посвящен 125-летию Прокофьева. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева посвятит Сергею Прокофьеву свои выступления не только в России, но и во всем мире. Концерты пройдут в Италии, Швеции, Китае, Франции, Великобритании, Германии, Австрии, США, Чили, Мексике.

23 апреля в 12:05 - авторский проект Андрея Кончаловского о судьбе и творчестве композитора. В основе - дневниковые записи Прокофьева, изданные в Париже его внуком. В фильме использованы материалы Госфильмофонда России, Российского государственного архива кинофотодокументов, Гостелерадиофонда России, Государственного Центрального музея музыкальной культуры имени Глинки, архива семьи Прокофьевых.

В 18:25 - об отношениях композитора и его жены, испанки по происхождению. Она поклонялась таланту мужа, всегда и во всем была ему поддержкой. Звучит музыка Сергея Прокофьева, представлены фрагменты фильмов «Иван Грозный», «Александр Невский», а также фрагменты балетов и опер.

Истории любви супругов посвящена программа (24 апреля, 17:30 ). Она встретила его в Нью-Йорке, вышла за него замуж, родила двух сыновей, вернулась с ним в Россию и пережила 8 лет лагерей. Но так случилось, что после смерти Сергея Прокофьева скорбели сразу две вдовы композитора…

В дни празднования 125-летия со дня рождения композитора в эфире - (18 апреля, 17:45 ); (19 апреля в 17:45 ); (20 апреля, 17:45 ); (21 апреля в 17:45 ). В исполнении солистов и музыкальных коллективов прозвучат произведения Сергея Прокофьева, который оставил огромное творческое наследие, получившее всемирное признание - 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, 9 фортепианных сонат и множество других произведений вокальной и инструментальной музыки, включая музыкальное сопровождение для кинофильмов и спектаклей. Прокофьев написал музыку к грандиозным историческим драмам Сергея Эйзенштейна (23 апреля, 10:20 ) и (23 апреля, 19:05 ), что стало свидетельством его высокого мастерства и умения писать в разных академических стилях.

24 апреля в 17:30 в эфире - специальный выпуск программы . . Ведущий программы Михаил Жебрак проведет музыкальную прогулку, во время которой мы посетим самые звучные места Москвы: Дом музыки, консерваторию, музей имени Рубинштейна, музей-квартиру композитора Голованова, осмотрим памятники Сергею Прокофьеву и Александру Александрову.

Пресс-служба телеканала "Россия К"


Сергей Прокофьев (23 апреля 1891г - 5 марта 1953г) считается одним из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века. Он был также пианистом и дирижером. Вокруг творчества этого композитора часто вспыхивали споры, поскольку неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию. Однако не только поклонники, но и те, кто не сразу понял музыку Прокофьева, чувствовали мощную силу и яркость его дарования.

Детство Сергея Прокофьева


Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка (сейчас село Красное Донецкой области), где его отец, ученый-агроном, служил управляющим помещичьим имением.

Родители вложили в сына всю свою любовь и надежды.Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано, и под руководством матери, Марии Григорьевны, Сережа начал занятия музыкой.

В пять лет он уже сочинил первое произведение. Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть на рояле что-то свое, затем выучил ноты для того, чтобы это «свое» записывать.

Первая опера - Великан

В девять лет, под впечатлением услышанной оперы Ш. Гуно Фауст, Сережа решил сочинить свою оперу, на свой же сюжет. Это была опера Великан в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.

Родители мальчика были людьми образованными и сами обучали его всем школьным предметам, но учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли. Потому, взяв сына в одну из своих поездок в Москву, Мария Григорьевна привела его к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву , который порекомендовал для занятий с Сережей пригласить на лето в Сонцовку молодого, только что с золотой медалью окончившего консерваторию композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра .

Юность Прокофьева

Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, занимаясь с Сережей, и осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию, прихватив с собой солидный багаж сочинений. В толстой папке находились две оперы, соната, симфония и множество маленьких фортепианных пьесок Песенок , написанных под руководством Глиэра. Некоторые Песенки были по звучанию такими оригинальными и острыми, что один из друзей Сережи посоветовал называть их не Песенками, а Собачками, потому что они «кусались».

Годы учебы в консерватории


В консерватории Сережа был самым младшим студентом. И, конечно, ему было трудно подружиться с однокурсниками, тем более что он иногда из озорства подсчитывал количество ошибок в музыкальных задачах каждого из учеников. Но вот в консерватории появился всегда очень сдержанный, строгий, подтянутый Николай Яковлевич Мясковский , в будущем известный композитор. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, между ними завязалась дружба на всю жизнь. Они показывали друг другу свои сочинения, обсуждали их - лично и в письмах.

В классах теории композиции и свободного сочинения своеобразный талант Прокофьева, в общем, пришелся не ко двору. Самые смелые сочинения Прокофьев даже не решался показывать учителям, зная, что это вызовет недоумение или раздражение. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе Прокофьева. Но по специальности фортепиано, он успешно окончил консерваторию весной 1914 года.

«Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, вспоминал потом Прокофьев,- то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».

Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственный Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты. Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна - прекрасный немецкий рояль.

Раннее творчество С. Прокофьева


Творческая энергия молодого композитора Прокофьева была поистине вулканической. Он работал быстро, смело, неутомимо, охватывая самые разные жанры и формы. За первым фортепианным концертом последовал второй, а за ним - первый скрипичный концерт, опера, балет, романсы, Скифская сюита с ее ошеломляюще-яркими оркестровыми красками, стихийной динамикой и энергичными ритмами.

Сергей Прокофьев быстро вошел в первый ряд композиторов, известных не только на родине, но и за рубежом, хотя его музыка всегда вызывала споры, а некоторые произведения, особенно сценические, годами ждали исполнения. Но именно сцена, с ее способностью создать живые человеческие характеры, особенно притягивала композитора.

А пока он делал это в камерной музыке, например, в вокальной сказке Гадкий утенок (по Андерсену). Каждый из обитателей птичьего двора наделен своим неповторимым характером: степенная мамаша-утка, маленькие восторженные утята и сам главный герой, до превращения в прекрасного лебедя несчастный и всеми презираемый. Услышав эту сказку Прокофьева, А.М. Горький воскликнул: «А ведь это он про себя написал, про себя!»

В 1918 году была впервые исполнена его Классическая симфония - изящное, сверкающее весельем и тонким юмором сочинение, подлинная классика музыки советского периода. В творчестве композитора симфония начала собой светлую и ясную линию, которая прочерчивается вплоть до поздних сочинений - балета Золушка , Седьмой симфонии.

Жизнь за рубежом

Весной 1918 года, получив заграничный паспорт, он уехал в Америку. Длительное пребывание за рубежом (до 1933 года) не означало полного отрыва от родины.
Три концертных поездки в Советский Союз были поводом для общения и со старыми друзьями, и с новой аудиторией. В 1926 году в Ленинграде ставится опера Любовь к трем апельсинам , задуманная еще на родине, но написанная за рубежом. За год до этого Прокофьев по заказу С. Дягилева написал балет Стальной скок - ряд картин из жизни молодой Советской республики (он знаком слушателям в виде симфонической сюиты).

Возвращение на родину

В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается на родину. Годы по возвращении оказались очень продуктивными. Одно за другим создаются произведения, и каждое из них обозначает собой новый, высокий этап в том или ином жанре.


Опера Семен Котко , балет , музыка к фильму Александр Невский , на основе которой композитор создал ораторию, - все это вошло в золотой фонд музыки советского периода.

Произведения зрелого периода

Неуемное кипение творческой мысли сменяется мудрой уравновешенностью, интерес к невероятному, сказочному, легендарному сменяется интересом к реальным человеческим судьбам (Семен Котко - опера о молодом солдате), к героическому прошлому родной страны (Александр Невский , опера ), к вечной теме любви и смерти ().

При этом свойственный Прокофьеву юмор не исчез. В сказке (для чтеца и симфонического оркестра), обращенной к самым молодым слушателям, каждый персонаж охарактеризован каким-либо инструментом. Получился своего рода путеводитель по оркестру и одновременно веселая, забавная музыка.


Вершина творчества Прокофьева - его опера . Сюжет великого произведения Л. Толстого, воссоздающий героические страницы русской истории, воспринимался в годы Отечественной войны (именно тогда создавалась опера) необычайно остро и современно.

В этом сочинении соединились лучшие, наиболее типичные черты его творчества. Прокофьев здесь и мастер характерного интонационного портрета, и монументалист, свободно компонующий массовые народные сцены, и, наконец, лирик, создавший необыкновенно поэтичный и женственный образ Наташи.

Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на музыкальное искусство ХХ века. Его произведения постоянно исполняются выдающимися пианистами, скрипачами, симфоническими оркестрами во всех странах мира. Балеты и Золушка с успехом идут на многих сценах России и других стран.

Творческое наследие Прокофьева включает свыше 130 опусов, в том числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и ряд других симфонических сочинений (сюиты, увертюры и др.), 8 концертов, 14 сонат, камерные ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы, песни, хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.

Подготовила: Венская И.С.

| ЖЗЛ. Сергей Прокофьев


Сергей Прокофьев


Открывая его произведения позже, мы обнаруживаем, что они полны загадок: каким образом Прокофьеву удавалось сочинять абсолютно бескомпромиссную музыку, прославлявшую советских вождей? Что значит ликующий финал мрачной Шестой симфонии и почему Седьмая, с которой новатор Прокофьев вошел во вторую половину ХХ столетия, звучит так, словно написана полувеком раньше?
Не меньше загадок таит и его биография: почему он вернулся в СССР в разгар Большого террора, делая успешную карьеру на Западе? Каким образом ему удалось жениться во второй раз, не разведясь с первой женой? Как его первая жена, несколько лет отсидевшая в лагере, позже сумела восстановить свои права вдовы композитора? Не на каждый из этих вопросов есть точный ответ, однако некоторые ответы может дать музыка, и ее в ближайшие дни будет много.


Празднование юбилея композитора откроется дневным концертом Оркестра Мариинского театра в Концертном зале имени Чайковского в Москве (начало в 11:30). Прозвучат Первая и Вторая симфонии, Концерт №1 для фортепиано с оркестром (солист Денис Кожухин), Концерт №1 для скрипки с оркестром (солист Леонидас Кавакос), кантата «Семеро их» и «Скифская сюита». Затем Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра отправятся в Санкт-Петербург, а в зале Чайковского в 15:00 стартует «Марафон Прокофьева». В 21:00 на сцене Концертного зала Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева начнется «Прокофьев-гала», в программе которого прозвучат Кантата к ХХ-летию Октября, Симфония №3, Скрипичный концерт №2 (солист Кристоф Барати) и Фортепианный концерт №2 (солист Денис Мацуев). 24 апреля в Концертном зале Мариинского театра также будет весь день звучать музыка Прокофьева; ей посвящен и Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, стартующий 1 мая. Не пропустит юбилей и маэстро Геннадий Рождественский, открывший публике целый ряд малоизвестных сочинений Прокофьева; на концерте 16 мая можно будет услышать сюиту «Песни наших дней» для солистов, хора и оркестра, а также «Наваждение» в оркестровке самого Рождественского. В июньском абонементе Владимира Юровского обещана музыка Прокофьева к спектаклю «Египетские ночи», и это еще не всё.

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Наряду с музыкальной сказкой «Петя и Волк» марш можно назвать визитной карточкой Прокофьева. Удивительным образом от него остается впечатление очень веселой музыки, хотя, если вслушаться внимательнее, он окажется достаточно зловещим. Лейтмотив одной из лучших опер Прокофьева, марш в бесчисленных переложениях стал излюбленным бисом самых разных музыкантов, от легендарного скрипача Яши Хейфеца до знаменитого саксофониста Алексея Козлова.


Кантата «Здравица»

Прокофьев умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным, которому посвятил «Здравицу», одно из красивейших своих сочинений. Оно написано будто бы на народные стихи о Сталине: «Он все слышит-видит, слышит-видит, как живет народ, Как живет народ, работает. За хороший труд, за труд хороший награждает всех. Он в Москву к себе приглашает тех. Он встречает ласково, говорит со всеми мудро и весело. Ой!» По двойной иронии судьбы, впоследствии «Здравица» исполнялась с измененным текстом, где вместо «Сталина» фигурировали «Ленин», «Партия», «Кремль». А «Здравица» не стала хуже и с новыми словами: «Если б Ленин мог увидеть, как живет у нас народ, Как живет народ, работает, Он за труд хороший, труд хороший похвалил бы нас. Он бы как отец, да, как отец улыбнулся нам, Глянул бы приветливо, говорил бы с нами, говорил бы с нами весело, ласково. Ой!» (смотреть с отметки 7.13).


«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» - версии Клаудио Аббадо и ELP

Лучшее из музыкальных воплощений шекспировской трагедии, насчитывающее несколько шлягеров - в первую очередь, всем известную тему «Танец рыцарей» (популярную также под названием «Монтекки и Капулетти»). Удивительно, что Большой театр, по заказу которого был написан балет, поначалу отверг его, сочтя музыку несценичной и немыслимой для театра. В результате мировая премьера состоялась в 1938 году в Брно, и только полтора года спустя балет поставили в Большом, где он идет до сих пор. Не дождавшись постановки, Прокофьев составил из музыки балета две сюиты; вторую из них открывает как раз «Танец рыцарей», и по сей день остающийся одной из самых любимых оркестровых пьес в мире.


Среди рок-групп, чье постоянное внимание привлекала классика, - британское трио Emerson, Lake & Palmer. Помимо «Картинок с выставки» Мусоргского, аранжировка которых считается одной из лучших работ ELP, на их альбомах звучат мелодии Баха, Яначека, Бартока, Копланда… Неудивительно, что, собравшись в студии после долгого перерыва, группа решила усилить свой новый альбом беспроигрышным «Танцем рыцарей». Не Бог весть какая удачная обработка, однако синтезаторы, бас-гитара и ударная установка идут этой музыке не меньше, чем симфонический оркестр.
Музыка к фильму «Иван Грозный»

Если за первую часть фильма «Иван Грозный» режиссер Сергей Эйзенштейн и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени, то вторая - «Боярский заговор» - в специальном постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) была признана ошибочной и вышла только в 1958 году. Вскоре после постановления Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов были приняты Ждановым, Молотовым и Сталиным. Из сохранившейся записи беседы очевидно, что Ивана Грозного и его опричников Сталин впрямую ассоциировал с собой и своим окружением. Хотя о музыке Прокофьева речи не было, она наверняка сыграла роль в том впечатлении, которое произвела на вождя вторая серия. Эпизод пляски опричников, где черно-белое изображение становится цветным и в кадре доминирует кроваво-красный цвет, без музыки потерял бы многое, а в соединении с ней он смотрится и звучит абсолютно новаторски. Лихую песню царского фаворита Федора Басманова подхватывают опричники: «Гости въехали к боярам во дворы, загуляли по боярам топоры». В несовершенной записи тех лет она до сих пор звучит выразительнее, чем в любом современном исполнении, будь то у Ильдара Абдразакова, Николая Путилина или других замечательных певцов.

Фрагмент из фильма "Иван Грозный" / Киноконцерн "Мосфильм"


Симфонии №1 («Классическая») и №2

Название Первой симфонии Прокофьев объяснял так: «…Из озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде, что в конечном счете обыграю я, если с течением времени симфония так классической и окажется». После ряда дерзких сочинений, взбудораживших публику, Прокофьев сочинил симфонию в духе Гайдна, и вряд ли вы угадаете, что эта музыка закончена в 1917 году. Она стала классикой почти сразу, оказавшись первой из семи блестящих симфоний композитора; однако с «Классической» - истинной шуткой гения - ни одна из них не имеет ничего общего.


Например, Вторая.
«Кантата к ХХ-летию Октября»

Если сочинения Шостаковича, возникавшие по тем или иным официальным поводам, написаны откровенно вполсилы, то Прокофьев и в подобные произведения вкладывал всю мощь своего гения. Среди них выделяется грандиозная «Кантата к ХХ-летию Октября» для двух смешанных хоров, симфонического и военного оркестров, оркестра аккордеонов и шумовых инструментов. Невероятное сочинение на слова Маркса, Ленина и Сталина, «Кантата» и по сей день остается загадкой: чего стоит пролог, где фраза Маркса «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтоб изменить его» в исполнении хора подвергается безжалостной деконструкции! А ленинские слова «Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем. Мы соединились по свободно принятому решенью именно для того, чтобы бороться с врагами, но не оступиться в соседнее болото» из статьи «Что делать?» ложатся на музыку ничуть не хуже, чем, например, слово «интернационализм» в песне Высоцкого.

«Кантату» можно трактовать и как верноподданническое, и как антисоветское произведение. Из вокальных частей как минимум одна, «Революция», навевает ужас, где ткань повествования вдруг прерывает оркестр аккордеонов, понадобившийся Прокофьеву буквально на полминуты. Под его аккомпанемент поются слова из статьи Ленина «Марксизм и восстание»: «Мы отнимем весь хлеб и все сапоги у капиталистов; мы оставим им корки; мы оденем их в лапти». И поет так весело, что в ужасной участи капиталистов не остается никаких сомнений. Сочинение, обогнавшее свое время, не прозвучало ни в год 20-летия революции, ни позже при жизни композитора. И если в сталинские времена казалась крамольной сама идея пения цитат из Ленина и Сталина, в шестидесятых под запретом оказались уже два фрагмента на слова самого Сталина. Премьера полной версии состоялась в 1992 году под управлением Неэме Ярви. В ней принял участие и неутомимый Геннадий Рождественский, прокричавший в мегафон голосом Ленина: «Успех революции зависит от двух-трех дней. Погибнуть всем, но не пропустить неприятеля!» (смотреть с отметки 15.49).


Опера «Семен Котко»

Литературные первоисточники сочинений Прокофьева поражают разнообразием: среди его балетов - «Ромео и Джульетта» по Шекспиру, «Золушка» по Шарлю Перро, «Каменный цветок» по Бажову, среди первоисточников его опер - романы «Игрок» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Огненный ангел» Брюсова, пьесы Гоцци и Шеридана, даже «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и «Я, сын трудового народа…» Валентина Катаева. Именно эта небольшая повесть легла в основу оперы «Семен Котко», посвященной гражданской войне на Украине. Можно только поблагодарить наши театры за то, что они не ухватились за эту тему и кинулись в последние два года ее ставить. Однако в постановке 1999 года опера «Семен Котко» идет в Мариинском театре, где ее можно услышать 27 апреля. Опера украсит и юбилейный вечер дирижера Геннадия Рождественского в Большом театре 4 мая, где в полуконцертном исполнении прозвучит ее III акт.


Оратория «На страже мира»

«Возводится дом небывалый // В просторной Советской стране. // И ты под лесами не балуй, // Наемник, зовущий к войне! // Могучим и дружным усильем // Рассеет тревогу Земля. // Так смерть разлетается пылью // От залпа с бортов корабля!» Эти стихи, которые сегодня трудно читать без улыбки, написал Самуил Маршак специально для оратории Сергея Прокофьева «На страже мира». Сочинение появилось через полтора года после того, как композитора критиковали за формализм, и принесло ему Сталинскую премию. Какого бы то ни было двойного дна здесь нет, зато есть фирменная лирика позднего Прокофьева. «Оберегают жизнь твою // И родину и дом // Твои друзья в любом краю // Их больше с каждым днем. // Они дорогу преградят // Войне на всей земле, // Ведет их лучший друг ребят, // А он живет в Кремле!» Режут ли слух эти слова, прославляющие тирана? Оказывается, нет, если они положены на чудесную музыку.

МБУДО «Дорогобужская детская музыкальная школа»

Классный час на тему:

«С. С. Прокофьев. 125 лет со дня рождения»

Воронежская Светлана Анатольевна

Г. Дорогобуж

2016 год

Тема классного часа : «С.С.Прокофьев. 125 лет со дня рождения».

Место проведения : МБУДО «Дорогобужская ДМШ», класс № 8.

Продолжительность: 40 минут.

Участники : преподаватели и учащиеся класса фортепиано.

- «Ала и Лоллий» (Скифская сюита)

- « Петя и волк » (Симфоническая сказка)

Два пушкинских вальса, различные сюиты, поэмы, увертюры и др.

Инструментальные концерты:

- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Des-dur, op. 10

- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром g-moll, op. 16

- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром C-dur, op. 26

- Концерт № 4 для фортепиано с оркестром B-dur, op. 53

- Концерт № 5 для фортепиано с оркестром G-dur, op. 55

Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur, op. 19

Концерт № 2 для скрипки с оркестром g-moll, op. 63

Концерт для виолончели с оркестром

Симфония - концерт для виолончели с оркестром

(видео-исполнение части Концерта для фортепиано с оркестром №3 ор. 26

Денисом Мацуевым)

Камерно-инструментальные ансамбли:

Две сонаты для скрипки и фортепиано

Соната для скрипки соло

Соната для двух скрипок

Соната для виолончели и фортепиано

Соната для флейты

Два струнных квартета

Произведения для фортепиано

- Соната № 1 фа минор (ор.1)

- Соната № 2 ре минор (ор.14)

Соната №3 ля минор (ор. 28)

Соната №4 до минор (ор. 29)

Соната №5 до мажор (ор.38)

- Соната № 6 ля мажор (ор.82)

- Соната № 7 си бемоль мажор (ор.83)

- Соната № 8 си бемоль мажор (ор.84)

Сонатина №9 для фортепиано до мажор (ор.103)

Две сонатины для фортепиано (ор.54)

- 4 этюда для фортепиано (ор.2)

3 пьесы для фортепиано (ор.59)

3 пьесы для фортепиано (ор.96)

- 4 пьесы для фортепиано (ор.3)

- 4 пьесы для фортепиано (ор.4)

4 пьесы для фортепиано (ор.32)

10 пьес для фортепиано (ор.12)

- Токката Ре-минор (ор.11)

- « Сарказмы » (ор.17)

- « Мимолётности » (ор.22)

- « Сказки старой бабушки » (ор.31)

- Дивертисмент (ор.43)

- 6 транскрипций для фортепиано (ор.52)

- « Музыка для детей » (ор.65)

- «Ромео и Джульетта» - 10 пьес для фортепиано (ор.75)

- «Золушка» - 10 пьес для фортепиано (ор.97)

- «Золушка» - 6 пьес для фортепиано (ор.102)

Также: романсы, песни, музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

(исполнение учащимися и преподавателями пьес С. С. Прокофьева)

(видео-исполнение пьес С. С. Прокофьева Варварой Кутузовой)

Звания, награды и премии С. С. Прокофьева:

Шесть Сталинских премий ). Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве композитора, в ней представлены вещи, окружавшие композитора, книги и ноты, пианино, мебель и фотоматериалы семьи Прокофьева.

Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева - открыто 1-го июня 1966 года (г. Северодонецк Луганской области).

Музей С. С. Прокофьева - открыт 24 июня 2008 года по адресу Камергерский переулок , дом 6/5 в квартире № 6, где жил, работал и скончался С. С. Прокофьев. В музее собраны нотные и литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьева.

Международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева в Санкт-Петербурге , который ежегодно проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.

Памятник Прокофьеву возле музыкальной школы им. Прокофьева в Москве.

Памятник и концертный зал им. Прокофьева в Челябинске .

Концертный зал им. Прокофьева Донецкой областной филармонии.

Симфонический оркестр им. Прокофьева Донецкой областной филармонии.

Донецкая государственная музыкальная академия им. С. С. Прокофьева.

- Детская музыкальная школа № 10 имени С. С. Прокофьева в Азове.

Улица Прокофьева в г. Сумы (Украина)

- Музей Прокофьева (на родине композитора) в селе Красное Красноармейского района Донецкой области (Украина) был открыт к 100-летию Прокофьева в 1991 г.

В 1991 году в Советском Союзе был поставлен документальный фильм о Прокофьеве «Сюита жизни»

В 2003 году вышел документальный фильм «Гений Прокофьев».

В 2012 году открыт международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в городе Донецке, Украина

Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BWA) носит имя «Сергей Прокофьев».

6 августа 2012 года в честь Прокофьева назван кратер на Меркурии .

Как известно, наступающий 2016-й год по предложению президента В.В.Путина объявлен Годом Прокофьева. В последний день IV Санкт-Петербургского международного культурного форума, 16 декабря, состоялась презентация проекта «ПРОКОФЬЕВ-125», в которой представители Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И.Глинки рассказали о будущих мероприятиях Года Прокофьева. В программе мероприятий:

Новая экспозиция в Музее С.С Прокофьева,

Научно-практический Форум,

Конкурс композиторов имени Прокофьева,

Фестиваль студенческих работ от учащихся творческих вузов,

Большой Музыкальный фестиваль.

«Пасхальный фестиваль В. Гергиева и Фестиваль на базе Музея имени Глинки станут ключевыми событиями мероприятий Года Прокофьева. География юбилейных мероприятий не ограничится Москвой и Санкт-Петербургом, она расширяется с каждым днем. А в столице партнерами Музейного объединения станут, в частности, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Концертный зал им. П.И. Чайковского, Московский международный Дом музыки, на площадках которых пройдут концертные программы. Активное участие в проекте примет и Музей кино.

"Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…" (С. С. Прокофьев)

Источники:



Статьи по теме: