Народные ремесла и промыслы сибирского региона презентация. Художественные промыслы Сибири: вышивка

Издавна у народов Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Декоративное искусство коренных народов носит на себе отпечаток исторической и экономической их судьбы и уходит корнями в далекие времена.

Первопроходцев мы и сейчас считаем героями, а Сибирь с древнейших времен была заселена трудолюбивым, упорным и мудрым народом. Трудная и обильная, она была доступна только сильным и одержимым. За тысячи верст на поиски счастья и удачи шли за Каменный пояс «хожалые люди» на промыслы: кто чем – кто охотой, кто золотником, а кто и «варначил». Многие старожилы утверждают, что кто-то из их предков был сослан в Сибирь на каторгу или на поселение. В своих воспоминаниях они говорят, как в России раньше пугали Сибирью, Сибирь представлялась краем сплошных снегов, страшных морозов, непроходимых лесов, свирепых медведей, неисчислимых волков. А многие гордятся, что их предки были самоходами.

Не от хорошей жизни шли в такие глухие края самоходы (самоходам называли себя переселенцы «по своей воли») «ладить и обустраивать свое жилье–былье». В Сибирь шли сильные телом и твердые духом. «В России и молодой лежит, в Сибири и старый бежит – хочется жить». Жизнь сибиряка была в постоянной заботе о тепле и хлебе. Зима сурово спроси с нерадивого, что он делала летом. Чтобы прожить, надо труд вложить, надо быть трудолюбивым и рачительным хозяином.

«Трудно свой хлеб добывал человек». К великому сожалению, сейчас, в современных условиях цивилизации с комфортабельным жильем и широким использованием электричества, машин и техники, нами воспринимается прошлое как забавная сказка. Переселенцам же надо было приспособиться и освоить все возможное, чтобы противостоять холоду и голоду во благо жизни.

В народном изобразительном искусстве в прошлом не было самостоятельных художественных произведений - оно служило декоративным целям. Почти у всех коренных народов Сибири была распространена резьба по дереву. Резьбой украшалась посуда, деревянные предметы домашнего обихода у якутов, бурят. Кочевой и охотничий в прошлом образ жизни определил стремление к художественному оформлению охотничьей одежды и предметов охотничьего снаряжения.

Древним искусством сибиряков является резьба по мамонтовой кости.

Для старожильческого населения области ввиду ее отдаленности и слабого развития товарно-денежных отношений был характерен натуральный характер хозяйства: крестьяне сами делали сельскохозяйственные орудия – сохи, бороны, плуги и др., сколачивали телеги и сани, изготовляли конскую сбрую, гнали смолу и деготь, обрабатывали кожи, занимались слесарным, шорным и бондарным делом. Женщины-крестьянки изготовляли домашним способом одежду. И мужские и женские костюмы украшались вышивкой, аппликацией на одежде и обуви.

Аппликацией украшались и войлочные ковры. Сейчас эти народные промыслы не имеют промышленного значения, а сохранились в основном при изготовлении сувениров.
Женщины из хозяйств-старожилов сами делали для своей семьи глиняную посуду. Все это использовалось в своем хозяйстве и лишь частично шло на продажу.

Ткачество у русского населения Сибири

Многообразно проявление народного творчества в крестьянском ткачестве. Холсты разных сортов и добротности выделывали повсеместно. Современники отмечают высокое качество холста рубашечного: тонок, чрезвычайно плотен, ровен, не шероховат, на цвет белоснежен, на ощупь мягок, как шелк. Чиновники интенданства неизменно подчеркивали в своих рапортах в военное министерство превосходное качество сибирских холстов. По добротности и прочности они превосходили холсты, привозимые из других стран.

Народное творчество мастериц-рукодельниц проявилось в создании так называемых пестрядей и узорных браней с многообразным цветовым рисунком. Вытканная из окрашенной в разные цвета льняной, пеньковой или хлопчатобумажной пряжи пестрядь употреблялась на рубахи, юбки, фартуки. Особенно ценились крестьянками пестрядь, вытканная не в полоску, а в разноцветную клетку. Пестрядь из толстых цветных крученых нитей употреблялась и на половики.

У богатых крестьян весь пол устилался такими разноцветными половиками, крестьяне победнее ткали так называемые изгребные половики, для которых нити прялись из остатков льна. Яркими красками, изяществом рисунка отличались брани – скатерти узорного тканья. Нарядными были скатерти, вытканные на льняном утке бумажными нитками разных цветов, преимущественно геометрическим рисунком. Края скатертей часто украшались кистями. Излюбленными цветами народных мастеров оставались красный, синий, зеленый, коричневый всех оттенков, употреблялись желтый и лиловый. Узорчатые брани ткали из пяти – шести различных тонов, которые подбирали таким образом, чтобы не было раздражающей глаз пестроты. Чаще же всего для узорного тканья применяли два – три красочных тона.
Яркой красочностью, декоративностью отличались стеновые, полотенца, которые вешали около икон в «красном» углу, в округ портретов, зеркал. Переселенцами были занесены в Сибирь из Черниговской губернии рушники с красными орлами и рушники квитками, вышитые яркими цветами. Основной орнамент дополнялся изображением четырехугольников, полос, звезд. В узорах полотенец типичные украинские мотивы, способ зашивания узором значительной части предмета прослеживаются по всей Сибири, вплоть до Амура.
Кроме вышитых, народные мастерицы ткали стеновые полотенца. Эти полотенца выполнены техникой закладного ткачества из льна с шерстью. На кирпично-красном фоне искусная рука мастера расположила узор из полос различной ширины, заполненных геометрическим орнаментом.

В крестьянской вышивке ярко и тонко проявилась художественная одаренность народа. Войдя в обиход русского народа, вышивка внесла красоту в общий стиль убранства крестьянского жилища, одежды.

Пушной промысел

В истории страны пушнина (ее называли скора, "мягкая рухлядь") всегда играла важную роль. В древней Руси ею платили дань, выдавали жалованье, одаривали иностранных государей, своих и иностранных подданных. Достаточно сказать, что в 1635 г. персидский шах в качестве ответного дара получил из Москвы живых соболей в золоченых клетках. В XI--XII веках меха служили деньгами. Пушнина была валютным товаром. В обмен на нее получали из-за границы разные товары, в том числе и серебро для чеканки отечественной монеты (собственное сырье было открыто в стране только в начале XVIII в.). Немалое значение пушнина имела и для доходной части государственного бюджета. В 1640--50-х годах ее доля там составляла 20 процентов, а в 1680 г. -- не менее 10 процентов. Значительна была ее роль и в экспорте России.
О значении пушного промысла в развитии Сибири XVII в. свидетельствует и сама символика ее герба из жалованной грамоты 1690 г.: два соболя, пронзенные двумя скрещивающимися стрелами и держащие в зубах "корону сибирского царства".
С пушного промысла в XVII в. началось развитие капиталистических отношений в Сибири.

Наибольшую выгоду приносила добыча соболей.

Этот зверек в больших количествах обитал в лесах Западной Сибири, а его мех обладал прекрасными качествами и неограниченным рыночным спросом. Более же ценные и дорогие виды пушных зверей (выдры, бобра и лисицы) не отличались массовостью и повсеместностью распространения. Прочая низкооцениваемая, хотя и многочисленная, пушнина (белка, горностай) также была для русского профессионального промысла убыточной.

Гончарное ремесло

Гончарство было одним из самых нужных промыслов в хозяйстве и быту русского населения Прибайкалья.

В сибирском быту этому традиционному промыслу всегда уделялось много внимания. Известно, что староверы очень ревностно относились к посуде, подразделяя ее на чистую и нечистую, на постную и скоромную («молосную»). Широкое распространение имели религиозные запреты, не разрешающие старообрядцам иметь общение с мирскими, т.е. не старообрядцами, «в ядении, шитии и любви». Для мирских (табакуров, ссыльных и людей другой веры и национальности) была своя особая посуда. Определенной формы горшки и кринки применялись знахарями в народной медицине.

Тут имелся набор горшков для «поднятия живота», для правки «сорванного пупа», для лечения при простуде (на спину в старину ставили нагретые кринки – предшественницы современных банок). Для детей изготовляли игрушки, птички-свистульки, окарины.

Широкое использование керамических изделий в хозяйстве и быту крестьян объяснялось доступностью и почти повсеместным производством их в русских селах. Но прежде всего до революции гончарное производство в значительной мере обусловливалось самим ведением сельского хозяйства, в котором значительную роль играло скотоводство. Особенно это было характерным для Восточного Забайкалья, где богатые крестьяне имели целые стада крупного рогатого скота, много овец, лошадей. Для переработки молока требовалось много посуды. Не случайно у семейских в избе целые полки отводились для хранения глиняной посуды, которая была очень разнообразна: горшки для варки щей, каши, множество кринок для отстаивания сметаны, мокитры (макотры) для розлива и кипячения молока, просто молочники, подойники, муравленые чашки и миски, латки, даже имелись керамические тарелки и рюмки.

Все они были местного производства. Учитывая недолговечность сосудов и значительное количество бывших тогда неразделенных семей, достигающих иногда от 20 до 40 чел., можно представить, сколько же требовалось этой посуды только для одной семьи. Из всего вышесказанного можем заключить, насколько важным было гончарство в быту русского населения.

Плетение

Плетение – одно из древнейших занятие человечества, появившееся на земле тысячи лет назад. Ведь у древнего человека еще не было под руками ни топора, ни ножа, ни тем более шила, однако плетение было достаточно широко распространено. Плели различные необходимые в быту изделия из всего, что попадалось под руки: из коры деревьев, из гибких ветвей, из кожи животных, позже пошли в ход веревки, пенька и многое-многое другое.
Накануне XX века плетеные бытовые предметы были в Сибири изделиями чуть ли не первой необходимости. В этот период огромной популярностью пользовались плетеные корзины, плетеная мебель, плетеные коляски для кукол и детей и многое-многое другое.

Плели изделия из тонкой окоренной лозы, а затем покрывали ее различными красителями и даже серебром и позолотой. На плетеные изделия в то время была большая мода, и пользовались ими все – от простолюдинов до особ королевского двора. Доходило до того, что отдельные элементы техники плетения имитировали в фарфоре при изготовлении ваз, а изображения корзин или отдельно плетеных полос применяли в дизайне архитектурных строений.

Большое достоинство плетеных бытовых изделий – универсальность. Их широко использовали не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле. При бурном развитии промышленности упаковочные корзины, сплетенные из лозы, были настолько дешевыми, что смогли вытеснить деревянные ящики. Примерно тогда же плетение переходит на промышленные рельсы.

Берестяной промысел

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одним из исконно сбирских ремесел всегда оставался берестяной промысел.

Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.
Предметы из бересты легко вошли и в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам берестяные изделия являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.

Береста - это верхний слой березовой коры, заготавливаемый в мае-июне во время сокодвижения. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий.
Благодаря своим свойствам - прочности, гибкости, устойчивости к гниению - этот материал издавна применялся для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года.

Народные мастера Сибири

На территории Прибайкалья существуют целые династии мастеров практически по всем исконно сибирским народным художественным ремеслам.
Гончарное дело и художественная керамика представлены в Прибайкалье работами династий мастеров Таволжанских и Голендеевых, берестяной промысел и бондарное ремесло с успехом развивается благодаря семьям мастеров Мильтовых и Шутько, художественная вышивка представлена работами мастериц ассоциации "Оникс". Работы всех без исключения мастеров Прибайкалья поистине уникальны.
Более подробно познакомиться с творчеством и прочитать о династиях мастеров Сибири и Прибайкалья можно

Возьми информацию с сайта http://www.vostok-sibir.ru/
Вот например:
В народном изобразительном искусстве в прошлом не было самостоятельных художественных произведений - оно служи­ло декоративным целям. Почти у всех коренных народов Восточной Сибири была распространена резьба по дереву. Резьбой украшалась посуда, деревянные предме­ты домашнего обихода у якутов, бурят. Кочевой и охотничий в прошлом образ жизни определил стремление к художест­венному оформлению охотничьем одежды и предметов охотничьего снаряжения. Спе­циально мужской профессией считалась чеканка по металлу: мужчины-охотники украшали уздечки, седла, рукоятки ножей национальным орнаментом. Древним ис­кусством якутов является резьба по мамонтовой кости. Женщины почти у всех народов занимались украшением одеж­ды - художественные способности очень высоко ценились ранее при выборе неве­сты. И мужские и женские костюмы украшались вышивкой, аппликацией на одеж­де и обуви. Аппликацией украшались и войлочные ковры. Сейчас эти народные промыслы не имеют промышленного зна­чения, а сохранились в основном при изготовлении сувениров. Здесь следует упомянуть чеканку по серебру, резьбу по дереву и кости у якутов, бурят (из камня вырезаются шахматы, мундштуки для трубок, пряжки для поясов; из кости - барелье­фы). Женщины украшают национальную обувь кожаными аппликациями.Поскольку основным занятием коренных народов до революции была охота, это определило своеобразие национальной одежды. Она была разной у различных народов, но объединял ее материал, из которого она изготовлялась - мех. Якуты, например, раньше вообще не знали ткани, у других народов она привозилась русскими. Собственное ткачество развито не было. Меховые, главным образом оленьи шкуры обрабатывались, и из них шились рубахи, дошки, малицы, обувь. Сейчас на­циональный костюм в большинстве слу­чаев стал достоянием семейных сундуков, своего рода семейной реликвией. В совре­менную одежду переходят лишь отдельные элементы старинной, главным образом от­делка - вышивка, аппликация и т. д. В по­вседневной жизни и городское и сельское население носит обычный русский костюм и обувь, купленные в магазине. Зимой, конечно, в ходу более утепленный по сравнению с Европейской частью страны комплект верхней одежды: непременные валенки, шапки-треухи, на многих полу­шубки. У северных народов, особенно у оленеводов и охотников, и сейчас сохра­няется зимняя меховая одежда. Длинная малица или совик, сшитые из оленьих шкур, с капюшоном прекрасно защищают от морозов и ветров. Удобны и высокие меховые сапоги - пимы. Этой одеждой, например, в дороге часто пользуются и живущие на Крайнем Севере сибиряки-русские.

Геннадий Переладов

Мастера сибирских сел:

Декоративно-прикладное искусство в Сибири XIX – начала XX века

Старинные деревянные ворота, город Красноярск

Сегодня мы больше знаем Сибирь как богатейший край, где имеются огромные природные ресурсы, где построены и стро­ятся важные промышленные центры... Вместе с тем сибиряки и их культура со­ставляют одну из интереснейших граней духовного запаса нашей страны. Куль­турное наследие Сибири далеко не одно­значно. Оно по-разному проявляется как в отдельных регионах Сибири, так и на различных этапах ее освоения. Западную Сибирь достаточно сложно рас­сматривать как единый массив народной культуры. В нем сложилось несколько обширных регионов традиционной народ­ной культуры, обусловленных природны­ми и социально-историческими условия­ми: Север, Зауралье и Алтай. В течение XVII — начале XVIII века бы­ла осуществлена титаническая работа по освоению Западной Сибири.

Приток рус­ского населения в Сибирь вызывал необ­ходимость обеспечить переселенцев не только продуктами питания, но и про­мышленными изделиями. В целом можно сказать, что, начиная с XVII века, в За­падной Сибири начался процесс форми­рования промыслов, в том числе художе­ственных, основанных на традиционном народном искусстве. Этот процесс охваты­вает одну отрасль за другой. В течение XVII века здесь возникают деревообделочные, кожевенные, металлообрабатывающие, гончарные, портняжные, пимокатные и некоторые другие промыслы. Исто­рия показывает, что в XVIII—XIX веках промысловая деятельность сибирского крестьянства широко распространяется далее на восток и в южные районы За­падной Сибири. Вслед за зауральскими центрами промысловыми городами стано­вятся Ишим, Тюкалинск, Томск, Каинск, Мариинск, Барнаул и многие другие, а также промысловые села, их окружающие, что свидетельствует об устойчивых и развитых формах традиций народного де­коративно-прикладного искусства сиби­ряков.

Одним из самых ярких и широко распространенных видов народногоискусства стала художественная обработка дерева. И это, конечно, не случайно. Природа Сибири щедро наделена богатствами ле­са, где преобладают хвойные породы: сосна, ель, лиственница, кедр, много бере­зы и осины. Искусство сибиряка проявлялось с основательностью начиная со строительства дома. Некоторые старые избы Сибири, монументальные и крепкие, являются как бы соратниками крепостей. Зодчий чувствовал и понимал красоту дерева, он строил красивые и величест­венные остроги и крепости, а также до­ма. Они были конструктивно ясны и ла­коничны.

Скворечник из Сибири

Мастер никогда не привносил в свое сооружение ничего лишнего. Это роднит их с архитектурой Русского Севера. На стыке скатов крыши концы досок обычно перекрывались толстым выдолб­ленным снизу бревном — «охлупнем» («шеломом», «коньком»). В Западной Си­бири чаще употребляли название «конек». Своей тяжестью он прижимал всю кон­струкцию крыши, придавая ей необходи­мую прочность. Конец такого «конька» обычно выдавался вперед и иногда деко­ративно обрабатывался. Это был чаще трезубец или изображение головы коня. Любовь русского народа к узорочью осо­бенно сказалась в деревянной резьбе Си­бири. Образцы кружев из дерева без тру­да отыщутся в любом из старых сибир­ских городов. Среди всего многообразия форм резьбы по дереву есть скульптур­ная резьба, плоская, рельефная и пропильная, которая получила наибольшее распространение.

Резьбой украшались наиболее важные композиционные части сооружения: фронтоны, карнизы, обрамления окон и дверей, ворота. Это говорит о живучести традиций русского народного зодчества в условиях Сибири, где также все строго продумано, все являет единство конструк­тивного и эстетического.

Обработка фриза избы выпиловочным орнаментом в с. Малышевка. В селе Малышевка Иркутской области на избе А.И. Соколова имеется фриз с надписью: «Сия ажура приложена А. И. Соколову в память мастера». Выпиленная из доски надпись с затейливыми буквами размещена только по главному фасаду и хорошо оформляет переход от стены к крыше. Источник информации http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006348 « Крестьянское жилище Восточной Сибири» ( По книге: Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М. 1953)

Богатство деко­ра нарастает от основания дома к его крыше. Особенно пышно украшен фронтон, поскольку он завершает, «венчает» дом. К торцам кровли прикрепляются «подзоры», а к центру поля фронтона — ажурное «солнышко». Некоторые элементы резьбы имеют давнее происхождение. На­пример, крыша дома и прилегающие к ней части воспринимались крестьянским со­знанием как подобие головного убора. Мы знаем, что головным уборам в древ­ности уделялось чрезвычайно большое внимание, им приписывались различные магические свойства. Интересные ассоци­ации вызывает в связи с этим характерное для наиболее старых жилищ Томской области оформление верхнего наличника окна резной доской, напоминающей древнейший женский головной убор — рогатую кичку. В резьбе таких наличников особенно часто встречаются мотивы солнечной розетки, коня, птицы, которые, как мы знаем, являлись оберегами в представлении восточных славян. Эти пережитки языческого культа животных, связанного с представлениями о плодородии, жизни, добром начале, сохранились в крестьян­ском искусстве практически до наших дней, хотя их изображения, конечно же, давно утратили первоначальное значение оберегов, превратившись в чисто декора­тивные элементы оформления жилища.

Стена подполатного угла. Конец XIX в. деревня Катышка. Из коллекции Н. Синячихинского музея заповедника. Источник изображения http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-08.htm (Урало-сибирская роспись)

Отличительную особенность сибирских изб составляет роспись масляной краской по штукатурке или по дереву. Кроме традиционной растительной орна­ментики в росписи встречаются бытовые и даже исторические сюжеты: сцены охоты, эпизоды из похода Ермака и др. Местное население, восприняв и творче­ски переработав многие наслоения, выра­ботало свою живописную систему, кото­рая позволяет называть ее сибирской кистевой (маховой) росписью, истоки которой уходят в северную и уральскую шко­лу этого вида народного творчества. В на­стоящее время в Западной Сибири сохра­нились редчайшие образцы интерьернои росписи. Центрами распространения росписи были купеческие селения регио­на: Каинск, Колывань, Черепаново, Камень-на-Оби, Мариинск и многие другие. Многие сибирские дома украшались не только резьбой и росписью, но и различ­ными изделиями из жести: чаще всего это водостоки, иногда дымники, флюгера, а то и просто украшения на крыше. Особенно славится дымниками Тюмень, но есть они и в Новосибирске, Томске, Кемерове и других городах и населенных пунктах Сибири.

Тюменский дымник из Сибири

Со второй половины XIX века просечное железо приобретает широкую популяр­ность в украшении балконных ограждений, фронтонов крылец, садовых ворот. В городах, а иногда и селах Сибири мно­гие из дымовых труб и водостоков укра­шались, да и украшаются по сей день, художественными венцами. Иногда ставят «флюгер», что указывает на старую традицию северных изб устанавливать вращающуюся птицу-флюгер. Интересно, что в Новосибирске даже на одной ил труб мылзавода стоит именно такая птица-флюгер в виде петуха, выполненная из просечного металла. Мастера-кровельщики изготовляли и множество подвесных кружевных подзоров из жести, но особенно много их руками создавалось дымников. Из жести изготовлялась также посуда — чайники, кружки, ковши и пр. Производство жестяных изделий было со­средоточено в большей степени в крупных населенных пунктах и городах, таких как Бийск, Новосибирск, Барнаул, Омск и Томск, но был развит этот промысел и в городах меньшего масштаба: Куйбышеве (Новосибирская область), бывшем Каинске, Барабинске, Камне-на-Оби и дру­гих.

Ценность для современных промыслов представляют бытовые изделия с росписью, которые имеют свои отличительные особенности. Это расписные прял­ки, деревянная утварь, сундуки, долбленая посуда, бондарные ушаты, изделия из бересты и многое другое. Раньше в больших селениях, где были ярмарки, име­лись обычно мастера, изготовлявшие прял­ки, гребни, трепала и т. д. Многие изде­лия народных мастеров обращают на се­бя внимание художественной отделкой. Резьба и роспись на предметах быта и орудиях труда выполнялись в традиционной манере. Росписью народные мастера Сибири покрывали стены дома, мебель, орудия труда; расписывались бондарная посуда, изделия из бересты и токарные изделия из дерева. Несмотря на разный материал, форму и назначение изделий, есть общее в стилистике их росписи. Можно говорип. об особом варианте ура­ло-сибирской росписи, которую мы назва­ли сибирской. Кроме того, в сибирской росписи можно выделить омскую, новоси­бирскую, томскую и кемеровскую ее раз­новидности. В целом для нее характерны цветной фон и лаконичный растительный орнамент живописного типа.

Широко раз­вит в Сибири также и керамический про­мысел.

Крынки из Сибири

Исследователи отмечают, что в XIX веке более всего гончарным делом славились села Томской и Тобольской губерний. Много керамики делалось и на Алтае. П.А. Голубев, исследователь этого про­мысла в прошлом веке, отмечал, «...что редкая сибирячка не может сделать горшок сама». На территории юга Западной Сибири сложилось несколько крупных районов по производству керамики — в Томской, Новосибирской, Омской и Кеме­ровской областях. На территории Новосибирский области, например, керамические центры были в Венгеровском. Ордынском, Кыштовском, Сузупском, Колыванском районах. Изделия сибирских кустарей отличались разными формами, размером и назначением: банки для ва­ренья, крынки, квашенки. горшки для цветов, миски и т. д. Лучшей по качеству слыла посуда колыванских мастеров, по­лучившая название «колыванок», но ранние лепные образцы в основной своей массе выглядели грубовато. Расписная посуда в Сибири была редкостью, так как ангобы малоизвестны, а для глазури требовалось сырье особого качества и глёт (окись свинца), который стоил очень дорого и был не всем доступен. Гончары-глазуровщики старались сохранить в тай­не секреты глазури и не всегда передавали их по наследству. Более традиционно для керамики Западной Сибири украшение рельефом. сохранившееся до XX века. Украшения делались в виде зигзагов из белой глины или рантов и веночек, выступающих над плоскостью черепка.

Большой горшок. Раньше такие называли макитрами. Отремонтирован при помощи берестяных лент. Источник изображения и информации http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=885

Любопытно, что в Сибирь гончарный круг пришел раньше, чем во многие центральные области России. В подавляющем большинство керамика делалась на нем. Однако встречаются в регионе и образцы лепной керамики, например, сосуд для кислого молока (XVIII в.) из д. Кирза Ордынского района Новосибирской обла­сти. Славилась Сибирь и так называемы­ми «колыванками» — это широкогорлый тип горшка с короткой тульей. Сосуды этого типа изготовлялись в селе Колывань Новосибирской области. Название «колыванка» относилось к упомянутому выше типу широкогорлого горшка, а не ко всей керамической продукции села Колывань.

В Западной Сибири местное население обыкновенный сарай, где делали керами­ку, называло уважительно «завод». Такие заводы работали до революции и в селах Кама и Гжатск Куйбышевского района Новосибирской области, районных центрах Колывань, Бердское, Черепаново, деревне Низовое па границе с Омской областью, поселке Черлак Омской области и многих, многих других.

Если гончарством в Сибири занимались и мужчины, и женщины (позднее, прав­да, только мужчины), то «сидеть на веретёшке» — заниматься прядением — это, конечно, было «привилегией» женщины. В конце XIX — начале XX века в некоторых местах еще продолжалось изготовление ткани домашним способом. Ткали на «кроснах». Из овечьей шерсти изготавли­валось сукно.

Имелись целые селения или даже районы, где преобладающим заня­тием являлись различные кустарные промыслы. Крупные районы кустарной промышленности сформировались в юго-западной части Западной Сибири. Узорным ткачеством занимались повсеместно. Почти в каждой деревне были мастерицы, бравшие заказы па узорные «браны», но домотканые изделия постепенно вытеснялись фабричными.

Браные узоры на текстильных изделиях русских крестьян Восточной Сибири. Источник изображения и информации http://www.liveinternet.ru/users/zetta_starlec/post258579181

Текстиль и его художественная обработ­ка занимает заметное место в народном декоративно-прикладном искусстве Сиби­ри. И сейчас мы повсеместно можем встретить народных умельцев, которые ткут ковры, дорожки, паласы, изготавливают «круги», вышивают и вяжут. Ковры в Западной Сибири употреблялись для застилания полов, для декоративного убранства жилища, вместо постелей, си­денья, для укрывания от холода пассажи­ров при езде в санях. В настоящее время бытует множество типов ковровых изде­лий: традиционный тканый махровый ковер — «сибирский», ворсовые ковры обычного типа, узелковые и «игольчатого» типа, вышитые швом «болгарский «крест», паласные, аппликационные и лоскутные. Начиная с XIX века образцы сибирского махрового ковра распространились по всей территории Сибири. В XX веке худо­жественная ценность ковров не только не утратилась, а, наоборот, возросла. При художественном своеобразии сибирского махрового ковра с розами у него имеется определенная перекличка с курскими, орловскими и воронежскими коврами по­добного типа. Это неудивительно, ведь переселенцев из центральных областей в Сибири было множество, и это не могло не сказаться, в частности, на стиле ков­ров.

Уникальные тюменские ковры. Источник изображения и информации http://smartnews.ru/regions/tymen/6351.html . Именно знаменитый тюменский ковер увековечил художник Василий Суриков на своей картине «Взятие снежного городка». На ковре с длинным ворсом на черном фоне изображен большой букет роз и маков в обрамлении бутонов и пышных листьев.

Определенное влияние на русскую культуру сибиряков в ковровом промысле оказало искусство соседних восточных народов: казахов, киргизов, узбеков.

Большое распространенно получил и тип восточного ковра с геометрическим рисун­ком: ромбы, квадраты, круги, треугольни­ки. Но и в данном случае сибиряки вно­сят свое: общий рисунок па ковре не имеет той сложности, отдельные орнамен­ты упрощаются и увеличиваются в раз­мерах, колорит несложный, с малым ко­личеством полутонов, весь художествен­ный стиль ковра строгий, монументаль­ный.

Необходимо отметить и другие виды текстильной продукции: многоремизное, пе­реборное, выборное и браное. Этот вид искусства является характерным для районов юга Западной Сибири, имеет мест­ные специфические особенности и суще­ствует во многих формах: скатерти, сал­фетки, полотенца, покрывала и т. п. К этой же группе изделий можно отне­сти тканые узорные пояса, опояски и вожжи, которых на территории региона ткалось очень много. Особенно в районах, прилегающих или входящих в Кыштовский район Новосибирской области.

Пояса Поломошновой Т.А., 1914 г.р., с. Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края. Слева тканый пояс с узором "пятиягодка". Источник изображения и информации http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/russian/russian.htm

Учи­тывая многообразие и большое количест­во памятников этого вида народного искусства, следует отметить, что большин­ство этих изделий несут черты влияния коми-пермяцкой народной культуры. Од­нако в данном случае сибиряки привносят свое творческое отношение к создава­емым изделиям. Работая в традиционной технике «на дощечках», они ткали не только различные по ширине, длине и орнаментике пояса, но и вожжи — гордость сибиряков. Может быть, поэтому их так любовно украшали кистями из цветной шерсти. На вожжах, как и на опоясках, варьировался орнамент, подби­рались новые сочетания цвета, изготав­ливались именные вещи и т. д., то есть в рамках старой традиции создавался свой, особый ассортимент вещей. В си­бирских селах изготавливалось и большое количество широких (18—22 см) ямщицких поясов.

Многообразная по технике сибирская вышивка

Вышивка относится к развитой форме народного творчества сибирских женщин. Искусство вышивания в Сибири разви­валось только в форме домашнего ремесла: все вышитые изделия использовались для нужд семьи. Вышитыми узорами сибирские женщины украшали одежду, по­лотенца, салфетки и т. д. Художественные текстильные изделия входили составной частью в оформление сибирского жили­ща, в приданое невесте, в праздничные ритуалы.

С начала нынешнего века и до 30-х годов самым широким образом была развита вышивка по филейной сетке. Для «фи­лейных» работ характерны ясность и яркость орнамента, своеобразная «пыш­ность», наиболее распространенный ри­сунок — объемная роза в окружении лист­вы и различные картуши. В вышивке сохранились многие мотивы, уходящие корнями в классическое искусство. Осо­бый интерес представляют вышитые крестом полотенца и рубахи, где преобладают ромбы, прямые и косые кресты, меандр.

Подводя общий итог развития сибирского народного декоративно-прикладного искусства второй половины XIX — начала XX века, следует отметить, что сложилась достаточно своеобразная народная культура, которая, сепарировав многое из привнесенного, переработала все на свой лад. Определяющим условием этих переработок стал рационализм сибиряка, который вытекал их жизненных условий и особенностей его быта.

Народное искусство Сибири показывает, как важно знать те истоки красоты, которые позволили русскому человеку в некогда новых для него условиях сохранять традиции своей культуры, его «духовную оседлость», нравственную самодисциплину, словом, все то, чем полнилась душа.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Искусств

Кафедра теории отечественного и зарубежного искусства

Художественные промыслы Сибири: вышивка

Барнаул 2011

Введение

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой - результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.

Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве Сибири.

В докладе речь пойдет о таком виде народного творчества, как вышивка.

Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. На сегодняшний день многие люди увлечены этим хобби. Не только как занятием для души, но и на продажу - в городах открываются мастерские, где можно заказать любую вышитую картину(вышивают нитками, бисером, лентами и т.д.). В Интернете многие сайты по рукоделию также предлагают такую услугу. И это стало неплохим бизнесом. В музеях и галереях стали проходить выставки по вышивке. Это значит, что вышивка мода на вышивку возвращается к нам из тех далеких веков, когда почти каждая девушка умела вышивать, и занятие вышивкой было ежедневным времяпрепровождением. Сейчас этим интересным хобби занимаются многие люди (интересно то, что увлекаются вышивкой люди совершенно разного возраста. Не только девушки, молодые и пожилые женщины (как это было раньше), но мужчины!

вышивка фольклорный россия владимирский крестик

1. История вышивки

Возникнув в далёком прошлом, искусство вышивки на протяжении многих столетий применяется для украшения одежды и жилища. К сожалению, ткани и нити подвергаются повреждению микроорганизмами и на протяжении веков очень трудно сохранить вышитые изделия в первозданном виде. Многие старинные шедевры вышивального искусства безвозвратно утеряны. В связи с этим исторический прогресс вышивания можно проследить только благодаря литературным источникам, старинным картинам и их репродукциям.

История вышивки нашей страны отличается особым фольклорным колоритом. Тесно сплетаясь с модными европейскими и восточными тенденциями, этот вид творчества, прогрессивно развиваясь, сохраняет свою самобытность, многообразие и традиционные направления.

Декоративное шитьё в России имеет древнейшие корни. При раскопках алтайских курганов были найдены хорошо сохранившиеся вышитые изделия, относящиеся к IV-III вв. до н.э. В скифских захоронениях на территории Северного Кавказа обнаружены остатки вышитой шерстяными и металлическими нитками одежды, изготовленные на 2 века раньше.

Искусство вышивки развивалось и совершенствовалось многими поколениями искусных творцов. Фантазия, талант, оригинальность, опыт мастеров воплотились в украшениях вышивкой одежды и предметов интерьера.

Мастерству декоративного шитья необходимо было молодых вышивальщиц, для чего в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной - Янкой была создана первая вышивальная школа, в которой желающих обучали искусству вышивки металлическими и шёлковыми нитями.

Умелыми руками мастериц создавались расшитые золотом и серебряными нитями (канителью и битьем) декоративные культовые убранства и выполнялись красивейшие орнаменты на одежде зажиточных людей.

Крестьянский костюм отделывался недорогими хлопковыми, льняными и шерстяными отбелёнными или цветными пряжами и лентами.

Народная вышивка отличалась оригинальностью и разнообразием технологий шитья и самобытностью. В различных регионах России в соответствии с национальными обычаями, особенностями быта народа, местными и природными условиями сформировались традиционные орнаменты, отрабатывались оптимальные технологические способы вышивания.

В русской вышивке часто использовались геометрические орнаменты, расположенные в форме полос по краям одежды. Символические мотивы, изображения птиц, деревьев, животных, применялись для украшения скатертей, занавесей, подзоров, рушников и считались оберегами. Среди традиционных русских вышивок широко известны: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестьянско-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мстерская белая гладь, вологодский шов по письму и многие другие. Декоративными разноцветными узорами или однотонной вышивкой, используя элементы растительных или геометрических орнаментов, украшали головные уборы, платки, а также рукава, ворот, манжеты, подол женских рубах и сарафанов. Технология вышивания, как и узоры, в различных областях были разнообразными. Часто использовались строчки и швы: крест, Полукрест, свободная и счётная гладь, низи, мережки и др.

О декоративном применение лент свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, репродукции, литературные произведения и песни. В старинном напеве есть строчка: «Да не дали мне ленту алую доносить». В давние времена «красотой» назывался венок, украшенный лентами, который надевала засватанная невеста. В Ржевском уезде головной убор-повойник «шапка» покрывался лентами и золотошвейными узорами. Очень был старинный девичий убор «ленты», который расшивался золотой нитью, бусинками и отделывался лентами. В Тверской области свадебные рубахи обычно украшались вышивкой, размещённой между красными лентами на плечевой части рукава и по подолу. В праздничных рубахах узорами расшивали не только рукава, но и ворот, а подол обшивался двумя полосками шелковых кумачовых лент. Нарядно декорировались рубахи-«сенокосицы». Они обшивались пёстрыми лентами. Подол сарафанов вышивался ажурной строчкой и «обкладывался» ленточками. «Наклад» - вертикальная полоса по центру сарафана - часто выполнялась из хлопчатобумажных и шёлковых лент. Иногда одежда подпоясывалась вышитыми лентами.

Костюм донских казаков (XVII - XVIII вв.) шили из привозных хлопчатобумажных, льняных и шёлковых тканей с вышивкой серебряными, золотыми, шёлковыми нитями и лентами. Рубаха была богато вышита спереди, по низу рукава и по подолу. Поверх рубахи одевали расшитый жемчугом и лентами кубелек. Даже шубы роскошно вышивались. Обувь чирики иногда отделывали ленточными узорами. Позднее в казачьем костюме преобладали однотонные ткани.

Этот вид одежды требовал ярких декоративных дополнений, для чего применялись шёлковые ленты. По низу юбок настрачивали несколько блестящих тканых полосок. Кофты - распашные (матине) или приталенные (керасы) украшали ленточными узорами и шёлковой окантовкой. Дополняющий шёлковый платок мог иметь ленточные рюши.

Популярной в XVII в. была вышивка шёлковыми, льняными, золотыми и серебряными нитями. Ими воспроизводились символы, растительные и геометрические узоры и восточные мотивы. Вышивка применялась для декорирования одежды, ковров, скатертей и икон.

Для декоративно-прикладного искусства восемнадцатого столетия характерно разделение вышивки по двум направлениям: «народное шитьё» и шитьё для господствующих классов. Европейские веяния способствовали развитию вышивки крестом, шелковой теневой гладью, бисером, стеклярусом и лентами. Элементы западного искусства вводились в орнаменты и символику русской вышивки, придавая ей особый российский колорит.

Стили барокко и рококо внесли изменения в декоративное оформление изделий. Вышивка серебром и золотом, цветной гладью, блестками, бисером, аппликацией становится особенно модной. Предпочтительными в шитье были растительные мотивы, которые размещались на платьях широкими орнаментами, окружёнными мелкими узорами и присборенными шёлковыми рюшами. Излюбленным видом рукоделия становится вышивка цветочных узоров шёлковыми лентами. Этими блестящими полосками украшают костюмы, перетягивая рукава, завязывая бантики и формируя ленточные букетики цветов.

Искусство рококо сменяется стилем классицизма. Вводятся в моду элементы одежды древних греков из тонких материалов. Для полупрозрачных тканей и просторных одежд уместны были легкие отделки. Детали моделей окантовывались шёлковыми полосками неброских окрасок.

В XIX в. распространяется мода на шитьё битью, белой гладью, белым тамбуром по сетке. Часто использовались комбинированные виды вышивок: шитьё крестом совмещалось с бисерными вставками, цветная гладь - с ленточной аппликацией.

Стиль романтизм диктует максимальное применение отделок в одежде. Лиф, юбка, рукава, манжеты и воротники украшали лентами. Шелковые полоски встречаются на шляпах, зонтиках, шалях, перчатках, муфтах. Популярными становятся накладные отделки из вышитых элементов, фигурных блёсток и шёлковых украшений из лент. Появляются газовые - тонкие и прозрачные материалы, которые часто используются для вышивания. Объёмные аппликации из подкрашенного газа с синелью становятся модными украшениями.

Во второй половине XIX в. столетия стали редко применяться трудоёмкие виды вышивок.

Проблема длительного процесса вышивания в этот период была решена изобретением швейной машины. Создаются специальные вышивальные машины, которые позволяют за короткий срок вышивать сложные узоры. Ручной труд постепенно вытесняется более быстрым и нетрудоемким машинным шитьём - операции притачивания и настрачивания лент выполняются на швейной машине скоро и качественно.

Орнаментике вышитых изделий XIX в. свойственно сочетание различных стилей. Наиболее излюбленными были растительные узоры с завитками. Для придания объёмности цветочным орнаментам часто использовали шёлковые и газовые ленты.

Стиль модерн, господствовавший в начале XX в., способствовал подъёму декоративного творчества. Разнообразными способами вышивки и всевозможными материалами отделывали платья, шарфы, накидки и т.п.

В вышивке XX в. сохраняются направления и особенности вышивального творчества, создававшегося веками. На основе традиционных народных мотивов советские художники находили оптимальные варианты разработки произведения декоративно-прикладного искусства, отвечавшие требованиям того времени.

История вышивания крестиком

Всеми нами любимая вышивка крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.

В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны. На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь - ковры, накидки, вьючные мешки.

Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе. В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.

С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.

В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания крестиком. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми. Существует несколько видов вышивки крестом, среди которых наиболее распространенным является односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной - вертикальные или горизонтальные стежки. Каждый крестик выполняется 2-мя перекрещивающимися диагональными стежками, при этом нижние стежки кладутся слева направо (из левого нижнего угла квадрата в правый верхний), а верхние - справа налево (из правого нижнего угла квадрата в левый верхний). Только при соблюдении этого правила вышивка получится аккуратной.

Крестом вышивают по канве (существуют наборы для вышивания, где канва, нити и схема собраны в единый комплект), полотну и тканям полотняного переплетения, где нити утка и основы составляют квадраты и имеют одинаковую толщину. Каждый крестик захватывает одинаковое число нитей полотна в высоту и в ширину, например по 2, по 3 или по 4. Начинающим вышивальщицам лучше шить по канве.

Для этого можно приобрести небольшой набор для вышивки с готовой схемой для вышивания и всем необходимым. Перед началом вышивания полотно нужно натянуть на пяльцы - так вышивка получится ровнее. Возможно выполнение горизонтальных рядов крестиков диагональными стежками, при этом игла вкалывается сверху вниз. В нижнем ряду стежки кладутся слева направо, в верхнем - справа налево.

При переходе от одного ряда к другому у левого края по изнаночной стороне изделия кладется соединительный вертикальный стежок вдвое длиннее высоты крестика. Есть и другой способ для выполнения рядов крестиков, при этом игла вкалывается снизу вверх. В нижнем ряду стежки кладутся справа налево, в верхнем - слева направо. Вертикальный стежок двойной длины кладется с правого края. Если следующий ряд крестиков смещается, то по изнаночной стороне кладется соединительный косой стежок. Как класть такой стежок, если последующий ряд крестиков смещается по отношению к предыдущему на 1 крестик влево?

Чтобы определить, где выводить иглу для последующего ряда, надо отсчитать отточки ввода иглы для последнего верхнего диагонального стежка 3 нити канвы влево и 6 нитей канвы вниз. Если последующий ряд крестиков смещается на 1 крестик вправо, то нити надо отсчитывать вправо. Если ряд заполняется крестиками не полностью, а посредине отсутствуют 1, 2, максимум 3 крестика, то при прокладывании нижних и верхних диагональных стежков в промежутке по изнаночной стороне изделия выполняется по косому соединительному стежку. Если промежуток между крестиками более длинный, то нитка закрепляется на изнаночной стороне изделия. Если 2 участка узора соединяются горизонтальным рядом крестиков, то крестики вышивают другим способом - каждый крестик в отдельности. Справа налево шьют так: нитку закрепляют в левом нижнем углу квадрата, иглу вкалывают по диагонали в правом верхнем углу и выводят наружу в левом верхнем углу; вытягивают нитку, иглу вкапывают в правом нижнем углу и выводят наружу в левом нижнем углу следующего квадрата. На изнаночной стороне изделия получается 2 ряда стежков - как у швов «строчкой» и стебельчатого. Каждый крестик шьется отдельно. С левого края по изнаночной стороне изделия кладется соединительный вертикальный стежок вдвое длиннее высоты крестика. Вот такие нехитрые, но все же премудрости, нужно знать начинающим вышивальщицам.

Орнаменты и символы в вышивке

Неиссякаемым источником творческой деятельности является декоративное искусство. Художественные достоинства произведений, точная определённость форм и содержания орнаментальных композиций, выполненных в технике вышивки, заставляют постоянно искать и находить в декоративно-прикладном творчестве яркие и доступные образы для применения их в рукоделии.

При выборе художественных мотивов для вышивания, прежде всего надо исходить из специфики их орнаментации, так как именно в орнаменте наиболее ярко отображаются стилистические черты изображения, связь с природной тематикой, придающей орнаменту реалистический характер, яркость и декоративность его цветовой характеристики.

Выбирая мотивы орнамента для воспроизведения их в вышивках, необходимо учитывать доступность техники изображения и степень выразительности элементов в узорах. Следует проанализировать варианты применения имеющихся материалов, инструментов, а также особенностей технологического выполнения изделия. Основные формы орнаментирования декоративно-прикладных изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций в разработке орнаментов были созданы разнообразные способы обработки материалов, отрабатывались мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют её образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или бабочки, свободно перерабатывают их декоративные формы. Но, несмотря на то, что в орнаментах образы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.

Народное декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

В изделиях, создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает звучание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру.

Как ни совершенны материальная обеспеченность и технологические приёмы декоративного изображения, ничто не может заменить роль человеческого воображения, претворяющего многообразие форм растительного и животного мира в символистическое разнообразие и орнаментальное богатство композиций изделий, основанных на фольклорных традициях.

Народное искусство даёт сильнейший заряд мудрости и понимания бытия каждому, кто проникает в мир творчества. Мастер, создающий вышитые картины, чувствует себя творцом. Его руками на полотне создаются волшебные узоры, воплощающие красоту природы и символизирующие восприятие окружающего мира, где всё должно быть гармоничным.

В вышивках народных умельцев применяется архаичная аграрно-магическая символика. Наблюдая за природой, люди обожествляли её, искусно изображая условными общепринятыми узорами. Эти знаки-символы отображали восприятие окружающего мира и отношение к явлениям природы. Каждый элемент вышивки, знаки и даже линии имели определённое значение, являлись средством общения и оберегами.

Солярный знак символизировал солнце, шестилучевая розетка - гром, птица Сирин - женское начало и символ радости, счастья и света, лось - дождь, олень ил конь - светило, лев - стража, единорог - целомудрие, грифон - взаимосвязь неба и земли, русалка - хранительница вод, женская фигура - образ Матери-земли. Горизонтальная прямая линия изображала землю, волнистая - воду, вертикальная волнистая - дождь, треугольник - горы, скрещивающиеся линии - огонь и молнию. Источники света - Солнце и Луну - обозначали кругом, квадратом, ромбом. Последний символ имел много значений.

С течением времени значение магических фигур было забыто, осталось декоративное назначение. На протяжении веков многие символы видоизменялись, усложнялись, комбинировались, превращаясь в новые орнаменты.

В зависимости от изображаемых мотивов орнаменты можно подразделять на следующие виды:

растительный, или фитоморфный, разработанный из стилизованных изображений деревьев, веток, листьев, плодов, травы, цветов и т.п.;

животный, или зооморфный, составленный из фигур животных, птиц, насекомых;

человекообразный, или антропоморфный, изображающий фигуры человека;

геометрический, составленный их геометрических элементов;

меандровый, изображающий непрерывные ломанные линии;

шрифтовый (вязь) - в виде стилизованных надписей.

ленточными - в виде полосы;

центрическими или розеточными, расположенными в квадрате, круге, ромбе, многоугольнике или эллипсе;

симметричными - соразмерными, пропорциональными в расположении частей орнамента по обе стороны от середины или центра;

асимметричными - с различным количеством элементов относительно середины.

В вышивках очень часто встречаются комбинированные орнаменты, которые, дополняя друг друга, создают оптимальное зрительное восприятие, выделяя композиционные центры.

Виды строчек

В русской вышивке существует большое разнообразие швов, выполняемых как по счёту нитей (счётные), так и по рисованному контуру (свободные). Часть из них наносят на целую ткань (верхошвы), часть - на продернутую сетку (сквозные).

Традиционные наиболее распространённые счётные верхошвы: роспись (имеет разновидности: полукрест, двусторонний шов и др.) - лёгкая вышивка из тонких линий; набор похож на ткачество, им выполняют геометрические узоры, заполняя фигуры ровными одинаковыми горизонтальными стежками; счётная гладь похода на набор, но стежки кладут в разных направлениях - ёлочка, звёздочкой и др.; косая стежка - стежки кладут по диагонали, создавая целые полосы узора; крест (узор заполняют одинаковыми перекрещивающимися по диагонали стежками) и др.

К ажурным счетным швам относятся мережки многих видов, строчка-перевить (сетку обвивают нитями, обмётывают её края, а затем заполняют белым или цветным узором: строчевыми разделками, плотным настилом, одинарной и двойной штопкой, воздушными петлями и т.д.). разновидность белой строчки - горьковские гипюры: крупные стежки по крупной сетке. Для этой вышивки характерны звёздчатые и растительные узоры, составленные из плотных продолговатых овалов - насновок.

Свободные швы не связанные со структурой ткани, их выполняют по рисунку. Это - стебельчатый шов, тамбур (исполняется иглой или крючком), разные виды глади, золотное шитьё.

Владимирская вышивка

Бытование вышивки на Владимирской земле отмечено не одним десятком веков. Вышитые изделия, найденные на территории Владимиро-Суздальского княжества XI - начала XII века в захоронениях сельского населения, характеризуют развитое декоративно-прикладное искусство.

Фрагменты тканей, сохранившие древнюю вышивку, позволяют восстановить фактуру нитей и особенности орнамента. Установлено, что вышивки выполнялись в основном шелковыми и золотыми нитями по шелку, который служил для отделки праздничного костюма, обшивки ворота или накладного воротника. Золоченые или серебряные нити, скрученные с льняной основной нитью, служили различным техникам вышивки.

Гладь в старинных золотошитых изделиях выполнялась так, что лицевые нити образовывали плотные стежки. Позже золотая вышивка выполнялась техникой "вприкреп", когда нити прикрепляются к ткани при помощи шелка, что позволяет сохранить целостность основного изделия без проколов жесткой золоченой или серебряной проволокой. Вероятно, именно эта техника легла в основу "владимирского шва" или "верхошва", в котором крупными стежками застилается лишь лицевая сторона орнамента.

Характер орнамента владимирской вышивки менялся под воздействием заимствований из парчовых тканей, ювелирных изделий, привезенных с востока. Неоспоримо влияние христианской культуры, в частности окладов икон, книжных заставок и, главное, белокаменной резьбы, украшающей храмы города Владимира.

Однако заимствованные мотивы не вытесняли сердцевинные, исконные образы родной природы. Гармония космического и земного как идеальное представление наших предков об окружающем мире отразилось в многообразии декоративных мотивов растительного орнамента. Мотив Солнца и Луны, древа жизни, трав, птиц, цветов и плодов характеризует старинные вышивки и продолжает оставаться характерной чертой современной владимирской вышивки. Наследовав старинные золотошвейные традиции, привнося и развивая народные черты декоративной вышивки, на Владимирских землях утвердились два промысла - мстерский и александровский.

Известно, что мстерский промысел не только продолжил древнюю традицию вышивки растительного орнамента, но и создал свой стиль вышивки белой и цветной гладью, так называемый "владимирский шов". Материал, по которому выполняется белая гладь, должен быть шелковистый и тонкий, например, натуральный шифон или шелк или, наоборот, грубый и плотный, как льняное полотно. И в том, и в другом случае белая гладь создает необычное рельефное изображение. Белой гладью вышивали платки, полотенца, скатерти. В настоящее время особой популярностью пользуются вышитые изделия женской одежды - блузки, платья, белье.

Одностороннюю гладь, ее называют верхошов, выполняют цветными нитками - мулине или цветной шерстью. Яркая, нарядная, цветная гладь, где доминирует красный цвет декорирует скатерти, настенные панно, портьеры, покрывала. Платья и блузки, вышитые верхнешвом, представляют собой подлинно высокое мастерство.

Вышивку владимирским швом часто дополняют нарядными накладными сетками, которые имитируют фон, заполняют сердцевину цветка. Своеобразный мстерский растительный орнамент, развивая традицию любовного отношения к родной природе, сочетается с фоновыми мережками. Традиционный мотив мстерской вышивки - венок, в центре которого изображается роза, окруженная полевыми цветами: незабудками, колокольчиками, васильками или ягодами смородины, земляники, вишни. Тема природы в работах мстерских мастериц раскрывается широко и разнообразно. Это зависит от творческой манеры вышивальщицы. К примеру, тема народной песни, сказки, басни перекликается в вышивках с уборкой льна, жатвой, сбором урожая плодов в связи с изобразительными природными мотивами. Кроме того, изображение человеческих фигурок, зверей, птиц воссоздает полную картину жизни.

Рабочий инструмент русских искустниц-вышивальщиц несложен. И во Мстере, и в Александрове нехитрый инструмент вряд ли перетерпел большие изменения с незапамятных времен. Два кола, планочки и накатки с ровными палочками для ослабления и натяжения полотнища ткани, над которым трудится вышивальщица - так устроены пяльцы для ручной вышивки.

Александровские вышивальщицы несколько десятилетий, начиная с 1928 года, трудились артелью, а затем объединились в фабрику им. Крупской. Крестом и счетной гладью, выполняемой по счету нитки на тонких тканях, где нити хорошо просматриваются, в послевоенные годы - 1945 - 1960, вышивали женскую одежду - блузки, белье, мужские сорочки и, конечно, детские рубашечки, кофточки. Для украшения интерьера Александровские вышивальщицы создали свои отличные от мстерских изделия - это мелкие салфеточки, для украшения праздничного стола, накидушки, подзоры - они долго оставались в моде - скатерти. В конце 1960-х годов в Александрове образовалась строчевышивальная фабрика, где кроме ручной начала выполняться и машинная вышивка.

Технология ручной вышивки мало, чем отличается от мстерской - это по сути дела тот же "владимирский шов", где одна сторона застилается гладью, а изнаночная остается однотонной. Так же как и мстерских, александровские мастерицы вышивают белой гладью и счетной гладью белоснежные скатерти, с рельефным орнаментом из венков, букетов. Те же природные мотивы украшают тонкие занавески, блузки, белье. Собственно "владимирский шов" Александровских мастериц отличается более крупными объемами яркого, с преобладанием красного цвета орнамента, усиленного цветными контурами на льняных тканях растительных тонов. Машинная вышивка Александровских мастериц отличается сложной строчевой разделкой и тамбурным швом, звенья строченой цепочки входят одно в другое.

Образная система орнаментации владимирской вышивки не только отразила мировоззрение периода становления русской культуры, но также органично вошла в современную систему духовных ценностей.

Вышивальное искусство народов Сибири

Поскольку Сибирь славится наличием дорогого пушного зверя, в вышивках этого региона преобладают меховая мозаика, аппликация из войлока и кожи. Различные национальные мотивы отражают природу и жизнь хантов, ненцев, чукчей, эскимосов, эвенков. В типичных сибирских узорах можно встретить орнаменты оленьих рогов, следов на снегу, изображения глухаря в полете. Имеют место мотивы солнца и дерева жизни. Вышивкой из меха, кожи и бисера охотники украшали свою одежду, коврики, охотничьи сумки, обувь. В орнамент вплетали амулеты в виде клыков, зубов, рогов различных животных.

В Заонежъе, Новгородской губернии была распространена вышивка красным и белым тамбуром, цветочные узоры которой свободно заполняют поверхность подзоров, концы полотенец непрерывной вьющейся линией.

Во Владимирской, Горьковской, Орловской, Воронежской, Пензенской областях применяется вышивка и северного, и южного типов. Белая строчка, характерная для Севера, появилась и в Ивановской, и в Тверской областях, сочетание белой строчки с цветным ярким контуром - в Московской области и на Псковщине.

6. Славянская вышивка в истории

Славянская вышивка появилась много позже. Экспонаты выставок музеев датируются XVIII и XIX вв. Но скорее всего на Руси вышивка появилась раньше, так как сохранились свидетельства древних путешественников о том, что они видели на русичах вышитую одежду. В русских селах и деревнях холодными зимними вечерами издавна занимались вышивкой, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Каких только узоров не придумали за всю историю вышивки! Здесь и сказочные жар-птицы с горящими золотом хвостами, и древа жизни с молодильны-ми яблоками, и необычные цветы из сказок, и изящные фигурки девушек, которые просят у Красного Солнышка любви и счастья. Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой. Узоры и цветовая гамма вышивки, естественно, были неразрывно связаны с бытом и трудом людей и сохранили древние представления о человеческой морали и моде.

Со временем вырабатывались определенные приемы вышивки, которые совершенствовались многими Поколениями мастеров, бережно сохранявших все самое ценное. Постепенно узоры приобретали законченность, соединяли в единое целое орнамент и технику исполнения. Народная вышивка потому и считается народной, что отличается богатством и разнообразием технических приемов, неповторимостью узоров. В различных местах у разных народов в соответствии с особенностями их быта, местных и природных условий, национальных устоев со временем сложились свои характерные узоры, выработались излюбленные приемы техники вышивания. Различные нюансы встречаются иногда даже в одной области, например в Рязанской, где насчитывается около сорока разновидностей вышивок. На примере различных регионов рассмотрим, насколько отличаются друг от друга вышивки народов, населяющих эти земли.

Заключение

Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление нашей современной русской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки-игрушки до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, детской мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Окружая себя красивыми бытовыми предметами, мы создаём близкую нам эстетическую атмосферу среды, в которой живём. Это во многом определяет и настроение, влияет на взаимоотношения между людьми, в известной мере формирует моральный климат. Очень существенны и сегодня те качества, которые неоднократно отмечались в народном искусстве прошлого, а именно: единство в нём эстетического и этического начал; доброе отношение к окружающей природе и к людям; пожелание семейного счастья; радостный взгляд на мир, ощущение величия и красоты Вселенной; умение выразить гармонию мира; уважение к человеческому труду и т.д. Это подлинно гуманистическое содержание заложено в живых, плодотворных традициях искусства народных художественных промыслов, оно раскрывается в новых произведениях современных мастеров и художников, в которых яркие национальные формы передают общечеловеческие идеи мира и сознания.

Список литературы

1. Бардина Р. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль, 1975.

Барадулин В.А, Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. М.: Россельхозиздат, 1983.

Казарина В. Культовые знаки в народной вышивке// ж. Народное Творчество, - №4, 2007, ст.9.

Камай В.И. Дом. М.: Центр ПРО, 1993.

Лоскуток к лоскутку/ред.-сост. О.Г.Жукова, - М.: Знание, 1999.

Мальцева Е.В. Материаловедение швейного производства. - М.: Легпромбытиздат, 1986.

Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.

Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. - Мн.: Полымя, 2000.

Мухотина Н. Традиции русского кружевоплетения// ж. Народное Творчество, - №3, 2007; ст.5.

Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1983.

Орлова В.К. Русское ковроделие// ж. Народное творчество, - №4, 2007.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Сибирское ковроткачество Тюменский традиционный махровый ковер – один из самых ярких и самобытных промыслов Сибири с богатой историей, уходящей корнями в глубь веков, в XVI столетие. Ручное надомное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии с XVIII в. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд и поэтому ковровый промысел получил название «тюменский».

3 слайд

Описание слайда:

Махровые ковры с большим успехом представляли Тюменский край на всероссийских и международных выставках: Париж, 1900 г.; Генуя, 1913 г, Варшава 1913 г.; Брюссель, 1957 г. и.т.д., были отмечены высокими наградами. Именно тюменский ковер увековечил В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка». Это ковер с длинным ворсом, с изображением на черном фоне крупного букета роз и маков, в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов. Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство. В сакральном смысле такие ковры считались талисманами на удачу и процветание, а ковры, доставшиеся по наследству от предков, представляли собой мощные обереги дома.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Косторезное ремесло Тобольск – крупнейший в России центр косторезного мастерства. Уникальные работы тобольских мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках. Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости - точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы.

6 слайд

Описание слайда:

В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С.И. Овешковой». Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них - «Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой» (учреждена в 1893 году). Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта. Изделия тобольских косторезов прославили сибирскую столицу на весь мир и были представлены на выставках в Париже, Нью-Йорке и Брюсселе.

7 слайд

Описание слайда:

Сибирский валенок Поводов для того, чтобы заявить себя родиной сибирского валенка, у жителей города Ишима, что на юге Тюменской области, достаточно. Во-первых, во всех уважаемых энциклопедических изданиях есть ссылки на то, что валенки появились в Сибири. Оговаривается, правда, форма. Первые пимы (си­бирское название валяной обуви) катали низкими, но ведь суть валенок не в форме, а в технике изготовления (валенок - валяние). Во-вторых, первыми из валяной шерсти изготавливали предметы одежды кочевники. А где, как не на сибирских просторах кочевали тюркские племена, перегоняя многочисленные стада овец. Ар­хеологические исследования Ишимских курганов – тому подтверждение. С тех пор, как земли вдоль реки Ишим стали осваивать русские люди, они вели с аборигенами торговые и обменные отношения, перенимая друг у друга и некоторые традиции. (



Статьи по теме: