Художественный образ. Понятие о художественном образе

Прекрасный язык, образ-ность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоёв общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Литературные заслуги были высоко оценены: ему были присуждены

2 Пушкинские премии Российской Академии наук (1903, 1909)

Бунин был избран почётным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности (1909)

Был удостоен Золотых Пушкинских медалей (1911, 1915)

Уже в эмиграции первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию (1933)

Буниным написаны около 1200 стихотворений

1900 рассказ «Антоновские яблоки»

1910 повесть «Деревня»

1911 повесть «Суходол»

1916 рассказ «Господин из Сан-Франциско»

1916 рассказ «Лёгкое дыхание»

статья «Окаянные дни»

роман «Жизнь Арсеньева»

книга рассказов «Тёмные аллеи»

1944 рассказ «Чистый понедельник»

1925 рассказ «Солнечный удар»

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к пробле-мам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910 г. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910-весной 1911 г. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. С декабря 1913 г. полгода провёл на Капри. Впечатления от путешествий отрази-лись в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжала традицию, изображавшего жизнь и смерть как важней-шие события, выявляющие истинную цену личности («Поликушка», «Смерть Ивана Ильича»). (Непосредственным импульсом к возникновению замысла стало название пове-сти немецкого писателя Т. Манна «Смерть в Венеции». Первоначально рассказ имел эпи-граф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», который Бунин убрал лишь в последней реда-кции1951 и который был взят из Апокалипсиса)Наряду с философской линией в рассказе разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к безду-ховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутрен-нему совершенствованию. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом.

Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

Сюжет построен на описании несчастного случая , неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого «никто не запомнил» (Он «ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения»)

Завязка – нарушение планов миллионера (туман, дожди и ужасающая качка), его недовольство по поводу плохой погоды

Кульминация – смерть главного героя

Развязка – тело господина отправляют на родину.

Герои ___________________________________________________________________________

1.В первой фразе какого рассказа о его герое сказано «…имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил…»?

2.Укажите название рассказа, герой которого после встречи со своей первой любовью задаёт себе такие вопросы: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор? Эта самая Надежда не содержательница постоялой гостиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

3.К какому из эпических жанров принадлежит произведение Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

4.Какое первоначальное название имел рассказ «Господин из Сан-Франциско»?

5.Какое произведение, по свидетельству самого писателя, стало непосредственным импульсом к возникновению замысла «Господина из Сан-Франциско»?

6.В последней редакции «Господина из Сан-Франциско» автор снял многозначительный эпиграф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Снял, возможно, потому, что эти слова, относящиеся к наказанному городу порока и разврата Вавилону, слишком явно выражали его отношение к описанному. Что цитировал Бунин?

7.Как назывался пароход, на котором путешествовал герой «Господина из Сан-Франци-ско»?

8.Назовите имя главного героя.

9.Символом чего является корабль?

10.В чём символичность названия парохода?

11.В чём смысл убранного Буниным эпиграфа?

12.Кто следил «со скал Гибралтара, с каменных ворот двух миров, за уходящим в ночь и вьюгу кораблём»?

13.С кем сравнивает Бунин капитана корабля, на котором путешествует главный герой?

14.Какой художественный приём использует Бунин при описании корабля: «столовые и бальные залы её изливали свет и радость, гудели говором нарядной толпы, благоухали свежими цветами, пели струнным оркестром»?

15.Назовите средство создания образа главного героя, строящееся на описании его внешности: «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии… Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова…»

16.В основе сюжета «Господина из Сан-Франциско» помимо общефилософского смысла ещё и социальный аспект: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьём вино…а машинисты в пекле, чёрные от угля работают…Справедливо ли это?» Моделью чего выступает в тексте корабль, на котором плывут герои произведения?

16.Смерть в «Господине из Сан-Франциско» противопоставлена жизни. «Плакал, пиша конец», - признавался Бунин в дневнике. Не из жалости к главному герою плакал автор, а от ощущения полноты бытия , которое он разделял с горцами, радующимися солнцу. Кому поклонялись горцы?

17.Каким термином в литературоведении называют художественный образ, заключающий в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида»)?

18.Как называется описание природы в художественном произведении: «Океан, ходивший за стенами, был страшен… Океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях… и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады».

19.Как называется композиционный приём, с помощью которого писатель противопо-ставляет стихию природы и хрупкость мира людей?

20.Как называется художественный приём одушевления неживого предмета, использованный автором: «По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами», «…глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскалёнными зевами груды каменного угля»?

21. Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «…этажи… зияли огненными несметными глазами»?

22.Каким термином в литературоведении называют художественный образ, заключающий в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида», серебряные усы и золотые пломбы господина из Сан_Франциско)?

23.Укажите термин, которым называют изображение внутренней жизни персонажа, анализ свойств личности героя.

Вопросы по произведению «Чистый понедельник»

1.Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника». Дайте определение этого конфликта.

2.К какому жанру принадлежит «Чистый понедельник»?

3.Укажите термин, которым в литературоведении называют описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед чёрной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на чёрный кожаный диван…»)

4.Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т. д. («Пушок на её внешней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»)

5.Описывая трактир, в который приехали герои, использует образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный приём?

6. Назовите форму художественной речи – обмен репликами между персонажами, которую использует.

7.Описывая противоречивые ощущения героини, Бунин противопоставляет предметы и явления: «Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица…». Как называется этот художественный приём?

С1.В чём заключается разность духовного мира героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?

С2.В чём сходство «Чистого понедельника» с другими произведениями русских классиков 19-20 вв. о любви? (При сопоставлении укажите произведения и авторов)

Как в апреле по ночам в аллее

Как в апреле по ночам в аллее,

И все тоньше верхних сучьев дым,

И все легче, ближе и виднее

Побледневший небосклон за ним.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,

Дымчатый, воздушный и сквозной,

Этих листьев под ногами шорох,

Эта грусть - все то же, что весной.

Снова накануне. И с годами

Сердце не считается. Иду

Молодыми, легкими шагами –

И опять, опять чего-то жду.

1.Традиции какого литературного направления развивал в своём творчестве Бунин?

2.Как в литературоведении называются художественные определения: «побледневший небосклон», «молодые, лёгкие шаги»?

3.Укажите название средства выразительности: «сучьев дым».

4.Определите размер, которым написано стихотворение.

5.Определите характер рифмовки в стихотворении.

Задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма

Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто ещё из писателей XX века обращался к теме «сытых»?

Сочинение

Почему корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско» назван «Атлантида»?

В каких произведениях Бунина естественность противопоставлена искусственности?

Как раскрывается тема жизни и смерти в прозе?

Какова роль женских образов в рассказах Бунина?

Как решается проблема человека и цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Какую роль в прозе играют образы-символы?

В чём заключается своеобразие композиции рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

Художественный образ

Типичный образ
Образ–мотив
Топос
Архетип.

Художественный образ. Понятие о художественном образе. Функции и структура художественного образа.

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.
Художественный образ - одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций художника.
Его основные функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная. Только в своей совокупности они раскрывают специфические особенности образа, каждая из них в отдельности характеризует только какую-то одну сторону его; изолированное рассмотрение отдельных функций не только обедняет представление об образе, но и ведет к утере его специфики как особой формы общественного сознания.
В структуре художественного образа главную роль играют механизмы идентификации и перенесения.
Механизм идентификации осуществляет отождествление субъекта и объекта, при котором соединяются в одно целое их отдельные свойства, качества, признаки; при этом идентификация является только частичной, в высшей степени ограниченной: она заимствует лишь одну черту или ограниченное число черт объектного лица.
В структуре художественного образа идентификация выступает в единстве с другим важнейшим механизмом первичных психических процессов - перенесением.
Перенесение вызывается склонностью бессознательных влечений в поисках путей удовлетворения направляться ассоциативным путем на все новые объекты. Благодаря перенесению происходит замещение одного представления другим вдоль ассоциационного ряда и слияние объектов перенесения, создающее в сновидениях и неврозах т. н. сгущение.

Конфликт как основа сюжетной стороны произведения. Понятие «мотив» в отечественном литературоведении.

Важнейшая функция сюжета - обнаружение жизнен­ных противоречий, т. е. конфликтов (в терминологии Гегеля - коллизий).

Конфликт – противоборство противоречия либо между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия. Если мы имеем дело с малой эпической формой, то действие развивается на основе одного единственно конфликта. В произведениях большого объема увеличивается число конфликтов.

Конфликт – стержень, вокруг которого все крутится. Сюжет менее всего напоминает сплошную, непрерывную линию, соединяющую начало и конец событийного ряда.

Этапы развития конфликта - основные сюжетные элементы:

Лиро-эпические жанры и их специфика.

Лироэпические жанры обнаруживают связи внутри литературы.: от лирики – тема, от эпоса – сюжет.

Сочетающие эпическое повествование с лирическим началом - непосредственным выражением переживаний, мыслей автора

1. поэма . – жанровое содержание может быть либо с эпической доминантой, либо в лирической. (в связи с этим сюжетность либо усиливается, либо редуцируется). В древности, а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Классицизма поэма, как правило, воспринималась и создавалась синонимично жанру эпопеи. Иными словами, это были литературные эпопеи или эпические (героические) поэмы. У поэмы нет прямой зависимости от метода, она одинаково представлена в романтизме («Мцыри»), в реализме («Медный всадник), в символизме («12»)…

2. баллада . – (фр. «танцевальная песня») и в этом значении это специфически романтическое сюжетное стихотворное произведение. Во втором значении слова баллада – это фольклорный жанр; этот жанр характеризует англо-шотландскую культуру 14-16 веков.

3. басня – один из древнейших жанров. Поэтика басни: 1) сатирическая направленность, 2) дидактизм, 3) аллегорическая форма, 4) особенностью жанровой формы явл. Включение в текст (в начале или в конце) особой краткой строфы – морали. Басня связана с притчей, кроме того басня генетически связана со сказкой, анекдотом, позже – новеллой. басенные таланты редкие: Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов.

4. лирический цикл – это своеобразное жанровое явление, относящееся к области лироэпики, каждое произведение которого было и остается лирическим произведением. Все вместе эти лирические произведения создают «круг»: объединяющим началом явл. тема и лирический герой. Циклы создаются как «одномоментно» и могут быть циклы, которые автор формирует в течении многих лет.

Основные понятия поэтического языка и их место в школьной программе по литературе.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК, художественная речь,- язык поэтических (стихотворных) и прозаических литературных произведений, система средств художественного мышления и эстетического освоения действительности.
В отличие от обычного (практического) языка, у к-рого основной является коммуникативная функция (см. Функции языка), в П. я. доминирует эстетическая (поэтическая) функция, реализация к-рой сосредоточивает большее внимание на самих языковых представлениях (фонических, ритмических, структурных, образно-семантических и др.), так что они становятся самоценными средствами выражения. Общая образность и художественная неповторимость лит. произведения воспринимаются через призму П. я.
Разграничение обычного (практического) и поэтического языков, т. е. собственно коммуникативной и поэтической функций языка, было предложено в первые десятилетия 20 в. представителями ОПОЯЗа (см.). П. я., по их убеждению, отличается от обычного ощутимостью своего построения: он обращает внимание на себя, в известном смысле замедляет чтение, разрушая привычный автоматизм восприятия текста; главное в нём - «пережить деланье вещи» (В. Б. Шкловский).
По мнению Р. О. Якобсона, близкого ОПОЯЗу в понимании П. я., сама поэзия есть не что иное, «как высказывание с установкой на выражение (...). Поэзия есть язык в его эстетической функции».
П. я. тесно связан, с одной стороны, с литературным языком (см.), к-рый является его нормативной основой, а с другой - с общенациональным языком, откуда он черпает разнообразные характерологические языковые средства, напр. диалектизмы при передаче речи персонажей или для создания местного колорита изображаемого. Поэтическое слово вырастает из реального слова и в нём, становясь мотивированным в тексте и выполняя определённую художественную функцию. Поэтому любой знак языка в принципе может быть эстетическим.

19. Понятие о художественном методе. История мировой литературы как история смены художественных методов.

Художественный метод (творческий) метод – это совокупность наиболее общих принципов эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующих направление, течение или школу.

О.И. Федотов отмечает, что «понятие «творческий метод» мало, чем отличается от породившего его понятия «художественный метод», хотя его и пытались приспособить для выражения более масштабного значения – как пути исследования социально бытия или как основных принципов (стилей) целых направлений».

Понятие художественного метода появляется в 1920 –е годы, когда критики «Российской ассоциации пролетарских писателей» (РАПП) заимствуют данную категорию из философии, стремясь тем самым теоретически обосновать развитие своего литературного течения и глубину творческого мышления «пролетарских» писателей.

Художественный метод имеет эстетическую природу, он представляет собою исторически обусловленные общие формы эмоционально окрашенного образного мышления.

Предметы искусства – это эстетические качества действительности, т.е «широкая общественная значимость явлений действительности, втянутых в общественную практику и несущих на себе печать сущностных сил» (Ю.Борев). Предмет искусства понимается как исторически изменчивое явление, и изменения будут зависеть от характера общественной практики и развития самой действительности. Художественный метод является аналогом предмета искусства. Таким образом, исторические изменения художественного метода, а также появление нового художественно метода могут быть объяснены не только через исторические изменения предмета искусства, но и через историческое изменение эстетических качеств действительности. В предмете искусства заключена жизненная основа художественно метода. Художественный метод является результатом творческого отражения предмета искусства, который воспринят через призму общего философско-политического мировоззрения художника. «Метод всегда выступает перед нами лишь в своем конкретном художественном воплощении – в живой материи образа. Эта материя образа возникает как результат личного, интимнейшего взаимодействия художника с окружающим его конкретным миром, определяющим весь художественно-мыслительный процесс, необходимый для создания художественного произведения» (Л.И. Тимофеев)

Творческий метод представляет собой не что иное, как проекцию образности в определенную конкретно – историческую обстановку. Только в ней образное восприятие жизни и получает свое конкретное осуществление, т.е. претворяется в определенную, органически возникшую систему характеров, конфликтов, сюжетных линий.

Художественный метод – это не отвлеченный принцип отбора и обобщения явлений действительности, а исторически обусловленное осмысление ее в свете тех основных вопросов, которые жизнь ставит перед искусством на каждом новом этапе его развития.

Многообразие художественных методов в одну и ту же эпоху объясняется ролью мировоззрения, которое выступает как существенный фактор формирования художественного метода. В каждом периоде развития искусства наблюдается одновременное возникновение различных художественных методов в зависимости от социальной обстановки, поскольку эпоха буде рассмотрена и воспринята художниками по-разному. Близость эстетических позиций определяет единство метода ряда писателей, которое связано с общностью эстетических идеалов, родством характеров, однородностью конфликтов и сюжетов, манерой письма. Так, например, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок связаны с символизмом.

Метод художника ощущается через стиль его произведений, т.е. через индивидуальное проявление метода. Поскольку метод является способом художественного мышления, то метод представляет собой субъективную сторону стиля, т.к. данный способ образного мышления порождает определенные идейно – художественные особенности искусства. Понятие метода и индивидуально стиля писателя соотносятся между собой как понятие рода и вида.

Взаимодействие метода и стиля:

§ многообразие стилей в пределах одного творческого метода. Это подтверждается тем, что представители того или иного метода не примыкают к какому-то одному стилю;

§ стилевое единство возможно лишь в пределах одного метода, поскольку даже внешнее сходство произведений авторов, примыкающих к одному методу, не дает основания для отнесения их к единому стилю;

§ обратное влияние стиля на метод.

Полное использование стилевых приемов художников, которые примыкают к одному методу, несовместимо с последовательным соблюдением принципов нового метода.

Наряду с понятием творческого метода возникает и понятие направления или типа творчества , которые в самых в разнообразных формах и соотношениях будут проявляться в любом методе, который возникает в процессе развития истории литературы, поскольку в них выражаются общие свойства образного отражения жизни. В своей совокупности методы образуют литературные течения (или направления: романтизм, реализм, символизм и др).

Метод определяет лишь направление творческой работы художника, а не ее индивидуальные свойства. Художественный метод взаимодействует с творческой индивидуальностью писателя

Понятие «стиля» не тождественно понятию «творческая индивидуальность писателя» . Понятие «творческой индивидуальности» является более широким, чем то, чем выражается узким понятием «стиль». В стиле писателей проявляется ряд свойств, которые в своей совокупности характеризуют творческую индивидуальность писателей. Конкретным и реальным результатом этих свойств в литературе является стиль. Писатель вырабатывает на основании того или иного художественного метода свой индивидуальный стиль. Можно говорить о том, что творческая индивидуальность писателя является необходимым условием дальнейшего развития каждого художественного метода. О новом художественном методе можно говорить тогда, когда новые единичные явления, созданные творческими индивидуальностями писателей, становятся общими и представляют в своей совокупности новое качество.

Художественный метод и творческая индивидуальность писателя проявляются в литературе через создание литературных образов, построении мотивов.

Мифологическая школа

Возникновение мифологической школы на рубеже ХYШ–Х1Х вв. Влияние «Немецкой мифологии» братьев Гримм на становление мифологической школы.

Мифологическая школа в русском литературоведении: А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев.

Традиции мифологической школы в трудах К.Насыйри, Ш.Марджани, В.В.Радлова и др.

Биографический метод

Теоретико-методологические основания биографического метода. Жизнь и творчество Ш.О.Сент-Бева. Биографический метод в русском литературоведении Х1Х в. (научная деятельность Н.А.Котляревского).

Трансформация биографического метода во второй половине ХХ века: импрессионистская критика, эссеизм.

Биографический подход при изучении наследия крупных художников слова (Г.Тукая, С.Рамиева, Ш.Бабич и др.) в трудах татарских ученых XX века. Использование биографического подхода при изучении творчества М.Джалиля, Х.Туфана и др. Эссеистика на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Психологическое направление

Духовно–историческая школа в Германии (В.Дильтей, В.Вундт), психологическая школа во Франции (Г.Тард, Э.Эннекен). Причины и условия возникновения психологического направления в русском литературоведении. Концепции А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико–Куликовского.

Психологический подход в татарском литературоведении начала ХХ века. Взгляды М.Марджани, Дж.Валиди, Г.Ибрагимова, Г.Губайдуллина, А.Мухетдинии и др. Труд Г.Баттала «Теория литературы».

Концепция психологического анализа литературного произведения в 1920–30–е гг. (Л.С.Выготский). Исследования К.Леонгарда, Мюллер–Фрейнфельс и др.

Психоанализ

Теоретические основы психоаналитической критики. Жизнь и деятельность З.Фрейда. Психоаналитические труды Фрейда. Психоанализ К.Г.Юнга. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Теория архетипов. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма. Понятие о социальном бессознательном. Исследования Ж.Лакана.

Психоаналитические теории в России в 20–е гг. ХХ в. (И.Д.Ермаков). Психоанализ в современном литературоведении.

Социологизм

Возникновение социологизма. Различие социологического и культурно–исторического методов. Особенности применения социологического метода в русском и татарском литературоведении. Взгляды П.Н.Сакулина. Труды Г.Нигмати, Ф.Бурнаша.

Вульгарный социологизм: генезис и суть (В.М.Фриче, поздние работы В.Ф.Переверзева). Ф.Г.Галимуллин о вульгарном социологизме в татарском литературоведении.

Социологизм как элемент в литературоведческих концепциях второй половины ХХ века (В.Н.Волошинов, Г.А.Гуковский).

Возникновение новых концепций, направлений, сумевших преодолеть редукционизм социологического подхода. Жизнь и деятельность М.М.Бахтина, концепция диалога. Попытка расширить возможности социологического метода в трудах М.Гайнуллина, Г.Халита, И.Нуруллина.

Социологизм в мировом масштабе: в Германии (Б.Брехт, Г.Лукач), в Италии (Г.Вольпе), во Франции, стремления к синтезу социологизма и структурализма (Л.Гольдман), социологизма и семасиологии.

Формальная школа.

Научная методология формальной школы. Труды В.Шкловского, Б.Эйхенбаум, Б.Томашевского. Понятия «прием/материал», «мотивировка», «остранение» и др. Формальная школа и литературоведческие методологии XX века.

Влияние формальной школы на взгляды татарских литературоведов. Статьи Х.Такташа, Х.Туфана о стихосложении. Труды Х.Вали. Т.Н.Галиуллин о формализме в татарской литературе и литературоведении.

Структурализм

Роль пражского лингвистического кружка и женевской лингвистической школы в формировании структурализма. Понятия структуры, функции, элемента, уровня, оппозиции и др. Взгляды Я.Мукаржовского: структурная доминанта и норма.

Деятельность парижской семиотической школы (ранний Р.Барт, К.Леви–Стросс, А.Ж.Греймас, К.Бремон, Ж.Женетт, У.Тодоров), бельгийской школы социологии литературы (Л.Гольдман и др.).

Структурализм в России. Попытки применения структурного метода в изучении татарского фольклора (работы М.С.Магдеева, М.Х.Бакирова, А.Г.Яхина), в школьном анализе (А.Г.Яхин), при изучении истории татарской литературы (Д.Ф.Загидуллина и др.).

Возникновение нарратологии - теории повествовательных текстов в рамках структурализма: П.Лаббок, Н.Фридман, А.–Ж.Греймас, Ж.Женетт, В.Шмид. Терминологический аппарат нарратологии.

Б.С.Мейлах о комплексном методе в литературоведении. Казанская базовая группа Ю.Г.Нигматуллиной. Проблемы прогнозирования развития литературы и искусства. Труды Ю.Г.Нигматуллиной.

Комплексный метод в исследованиях татарских литературоведов Т.Н.Галиуллина, А.Г.Ахмадуллина, Р.К.Ганиевой и др.

Герменевтика

Первые сведения о проблеме интерпретации в Древней Греции и на Востоке.Взгляды представителей немецкой «духовно–исторической» школы (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей). Концепция Х.Г.Гадамера. Понятие «герменевтического круга». Герменевтическая теория в современном русском литературоведении (Ю.Борев, Г.И.Богин).

Художественный образ. Понятие о художественном образе. Классификация художественных образов по характеру обобщенности.

Художественный образ - присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например, образ воина, образ народа.).
По характеру обобщенности художественные образы можно разделить на индивидуальные, характерные, типические, образы–мотивы, топосы и архетипы (мифологемы).
Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя. Индивидуальные образы чаще всего встречаются у романтиков и писателей–фантастов. Таковы, например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова.
Характерный образ, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского).
Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное – это образцовое, показательное для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одним из достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить отца Горио и Гобсека Бальзака, Анну Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально–исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя.
Образ–мотив – это устойчиво повторяющаяся в творчестве какого–либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов («деревенская Русь» у С.Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока).
Топос (греч. topos – место, местность) обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного автора. Примером может служить образ «маленького человека» в творчестве русских писателей – от Пушкина и Гоголя до М. Зощенко и А. Платонова.
Архетип. Впервые этот термин встречается у немецких романтиков в начале XIX века, однако подлинную жизнь в различных сферах знания дали ему работы швейцарского психолога К. Юнга (1875–1961). Юнг понимал «архетип» как общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего архетипами являются мифологические образы. Последними, по Юнгу, буквально «нашпиговано» все человечество, причем архетипы гнездятся в подсознании человека, независимо от его национальности, образования или вкусов.

Литературный образ. Слово и образ

Литературный образ – это художественное отражение с помощью слова человеческих характеров, событий, предметов, явлений в конкретной, индивидуально-чувственной форме.

Термин «образ» в литературоведении понимается как 1) персонаж художественного произведения (герой, действующее лицо, характер), и как 2) отражение действительности в индивидуальной форме (словесный образ или троп).

Образы, созданные писателем, отличаются эмоциональностью, ассоциативностью, оригинальностью, ёмкостью.

Художественный образ. Образ и знак

Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др.-гр . эйдос–облик, вид). В составе философии и психологии образы - это конкретные представления, т. е. oтражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличии. Они противостоят абстрактным понятиям , которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Существуют, иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.

Различимы, далее, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений. А.А. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление - в качестве некой чувственно воспринимаемой данности 1 . Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные 2 . Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника - это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.

Ныне в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость». Они заметно потеснили привычную лексику («образ», «образность»). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. На семиотику ориентируется структурализм) упрочившийся в гуманитарной сфере в 1960-е годы, и пришедший ему на смену постструктурализм.

Знак - это материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого, «преднаходимого» предмета (либо свойства и отношения). Знаки составляют системы, которые служат для получения, хранения и обогащения информации, т. е. имеют прежде всего познавательное назначение.

Создатели и сторонники семиотики рассматривают ее как своего рода центр научного знания. Один из основоположников этой дисциплины, американский ученый Ч. Моррис (1900 - 1978) писал: «Отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны - это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это - инструмент наук»: средство объединения разных областей научного знания и придания им «большей простоты, строгости, четкости, путь к освобождению от «паутины слов», которую сплел человек науки» 3 .

Отечественными учеными (Ю.М. Лотман и его единомышленники) понятие знака было поставлено в центр культурологии; обосновывалось представление о культуре как феномене прежде всего семиотическом. «Любая реальность, - писали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, ссылаясь на французского философа-структуралиста М. Фуко, - вовлекаемая в сферу культуры, начинает функционировать как знаковая <...> Само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных характеристик культуры» 4 .

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике ), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы: 1) индексальный знак (знак-индекс ) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни); 2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул; 3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы - схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства) 5 .

Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых - в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых - при обращении к формам поведения действующих лиц.

В образах –тропах один предмет по ассоциации приравнивается к другому, неизвестное объясняется известным, проявляется так называемое «переносное» значение.

Есть разные типы образов и разные способы их классификации. Если образом считать всё нафантазированное писателем в художественном произведении, то по его предметности можно выстроить ряд от образа-детали в таких его разновидностях, как образ троп, образ пейзаж, образ-вещь, образ-портрет, через образ-сюжет, далее образ-персонаж, и до целостных образов судьбы и мира, образа-бытия.

По смысловой обобщённости образы можно подразделить на индивидуальные, характерные и образы типы. Отдельно можно выделить образ-мотив, образ-топос и образ-архетип, а также понятие хронотопа. Это образы, выходящие за пределы единичного произведения, они могут повторяться.

Образ-мотив – повторяющийся внескольких произведениях одного автора или у многих авторов. (Образ метели и ветра у Блока, дождя и сада у Пастернака.

Образ-топос (общее место) – образ, характерный для целой культуры определённого периода, для всей нации. (топос дороги, зимы в русской литературе).

Образ-архетип – наиболее устойчивые образы, проявляющиеся в литературах разных народов на всём пути развития.

Хронотоп – термин, предложенный Д. Бахтиным. Это «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» иначе называемая также «времяпространство».

В поэзии существует также понятие о «лирическом герое» – собирательном образе, стоящем за лирическими стихами того или иного поэта.

Художественный образ - центральное понятие эстетики, поэтому эта проблема является объектом исследования ряда ученых. Среди них немалый интерес представляют работы Лейзерова Н. Л. "Образность в искусстве" (М., 1974), Д.Лихачева "Человек в литературе древней Руси",(М.-Л., 1958 и др.).

Художественный образ - присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например, образ воина, образ народа.). Словосочетание - образ чего-то (войны), кого-то (образ Наталии) и т.д. указывает на устойчивую способность художественного образа соотноситься с вне художественными явлениями, поэтому образ - категория, занимающая господствующее место в эстетике. В образе слиты объективно-познавательное, субъективно-творческое начало. Традиционная специфика образа определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления. Образ не просто отражает действительность, но обобщает ее. Отсюда верно подчеркивается, что образ есть конкретно обобщенная картина жизни, нашедшая выражение в словесном образе. По Гегелю "образ стоит посередине между непосредственной чувствительностью и принадлежащей области идеальной мыслью "и представляет" в одной и той же целостности, как понятие предмета, так и его внешнего бытия". Образ представляет единство чувствительного и обобщающего мышления.

Художественная специфика образа представляется не только тем, что он осмысленно отражает действительность, но и тем, что он творит новый, вымышленный мир. Творческая и познавательная природа образа проявляется двояко: 1) художественный образ есть результат деятельности воображения, наряду с объективным, в нем воплощается единичное, субъективное; 2) образ есть результат не только творческого воспроизведение действительности, а активное преображение ее. Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение - такова внутренняя подвижная сущность образа. Образ - это пресечение предметного и смыслового рядов словесно обозначенного и подразумеваемого. У Лермонтова поэзия - "колокол на башне бечевой" ("Поэт"), у Ф. Тютчева зарницы - "демоны глухонемые", "ночное небо так угрюмо". Цель образа - преобразить вещь, раскрыть взаимопроникновение самых различных сторон бытия.

Одна из важнейших функций литературного образа - придать словам ту полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи. "Поэзия, - писал Г. Э. Лессинг,- располагает средствами возвысить свои произвольные знаки до степени и силы естественных, "поскольку возмещает несходство своих знаков с вещами" сходством обозначаемой вещи с какой - либо другой вещью" (Лаокоон. - М., 1957,с.437,с.440.)

Специфика словесного образа проявляется также во временной его организации. Художественное время и художественное пространство составляет главную специфику литературного образа. Так как в образе вычленяется два компонента - предметный и смысловой, отсюда возможна следующая классификация образов: предметная, обобщенно-смысловая и структурная.

Предметность делится на ряд слоев. К первому можно отнести: образы- детали, пейзаж, портрет, интерьер. Их отличительное свойство статичность, описательность, фрагментарность. Из них вырастает 2 - образный слой - фабульный, насквозь проникнутый целенаправленным действием, связывающим воедино все предметные подробности - поступки, настроения, стремления- все динамические моменты, развернутые во времени художественного произведения. Третий слой - стоящие за действием и обуславливающие его импульсы - образы характеров и обстоятельств, единичные и собирательные. Наконец, из характеров и обстоятельств в итоге их взаимодействия складываются целостные образы. Образ судьбы и мира - это бытие вообще.

По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характерные, типические, образы мотивы, топосы, архетипы. Индивидуальные образы созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника. Типичность - высшая степень характерности. Типический образ, вбирая в себя существенные особенности конкретно-исторического, социально-характерного перерастает в то же время границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты, раскрывая устойчивые вечные свойства человеческой натуры. Таковы вечные образ Дон Кихота,

Гамлета, Обломова (эти образы индивидуальные, характерные, типичные - единичные по сфере бытования).Следующие три разновидности: мотив, топос, архетип. Мотив - это образ, повторяющийся в нескольких произведениях одного или многих авторов. Таковы образы метели и ветра у Блока, моря - у Пушкина. Топос ("общее место") - это образ, характерный для целой культуры данного периода, данной науки. Топосы "дороги" или "зимы" у Пушкина, Гоголя. Некрасова. Образ "архетип" заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие схемы или формулы человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и в искусстве на всех стадиях его исторического развития (фонд сюжетов и ситуаций, передающихся от писателя к писателю).

Вместе с выделением художественного образа из синкретической целостности мира начинается и процесс его теоретического осмысления. Античный термин эквивалентен понятию - образ "Эйдос". Эйдос - это и наружный вид, облик предмета и его чистая внетелесная и вневременная сущность, идеи, разделяющие новоевропейские теории, подчеркивающие нераздельность в его сущности вида и идеи.

В последнее время в критике получило широкое стремление придавать понятию образа собирательное значение и говорить в этом смысле об "образе коллектива", «образе народа».Характерный пример мы находим в статье Б.Бурсова «Структура характера в «Войне и мире» Толстого. В ней говорится об образах Болконского,Безухова, выдвигаеся понятие «демократической России».Затем формулируется образ народа, как образ народной массы. При этом в« образ народа» входят и образы представителей дворянства, образ народной массы входит в образ нации. Следует упорядочить понимание категории характера, персонаж, действующее лицо, герой, тип. Действующее лицо и персонаж - понятия, при помощи которых мы обозначаем показанного в произведении человека без относительно к тому, в какой мере глубоко и верно они изображены писателем.

Характер - более определенное понятие: мы говорим о характере в том случае, если изображенный в произведении человек обрисован с достаточной полнотой и определенностью. Образное отражение жизни зависит, прежде всего, от того, как художник понимает жизнь вообще, а это, в свою очередь, зависит от исторических условий, в которых он находится. Сохраняя по существу свои общие функциональные свойства, образное отражение действительности практически зависит от своеобразия исторической обстановки. Характер - это тип человеческого общественного поведения, созданный определенными общественными условиями.

Композиция литературно - художественного произведения также, как образы и язык, играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают, воплотив их в художественные образы характеры, пейзаж, мысли, настроение, стремится в художественном произведении сочетать их так, чтобы они звучали с наибольшей убедительностью: ярче раскрывали существенные стороны реальной действительности, вызывали глубокую работу мысли у читателя.

Белинский неоднократно подчеркивал в своих критических статьях значение композиции в раскрытии идейного смысла в литературно - художественном произведении: строго соразмерно распределение роли для всех лиц… законченность, полноту и замкнутость целого, он считал что эти критерии должны естественно вытекать из единства мысли.

В литературоведении сложились разные точки зрения на проблему композиции художественного произведения. По сей день нет общепринятого определения самого понятия композиции. Наиболее часто употребляемой является следующее определение:

«Композицией - называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

Существенную роль в художественном произведении играют заглавия и эпиграфы.

Заглавия - может быть связаны с разными аспектами художественного произведения. Чаще всего с тематикой («Осень» Пушкина, «Родина» Лермонтова, «Няне» Пушкина и многие другие) с образами («Евгений Онегин» Пушкина, «Обломов» Гончарова, «Рудин» Тургенева и другие): с проблематикой («Кто виноват?» Герцена, «Что делать?» Чернышевского, «Как закалялась сталь» Островского и другие.)

Эпиграфы, как известно, представляют второе название. Чаще всего они связаны с идейным смыслом, с идейным содержанием произведений, с характерной чертой того или иного героя. («Береги честь смолоду», «Капитанская дочка» Пушкина, « Мне отмщение и аз воздам». «Анна Каренина» Толстого и т.д.)

Лирические отступления составляют внесюжетные линии, в которых автор выражает личностное отношение к изображаемым событиям, образам, явлениям. Так, Н.Гоголь., изобразив Плюшкина, горестно восклицал, стараясь отвратить читателей от плюшкинского типа человеческого поведения:

«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог измениться! И похоже это на правду? - Все похоже на правду, все может статься с человеком, нынешней же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество - забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге…».

Иногда лирическое отступление, посвященное какому либо персонажу, сливается с думами и переживаниями другого персонажа, но тем не менее дается все же так, что читатель воспринимает его как непосредственное выражение авторских мыслей и чувств. Таким является лирическое отступление в «Молодой гвардии» А. Фадеева, посвященное матери - труженице.

«Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть они были и грубее руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными и я так любил целовать их в темные жилочки»

Это отступление звучит как гимн матери, её великой материнской любви, её трудовым подвигам. Оно помогает полнее и ярче представить значение женщины матери в нашей жизни.

Иногда писатель прибегает к лирическим отступлениям для сообщения о характере и задачах своего произведения. Классическим примером того вида лирических отступлении является знаменитое рассуждение Гоголя в «Мертвых душах» о двух типах писателей. Писателю было важно разъяснить читателям общественное значение и патриотический смысл своей сатиры, отвечавшей интересам демократических кругов России и казавшейся неприемлемой блюстителям самодержавно - крепостнического строя.

Существенное значение наряду с лирическими отступлениями имеют вводные эпизоды.

Вводными называются такие эпизоды, которые непосредственно связаны с фабульной линией повествования. Это композиционное средство используется писателями или для расширения и углубления содержания произведения, или для указания на его идейный смысл. В рассказе Чехова «Крыжовник» повествуется о неком Николае Ивановиче Чимше- Гималайском эпизоды, не имеющие прямого отношения к основному повествованию.

Так же, как и лирические отступления, вводные эпизоды используются и для раскрытия идеи, пафоса произведения.

К элементам композиции относятся также пейзаж и портрет. Мастерами пейзажа и портретных зарисовок являются Лермонтов, Шолохов, Тургенев, Достоевский, Толстой и др. Во многих произведениях пейзаж выполняет важную идейно - композиционную роль. Речь, понятно, идет не о тех произведениях, где природа является непосредственным предметом изображения, а о тех - где пейзаж играет идейно-композиционную, психологическую роль. Удачен в этом отношении пример, приведенный литературоведом Л.А.Абрамовичем к рассказу «Люцерн» Л.Толстого.

В центре рассказа - эпизод с нищим бродягой - певцом калекой, около получаса певшим и игравшим на гитаре для съехавшихся в Люцерн и поселившихся в наиболее фешенебельной гостиницы города богачей, которые, стоя на балконах и у окон, в «почтительном молчании» слушали чудесное пение. Однако, когда потом этот певец три раза обращался к слушателям с просьбой дать ему что-нибудь, никто ничего не дал, и многие смеялись над ним. В этом эпизоде писатель показывает истинное лицо современной ему буржуазной цивилизации, притом там, «где - как гневно пишет Толстой» цивилизация, свобода и равенство доведены до высшей степени, где собираются путешествующие, самые цивилизованные люди, самых цивилизованных наций.

На самом же деле, как об этом рассказывается в «Люцерне», ни о какой подлинной свободе и подлинном равенстве не могло быть и речи: благо цивилизации принадлежали только исключительно богатым людям, которые привыкли жить для себя, оберегать свой покой, заботится о комфортабельности своей жизни, оставаясь глухими и равнодушными к судьбам народа бедняков, не призывая их права на человеческое достоинство и счастье.

Для того, чтобы такая бесчеловечная жизнь выступила во всей ее уродливой неестественности, оскорбляющей свойственным массам людей чувства красоты и добра, великий художник вводит в изображаемый им мир великолепную природу Люцерна.

Для того, чтобы смысл тех или иных изображаемых явлении и характеров стал особенно ясным, писатели иногда прибегают к художественному обрамлению, т.е. к созданию картин и сцен, близких по своему существу изображаемым явлениям и характерам. Например: в повести «Хаджи Мурат» Л.Н.Толстой создает более полное представление о судьбе героя повести введением сцены с репейником.

В некоторых произведениях художественное обрамление непосредственно подводит к главной сути изображаемого типа человека. Например: в чеховском «Человек в футляре» описание Беликова окружающего себя какой-то отъединяющей его от людей оболочкой, подготавливает постановку проблемы формирования «футлярных» характеров в тогдашней «казенной» как его называл Чехов России.

Большое идейно - композиционное значение имеет и изображенная в произведениях окружающая обстановка. Ее изображение, так же как и картин природы, может соотносится и с общим смыслом произведения, его отдельными сторонами.

Гоголь в «Старосветских помещиках» показал «необыкновенную уединенную жизнь» своих героев. Все в этой жизни замкнуто внутри их дома и его непосредственного окружения.

Часто изображение обстановки имеет и более локальное значение: является ключом к воссозданию характеров изображенных автором.

Композиция литературно - художественного произведения не есть явление только формы. В подлинно художественном произведении она тесно связана с темой и идеей, вытекает из того жизненного материала, которым оперирует художник: так же, как и образы и язык, она является средством (формой) раскрытия идейно - тематического содержания литературного произведения и подчинена ее основной идее.

Непременными признаками художественно совершенного произведения Белинский считал: «Строго соразмерное распределение ролей для всех лиц… законченность, полноту и замкнутость целого», которые естественно должны вытекать из «единства мыслей».

язык литературного произведения

Во многочисленных работах о языке художественных произведений можно обнаружить в основном два подхода к проблеме: лингвистический и литературоведческий.

Первый- состоит в определении особенности художественной речи данного произведения в связи с нормами национального литературного языка, как они сложились ко времени возникновения этого произведения.

Литературоведческий поход опирается на тезис об единстве содержания и формы, на положение об первичности содержания.

Художественная речь - одна из сторон формы и поэтому она обусловлена содержанием произведения.

Художественное стилистическое своеобразие вытекает в конечном счете из своеобразия идейной художественной проблемы и задач, которые ставит перед собой писатель. При этом он, разумеется, учитывает общие нормы литературного языка, отталкивается от них но не ограничивается ими, берет внелитературные диалекты, а главное, из богатства литературного языка извлекает только то, что может служить средством выражения идейного содержания конкретного художественного произведения.

Для создания художественного образа необходимо использовать различные ресурсы языка. Но это не всегда так. Создание живых картин возможно, только при владении писателем всего богатства его национального языка. Однако их использование не очень велико. Здесь важно, как сказал Н.Г. Чернышевский «чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо неизбежно и чтобы было как можно меньше слов».

Аналогичное высказывание мы находим у В.Г.Белинского: «Художественность языка произведения в том и состоит, что одной чертой, одним словом живо и полно представляет то, чего без нее никогда не выразить и в 10 томах», - писал критик.

Язык любого человека характеризует особенности его культуры, жизненного опыта, ума, психологии. Часто литературный герой одной только фразой может раскрыть свой культурный уровень. В речи няни Татьяны Лариной встречаются просторечия, которые характеризует ее как крестьянку.

Индивидуализация речи действующих лиц не всегда создается заметными для читателей средствами. Она более ощутима, когда писатель хочет подчеркнуть в лицах наиболее характерные особенности. Так изобилием метафор, в сравнении типа «костер рябины красной», «пахучей тишины», «клена заледенелого» и многих других Есенина тяготеет к сложному стилю языка русской поэзии 20 годов ХХ века.

Слово "образ" имеет несколько значений. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова ему даются такие толкования: "1. Вид, облик; 2. Живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь; 3. В литературе, искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления; 4. В художественном произведении: тип, характер; 5. Порядок, направление чего-нибудь, способ" [Ожегов 1986: 372].

Наличие различных значений слова способствует тому, что оно используется в обыденном быту и одновременно выступает в качестве термина в разных науках. В философии "образом" называют отражение явлений жизни в сознании людей, всякое "отображение" реальной действительности (как понятийное, так и чувственное). В психологии "образ" обозначает представление, то есть мысленное созерцание предмета в его целостности.

Ученые подчеркивают, что вне образов нет ни отражения реальной действительности, ни познания, ни воображения, ни творчества. Образ может принимать различные формы, как чувственные (ощущения, восприятия, представления), так и рациональные (суждения, умозаключения, теории). В то же время образы могут быть некими идеализированными конструкциями, непосредственно не соотносящимися с реально существующими предметами и явлениями (фантастические образы Змея Горыныча или Бабы-Яги в сказках, мифологические образы кентавров или сирен).

Образы окружают людей в их повседневной жизни. Они встречаются в альбомах с фотографиями, в частной переписке, в дневниках и т.п. Нередко пользуются образами в качестве вспомогательного средства при изложении своих теорий ученые. Образы используются в науке для того, чтобы сделать рассуждения и выводы, излагаемые с помощью отвлеченных понятий, более доступными и наглядными. Наряду с этим образы можно найти в газетных очерках и публицистических сочинениях. Подобные образы называются фактографическими, научно-иллюстративными, публицистически-иллюстративными [Введение в литературоведение 1976: 35 - 37]. Главная их особенность состоит в том, что они показывают явления такими, какими они оказываются в действительности, не внося в это изображение никаких дополнений и корректив.

Художественный образ - разновидность образа вообще, под которым понимается результат осознания человеком явлений окружающего мира. В искусствоведении термин "художественный образ" используется для того, чтобы обозначить особый, присущий только искусству способ освоения реальной действительности и преобразования ее в действительность художественную. "Для искусствоведов "образ" это не просто отражение отдельного явления жизни в человеческом сознании, а это воспроизведение уже отраженного и осознанного художником явления с помощью тех или иных материальных средств - с помощью речи, мимики и жестов, очертаний и красок, системы звуков и т.д." [Введение в литературоведение 1976: 34].

Современные литературоведы называют образом любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто - действующее лицо или литературного героя). Само терминологическое словосочетание "образ чего-то" или "образ кого-то" указывает на устойчивую способность художественного образа соотноситься с внехудожественными явлениями, "вбирать" в себя реальную действительность. Отсюда проистекает господствующее положение категории "образ" в эстетических системах, устанавливающих специфическую связь искусства с неискусством - жизнью, сознанием и т. д.

Истоки теории образа восходят к глубокой древности. Эту теорию начали разрабатывать еще античные философы Платон и Аристотель (IV век до н.э.), которые указывали, что искусство является "подражанием природе". Словом "природа" они называли всю реальную жизнь - и естественную, и общественную, - состоящую из отдельных явлений.

В античности для обозначения образа использовалось слово "эйдос", которое одновременно употреблялось в двух значениях. "Эйдосом" назывался и внешний облик предмета, его наружный вид, и его сущность, идея. По мнению античных философов, искусство связано с эйдосами не прямо, а через "мимесис", то есть через подражание. "Подражанием" древнегреческие мыслители называли способность искусства воссоздавать отдельные явления жизни в изваяниях и картинах, в художественных произведениях и сценических представлениях. Таким образом, "мимесис" - это подражание и одновременно преображение предмета, существующего в реальности, в образ. В целом высказывания античных мыслителей указывают на то, что они отмечали зависимость "эйдосов" от действительности.

Определение искусства как "подражания природе" встречается во многих работах теоретико-литературного характера вплоть до XVIII столетия. От рассмотрения художественного творчества с таких позиций отказался немецкий философ Г.В.Ф. Гегель, который в своей "Эстетике" дал трактовку понятия "образ", близкую к современным.

Гегель обратил главное внимание на то, что произведения искусства представляют собой не простое "подражание природе". В них происходит пересоздание явлений действительности. По словам философа, "от теоретического, научного изучения художественное осмысление отличается тем, что оно интересуется предметом в его единичном существовании и не стремится превратить его во всеобщую мысль и понятие" [цит. по Введение в литературоведение 2004: 24]. В то же время Гегель подчеркивал, что единичное, индивидуальное в искусстве способно ярко, осязаемо, зримо передать общее.

Следует отметить, что, используя слово "образ", Гегель не придавал ему особого значения. Это позже сделали теоретики искусства; идеи Гегеля оказались долговечнее своего методологического контекста и вошли - в трансформированном виде - в современное литературоведение.

В настоящее время художественный образ трактуется как "категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей" [Введение в литературоведение 2004: 23]. В частности, литературное произведение как художественное целое является образом. Оно может включать в себя систему образов-персонажей, которые, в свою очередь, создаются с помощью изобразительно-выразительных средств поэтической образности.

К образам иногда относят тропы (метафору, метонимию, перифраз и т.п.). В то же время литературоведы указывают, что речь (словесный строй) и предметный мир произведения - это разные уровни художественного целого. Любой образ в широком смысле слова является иносказательным и многозначным. Образность отдельных речевых единиц и образность текстов не тождественны; мир литературных произведений сохраняет свою образность даже в том случае, если создается при помощи безомбразных слов.

Тропы позволяют обрисовать образ того или иного героя или явления более ярко и красочно, способствуют возникновению в сознании читателей дополнительных ассоциаций. "Но это не самостоятельные образы: они не изменяют тему высказывания, оставаясь за пределами мира произведения (как объекта изображения)" [Введение в литературоведение 2004: 40].

Ученые подчеркивают, что в художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. Выявляя специфические особенности художественных образов, литературоведы традиционно рассматривают их в отношениях с двумя сферами: реальной действительностью и процессом мышления.

Как отражение действительности образ в той или иной степени наделен чувственной достоверностью, пространственно-временной протяженностью, предметной законченностью, самодостаточностью и другими свойствами единичного, реально существующего объекта. В то же время образ не является реальным объектом, так как отграничен рамкой условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему, "иллюзорному" миру произведения.

Являясь не реальным, а "идеальным" объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций. Образ не просто отражает действительность, он обобщает, раскрывает в единичном и случайном - сущностное, наиболее характерное, типичное. В то же время в отличие от абстрактного понятия, образ нагляден; он не разлагает явление на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет чувственную целостность и неповторимость. Иными словами, образ представляет собой в "одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие" [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

Творческая природа образов, как и познавательная, проявляется двояко. С одной стороны, художественный образ представляет собой результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с духовными запросами и устремлениями человека, его целенаправленной активностью и целостными идеалами. Поэтому в образе, наряду с объективно существующим и сущностным, запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, то есть все, что относится к субъективной, эмоционально-волевой сфере бытия. С другой стороны, в отличие от чисто психических образов фантазии, в художественном образе достигается творческое преображение реального материала: звуков, красок, слов и т. д. В результате этого создается единичная "вещь" (текст, картина, скульптура), занимающая свое особое место среди предметов реального мира. Объективируясь, образ возвращается к той действительности, которую отобразил, но уже не как пассивное ее воспроизведение, а как активное преображение.

"Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение - такова внутренне подвижная сущность образа в его двусторонней обращенности от реального к идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному (в процессе творчества) [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252]. В результате образ всегда представляет собой сочетание объективного и субъективного начал. Объективная "составляющая" художественного образа - это те явления и предметы, которые были запечатлены писателем в произведении, субъективная - позиция автора, который выступил творцом художественной реальности.

Сопоставляя образы как таковые и художественные образы, искусствоведы подчеркивают, что между ними существует много общего. В то же время налицо оказываются и значительные различия. В отличие от научно-иллюстративных, публицистически-иллюстративных или фактографических изображений образы искусства являются созданием творческой мысли и воображения художника, скульптора или писателя. Они возникают не для иллюстрации обобщающих наблюдений и выводов, не для информации о каких-либо событиях, явлениях и т.п. У художественных образов - свое особое назначение, которое обусловливает ряд характерных для таких образов особенностей.

Во-первых, художественное сознание, сочетая рассудочный и интуитивный подходы, фиксирует нерасчлененность, целостность, полноту реального бытия явлений действительности и отражает его в чувственно-наглядной форме. В связи с этим любой образ воспринимается как некая целостность, даже если он создан писателем с помощью одной-двух деталей. Читатели в своем воображении должны восполнить недостающее.

Во-вторых, художественный образ всегда представляет собой обобщение. Если в действительности соотношение единичного и общего может быть различным (в частности, единичное может затемнять общее), то образы искусства представляют собой концентрированные воплощения общего, существенного в индивидуальном.

Художественное обобщение в творческой практике принимает различные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками. Например, образ может иметь репрезентативный характер, когда выделяются, "заостряются" какие-то черты реального предмета, или являться символом.

Нередко собственные имена литературных персонажей начинают восприниматься читателями как нарицательные (Митрофанушка ("Недоросль" Д.И Фонвизина), Хлестаков ("Ревизор" Н.В. Гоголя) и т.п.). Это служит ярким показателем обобщающего смысла художественных образов.

Типизация не обязательно предполагает создание жизнеподобных образов. Чтобы акцентировать внимание на каких-либо общих чертах отображаемых явлений, полнее отразить сущность типизируемого, писатели могут прибегать к гротеску, фантастике, гиперболе ("Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.). Эти условные формы характеризуются деформацией реальности, преднамеренным отклонением от внешнего правдоподобия. Писатели изображают людей, предметы и явления, не имеющие аналогов в действительности. В этом случае нарочитая условность образов нередко служит обнаружению истинной сущности изображаемых явлений в значительно большей степени, чем тогда, когда писатель не подвергает жизненные формы художественной трансформации.

В-третьих, характерной чертой художественного образа является его экспрессивность. Образ всегда отражает идейно-эмоциональное отношение автора произведения к изображаемому им явлению или предмету, поэтому обращен не только к рациональной сфере, но и к чувствам слушателей или читателей.

Об идейно-эмоциональной оценке писателями изображаемых характеров свидетельствует прочно укоренившаяся традиция деления героев на "положительных", "отрицательных", "противоречивых" (при всех оговорках критиков о неточности подобных "классификаций").

Формы выражения авторской оценки неисчерпаемы; в самом общем виде их можно разделить на явные (непосредственные высказывания писателя) и неявные. К оценочной лексике близки тропы, как явные способы моделирования мира на стилистическом уровне. Отношение автора (субъекта речи) к предмету нередко проясняется с помощью ассоциаций, возникающих благодаря тропам (метафорам, метонимиям, перифразам и т.п.).

На предметном уровне возможности выражения оценки у писателя гораздо шире: он может не только прибегнуть к композиционным или стилистическим приемам, но и создать свой художественный мир, с его временем и пространством, героями и сюжетом, деталями описания, отличающимися эмоциональной выразительностью.

В-четвертых, художественный образ всегда самодостаточен. Он является основным и самодовлеющим средством выражения содержания литературных произведений и, в принципе, не нуждается ни в каких пояснениях и комментариях.

Как уже было отмечено, в науке кроме образов-понятий, нередко используются образы-символы, образы-сравнения, которые выполняют своеобразные функции: они иллюстрируют доказываемые положения, делают явления, которые недоступны глазу человека, более наглядными и т.п. В частности образ (символ) атома может быть представлен в виде шарика и вращающихся вокруг него по орбитам точек - электронов. Художественные образы не дополняют заранее данные или предполагаемые выводы, не служат для демонстрации каких-либо явлений в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения в самих себе, выражают их своих собственным "языком".

"Идея", которую несет в себе художественный образ, обычно не формулируется автором прямо. Даже в том случае, если писатель выступает в качестве автокритика, разъясняя свой замысел в самом произведении или отдельной статье, его пояснения не могут исчерпать всей полноты нарисованного им образа.

Образность искусства создает объективные предпосылки для споров о смысле произведения, для его различных интерпретаций, как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней. Художественный образ может порождать различные толкования и трактовки, в том числе и такие, о которых автор даже не помышлял. Эта его особенность вытекает из природы искусства как формы отражения мира через призму индивидуального сознания.

Как уже указывалось, понятие "образ" охватывает в художественных текстах разнородные понятия. Образом называется воспроизведение любого предмета или явления в его целостности. Поэтому вопрос о типологии образов решается различными учеными неоднозначно.

В "Литературном энциклопедическом словаре" предлагается классификация художественных образов, которая определяется учеными как предметная [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

Согласно этой классификации, образы могут быть разделены на ряд групп или "слоев", тесно связанных между собой. Первую из таких групп составят образы - детали, имеющие различные масштабы (они могут создаваться одним словом и представлять собой развернутые описания, состоящие из множества подробностей (пейзажи, интерьеры, портреты)). Отличительной чертой всех образов-деталей является статичность и описательность. Следующий "слой" произведения - фабульный, связанный с действием, соединяющим воедино все предметные подробности. Он состоит из образов внешних и внутренних движений: поступков, событий, настроений, побуждения - иными словами, из всех динамичных моментов, развернутых в сюжете произведения. Третью группу образуют стоящие за действиями и обусловливающие их импульсы - образы характеров и обстоятельств. На последнем уровне "из образов характеров и обстоятельств в итоге их взаимодействия складываются целостные образы судьбы и мира; это бытие вообще, каким его видит и понимает художник, - и за этим глобальным образом встают уже внепредметные, концептуальные слои произведения" [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

В пособии под редакцией Л.В. Чернец выделяются такие виды образов как образ-представление, персонаж (образ-персонаж), голос (первичный субъект речи) [Введение в литературоведение. 2004: 43]. В пособии "Основы теории литературы" указывается, что в литературных текстах "главным предметом изображения и выражения является человек, стоящий… в самом центре поэтической вселенной". "Он может быть персонажем, образом автора и образом читателя" [Федоров 2003: 113].

Очевидно, что в трех приведенных классификациях значительное место отводится образам-персонажам. В разных литературоведческих трудах этот термин трактуется практически одинаково. "Под персонажем (от фр. personnage; от persona - лицо, маска) в строгом смысле этого термина, следует понимать разновидность художественного образа действующего лица, наделенного внешней и внутренней индивидуальностью. Общий синонимический ряд: персонаж и действующее лицо дополняет не менее популярное словосочетание литературный герой" [Федоров 2003: 113]. "Персонаж (от лат. persona - особа, лицо, маска) - вид художественного образа, субъект действия, высказывания, переживания в произведении" [Введение в литературоведение 2004: 197].

Разграничивая персонажей по отношению к конфликту и основному действию, их подразделяют на главных, второстепенных, эпизодических и внесценических.

В персонажную сферу произведения могут входить не все изображенные в тексте люди; эпизодические и внесценические персонажи обычно выступают как образы-представления. С другой стороны, персонажем в художественном тексте может выступать не только человек, но и некое вымышленное автором фантастическое существо, животное, дерево и т.п. Становясь персонажем, любой предмет обретает человеческие (антропоморфные) черты.

В эпосе и драме рассказываемая история (сюжет) в обязательном порядке предполагает наличие системы персонажей или действующих лиц. В лирике персонажи, как правило, отсутствуют, на первом плане в стихотворениях традиционно выступают лирические субъекты.

Первичный субъект речи обычно присутствует и в эпических произведениях - это повествователь, от лица которого ведется рассказ. Выбор того или иного субъекта речи крайне важен: поскольку он выступает носителем определенной "точки зрения", восходящей к автору или, наоборот, далекой от него (это характерно для ролевой лирики или эпических произведений, где присутствует рассказчик, не тождественный писателю).

Первичные субъекты речи могут одновременно являться персонажами (героями, действующими лицами) произведения. Таковы, в частности, лирический герой в стихотворении А. Блока "Незнакомка", рассказчик в "Человеке в футляре" А.П. Чехова, повествователь в цикле "Записки охотника" И.С. Тургенева. Наряду с этим первичные субъекты речи могут не являться персонажами и присутствовать в тексте только как голоса.

Выделенные разновидности образов имеют разную структуру. Образ-представление - это чаще всего описание. Образ-персонаж обладает более развернутой, многосоставной структурой: в этом случае "полярными" компонентами могут выступать, с одной стороны, живописный портрет (то есть образ-представление), с другой стороны - рассуждение (то есть форма речи, в которой преобладают логические конструкции). От рассуждения как компонента образа-персонажа следует отличать внехудожественные высказывания автора: отступления на философские, исторические и т.п. темы, предисловия и др.

Как уже было отмечено, в художественных произведениях могут действовать и разговаривать, подобно людям, явления природы и предметы, животные и насекомые, существа, созданные воображением писателя. В ряде литературных жанров (басня, научная фантастика, сказка и т.п.) такие действующие лица встречаются чрезвычайно часто.

Несмотря на разнообразие видов персонажей, изображение любого из них связано с основным предметом художественной литературы, которым является человек. Как бы широко не трактовался предмет познания в художественном творчестве, его центр всегда составляют человеческие сущности, наделенные определенными характерами. "Средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр." [Введение в литературоведение 2004: 201]. Иными словами, "образ персонажа… соединяет в себе частные образные подразделения", "складывается из внешней и внутренней характеристик" [Федоров 2003: 113]. То есть, рисуя конкретного литературного героя, авторы стремятся к тому, чтобы читатели "увидели" это изображение и одновременно осознали, что конкретный персонаж "проживает" в художественном мире в своих поступках, словах, мыслях и чувствах. Сущность персонажа раскрывается за счет отношения к нему других действующих лиц, и, главное, самого писателя, который таким образом воплощает в произведении свою концепцию личности и систему нравственных оценок человеческих качеств.

В целом следует отметить, что литературоведческое понятие "образ" является неоднозначным. Художественные произведения уподобляются учеными мирозданию, которое складывается путем объединения частиц различного уровня (от микрообразов-деталей - к целостному образу мира).

Наиболее четко учеными определены основные черты образов-персонажей, в роли которых могут выступать не только люди, но и предметы, природные явления, животные и растения, придуманные самими писателями фантастические существа. Образы-персонажи обладают сложной, многосоставной структурой. В эпических и драматических произведениях сущность изображенных автором литературных героев, в первую очередь, раскрывается через сюжет, то есть совокупность их действий и поступков, отношения с другими действующими лицами и речевые характеристики (в том числе те реплики, в которых содержится оценка ими друг друга). Кроме того, образы-персонажи создаются с помощью такого изобразительного приема как портрет, который предполагает обрисовку лица, фигуры, манеры поведения, одежды и т.п. Писатель может рисовать портрет достаточно подробно или ограничиваться лишь отдельными деталями, в любом случае подобная внешняя характеристика будет служить своеобразным ключом к изображаемому характеру. Нередко значительную смысловую нагрузку несут в произведении также описания картин природы, на фоне которой выступает герой, и окружающего его мира вещей. Наряду с этим, важным средством обрисовки персонажа выступают высказывания самого автора или рассказчика, который выступает в роли повествователя.



Статьи по теме: