Все герои рассказа ревизор. Герои комедии гоголя "ревизор"

«Тройка» — это одно из самых известных произведений, в котором Н. А. Некрасов рассказывает о трудной крестьянской жизни и о тяжелой доле русской женщины.

Стихотворение было написано в 1846 году, и стоит отметить, что до отмены крепостного права еще целых 15 лет, но уже тогда Н. А. Некрасов указывает всем на эту проблему, тянущую страну назад.

Публикация в журнале «Современник» была позже, потому что одобрение на цензуру пришлось ждать почти год, поэтому в некоторых источниках год публикации указан 1847-48.

Также стоит заметить тот факт, что стихотворение было посвящено Ивану Маслову, который служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости и по совместительству был приятелем В. Г. Белинского и И. С. Тургенева. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.

Жанр, направление, размер

«Тройка» — это пророчество судьбы крестьянки, которую не изменить никак или же это предостережение мечтающей крепостной девушке, забывшей на миг, кто она есть, что ее мечты о прекрасном суженом и счастливом будущем несбыточны.

Стихотворение посвящено судьбе русской женщины и написано в духе реализма, без всяких прикрас жизни, в жанре гражданской лирики, который так любил Н. А. Некрасов и использовал во многих своих произведениях.

Трёхстопный анапест – размер стихотворения, который помог наложить слова на музыку и сделать их известным романсом, в особенности первую часть. Во всем произведении перекрёстная рифмовка, только лишь в четвертом четверостишии автор использует смежную, а мужские и женские рифмы сбалансированы и гармонично перекликаются друг c другом.

Композиция

В произведении автор использует кольцевую композицию, которую не так часто можно встретить, вследствие чего произведение становится еще более уникальным. Композиционно стихотворение можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, можно его разделить на две части, где первая часть (1-5 строфы) — это описание яркими красками красоты и невинности героини, которая пытается угнаться за тройкой, ее мечты и надежды в настоящее время. Вторая часть (6-12 строфы) – это размышления и переживания о будущей жизни крестьянки, в которых ее судьба ужасно реалистична, автор описывает ее дальнейшую жизнь и облик серыми и унылыми красками.

С другой стороны, стихотворение можно разделить на четыре части.

  1. Первая часть – это внезапное появление тройки и грез о будущей жизни.
  2. Вторая часть – это изображение миловидности и великолепия девушки, что должно послужить перспективой к счастливой жизни.
  3. Третья часть – это явь, которая разрушает все иллюзии.
  4. В четвертой, последней части автор призывает крестьянку оставить бесполезные надежды.

Образы и символы

В самом начале стихотворения автор знакомит нас со своим излюбленным образом дороги, по которой мчится та сама неуловимая тройка. Дорога – это что-то вечное, приносящее страдания от разлуки и тоску по былым местам, а тройка – это центральный образ, образ упущенной возможности, быстротечности жизни – это миг, который ускользает прямо перед глазами, и человек бессилен что-либо изменить.

Главная героиня стихотворения – молодая крестьянка, находящаяся в ожидании любви. Она стройная, резвая, с ярко выраженными красивыми чертами лица. Описывая ее, автор будто бы хвалится красотой русской женщины, невольно подбирая ей такого же статного суженого. Образ крестьянки — динамичный и впечатляющий. Но потом поэт будто бы возвращается в реальность и предупреждает героиню, что ее брак будет нежеланный с «мужем-привередником», свекровь будет «гнуть в три погибели», а сама она впадет в «сон непробудный». На смену «чернобровой дикарке», радостной и устремленной вперед, придет забитая, измученная, уродливая среднестатистическая русская женщина, с выражением на лице «тупого терпения» и «вечного испуга». А самое печальное, что покой к ней придет только вместе со смертью.

Роль лирического героя играет сам автор, его обращение прискорбно и жалобно, в одно и то же время поэт восхищается красотой и привлекательностью девушки, но также понимает, что ее ждет горькая судьба. Обращаясь к ней, описывает ее будущую тяжелую, беспросветную жизнь, пытается наставить ее на правильный путь, указывая на то, что не стоит лелеять мифические надежды о светлом будущем, и как бы она не хотела изменить свою судьбу, ничего не выйдет, ведь она — лишь крепостная крестьянка, и для проезжающего мимо корнета дикарка — просто деталь пейзажа, ей за ним не угнаться.

Темы и проблемы

В произведении есть насыщенная тематика и злободневная проблематика.

  • Основная тема стихотворения – это тяжелая судьба русской женщины, в особенности крепостной крестьянки. В произведении судьба девушки делится на две части: до замужества она переполнена иллюзиями, красотой и легкостью, а после ее жизнь становится рутинной и однообразной, в которой даже дети не могут сделать ее счастливой.
  • Основная проблема – несправедливость общественного устройства. Крестьянка обречена на тяжкий труд, семейное несчастье, нужду и печаль. У нее нет выбора, ведь другое сословие для нее недоступно и заколочено презрением. Какой бы прекрасной она ни была, происхождение решило ее судьбу за нее.

В произведении можно просмотреть и несколько второстепенных тем и проблем.

  • Тема красоты – это безразличие окружающих к красоте и к привлекательности, примитивное общество никогда не сможет по достоинству оценить великолепие девушки.
  • Еще затрагивается проблема сословной любви. Мало кого волновала искренняя любовь, тогда брак должен был принести выгоду и прибыл семьям, и конечно же, общественное одобрение.

Также интересен главный конфликт произведения между мечтой и реальностью. Сначала читатель погружен в мажорную гамму чувств, испытывает положительные чувства к главной героине, наслаждается ее молодостью и красотой, а затем, ближе к концу, он осознает всю угнетающую обстановку, которую ловко создает автор. Читатель начинает сопереживать и поддерживать девушку, и, как она, не хочет верить в реальность, в печальную данность предстоящей жизни крестьянки.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это сочувствие по отношению к простым людям, судьба которых предрешена происхождением. Не имея права выбора и свободы, они вынуждены мириться с ужасными условиями жизни, вынуждены прозябать в печали и нужде. Суровая судьба крепостной женщины, счастье которой приходило лишь в ее мечтаниях и грезах, была обречена на беспощадное и беспросветное будущее. Красоту и молодость народа перемалывали жернова его бедности и невежества.

Уничтожение крепостного права — то, за что боролся автор. Именно Н. А. Некрасов уже в 1846 году первым начал описывать быт, убранство и тяжелый труд крепостного крестьянина, именно он описывал реальные мучительные события, происходящие с крепостным, сделав это героем русской поэзии. В этом был смысл его гражданской поэзии – познакомить читателя с угнетенным народом, нуждающимся в помощи.

Средства художественной выразительности

Основной стилистической фигурой стихотворения является инверсия, которая отражает чувства девушки и переживания лирического героя за ее судьбу, также важную роль играет обращение, присутствующее на протяжении всего произведения, важны и риторические вопросы, с которых начинается стихотворение, они помогают сразу задуматься, вникнуть в суть и проблемы произведения.

Автор в своем стихотворении играет на контрастах, что делает произведение интересным. Он умело пользуется разнообразными средствами выразительности, которые помогают понять не только глубокий смысл произведения, но прочувствовать его эмоционально. В начале, красочные и яркие эпитеты: «проезжий корнет», «легкий пушок», «алая лента», «румянец смуглой щеки», «чернобровая дикарка», «лукавый глазок»; метафоры: «жизнь полна и легка», «лента в волосах вьётся», «взгляд полон зажигающих кровь чар», не менее значимые глаголы, отражающие игривость и живость девушки: поживёшь, вспыхнуло, пробивается, вьётся, бежишь.

Во второй части атмосфера складывается совсем иным образом, поэт честен и груб, использует резкие эпитеты: «вечный испуг», «сырая могила», «тяжелый путь», «черная и трудная работа», «тоскливая тревога», а также точно подобранные метафоры: «ничем не согретую грудь», «будешь нянчить, работать и есть», «отцветёшь, не успевши расцвесть», «погрузишься в сон».

«Тройка» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Тройка » написано Некрасовым в 1848 году и опубликовано в журнале «Современник».

Литературное направление, жанр

Стихотворение посвящено судьбе русской женщины. Некрасов в духе реализма описывает обычную жизнь крестьянки, наделённой чутким сердцем. Жанр стихотворения «Тройка» - гражданская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - тяжёлая судьба русской крестьянки. Стихотворение «Тройка» имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается обращением лирического героя к крестьянской девушке. В первой строфе это вопрос: «Что ты жадно глядишь на дорогу?» В предпоследней и последней строфе - предостережение лирического героя, предвидящего судьбу героини: «Не гляди же с тоской на дорогу». Если отбросить последние две строфы вывода, стихотворение делится на две равные части: счастливая и несчастная жизнь героини. Вторая часть, несчастливая жизнь, дана как более вероятная возможность: «Да не то тебе пало на долю...» Девушка, к которой обращается герой, не замечает, что он за ней наблюдает. Перед его мысленным взором проносится вся её настоящая и будущая жизнь, как перед глазами девушки проносится тройка. Первые две строфы описывают, как девушка ждёт на дороге тройку, а затем бежит за ней. Тройка - символ счастливой жизни. Следующие три строфы - это портрет девушки-крестьянки. Шестая строфа разбивается многоточием на две части. Первая часть - счастливое пророчество: «Будет жизнь и полна и легка». Наверное, и у крестьян бывала такая жизнь, но нечасто. После многоточия Некрасов описывает типичную судьбу крестьянки. Следующие четыре строфы рассказывают о её жизни: неряха-муж будет бить её, свекровь принуждать к чёрной и трудной работе, женщина лишится красоты и здоровья. Но не это самое страшное: она утратит девическую живость, потеряет интерес к жизни, которая будет подобна вечному сну, механическому повторению событий: «Будешь нянчить, работать и есть». Внутренние изменения личности отразятся на выражении лица. В бесполезной жизни бедняжки не оправдаются никакие надежды.

Последние две строфы - призыв смириться с судьбой, потому что крестьянка не может быть счастлива. В этом основная мысль стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, песенным размером, что дало возможность положить слова на музыку, и стихотворение стало романсом. В песне только первые три строфы стихотворения и последние две, то есть жанровая сценка встречи красавицы с корнетом, который мчится к другой. Меняется основная мысль произведения, сужается до пословицы: «Не родись красивой, а родись счастливой».

В стихотворении чередуется женская и мужская рифма при постоянной перекрёстной рифмовке, которая только в последней строфе-выводе сбивается на смежную.

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на контрасте воображаемой счастливой и более вероятной несчастной жизни. Контрастны и тропы, изображающие эту жизнь. Красота и молодость девушки описана эпитетами: алая лента, чёрные волосы, румянец смуглой щеки, лёгкий пушок, полукруглая бровь, лукавый глазок . Лента в волосах вьётся (метафора), волосы черны, как ночь (сравнение), взгляд полон зажигающих кровь чар (метафора), жизнь полна и легка (метафора). Сама красавица называется чернобровой дикаркой . В стихотворении очень важны глаголы, отражающие порывистость и живость девушки: вспыхнуло, бежишь, вьётся, пробивается, поживёшь, попразднуешь .

Совсем другие образы во второй части стихотворения. Несчастную жизнь описывают эпитеты: чёрная и трудная работа, непробудный сон, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, сырая могила, тяжёлый путь, тоскливая тревога . Под стать эпитетам глаголы, некоторые из них являются метафорами: перетянешь, бить, гнуть в три погибели (фразеологизм); отцветёшь, не успевши расцвесть (метафора); погрузишься в сон (метафора); будешь нянчить, работать и есть; схоронят;угасшую сил у (метафора); ничем не согретую грудь (метафора); не гляди, не спеши, заглуши, не нагнать .

Образ тройки центральный в стихотворении. Это символ проносящейся мимо жизни, над которой человек не властен. Он бессилен обмануть судьбу и не замечает, что смерть уже у порога. Ещё тройка - символ упущенной возможности.

Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнёс в поэзию то, что раньше не было для неё характерным. Впервые в русской литературе быт и тяжелый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе самыми вдохновенными являются его произведения о
русских женщинах.

В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестъянка»), в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице темной … » и многих других. Сюжетную основу стихотворения «Тройка» составляет рассказ о судьбе молодой крепостной крестьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки.

Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение «Тройка» представляет собой открытое обращение к героине. Поэт обращается к ней на «ты» и ведёт разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле. Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть — первые пять строф — рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6-12 строфы)-размышления поэта о будущем этой молодой девушки, о её судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны. Образ крестьянской девушки представлен автором в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви.
Подбор удивительно красочных эпитетов создаёт яркий и запоминающийся образ: алая лента в волосах, чёрных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьётся алая лента; пробивается легкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд … полный чар, зажигающих кровь).

Подчёркнута не только красота девушки, но и её горячность, живость, которые так свойственны юности. Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Всё в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечётных строк третьей строфы перекликаются с рифмами чётных строк второй строфы (торопливо — красиво — диво — игриво) — красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится переломной в рассказе о будущем лирической героини.

Многоточие после первых двух строк словно отделяет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Красавицу ждёт беспросветная жизнь в повседневных трудах и заботах. Примитивное существование, тяжёлый труд, побои неизбежно скажутся на её внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно. После замужества девушку ждут одни только тяготы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.

Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красавицей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь …

На смену красавице, «чернобровой дикарке», приходит уродливая, замученная чёрной работой и забитая мужем-привередником и злой свекровью женщина. Её горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети. Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремлённый вперёд, в будущее, сменяется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти — к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 1 -я строфа стихотворения:

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Главное средство выразительности, которое использует Некрасов в данном произведении, — это приём контраста. На нём построена и основа сюжета, и композиция стихотворения. Приём контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (лёгкий пушок; подбоченясь красиво; игриво вьется) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).

Трехстопный анапест — размер, которым написано стихотворение, — позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку — это известный романс (романсом стала первая часть стихотворения — лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом»). Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горечи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Героиня бессильна — ей не нагнать «бешеной тройки ».

Тройка — красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что — либо изменить в своей судьбе. Тройка — это и символический образ мечты каждой девушки о счастье.

Мотив несбывшихся надежд и мечтаний звучит в последних двух строфах, которые содержат ответ на поставленные в начале стихотворения вопросы: «Что ты жадно глядишь на дорогу?. » , «И зачем ты бежишь торопливо? .. ».

Развёрнутый ответ на вопрос о женском счастье Некрасов даст в своём творчестве много позже — в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (в главе «Крестьянка»). Трагическая участь русской женщины-крестьянки и нереализованные возможности народа в дальнейшем станут для Некрасова главными темами творчества.

Предлагаю вашему вниманию еще один вариант анализа данного стихотворения.


Стихотворение «Тройка», написанное Некрасовым в 1846 году, музыкально, образно, эмоционально. Его анализ целесообразно начать с определения композиции. Ученики легко определяют, что стихотворение делится на три части, каждая из которых отличается выраженными чувствами, пространственно-временными отношениями, ритмикой.

В первой части ведущей является тема ожидания любви, овеянная романтикой. Главная героиня — молодая крестьянка. Лирический герой восхищён «чернобровой дикаркой». Она красива, загадочна («взгляд, полный чар»), принадлежит миру природы, где всё просто и естественно. Романтичен и мотив дороги — символ перемен, возможности устроить новую жизнь по своему усмотрению.

Поживёшь и попразднуешь вволю, / Будет жизнь и полна и легка … » — размышляет лирический герой … и обрывает себя на полуслове. Второе двустишие шестой строфы открывает вторую часть стихотворения. Ничего как будто бы внешне не изменилось: та же деревня, та же дорога, те же герои …

Изменился взгляд лирического героя. Это взгляд человека-реалиста, понимающего, что «природного, свободного человека — нет, что есть человек социальный, что «каждому сверчку — свой шесток», что «по одёжке протягивай ножки». И если ты живёшь в крепостной России и родился крепостным, «не то тебе» падёт «на долю», что выпадет дворянину.

Будущее красивой крестьянской девушки предопределено: выйдет замуж за мужика, будет им бита, «от работы чёрной и трудной отцветёт», погрузится в «сон непробудный», и наступит самое страшное: внутренняя жизнь замрёт и в лице «появится вдруг / Выраженье тупого терпенья / И бессмысленный, вечный испуг».

Таким образом, ведущей темой второй части «Тройки» становятся размышления лирического героя о женской доле в крепостной России.

Последние две строфы стихотворения — это третья часть «Тройки». Лирический герой, совершив мысленное путешествие в будущее, возвращается в настоящее и обращается к героине со словами, полными тоски, боли: «не гляди», «не спеши», «заглуши». Он говорит: жизнь не идеальна, смирись, не надейся, не жди лучшего.

«Тройка» Николай Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…


Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам - красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба.
Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на Руси оставалось еще без малого 15 лет. Поэтому русские женщины в селах находились на положении самых настоящих рабынь. Родившись в многодетной семье, они с самого детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Однако многие из юных девушек не хотели мириться со своей незавидной участью и мечтали о сказочных принцах. Поэтому господская тройка с кучером и молодым барином вызывала у русских красавиц неподдельный интерес. Ведь в одном из таких экипажей может оказаться тот самый суженый, который влюбится в простую сельскую девушку и увезет ее с собой. Поэт обращается ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков.


Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено . «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц, заранее зная, что впереди их ждет лишь разочарование. Хотя бы потому, что нагнать белую тройку девушкам не удастся как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь ее пассажиры - люди из другого мира, которым нет никакого дела до сельских красавиц, мечтающих о сытой, спокойной и счастливой жизни. Поэтому « к другой мчится вихрем корнет молодой», для которого повстречавшаяся на пути крестьянка является неотъемлемой частью русского пейзажа, унылого, обыденного и не вызывающего абсолютно никакого интереса.

Что же до мечтаний юных девушек, то это - единственное светлое пятнышко в их беспросветной крестьянской жизни. Однако поэт считает, что о нем нужно забыть как можно скорее, чтобы избавиться от «тоскливой в сердце тревоги», способной омрачить сельской красавице и без того нелегкую жизнь.

И стихи с народной музыкой стали романсом. Романсом, который пели многие великие певцы и певицы. Этот романс был неотъемлемой частью русских посиделок. До сих пор поют его в сельских местностях да и в городах, если собираются друзья за столом.

Жанр народной лирики и образ печальной судьбы простой крестьянской девушки не случайны в творчестве Некрасова. Детство его прошло в семье, где мать была унижена, а отец бесчинствовал. Важно отметить, что стихотворение было написано в 1846 году, за пятнадцать лет до отмены крепостного права. Поэт испытывает искреннюю печаль за крестьян, женщины в его стихотворениях - бесконечно страдающие рабыни, пустое место в жизни богатых людей.

Главная тема стихотворения

Главная тема в стихотворении - бесправность крестьянок в обществе, усиленная действующим крепостным правом. В его основе узаконено преступление против людей, дана легкая возможность перешагнуть через закон. Однако Некрасов пишет не только о рабстве физическом, но и о моральной зависимости женщины от власти мужчины, «мужа-привередника». Моральное рабство заставляет меняться женщину даже внешне, когда в лице от природы красивом появляется

«Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.»

Поэт затрагивает и тему столкновения мечты и реальности. Героиня бежит за тройкой, откуда поймала на себе ласковый взгляд молодого корнета. Этот взгляд заставил сердце забиться в надежде. На что? На то, что жизнь может стать «полна и легка». Автор безжалостно рушит эту надежду в четырех последующих четверостишиях, которые предваряются словами «за неряху пойдешь мужика» и заканчиваются приговором «и схоронят в сырую могилу». Мечта и реальность в жизни крестьянской девушки так же далеки друг от друга, как бравый корнет, промчавшийся в тройке, и мужик неряха, стоящий у дороги.

Стихотворение сюжетно делится на две части. Первая - описание сердечной тревоги девушки из-за желания изменить судьбу, сделать жизнь более легкой, ее красоты, живости, открытости.

Во второй части автор методично, зло и безжалостно показывает недостижимость мечты девушки, описывая её настоящую судьбу. В конце стихотворения поэт с жалостью, но твердо советует героине не бежать за тройкой, а поскорее заглушить «тоскливую в сердце тревогу», так как её судьба уже предопределена.

Структурный анализ стихотворения

Главное средство художественной выразительности идеи, заложенной в стихотворении, в обращении поэта непосредственно к героине. Автор говорит с ней, как старший брат или отец. Он резок и беспощаден, но за этим видна горечь и страдание за судьбу девушки. Ее красота описывается с использованием эпитетов: волоса ее «черные как ночь», лента вьется игриво, бровь полукруглая, глазок из-под нее смотрит бойко.

С помощью образа тройки поэт показывает мимолетность жизни. Причем эта мимолетность соединена с полным бесправием тех, кто стоит на ее обочине. Жизнь пролетает мимо, как тройка, оставляя за собой разбитые надежды и мечты. Для придания убедительности поэтическому рассказу автор применяет метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Композиция стихотворения рамочная, "рассказ в рассказе", потому что состоит из двух составных частей: реальности и размышлений автора. Размер - трехстопный анапест, это придает мелодичность произведению. Рифма в стихотворении перекрестная, кроме последнего четверостишья - в нем она смежная.

Некрасов хотел дать предельно реалистичную картинку жизни крестьянской девушки. Ему это удалось в полной мере. Стихотворение «Тройка» заставляет читателя страдать за героиню.



Статьи по теме: