Презентация к уроку по краеведению (7 класс) на тему: Коми - обряды. Презентация на тему: "Традиционными поселениями коми в XIX начале XX вв

Народное изобразительное искусство: живые вещи

До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.

С самого раннего детства девочек приобщали к женским рукоделиям, к пяти–шести годам им дарили маленькие детские прялки, на которых можно было прясть лён, коноплю, шерсть. К десяти годам матери начинали приобщать дочерей к секретам ткачества, строго следя за правильным исполнением орнаментальных мотивов. Ткали на деревянном ткацком стане «дӧра кыан», сходном по конструкции со станом северных русских. Узоры были довольно сложными. Чаще всего узор наносился красными нитями на белый фон домотканого полотна. Такими узорами украшались полотенца, скатерти, подолы, кокетки и рукава женских рубах, холщовые чулки.

Фото Евгении Козмодемьяновой

Обычно женщины ткали узоры по памяти, но иногда «снимали» их с готовых вещей или создавали новые. Ткали также и половики – «джодж дӧра», отличавшиеся богатой цветовой насыщенностью. Узорные пояса, которыми подвязывали сарафаны, мужские рубахи, верхнюю одежду ткали на специальных дощечках «таб» – небольших квадратных плашках с отверстиями по углам. Для изготовления широких поясов пользовались обычным ткацким станом. Особенно нарядными были пояса, которые назывались дарственными. Их ткали из зелёной, красной, синей, жёлтой и розовой шерсти и украшали кистями. Эти пояса невеста дарила жениху и его близким родственникам.

Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.

Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.

Вышивка была распространена только на юге Коми края у лузских и летских коми. Она применялась для украшения головных уборов, рубах, полотенец и во многом соответствовала орнаментальным мотивам, характерным для ткачества. Очень красиво и оригинально выглядели головные уборы женщин – сороки, «юр кӧртӧд», вышитые различными геометрическими узорами. Сорока представляет собой головную повязку с вышитым разноцветными нитями очельем – налобником, двумя «крыльями» – завязками и «хвостом», который покрывал затылок. Такой головной убор девушка начинала вышивать к своему замужеству, иногда за несколько лет до него. У ижемских коми была распространена вышивка бисером и золотыми нитями. Бисером вышивали головные уборы невест – «юрной», серебряными, золотыми нитями вышивали кокошники и сборники, головные уборы замужних женщин.

У коми как у лесного народа было развито искусство обработки дерева. Этим видом искусства занимались, в основном, мужчины. Главным украшением деревянной избы был «конёк», «чибӧ» – комлевая часть охлупня, бревна, скрепляющего двускатную крышу. «Чибӧ» – в переводе «конь», конёк и вырезался в виде коня, а нередко и коня-птицы, крыльями которого были скаты крыши. Охлупень мог быть украшен рогами оленя, лося или резным деревянным полотенцем.

Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.

Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.

В коми избах и ныне можно увидеть боль шие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.

Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.

Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.

Росписью занимались мастера-профессионалы, нередко – и местные иконописцы. Мастера собирались в артели и изготовляли на продажу расписные прялки, сундуки, шкафы, сани, дуги. Были в Коми крае свои «центры» по росписи. Это деревни Тойма и Верхозерье на Вашке, Отла и Луга – на Выми, Керчёмья и Вомын – на Вычегде, Ижма и Мутный Материк – на Печоре. Артели резчиков и иконописцев изготавливали иконостасы с иконами для церквей Коми края, писали иконы для крестьян, причём эти иконы обладали высокими художественными достоинствами. Некоторые из них являются украшением и гордостью Национальной галереи Республики Коми.

Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

«Домы отменные»

Русский путешественник и учёный И. И. Лепёхин, проезжая в 1771 году через «зырянскую селитьбу Усть-Сысольским погостом назывемую», писал, что «домы в нём отменные». Усть-Сысольск в то время мало отличался от других зырянских сёл, так что смело можно сказать, что «домы отменные» издревле были характерны для коми сёл и деревень.

Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина

Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.

Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.

Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.

Сысольский был распространён по рекам Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре. Это квадратная постройка, состоящая из жилой и хозяйственной половин, каждая со своим скатом кровли. Жилая разделяется на зимнюю (вой керка) и летнюю (лун керка) избы и объединяется входом через сени. К ней примыкает сруб двора (стын). Печь стоит в глубине помещения, в углу, а устьем обращена к двери. Рядом – вход в подполье, голбец (гoбoч выв), полати. Передний угол «Ен ув пельoс», «Божий угол», находится по горизонтали от печи.

Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.

В «чистом виде» эти типы жилищ ныне встречаются редко, да и в прошлом хозяева часто уходили от канонических форм. В начале ХХ века жилые помещения стали разделять на комнаты, в хозяйственном дворе-сарае прирубать отдельные избы для детей, и дом нередко состоял из четырёх–шести жилых помещений. А на Ижме и Удоре дома стали строить в два этажа.

Народный костюм: и коты, и сороки

Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.

У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) - из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.

Штаны носили с сапогами или низкой кожаной обувью «кӧт i », заправляя штанины в «сера чувки» (узорные чулки), подвязанные под коленом узорным шнурком. Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой - холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась).

Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды: «маличу» (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), «совик» (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др.

Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.

Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)

Орнамент : «шифровка» из глубины веков

Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости

Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.

Орнаменты коми по стилистике близки орнаментам соседних народов, учёные объясняют это общей древней основой. Похожие орнаменты украшали керамическую посуду так называемой андроновской культуры, которую датируют II – началом I тысячелетия до нашей эры. С течением времени у каждого народа сложился свой тип орнамента, свойственный только этой культуре. Но даже внутри народа в орнаментальных мотивах есть различия, так что по узору на чулках или варежках можно определить, в каком районе Республики Коми они связаны. Более того, оказывается, что узоры орнамента на чулках различаются как мужские – «мужик сер» – и женские – «баба сер».

Названия узоров тоже имеют свою специфику. Одни из них соотносятся с названиями разных предметов и орудий труда: перна – «крест», пила пинь – «зубья пилы», матка сер – «узор компаса», пурт йыв – «острие ножа», куран пинь – «зубья грабель» и т. п. Другие названия относятся к животным и птицам: ош лапа – «медвежья лапа», меж сюр – «бараньи рога», кoр сюр – «рога оленя», гут сер – «узор мухи», мoс син – «коровий глаз», черань – «паук». Наконец, есть названия, связанные с растительным миром: коз сер – «ёлочный узор», дзоридз –«цветок», пыш тусь – «конопляное зёрнышко» и т. п.

Народные музыкальные инструменты: лесные флейты и небесные скрипки

Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.), когда предки коми и удмуртов составляли одну древнепермскую общность. Об этом говорит сходство некоторых мелодических оборотов в фольклорных песнях, причитаниях, а также родство названий, обозначающих музыкальные духовые инструменты класса флейт. Наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку.

Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток), на которых играют сегодня чипсанистки из села Чёрныш Прилузского района. Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати, они так и назывались – квайта или oкмыса пoлян, шести- или девятиствольная дудка-флейта. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.

Разновидностей духовых инструментов много: это и сьoла чипсан – рябчиковый свисток, – который охотник делал из елового сучка или птичьего пера, чтобы приманить рябчика, это и бадь пу чипсан – ивовый свисток – флейта, которую изготавливали весной из ветки ивы, это и различные гум пoлян – флейты из дудника. Более сложными были бадь пу пoлян, ивовая дудка – дудка из ствола ивы с двумя–четырьмя игровыми отверстиями, а также различные сюмoд буксаны и сьюмoд пoляны – берестяные рожки и дудки.

Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.

Были у коми и другие струнные инструменты, такие, как, к примеру, известная всем балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские – с плоскодонным треугольным корпусом. Прославленным мастером-балалаечником был уроженец села Выльгорт Сыктывдинского района Семён Налимов (1857–1916), изготовивший эти инструменты для Василия Андреева, организатора Великорусского оркестра народных инструментов.

Струнный инструмент брунган имел мощное звучание, напоминающее звон больших церковных колоколов. Делали его просто: на боковую стенку голбца – деревянной пристройке к русской печи – прибивали толстые проволочные или жильные струны, а играли, ударяя по струнам молоточком.

В музыкальном обиходе коми был и целый набор барабанов. Самый известный, пастушеский пу барабан – деревянный барабан, – деревянная подвеска-дощечка, по которой ударяли двумя палочками. Колотушкой тотшкoдчан подавали сигнал-сбор артельных людей. Трещоткой сярган отгоняли, к примеру, лошадей, забравшихся на чужие посевы. Бубенчики-погремушки торган выполняли магическую функцию – отпугивали от пасущихся домашних животных злых духов и хищников.

наталия попова
Конспект занятия в старшей группе: «Интерьер коми избы»

Конспект занятия в старшей группе «Интерьер коми избы »

Цель – познакомить детей с интерьером избы коми .

Задачи – ведущая образовательная область – познавательное развитие.

Учить детей обследовать предметы быта, определять их качества, физические свойства.

Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение.

Дать детям сведения о размещении предметов мебели, «красного угла» , люльки, печи в интерьере избы .

Речевое развитие.

Обучать детей делать выводы, подводить детей к самостоятельному поиску причин.

Побуждать использовать в речи сложные предложения.

Побуждать рассказывать о личных впечатлениях.

Художественно – эстетическое развитие.

Формирование интереса к устному народному творчеству.

Учить самостоятельно, составлять узор из элементов коми орнамента .

Закрепить название элементов коми орнамента .

Ход занятия:

Ребята,отгадайте загадку,отгадав загадку вы узнаете тему нашего занятия .

В нем живет моя родня.

Мне без нее не жить и дня

В него стремлюсь всегда и всюду

К нему дорогу не забуду

Я без него дышу с трудом

Мой кров, родимый теплый (дом.)

О чем мы сегодня с вами будем разговаривать?О доме. А скажите, зачем человеку нужен дом? В старину дом спасал человека от диких зверей, в доме можно спрятаться от непогоды и холода, погреться у огня. Мы приходим домой чтобы отдохнуть, набраться сил, дома нас ждут родные.

Как в старину называли дом ? Изба

А как по коми будет изба ? Керка

Как называют современные жилища? Дома, коттеджи

Давайте рассмотрим коми избу . (Слайд №2) Из чего раньше строили дома? Правильно, из дерева. А из какого дерева? Из сосны. Жилище коми представляло собой прямоугольную постройку из сосновых бревен. Жилая часть состояла из двух изб (летней и зимней, которые соединялись между собой сенями. Обе избы располагались под одной крышей.

В избе не было перегородок, отдельных комнат. Здесь и комната,и прихожая, и кухня. (слайд №3)

А как вы думаете, что же было самым главным в избе?

-Загадка : «Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают –глотает» ? Печь.

Правильно, это печь. (слайд №4) . Печь -это сердце дома. А как вы думаете, почему так говорят?Для чего нужна была печь? Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали детки и старики , сушили одежду и даже мылись. А как по коми будет печь ? Пач.

Давайте рассмотрим печку. (слайд №5) . В старину печь располагалась в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место» . Как вы думаете, почему его так называли? В этом месте хозяйка готовила еду, пекла хлеб, шила, пряла.

А как вы думаете, что могла готовить хозяйка в печке? Щи, кашу, пекли хлеб

В каждом доме находился красный угол. (слайд №6) Он всегда находился наискосок от печи. Здесь всегда горел «небесный огонь» -лампада. Это было самое почетное место в доме. Здесь усаживали самого дорого гостя, здесь беседовал отец с сыном. Так же в доме стоял большой стол, за которым усаживалась вся семья, стулья, лавки, полати, люлька. По стенам, на высоте человеческого роста находились полки, на которых ставили посуду. (Слайд №7)

В каждом доме имелись сени. Где хранилась различные хозяйственные инструменты. (ножницы, скребки, сито, различные туеса, сундук и т. д) (слайд №8)

А еще коми народ любил украшать свое жилище. А украшал он изделия элементами коми орнамента . А вы знаете элементы коми орнамента ? Давайте поиграем в игру «Узнай и назови элемент коми орнамента » .

Молодцы. Много элементов вы знаете. Ну а теперь, давайте мы с вами украсим орнаментом предмет, без которого не могла обойтись ни одна хозяйка. Как вы думаете что это? Правильно, это чугунок. Для чего он нужен был хозяйке? В нем варили кашу, щи.

Пальчиковая гимнастика. «Моя семья»

Продуктивная деятельность. Украшение чугунка коми орнаментом . (Звучит коми мелодия )

Какие вы молодцы. Как у вас красиво получилось. А теперь расскажите, с чем мы сегодня с вами познакомились ? Что нового вы узнали? Спасибо вам, ребята за работу.

Публикации по теме:

Все мы знаем, что дети любят сказку. А если эту сказку им подарить. Вот мы (воспитатели группы и родители) решили подарить нашим детям.

Конспект ООД в подготовительной группе «Коми край наш северный» Конспект ООД в подготовительной группе по теме «Коми край наш северный» Цель: систематизация и обобщение знаний о городах республики Коми.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №126 – детский сад общеразвивающего вида Конспект ООД «Познание» воспитателя.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Богатство Коми края» Конспект открытого занятия для подготовительной к школе группы. «Богатство Коми края». Цель: познакомить детей с разнообразием животного.

Составитель: воспитатель МАДОУ №51 г. Сыктывкара «Золотая рыбка» Торлопова Татьяна Андреевна. Возрастная группа: подготовительная. Цель:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Быт русской избы» ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. - Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи,.

Коми сикт… история её уходит в глубь веков. Начиналась она с нескольких изб где-нибудь на поляне, отвоеванной у леса, или на берегу реки.

Сооружение жилого дома, превращенное сегодня в простой технический акт, для наших предков было исполнено глубочайшего смысла. В древности каждый человек строил жилье для себя и своей семьи сам, - если требовалось, на помощь звал родственников, соседей, друзей.

Наши предки селились в лесистых местах, по берегам рек и озер. Коми деревянное строительство - это строительство, созданное трудом и гением мастеров.

Издавна коми народ понял и осознал удивительные свойства дерева и повсеместно применял его как для строительства жилья, так и для изготовления различных предметов быта. Дерево дает особое ощущение жизни, выступая в качестве проводника между человеком и природой. Являясь проводником Космических энергий, деревья благотворно влияют на ауру человека, а соответственно на его здоровье. Именно дерево с давних пор является символом Жизни, рождения и продолжения её.

В данной работе мы будем исследовать, как устроена культура строительства коми избы, в частности в селе Нижний Воч.

Объектом изучения является строительная традиция Верхневычегодского коми села Нижний Воч, расположенного по верхней Вычегде и Кельтме на реке Воч.

Предмет исследования – коми изба как одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры, культуры древней, искусной и яркой.

Цель исследовательской работы: описать традиции строительства коми избы, выяснить насколько они сохранились сегодня в селе Нижний Воч.

Задачи:

1. Изучить теоретическую основу по строительству коми избы.

2. Изучить теоретические основы из истории этнографии коми культуры.

3. Определить основные этапы строительства дома.

4. Изучить особенности строительства избы в селе Нижний Воч методом сбора информации, фотодокументов.

5. Показать место и роль традиций и обычаев по строительству дома в современном обществе.

Актуальность:

Деревянное строительство - одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры коми народа, культуры древней, искусной и яркой.

Выбранная тема считается актуальной, так как является ценным источникам для изучения особенностей образа жизни коми народа, их идеологии и менталитета.

В настоящее время строительство коми народа, которая является интереснейшим источником для исторических, социологических, лингвистических исследований, мало изучены.

Гипотеза

Изучение строительной культуры поможет познакомиться с картиной мира коми человека, так как в них отражаются время и человек, его общественное положение и духовный мир.

Культура строительства избы в сельской общине - это своего рода содержательная визитная карточка села, его жителя, которая играет различительную роль, подчеркивает исключительность, единичность, неповторимость.

Методы исследования:

Теоретические (изучение научной основы; обработка полученных документов; расшифровка материала);

Практические (личные наблюдения; беседа, интервью с информантами).

В рамках исследования было опрошено 7 информантов (возраст от 41 до 73 лет) и сделано записи, касающиеся архитектурной, строительной традиций.

Цели и задачи работы определили ее структуру: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель и задачи работы, указана гипотеза, методы работы.

Основная часть состоит из 3 разделов: 1. Из истории этнографического изучения коми культуры. 2. Традиции строительства коми избы. 3. Сохранившиеся традиции строительства дома села Нижний Воч.

В заключении подведены итоги по результатам исследовательской работы.

В списке использованной литературы указаны издания и источники, использованные автором.

Приложения включают список информантов, фотодокументы.

КОМИ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА

.

2011 год.


Цель работы: 1. Познакомить учащихся 6 класса с интерьером крестьянской избы 2. Собрать сведения о музейном объекте села Усть-Вымь «Крестьянская изба» Итог работы: Создать макет коми крестьянской избы


Эта изба была построена в 1911 году . Прежде изба находилась в центре села, рядом со зданием средней школы, а зимой 1984 года была перенесена в музейную зону, т.к. Усть-Вымь летом 1985 года готовился принимать делегацию конгресса финно- угорских народов







Ткацкий станок - кросна



В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей



«Красный угол» Красный угол был олицетворением зари




  • Люлька – «зыбка» (потан). Установлена в женской половине комнаты, закрыта занавеской от «нечистой силы».
  • В люльку вложены острые предметы как оберег от сглаза.


Список литературы: 1.Юхнин В. Роман «Алая лента» 2. Текст экскурсии по теме «Коми крестьянская изба». 3. Мей Л. В низенькой светелке …


У коми различают два типа изб: сысольскую и вымскую избу. Первый тип представляет собой квадратное сооружение, состоящее из двух равных по площадям частей - жилой и хозяйственной. Обе половины тесно примыкают друг к другу. Жилая половина состоит из двух самостоятельных изб-четырёхстенков - зимней избы и летней. К задней части изб примыкает сруб крытого двухъярусного хозяйственного двора, верхняя часть которого использовалась под сарай для сена и громоздкой хозяйственной утвари. Нижний ярус выполнял функции скотного двора.


Второй тип дома, названный высоким домом-комплексом, отличается от сысольского типа дома передним фасадом. Кровля над жилой частью и хозяйственным двором, расположенным по одной оси за жильем, общая, двухскатная. Жилая половина вымского дома, так же, как и сысольского, состоит из зимней и летней изб, разделённых сенями. Однако их внутреннее пространство организовано по-другому. Печь расположена не против входа, а рядом с ним, и устьем обращена к окнам лицевой стены избы.














В сенях хранились различные хозяйственные инструменты (слева висят ножницы для стрижки овец, скребки для ошкуривания бревен, чесала, сито, трещотка). Все предметы принадлежат жителям села и собраны в народный музей в течении года.







В избе нет перегородок, отдельных комнат. Здесь и кухня, и передний красный угол, и прихожая - подпорожье. Поражает высота бревенчатого потолка (высота от пола 3,3 м). Вероятно, изба раньше была курной, т. е. топилась "по черному". Позднее поставили белую глинобитную печь. Она занимает почти четвертую часть объема избы. Площадь избы невелика, около 25 м 2. Однако здесь жила большая семья – более десяти человек, и у всех было свое место во время работы, обеда, сна...


В избе создан интерьер крестьянской избы: стол, покрыт скатертью, на нем - долбленая чашка, солоничка - уточка, ложки. Рядом зыбка на березовом шесте. Тут же светец, разноцветные пояса-опояски, кушаки. Большое место на полках и лавках занимает кухонная утварь.



Статьи по теме: