Кечуа, народы Перу, Перу, туры в Перу, отдых в Перу, отели Перу, туры Перу, отдых Перу, Полезная информация о Латинской Америке: Перу, джунгли, сельва, амазония, шаманизм, шаманы, путешествия в Южную Америку. Загадочное и необъяснимое у индейцев кечуа

ШИПИБО, ИЛИ ШИПИБО-КОНИБО

Шипибо-конибо - индейское племя, по сути представляющее собой союз двух племен так называемых речных пано. Название племени восходит к животному, с которым оно себя ассоциирует. Так, шипибо происходит от "шипи" (маленькая обезьянка-игрунка) и суффикса множественного числа "-бо". Конибо - от "кони" (один из видов крупных дневных хищных птиц) и также суффикса "-бо". Говорят на языке шипибо-конибо. Населяют амазонскую сельву на территории современного Перу по рекам Укаяли, Пачитеа, Кальярия, Агуайтиа и на берегах озера Яринакоча, которое представляет собой старицу реки Укаяли возле города Пукальпа. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учета переселившихся в города. Основные занятия - земледелие в поймах рек и рыболовство, приготовление "пива" из перебродившего маниока, обслуживание перевозок по рекам. Племя славится среди других индейских племен своими шаманами, из их числа вышел известный перуанский художник Пабло Амаринго. О шаманизме шипибо-конибо исследователь Ян Кунен снял фильм "Иные миры".

Предки конибо пришли на реку Укаяли в VIII веке видимо с Амазонки, поднимаясь вверх по течению, и вытеснили предков шипибо на притоки. В дальнейшем на основе этих двух крупных компонент сложился единый племенной союз. Шипибо традиционно вели более примитивное хозяйство, у конибо была существенно более сложная социальная организация, крупные поселения (протогорода) с населением до тысячи человек, развитое искусство и значительные астрономические познания. Они владели гончарным делом и навыками судостроения (лодки-однодревки).

В XVI-XVIII веках как результат метисации шипибо и конибо внутри племени сформировался отдельный этнос чама, относимый к группе пано и проживающий в настоящее время на берегах Укаяли в среднем ее течении.

В мифологии конибо важное место занимает сюжет о Пернатом Змее и тезис о двойственности души (в каждом человеке сидит дракон), в то время как у шипибо центральное место занимает легенда о всемирном потопе. Шипибо полагают, что в начале мир был един, но первичный бог - "Отец Солнце", видя, что его дети непослушны, наказал их потопом, в ходе которого удалось спастись только шипибо. После этого исходный мир был разделен на четыре: мир вод - Хене Нете, с живущим в нем духом-хранителем; мир животных - Нон Нете, где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все прочие живые существа; желтый мир - Пансин Нете, мир грехов и дурного духа; чудесное пространство, где находится Солнце, Хакон Нете - мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам. Если мужчина вел себя при жизни недостойно, он превращается в ягуара или каймана. А если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.

Среди других амазонских племен Перу, а также среди перуанцев-метисов и путешественников широкую известность приобрела удивительная керамика шипибо-конибо. Ее изготовлением, как и у большинства других идейских племен Амазонии, занимаются исключительно женщины. Используемая глина - "мапо", или "неапо" - отличается особой пластичностью. Перед тем, как приступить к лепке, женщины смешивают ее с золой, получаемой после сжигания стволов дерева "апачарама", иначе "пачако". В глину также добавляются кусочки битой керамики. Это делается для того, чтобы сделать ее менее пластичной. Большие округлые керамические сосуды, называемые "майя", в средней своей части имеют цилиндрическую форму и выполнены в технике известной как "коломбина". Вся керамика традиционно изготавливается без использования гончарного круга. Сначала делается основа - донышко. Затем на плоское донышко по спирали налепляются "колбаски", собственно и формирующие стенки сосуда. Во время лепки индеанки сглаживают их как с внешней, так и с внутренней стороны специальным скребком, называемым "тутумо".

В тех случаях, когда лепится особенно большой горшок, то его делают в два-три подхода, с перерывами, чтобы дать сырой глине слегка схватиться. Готовое изделие сушат некоторое время в тени, ни в коем случае не под прямыми солнечными лучами. Непосредственно перед обжигом весь сосуд полируется специальным камушком, который на языке шипибо называется "ренкати". После обжига вся керамика раскрашивается характерным орнаментом красками, также изготовленными на основе белой и черной глины. В традиционной устной культуре большой популярностью среди шипибо-конибо пользуется мифологический цикл "О трех Инках": о Йоащако Инка - Скупом Инке, о Чеще Инка - Черном Инке и о Щане Инка - об Инке-Птице. Эти мифы любопытны тем, что племена шипибо-конибо обитали и обитают на значительной удаленности от территорий, которые контролировали инки до появления испанских конкистадоров. Сюжет одной из историй об Инке-Птице таков: "Давным-давно Инка-Птица жил в Кумария и управлял конибо. Этот Инка научил своих людей многим занятиям и показал, как делать разные вещи. Он был гончаром и знал очень много про разные типы глины. Ему было известно, из какой глины лепить большие горшки "тинаха", из какой - горшки для приготовления пищи, из какой - делать пиалы. Он знал все о белой и желтой глине. Кроме того, он умел прясть и делать узоры. Этот Инка умел расписывать разными узорами пиалы, которые сам же и лепил. Инка со своими людьми часто ходил в самые отдаленные места, чтобы добыть нужный материал. Ведь он знал все уголки.

Жена этого Инки научила женщин лепить горшки для варки, для пива из маниока - "чичи"; научила делать тарелки и пиалы. Она также показала им, как смешивать голубую глину с золой дерева "апачарама", а потом разминать ее. Она научила женщин конибо "купать" пиалы в краске из глины, полировать их, расписывать узорами и обжигать.

После этого жена Инки показала, как следует прясть нить и как ткать ткань с узорами. Она была очень умелой в том, что касается различных ремесел.

Инка ушел из Кумария, оставив конибо в одиночестве. После него они остались множиться и жить на берегах реки".

ЯГУА

Ягуа - индейское племя в провинции Марискаль Рамон Кастилья департамента Лорето и соседних районах Колумбии. Общая численность оценивается в 4 000 человек. Говорят на языке, включаемом лингвистами в языковую семью пеба-ягуа.

Долгая история ягуа весьма насыщена событиями. В незапамятные времена, до того, как уйти вглубь джунглей, они жили на берегах Амазонки. Потом появились первые испанские конкистадоры, за ними - миграционные волны больших племен омагуа и кокама, поднимавшиеся вверх по Амазонке. Еще позже - отряды португальских охотников за рабами - "бандейрантес", от которых ягуа находили защиту в иезуитских миссиях до тех пор, пока этот церковный орден не выгнали из испанских колоний в Новом Свете.

После исчезновения миссий иезуитов ягуа, как и многие другие индейские племена, попали в зависимость от владельцев крупных земельных участков - "патронов". Все перечисленные выше напасти, обрушивавшиеся одна за другой на племя до середины XX века, вынудили ягуа уходить в труднодоступные уголки амазонских джунглей, спасаясь от истребления, рабства и завезенных инфекций. Жизнь ягуа основывается на выращивании маниока, бананов и других культурных растений, а также сборе диких плодов, охоте и рыбной ловле. Из ремесел высоко развиты изготовление одежды из пальмового волокна, плетение гамаков и корзин. В настоящее время некоторые деревни принимают у себя небольшое количество туристов, что также способствует поддержанию существования племени. Племя состоит из нескольких кланов, представители которых могут жениться или выходить замуж только за человека из другого клана. Любопытная особенность ягуа в том, что не все кланы могут породниться между собой. Так, кланы растений могут обмениваться женами с кланами наземных животных, тогда как кланы птиц - только с другими кланами птиц.

Центральное место в верованиях индейцев ягуа занимает Орикнан - верховное существо и создатель мира. Время, которое необходимо человеку, чтобы стать шаманом и поддерживать тесные отношения с духами, достигает у ягуа пяти годам. Праздники у ягуа длятся по нескольку дней и сопровождаются песнями, исполняемыми мужским и женским хором по очереди.

Ягуа вполне благосклонно принимают у себя как туристов, так и научные экспедиции. В последнее время в связи с развитием туризма в этом районе Амазонии некоторые группы индейцев, когда-то ушедшие вглубь джунглей, снова начинают переселяться поближе к берегам Амазонки, чтобы облегчить к себе доступ для туристов. Тем не менее, наиболее традиционные ягуа продолжают жить на маленьких притоках в джунглях, и чтобы добраться до них необходимо приложить некоторые усилия и запастись как минимум пятью днями свободного времени.

КЕЧУА

Кечуа, или кичуа - индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и на севере Чили. Численность более 12 млн. человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке (ряд исследователей выделяют несколько близкородственных языков) кечуа андо-экваториальной семьи. Письменность на основе латинского алфавита. По религии - католики, однако среди кечуа остаются сильны традиционные верования, колдовство, шаманизм и жертвоприношения при полевых работах.

Основное занятие - террасное оросительное земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - кинуа, каньяуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница. Основное орудие - "чакитаклья" - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, викунья, овцы). В настоящее время ремесла находятся на более примитивном уровне, нежели в эпоху инков. Наибольшее значение имеет производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут как женщины, так и мужчины. Распространен примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа "панама", изделий из камыша-"тотора", изготовление лепной керамики, калебасов, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Селение - община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной - "курака" и его помощником - "варайок". Брак неолокальный. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильем служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую частно надевается вязаный шлем - "чульо". Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причем нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль "льиклью", скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Союз племен кечуа во главе с племенем инка (инкакуна), подчинив соседние племена, образовал империю инков Тауантинсуйю (1438 год). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. Испанское завоевание вызвало ожесточенное сопротивление, а индейские восстания продолжались вплоть до XX века.

На сегодняшний день многие индейцы, особенно в местах массового паломничества туристов - Куско и окрестности, Мачу-Пикчу и другие "руины" инков - живут в основном за счет продажи сувениров и оказания услуг носильщиков на Тропе Инков.

АШАНИНКА

Ашанинка, ашанинга, или кампа - группа индейских народов в составе араваков в Перу (в основном в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа). Небольшая группа ашанинка живет также в Бразилии на реке Журуа.

Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке ашанинка подгруппы майпуре. Диалекты: собственно ашанинка, анти, аутанири, каматика, катонго, кимбири, каринаири, пангоа, тампа, угуничири, унини и чичерен. Распространены также кечуа и испанский языки.

Ашанинка формально являются католиками, однако на практике повсеместно бытует шаманизм и магия.

Контакты с испанцами с конца XV или с начала XVI веков. Живут во внутренних районах перуанской сельвы. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, кукуруза, бобы, сладкий картофель), охота, рыболовство. Из ремесел развиты ткачество и гончарство. Традиционные жилища - полусферические хижины на одну парную семью. Селение состоит из нескольких таких хижин и хижины для холостяков. Одежда - длинная туникообразная рубаха без рукавов - "кушма", тканная из дикорастущего хлопка.

Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей. Брак патрилокальный, счет родства билатеральный. В мифологии известен бог-творец, удалившийся на небо и не вмешивающийся в дела людей.

Несмотря на то, что первые контакты ашанинга с внешним миром состоялись несколько веков назад, отдельные общины жили почти в полной изоляции вплоть до середины XX века. В связи с этим сохранилось немало историй о встрече двух цивилизаций, сегодня превратившихся в мифы и сказки. Вот одна из таких сказок, например, услышанная и записанная нами во время одной из исследовательских экспедиций в Перу. "В прежние времена наши деды не знали самолета. И вот однажды он появился. Деды сказали друг другу: - Это что за птица такая пролетела мимо? Было бы здорово поймать ее и выщипать перья. Мы бы украсили ими наши стрелы. Они тут же схватили свои луки и принялись стрелять: "так-так", но не смогли попасть. А самолет улетел в сторону высокого холма. И вот один человек, ведь он никогда прежде не видел самолета, подумал, что тот опустился где-то на холме, чтобы поспать. Он сказал жене: - Нажарь-ка мне юки, да побольше. Я хочу посмотреть, что это за птица пролетела мимо. Я хочу подстрелить ее, вытащить перья и украсить мои стрелы. И он ушел вместе с двумя братьями, взяв с собой много жареной юки. Они не знали, что самолет улетел туда, куда ему было надо. Наконец они пришли на гору, где жили маленькие зверьки, которые всех убивали. Вот почему там никто не мог пройти. Один из братьев сказал: - Птица где-то здесь. Я ее накануне видел. Ты ступай низом и посмотри, куда она спряталась. Ведь это большая птица. Когда увидишь, позови меня, чтобы я убил ее. Тогда мы съедим мясо и вытащим перья.

Один из братьев искал птицу внизу, но так и не нашел. Он поднялся выше по горе. Туда, где растут маленькие пальмы. И вдруг все вокруг померкло, словно опустилась ночь. Заклубились тучи, и на горе поднялся сильный ветер. На землю посыпались сухие сучья и ветки, которые тут же стали превращаться в больших и маленьких белок, в обезьян и в других животных. Это были звери, которых называют зверьками-убийцами. Увидев, что кусочки веток превращаются в зверьков-убийц, человек бросился наутек. И когда он уже миновал половину пути, те догнали его и убили. Эти зверьки совсем маленькие, но зубки у них очень острые. Второй брат тоже побежал, чтобы спастись. Как и первый он пробежал полпути, а потом лег поспать. Тут зверьки-убийцы догнали его и убили. А вот последний брат добежал до реки и прыгнул в воду: "пок". Вот и спасся.

Так вот рассказывают о том дне, когда наши старики узнали о самолете. А так как никогда прежде они не видели его, то и охотились за ним, чтобы подстрелить и вытащить из него перья".

Хосе Мария Ардегас::: Обычаи и обряды индейцев

Окончание «илью» на кечуа является звукоподражательным. В одной из своих форм «илью» - звук, производимый крыльями птицы во время полета, либо это любой звук, производимый полетом легких предметов. Но «илья» - это название монстров, рожденных лунными ночами: ребенок с двумя головами или теленок без головы, или огромная черная скала, на поверхности которой проходит широкая белая полоса, излучающая мерцающий свет, кукурузный початок, семена в котором расположены в страшной неразберихе; «илья» - это быки, что живут в глубине озер, лагун, окруженных камышами, где обитают черные утки. Все «илья» приносят или счастье, или большое несчастье. Умереть или воскреснуть можно, лишь дотронувшись до «илья». Звукосочетание «илья» и по звучанию и по смыслу совпадает с окончанием «илью».

Танкайлью - беззащитный шмель, который летает в полях и опыляет цветы. Танкайлью появляется в апреле, но на орошаемых полях его можно увидеть и в другое время года. Его крылья трепещут с бешеной скоростью, так как сам он очень тяжелый, с огромным брюшком, со светящимися полосами. Дети гоняются за ним и ловят его. Длинное темно-зеленое тельце танкайлью оканчивается чем-то похожим на жало, которое совершенно безобидно и к тому же сладко. Дети охотятся за шмелем, чтобы облизать мед с его «жала». Но танкайлью поймать нелегко: он высоко летает, разыскивая медоносные цветы. Из-за того, что его трепещущие крылья производят при этом полете шум, совершенно не соизмеримый с размером тела, индейцы придают этому несоответствию какой-то сверхъестественный смысл. В нем они находят много загадочного: почему же у него мед на кончике жала? почему его маленькие и слабые крылья способны поднять настоящий ветер? почему в лицо ударяет порыв ветра, если рядом пролетел танкайлью? разве способно его маленькое тельце создать такой вихрь? Пролетая в воздухе, он жужжит, как что-то большое, его пушистое тельце исчезает под лучами солнца, поднимаясь перпендикулярно вверх. Нет, он не злодей: дети, которым удалось полакомиться его медом, радостно вспоминают о нем. Но танкайлью - не как все насекомые, он - не божье создание, он - грешник.

Миссионеры иногда вынуждены были читать проповеди против него и других загадочных существ. В департаменте Айякучо жил фокусник, ставший легендарным. Костюмом ему служило оперение, украшенное кусочками зеркала. Он появлялся на площадях селений во время больших праздников и проделывал свои дьявольские штучки: глотал кусочки железа, протыкал свое тело иголками и колючками, ходил около паперти с тремя металлическими прутьями в зубах. Этого фокусника тоже называли «танкайлью».

Пинкуйлью - название гигантской кены, на которой играют индейцы только во время больших праздников. Ее никогда не увидишь на домашних праздниках, это эпический инструмент. Делают ее не из обычного тростника и не из осоки, и даже не из мамакк (дикого тростника необычной толщины и длины). Отверстие мамакк темное и глубокое. В районах, где не растет бузина с мягкой сердцевиной, индейцы изготавливают пинкуйлью меньшего размера, однако не осмеливаются называть ее «пинкуйлью», ее называют просто «ма"макк», чтобы отличить от обычной кены. «Ма"макк» означает мать, дающую жизнь, это магическое название. Для изготовления пинкуйлью в природе не существует тростника. Для этих целей индеец выбирает из ветвей бузины мягкую сердцевину, затем изгибает их и оплетает бычьими сухожилиями. После этого становится невозможно увидеть свет из-за изгиба в другом конце пустой трубки, а лишь его отражение, словно на горизонт упали лучи заходящего солнца. Изготовитель пинкуйлью просверливает в ней отверстия на значительном расстоянии одно от другого. Первые два отверстия должны закрываться большим и указательным пальцами левой руки; три оставшихся - указательным, безымянным и мизинцем правой руки, т. е. самыми подвижными пальцами. Индейцы с короткими руками (бывает и такое!) не могут играть на пинкуйлыо. Инструмент настолько велик, что человек среднего роста должен вытягивать шею и поднимать голову так, как если бы он хотел заглянуть за горизонт. На этом инструменте играют в ансамбле, под аккомпанемент барабанов и пение женщин, непременно в открытом поле или во дворе дома, но ни в коем случае не в закрытом помещении.

Только звук уак"рапукус мощнее и ниже голоса пинкуйлью. Однако в тех районах, где появился уак"рапукус, уже не знают пинкуйлью. Оба инструмента служат для одних целей. Уак"рапуку - это бычьи рога, самые мощные и изогнутые. На их острые концы надевают по серебряному или бронзовому мундштуку. Влажный и извилистый канал внутри него еще более непроницаемый и загадочный, чем канал пинкуйлью.

На пинкуйлью исполняют только музыку, песни и эпические танцы. Я не слышал ее звуков во время религиозных праздников. Может быть, миссионеры запрещали индейцам пользоваться этим инструментом с удивительно низкой и загадочной тональностью в храмах, на папертях, в католических процессиях? На пинкуйлью играют на выборах Главы общины, во время драк между парнями на карнавале, на кровавых корридах, во время сельскохозяйственных работ.

Пинкуйлью словно насылает на всех временное помрачение, лишает ясности ума. Возникает необыкновенная раскованность, беспредельное презрение к смерти, когда слышится ее голос. Опьяненные звуками пинкуйлью индейцы могут идти на диких быков, распевая и сквернословя, поигрывать тлеющей бомбой, начиненной динамитом, прокладывать дороги н туннели в неприступных скалах, танцевать без отдыха, не замечая, как день сменяет ночь. Только чарующие звуки пинкуйлью способны проникнуть в самые глубины человеческого сердца.

Как и музыка, называемая «илью», «илья» означает свет, который вызывает разного рода расстройства у человека. Оба слова имеют такое множество значений, какое возможно лишь в языках, подобных кечуа. Оно практически бесконечно. «Пинкуйлью» - не только название инструмента, это и обозначение эффекта, производимого ее музыкой. «Танкайлью» - не только название маленького насекомого, но и обозначение непонятных явлений природы. И слово «килья» не просто название луны, оно содержит универсальные знания о мире звезд, их взаимосвязи с человеком и Вселенной, красоте луны и периодичности ее появления на небосводе.

«Ильярий» означает рассвет, т. е. свет, который едва забрезжил после того, как ночь умерла. Солнце еще не взошло, оно запаздывает, бродит где-то в бездне Вселенной... И вот оно поднимается после короткого отдыха. «Илья» служит не для обозначения яркого солнечного света. Это тот сумеречный свет, при котором лучше думается и мечтается человеку, оно обозначает сияние, молнию, луч. Это особенный свет, не совсем божественный, но и не земной.

«Эль лайк"а». Слово «эль лайк"а» обозначает колдун. Индейские дети играют черными плодами дерева, растущего в горах. Но иногда среди тысяч черных попадается плод с красными и желтыми прожилками. Это и есть лайк"а. Ему придаются магические свойства: он непобедим и стоит сотни обычных. Контраст между черными и красными плодами кажется загадочным, особенно когда этот контраст является произведением самой природы. Всегда черный плод, но вот встретился красный с желтыми пятнами. Индейцы верят в его чудодейственную силу. Его хранят и оберегают с суеверным страхом, достают лишь в исключительных случаях, когда нет другого выхода из какого-нибудь затруднительного положения. Это - эль лайк"а - колдун, воплощение дьявола.

В дальних горных долинах живет лохматый паук (к"ампу). При встречах с человеком он сразу же принимает угрожающую позу. Иногда после дождя его можно видеть тяжело идущим по дороге. Когда его дразнят, он приподнимается на своих мощных мохнатых лапах и начинает раздуваться, кажется гигантом, а в глазах индейцев разъяренным и страшным быком.

Дети разбегаются в ужасе и долго еще помнят о встрече с ним. К"ампу ядовит, но в Абанкайе, столице департамента Апуримак, я видел девочку, которая играла с одним из таких пауков. Она гладила его, подбрасывала и ловила в свои маленькие ладошки. Это казалось невероятным. Ведь считается, что только лайк"а Сан Хорхе может справиться с к"ампу и даже съесть его. Сан Хорхе - двукрылое насекомое с темно-синим тельцем, красными крыльями и усиками. Размер его обычно достигает 2-4 сантиметров. Все его темно-синее тело блестит, красные крылья подрагивают в нетерпении, - красные, как огонь, на загадочном синем, как горная порода, теле. Он тоже лайк"а! Сан Хорхе выигрывает жесточайшие сражения с к"ампу. Это впечатляющее зрелище. Огромный к"ампу приподнимает голову, как бы готовится к прыжку, его ярость и гнев вселяют ужас в индейцев. Сан Хорхе пикирует на него сверху и наносит ему укол, затем снова взмывает вверх, снова - пике, и вновь - укол. Раненый к"ампу медленно погибает. Когда начинается агония к"ампу, Сан Хорхе приближается к нему, если тяжесть паука ему под силу, хватает его и улетает вместе с ним.

Низколетящий, он теряется среди деревьев, кустарников и камышей, опускается в каком-либо укромном месте и, говорят, съедает свою добычу. Сан Хорхе индейцы тоже боятся и считают его магическим насекомым, может быть, поэтому он кажется им значительно больше, чем есть на самом деле. Я видел одного мертвого и немного покалеченного Сан Хорхе, вероятно, какое-то животное наступило на него переходя дорогу. Мне он показался очень маленьким, хрупким, как и все насекомые. Несмотря на свое «святое» имя, для индейцев он является также лайк"а. Когда они слышат стрекот его крыльев, останавливаются и провожают его взглядом, пока он не исчезнет среди гор или леса.

Лайк"а, таким образом, представляет из себя колдуна, способного причинить порчу, сглазить. Правда, иногда он помогает лечить страшные болезни - безумие, истерию, бессонницу и страх. Он лечит нервных и напуганных детей, применяя для них «мягкий» вариант системы исцеления. Он рассказывает больному ребенку истории об интересных животных, камнях, сказки про зачарованные озера, а когда тот почти засыпает, склоняется над ним и, словно заклинание, произносит отрешенным голосом: «Душа, душа этого ребенка, где ты, где ты бродишь, вернись на свое место! Хорошая душа, смотри, как я жду тебя, как я плачу по тебе, вернись, я уже сплю!». Этот способ лечения называют «к"айай», он основан на предположении, что если мужчина или ребенок в раннем детстве испугался чего-либо, душа его покинула тело, которому принадлежала, и нигде не может его найти. Именно поэтому больным овладевает меланхолия, у него теряется память и благоразумие, он превращается в «утти»- идиота, или человека без души, безумного, испытывающего постоянно приступы депрессии или буйства. Только голос лайк"а способен дойти до блуждающей где-то души, наставить ее на путь истинный. Он обращается к душе таким тихим призывным голосом, что не будит детей, а держит их в каком-то туманном полусне. В этом состоянии ребенок слушает лайк"а, и ему кажется, что это именно он обегает ночные небеса, превратившись в меняющееся и обволакивающее облако. Я присутствовал на сеансе одного из этих лайк"а в столице провинции Тайакаха, городе Пампас. Его всепроникающий голос, казалось, исходил из какого-то потустороннего, но такого знакомого по сновидениям, мира. На другой день колдун ушел из селения, но я до сих пор не могу забыть его лицо, запах коки, цвет его пончо, склоненную голову и скрытую силу его голоса.

Другие болезни лайк"а лечат и с помощью к"ако"опас. Это слово происходит от «к"ак"ой» - «растирать». Лайк"а растирает тело больного главным образом живыми кроликами или другим грызуном - вискачей. Он бьет ими о тело пациента до тех пор, пока зверьки не умрут. Затем он тут же вспарывает брюшко животного, изучает состояние внутренностей и ставит диагноз. До сих пор колдуны пользуются большим спросом среди индейцев и белых обитателей горных селений. Лайк"а лечит также с помощью трав, земли и ворожбы.

Впрочем, индейцы почитают, но и боятся лайк"а, ведь он может вызвать медленную или быструю смерть, напустить порчу. Лайк"а, как считают индейцы, - пособник дьявола и значит, имеет власть над смертью. Он может также вызвать сумасшествие, немоту, слепоту и хромоту, наслать неизлечимую и необъяснимую болезнь на тело своего врага или врага того, кто хорошо ему заплатит.

Лайк"а опутывает свою жертву разными приемами в зависимости от масштабов того зла, которое он собирается причинить. Чтобы вызвать образование опухоли в теле врага, он где-то рядом с домом предполагаемой жертвы ловит жабу, повязывает ей нечто вроде галстука, сплетенного из одежды того, кого ожидает страшная кара, купает ее в моче, настоенной на табаке. Жаба после такой «ванны» вздувается, глаза ее вылезают из орбит. Если колдун хочет, чтобы жертва получила еще и боль в горле, он втыкает колючку в горло жабы. Затем лайк"а произносит над жабой соответствующее заклятье.

Если лайк"а хочет наслать нечто более серьезное, например неизлечимую болезнь, заставляющую жертву чахнуть и покрываться гнойными язвами, то он прибегает к более сложной процедуре. Он собирает лоскутки от гардероба жертвы, прядь ее волос, обрезки ногтей с ее ног и рук. Все это он связывает в узел, используя при этом шнурок или веревку, которая обязательно должна быть скручена «влево», закапывает узел рядом с домом жертвы при условии, что никто не должен знать об этой страшной тайне. Поэтому никто не может утверждать, что видел что-либо подобное. Известно лишь одно - все происходит в абсолютной тишине. Лай собаки, чей-то голос, звуки кены или гитары, пение птицы, шаги путника - любой шум или шорох сведет на нет эффект колдовства. Это почти невыполнимое условие должно быть непременно соблюдено. Любые магические действия имеют силу лишь в полнейшей тишине.

В каждом горном селении имеется свой лайк"а, но немногие из них пользуются всеобщей известностью. Из самых дальних селений идут к ним люди, чтобы исцелиться, избавиться от порчи или, наоборот, вызвать чью-либо смерть. Индейцы рассказывают невероятнейшие истории из жизни этих людей: они умеют, например, плавить камни и иссушать родники, ходить целыми днями спиною вперед и пересекать бурные гоные реки верхом на палке, будто бы глаза их светятся в темноте, словно горящие свечи, освещая дорогу желтым и дрожащим светом. Единственное, чего боятся лайк"а - это встречи с духом священных аукис (горных вершин) или с освященным крестом.

Лайк"а - это слуга дьявола («супай») и прочей нечистой силы. Пако, наоборот, - посланник аукис, их священник, поскольку он охраняем крестом, умеет молиться и вызывать «пукарас» - души аукис.

- 60.50 Кб

2Ке́чуа - индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60-80-х годов XVI в.

3Основная масса Кечуа живет в Перу. Индейцы расселены в южных горных районах. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Являются верующими - католиками. Крестьянство, население, занятое в сельскохозяйственной и горнопромышленной сферах в Перу, Эквадоре и Боливии в преобладающем большинстве состоят из индейцев кечуа.

Этническая история

4Происхождение и значение наименования кечуа разъясняется из географического описания Перу, датированного 1586 г.

Из этих источников явствует, что инки, а за ними и испанцы применяли термин кечуа в нескольких смыслах. Первое значение слова кечуа -горная долина Андов такого типа, как, например, долина Куско, т. е. теплая долина. Правда, Куско расположен на высоте 3414 м над уровнем моря, и климат там прохладный; теплой долина Куско и ей подобные могут быть названы только по сравнению с высокогорьем. Название кечуа применялось инками, а потом и завоевателями в отношении племен, населявших подобные долины (люди теплых долин), в отличие от обитателей холодного плоскогорья - племен аймара. Наконец, в колониальный период название кечуа установилось для языка этих племен.

5На основании преданий, при сопоставлении с археологическими и топонимическими данными, история образования государства инков представляется в следующем виде.

В долине Куско археологи выделяют так называемую раннеинкскую культуру, датируемую X - началом XV вв. Она отличается керамикой особого стиля. Найдены и бронзовые поделки. Архитектурные сооружения свидетельствуют об организации коллективных работ. Термин инки, вернее инка, приобрел позднее несколько значений: господствующая народность в государстве Перу, титул правителя и название народа в целом. Первоначально наименование инка относилось к одному из нескольких мелких племен, обитавших в долине Куско наряду с племенами аймара, уайльякан, уалья, кеуар, уарок, киспи- канчи. Как и племена долины Анта, расположенной вблизи Куско,- анта майо, тампо, санко, кильискачи, экеко, а также ларе и поке - племя инков принадлежало к языковой группе кечуа. Инки периода расцвета говорили на языке кечуа.

В первые десятилетия XV в. на кечуа с запада напало племя чанка и заняло часть их земель - провинцию Андуайлья, которая поэтому позднее получила название провинции Чанка. В последующие годы племена кечуа и инков, вероятно, вступили в союз.

6В последующие сто лет инки завоевали и подчинили себе племена всей области Анд и создали мощную державу с границами от Южной.Колумбии (р. Анкасмайу) на севере до среднего Чили (р. Рио Мауле) на юге, на протяжении 4 тыс. км. По приблизительным подсчетам Роу, население государства инков достигало 6 млн.

В период расцвета экономики и политического могущества инков и их государства инки распространили свою культуру среди населения всей области Анд.
Они основали на данной территории сильное государство Тауантинсуйю.

7Андское нагорье изобилует долинами с благоприятными для земледелия климатическими условиями, с плодородными почвами, которые к тому же могут орошаться водой многочисленных рек и озер. Основной хозяйственной деятельностью этой местности оставалось земледелие. Главными сельскохозяйственными культурами были кукуруза и картофель. Наряду с ними выращивались кинуа, тыква, бобы, хлопок, бананы, ананасы и многие другие культуры.

В некоторых областях Тауантинсуйю, в частности в Кольясуйю, значительных размеров достигло скотоводство - разведение лам и альпака в качестве вьючных животных, а также для получения мяса и шерсти. Впрочем, содержание этих животных в меньших масштабах практиковалось повсеместно. Была одомашнена одна из разновидностей уток.

8Способность жителей Тауантинсуйю находить огромное количество цветовых оттенков, гармонично сочетать их между собой составляет целую область ремесленного искусства. Индейские ткачи умели выделывать разнообразные сорта тканей - от толстых и ворсистых, типа бархата, до легких, полупрозрачных, типа газовых.

Древнекечуанские металлурги выплавляли и обрабатывали золото, серебро, медь, олово, свинец, а также некоторые сплавы, в том числе и бронзу. Железо они знали лишь в виде гематита; железная руда не обрабатывалась. Строительная техника (постройка дворцов, крепостей, складов, мостов) достигла больших успехов. Для мореплавания помимо обычных лодок и плотов строились специальные большие плоты, обладавшие значительной грузоподъемностью- до нескольких тонн. Гончарное ремесло и керамика, унаследовавшие древнейшие традиции Чиму и Тиауанако, отличались необычным богатством форм.

9С образованием государства соотношение между инками и другими племенами страны изменилось. Если раньше, в период расцвета культуры тиауанаку, племена колья или аймара стояли выше по своему развитию, чем племена кечуа, то с XV в. племена колья - обитатели нагорья - утрачивают свое превосходство.

В результате осуществления « экспансионистской» политики государственная территория инков достигла огромных размеров. Сегодня в границах бывшего инкского государства расположена большая часть территории Перу, Боливии и Эквадора, значительная часть Чили и Аргентины.

10Физико-географические условия не благоприятствовали сохранению территориального единства Тауантинсуйю: не было единой речной артерии, которая соединяла бы различные районы страны, бурные горные реки текли с востока на запад и разрезали страну на части, а не соединяли отдельные ее районы. Не способствовал территориальному единству инкской державы и рельеф: глубокие ущелья, высокие горные цепи, обрывы, пропасти. Вскоре после захвата новых территорий начался процесс переселения племен. усиление политико-административного единства страны оказывало прямое воздействие на процессы этнической консолидации. Было бы неправильно этническое слияние различных племен и народностей Тауантинсуйю представлять как односторонний процесс, как процесс, сводящийся исключительно к кечуанизации. Инки-кечуа неизбежно должны были испытать влияние со стороны подчиненных племен. В результате этого процесса обширная государственная территория Тауантинсуйю превращалась в этническую территорию многочисленной народности кечуа.

Своеобразная и яркая история государства инков исторические была прервана в 1531 г. вторжением испанцев.

11От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

После испанского завоевания в 1531 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. двоякой оказалась роль испанских завоевателей. С одной стороны, они прерывали естественный процесс консолидации кечуанской народности, с другой,- утверждая свое экономическое и политическое господство, невольно способствовали сохранению и даже развитию некоторых этнических черт народа кечуа, прежде всего языка.

12Весьма эффективным в колониальный период явился процесс усиления у кечуа культурной общности. Зарождается литература на языке кечуа, в частности драматургия. Драмы «Апу-Ольянтай», «Смерть Атауальпы», «Уткха Паукар», «Элегия на смерть Атауальпы» не только представляют собой высокохудожественные образцы литературы, но и определенно влияют на укрепление этнического самосознания индейцев-кечуа.

Никакими мерами нельзя было ликвидировать глубокий след, оставленный в сознании индейцев движением под руководством Тупак Амару II. Многие тысячи повстанцев, спасаясь от преследования, бежали из родных деревень и городов в отдаленные местности.

13Попадая в районы, населенные индейцами иного языка и иной культуры, они определенно содействовали дальнейшему слиянию с кечуа других этнических групп. Кроме того, значительная часть повстанцев, уйдя в очень далекие местности, встретила там население, которое в конце XVIII в. уже говорило на кечуа. Это обстоятельство способствовало появлению у беженцев сознания единства всех кечуа, и они становились на новых местах носителями идеи единства народности. Эти явления способствовали дальнейшему укреплению самосознания индейцев, взаимосвязей и взаимодоверия, а следовательно, и взаимного этнического сближения между индейцами, принадлежащими к различным группам. оставаясь самой многочисленной группой индейского населения, играя роль основной руководящей и движущей силы широких антиколониальных выступлений, кечуа занимали в этом этническом процессе центральное место. восстания и в особенности движение Тупак Амару II явились завершающим фактором консолидации племенных групп в единую народность.

14Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки.

Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд. Ныне кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Географическая характеристика

15В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

Климат и растительность резко различаются в зависимости от высоты над уровнем моря и рельефа. На высокогорье большую часть года царит зима с небольшими морозами и снегом, который, однако, не скопляется большими массами из-за сильных ветров. Растительность здесь очень бедная, деревьев совсем нет. Это область высокогорной степи - так называемой пуны. Летнее время - дождливое. Восточные пологие склоны Анд - долины притоков Амазонки - покрыты густыми лесами, часто заболоченными, здесь влажный субтропический климат. На западных крутых склонах; бедных растительностью, год делится почти пополам на два сезона: дождливый и сухой, засушливый.

16На побережье, отгороженном от остального материка высокими горными хребтами, никогда не бывает дождей, влага собирается лишь в виде густого тумана и выпадает обильной росой. Тогда, примерно на два месяца в году, прибрежная полоса покрывается цветущей растительностью, затем вновь наступает засушливый период. При ирригации возможности земледелия здесь очень велики, так как почва плодородна. Еще во времена инков здесь выращивали кукурузу, фасоль, хлопчатник и некоторые плодовые - гвайава, папайя, в колониальный период были освоены пшеница, ячмень. В последние полвека введены рис, лучшие сорта хлопчатника, виноградная лоза, а также тропические культуры: кофе, какао, бананы, ананасы, цитрусовые, сахарный тростник.

17Кроме одомашненных с древности лам и альпак в колониальный период начали разводить овец, крупный рогатый скот, ослов и лошадей. Последние, однако, акклиматизировались здесь хуже других животных. Большое применение нашли мулы.

Кечуа живут главным образом в Сьерре. Большую опасность в горных районах здесь представляют частые землетрясения. Полоса величайших горных систем нашей планеты - Анд, это - Сьерра, занимающая 30% территории Перу. Здесь из небольшого ледникового озера Лаурикоча берет начало самая многоводная река мира - Амазонка, несущая свои воды в Атлантический океан. Сьерра образована горной системой Анд. В пределах Перу 38 горных вершин поднимаются на высоту более 6000 м.

18С незапамятных времен межгорные бассейны с их плодородными вулканическими почвами были освоены индейскими племенами.

Сьерра служит водоразделом между реками Тихоокеанского и Атлантического бассейнов. И те и другие текут в глубоко врезанных долинах.

В речных долинах Сьерры температурный режим позволяет возделывать сахарный тростник и другие теплолюбивые культуры, на плоскогорье - лишь культуры умеренного пояса.

Однако ночи здесь холодные, температура ночью иногда бывает на 20° ниже, чем днем. Можно сказать, что ночью в Сьерре зима, утром весна, а вечером осень. В Сьерре выпадает много осадков - около 1000 мм.

19Дождливый и сухой сезоны выражены довольно слабо. Осадки выпадают в виде дождя, и только высоко в горах бывают сильные снегопады.

Горно-луговые и горно-степные почвы межгорных бассейнов отличаются высоким плодородием. Они или распаханы, или превращены в пастбища.

Кустарники и леса поднимаются примерно до 3000 м над ур. моря, а выше простираются высокогорные луга- парамос. В лесах Сьерры много ценных пород деревьев- сейба, хинное дерево.

Западное побережье, склоны Анд и межгорные плато зимой находятся под воздействием восточной периферии тихоокеанского антициклона. Южные и юго-восточные ветры перемещают из более высоких и холодных широт массы тропического морского воздуха в более низкие и теплые широты. Эти массы насыщены влагой только в нижних слоях.

Описание работы

Ке́чуа - индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60-80-х годов XVI в.

Булавин Владимир Иванович::: Боливия

Население Боливии в этническом и расовом отношениях очень неоднородно. Около 2/3 населения страны составляют крупные индейские народы кечуа и аймара, живyщие в основном на плоскогорье Альтиплано. Кроме того, на равнинах Ориенте обитают племена «лесных индей­цев» численностью около 100 тыс. человек. Они принад­лежат к языковым семьям тупи-гуарани, араваков, матеко-матагуайо и др. В городах и на равнинах преобладают испаноязычные метисы («чоло»), составляющие свыше 1/4 всего населения, и белые боливийцы - в основном ис­панские креолы (5% населения). Прослойка негров и самбо (потомков негров и индианок) в Боливии незначи­тельна. Большинство боливийцев говорят на двух язы­ках - испанском и одном из индейских языков (кечуа, аймара или гуарани). Из-за обилия индейских слов и оборотов испанский язык в этой стране заметно отли­чается от испанского языка других стран Латинской Америки.

Численность населения Боливии растет в основном благодаря естественному приросту; иммиграция в страну очень незначительна, что объясняется в первую очередь слабым развитием ее экономики, тяжелыми природными условиями высокогорья и тропической равнины, а также часто меняющимся внутриполитическим положением. Эмиграция из страны незначительна. В 1900 г. в Боливии (в современных границах) проживало 1,7 млн. человек, в 1950 г. - 3 млн., в 1973 г. - 5,3 млн. В 1963-1973 гг. среднегодовые темпы прироста населения страны соста­вили 2,6%.

По сравнению с большинством других латиноамери­канских стран естественный прирост населения Боливии имеет некоторые особенности. В стране по существу со­хранился колониальный тип воспроизводства населения, который был характерен для стран Латинской Америки в XIX в. При высокой рождаемости (42 человека на тыся­чу жителей) в Боливии сохраняется высокая смертность (17 человек на тысячу жителей). Из-за тяжелых жилищ­но-бытовых условий, недостаточного питания и крайне плохого медицинского обслуживания у боливийцев по- прежнему велика детская смертность (140 человек на 1000 родившихся живыми детей). Средняя продолжи­тельность жизни в Боливии составляет всего 47 лет. По­этому население растет медленными темпами.

Плотность населения в Боливии низка - в среднем все­го 4,9 человека на 1 км 2 . По территории страны населе­ние размещено очень неравномерно. 86% боливийцев жи­вет на плоскогорье Альтиплано и в восточных горных до­линах. Средняя плотность населения в этих районах пре­вышает 7 человек на 1 км 2 , достигая максимума в депар­таменте Кочабамба (14,8 человека на 1 км 2) и в районе, прилегающем к озеру Титикака. Равнины Ориенте (осо­бенно на севере) населены очень редко: здесь на 1 км 2 территории приходится в среднем 1 человек.

Городское население растет довольно быстро и состав­ляет в настоящее время 35%. К числу крупных городов с населением свыше 100 тыс. жителей каждый относятся Ла-Пас, Кочабамба, Санта-Крус и Оруро. Однако в целом для Боливии все еще типичны маленькие города с числом жителей менее 10 тыс. человек, возникшие либо как цент­ры сельскохозяйственных зон в той или иной долине (осо­бенно на восточных склонах Анд и на севере Альтипла­но), либо как центры небольших горнорудных районов на востоке и юге плоскогорья.

За последнее десятилетие несколько крупных городов стали центрами притяжения растущих миграционных по­токов (в основном крестьян). Сельскому населению ста­новится все труднее прокормиться в условиях малопро­дуктивного потребительского хозяйства Альтиплано. Крестьяне переселяются в «поясы нищеты», расположен­ные вокруг наиболее крупных городов, в хижины, сколо­ченные из жести, картона, ящиков. Другими центрами притяжения мигрантов в последние годы становятся раз­вивающиеся районы плантационного хозяйства около го­родов Санта-Крус, Кочабамба и в долине реки Пилько- майо.

Несмотря на отток сельского населения в города, в сельском хозяйстве страны занято 66% экономически активного населения (численность его в 1970 г. состави­ла 1,5 млн. человек, в том числе 1 млн. человек в сель­ском хозяйстве). По доле крестьян в общей численности экономически активного населения Боливия превосходит всех своих соседей. В промышленности в 1970 г. было занято 166 тыс. человек (11% всех занятых), в сфере ус­луг - 181 тыс. человек (12%) и т. д. По своему положе­нию к фабрично-заводскому и горнопромышленному про­летариату примыкают довольно многочисленные кустари- надомники. Их численность составляет около 130 тыс. че­ловек. Для Боливии характерна значительная и устойчи­вая безработица. Число безработных составляет почти 1/3 общей численности рабочей силы.

Самый многочисленный индейский народ Боливии (и крупнейший в Южной Америке) - кечуа (1,8 млн. чело­век). Кроме Боливии, кечуа живут в Перу и Эквадоре, где составляют около половины всего населения, а так­же на севере Аргентины и в Чили. По антропологическим и этническим особенностям боливийские кечуа почти не отличаются от своих соплеменников в названных странах.

Для языка кечуа характерно значительное развитие суффиксации. В современном литературном языке этого народа используется латинский алфавит. Из языка кечуа в европейские языки пришли такие слова, как «лама», «хина», «пума», «вигонь» и др.

Второй по численности индейский народ страны - ай­мара (1,2 млн. человек). Аймара помимо Боливии прожи­вают в Перу и Чили, однако боливийские аймара состав­ляют около 70% численности этого народа в Южной Аме­рике.

Расселение основных народов Боливии сложилось следующим образом. Большая часть кечуа живут в цен­тральной и южной частях плоскогорья Альтиплано - в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба и на севере департамента Чукисака. Основная же этническая терри­тория аймара - районы, прилегающие к озеру Титика­ка, а также высокогорные районы в департаментах Ла- Пас, Оруро и Потоси. Не много можно назвать еще на земле народов, которые жили бы на такой высоте над уровнем моря.

Кечуа и особенно аймара слабо участвуют в заселе­нии Ориенте. С древних времен горные индейцы, выходя на склоны Восточной Кордильеры и их предгорья, с опа­сением смотрели на находящуюся внизу пропитанную влагой сельву. Попытки принудительного переселения ин­дейцев в сельву обычно заканчивались плачевно.

Большинство их не смогли привыкнуть к влажному, жаркому климату и заболевали. За длительный период жизни многих поколений аймара и кечуа хорошо приспо­собились к условиям обитания на высокогорном плато. Медицинские обследования индейцев показали, что в их крови содержится больше красных кровяных телец, чем у жителей низменности. Это способствует лучшему усво­ению кислорода из разреженной атмосферы Альти­плано.

Основную часть населения Ориенте составляют чоло и креолы. Они преобладают в департаментах Санта-Крус, Тариха, Пандо, Бени и южной части департамента Чукисака. Иностранная колония в Боливии немногочис­ленна и насчитывает около 30 тыс. человек (1970 г.). Наиболее значительна группа немцев (около 10 тыс. че­ловек); довольно много их появилось в Боливии после второй мировой войны. Немецкая община играет замет­ную экономическую и политическую роль в самом боль­шом департаменте Боливии - Санта-Крус, расположен­ном в Ориенте. Из остальных национальностей наиболее многочисленны перуанцы, испанцы, итальянцы и арген­тинцы. Все эти национальные группы проживают, как правило, в крупных городах. Некоторые национально­сти живут небольшими колониями. Так, перед второй мировой войной возникла колония еврейских переселен­цев из Европы, затем переселенцев с острова Окинава и т. д.

Занятия отдельных групп населения Боливии, их об­раз жизни, одежда, пища и т. п. характеризуется нема­лыми различиями,

Индейцы занимаются в основном земледелием и ско­товодством, развиты у них также некоторые ремесла. Часть аймара и кечуа трудятся в горнорудной промыш­ленности, выполняя обычно неквалифицированную ра­боту.

Выращивают индейцы главным образом картофель, киноа, кукурузу, ячмень, бобовые и некоторые овощи, ко­торые лучше всего вызревают у озера Титикака. Огром­ное значение в жизни кечуа и аймара имеет разведение лам, альпак и овец. Ламы для них - это и вьючное жи­вотное, и пища, и шерсть, и кожа. В хозяйстве жителей побережья и островов озера Титикака значительным подспорьем является рыболовство.

В питании индейцев главное место занимает карто­фель. Из картофеля кечуа и аймара изготовляют чуньо - крахмалистый продукт, по составу близкий картофель­ной муке, который может храниться много лет.

Одно из главных ремесел индейцев Альтиплано, осо­бенно кечуа, - изготовление одежды и других изделий из шерсти лам и овец. У индианок, идущих за караваном лам или на рудник, за спиною нередко находится ребе­нок, привязанный цветастым платком агуайо, а впереди за поясом почти всегда торчит рогулька с шерстью или с хлопком, из которых скручивается нить. Пряжа окра­шивается до изготовления ткани. Ткани с красивыми и яркими сочетаниями цветов ткутся у индейцев вручную на примитивных горизонтальных станках. Они произво­дятся для собственного потребления и на продажу (втом числе на экспорт). Из других ремесел у кечуа и аймара развито изготовление керамической посуды без гончарно­го круга и плетение из тростника и соломы корзин, ци­новок, сетей и т. д.

Несмотря на кустарное изготовление тканей, одежда аймара и кечуа в основном фабричного производства. Мужчины носят рубашку, жилет и брюки, фетровые шля­пы и кожаные сандалии. Женщины-аймара носят широ­кие юбки и кофты, поверх которых набрасывают шаль, на голове у них неизменные шляпы-котелки. В отли­чие от мужчин они реже носят обувь. Женщины-кечуа на­девают поверх рубашки несколько широких длинных юбок, одна короче другой, так что яркая кайма нижней юбки видна из-под надетой сверху. От холодных ветров Альтиплано особенно хорошо защищают домотканые плотные пончо из шерсти и вязаные шапочки-шлемы: горро - у аймара, чульо - у кечуа.

В густонаселенных районах, примыкающих к озеру Титикака, селения индейцев встречаются двух типов: де­ревни и небольшие хутора посреди обрабатываемых уча­стков. Небольшие индейские дома из адобы (сырцовый кирпич), камня, а иногда из дерновых блоков или трост­никовых циновок имеют прямоугольную или квадратную форму, реже - цилиндрическую. Крыши покрываются тростником (около озера Титикака) или сухой травой - ичу. Окна в них отсутствуют, пол земляной, очаг топит­ся по-черному. В этих домах обычно нет самой примитив­ной мебели, ее заменяют в основном шкуры лам и альпак. В прошлом они освещались плошками с ламьим жиром и фитилем из шерсти ламы, а сейчас используются при­митивные керосиновые светильники. В тех случаях, когда дома не побелены, они малоразличимы на сероватом фо­не ландшафта Альтиплано. На севере Альтиплано дома, как правило, несколько фундаментальней и благоустро­енней жилищ в центральной и южной частях плоскогорья.

Как уже отмечалось, земли здесь плодородней и осадков больше, чем на юге, люди живут более обеспеченно.

Кроме кечуа и аймара на Альтиплано сохранилось не­сколько очень небольших по численности индейских пле­мен. Наиболее интересно из них по образу жизни племя урус. Спасаясь от завоевателей, оно переселилось на ост­рова озер Титикака и Поопо. На озере Титикака один из поселков этого племени расположен на искусственном острове, сплетенном из тростника. Из него же построены хижины и лодки.

Индейцы Альтиплано - наиболее неимущая и бес­правная часть населения Боливии. В более бедственном положении находятся лишь «лесные индейцы» Ориенте. При заготовке леса и расчистке площадей под плантации их обычно сгоняют с земли, оттесняя в глубь лесов.

Большинство испаноязычных метисов (чоло) стре­мятся избавиться от индейских обычаев, нравов и внеш­него облика, усвоить европейские обычаи, манеры и одеж­ду. Так же как и испанские колонисты, они предпочита­ли селиться в основном в городах. Обычно чоло живут зажиточней индейцев. Они заняты в торговле, промыш­ленности, на плантациях и в сфере услуг. Численность метисов в Боливии продолжает расти. Это самая дина­мичная часть боливийского народа.

Наиболее высокое положение в боливийском обще­стве принадлежит белым боливийцам (в основном испан­ским креолам), занимающим, как правило, руководя­щие посты.

Как и во всех латиноамериканских странах, идущих по капиталистическому пути, в Боливии очень велики со­циальные контрасты. На долю эксплуататорских клас­сов, составляющих лишь несколько процентов населения, приходится более трети национального дохода страны. Подавляющая масса населения - трудящиеся - живет в большой нищете. Среднегодовой доход у 2/3 населения - один из самых низких в Латинской Америке. Рабочие в обрабатывающей промышленности Боливии трудятся по 60-70 часов в неделю.

Особенно низко оплачивается труд сельскохозяйст­венных батраков. Бичом трудящихся является безрабо­тица. По данным ООН, рацион питания боливийца (1860 калорий в день) составляет лишь 70% физиологической нормы, необходимой для нормального существования организма. Цены на продукты питания в Боливии очень высоки, поэтому многие боливийцы почти не потребляют мяса, масла, молока и сахара, ограничиваясь картофе­лем, кукурузой и овощами.

Особенно плохо питается индейская часть населения. Чтобы заглушить голод, снять усталость, индейцы упот­ребляют сушеные листья кустарника кока. Их жуют, сме­шивая с золой или известью. Даже для успокоения кри­чащих от голода детей индианки дают им пососать раз­жеванные листья коки. Кока - каждодневный «хлеб» индейцев, хорошо известный еще в государстве инков. В Боливии этот наркотик доступен каждому бедняку, и редко можно встретить индейца, у которого одна щека не казалась бы опухшей из-за жвачки коки. Очень много коки потребляют индейцы, работающие на рудниках. Работа в глубоких, плохо оборудованных и проветривае­мых шахтах в условиях значительной высоты и боль­шой разреженности атмосферы чрезвычайно тяжела. Чтобы выдержать нечеловеческие условия труда, индей­цы-шахтеры жуют листья коки. От тяжелого труда и по­стоянного употребления наркотика они уже в 30-35 лет становятся инвалидами, и мало кто из них доживает до 40 лет.

Массовое потребление коки - важная проблема здра­воохранения. Немало жизней уносят также простудные и инфекционные заболевания: малярия (в Юнгасе и Ориенте), дизентерия и туберкулез. От них особенно стра­дает опять-таки индейское население, которое живет в антисанитарных условиях и постоянно недоедает. Меди­цинское обслуживание в стране развито очень слабо. В 1970 г. один врач приходился на 2400 жителей, причем 90% врачей проживали в семи крупнейших городах стра­ны. До сих пор жителям многих сельских районов прихо­дится пользоваться услугами знахарей. Стоимость лече­ния у врачей столь велика, что и в городах значительная часть жителей обращается к народной медицине, кото­рая имеет в Боливии давние традиции. Так, одно из не­больших племен группы колья (колья-уайа), живущее к северо-востоку от озера Титикака (в провинции Баутиста Сааведра) с древних времен завоевало славу знахарей. Передавая знания лечебных свойств трав из поколения в поколение, они до сих пор выполняют роль врачевате­лей, обслуживающих индейцев Боливии. В Ла-Пасе за старым собором Св. Франциско до сих пор существует целый квартал, где лечат колья-уайа,

Древние индейские цивилизации составили не только основу культуры современных кечуа и аймара, но и ока­зали большое влияние на всю боливийскую культуру. Хотя памятники доинкского периода сохранились плохо, но и сейчас можно восхищаться искусством древних вая­телей, создавших замечательные скульптуры Тиуанаку. Влияние древнего искусства заметно и в изделиях нынеш­них боливийских ремесленников - орнаментах тканей, резьбе по дереву и т. п.

Влияние испанской культуры в Боливии несколько меньше, чем в большинстве латиноамериканских стран. Два крупных индейских народа - кечуа и аймара во многом смогли сохранить свою самобытность. Испанская культура более всего заметна в городах - их архитекту­ре, языке и религии населения, характере праздников и увеселений. Как и в некоторых других странах Латинской Америки, в Боливии очень низок такой важнейший по­казатель культуры, как грамотность - более половины населения неграмотно, особенно много неграмотных сре­ди индейцев. Школу посещают менее 60%- детей от 6 до 14 лет.

Официальная религия Боливии - католицизм. Одна­ко у индейцев сохраняются пережитки дохристианских верований. Католический ритуал у основных народностей страны - аймара и кечуа сочетается с земледельческо-скотоводческим культом и рядом других особенностей. Другие религиозные группы немногочисленный представ­лены протестантами, адвентистами седьмого дня, бапти­стами, квакерами, меннонитами, методистами, пятидесят­никами и др.

Особенно характерны для национальной культуры карнавалы, которые устраиваются в основном в наиболее крупных городах в первой половине года и отчасти восхо­дят к древним индейским обрядам. Так, знаменит восьми­дневный индейский карнавал в «столице олова» - Оруро, который проводится с XVII в. Карнавал - всенарод­ное празднество. Участвуя в нем, боливийцы надевают свои самые яркие одежды. Гвоздем карнавала в Оруро являются «диабладас» - вокально-хореографические представления, изображающие борьбу сил добра и зла. Это - прямое продолжение древних ритуальных танцев индейцев, посвященных покровителю горняков Супаку. Страшные маски участников представления свидетельст­вуют о богатой фантазии их творцов. Стремясь удержать индейцев под своим влиянием, католическая церковь Бо­ливии смотрит сквозь пальцы на удивительные сочета­ния христианских и языческих обрядов.



Статьи по теме: