Темы занятий музыкальные инструменты для средней группы. Конспект занятия на тему: "Музыкальные инструменты" в средней группе

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности

Просмотр содержимого документа
«« Знакомство с ударными музыкальными инструментами» Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы»

Тема:« Знакомство с ударнымимузыкальными инструментами»

Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Мамоново

Пояснительная записка

Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие» составлено в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. с использованием ИКТ, а также технологии коллективного воспитания.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательное развитие»».

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности

Ход занятия

Дети входят в зал танцевальным шагом, останавливаются в кругу.

Воспитатель: Доброе утро! Улыбнись скорее, и сегодня весь день будет веселее. Всем кто рядом «Здравствуй» говори. Здравствуй, здравствуй снова повтори.

Ребята, мы с вами сейчас попадем в новую страну. Этой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это страна «музыкальных инструментов». А попадем мы в эту страну со звоном колокольчиков.

«Упражнение с колокольчиками» Т.Вилькорейской.

После упражнения дети садятся на стулья, на Слайде 3 появляются ударные музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько музыкальных инструментов – целая страна.
А правит в этой стране Король-барабан.
- Внимательно посмотрите и скажите, что нужно сделать, чтобы эти инструменты зазвучали? (Ответы детей)
М.Р.-Правильно ударить.
-Послушайте и отгадайте загадку.

Слайд 4
Когда играю я на нем, когда я репетирую,
С испугом думает весь дом, что крышу ремонтирую.

Дети: барабан
-Да это сам Король-барабан.
-А кто может сказать, почему королем страны выбрали барабан? (подвести ребят к ответучто на барабане можно играть очень громко, а на других инструментах этого делать нельзя.)

Слайд 5
-Посмотрите, какие бывают барабаны. (при показе участвуют 2вида барабана: одностороннийи двусторонний)
-Барабан имеет одну, либо две перепонки, в зависимости от этого называются одностороннимии двусторонними.
-Как же играть на барабане? Кто может показать? (дети показывают, уточнить, как правильно держать палочки и руку при игре на барабане.)
-Барабаны занимали очень важное место в военной музыке. Раньше барабанами пользовались наполе битвы, для передачи войскам сигналов для поддержания боевого духа и для устрашения противника.
-А вот для чего еще нужны барабаны, послушайте и скажите.
Слушание «Бьют барабаны» Л.Шварц .
-Да барабаны служат для походов, для того чтобы солдаты шли ровным маршем.
-Помните, мы с вами говорили о характере. О характере человека, о характере музыки.
-А вот у каждого музыкального инструмента тоже есть свой характер, характер звучаниеили еще называют окраска звука.
-Какой характер звучания или звука у барабана?

Ответы детей: громкий, гремящий
-Сейчас и мы с вами попробуем маршировать как солдаты под бой барабана.

Ходьба под звук барабана.

На середине зала лежат на полу на каждого по 2 деревянные палочки. Дети маршем подходят к инструментам.
-А вот это палочки. Но они сейчас превратятся в ударные инструменты, а вы слушайте и мне помогайте.
Стихотворение «Палочка-стукалочка»
Для ритмического сопровождения текста.
Тук-тук-тук-тук – это что за звук? (ударять палочку о палочку)
Деревянный это звук тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками о пол)
Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил как долотом тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять скресно палочками
Деревянный молоточек о пол)
Подбивает ваш каблук тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук - это что за звук? (Ударять палочками скресно
В дверь к нам кто-то постучался. по коленям)
Вот откуда этот стук тук-тук-тук-тук.
-А вот теперь скажите это простые палочки?
Дети: Нет,это музыкальные ударные инструменты.

М.Р. Давайте мы их отнесем к нашим ударным инструментам. (дети проходят на места и кладут палочки на стол)

Слайд 6
М.Р.-Посмотрите на следующий инструмент и скажите, как он называется? Дети: металлофон
-Вы знаете, почему его так назвали? Он состоит из металлических трубочек, которые при ударе молоточком звучат. Метал звучит-металлофон.
-Этот инструмент можно назвать ударным?
Дети: Да это ударный инструмент,

М.Р. На нем можно сыграть мелодию, значит это не просто ударный,а ударно-мелодический инструмент.

Распевка «Эй кузнец» - игра на металлофоне.
-Кто может сказать, какой характер звучания у металлофона?

Дети: Звонкий
-Можно на этом инструменте играть очень сильно ударяя молоточком?

Дети: Нет
М.Р. Ребята, что такое оркестр? Это когда звучат сразу или поочередно много разных инструментов. И чтобы нам создать свой оркестр музыкальных инструментов мы поиграем в «Колпачок».
У меня здесь спрятаны под колпачками инструменты, кто отгадает их по звучанию, на том инструменте и будет играть в нашем оркестре.

Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха
«Колпачок»
-Инструменты у всех? Наш оркестр готов! Тогда начнем, но не забывайте, что инструменты у нас играют в проигрыше между куплетами в песне.
Песня «Песенка-чудесенка»

Ну, вот мы с вами познакомились и поиграли на ударных инструментах. Король этой страныприслал нам задание. Вот кассета, на которой записаны отрывки разных музыкальных произведений. Мы должны прослушать музыку и узнать где звучит сам король ударных инструментов, (объяснить детям, что при звучании знакомого инструмента будем маршировать)

Определение на слух музыкального инструмента-барабана.
Выделить из многообразия звучания инструментов звучание барабана.

Игра песня с барабаномСлайд 7
М.Р. -Вы прекрасно поработали и заслужили призы (раздача памятных сувениров в форме барабана)
-Ребята я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну «Страну музыкальных инструментов», которая познакомила нас с ударными инструментами.Мы еще обязательно вернемся сюда.

А пока пропоем - До свидания!
Дети выходят из зала.

Конспект занятия по музыке

(подготовительная группа)

"В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи :

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование :

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с де

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РТ Трубачёва В.Н. музыкальный руководитель II квалификационной категории детского сада №357 Казань 2014 г.

Программное содержание

Развивать способность слушать музыкальные произведения,

Чувствовать их характер, выражать свои чувства словами, рисунком, движениями.

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на барабане, бубне,

металлофоне, колокольчиках, треугольнике, деревянных ложках и др.

Оборудование

Музыкальные инструменты: металлофон, деревянные пластинки, барабан, бубны,

деревянные ложки, треугольник, погремушки, колокольчики. Корзинка с конфетами.

Ход занятия

  1. Дети под музыку польки вбегают в зал, становятся полукругом.
  2. Музыкальное приветствие с музыкальным руководителем и гостями.
  3. Звучит музыка Э. Грига «Утро» (пение птиц, ручеек, кукушка)

Муз. рук. «Дети, мы с вами оказались в лесу. Послушайте, кто так красиво поет в лесу?

Дети: «Птицы»

Муз. рук. «А, так весело журчит кто?

Дети: «Ручеек» (слушают музыку, воспитатель исполняет упражнение с детьми)

Солнышко - вращение кистей рук вверх, вниз;

Цветы - бутон, раскрытие ладоней;

Ветер – качание рук над головой со звуками - «ф» , «ш» дуют;

Осенние листья - встряхивание кистей рук, приседание;

Птицы - бегут по кругу махая руками, садятся на стулья.

4. Муз. Рук: Ребята, в лесу вы услышали музыку норвежского композитора Э. Грига «Утро» .

Там пело много птичек. А про какую птичку я вам расскажу. Угадайте.

Загадка: птичка сидя на суку, все поет ку-ку, ку-ку, незатейлива простушка, а зовут ее (кукушка)

1) Споем песенку о кукушке (Это птичка поет ку-ку - от разных нот.)

Похлопаем, как поет кукушка (хлопают ку-ку)

А теперь сыграем на металлофоне, как поет кукушка (играют несколько детей)

5. Сейчас вы услышите уже знакомую музыку (П. И. Чайковский «Игра в лошадки» )

О ком эта музыка? Какой композитор написал ее? Это быстрая музыка или медленная?

Плавная или отрывистая? (Дети слушают музыку, узнают, отвечают на вопросы.)

Поскачем на лошадках. (Изображают езду на лошадке) .

На ногах лошадки копыта, которые звонко цокают. Мы превратимся в лошадок и на деревянных пластиночках изобразим, как цокают лошадки. (Дети под стульчиками берут пластинки)

Если мы будем стучать узкой стороной пластинки - здесь звук глухой, - лошадки бегут в лесу по лесной дороге. Если мы будем стучать широкой стороной пластинки - здесь звук звонкий, - лошадки бегут в городе.

Девочки - лошадки в лесу (узкой стороной пластинки)

Мальчики – лошадки в городе (широкой стороной пл.) (Кладут пластинки под стулья)

6. Я сейчас сыграю вам на инструменте, а вы угадайте, какой это инструмент звучит?

(М. Р. играет на барабане, дети угадывают.) Дети, хотите спеть песню о барабане?

  1. Дети поют песню «Барабанщик» муз. М. Красева (имитируя руками игру на барабане)
  2. «На барабане играет барабанщик. Кто хочет быть барабанщиком?»

(Пение песни под игру барабанщика)

7. М.Р. «К нам из леса кто-то спешит» (Вбегает «зайчик» с деревянными ложками) .

Зайчик: Здравствуйте, ребятки! Я зайчик- попрыгайчик из леса прискакал. (бьет ложками)

Та- ра- ра –та-ра-ра, поиграть пришла пора, инструменты вы берите, с ними весело пляшите.

Игра-танец с музыкальными инструментами

(На полу на цветных карточках разложены музыкальные инструменты) Дети бегут по кругу за зайчиком. С окончанием музыки, дети берут с пола инструменты.

Пляшут (пружинка, топают, выставление ноги на носок)

Играют на музыкальных инструментах.

Кружатся вокруг себя, высоко подняв музыкальные инструменты.

Кладут инструменты на пол, бегут по кругу.

(Игра-танец повторяется 2-3 раза)

М.Р. Молодцы, ребята, вы хорошо танцевали и играли на музыкальных инструментах.

Зайчик хочет угостить вас сладостями.

(Зайчик из корзинки достает конфеты, угощает ребят) .

М.Р. Ну вот и закончилось наше занятие, до свидания, ребята!

Дети: (поют) До свидания. (Под музыку выходят из зала)

Государственное образовательное учреждение детский сад №326

г. Москва

Музыкально – образовательный проект

для детей средней группы

«В стране музыкальных инструментов»

Подготовила : воспитатель группы №2 Мельникова Ирина Олеговн

Вид проекта : Тематический, групповой, комплексный.

Участники : Дети средней группы

Возраст детей : 4-5 лет.

Области интеграции:

«Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».

Продукт совместной деятельности: Творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление афиш, пригласительных билетов.

Продукт детской деятельности:

1. Создание альбомов детских работ;

2. Выставка детских рисунков;

3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала.

Актуальность темы.

Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.

Постановка проблемы.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему? Потому, что в детстве их не научили играть играючи.

Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.

Краткое описание проекта:

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.

Всего в проект будут вовлечены дети средней группы, их родители, музыкальный руководитель и воспитатели.

Цель проект:

· Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

· Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить детей творчески и нестандартно мыслить.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.

3. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

4. Развитие познавательных и творческих способностей.

5. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

6. Обогащение словаря.

7. Осваивать различные формы приобретения опыта.

8. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

9. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.

10. Развивать у детей желание слушать народную и классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.

11. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта :

1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными, музыкальными инструментами.

2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической и инструментальной музыки, готовность к творчеству.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и на конец работы над проектом: «Страна музыкальных инструментов»

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью подведения итогов работы.

План реализации проекта:

Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный

На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно – информационная компания.

Поиск информации о различных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

2 этап – основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Исследовательская деятельность.

Привлечение родителей к подготовке материалов для изготовления детских инструментов.

Совместное с родителями изготовление детских инструментов.

3 этап – заключительный

Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие с семьей и педагогами:

1. Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на развитие ребенка».

2. Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников»

3. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.

Оборудование и оснащение педагогического процесса:

1. Подобрать фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых на проекте.

2. Подобрать иллюстрированный материал.

3. Игровая деятельность: Музыкально – дидактические игры.

4. Презентация: «Музыкальные инструменты»

5. Цикл игровых экскурсий, занятий по теме проекта.

Знакомство с музыкальными инструментами

(Паспорта музыкальных инструментов):

Музыкальный инструмент - обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Бубен - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Барабан - ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.

Металлофон - род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.

Один из видов металлофона - колокольчики.

Сходный музыкальный инструмент - ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.

Дудка - русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.

У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

Свистулька – детский игрушечный свисток.

Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.

В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.

Работа с родителями:

· Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

· Консультация для родителей на тему «Музыкальное воспитание в семье».

· Изготовление родителями совместно с детьми музыкальных инструментов из подручных материалов.

· Приглашение родителей на музыкальные праздники».

· Показ НОД с воспитанниками по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия в музей музыкальных инструментов».

Работа с педагогами:

· Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников».

Заключение

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Вывод:

Обобщая все выше сказанное необходимо отметить что к 5-6 годам, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

« В мире музыкальных инструментов » Творческий проект в средней группе ДОО « В мире музыкальных инструментов » Творческий проект в средней группе ДОО Кошутина Надежда Владимировна – музыкальный руководитель МБОУ « СШ 3 г. Вельска, СП « Детский сад 61 « Родничок »


Вид проекта: творческий Продолжительность проекта: среднесрочный Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет; воспитатели; родители; руководитель проекта - музыкальный руководитель Образовательные области: в данном проекте осуществляется интеграция всех областей: художественно – эстетического, познавательного, речевого, социально - коммуникативного и физического развития




Задачи: В мире музыкальных инструментов Развитие эмоциональной сферы ребенка Обогащение музыкальных впечатлений детей и способствование формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом Приобщение к музыкальной культуре Формирование потребности в восприятии музыки Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира Развитие познавательных и творческих способностей Обогащение словаря Способствование развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии Развитие моторики рук Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями


Предполагаемые результаты: Обогащение музыкальными впечатлениями детей. Проявление потребности в восприятии музыки. Сформированы умения: - узнавать на слух и называть различные музыкальные инструменты, - собирать пазлы с изображением музыкальных инструментов, - раскрашивать изображения музыкальных инструментов, - отгадывать загадки про музыкальные инструменты, - извлекать ритмично звук из музыкальных инструментов разными способами, - согласовывать свою игру на музыкальных инструментах с другими детьми. Вовлечение родителей в образовательный процесс через изготовление родителями, вместе с детьми, музыкальных инструментов своими руками.


Предварительная работа: Предварительная работа: 1. Поиск информации о различных музыкальных инструментах в книгах, телепередачах, интернете (история создания, мультфильмы, загадки, картинки для раскрашивания, пазлы и т. д.) 2. Создание - консультаций для родителей: « Музыка и здоровье ребенка », « Музыкальные инструменты своими руками », - операционных карт по изготовлению музыкальных инструментов своими руками, - яркого объявления для привлечения родителей к участию в проекте.


Участие (детей, педагогов, родителей) в осуществлении проекта: Музыкальный руководитель: подготовка информации о различных музыкальных инструментах, подбор демонстрационного и раздаточного материала, изготовление консультаций, операционных карт, объявления для родителей, совместная деятельность с детьми (вместе с воспитателем): беседы, раскрашивание картинок, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, д \ и « Собери музыкальный инструмент », « Узнай инструмент », игра на детских музыкальных инструментах, оформление выставки « Оркестр своими руками », создание мультимедийной презентации.













Статьи по теме: